Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Ярославская область

Ольга ФОМЕНКО

Ярославль и Ярославская область

в мае 1992 года

ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В ОБЛАСТИ

1. Конфликт между руководителями администрации и совета, с одной стороны, и Представителем Президента, с другой стороны.

2. Противостояние областного совета профсоюзов и местной администрации, повышение политической роли «старых» профсоюзов, в особенности отраслевых профсоюзов бюджетных организаций.

3. Слабость всех без исключения политических организаций и практическая бесконтрольность старых структур в процессе «реформы».

4. Ориентация руководства области на Центр и место области в Центральном регионе; членство области в Ассоциации областей центрального региона и членство города в Союзе Российских городов.

5. Активность аграрного лобби в местной политике и попытки его выхода на республиканский уровень. Создание Экономического Совета (директора крупнейших предприятий области) при главе администрации области.

6. Фактическое отсутствие представителей новой элиты в органах законодательной и исполнительной власти Ярославля и Ярославской области и абсолютная гегемония старой, коммунистической элиты.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕГИОНЕ

Экономические

1. Невозможность самообеспечения области сельхозпродукцией.

2. Специализация предприятий на производстве полуфабрикатов и вытекающая из этого экономическая нестабильность области.

3. Появление фермеров и их конфликты с колхозами и совхозами.

4. Монополия в сфере розничной торговли.

Политические

1. «Рассасывание» демократического движения, активного в 1988

1990 годах.

2. Отсутствие новых профсоюзов, не связанных с ФНПР.

3. «Растаскивание» газет властными органами и, как следствие, отсутствие у прессы полностью независимой позиции.

1.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ В ЯРОСЛАВЛЕ И ОБЛАСТИ

1.1.       Исполнительная власть в области

В Ярославле и Ярославской области никаких существенных перемен персональном составе руководства после августовского путча не произошло. Единственное изменение — изгнание со своего поста В.А.Ковалева, бывшего председателем облисполкома; все силы местной демократии были сосредоточены на том, чтобы не допустить его на пост главы областной администрации. Против него было возбуждено уголовное дело (в связи процессом по делу ГКЧП), но прокуратура в возбуждении дела отказала за недостаточностью улик. Кроме того, были найдены и преданы гласности документы о сотрудничестве Ковалева с фирмой «Яринвест», созданной при горисполкоме и возглавлявшейся Ковалевым [1]. В итоге Ковалев не стал главой администрации. Облсовету было предложено пять кандидатур на эту должность. Исполняющим обязанности главы областной администрации был назначен А.И. Лисицин, предпоследний по рейтингу голосования в Совете. А.И. Лисицин — бывший 1-й секретарь Рыбинского горкома КПСС, всеми, с кем приходилось встречаться, считается фигурой компромиссной, «аполитичным» организатором и хозяйственником, самой лучшей кандидатурой на этот пост. Что касается мэра города, без особых трудностей на этот пост был избран бывший председатель горисполкома. Главами районных и городских администраций назначены повсеместно бывшие председатели исполкомов, первые секретари райкомов партии. При областной администрации функционирует совет «Гражданское согласие», в который вошли представители всех организаций, подписавшие соглашение с областной администрацией — фактически все старые и новые общественные организации, Русская православная церковь, даже кришнаиты — всего 28 (см. п.4.). Хотя по положению Совет создан для взаимосвязи общественности и администрации, никакого значения в жизни области он не имеет и выполняет чисто декоративные функции. Значительно большее влияние имеет Экономический Совет при главе администрации — это бывший Совет Директоров государственных предприятий, который фактически определяет экономическую политику руководства области.Один из лидеров аграрного лобби Стародубцев настаивает на создании подобного ему Аграрного Совета, но представители администрации пока отмалчиваются. Исполнительная вертикаль в Ярославле и области фактически не менялась персонально, во многом именно поэтому никаких «зон противостояния» в области не отмечается, за исключением конфликта в Некрасовском районе, где администрацию возглавляет как раз человек «новый» (см. п. 1.3.).

