Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия

Александр КАСИМОВ

МОРДОВСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

1.    ВЛАСТЬ

1.1.        

В Мордовской ССР действует президентское правление. Президент Василий Дмитриевич Гуслянников. Он же является главой правительства. Первый заместитель главы правительства — Александр Владимирович Гармашов.

В руках Президента сосредоточена большая номинальная власть. Он имеет право сам назначать всех членов правительства, за исключением министров безопасности, внутренних дел, финансов и юстиции, чьи кандидатуры должны утверждаться Верховным Советом.

В Верховном Совете 175 депутатов. Председатель — Николай Васильевич Бирюков. В социальном составе никаких особенностей нет. По альтернативному списку в парламент не прошел ни один депутат. Группа депутатов демократической ориентации объединена в блок «Демократическая Россия».

1.2.       Конфликт между Президентом и Верховным Советом

Президент республики Гуслянников бывший председатель регионального отделения «Демократической России». На президентских выборах, состоявшихся декабре 1991 года, его основным соперником был председатель Верховного Совета Бирюков (во втором туре они остались вдвоем). В поддержку Бирюкова была развернута мощная пропагандистская кампания, в первом туре он получил большинство голосов, и мало кто сомневался в его победе [1.7]. Одновременно проводилась дискредитация Гуслянникова, доходившая до нарушений Закона МССР о выборах Президента (подтверждено заключением Прокуратуры Мордовии [3.12]. Однако во втором туре неожиданно с большим отрывом победил Гуслянников.

Председатель ВС Бирюков чуть не лишился своего поста после августовских событий 1991 года. Тогда сессия ВС голосовала за отзыв Президиума и Председателя, но решения принято не было. После выборов Президента 14 из 17 членов Президиума ВС подписали заявление, осуждающее стиль работы Бирюкова и требующее включения в повестку 10-й сессии вопроса об отзыве Председателя. За два часа до начала сессии Бирюков лег в больницу. Сессия включила вопрос об отзыве в повестку дня и приняла решение не закрывать сессию до выхода Бирюкова из больницы. Однако терпение депутатов истощилось, и через полтора месяца сессия прервала работу, а через неделю выздоровел и Председатель ВС.

Сейчас Бирюков проводит кампанию дискредитации неугодных ему членов Президиума ВС, пытается ставить своих людей на ключевые посты.

С самого начала президентства Гуслянникова началась резкая конфронтация между ним и Бирюковым. После того, как все-таки была достигнута видимость относительного перемирия, Бирюков, опираясь на консервативное большинство ВС на 12-й сессии (начавшейся 5 июня) вновь пошел в открытую атаку. Обостряет ситуацию то, что ряд членов правительства не упускают возможности негативно высказаться по поводу Верховного Совета [1.7, 3.11,3.12].

Отставка Председателя ВС вполне реальна, видимо, усидеть на своем месте ему помогает конфронтация с правительством.

Видимо, в случае отставки Бирюкова отношения между правительством и Верховным Советом будут более конструктивными. Но рассчитывать на взаимодействие нынешнего ВС (даже с новым председателем) и нынешнего правительства не приходится.

1.3.       Положение президента и его правительства.

Перед новоизбранным Президентом, сразу после вступления в должность, встала проблема формирования дееспособного правительства. Видимо, у Гуслянникова в любом случае не было возможности добиться успеха в этом деле, но тем не менее он сразу же совершил несколько крупных ошибок и продолжает совершать их по сей день.

Набрать команду из среды демократов не представлялось возможным. Президент, начав назначения, сразу же поставил на ряд ключевых постов опытных аппаратчиков, однако этим он не умилостивил основную массу бывшей и нынешней номенклатуры, а только вызвал раздражение своих недавних соратников. Пытаясь исправить положение, Гуслянников ввел в правительство нескольких демократов, совершив при этом две крупнейшие ошибки. На пост министра образования был назначен председатель региональной ДПР О.Виноградов, который сразу же вызвал озлобленную реакцию националов своими непродуманными заявлениями, а на пост начальника Контрольного Управления при Президенте был назначен председатель Мордовского отделения Народной партии (Гдляна) Э.Гауэр, по поводу которого местная пресса на все лады повторяет высказывание Тауэр своими действиями нанес правительству и Президенту больший ущерб, чем все партократы, вместе взятые» [3.8, 3.10].

