Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ольга ФОМЕНКО

Татарстан

в апреле-мае 1992 года

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ В АПРЕЛЕ-МАЕ 1992 года

1. Сессия Верховного Совета и события вокруг нее.

2. Юридическое оформление суверенизации в апреле-мае и фактическое согласие с ним как руководства РФ, так и общественного мнения внутри республики.

3. Милли меджлис и подготовка Всемирного конгресса татар. Начало раскола в лагере «националов» и положение в лагере «демократов»

ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯВШИЕ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ РЕСПУБЛИКЕ

I. Противостояние блоков «Татарстан» и «Согласие» в Верховном Совете республики. Фактическая победа блока «Татарстан» по всем пунктам. Резкое падение авторитета русских политических организаций вообще (см. п. 1., 3.5.).

После референдума, проведенного в марте и закрепившего, в глазах местных политиков, суверенитет Республики Татарстан, рейтинг блока «победителей» — национального лагеря и существующей администрации — резко возрос. На прошедшей в мае сессии Верховного Совета Республики блок «Татарстан» одержал фактически полную победу по всем пунктам повестки дня. В русском лагере царит растерянность, им на глазах утрачивается всякое политическое влияние как в органах власти, так и у населения. Существовавшее ранее шаткое равновесие сил в Верховном Совете явно нарушено не в его пользу, и если в ближайшее время не будет предпринято каких-либо действий, оно может быть утрачено вообще. Причина — как в поражении на референдуме, так и в собственных ошибках демократов. Положение усугубляется отсутствием какой-либо поддержки со стороны руководства России. Нарушение равновесия между политическими организациями русской и татарской общин в пользу последней в будущем может иметь негативные последствия для климата в республике целом, способствовать переходу Президента Шаймиева на сторону татарских национальных сил окончательно и т.д. Нельзя забывать и о том, что в нынешних условиях именно русским политическим организациям объективно выгодно обострение межнациональных отношений в республике.

 

II. Противоречия между Президентом Татарстана и его администрацией, с одной стороны и частью партий «национального лагеря», с другой. Консолидация «антиноменклатурных» национальных партий вокруг милли меджлиса (см. п. 3.3.) [1].

Произошел раскол в национальном движении по вопросу отношения к «старой номенклатуре». Если созданная в 1988 году при поддержке КПСС и до сих пор самая массовая и авторитетная организация Татарский общенациональный центр (ВТОЦ) поддерживает полностью и безоговорочно президента и его администрацию, то «новые» организации во главе с милли меджлисом, не выступая явно против президента, критикуют его за недостаточную приверженность национальной идеологии. Национальное движение крепнет и набирает силу (см. п. 3.) и вскоре сможет играть вполне самостоятельную роль в республике, оно уже не столь нуждается в поддержке Президента. Милли меджлис (национальный парламент) прочно вытесняет ручной ВТОЦ с положения лидера в движении. Эти процессы не могут оставить равнодушными президента и его окружение, которые приближаются к моменту выбора между сохранением власти при переходе на сторону националов уходом в политическое небытие. Шаймиев в прошлом всегда выбирал власть, нет сомнений в его выборе и сейчас, но этот процесс может затянуться надолго, так как Шаймиев достаточно силен, а делить власть с милли меджлисом добровольно Президенту все же не с руки.

 

III.Структурирование милли меджлиса как альтернативного центра власти, создание территориальных отделений и исполнительных органов — назариатов. Завоевание им политической опоры в религиозном движении и попытка заигрывать с руководством промышленных предприятий, традиционно составлявшим опору «русского» политического лагеря. Обретение милли меджлисом роли флагмана национального движения (см. п. 3.) [3].

