Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Ольга ФОМЕНКО

НИЖНИЙ НОВГОРОД

в мае-июне 1992 года

ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В МАЕ-ИЮНЕ 1992 года

I. Особое положение Нижегородской области в регионе. Лидерство главы областной администрации Нижегородской области Немцова среди соседей и оформление экономического союза с намечающимся политическим подтекстом.

 

Нижегородская область занимает в Волго-Вятском регионе положение лидера (см. 1.1.), производя более 50% промышленной продукции и имея развитую производственную инфраструктуру. Особое положение области регионе объясняется еще и политической силой ее руководителя Б.Немцова, находящегося в особых отношениях с Российским Центром (см. «Нижний Новгород в апреле.») и создавшего в силу личных качеств и благоприятных обстоятельств вертикаль исполнительной власти, добившуюся исполнения на местах всех принимаемых руководством решений. Сочетание этих условий достаточно редко встречается сегодня, и не случайно именно Немцов стал лидером этого сообщества. Экономическая (а отчасти и политическая) ориентация соседних республик на Нижегородскую область представляется чрезвычайно выгодной с общеполитической точки зрения, так как «отрывает» их от Татарстана, становящегося лидером в регионе как по экономическим причинам, так и в силу общего «автономного» происхождения и несколько отодвинет угрозу образования «Волго-Уральской Ассоциации» бывших автономий, пока эта идея близка лишь представителям национальных движений Чувашии и Марийской Республики и не обсуждается представителями властной политической элиты.

Если Центр поймет эту тенденцию и пойдет навстречу вновь созданной организации в плане экономических уступок, он выиграет значительно больше, чем проиграет.

 

II. Наличие сформированной сильной исполнительной власти в области и интерес к ней политиков самых различных рангов и политических пристрастий.

 

Конфликтов на властных уровнях в Нижегородской области на сегодняшний день не наблюдается, что еще раз показывает крепость власти в регионе. Лишним доказательством бесконфликтности сосуществования руководителей Советов и администраций послужило образование Координационного совета, куда вошли все упомянутые руководители и который возглавил председатель областного совета Крестьянинов. Руководители Нижегородской области показали всей стране, что при наличии сильной демократической исполнительной власти возможно избежать конфликтов с Советами всех уровней. Такой пример необходим российскому руководству с его курсом на усиление исполнительной власти.

Видимо, именно поэтому Немцову позволяется многое из того, чего не могут добиться другие руководители — в частности, сделать скидку с НДС (см. 2.3.).

Привлекательность области высока для самых различных политиков, этим и объясняется визит Травкина в область, приезд Константинова Павлова (см. 3.2., 3.3.). Приезд Явлинского и приход его именно в этой области к практической деятельности также симптоматичен и указывает на его уверенность в долговечности и реформаторском характере областной администрации.

 

III. Активность профсоюза работников агропрома как слабое проявление общероссийских акций работников этой сферы (см. 3.4.1.).

 

Выступления представителей агропромышленного сектора происходят во многих областях России (например, в Псковской, Ярославской, Республике Марий-Эл). Интенсивность выступлений и их экономический либо политический характер обусловлен силой движения на местах — в Ярославской области, к примеру, имеется сильная организация Крестьянского союза и недовольство выражается остро, выдвигаются требования отставки Правительства РФ, крестьяне угрожают забастовкой. На этом фоне двухдневное пикетирование облсовета представляется слабой формой выражения недовольства. Показательно, что требования профсоюза были по возможности удовлетворены — Немцов не хочет осложнений с профсоюзами в период интенсивного сбора урожая. Администрация Нижегородской области стремится всеми возможными способами избежать конфронтации с кем бы то ни было, стремясь не допустить роста социальной напряженности. При этом рычаги налога на добавленную стоимость остаются в руках областного руководства — еще один «подарок» Центра администрации Немцова.

 

IV. Резкое снижение и до того невысокой активности населения в условиях относительной стабильности экономики области и внимания администрации к социальным нуждам населения (см. 2.3., 4.).

 

Социологические опросы населения Нижегородской области показывают снижение активности населения. Население не выказывает восторга ходом экономических реформ, но социальная напряженность не ощущается ни в опросах населения области, ни в атмосфере на улицах города. Отсутствие интереса граждан к политике проявляется как в малой посещаемости политических собраний (см. 3.1., 3.3., 3.4.2.), так и в отсутствии реальной забастовочной активности на предприятиях города. В этих условиях реальные политические организации как бы повисают в воздухе, не находя себе политической опоры.

