Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Башкортостан

Иршат БИКБУЛАТОВ

Башкортостан

в апреле 1992 года

1.    ПОЛОЖЕНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Башкортостан характеризуется постоянным ростом цен на продукты и товары повседневного спроса. Ширится сеть коммерческих магазинов, ассортимент товаров, представленных в них по очень высоким ценам, довольно разнообразен. Также широк выбор товаров на рынках города. Предприятия республики в своей производственной деятельности полагаются больше на обычный обмен как для получения сырья и материалов (например, предприятия нефтяной, химической, машиностроительной продукции и др.) в обмен на производимые ими нефтепродукты, химреактивы, промышленные товары и товары народного потребления получают из других регионов республики Башкортостан и СНГ металл, строительные материалы и др. и также товары народного потребления. В частности, объединение Башагропромстрой в обмен на строительные материалы, производимые им, получило от машиностроительного завода г.Златоуста партию холодильников. Такие обмены происходят повсеместно и в широких масштабах и являются пока самым действенным способом для удовлетворения нужд работников в товарах и продуктах. В то же время катострофически падает деятельность предприятий военно-промышленного комплекса, ранее насчитывавших десятки тысяч работников со сравнительно высоким уровнем зарплаты. Например, один из цехов Уфимского агрегатного производственного объединения (УАПО) численностью около тысячи человек, производивший ранее изделия для военной авиации, в настоящее время сокращен до 20-ти человек. Не все сокращенные смогли найти работу соответственно своей квалификации или просто работу для поддержания привычного уровня жизни. Понятно, что социальная напряженность только по этой причине будет возрастать. Примерно такие же проблемы встали перед промышленным и гражданским строительством республики и др. отраслями.

Такое положение дел особенно тревожно в связи с тем, что необходимые реформы если не отвергаются, то во всяком случае игнорируются.

2.    ПРИВАТИЗАЦИЯ

Приватизация предприятий в республике еще не началась. Принятие республиканской программы приватизации отложено. Если учесть, что представители военно-промышленного лобби и номенклатуры в Верховном Совете РБ относятся в лучшем случае к этой программе крайне сдержанно, а многие вообще ее отвергают, то ее дальнейшая судьба остается крайне проблематичной [1].

Попытка ускорить процессы приватизации властями Уфы хотя бы на своей территории наталкивается на сопротивление. По сообщению мэра города М.Зайцева, Уфа еще в 1991 году передала документы в республиканские органы, в которых очень четко обозначено: какие предприятия и объекты должны стать муниципальными, с их дальнейшей приватизацией. Но в этом списке, довольно обширном, после всех рассмотрений в ведении мэрии г.Уфы осталось всего 3 предприятия. Министерства и ведомства республики под различными предлогами стараются все оставить себе [2].

Близок к завершению приватизации инструментальный цех Уфимского завода автоматизированного оборудования и приборов.

Дирекция завода резко выступает против этой «затеи», однако намерение о приватизации подтвердило общее собрание рабочих цеха (после провала по вине администрации арендного договора), которые решили выкупить цех по остаточной стоимости (около 350 тыс. руб.). С момента подачи заявления на приватизацию прошло более 2-х месяцев, а до принятия окончательного решения этого вопроса далеко.(Месяц на выяснение, что этот вопрос вне компетенции городского комитета, 2 недели пропали в республиканском комитете на уточнение форм документации, еще 2 недели на «борьбу» с банком, отказавшим принимать приватизационную пошлину и т.д.). В данное время в республиканском комитете создана комиссия по приватизации инструментального цеха. Если решение комиссии будет положительным, то возможно, это будет первый случай в республике не номенклатурной приватизации, а приватизации снизу [3].

По состоянию на 1 апреля в соответствии с Законом Российской Федерации «О собственности в Российской Федерации» из 448 предприятий 416 находились в государственной собственности, 24 предприятия- в частной собственности (из них 22- в собственности акционерных обществ и 2- в коллективной собственности). Кроме того, 8 предприятий находятся в собственности общественных организаций [4].

Предприятия альтернативных форм собственности не могут пока оказать заметного влияния на общие итоги республики. Каждое второе акционерное общество сократило объем продукции и производительности труда. В целом по данной группе предприятий объем сократился на 4,9%, производительность труда на 4%. Потребителям не поставлено продукции на 23,5 млн., в том числе, 15,7 млн. руб. — Стерлитамакским станкостроительным заводом.

Коллективные предприятия- Ишимбайская трикотажная фабрика и Туймазинское «Железобетон» значительно ухудшили показатели работы против прошлого года. Более чем на четверть снижены объем производства и производительность труда.