1.2.       Советы и их роль в жизни города. Разделение компетенции между органами власти области и областного центра

Руководство областного и городского советов также осталось после августа на своих местах. Председатель Совета Веселов считается авторитетным в проблемах сельского хозяйства. По словам наблюдателей, консервативным колхозно-совхозным большинством областного совета, ориентирующимся на Крестьянский союз (возглавляемый на российском уровне Стародубцевым), предпринимались неоднократные попытки сместить председателя, поставив одного из своих людей. В областном совете имеется фракция «Демократическая Россия», по демократическим спискам было избрано 20 человек, но фактически фракционная дисциплина не соблюдается, как демократы как правило голосуют не более 6-10 человек. В городском совете фракция демократов формально составляет около 40 человек, по словам лидеров демдвижения, «реальных» — 17-18. В условиях, когда Советы по сравнению с органами исполнительной власти ушли на второй план во всей стране, и в Ярославской области их роль не высока. Никаких конфликтов исполнительной и законодательной власти ни на каком уровне не наблюдается, ввиду слабости последней. Внутри Советов периодически возникают конфликтные ситуации [1], но масса «болота» обоих советах не дает конфликтам выйти на поверхность.

Ярославская область накрепко связана с Центром, в первую очередь по причинам экономическим (подробнее см. ниже). Областной совет входит в Ассоциацию областей Центрального региона — один из лидеров Совета Колбовский считает ее органом чисто экономическим. На уровне администрации областного центра город вступил и в Союз Российских городов. Ни в Совете, ни у администрации нет мыслей о большей самостоятельности области, все свои проблемы областные органы власти решают только через Центр. Полностью отсутствуют какие-либо конфликты областного руководства и Центра.

По мнению наблюдателей, после выхода Закона о разграничении полномочий Российской Федерации полномочия городских органов власти значительно сузились и областные организации окончательно утвердились в качестве единственного властного центра, а посему руководители этих организаций оказывают более значительное влияние на всю жизнь области.

1.3.       Представитель Президента Варухин и его роль в треугольнике Глава администрации — предоблсовета — Представитель Президента

Представитель Президента Варухин В.Г. был назначен на свою должность в сентябре 1991 года. Он — депутат Российского парламента. В пирамиде власти Ярославской области он один не имеет устойчивой команды, в отличие от других руководителей не имеет поддержки в старых структурах, и потому сосредотачивает всю свою энергию на выполнении определенных ему Законом контрольных функций. Заместитель Председателя облсовета Ю.Б. Колбовский охарактеризовал треугольник первых лиц города так: « Председатель облсовета Веселов — специалист по сельскому хозяйству, глава администрации Лисицин — прекрасный организатор и аполитичный человек, Представитель Президента Варухин имеет стойкие демократические убеждения». По мнению того же Колбовского, в случае ликвидации института Представителей Президента Варухин вернется в структуры Верховного Совета РФ, места в структурах области для этого человека он не видит. Эти слова косвенно подтверждают, что Варухин исполняет свои функции добросовестно. В своей работе Представитель Президента опирается на немногочисленных демократов (Дем. Ярославль, 25 человек), его главный помощник — Владимир Борисов, координатор группы «ДемРоссия» в облсовете. Через представителя Представителя Президента проходят все документы, поступающие по конфликтам и делам о коррупции в области.

