Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Башкортостан

Иршат БИКБУЛАТОВ

БАШКОРТОСТАН

в июне 1992 года

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Политическая ситуация в республике в июне 1992 года характеризовалась относительным затишьем. Руководство республики во главе с Муртазой Рахимовым сочло свои позиции настолько укрепившимися, (и не без оснований), что без всякой оглядки на какую-то ни было оппозицию успешно провело несколько эффектных политических акций. Одной из них стало заявление Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 4 июня 1992 года в защиту Съезда народных депутатов. Верховного Совета Российской Федерации и его Председателя от нападок «определенных политических сил» (имеются ввиду «Демократическая Россия» и др. сторонники Президента Ельцина и Гайдара). Заявив о необходимости поддержки Российского правительства и Президента. Как бы в поддержку своей линии на этом заседании ПВС Республики Башкортостан принял Постановление о мерах по реализации Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан, которое предписывает всем структурам власти «планомерный переход к новым, договорным отношениям с Российской Федерацией».

Нынешняя социальная апатия населения вследствие экономических трудностей, растущая аполитичность позволяют руководству республики без особых хлопот провести все (или почти все) намеченные им шаги по укреплению государственного суверенитета Башкортостана. Поэтому вполне возможно окончательное принятие новой Конституции уже в текущем году. Проект будет за лето доработан, еще раз опубликован и вынесен, вероятно, на одну из осенних сессий ВС. Пока еще не исключается вариант принятия Конституции на референдуме. Но все же этот вариант маловероятен, прежде всего не из-за возможного противодействия оппозиции (она слишком мала), а из-за опасности неприхода голосующих на участки.

Одна из возможных дат принятия новой Конституции — 11 октября (годовщина принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской ССР в 1990 году).

2.    СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА БАШКОРТОСТАНА

Наиболее серьезным событием в июне явилась очередная 12-я сессия Верховного Совета республики Башкортостан. В повестке дня сессии было 19 вопросов. Самые важные из них: «О проекте Конституции Республики Башкортостан», «О проекте Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий республики Башкортостан на 1992 год» (во втором чтении).

2.1.       Обсуждение и утверждение проекта Конституции Республики Башкортостан. Спорные моменты проекта Основного закона [5,6,7,8,9].

Проект новой Конституции Башкортостана должен был обсуждаться еще в августе 1991 года. 30 марта 1992г. народными депутатами республики был предложен вариант проекта, который парламент после доработки решил опубликовать для всенародного обсуждения. Проект Конституции опубликовали 9-го июня и уже неделю спустя он был передан на рассмотрение сессии Верховного Совета Республики Башкортостан. Всенародного обсуждения не получилось, кроме отдельных выступлений в местной печати. Сколько и какие предложения поступили от населения по поводу проекта — осталось неизвестным. Поспешность в этом серьезном вопросе проявилась и в дальнейшей работе над ним.

Обсуждение проекта новой Конституции заняло всего 80 минут. Оно могло бы занять больше времени, если бы прошло в назначенный день, т.е. 16 июня, поскольку в обсуждении должен был принять участие ответственный секретарь Конституционной комиссии Верховного Совета Российской Федерации Олег Румянцев. Однако сессия начала свою работу на день раньше и руководству республики удалось избежать долгих дебатов вокруг проекта, чего они, по всей видимости и добивались. Только один депутат предложил не принимать проект в первом чтении. Со своими замечаниями выступили 8 депутатов, но концептуальных возражений они не высказали. Возражений по концепции не прозвучало не потому, что она всех устраивала, а из-за отсутствия ясной идеи у разработчиков проекта. Впрочем, идея приобретения большей самостоятельности и договорных отношений с Россией прозвучала довольно ясно. По мнению независимых экспертов, в проекте нечетко очерчены проблемы власти внутри республики. Не определен срок полномочий и количественный состав республиканского парламента, не определены статусы Президента, Кабинета Министров и Госсовета. Нет механизма согласования интересов регионов внутри Башкортостана, так и наиболее крупных национальных групп. Таким механизмом мог бы стать двухпалатный парламент. В проекте недостаточно разработаны положения, касающиеся регламентации прав и свобод граждан. В результате граждане Башкортостана оказываются социально менее защищенными, чем остальное население России. Это касается охраны здоровья, права малоимущих на бесплатное получение жилья, права бесплатного получения высшего образования на конкурсной основе и т.д. В проекте Конституции говорится о праве граждан обратиться в международные правозащитные органы Российской Федерации. В проекте Конституции обойдена языковая проблема со ссылкой на отдельный закон. Вопрос о статусе языков был затронут на сессии, однако председатель ВС Республики Башкортостан Рахимов М.Г. проявил осмотрительность, призвав депутатов соблюсти максимум осторожности, дабы избежать осложнений в межнациональных отношениях.