Милли меджлис медленно, но неуклонно завоевывает лидирующие позиции как в национальном движении, так и в общественном движении в Татарстане вообще. Идет формирование его территориальных представительных структур, органов исполнительной власти, которые пока собственно на власть не претендуют, но опору для нее создают. Функции организации культурной жизни татарской общины республики уже полностью взяты им на себя, а с созданием Исламского Центра Татарстана и исламское движение фактически существует под его контролем. При этом членами милли меджлиса, его руководящих органов на местах становятся и русские (в Казани, Набережных Челнах). В мае была организована встреча руководства милли меджлиса с директорами крупных промышленных предприятий республики, где были со вниманием выслушаны нужды и чаяния «капитанов промышленности», их претензии к руководству республики и была обещана всемерная поддержка. Милли меджлис ныне — наиболее перспективная общественная организация республики, необходимо присматриваться к ее действиям — возможно и даже весьма вероятно, что именно эта организация придет к власти в республике не позднее следующих выборов. Именно депутаты милли меджлиса — представители новой национальной элиты — в скором времени могут оказаться у руля в республике, оставив позади стабильный «коммунистический» корпус нынешних руководителей. Депутаты милли меджлиса имеют правовую квалификацию, опыт нынешнего «теневого» существования не может не пойти им на пользу. Руководство национального парламента ориентируется на оппозицию в Таджикистане (представителей Исламской партии Возрождения) и Народный фронт Азербайджана.

 

IV. Становление независимой от России судебной системы Республики Татарстан и «непротивление» руководства Российской Федерации этому процессу. Постепенная суверенизация республики «де юре» (см. п. 2.) [8, 9, 10, 11].

Как и было предсказано в отчете о проведении референдума в марте 1992 года, главные усилия руководства республики по достижению суверенитета были направлены на создание независимой судебной системы. Серией принятых сессией Верховного Совета законов эта система создана. Формально «российской» осталась лишь прокуратура, благодаря личности назначенного прокурора подчиненная руководству республики фактически. Юридически с созданием судебной системы, организацией Постоянных представительств Республики в странах СНГ (в том числе и в России), до полного суверенитета не далеко, а фактически он уже достигнут и проблему составляет лишь взаимоинтегрированность экономики — как, впрочем, и для стран СНГ — членов ООН. Татарстан — независимое государство, и теперь, когда все шансы его «вернуть», кроме интервенции, исчерпаны, руководству России ничего не остается, кроме как смириться с этим фактом и закрепить статус русского национального меньшинства в татарстане законодательно, а также определиться с предприятиями, являющимися российской собственностью, учитывая, что именно на этих предприятиях работает большинство русских в республике.

1.    СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ТАТАРСТАНА И СОБЫТИЯ ВОКРУГ НЕЕ

Очередная сессия Верховного Совета Татарстана открылась 18 мая 1992 года, ее первый этап завершился 22 мая. На сессию были вынесены вопросы о новой Конституции Республики, о Законе РТ о языках, о бюджете республики, о реализации итогов референдума, о переходе под юрисдикцию республики правоохранительных органов, судов и прокуратуры, об уточнении прогноза экономического развития экономики и социальной сферы, и др. Большинство депутатов отклонило предложение о включении в повестку дня вопроса о частной собственности на землю в Республике Татарстан. Также был отклонен вопрос о приватизации жилья в республике, следовательно, жилищный фонд на ближайшую перспективу остается в в собственности государства. Трудно сказать, является ли это решение следствием противодействия приватизации активистов национальных движений (которые перед открытием сессии выставили пикет с лозунгом «Приватизация жилья — очередное ярмо на шее народа»), или же антирыночных убеждений руководства республики и большей части депутатов Верховного Совета. Так или иначе, экономическая политика «мягкого вхождения в рынок», проводившаяся Правительством зимой-весной, была одобрена большинством Совета и признана нуждающейся в коррекции лишь «в связи с принципиально иной ситуацией после референдума».

1.1.       Обсуждение бюджета

Сессия приняла бюджет Республики [10]. Примечательно, что на долю выплат Российской федерации пришлось 4 млрд. рублей (несмотря на резкое возмущение лидера демократов Грачева, заявившего, что этот факт равнозначен объявлению финансовой войны России). В то же время доля расходов на содержание органов власти Республики Татарстан составила 1/3 всей расходной части бюджета. Другой основной статьей расходов является аграрно-промышленный комплекс республики, на содержание которого выделяется 7 миллиардов рублей. По статье бюджета, предусматривающей выравнивание экономического положения регионов, треть всех дотаций на регионы по республике отпущена на развитие Казани — очевидно, власти считают город «горячей точкой» и стремятся не провоцировать в нем недовольство.