Наиболее характерен в этом смысле конфликт в Некрасовском районе [2, 3] вокруг предоставления земли фермеру за счет соседнего колхоза. Осенью 1991 года крестьянин Пфейфер (переселенец из Сибири, по происхождению — поволжский немец) купил в Некрасовском районе Ярославской области ферму для содержания крупного рогатого скота и приобрел 100 голов быков. Для содержания этого скота фермеру потребовалось некоторое количество земли под корма. Пустующие земли соседнего колхоза непосредственно прилегают к его ферме, но председатель колхоза отказала фермеру в продаже, мотивируя отказ тем, что все фермеры»спекулянты». Фермер обратился к главе районной администрации В.Ф.Миловидову (вновь назначенный руководитель, бывший главврач районной больницы, слывший демократом), который отказал под предлогом невозможности отчуждения земли, находящейся в частной собственности — колхоз за несколько дней до того был преобразован в общество с ограниченной ответственностью, колхозники юридически стали пайщиками. По жалобе фермера из области приехала комиссия во главе с Лисициным. Комиссия приняла решение выделить землю фермеру в 24 часа в соответствии с документами Правительства РФ по земельной реформе и последними указами Президента. В ответ на это решение Миловидов собрал хозяйственный актив, поддержавший его позиции против решения областного руководства.

Через некоторое время Представитель Президента Варухин направил очередную комиссию в район, в результате которой был обнаружен документ на бланке районной администрации, подписанный Миловидовым, предписывающий приостановить действие Указов Президента и других документов по земельной реформе до достижения в Центре договоренности между представителями руководства колхозов и совхозов и Президента по вопросам дотаций в аграрный сектор. Эта бумага легла на стол главе администрации Лисицину, который объявил Миловидову выговор и законы велел выполнять. Возмущенный Представитель Президента отправил документы в Москву, в Контрольное управление, и оттуда получил распоряжение об освобождении главы района от занимаемой должности. Председатели районных колхозов и совхозов пригрозили забастовкой в период сева, собрали «стихийный» митинг (ок. 2,5 тыс. чел.) в поддержку Миловидова.

В итоге Миловидов все же от власти был отстранен, фермер землю получил (но лишь 3 мая, хотя ходить начал с января), законы России вновь стали действовать в Некрасовском районе Ярославской области. Представитель Президента — единственный новый человек в органах власти региона, не включенный в старую элиту, который может хоть как-то противостоять злоупотреблениям в процессе «реформы». В случае отмены института Представителей Президента конкретно в Ярославской области положение дел резко ухудшится.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1.       Промышленность

Промышленность Ярославской области ориентирована на производство полуфабрикатов (Моторный завод, крупнейший в области, выпускает моторы для крупных тракторов, Шинный завод — шины для грузовиков и экскаваторов).Конечная продукция в новых условиях не имеет сбыта, и заводы Ярославской области находятся на грани остановки. При этом оборудование заводов крайне устарело и переналадке в принципе не поддается, чтобы переориентировать заводы на другую продукцию, потребуется полное техническое перевооружение, средств на которое ни у областной администрации, ни в российском бюджете нет. Область и город кормит нефтеперегонный завод, выпускающий дизельное топливо. В 1990 году областной совет принял решение о том, что предприятия области обязаны отдавать в Фонд области 10% конкурентоспособной продукции для бартера. По свидетельству наблюдателей, ни разу нефтеперегонный завод не отдал этого количества — отдает не более 5-8%, тем не менее и это количество позволяет сейчас поддерживать старые цены на бензин и снабжать область сельхозпродукцией. Процент продукции, отдаваемый в областной фонд — единственный пункт расхождений между областной администрацией ее Экономическим советом (см. «Основные соотношения...»).

2.2.       Сельское хозяйство

Ярославская область — по структуре населения промышленная, а не сельскохозяйственная, на территории области находятся, кроме Ярославля, Углич, Рыбинск, Переяславль-Залесский и др. В сельском хозяйстве работают всего 5% населения области, сами местные жители употребляют термин «нечерноземная пустыня» по отношению к своему аграрному сектору. Действительно, в области имеется много пустующих, неосвоенных земель, что открывает перспективы для развития фермерства в регионе. области работает отделение АККОР, в 1992 году во исполнение Указа Президента РФ было принято решение о продаже фермерам в собственность не менее 50 га земли, но дела идут все же не столь хорошо (см. выше, а также о фермерах в области Приложение [4]). В 1990 году совместно с Голландией началось строительство образцового фермерского поселка на границе области. На настоящий момент поселок полностью построен, но желающих поселиться в нем нет — фермеры опасаются, что попадут в долги, ведь со сбытом продукции сейчас большие трудности, а стоимость «образцовых» коттеджей составляет сотни тысяч рублей. По планам совместного предприятия, фермеры должны были реализовывать свою продукцию на рынках и быстро отдать долги за постройки, но условия на рынке кардинально изменились. Реального экономического выхода из ситуации не видит никто.