Никакие массовые акции в данных условиях в Нижегородской области невозможны.

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1.       Развитие региональных связей и доминирующая роль нижегородской администрации в регионе

28 мая в Большом зале облсовета собрались главы администраций Нижегородской и Кировской областей и «первые лица» республик, входящих в состав Волго-Вятского региона (Президент Марий-Эл Зотин, зампред Совмина Чувашии Ефремов, 1-й заместитель Председателя Совета министров Мордовии Гармашов).

Поводом для встречи стало создание Межрегионального маркетингового центра (ММЦ). Республики и области региона богаты взаимными экономическими связями, предприятиям соседствующих территорий зачастую очень легко найти общий язык, и работа «ММЦ» подразумевает координацию производственных действий, обработку и выдачу информации о состоянии рынка как в Волго-Вятском регионе, так и по всей России. В задачу ММЦ также входит решение вопросов рынка труда, социальных вопросов.

Но основная причина съезда руководителей — стремление выработать в перспективе единую экономическую позицию, согласованность в противодействии некоторым шагам правительства. Последнее, не скупясь на выражения, подверг резкой критике местный губернатор Борис Немцов. Приговором в его устах звучал реестр экономических бед — «с апреля мы работаем в режиме гиперинфляции, абсурдно входить в рынок без перестройки производства». Резюме — «это уже не спад, а крах экономической системы. Ну не абсурдно ли — практически все предприятия сидят на картотеке, берут деньги в долг, а банки им дают, дают... Предприятия ни за что не обанкротятся, потому что тогда станут банкротами большинство банков.»

Губернатор проинформировал о трагической для многих тенденции повышение курса «хлебного» доллара к рублю за май с 5,6 до 20. Это значит, что хлеб из импортного зерна подорожает как минимум в четыре раза.

В критике правительства поддержал губернатора глава облсовета Евгений Крестьянинов, призывая к возвращению разумного планирования (не как догмы, а как сведение целей и задач). Он же выразил, пожалуй, лейтмотив встречи, — «мы должны здесь зафиксировать волю к взаимодействию».

В речах «братьев по региону» чувствовалось подспудное равнение на Бориса Немцова. Похоже, что в упряжке соседствующих республик и областей Нижегородская играет роль «коренного». Сами же гости отмечали, что экономический кризис менее всего коснулся Нижегородской области, причем объем производства в области составляет 60% от производства всего региона.

Правда, в кратких докладах слышалось не только поддакивание инициатору встречи Немцову, но и предложения. Мордовский вице-премьер говорил, например, о льготном кредитовании, инвестировании на территории Поволжья. Шел разговор о стимулировании взаимных поставок об обмене информацией. Были приняты итоговые документы, выражающие как раз «волю к взаимодействию». Итоговое обращение.(из 3 пунктов) посвящено критике правительства. В нем, в частности, говорится: «Мы... обращаемся к Правительству и Президенту, предлагаем: 1) отменить решение о повышении курса «хлебного» доллара до 1/20 (сейчас — 1/80); 2) ослабить налоговое бремя; 3) прекратить порочную практику неуклонного повышения процента, взимаемого за кредиты банками.

Можно сказать, что встреча явилась выражением регионального экономического сепаратизма. На совещании произошло, по существу, зарождение новой оппозиции правительству. При этом, по словам Немцова: «Это не заговор, и не новое ГКЧП. Ельцин о встрече знает». Экономический курс правительства становится все менее и менее популярным. Даже столь последовательный сторонник радикальных экономических реформ, каким является Немиов, вынужден искать поддержки против его политики у значительно более консервативных соседей.

1.2.       Приход в областную администрацию Г.Явлинского и его экономические новации

Еще в конце мая было объявлено, что для более квалифицированного руководства экономической политикой областной администрации в Нижний Новгород приезжает Г.Явлинский. 30 июня состоялось двухчасовое выступление Явлинского перед общественностью, 2 июля — перед лидерами общественных организаций при закрытых дверях.