Одной из основных доходных статей бюджета стали ожидаемые поступления от внешнеэкономической деятельности — очевидно, средства, вырученные за нефть. Демократы обвинили руководство в том, что республика будет жить за счет нефтедолларов, как жила вся страна в годы застоя, вместо того, чтобы вкладывать эти средства в создание новой рыночной инфраструктуры. Между тем неясно, даны ли цифры (см. там же) исходя из реальных договоров, или на основании соглашений о намерениях.

Столь усиленное внимание к сельскому хозяйству показывает как стремление к большей самостоятельности (ибо сейчас для обеспечения реального суверенитета любого региона вопрос продовольственного самообеспечения основной), так и стремление Шаймиева иметь устойчивую опору среди руководства колхозов и совхозов — разговор о частной собственности на землю в республике в принципе не ведется.

1.2.       Дебаты по проектам Конституции Республики Татарстан

Для рассмотрения на сессию было вынесено три проекта Конституции Республики — официальный [10], Движения демократических реформ Татарстана [5] и парламентской группы «Согласие» — депутатов Султанова и Михайлова. Сами авторы альтернативных проектов признавали, что их проекты немногим отличаются друг от друга, тем не менее на сессию были вынесены оба, что распылило немногочисленные силы демократов и не позволило им добиться рассмотрения хотя бы одного из них. Это, пожалуй, стало наиболее серьезной ошибкой демократов на сессии. Проекты Конституции были переданы в комиссии ВС; лишь комиссия по законодательству предложила рассмотреть все три проекта, а остальные проголосовали за рассмотрение одного — официального, внеся в него существенные поправки — в частности, о создании в Татарстане постояннодействующего парламента вместо Верховного Совета, о праве граждан Российской федерации остаться таковыми при отказе от получения гражданства Татарстана, запрещении совмещения постов в органах законодательной и исполнительной власти. Проект Конституции был одобрен в первом чтении и передан ко второму, несмотря на протесты демократов и их попытки сорвать голосование.

По вопросу о конституции демократы и их сторонники фактически потерпели полное поражение, и вскоре граждане республики будут жить по конституции, в которой даже не упоминается Российская Федерация. Дебаты по конституции — симптом падения престижа авторитета пророссийских сил в Татарстане, проигравших референдум и не имеющих поддержки от руководства Российской Федерации.

1.3.       22 мая сессия приняла в первом чтении Проект закона о языках

Был принят в первом чтении и передан ко второму официальный проект, предусматривающий равноправное существование на территории республики 2-х государственных языков (татарского и русского) с использованием на территориях компактного проживания иных народов языка этих народов (применительно к Татарстану это положение в первую очередь относится к чувашам), который подразумевает введение языкового ценза через 5 лет для лиц, чья профессия включает работу с людьми (торговля, бытовое обслуживание, государственная служба, органы правосудия и т.д.). Альтернативный проект, не предусматривающий подобных мер, на сессии принят не был [6, 9]. Постановление о сроках введения в действие закона будет принято отдельно, составление списка профессий по закону передано органам управления, против чего наиболее активно возражают демократы. Лидер партии «Иттифак» Ф.Байрамова выступила с требованием утвердить в Татарстане один государственный язык — татарский, а время переходного периода до вступления в полную силу закона сократить до 3-х лет, что поддержки на сессии не имело.

Официальный принятый проект неплохо юридически проработан, детально расписывает все возможные казусы в его применении. Альтернативный проект проработан в значительно меньшей степени (кстати, то же можно сказать и об альтернативных проектах конституции). Похоже, демократы просто утратили веру в возможность реального принятия Верховным Советом своих документов и используют их скорее в пропагандистских целях (не достигая успеха и здесь).