С самого начала выявилась катастрофическая неопытность Президента в сфере государственного управления. Первые две-три недели он занимался основном тем, что принимал бесчисленных посетителей, видимо считая, что таким образом можно решить важные государственные проблемы. До сих пор президент постоянно выступает в печати по самым разным (в основном мелким) поводам с заявлениями, обращениями и т.п. Правда, в последнее время их количество заметно уменьшилось [1.2,1.3].

Президент попытался, видимо, по примеру российского руководства, ввести два института Контрольное Управление при Президенте МССР, и институт Представителей Президента на местах. Оба начинания потерпели явную неудачу. Контрольное управление действует, однако правовой базы у него нет, и, видимо, уже не будет. Отсутствие реального воздействия на ситуацию и личность начальника Контрольного управления вызывают у тех, кого управление должно контролировать, лишь улыбку. Своих Представителей Президент старался превратить в глав администрации. В ряде случаев ему это удалось, но в большинстве своем эти попытки вызывали активное противодействие на местах. Представителей Гуслянников старался назначать из демократов, как правило, людей непрофессиональных. Ситуация, видимо, разрешилась: на 12-й сессии Верховного Совета абсолютным большинством Президенту было рекомендовано отозвать своих представителей, а министерству финансов предписано прекратить их финансирование с 10 июня.

Противники Президента активно пользуются его многочисленными промахами и ведут постоянную целенаправленную критику. Популярный в республике еженедельник «Мордовия» (тираж 40 000), орган Верховного Совета, фактически газета Бирюкова, и критике Президента и его команды в ней уделяется больше места, чем деятельности ВС [2.1]. Газета «Советская Мордовия» (тираж 11 000) осталась без учредителя и без финансирования, так что особой любви не испытывает ни к правительству, ни к Верховному Совету. Защищает Президента только горсоветовская газета «Саранск1я вести» (тираж 9 000), однако она сейчас старается вообще не публиковать политических материалов.

По непроверенным данным, демократические организации (кроме ДПР) способны в ближайшее время уйти в оппозицию и заявить о том, что президент не имеет ничего общего с демократическим движением.

Деятельностью Президента недовольны и демократические силы, и неокоммунисты, и старая номенклатура. Объясняется это не столько политическими симпатиями, сколько непрофессионализмом Президента.

1.4.       Взаимоотношения республиканских и федеральных властей

И правительство, и Верховный Совет ведут себя по отношению к российским властям более чем лояльно. Национальные силы не имеют никакого влияния ни правительстве, ни в ВС, где вообще нет явных сторонников «Масторавы». Н.Бирюков сейчас поддерживает группу активных деятелей из национального движения, но, видимо, исключительно в тактических целях чтобы усилить давление на Президента.

2.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2.1.       Мордовский этнос

Мордовский этнос делится фактически на два народа: эрзянский и мокшанский, говорящих, соответственно, на эрзянском и мокшанском языках.

Мордовский народ третий по численности среди финно-угорских народов мира и 6-7 в России. Общее число мордвы 1 млн. 154 тыс. человек. Из них за пределами МССР проживает 820 тысяч. В республике проживает лишь 27% мордвы. Из почти миллионного населения республики эрзя и мокша составляют 32,5%.

В Саранске (312 тысяч населения) численность мордвы 20%. Во втором по величине городе республики Рузаевке (50 тысяч) 14,8%.

Начиная с 30-х годов численность мордвы неуклонно снижается (по переписи 1939 года — 1 млн. 456 тыс., в 1959 году — 1 млн. 285 тыс., в 1979 — млн. 192 тыс.). С 70-х годов началось снижение численности мордвы и в самой МССР.

Живет мордовское население в основном в Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской, Пензенской областях, в Татарстане и Башкортостане. Ни в одном адиминистративно-территориальном образовании мордва не является большинством.

2.2.       Мордовское национальное движение

Национальные силы группируются вокруг общества «МАСТОРАВА» («Мать-земля»). Статус общества не совсем ясен: в собственных уставе и программе общество именует себя «Мордовским культурно-просветительным обществом «Масторава», на брошюре «Проблемы возрождения эрзям и мокшан» кроме грифа «для служебного пользования» стоит также гриф «Мордовское общество национального возрождения «Масторава».