О.Румянцев в своем выступлении на следующий день после принятия проекта Конституции сделал упор на том, что проект имеет много общего с Конституцией Российской Федерации, что Верховным Советом Башкортостана воспринята эта «новая правовая демократическая модель». Однако в проекте не упоминается о Федеративном Договоре и Конституции Российской Федерации, в то время как двусторонний Договор России и Башкортостана основывается на Федеративном Договоре, ставшего частью Конституции Российской Федерации. Много споров вызывают пункты о судебной и прокурорской власти. В проекте Конституции идет речь о создании самостоятельной и независимой от Российской Федерации судебной системы. Сохранение единого конституционно-правового пространства и совместное ведение полномочий в сфере судоустройства, по мнению О.Румянцева, наиболее оптимальный вариант формирования отношений между Башкортостаном и Российской Федерацией.

Таким образом, проект Конституции, несмотря на все его издержки, был принят и, по всей вероятности, будет еще дорабатываться и совершенствоваться, как того пожелал О.Румянцев.

2.2.       Другие вопросы, рассмотренные на сессии [10]

На сессии во втором чтении был рассмотрен проект Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий республики на 1992 год. Согласно проекту, на всех граждан будут заведены личные приватизационные счета. На каждый счет предполагается зачислить примерно 5-10 тыс. рублей в ценах 1991 года. Первоначальная сумма будет индексироваться в соответствии с изменением курса рубля. Из других вопросов по степени значимости можно отметить внесение изменений в Постановление Верховного Совета Башкирской ССР «О порядке организации и проведении собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций в Башкирской ССР». Этот акт является отголоском на известные останкинские события и ужесточает требования к пикетирующим. Им теперь запрещено выставлять лозунги и транспаранты, оскорбляющие честь и достоинство граждан, проводить публичные выступления и предъявлять ультимативные требования с угрозой применения насилия и вообще располагаться ближе 100 м к пикетируемому зданию и т.д. Санкции к организаторам пикетов в виде штрафа повышены до 5 тыс. рублей.

3.    СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ. УГРОЗА ЗАБАСТОВКИ АГРАРНИКОВ [4]

Рост социальной напряженности наблюдается среди крестьян республики. На совместном заседании совета Аграрного союза и стачкома крестьян Башкортостана было принято постановление, где отмечалось, что собственники всех форм экономической деятельности оказались на грани разорения вследствие бесконтрольного отпуска цен, высоких кредитных процентов с одной стороны и принудительного ограничения цен на продукцию с другой стороны. Указав на беспомощность и некомпетентность российских властей в аграрном деле, представители крестьянства Башкортостана выразили свои надежды только на внутренние ресурсы республики и решительные действия ее правительства, несмотря на то, что власти республики не выполнили ни одного требования крестьян, предъявленных в октябре-ноябре 1991 года и феврале-марте 1992 года. Аграрники снова выступили с ультиматумом и угрозой забастовки, если их требования не будут выполнены. Основные требования: безотлагательное решение проблемы денежной дотации, отпуск всем сельхозпроизводителям банковского кредита со ставкой не выше 11%, 50% скидка действующей стоимости на ресурсы энергоносителей.

Несмотря на солидарность фермеров с колхозами и совхозами в требованиях к правительству, на местах между ними сохраняются весьма прохладные отношения.