Г.Явлинский изложил собравшимся программу первоочередных мер, рекомендуемых им для проведения в области. Жителей города особенно заинтересовали перспективы Нижегородского займа, облигации которого, по-видимому, будут выдаваться в качестве части зарплаты и приниматься на территории области в качестве платежного средства, что позволит справиться с кризисом наличности своими силами.

По его программе при областной администрации создано 8 рабочих групп: финансовой стабилизации, повышения устойчивости промышленности, поддержки частного предпринимательства, социальных программ, статистики и информации, и т.д. Продуктом деятельности рабочих групп станут проекты местных нормативных актов, подаваемых на утверждение облсовет, и проведенные мероприятия в рамках программы (например, сейчас в городе проводится месячник свободы торговли).

Явлинский приехал в город в качестве эксперта и председателя Совета экономического и политического исследовательского центра (сокращенно ЭПИЦЕНТР), но по приезде в город получил от главы областной администрации Немцова предложение войти в Координационный совет области, в который входят председатели городского и областного советов и главы городской и областной администраций соответственно. Таким образом, Явлинский не только призван создать и воплотить в жизнь свою программу на уровне области, но и отвечать за итог своих действий.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РЕГИОНЕ

2.1.       Малая приватизация

На данный момент из госсектора вышло 250 предприятий торговли бытового обслуживания (из них 112 магазинов), но на их долю приходится лишь 2,8% стоимости услуг, оказанных населению. За май-июнь прошло 4 аукциона по реализации таких объектов. 16 июня в Доме архитекторов имел место очередной аукцион по продаже прав аренды и собственности на муниципальные предприятия. В результате были выявлены лишь шесть арендодателей и собственников объектов, в основном магазинов и кафе. Организаторы мероприятия объявили, что с октября в подобных аукционах смогут принимать участие и зарубежные бизнесмены. Приватизационный ажиотаж, охвативший город в апреле (см. «Нижний Новгород в апреле»), схлынул. По представлению облсовета в мае представители администрации «подчистили» Положение о приватизации и убрали из него несоответствия российскому законодательству. Конфликты исчезли; по свидетельству наблюдателей, коллективы магазинов, желающие выкупить свои предприятия, находят себе «спонсоров» — фактически, хозяев, пользующихся льготным порядком выкупа для трудовых коллективов и обещающих социальные гарантии для ныне работающих. Приватизация жилья в городе идет прежними темпами, на данный момент в городе приватизированы 575 квартир, в которых проживает около 1700 человек.

2.2.        

Положение с наделением желающих земельными участками для обработки. В период с 1 по 31 мая в связи с массовой посадкой картошки цены на пригородные автобусы снижены вдвое (снижение цен далее было продлено на июнь и июль). Постановление об этом было выпущено нижегородским губернатором Борисом Немцовым. Это — продолжение покровительственной политики областной администрации по отношению к личному подсобному хозяйству, из которого, по мнению лидеров, только и может вырасти полноценное фермерское движение (см. «Нижний Новгород в апреле»). По данным статистики, из 20 000 желающих получить во владение и для обработки участки земли получили землю 17 000 человек, остальные 3 000 получат землю к осени (для этого надо найти близко от города 400 га земли). Наделение желающих землей производилось по заявлениям.

2.3.       Формирование бюджета и и его расходование

Распоряжением Нижегородской администрации налог на добавленную стоимость на все виды сельхозпродуктов не должен превышать 15%. Несмотря на это, областной администрации не удалось избежать недовольства и пикетирования со стороны профсоюза работников агропромышленного комплекса (см. 3.4.1.). Эти акции явно проводятся во всей России централизованно, согласуются в Центральном совете ФНПР.

Положение на потребительском рынке и на предприятиях Нижегородской области немногим лучше, чем в целом по стране. Например, в городе Кстово Нижегородской области во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства продолжается спад производства. Зато вырос выпуск товаров народного потребления на 121,68% по сравнению с 1 кварталом 1991 года. Прирост получился почти целиком за счет выпуска винно-водочной продукции местного винзавода. Доля его товара 47% в общем объеме производства.