Область обеспечивает себя мясом на 50%, овощами — на 55%, закупает зерно и другие сельхозпродукты. Уровень жизни в сельской местности ощутимо ниже, чем в городе — средняя заработная плата на селе в регионе 918 р, в городе — 2060 р. Основным производителем продукции, как везде, являются колхозы и совхозы. На уровне области они объединены в Крестьянский союз. Организация имеет в области сильное влияние, ею создан стачечный комитет коллективов предприятий АПК Ярославской области (смотри ниже, «Социальные конфликты»). Аграрники настаивают на том, что сельскохозяйственные предприятия области (и Нечерноземья в целом) без государственных дотаций существовать не смогут. Демократы часть областного руководства считают, что единственный выход — более интенсивное развитие фермерства и всемерная помощь населению в хозяйствовании на приусадебных участках. В 1991 году практически все желающие смогли получить участки для огородничества в размере 10-15 соток, сейчас в связи с удорожанием транспорта область субсидирует поездки горожан на огороды путем сохранения в выходные дни старых цен за проезд в пределах области на автобусах. Больше никаких мер для стимулирования огородничества администрацией предпринято не было. Неспособность области при существующем способе хозяйствования прокормить себя самостоятельно — главный источник зависимости областного руководства от центра и его «послушности» новому правительству.

2.3.       Приватизация

Непосредственное разгосударствление предприятий началось в области в 1990 году. Было проведено акционирование завода «Машприбор», принадлежащего к ВПК, создано акционерное общество закрытого типа, контрольный пакет акций принадлежит трудовому коллективу. За время негосударственного существования практически ничего в жизни предприятия не изменилось, уровень зарплаты такой же, как в среднем по отрасли. На предприятия водят все зарубежные делегации. Также в 1990 году были преобразованы в народные предприятия ярославская кондитерская фабрика «Путь к социализму» и мебельное объединение «Русь» (монополист в области). Директор объединения Горбатов известен в области как спонсор фермерских хозяйств, дает фермерам кредиты на льготных условиях с возможностью выплаты долга сельхозпродукцией, затем продаваемой работникам. Зарплата рабочих поднялась до 6000 тысяч рублей, но в целом все народные предприятия в новых экономических условиях находятся на грани банкротства в связи с трудностями со сбытом. В сельском хозяйстве также есть два народных предприятия — б. совхозы «Туношна» и «Пахма». Директор народного предприятия «Пахма» Коряжкин — лидер Крестьянского союза. Заработная плата здесь несколько выше средней в совхозах, но прибыли хозяйства не приносят и все дивиденды работников по акциям составляют не более, чем 13-ю зарплату.

Малая приватизация прошла в Ярославле своеобразно — в процессе коммерциализации торги были ликвидированы, но практически все торговые точки города объединились в Ассоциацию торговых предприятий города. Столь откровенное игнорирование духа закона стало возможным из-за полного отсутствия в городе альтернативных власти политических структур, заинтересованных в переменах. В области фактически закреплена монополия розничной торговли. Закономерно, что предприятия, основанные на негосударственной форме собственности, появились в регионе в период функционирования там активного демократического движения, а сейчас образование таких предприятий прекратилось. Единственный в регионе пример немонопольной малой приватизации — город Тутаев, где единая система предприятий торговли разделилась на три части и рынок был поделен территориально. В результате цена молока в магазинах Тутаева в полтора раза меньше, чем в соседних районных и областном центре. Представители частной торговли жалуются на невыгодность своей деятельности в новых условиях, так как товары из-за высокой цены не раскупаются,средства не успевают оборачиваться и прибыль съедает инфляция.