В промышленности действует 211 малых предприятий с численностью работников до 200 человек. Ими произведено продукции почти 1 млрд. руб. в действующих ценах, что в 6,4 раза превышает уровень января-марта прошлого года. Их доля в общем объеме производства не превышает 2% [4].

3.    ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

Внеочередная сессия Верховного Совета РБ, состоявшаяся 3 апреля 1992 года, под давлением колхозно-совхозного лобби вновь отложила вопрос о частной собственности на землю. Вместо этого были приняты решения по оказанию материально-технической и финансовой помощи колхозам и совхозам. Хотя в Постановлении речь идет о фермерском хозяйстве, это мало способствует процессу аграрных реформ, так как отдельные крестьянские хозяйства слишком малочисленны и все дотации поэтому практически поступят на поддержание колхозно-совхозной системы.

Колхозно-совхозное лобби не устраивает то, что принятые решения о дотации носят временный характер. Следует ожидать дальнейшего давления на Верховный Совет и Правительство республики с целью навязать принятие программного документа, рассчитанного на ряд лет. В этот документ планируется включить льготное и беспроцентное кредитование, бюджетные дотации, гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, ножницы (разницу цен) между промышленной и сельскохозяйственной продукцией должно дотировать колхозам и совхозам государство [5].

Правительство республики при проведении аграрной реформы пока делает ставку не на радикальные преобразования, а на постепенную трансформацию колхозов и совхозов в коллективные крестьянские хозяйства, где каждый будет иметь земельный и имущественный пай, в то же время сохраняется принцип коллективной обработки земли [6]. Однако вопрос о такой реорганизации колхозов и совхозов на сессии Верховного Совета был обойден из-за имеющихся противоречий между Правительством республики и Верховным Советом.

В Башкортостане сложилось в настоящее время 4 основных варианта приватизации села:

1. создание ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов;

2. постепенное «приобщение» тружеников к собственности путем введения в колхозах и совхозах внутрихозяйственной кооперации;

3. традиционная колхозно-совхозная модель;

4. трансформация колхоза и совхоза в подсобное хозяйство промышленного предприятия (завода или фабрики) или даже целого города.

С учетом того, что все эти 4 варианта представлены довольно многочисленными и сильными интересами, можно сделать вывод о том, что каждый их 4-х вариантов будет развиваться. Но социологический опрос выпускников-дипломников Башкирского сельскохозяйственного института, т.е. именно тех людей, которым на практике придется осуществлять реформы в сельском хозяйстве и от чьей позиции во многом зависит, как пойдут эти реформы, показал, что за 1 вариант высказались 5,4%, за 2 вариант- 62,2%, за 3 вариант- 17,6%, за 4 вариант- 13,5%.

В то же время только 56,8% опрошенных будущих специалистов-аграрников положительно относятся к введению рыночных отношений в деревне, в то время как 40,5%- отрицательно.

41,9% респондентов уже согласны стать фермерами при создании надлежащих условий, категорически не хотят — 51,3% опрошенных [7].

Продолжается становление фермерского уклада сельской экономики. К началу 1991 г. в республике насчитывалось 26 фермерских хозяйств, на 1 января 1992 года- 742 (площадь земли 23,3 т.га), на 1 апреля 1992 г. — 1857 (51,4 т.га).

Однако этот уклад в силу различных причин, в первую очередь из-за малочисленности, мало влияет на сельскохозяйственную ситуацию республики.

Кризис в сельском хозяйстве углубляется и, как следствие, продолжает оставаться тяжелым на сельскохозяйственном рынке.

Причем, если раньше наблюдалась нехватка всех видов продовольственных товаров, то теперь прибавилась проблема их переизбытка. В республике на 20 апреля скопились огромные запасы масла, мяса, сахара и т.д., что привело к сокращению объемов производства продовольствия на 23%. По оценкам правительства в перспективе ожидается снижение объемов производства продовольственных товаров еще на 20% [8].

4.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Углубляются противоречия между высшими законодательной и исполнительной властью республики. В апреле определились различные подходы руководства Верховного Совета и правительства к концепции заключаемого договора об основах межгосударственных отношений Республики Башкорстан и Российской Федерации. В проекте, разработанном Советом Министров, не регулируются вопросы обороны, военной политики, безопасности, гражданства, границ, а только проблемы экономики и финансов, т.е. проект представляет из себя обычное межправительственное соглашение. Руководство Верховного Совета настаивает на проекте договора, одобренного сессией Верховного Совета 31.10.91 г., где все вышеперечисленные проблемы регулируются.