1.4.       Решения сессии по военному вопросу

Сессия обсудила и вопрос о призыве в вооруженные силы СНГ, отсутствовавший в повестке дня и включенный в нее по требованию «националов». Отныне призыв в Татарстане допускается либо в части, находящиеся на территории республики, либо в части Приволжско-Уральского округа, либо в погранвойска. Постановление по этому вопросу предусматривавает необходимость разработки военной доктрины, основанной на принципах нейтралитета республики Татарстан.

Постановка и решение данного вопроса составляет еще один этап перехода республики на положение суверенного государства, ибо ранее руководство подчеркивало делегирование вопроса о вооруженных силах руководству Российской Федерации.

2.    ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СУВЕРЕНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ
В АПРЕЛЕ—МАЕ.
СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОТ РОССИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

2.1.       Завершение конфликта вокруг личности Прокурора Республики Татарстан Антонова

В апреле и мае неоднократно проводились митинги и устраивались пикеты националов, требовавшие отставки Прокурора республики Антонова, подписавшего за день до референдума

представление Председателю комиссии по референдуму о необходимости опечатать участки для голосования на основании решения Конституционного суда РФ (см. отчет за март). 14 мая появилась информация о переводе Антонова прокурором в одну из российских областей (приказом Прокурора России Степанкова). На данный момент в Республике назначен новый Прокурор — Сайфихан Нафиев [11], бывший прокурор г. Набережные Челны, которого наблюдатели однозначно относят к людям Президента М.Шаймиева. Таким образом, фактически Прокурор Республики выведен из-под контроля России, хотя формально прокурорская вертикаль осталась нетронутой. Этот выход из положения полностью идет в русле сложившихся взаимоотношений руководства России и Татарстана — искренние сторонники пророссийской политики отбрасываются ради поддержания «дипломатических отношений». Впрочем, в данном конкретном случае никакого другого выхода у российского руководства уже не оставалось — ведь по существу Президенту Шаймиеву не составило бы большого труда при необходимости создать и собственную прокуратуру, что могло бы вызвать цепную реакцию в других автономиях.

2.2.       Создание высшего арбитражного суда Республики Татарстан

22 мая на сессии Верховного Совета без особенного обсуждения был принят закон о преобразовании Государственного арбитража Республики Татарстан в Высший арбитражный суд РТ [8]. В Законе перечислены, в частности, элементы, составляющие судебную систему Республики Татарстан: Верховный суд республики Татарстан, Высший арбитражный суд Республики Татарстан и районные (городские) народные суды. По закону, упомянутый орган является высшим судебным органом в республике по рассмотрению экономических споров. Неясно, какой орган будет рассматривать экономические споры предприятий Татарстана и Российской федерации соответственно. Этим актом судебная система республики, по существу, становится судебной системой независимого государства, российской осталась лишь прокуратура, и то формально. (см выше, 2.1.).

2.3.       Татарстан и международные отношения

21 апреля Президент Республики Татарстан М.Шаймиев подписал Указ о представительствах республики за рубежом. Указ подразумевает создание и оснащение Представительств в соответствии с достигнутыми договоренностями в первую очередь странах СНГ. Примечательно, что указ принят именно 21 апреля — через месяц после проведения референдума, как бы во исполнение воли народа (националы постоянно критиковали и критикуют президента за нерешительность и непоследовательность вопросе реализации всенародного волеизъявления, и число подписания указа могло быть им ответом).

Интенсивно развиваются контакты Татарстана с Организацией непредставленных народов (народов, не имеющих своей государственности) при ООН, в республику приезжают представители различных иностранных фирм, 28 апреля подписано экономическое соглашение между Монголией и Татарстаном. В целом руководство республики явно желает вести активную внешнюю политику. Суверенизация республики идет реально по всем направлениям. Похоже, что утверждение «Националов» О том, что для России Татарстан — отрезанный ломоть, не далеко от истины.