В городе и области ведется приватизация жилья. По местному положению человек может получить бесплатно 20 метров общей площади и 10 дополнительно на семью, в рабочих поселках соответственно 25 и 15. Как в большинстве регионов, активность населения в приватизации жилья не высока.

2.4.       Коммерческая деятельность и иностранный капитал [1, 4]

В Ярославской области создано 258 частных предприятий, в основном в сфере торговли и оборота. Создан Союз предпринимателей, во главе которого стоит депутат-демократ Гайдис, создатель ДДР (ныне не действует), не имеющий собственного предприятия, хороший организатор. Предприниматели в органах власти своего лобби не имеют, на политику фактически не влияют. Многие депутаты возглавляют коммерческие структуры, но этот факт скорее говорит о коррупции, чем о серьезном месте коммерции в экономике. Крупный скандал разгорелся вокруг фирмы «Яринвест», созданной облисполкомом (до путча) с одной стороны, и предпринимателями города-побратима Ярославля Касселя. Предприятие было создано в 1990 году, на волне начавшейся «открытости» общества, его целью была постройка современного отеля и создание в Ярославле международного туристского центра (город, как известно, входит в «Золотое кольцо» России имеет богатую историю и великолепные памятники истории и культуры). Позднее власти города и предприниматели просчитали все возможности поняли, что советская сторона к выполнению проекта не готова, для развития международного туризма в городе нет инфраструктуры. Но предприятие осталось, при нем были созданы малые предприятия и чем занимаются эти структуры, не знает никто. Именно то, что предприятие возглавлялось бывшим Председателем облисполкома В.А.Ковалевым, послужило причиной отставки последнего (были найдены некие компрометирующие документы). Сейчас предприятие возглавляет его сын, а сам Ковалев остался депутатом областного совета. Уголовное дело по фактам злоупотреблений не ведется, но и не закрыто. Обе попытки работы с иностранным капиталом в области закончились провалом. На этих примерах наглядно видны причины «прохладности» западных инвесторов к русскому провинциальному рынку.

3.    СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

В отсутствии реально существующих политических партий (см. п. 4.) главным оппонентом администрации и советам в области стал Областной совет профсоюзов (далее Облсовпроф). Именно Облсовпроф стал организатором забастовок работников бюджетных организаций и подготовки забастовки работников аграрного сектора.

3.1.       Забастовки работников бюджетных организаций

Забастовка медиков проходила по всей стране и ее картина в регионе не имела выраженных особенностей за исключением того, что областной совет за три дня до даты начала забастовки Поднял зарплату в медицине в 2,5 раза из средств областного бюджета. Несмотря на это, забастовка была проведена — фактически она стала забастовкой солидарности, так как новых вразумительных требований высказано не было. Такое поведение бастующих возмутило население до крайности. Забастовка была организована и проведена непосредственно чиновниками Облсовпрофа, подтверждение тому — проведение акции после удовлетворения основных требований, когда мотивом могло быть только выполнение установки сверху. Забастовки учителей прошли тише, всеобщая забастовка учителей, как известно, назначена на 22 мая.

3.2.       Подготовка забастовки работников аграрного сектора [5, 6]

28.04. состоялась Конференция представителей трудовых коллективов АПК Ярославской области. Она состоялась в здании облсовпрофа, присутствовало 122 делегата из 15 сельских районов. На конференции был избран забастовочный комитет во главе с заместителем председателя профсоюза работников агропрома Д.И.Стародубцевым (братом известного всей стране заключенного «Матросской тишины». Были выдвинуты следующие требования:

— обеспечение получения из бюджета дотаций колхозам, совхозам и предприятиям по переработке сельхозпродукции в размере 60% ее стоимости;

— обеспечение указанным предприятиям льготного кредитования (не более 12%).