Политический спектр республики в настоящее время характеризуется прежде всего отношением различных политических группировок к проблеме суверенизации республики, ее месту в федеративном договоре, подписанном в конце марта 1992 г.

25 апреля с.г. лидеры башкирских национальных организаций провели совместное заседание с приехавшими из Казани лидерами татарского национального движения во главе с небезызвестной Раузией Байрамовой. Принята программа совместных действий, направленная на достижение независимости Башкортостана и Татарстана. Центральный пункт программы- проведение в Башкортостане референдума, аналогично татарскому. В этой связи начинается консолидация политических организаций противоположного толка- татарского общественного центра, общественного объединения «Русь», СДМБ и некоторых других. Пока лидеры этих организаций ограничились рядом заявлений и интервью с резкой критикой «сепаратистов» (Заявление СДМБ, интервью К.Якушева (ТОЦ),А.Аринина («Русь»). Видимо, в скором будущем от этих организаций следует ожидать более радикальных политических действий.

Средства массовой информации в последнее время пополнились весьма существенно. Появилась первая независимая телерадиокомпания «Толпар», где наряду с видеопрограммами и видеоклипами эстрадных звезд его руководители С.Мубаряков и А.Бикчентаев пытаются привлечь внимание телезрителей интервью с известными в городе и республике людьми. Данная телепрограмма оперативно реагирует на происходящие в городе события. Здесь в первую очередь была показана голодовка башкирской молодежи у памятника Салавату Юлаеву, регулярно обсуждается диоксиновая проблема. Отношение к деятельности независимого телевидения неоднозначное (и качество передач и многочисленные их повторы), пока с уверенностью можно сказать, что оно вызывает больший интерес у зрителей до 14 лет.

Начало работу независимое коммерческое радио «Шарк», которое в основном специализируется на поп-музыке и рекламе.

В апреле вышел 1-й номер газеты «Восточный экспресс» или «Новая газета об Уфе и уфимцах», издаваемой кооперативным банком «Восток». В ней дается краткая информация и комментарии журналистов и обозревателей банковского же издания «Экономика и мы» по довольно малозначительным событиям. Вначале вызывало удивление, что издавая многополосную солидную газету «Экономика и мы», банк «Восток» решил выпустить эту небольшую, всего в 1 полосу, без какого-либо специфического направления газету. Видимо, на предстоящих осенью 1992 года президентских выборах в Башкортостане на «Восточный экспресс» будут возложены важные задачи- председатель банка «Восток» Р.Ф.Кадыров многое делает для своего выдвижения на пост президента РБ.

Суверенизация республики Башкортостан развивается в деятельности Конституционной комиссии республики. На заседаниях 3-го и 28-го апреля она рассмотрела очередной проект новой Конституции республики. Проект был одобрен и рекомендован для вынесения на следующую сессию Верховного Совета.

3 апреля сессия Верховного Совета РБ одобрила подписание в Москве Федеративного договора, но воздержалась от его ратификации. В течение апреля Председатель Верховного Совета М.Г.Рахимов несколько раз заявил, что Федеративный договор будет вынесен на ратификацию Верховным Советом только при заключении с Российской Федерацией двустороннего договора об основах межгосударственных отношений.

Продолжается образование новых и реорганизация существующих политических партий. В апреле действовавшие в Уфе и Башкортостане члены Конституционно-демократической партии провели конференцию, на которой объединились в Башкирскую организацию Уральского региона КДП. В настоящее время их число насчитывает около 60 человек.

5.    НАПРЯЖЕННОСТЬ

Преступность. В газете «Версия» [9], издаваемой Комитетом по борьбе с преступностью, МВД и МБ Республики Башкортостан приведена диаграмма роста преступности в 1991 году по сравнению с 1990 годом. Если в 1990 г. из каждых 10 тысяч жителей республики совершали преступления 70 человек, то в 1991 г. — уже 84. В своих комментариях авторы увязывают рост преступности с резким падением уровня жизни населения и обнищанием широких масс и считают, что два других фактора, известных нам с революции 1917 года: нежелание низов жить по-старому и невозможность верхов управлять по-новому, вкупе с первым (обнищанием масс) могут вызвать революционный взрыв.