3.    МИЛЛИ МЕДЖЛИС И ПОДГОТОВКА ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ТАТАР

3.1.       Формирование органов власти национального представительства. Реальное складывание 2-го центра влияния в республике

С конца марта в республике и в местах компактного проживания татар начали проходить региональные «жиены» — сходы граждан, на которых избирались местные милли меджлисы — по терминологии национальной прессы, структуры самоуправления татарского народа. В Казани избран милли меджлис во главе с Фаридом Султановым, в составе 80 человек, аналогичные органы созданы в Нижнекамске, Набережных Челнах и других населенных пунктах. Лидеры Казанского милли меджлиса заявляют, что на власть в городе не претендуют, их основная задача — решение проблем языка, культуры, народного образования татарского населения города. В то же время создается система исполнительных органов при милли меджлисах — «назарьятов», чья компетенция реально еще не определена. Назарием Казани избран директор Казанской табачной фабрики, всегда поддерживавший национальное движение и финансировавший ТОЦ и «Иттифак». В республике широко и с удовлетворением комментировался национальной и околонациональной печатью тот факт, что его заместителями назариате стали две русские женщины, но не упоминалось, что они являются его многолетними заместителями по основной работе на фабрике.

Лидер милли меджлиса Талгат Абдуллин активно пропагандирует решения национального органа власти, пресса постоянно публикует решения и политические заявления милли меджлиса за его подписью, комментирующие все важные события в жизни республики [2]. Авторитет Абдуллина очень высок как Верховном Совете, так и среди активистов национального движения, лишь лидер партии «Иттифак», крайне радикальная Ф.Байрамова считает его «излишне умеренным» (подробнее о Байрамовой и ее партии см. в отчете за март). Среди политиков российской ориентации существует устойчивое убеждение, что милли меджлис рано или поздно придет к реальной власти в республике, они опасаются перетекания нынешнего депутатского корпуса республики в местные и центральный милли меджлисы, что могло бы создать базу для «тихого» переворота. Но реально после победы национальных сил на референдуме напряженность этого вопроса упала, призывов к немедленному приходу к власти милли меджлиса нет даже со стороны радикальных националов. Одновременно членами и милли меджлиса, и Верховного Совета являются 8 человек, по местным милли меджлисам данных нет. Для того, чтобы прийти к власти, милли меджлису необходимо сперва свалить Шаймиева, позиции которого пока достаточно прочны. Но авторитет и значение милли меджлиса в республике неуклонно растет.

3.2.       Отношение милли меджлиса к Всемирному конгрессу татар и «мягкая» конфронтация с Президентом М.Шаймиевым

О созыве Всемирного конгресса татар было объявлено Президентом Татарстана в январе 1992 года, когда был создан милли меджлис. Это мероприятие было задумано президентом в противовес Всетатарскому Курултаю, пригрозившему президенту отставкой, чтобы свести к нулю легитимность принятых Курултаем решений и дезавуировать милли меджлис (тогда же было заявлено о необходимости зарегистрировать милли меджлис как общественную организацию, причем как в Минюсте РТ, так и в Минюсте России, что вызвало бешенство националов).

 

Но время прошло, после проведения референдума конфронтация Президента и национальных сил перешла в мягкую, неявную форму. Теперь лидеры милли меджлиса поддерживают идею проведения всемирного конгресса, избирая делегатов от Татарстана регионов СНГ с компактно проживающим татарским населением через систему региональных милли меджлисов, так как милли меджлисы, по их словам, единственные законные представительные органы татарского народа. Делегатов, прибывающих из-за границы, предложено считать гостями Конгресса (без права решающего голоса). Более того, прошедший ранее Курултай задним числом стали называть Курултаем-конгрессом татарского народа, а намечающийся — II Конгрессом, намекая на их преемственность. Таким образом, задуманный Шаймиевым конгресс легитимизирует милли меджлис окончательно, а сам президент теряет роль «Флагмана» Национального движения и окончательно передает ее все тому же милли меджлису.

3.3.       Религиозная автономизация Татарстана. Создание Исламского Центра Татарстана

Ранее (до перестройки) духовенство Татарии подчинялось муфтияту с центром в Уфе, где пребывал глава церкви — муфтий. Не так давно духовное управление было реформировано, и татарстанское духовенство стало автономным. Был образован мухтасибат в Казани, как высший орган духовного управления с центром в Казани. Как муфтият, так и мухтасибат являются представителями официальной церкви.