Большую проблему в области составляет кризис наличности, на почтах по нескольку недель нельзя получить почтовый перевод. 5 июня в область пришли долгожданные деньги — 500 млн. руб. Задолженность по зарплате теперь составляет 1 млрд. руб. Как и прежде, основным источником относительного экономического благополучия области остаются нефтеперерабатывающие предприятия, вернее, их «натурные» отчисления областному руководству. 5 июня в Нижнем Новгороде прошел аукцион экспортных квот и лицензий на продажу нефтепродуктов. Все лоты, а каждом лоте — право на продажу 750 тонн нефти, были раскуплены за час. Сумма продажи составила 690 млн. рублей.

В то же время, в результате повышения курса «хлебного» доллара (см. 1.1.) ожидается рост стоимости хлеба, которое на Нижегородской области не скажется: постановлением главы областной администрации скачок цен компенсируется 16-ю миллионами рублей из областного бюджета.

В Нижегородской области администрация установила фиксированные цены на сахар. Комбинату, производящему сахарный песок из импортного сырья, разрешено продавать его по ценам не выше 24 рублей за килограмм. С торговой надбавкой цена достигает 30 рублей (этот песок распределяется по талонам исходя из расчета по килограмму на человека в месяц).

 

На примере Нижегородской области, передовой в отношении проведения реформы, мы видим, как областная администрация осуществляет управление, перераспределяя средства в пользу социальных расходов добиваясь тем самым стабильности, все больше рассчитывая на себя и все меньше обращаясь к Центру.

3.    ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

3.1.       Отношение политических партий к проведению «ельцинского» референдума

27 мая в нижегородском общественно-политическом центре по инициативе политических движений Демократическая Россия и Российское Движение демократических реформ с предварительным оповещением в печати состоялось собрание граждан, посвященное вопросам, связанным с подготовкой к референдуму. Собрание поставило себе целью обсудить следующие вопросы: необходимость референдума, правильность постановки вопросов на нем и выбор инициативной группы. То небольшое количество граждан города, которое участвовало в работе собрания (а это около 150 человек, примерно столько же не хватило до кворума), поддержало идею референдума. С другой стороны, было зачитано заявление политсовета Демократической партии России, который выразил свое отрицательное отношение к референдуму, аргументировав это следующим образом: есть опасения, что референдум будет способствовать приостановлению реализации всех необходимых, но непопулярных мер, принимаемых правительством для успешного завершения экономической реформы. Возможность проведения такого референдума допускается Демократической партией России по достижении первичной стабилизации экономики и только после того, как истечет срок действий чрезвычайных полномочий Президента. Близкую позицию занимают представители НПСР.

3.2.       Визит в город Н.Травкина и активизация ДПР

3 мая Нижний Новгород посетил председатель Демократической партии России и — одновременно с этим — глава администрации одного из районов Московской области Николай Травкин. Его сопровождала группа экспертов и консультантов. Цель поездки — ознакомиться с ходом реформы в Нижнем Новгороде и, в частности, с тем, как в Поволжье проходит приватизация. Травкин привез с собой двух специалистов по приватизации (вероятно, для квалифицированного ознакомления с процессом).

Лидер ДПР встретился с главой администрации области Борисом Немцовым. Встреча проходила в Нижегородском Кремле, причем за закрытыми дверями. Речь шла о разгосударствлении местной экономики и ходе реформ в городе и области. Любопытно, что на вопрос о совмещении постов партийного и государственного — «каково сидеть на двух стульях» — Николай Ильич буквально ответил, что «ему и так удобно». Визит закончился встречей Николая Травкина с первыми лицами городских районных администраций. 6-7 июня в городе был проведен семинар-совещание региональной организации Демократической партии России, посвященный проблемам внешней и внутренней политики и оценке социально-экономической ситуации в стране. Присутствовали заместитель председателя партии Илья Ройтман и председатель исполкома ДПР Валерий Хомяков. В связи с тем, что в Нижегородской области существует сильная реформаторская власть, политики самых разных рангов и политических пристрастий посещают ее с целью ознакомиться с положением на месте, перенять полезный опыт. Нижегородская администрация приобретает все больший авторитет в стране.