4.    ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

4.1.       Коммунисты

Образование нового политического движения «Трудовая Башкирия». Коммунисты собирают подписи за отзыв Президента Российской Федерации [3].

Волна, поднятая «Трудовой Россией» по отзыву Президента, докатилась и до Уфы. Помощники членов Московской инициативной группы развернули в Уфе, Ишимбае, Стерлитамаке, Октябрьском, Белорецке и других городах Башкортостана акцию по сбору подписей. На днях в Калининском районе г. Уфы должно быть официально зарегистрировано рождение нового политического движения «Трудовая Башкирия» и дальнейший сбор подписей будет продолжаться от имени этого движения.

По свидетельству очевидцев, сбор подписей за отзыв Президента производится, как правило, в местах скопления людей, неудовлетворенных политикой правительства, в частности, в очередях в сбербанках среди пенсионеров, неделями простаивающих за пенсией. И ставят свои подписи обычно пожилые люди с билетами членов КПСС, желающие восстановить свое членство в партии. Их тут же ставят на учет (партийный), собирают взносы. Таким образом, организаторы не только достигают желаемого результата, но организационно укрепляются. В Уфе уже собрано около 3 тыс. подписей. Большая активность в этом движении наблюдается в районах, населенных рабочими крупнейших промышленных предприятий (Калининский, Орджоникидзевский г.Уфы).

4.2.       Национальные движения

С описываемыми событиями тесно связаны произошедшие изменения в расстановке сил в национальных движениях. Появилась 3-я сила, у которой своеобразное положение, резко отличающее ее от традиционных национал-патриотических образований в других регионах России: в отличие от т.н. «красно-коричневых» в «Руси» коммунисты ни от КПР, ни от РКРП не присутствуют. По политической направленности «Русь» можно отнести к «демо-патриотам» (по крайней мере пока). И в Думу — руководящий орган «Руси» — в основном вошли представители «Демократической России»: Шишкин, Лаптев, Кузнецов и др.

 

Общие интересы ТОП и «Руси» обусловлены их разногласиями с БНЦ «Урал» [11].

Ориентация общественного объединения «Русь» на данном этапе, будучи направленной на сохранение «единой и неделимой» России сохранила тем не менее демократическую риторику. Позиция ТОЦа во многом совпадает из-за общности интересов с позицией «Руси», что закономерно делает их союзниками. Об этом свидетельствует совместное Обращение лидеров ТОЦ и «Руси» к народным депутатам Башкортостана, обозначившее все пункты сближения этих общественных организаций в вопросах дальнейшей суверенизации Башкортостана и добивающихся в то же время своих определенных целей.

Прежде всего «Русь» и ТОЦ объединяет положение «некоренных» народов, представляемых ими. Кроме того, татарский и русский народы в Башкортостане, по мнению лидеров этих общественных организаций, являясь самым многочисленным, имеют совокупное преобладание во вкладе в экономический и культурный потенциал республики, что дает им право игнорировать приоритет «коренной нации». Отсюда и общность интересов ТОЦа и «Руси» в отношении к власти, языковой и др. проблемам и разногласия с Башкирским народным центром «Урал»:

В таблице более наглядно можно увидеть, что по многим вопросам позиции ТОЦа и «Руси» если не совпадают, то во всяком случае не противоречат, что делает их естественными союзниками на современном этапе развития республики. Нетрудно увидеть, что этот союз будет направлен против БНЦ «Урал», так как позиция последнего противоречит почти по всем вопросам обеим организациям.