В конце мая в Казани прошла конференция, созванная под эгидой Исламской партии возрождения при помощи и деятельном участии религиозной комиссии милли меджлиса, под председательством Хазрата — главы упомянутой комиссии. На конференции был учрежден Исламский Центр Татарстана, которому приданы функции распределения поступающих в мечети Татарстана средств, строительства новых мечетей, организации хаджа правоверных мусульман. Центр уже практически имеет договор с представителями Саудовской Аравии о покрытии этим государством части расходов паломников в Мекку и Медину. Хотя руководство Центра в публичных высказываниях не противопоставляет себя официальным органам духовного управления, конфликт в какой-то форме между организациями неизбежен — вновь созданная организация отнимает у духовного управления финансовую базу и авторитет руководители Центра уже нашли подрядчиков для строительства мечетей значительно более выгодных, чем мухтасибат, еще до соглашения с арабами сумели уменьшить стоимость хаджа для паломника со 100 тысяч до 25. Структуры милли меджлиса, таким образом, нашли себе опору и религиозном движении, которое не играет большой роли в Татарстане сегодня, но может стать серьезной силой когда-либо в будущем.

3.4.       Размежевание национального движения по отношению к «номенклатуре»

Наблюдатели в республике расценивают как фактический раскол «похолодание» отношений между Татарским общенациональным центром, с одной стороны, и партией «Иттифак», молодежным движением «Азатлык», комитетом «Суверенитет» с другой стороны. Водораздел между ними проходит по вопросу отношения «номенклатуре» (подразумевая, в первую очередь, Президента Татарстана Шаймиева и его окружение). Президент стремится сохранить свой имидж центриста и время от времени выступает с наднациональных позиций (возмутило националов, в частности, его заявление о том, что суверенитет в Татарстане не имеет национальной окраски; поднялась кампания в прессе, разъясняющая, что такого суверенитета нигде никогда не было, нет и не будет и на митингах появились плакаты «Шаймиев — это коммунист без национальной окраски»). В то же время национальная печать в открытую президента не ругает, лидер партии «Иттифак» Байрамова считает, что ПОКА надо если не поддерживать президента, то во всяком случае закрывать глаза на его коммунистическое прошлое и недостаточный, по ее мнению, учет интересов татарского населения. Симпатии активистов этих партий целиком на стороне милли меджлиса, «время которого еще не пришло».Татарский общенациональный центр (ВТОЦ), в отличие от выше перечисленных партий, имеет околокоммунистическое происхождение. Создание в 1988 году ВТОЦ было задумано в недрах обкома КПСС, из 21 члена правления этой организации 18 были коммунистами, причем нерядовыми, Президент ВТОЦ Мулюков выступал на пленумах того же обкома [3]. Происхождение и состав организации диктуют им их линию в отношениях с руководством Республики, не многим отличающееся по перечисленным показателям.

1. В перспективе, видимо, ТОЦ окончательно отойдет на периферию общественной жизни Татарстана, уступив место новым политическим структурам.

2. Возможно, президент Шаймиев решится сменить команду и перейти на сторону национального движения в случае дальнейшего усиления милли меджлиса и падения влияния ориентирующихся на Россию политических сил, но процесс этого перехода представляется достаточно длительным.

3.5.       Общественное мнение после референдума и его отношение к различным политическим силам в республике. Положение политических организаций российской ориентации

В период подготовки мартовского референдума такие организации, как ДПР, Граждане Российской Федерации и все остальные политические партии российской ориентации активно агитировали население за отрицательный ответ (подробнее см. отчет за март).

В агитационных листовках, статьях в периодической печати положительный ответ на референдуме связывался с крайне негативными последствиями для населения, вплоть до гражданской войны, создания в Татарстане теократического государства, в одной из статей этого периода предполагалась даже возможность начала с территории Татарстана 3-ей мировой войны в случае вышеупомянутого ответа. Во многом отрицательный ответ, данный на вопрос референдума избирателями Казани и некоторых других городов республики многие наблюдатели связывают с этой агитационной кампанией.