3.3.       Патриоты и их активность в городе

15 июня состоялась встреча общественности города с депутатами Верховного Совета России — Игорем Константиновым и Юрием Павловым. Организовала встречу местная патриотическая организация «Русский клуб», ее представители сняли зал во Дворце труда. И.Константинов — председатель правления Российского народного собрания (РНС) (коалиционное объединение, созданное в феврале 1992 года в Москве, на Российском Соборе). Присутствовал также заместитель председателя правления РНС Е.В.Артемов. Речь на собрании шла об оппозиции к правительству Ельцина-Гайдара. Социальная поддержка у РНС, видимо, небольшая, об этом тоже шел разговор на встрече, поэтому речь идет не о том, чтобы сформировать оппозицию, а о том, чтобы стать в оппозиционные отношения к правительству. Аудитория встречи была не очень большой — около ста человек. После встречи депутаты российского парламента поделились с представителями администрации удивлением от «горячности» зала, которому выступления ораторов показались недостаточно радикальными. Патриотические организации укрепляются всюду по стране, в Нижнем Новгороде, где традиционно сильны коммунистические организации, возможен в будущем союз коммунистов с «патриотами», который может иметь значительный потенциал.

3.4.       Коммунистические организации и профсоюзы

3.4.1.       

Активизация профсоюза работников аграрно-промышленного комплекса. 25 мая на заседании координационного комитета работников агропромышленного комплекса области нижегородские аграрники высказали недоверие директору департамента сельского хозяйства Нижегородской администрации. В дни работы очередной сессии было проведено пикетирование областной администрации работниками сельского хозяйства. После двухдневного пикетирования на сессии было заявлено, что с 1 июля 1992 сельхозпредприятия будут получать дотации: деньги, полученные от налога на прибыль, будут оставаться в областном бюджете и пойдут напрямую селу. Хозяйствам также удалось «выбить» освобождение от налогов на некоторые виды продукции (например, скоропортящиеся).

3.4.2.      Деятельность партий левого спектра. Отсутствие массовой поддержки населения

4 мая решением секретариата нижегородского обкома ВКПБ в Нижнем создан горком ВКПБ. Первым секретарем горкома стал секретарь обкома по оргпартработе Эдуард Пенькович. Лидеру необольшевиков 53 года, образование инженерно-строительное. Вторым секретарем горкома избран бывший заместитель начальника авиации отдельной армии ПВО, ныне полковник в отставке Юрий Силантьев,он немного старше Пеньковича.

28 мая Движение «Трудовая Россия» начало в центре Нижнего Новгорода сбор подписей, имеющий целью постановку на предстоящем референдуме вопроса об отставке Президента Б.Ельцина. За четыре дня было собрано менее ста автографов горожан. На всех крупнейших предприятиях города созданы стачкомы и введена предзабастовочная готовность. Причиной для этого послужила задержка выдачи зарплаты за апрель и май. По утверждениям работников банков, этому служит причиной практически полное отсутствие наличных денег. Думается, что в отсутствии политической активности населения ни первый (см. 3.1.), ни второй референдумы, не имеют шансов быть проведенными. Оба лагеря безуспешно пытаются организовать себе массовую поддержку, но в условиях социальной апатии их усилия, похоже, обречены на провал.

4.    ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Проведен опрос общественного мнения в Нижнем Новгороде и области. На опрос о том, какое влияние на жизнь трудящихся имеют профсоюзы, 20% опрошенных заявили, что влияют очень мало, 30% вовсе отказали профсоюзам в каком-либо влиянии на общественную жизнь. Более 50% нижегородцев не одобряют политику, которую проводит сейчас Ельцин. Две трети нижегородцев недовольны реформами. По данным социологических опросов, рейтинг Немцова за последние месяцы претерпел незначительные колебания; он несколько повысился в мае и снова понизился в июне. По-прежнему рейтинги Немцова и Ельцина следуют параллельно (см. «Нижний Новгород в апреле»). За последние месяцы стабилизировалась на уровне 53% «группа нелояльных», она не испытывает тенденций к росту. Последние опросы общественного мнения характеризуются резким сокращением позиций, волнующих общественное мнение — исчезла из упоминаемых в первую очередь формулировка о дефиците товаров, перестало встречаться упоминание о безработице. Население волнует, по существу, только кризис наличности и связанные с ним проблемы. Эти данные еще раз подтверждают тезис об отсутствии социальной напряженности в обществе; они так же свидетельствуют о стабильности экономического положения в Нижегородской области и об утрате правительством доверия населения, которое, впрочем, альтернативы команде Гайдара не видит.