 

Отношение национальных центров к некоторым актуальным проблемам

 

Проблемы

«Русь»

ТОЦ

БНЦ «Урал»

Языковая проблема

Нейтрально, но тактически за 3-х язычие

3-х язычие

Башкирский язык — государственный, русский — язык межнационального общения, татарский — без статуса

Суверенитет политический

Против

Нейтрально, но поддерживает «Русь

За

Суверенитет экономический

За, но до тех пор, пока не затрагиваются политические моменты

Поддержка «Руси»

За

Власть

Равенство возможностей

Равенство возможностей

40-50% квоты представителям коренной национальности

Высшее образование

Равенство возможностей

Равенство возможностей

50% квоты представителям коренной национальности

Роль русских в истории Башкортостана

Цивилизаторская

Нейтрально

Колонизаторская

Роль татар в истории

Нейтрально

Цивилизаторская

Колонизаторская

Частная собственность на землю

За

За

Против, так как исторически общинное землепольз.

Отношение к проекту конституции

Против

Против

За

 

1.1.       Отношение лидеров национальных движений к проекту новой Конституции [12,13]

Председатель Татарского общественного центра К.Якушев и председатель Думы общественного объединения «Русь» А.Аринин подвергли единодушно резкой критике проект Конституции, выступив с Обращением к народным депутатам республики в местной печати. Они призвали последних не принимать на сессии данный проект. Их основные требования таковы: включить в проект Основного закона пункт о праве всех народов на самоопределение, живущих на территории республики. При этом они ссылаются на международную трактовку этого пункта как «право народа на саморазвитие в экономической, социальной, политической и культурной жизни», завуалировав при этом его основное значение «права на государственность». По мнению обоих лидеров, проект новой Конституции однозначно предполагает выход республики из состава Российской Федерации. При этом они ссылаются на весьма убедительные на их взгляд пункты: ст.1, где провозглашается самостоятельная внешняя политика Российской Федерации. Как обычно, оба лидера заостряют внимание на болезненный для определенной части населения республики проблеме государственных языков, требуя статус государственного для татарского языка.

В ответ на Обращение с ответным заявлением выступил председатель БНЦ «Урал» М.Кульшарипов и председатель Башкирского народного конгресса Д.Яндурин. Они охарактеризовали Обращение как великодержавный нажим, попытка восстановления колониального положения республики. В Заявлении также ставится вопрос о государственных языках, но с другими требованиями.

Ни один из этих документов не повлиял на развитие событий, на решения государственных органов. Обмен мнениями между лидерами национальных движений на страницах газет стал явлением привычным, особых волнений не вызывает у большинства населения, занятого совсем другими проблемами.

Источники

1. Заявление Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан // Известия Башкирии.— Уфа, 1992. — 9 июня 1992.

2. Президиум Верховного Совета и Совет Министров Республики Башкортостан. Постановление «О мерах по реализации положений Федеративного договора и Приложения к Федеративному договору от Республики Башкортостан» // Советская Башкирия.— Уфа, 1992.—16 июня 1992.

3. Шакиров Р. Коммунисты собирают подписи // Ленинец.— Уфа, 1992.— 25 июня 1992.

4. Козлов А. Без оглядки на Москву. // Советская Башкирия. — Уфа, 1992.— 20 июня 1992.

б. Проект Конституции Республики Башкортостан // Известия Башкирии.— Уфа, 1992.— 9 июня 1992.

6. Тимуров Р. Парадоксы новой Конституции // Экономика и Мы.— Уфа, 1992. — №18.

7. Кудряшов В. Устранить противоречия // Вечерняя Уфа.— Уфа, 1992.—18 июня 1992.

8. Абдуллин Р. Споров о концепции не было. За отсутствием последней // Экономика и Мы.— Уфа, 1992 — №24.

9. Башкортостан предложил новую модель федеративных отношений // Известия Башкортостана.— Уфа, 1992.— 20 июня 1992.

10. Аюпов Р. Пикетируй, но не оскорбляй // Вечерняя Уфа. - Уфа, 1992. - 19 июня 1992.

11. «Русь» поднимается // Вечерняя Уфа. - Уфа, 1992. - 19 июня 1992.

12. Якушев Ю, Аринин А. Обращение к народным депутатам Республики Башкортостан // Ленинец. — Уфа, 1992. - Ц июня 1992.

13. Кульшарипов М., Яндурин Д. Право народа на самоопределение // Вечерняя Уфа. - Уфа, 1992. - 23 июня 1992.