 

Но, проводя кампанию, демократы не думали о том, что в случае положительного ответа на референдуме и сохранения после этого в республике мира и согласия она рикошетом ударит по их собственному авторитету — как в классической народной сказке о мальчике, стаде, крестьянах и волке. Так как никакой гражданской войны не случилось и напряжение в национальных отношениях не возросло, а напротив, спало, та часть населения, которая раньше поддерживала демократов, отошла от них политики. На митинге ДПР, посвященном дню победы, было 200 человек, на митинге и последующем пикете Граждан РФ — 30 и 20 человек соответственно [4]. Резолюцию Движения «Граждане Российской Федерации» по итогам референдума [7] можно характеризовать как документ, отражающий утрату организацией чувства реальности. Единственным положительным итогом политического поведения в период перед референдумом для ДПР — флагмана организаций российской ориентации — стало предложение о финансировании деятельности партии, поступившее от Президента Ассоциации ТАН Э. Шашурина. Партии при этом было поставлено условие пропагандировать экономическую программу Ассоциации — передачу земли, недр в частную и коллективную собственность, укрепление прямых горизонтальных связей между экономическими субъектами, минуя центр. Со стороны ДПР возражений не поступило (программа не противоречит принципиальным установкам партии) и договор о финансировании на 200 тыс. рублей был заключен 11 мая, но деньги до сих пор перечислены не были. Наблюдатели полагают, что Президент Ассоциации испытал нажим руководства республики.

Ассоциация ТАН имела в 1991 году оборот в 3,5 млрд. рублей, владеет объектами производственного назначения в Заполярье, на Украине, желает приобрести в Татарстане металлообрабатывающее предприятие. По сведениям, не поддающимся проверке, финансировать ДПР Президенту Ассоциации потребовалось, чтобы заручиться поддержкой Вице-президента России А.Руцкого, с которым он встречался в мае по вопросу приобретения находящегося в собственности РФ завода.

Влияние русских политических организаций в обществе стремительно падает, что в сочетании с фактическим поражением блока «Согласие» в Верховном Совете указывает на ослабление позиций русской общины в целом.

В то же время национальные организации упрочили свое положение; страх русскоязычного населения перед милли меджлисом прошел, все, похоже, привыкли к новой расстановке сил. В республике сохраняется спокойная обстановка, обострение межнациональных отношений маловероятно.

Источники

1. Исхаков Д. Актуальные проблемы татарского национального движения // Известия ТОЦ. — Казань, 1992. — №5 (8-22 мая 1992).

2. Официальные документы милли меджлиса — национального парламента // Суверенитет. — Казань, 1992. — №7.

3. Морозов А. Как коммунист коммунистам // Казанский телеграф. — Казань, 1992. — №22(7107).

4. Халилов А. Вылазка шовинистов // Суверенитет. — Казань, 1992. — май 1992.

5. Республика Татарстан. Конституция (основной закон). Проект/ Конституционная комиссия ДДРТ (М.Аитов, А.Барабанов, В.Беляев, А.Разинов) // Вечерняя Казань. — Казань, 1992. — 6 мая 1992.

6. Разинов А. Проект закона о языках и постановления «О порядке введения в действие Закона...». — Казань, 1992.

7. Граждане Российской Федерации. Татарстан после референдума 21 марта [Резолюция] // Казань. — 1992. — 7 мая 1992.

8. Республика Татарстан. Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции Республики Татарстан... « // Известия Татарстана. — Казань, 1992. — 29 мая 1992.

9. Республика Татарстан. Закон «О языках народов Татарстана» // Известия Татарстана. — Казань, 1992. — 29 мая 1992.

10. Республика Татарстан. Закон «О бюджетной системе Республики Татарстан на 1992 год» // Известия Татарстана. — Казань, 1992. — 29 мая 1992.

11. Нафиев С. Закон — не дышло // Известия Татарстана. — Казань, 1992. — 29 мая 1992.