Беглого взгляда на программу общества, принятую в 1990 году, достаточно, чтобы убедиться в причастности к его созданию обкома КПСС [0.4].

«Масторава» является по сути дела политическим объединением. Руководит обществом его председатель Дмитрий Тимофеевич Надькин, профессор Мордовского Государственного университета. Печатных изданий у общества нет. Штаб-квартира находится в бывшем Доме политпросвещения (теперь Мордовский центр культуры).

Общество заметно активизировало свою деятельность после проведения марте этого года 1-го Всероссийского съезда мордовского народа (Инекужо). В документах съезда выдвинуты требования знания Президентом мордовского языка и наделения съезда правом законодательной инициативы, а также принятия законов о статусе съезда мордовского народа как представительного собрания, о миграции и т.п.

Председатель «Масторавы» Д.Надькин, побывав в Финляндии, привез оттуда убеждение, что мордовскому народу нужна протестантская церковь. Мотивируется это тем, что языческая религия эрзи и мокши прочно забыта, а православие мешает развитию мордовского языка, в то время как протестантскую церковь можно сделать языковой «нишей». Стараниями Надькина в Саранске зарегистрирована эрзянская и мокшанская евангелистская церковь, которая теперь требует передачи ей одного из православных храмов.

Разногласия среди руководства «Масторавы» тщательно скрываются, однако, судя по всему, движение стоит на грани раскола. По мнению наблюдателей, в верхушке общества идет борьба, с одной стороны, между Надькиным и православным крылом, возглавляемым настоятелем саранского собора отцом Варсонофием, с другой стороны, между анти- и коммунистически настроенными группировками. На сегодня вполне реально вхождение «Масторавы» в движение «За единство справедливость», в котором сейчас состоят региональные ВКПб, РКРП, СПТ и ЛДПСС.

Явные разногласия в национальном движении существуют также между сторонниками так называемой «единой Мордовии» и сторонниками разделения этноса на эезянский и мокшанский.

Деятельность националов сейчас заметна только по регулярным пикетам, проводимым в основном сплоченной группой студентов МГУ.

2.3.       Межнациональные отношения

Взаимоотношения русских и мордвы можно назвать идеальными. В межличностных контактах национальность играет минимальное значение.

Процесс ассимиляции идет ускоренными темпами. Среди мордвы увеличивается процент урбанизации, идет миграция мордовского населения из республики. В Саранске нет ни одной школы с преподаванием на национальном языке. Радиовещание на обоих языках полчаса в сутки, телевидение •- 10 минут. Выходят две газеты «Мокшень правда» тиражом 4 700 экз., и «Эрзянь правда» тиражом 3 300 экз., расходятся в основном в сельской местности.

Целенаправленной национальной политики как таковой не существует. Правительство менее всего озабочено национальными проблемами. Уступив давлению националов. Президент назначил министром культуры мордвина, однако министр образования О.Виноградов национального вопроса просто не хочет видеть. После заявления Виноградова о том, что 99 процентов мордвы не знают родного языка, ни один митинг или пикет националов не обходятся без лозунгов, называющих его русификатором и призывающих к его снятию. Численность депутатов мордовской национальности в Верховном Совете никто не знает, да она никого и не интересует (по непроверенным данным, среди депутатов ВС около 40% мордвы больше, чем в республике). В ВС нет группы депутатов, целенаправленно поднимающих национальные проблемы.

Все это ведет ко все большему озлоблению национальных сил, и так представленных в основном экстремистски настроенными людьми, Сохранение, национальное возрождение мордовского этноса очень трудная задача, усугубляемая в местных условиях причинами субъективного порядка. При сохранении существующего положения следует ожидать постепенного роста мелкомасштабного экстремизма со стороны националов.

3.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

3.1.        

Партии и движения демократической ориентации практически прекратили политическую деятельность в связи с тем, что самые активные люди попали в правительство (СДПР 3 человека, ДПР 10 человек. Народная партия 2 человека). Печатных изданий у демократов нет, в местной прессе они практически не выступают.

«Демократическая Россия» фактически прекратила существование. Председатель «ДР» Б.Савельев, советник Президента.