Таким образом, прогнозы работников службы безопасности весьма утешительные. В другой газете «Восточный экспресс» приводятся сведения, также не подписанные конкретным лицом, но добытые из окружения, близкого к компетентным источникам». Согласно этим источникам, в Уфе действует свыше 60 группировок, занимающихся рэкетом, вымогательством, сутенерством и т.п. Большинство из них находится под «юрисдикцией» «воров в законе», которые время от времени инспектируют свои вотчины. Многие из группировок имеют оружие, начиная от «финок» и кончая «калашниковым», которое в любое время может быть пущено в ход.

Как далее утверждают авторы данной информации, правоохранительные органы в достаточной мере осведомлены об их деятельности, однако «нейтрализовать» последних во многом мешает несовершенство уголовно-процессуального законодательства, а также размеры коррупции, проникающей во все поры исполнительской власти. Мафия, как единая структура в Уфе еще не сформировалась. Классическую формулу оформления новой власти («разборки» преступных группировок, раздел территорий и зон влияний) смог бы нарушить новый закон «О безопасности», закрепляющий правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства [10].

Забастовки. В Башкирии с 20 апреля по 3 мая проводились дни единства действий медработников. Во всех медицинских учреждениях созданы и действуют стачечные комитеты, в ряде районов — координационные комитеты. Создан республиканский координационный комитет при рескоме профсоюза. На места координационный комитет отправил рекомендации о проведении забастовки, предусматривающие экстренную помощь, запретил забастовки в детских лечебно-профилактических учреждениях, в остальных случаях медпомощь оказывалась в сокращенном варианте [11].

Экология. В связи с паводком яды с территорий предприятий г.Уфы попадают в грунтовые воды и в водоемы, что вновь обострило экологическую обстановку в г. Уфе. Загрязненные реки Шугуровки, откуда вода поступает в Южный водозабор, превысило все допустимые пределы [12]. Однако, несмотря на крайне тяжелое положение с экологией, жители г. Уфы, или примирившись со своим положением, или утратив веру в какие-либо положительные изменения, довольно спокойно отнеслись на этот раз к очередному выбросу диоксинов в питьевую воду, без массовых выступлений, митингов и др. видов протеста.

Безработица. По мнению сотрудников службы занятости, количество безработных в 1992 году составит 29 тыс. чел. Из них более 30% составят работники, уволенные в результате сокращения производства, нерегулярных поставок сырья, отсутствия инвестиций, конверсии и т.д. Около 25% безработных составит молодежь, окончившая общеобразовательные школы или отчисленная из них, училищ, техникумов, вузов, окончившие вузы со свободным распределением. Число безработных пополнят «летуны» — 3,3 тыс. чел., а также вернувшиеся из мест лишения свободы. По последней категории служба статистикой не владеет. Значительное место среди безработных составят женщины со средним образованием (экономисты, бухгалтера, инженеры, техники, товароведы, программисты). Такую информацию дали работники Республиканской службы занятости в газете «Советская Башкирия» №81 от 24 апреля под заголовком «Выходим на рынок труда». Однако по некоторым данным не всегда прогнозы указанной службы подтверждаются, жизнь вносит в них свои более жесткие коррективы. Поэтому в данном вопросе, видимо, надо было бы проявить большую ответственность, дабы избежать возможных потрясений. В связи с указанной проблемой весьма напряженная обстановка сложилась в бывшем крупнейшем заводе военно-промышленного комплекса — УМПО (Уфимском моторостроительном производственном объединении). Из-за неподготовленности к конверсии оказалось, что в марте недозагруженными работой оказались 8 цехов, что чревато ростом безработицы. Кроме того, у завода миллиардный долг, идет неуклонное снижение производства. А на освоение новой продукции и ее серийное производство потребуется не менее 2 лет [13].

6.    МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

10 апреля 1992 года (по официальным данным) в г. Уфе объявила голодовку группа студентов Башгосуниверситета и Башпединститута.

Мотивом явилось их несогласие с подписанием руководством Республики Башкортостан Федеративного Договора. Голодающие выдвинули следующие требования: аннулировать указанный Договор и Приложение к нему, созвать внеочередную сессию Верховного Совета, принять Акт о государственной независимости Республики Башкортостан, подписать межгосударственный Договор между РБ и РФ. В случае невыполнения этих условий участники голодовки требовали немедленного роспуска Верховного Совета и отставки правительства и руководства республики.

13 апреля на голодающих напала группа молодежи, прибывшая сюда на автобусе из м/р «Дема». По поводу данного инцидента поступали весьма противоречивые сведения из СМиТ. Вот мнение одного из авторов. «В Советской Башкирии» от 15.04.92 г. сообщалось, что голодовка началась 10 апреля, (а на самом деле — 9 апреля), что нападающих было 10-15 человек, пострадало — 3. По другим данным число нападающих насчитывало 25-30 человек. Пострадало 4 человека. По официальной версии хулиганские действия были вызваны не межнациональными отношениями, а на межличностной основе».. [14].