В случае невыполнения этих требований собравшиеся угрожали сместить руководство области, требовали ухода правительства РФ в отставку и создания нового правительства, которое будет опираться на руководство аграрного сектора. В качестве главной угрозы было высказано намерение не проводить посевных работ до достижения соглашения на условиях бастующих. Тон выступлений был оскорбительным. Эти речи произносились в присутствии и с одобрения председателя Облсовпрофа Щеглова. Примечательно, что главным объектом нападок в данном случае является не местное, а Российское руководство.

5 мая руководство забасткома вступило в переговоры с главой областной администрации Лисициным, закончившиеся получением агропромом дотаций в размере 3,5 млрд. рублей. Как соотносятся требуемая и полученная цифра, никто в области так и не подсчитал (по крайней мере, гласно), но по общему мнению разница должна быть на порядок, а то и более. В итоге сев проведен, вялые переговоры продолжаются по сей день. Авторитет и активность официальных профсоюзов в регионе растет, в этом конфликте они показали, что обладают реальной силой. Альтернативных профсоюзов в регионе нет и в этих условиях облсовпроф еще не однажды может стать центром оппозиции, причем не областной, а центральной власти.

4.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ1

Ярославль — один из немногих городов России, в котором еще в 1988 году возникло общественное движение. В июне 1988 года в городе возник Ярославский народный фронт, на митинги которого собирались тысячи людей. Народный фронт на подъеме провел первые выборы в ВС СССР, проведя одного из своих лидеров в депутаты; из-за общественных выступлений был вынужден уйти со своего поста 1-й секретарь обкома партии. Движение пошло на спад уже в 1990 году, так как население не увидело реальных результатов деятельности демократов. Ныне от мощного движения ничего не осталось, во всем городе всего два известных «демократа» — лидер местного «Мемориала», один из основателей Народного фронта Ю.Б.Марковин и исполнительный секретарь движения «Демократическая Россия» А.Д. Бещева. Напоминанием о политических организациях в городе служат три «тумбы» (наподобие афишных), установленные в местах пересадки пассажиров городского транспорта — одна принадлежит Народному фронту, другая — ОФТ «Возрождение», третья — обществу «Память». На всех время от времени вывешивается агитационный материал соответствующего содержания, который, судя по всему, никем не читается, но и не срывается. Единственной реальной организацией в городе является «Мемориал», его лидер беспрепятственно получает время на радио и телевидении, организация проводит реставрацию памятников, приводит в порядок кладбища, готовит проект мемориала жертвам репрессий. Никакого влияния на местную политику организация не оказывает. Лидер «Мемориала» Марковин помог в создании Совета родителей военнослужащих, который в апреле пригрозил военкоматам блокадой весеннего призыва. Блокада в итоге проведена не была, но контакт организации с местным армейским руководством наладился.

«Демократическая Россия», организованная в 1990 году, сейчас насчитывает не более 20 активистов, посещающих еженедельные собрания, ни одного территориального отделения не сохранилось. Исполнительный секретарь А. Бещева сама считает организацию несуществующей. Она активно занята правозащитной деятельностью, как глава комиссии облсовета по привилегиям собирает компрометирующие документы на руководителей города и области, работает в контакте с Представителем Президента Варухиным. Влияние на органы власти оказывает только в силу этого контакта.

Демократическая партия России, РХДД, РПРФ, социал-демократы существуют чисто формально, имея в своем активе не более 10-20 человек каждая. Существует ячейка Народной партии «Свободная Россия», в которую вошли многие в прошлом заметные деятели КПСС, в том числе бывший заместитель секретаря обкома, отвечавший за деятельность УВД области Мухо. Организация еще никак себя не проявила, но имеет некоторый потенциал в силу связей своих членов.