Республиканское отделение ДПР образовано в августе 1990 года. В партии состоит 180 человек, самые крупные парторганизации — в Саранске и Ковылкино. В руководстве ДПР происходит процесс раскола по вопросу отношения к Президенту Ельцину, однако разногласия пока удается гасить. Председатель партии О.Виноградов, министр образования МССР.

Местная СДПР представлена весьма слабо. Численность партии — около 25 человек, активных действий не ведет. Председатель партии С.Серебряков — помощник начальника Контрольного управления при Президенте.

Народная партия (партия Гдляна) состоит примерно из 30 человек. Основные проявления ее активности сосредоточены в лице председателя партии « Эгона Гауэра, начальника Контрольного управления при Президенте.

Другие партии и движения демократического толка в Мордовии отсутствуют.

3.2.       Блок левых организаций

Все левые организации в Мордовии, за исключением республиканской РКРП, объединены в «народно-патриотическое движение «За единство и справедливость»». В него входят Коммунистическая партия большевиков Мордовии (республиканское отделение), городская организация РКРП, Социалистическая партия трудящихся Мордовии (СПТМ) и республиканское отделение ЛДП. Цели и задачи блока аналогичны целям и задачам движения «Трудовая Россия». СПТМ издает газету «Луч» (формальным тиражом 990 экз.), и, по-видимому, является ведущей силой в блоке (3.6].

Решение о создании блока было принято на митинге 2 апреля 1992 года. Движение пока не зарегистрировано.

3.3.       РКРП

Республиканскую организацию « РКРП возглавляет В.Ворсобин. Он же организовал Мордовское отделение «Трудовой России». Ворсобин крайне неудобная фигура, как для демократов, так и для неокоммунистов. Он пользуется репутацией честного человека, не боящегося высказать правду, причем публично, какой бы неприятной она не была. Ворсобин выступает против участия в неокоммунистическом движении бывших партноменклатурщиков, на этой почве возник острый конфликт между городской и республиканской организациями РКРП, перешедший в конфликт между Ворсобиным и движением «За единство и справедливость» [1.6, 4.1].

3.4.        

В целом политическая жизнь характеризуется явным усилением активности неокоммунистов и Федерации свободных профсоюзов Мордовии, особенно помог им визит в город председателя ЛДП Жириновского (начало июня), весьма заинтересовавший жителей Саранска. Демократы же пока пытаются влиять на политику через властные структуры, однако им это плохо удается ввиду общей недееспособности правительства.

Политическая нестабильность в Мордовии вероятнее всего разрешится усилением влияния неокоммунистов. Для этого совместными вольными и невольными усилиями левых и демократов уже подготовлена почва.

4.    ЭКОНОМИКА

Собственных ресурсов у МССР нет. Полезные ископаемые отсутствуют. Природные условия позволяют говорить только о развитии животноводства. Промышленность сосредоточена в основном в Саранске.

Достаточно видную роль в республике играют профсоюзы (ФНПР). Они издают свою газету «Позиция», ведут достаточно интенсивную работу по обработке общественного мнения, постоянно выступают с экономическими требованиями к правительству. Вместе с блоком левых сил они оказывают довольно сильное постоянное давление на руководство, с которым приходится считаться. Вынужденное под таким прессингом принимать какие-то меры, правительство внесло на рассмотрение ВС законопроект «О защите малоимущих слоев населения». Законопроект был принят, однако для его выполнения нужны 2,3 млрд. рублей, которых у правительства нет (максимум, что есть у правительства в этой ситуации200 млн. в год). Попытка установить двухпроцентное отчисление от объемов реализованной продукции во внебюджетный фонд вызвало сильное сопротивление руководителей всех крупных предприятий и комиссий ВС.

Во исполнение указа Президента подписано Генеральное соглашение по социально-экономическим вопросам между правительством, советом Федерации.профсоюзов МССР и представителями предпринимателей на 1992 год, однако его выполнение вызывает сомнения [3.3].

16 января утверждена программа приватизации МССР на 1992 год. Ей предусматривается приватизация госимущества на сумму 4 млрд. рублей. Правительство рассчитывает на общую сумму поступлений от приватизации 100 млн. рублей.

Подлежит приватизации 31 объект республиканской государственной собственности. (3.4, 3.5].