Результатом данного инцидента явилось то, что число желающих присоединиться к голодающим резко подскочило и достигло 103 человек. 15 апреля у юрт, где разместились участники голодовки, состоялся митинг в их поддержку [15]. С резкой критикой в адрес голодающих выступило руководства Союза демократической молодежи Башкирии (бывший РК ЛКСМ); в СМиТ опубликовали Заявление Президиума Верховного Совета и Президиума Совета Министров РБ, где призывают молодежь к прекращению голодания. Также отмечается, что «искренние чувства молодых людей использовали те, кто преследует определенные политические цели».. [16].

В праздничные дни 1-2 мая молодежь голодовку временно приостановила, не отказавшись от своих убеждений. Тем не менее по Российскому ТВ в программе «Вести» было сообщено, что молодежь «голодовку прекратила, убедившись, что ими манипулируют политические спекулянты».

Эта политическая акция имела последствия, несколько неожиданные для развития общественно-политической ситуации как в РБ, так и за ее пределами. В конце апреля для поддержки и выработки совместных действий приехали из соседнего Татарстана члены татарской молодежной организации «Азатлык» и члены татарской национально-радикальной партии «Иттифак». Члены молодежных организаций Татарстана принимали активное участие в голодовке с начала ее проведения. Это вызвало критическое отношение других общественных организаций РБ, в первую очередь, Думы общественного объединения «Русь» и татарского общественного центра. Причем позиции татарского общественного центра в этом вопросе трудно соотнести с обычной логикой: в конце марта ТОЦ активно поддерживал проводимый в Татарстане референдум о суверенитете и даже выражал солидарность в этом вопросе с башкирскими национальными организациями на проходивших митингах, то, когда эти процессы пошли в Башкортостане, — занял резко непримиримую позицию к политическим шагам Башкирских организаций, направленных на суверенизацию. По всей видимости, здесь большее значение имеет субъективный фактор — личные отношения лидеров ТОЦа и БНЦ.

В газете «Ленинец» от 18 апреля 1992 года было опубликовано Заявление Думы общественного объединения «Русь». Это первое политическое Заявление объединения «Русь», одной из задач которого является защита интересов русскоязычного населения и сохранение целостности российского государства.

Поводом для Заявления послужило интервью М.Г.Рахимова, председателя Верховного Совета, опубликованного в «Независимой газете» 10 апреля 1992 года. Негодование у членов Думы вызвала оценка Рахимовым Федеративного договора как «насильственном способе создания государства» и его рассуждения о том, что «ядром Федерации должно быть русское государство, вокруг которого должны объединяться все остальные республики».

Это высказывание Дума расценивает как попытку лишить русских и всех других народов, живущих в Башкирии, их Родины — России, как заигрывание с национализмом, как проявление национал-сепаратизма. Подобные высказывания как «у русских, славян, всех других народов в республике, кому дорого наше Отечество, найдется и мужество, и решительность, и достоинство в защите гражданских прав, целостности России» таят в себе скрытую угрозу. Необходимо отметить, что до последнего времени фактов, говорящих об ущемлении гражданских прав представителей некоренной национальности, не отмечалось.

Источники

1. Известия Башкирии.— 1992.— 28 апреля.

2. Сов.Башкирия.— 1992.— 31 марта.

3. Сов. Башкирия.— 1992.— 27 марта.

4. Доклад Председателя Совмина Миргазямова М.П. на сессии Верховного Совета РБ 11-12 апреля 1992 г.

5. Нужна сильная исполнительная власть // Известия Башкирии.— 1992.— 28 апреля.

6. Советская Башкирия.— 1992.— 25 марта.

7. Известия Башкирии.— 1992.— 26 марта.

8. Известия Башкирии.— 1992.— 28 апреля.

9. Версия.— 1992.— №12 [апрель].

10. Восточный экспресс.— 1992.— №1.— 13-19 апреля.

11. Скорой помощи медики не дождались // Советская Башкирия.— 1992.— №78.— 21 апреля.

12. Ленинец.— №46.— 18 апреля.

13. Ленинец.— №46.— 18 апреля.

14. Абдуллин Р. Официальное и неофициальное рядом // Экономика и мы. — [апрель 1992].

15. Вечерняя Уфа.— 17 апреля.— №76.

16. Вечерняя Уфа.— 21 апреля.— №78.