«Левый» спектр политических партий так же не представляет из себя ничего значительного. Базой левого движения стала Ярославская группа

ОФТ «Возрождение», из части которой образовалась ячейка Российской коммунистической партии рабочих. Организация состоит не более чем из 20 человек, нет ни ячеек на производстве, ни какой-либо опоры в отраслях. Партия числит за собой сторонников в ветеранской организации, Советах трудовых коллективов (СТК). Представлена в регионе и Социалистическая партия трудящихся (СПТ), в которой не более 40 активистов — основном преподаватели ВУЗов, ветераны, служащие. Организацию возглавляет бывший лидер ОФТ «Возрождение» Владимир Ильич Корнилов. Левые организации провели два митинга — 17 марта и 1 мая, на которых присутствовало по 1,5 тыс. человек, в основном пожилые люди. Содействие (видимо, в том числе финансовое) им в их деятельности оказывает руководство Облсовпрофа.

Как уже отмечалось выше, деятельность партий в городе и области незаметна. Единственные публичные выступления лидеров происходят на заседаниях Совета «Гражданское согласие» (см. выше). При этом ни одна партия на этих заседаниях еще не предложила какой-либо конкретной программы действий для администрации — на каждом Совете коммунисты требуют от областной администрации встать в оппозицию Правительству РФ (чего она сделать не может прежде всего по экономическим причинам), демократы — улучшения социального положения жителей области, новых социальных программ, на что каждый раз получают ответ об отсутствии в областном бюджете средств. Единственная акция, проведенная Советом, общегородской субботник по уборке города в апреле месяце, который не имел политической окраски и на котором рядом подметали улицы лидеры демократических и коммунистических организаций. Очередное заседание Совета состоится 21 мая.

Все общественные организации проводят свои собрания в бывшем Доме политпросвещения (нового названия нет). Права собираться там в свое время добились активисты Народного фронта, а теперь там собираются все организации и даже проводит свои молитвенные собрания новая протестантская церковь. Освобожденных работников не имеет ни одна партия.

1. Какое-либо влияние политических партий на ситуацию в городе и области отсутствует. Фактически нет даже в зачаточном состоянии ни одной организации, которая смогла бы взять на себя роль «конструктивной оппозиции». Возможно, причина этому в раннем возникновении мощного демократического движения, в действиях которого население не увидело какой-либо пользы для себя, и в качествах самих его представителей, не сумевших перейти от речей к реальным действиям.

2. В силу возможной безработицы и трудностей с сельхозпродуктами в области в недалеком будущем намечающийся союз облсовпрофа и коммунистов представляется опасным для социальной стабильности.

5.    ПРЕССА

В Ярославле существует газета Областного совета «Золотое кольцо», газета городского совета «Городские вести», бывшая партийная, а ныне независимая газета «Северный край» (б.»Северный рабочий»). Есть много независимых коммерческих газет. Главный редактор «Северного края» жаловался на то, что областная администрация пыталась взять газету под свою юрисдикцию, на что не пошел коллектив. Единственная по-настоящему независимая (насколько это вообще возможно) газета в Ярославле — «Северная пчела», которая была создана как общедемократическая, но сейчас стала по существу фермерской газетой — ее содержит местное отделение АККОР. Все издания существуют на грани банкротства, вероятность разорения мелких газет очень велика, крупные (вышеперечисленные) существуют за счет рекламы. При этом «Золотое кольцо», считающееся либеральным и «прорыночным» изданием, получает рекламу от новых коммерческих структур, а «Северный край» — от государственных предприятий. «Северная пчела» находится на грани закрытия. По словам одного из журналистов, «самый независимый журналист в городе — собкор «Правды». «Четвертая власть» В городе столь же невыразительна, как и остальные три. Желание областной администрации «Приватизировать» Независимую газету показательно для характеристики положения дел в области вообще.

Источники

1. Прокофьев Д. Не пора ли подать голос избирателям... // Северная пчела. — 1992. — №6(22).

2. На пресс-конференции // Северная пчела. — 1992. — №5(21).

3. Юрьев А. Мы в России бедные // Северная пчела. — 1992. — №6(22).

4. Дмитриев П. Богатею я — богатеет общество // Северная пчела. — 1992. — 8(23).

5. Готовы свидетельствовать // Северный край. — 1992. — №75.

6. Сообщаем, что:... // Северная пчела. — 1992. — №8(23).