Пока социальная обстановка спокойная. Сокращения на крупных предприятиях по сути дела еще не начались. Средняя заработная плата в Мордовии несколько выше, чем во многих соседних регионах, цены на основные продукты питания достаточно низкие.

Источники

0.1. Мокший Н. Мордовский этнос: проблемы и суждения // Мордовский народ: что нас волнует.— Саранск, 1991.— С.40-60.

0.2. Лузгин А. Сколько нас и где мы живем // Мордовский народ: что нас волнует.— Саранск, 1991.— С.61-73.

0.3. Медведев Н. Проблемы мордовской нации и некоторые аспекты государственной автономии // Мордовский народ: что нас волнует,— Саранск, 1991.— С.74-80.

0.4. Устав и программа культурно-просветительного общества Масторава. — Саранск, 1990.

0.5. Проблемы возрождения эрзяя и мокшан,— Саранск, 1992.

1.1. Раз президент, два президент- три президент? // Саранскiя вести.— Саранск, 1992.— 18 февраля 1992.

1.2. Гуслянников В. Обращение // Саранскiя вести.— Саранск, 1992.— 21 февраля 1992.

1.3. Гуслянников В. Открытое письмо Т.В.Владимировой // Саранскiя вести. — Саранск, 1992. - 24 марта 1992.

1.4. Сабанцев А. Язык без костей // Саранскiя вести. - Саранск, 1992. - 15 мая 1992.

1.5. Декларация общества русской культуры // Саранскiя вести.— Саранск, 1992.— 15 мая 1992.

1.6. Ворсобин В. Кому служат перевертыши? // Саранскiя вести. - Саранск, 1992. - 20 мая 1992.

1.7. Антонов А. «Идея фикс» (по поводу пропагандистской кампании, развернутой еженедельником «Мордовия») // Саранскiя вести. - Саранск, 1992. — 29 мая 1992.

1.8. Стукалов Н. Работник и рыночная экономика // Саранскiя вести. - Саранск, 1992. - №104 (318).

1.9. Немчинов А. Сессия начинает и-? // Саранскiя вести.— Саранск, 1992.— 6 июня 1992.

2.1. Дмитриев Д. Много слов о власти // Мордовия. - Саранск, 1992. - 5 июня 1992.

3.1. Трудовой забой // Советская Мордовия.— Саранск, 1992.— 26 апреля 1992.

3.2. Климанов В. Сверим... кошельки // Советская Мордовия.— Саранск, 1992.— 25 апреля 1992.

3.3. Гармашов А. Спор вокруг истины. Ответ правительства Мордовской ССР на обращения президиума совета Федерации профсоюзов Мордовской ССР // Советская Мордовия.— Саранск, 1992. — 25 апреля 1992.

3.4. Костриков В. Продажа началась с Коммунистической // Советская Мордовия. — Саранск, 1992. —19 мая 1992.

3.5. Подборка материалов «Приватизация» // Советская Мордовия. — Саранск, 1992. —19 мая 1992.

3.6. Акчеев К. Позиция оппозиции // Советская Мордовия. — Саранск, 1992. — 21 мая 1992.

3.7. Мокшин Н. Мордва имя народа или его прозвище? // Советская Мордовия. — Саранск, 1992. — 21 мая 1992.

3.8. Ивашкин Н., Гауэр Э. Извините, но комиссия импотент // Советская Мордовия.— Саранск, 1992.— 4 июня 1992.

3.9. Ивашкин Н. Наши «соколы» // Советская Мордовия. — Саранск, 1992.— 4 июня 1992.

3.10. Лукшин А. Синдром непогрешимости? // Советская Мордовия.— Саранск, 1992.— 4 июня 1992.

3.11. Калитина Н., Пыков А., Столяров А. О политической меже и бюджетном дележе. Заметки с сессии ВС МССР // Советская Мордовия.— Саранск, 1992.— 6 июня 1992.

3.12. Лукшин А. Противостояние (попытка политического анализа) // Советская Мордовия.— Саранск, 1992.— 6 июня 1992.

4.1. Заявление КС народно-патриотического движения «За единство и справедливость» о неадекватных действиях народного депутата Саранского горсовета Ворсобина В.Н // Саранский курьер.— Саранск, 1992.—13 мая 1992.