Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

Андрей ЩЕРКИН,

Валерий НИКОЛЬСКИЙ,

Марина РАЗОРЕНОВА

Псков

в марте 1992 года

Анализ экономической и политической ситуации в Пскове марте 1992 г. позволяет, как нам кажется, выделить в качестве основной проблему реализации программы экономических реформ. Все остальные проблемы — развитие общественной активности, перегруппировка политических сил, возможное обострение ситуации в Печерском районе и т.д. представляются вторичными. Их развитие будет определяться результатами экономической политики областной и городской администрации, в частности — ходом земельной реформы и приватизации.

Выводы, сделанные экспертной группой не являются неожиданными, они, скорее всего, типичны. Но, возможно, именно потому они могут представлять интерес, так как в этом случае Псков и Псковская область могут рассматриваться как некая модель экономического, социального и политического развития региона в условиях проведения экономических реформ.

Несомненно, Псков имеет ряд особенностей, связанных с доминирующей ролью военно-промышленного комплекса в экономике и, главное, его геополитическим положением: наличием границы с тремя государствами (Эстонией, Латвией и Беларусью) и конфликтных пограничных территорий в Печерском и Пыталовском районах. Однако, как нам кажется, влияние этих особенностей в некоторых случаях лишь ускоряет типичное развитие ситуации в регионе также создает дополнительные прецеденты, позволяющие более ярко проиллюстрировать характерные черты представителей новых властных структур.

1.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

По оценкам экспертов экономическая ситуация в Пскове в марте 1992 г. характеризовалась снижением деловой активности по сравнению с другими регионами, о чем свидетельствует положение на Биржах.

 

СПРАВКА. Крупнейшие Биржи Пскова: Псковская универсальная биржа (Учреждена в августе 1991 г., в числе учредителей крупнейшие предприятия города, Горисполком; предусматривалось участие ОК КП РСФСР, однако взнос внести не успели. Стоимость брокерского места — 75-100 тыс. рублей). Торговый дом «Псков» (Учрежден также рядом предприятий Пскова).

Снижение деловой активности связано в том числе с системой кредитования.

СПРАВКА. В Пскове действуют следующие банки: РКЦ Госбанка Псковбанк (коммерческий капитал) «Кром» (коммерческий капитал) Псковакобанк (коммерческий капитал) Россельхозбанк Сбербанк РФ

Средняя ставка кредита от 30 до 45% при сроке до 4 месяцев. Объем кредитования ограничен. Есть случаи отказа в кредитах фермерским хозяйствам. Россельхозбанк пользуется исключительно ресурсами ЦБ.

Наблюдается кризис наличности. Повсеместно задерживается выплата заработной платы. При этом большая масса наличных денег находится в теневом обороте коммерческих структур, скрывающих таким образом, по разным оценкам, от 40 до 70% прибыли.

Для крупных промышленных предприятий города и области характерен кризис ликвидности на картотеке. Общая ориентация на экспорт (что связано с приграничным положением Пскова) отрицательно сказывается на развитии внутреннего регионального рынка.

Положение на потребительском рынке в целом характеризуется как неблагоприятное, что обусловлено следующими факторами:

а) снижением объема сельскохозяйственного производства;

б) ухудшением качества товаров из-за превышения срока реализации;

в) ухудшением качества обслуживания на предприятиях госторговли (полное и повсеместное прекращение самообслуживания).

По мнению экспертов, Указ о свободе торговли немного улучшил ситуацию: происходит некоторое сужение вилки цен между государственной и коммерческой торговлей. Пригородные сельскохозяйственные предприятия торгуют «с колес», чтобы сэкономить на торговой наценке.

 

СПРАВКА. Цены на потребительском рынке Пскова в середине марта 1992 г.:

 

Товары длительного пользования:

Телевизор «Электроника».......... 11 700,00

Видеомагнитофон

южнокорейского производства...... 43 700,00

Стиральная машина................. 3 700,00

 

Автомобили, поступающие на предприятия по ценам около 100 тыс. рублей, продаются очередникам, которые выступают посредниками между коммерческими структурами.

 

Продовольствие:

 

Хлеб серый.......................... 4,80 руб.

белый...................... 5,30

Молоко 1 литр.................6,00

1 бутылка................ 7,02

Мясо в гос. магазинах 1 кг.

говядина............................70,00

свинина............................65,00

Мясо на рынке 1 кг..................90,00

Сахар (по талонам 1.5 кг. на квартал

0,5 кг. на март) 1 кг.............. 7,70

Сахар (свободные цены).............70,00

Масло сливочное (по талонам 0,4 кг.

на месяц)......................... 24,50

Масло сливочное (свобо.цены)1 кг. 115,00

Колбаса 1 кг.................. 85-109,00

Сыр Российский 1 кг.......... 104-120,00

Кофе в зернах 1 кг............... 450,00

Кофе растворимый 1 банка......... 137,50

 

Чай индийский (по талонам, 0,1 кг.

на 1 талон) 1 пачка-0,5 кг........ 63,00

Чай (свободные цены)

грузинский в/с 1 кг.......... 50,00

китайский 1 пачка-0,125 к..... 28,13

Чай на рынке

индийский 1 пачка-0,5 кг..... 130,00

1 пачка-0,125 к..... 35,00

Картофель в гос. магазине 1 кг...... 4,00

Картофель на рынке 1 ведро........ 70,00

Водка на рынке 1 бутылка..... 100-120,00

 

Количество талонов на второй квартал сокращено (освобождены цены на водку, макаронные изделия и т.д.), однако остается неизвестным, будут ли они отоварены (в апреле талоны на сливочное масло не отовариваются).

 

Ситуация, складывающаяся в сельском хозяйстве региона, не позволяет надеяться на улучшение снабжения населения продуктами питания, снижение цен и развитие потребительского рынка в целом. Это связано прежде всего с крайне медленным ходом земельной реформы и с теми формами, которые она приобретает в Псковской области.

2.    ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

После принятия в ноябре 1990 г. Закона о земельной реформе прошло больше года. Сегодня, накануне, посевной ситуацию сельском хозяйстве Псковского региона можно назвать критической. То, что большинство колхозов и совхозов убыточны и имеют огромные долги не новость. Земельная реформа должна была вывести сельское хозяйство из кризиса наиболее радикальным путем изменив форму собственности на землю. Однако те способы решения проблем, которые выбрала областная администрация и руководители сельскохозяйственных предприятий с одной стороны традиционны, с другой — вполне укладываются в рамки новой экономической политики.

Казалось бы, незначительный факт: в марте-апреле в Пскове вдруг стали появляться сельские автобусы, торгующие «с колес» молоком по очень высоким ценам. Причем эти автобусы приезжают не из пригородных хозяйств, а из самых отдаленных районов области, в том числе из совхоза «Лидва» Печерского района.* Псковичи охотно покупают дорогое молоко, уверенные, что его цена определяется высоким качеством. Однако высокие цены — всего лишь способ рассчитаться с долгами. Руководители колхозов и совхозов пытаются погасить государственный долг взвинчивая розничные цены на свою продукцию.

Со своей стороны Глава областной администрации А. Добряков обратился к Правительству России с просьбой возвратить долги убыточным хозяйствам за 1991 г. в размере 46 млн. рублей не позднее апреля 1992 г. (2.5) Одновременно через колхозы и совхозы — основу старой собственности — фактически происходит ограбление государства: речь идет о распродаже фондов. Конкретный пример: все строительство, которое ведет малое предприятие «Стандарт» Старорусского района Новгородской области, основано на том, что по «дешевке» или в обмен, например, на бытовую технику, это предприятие перекупает у колхозов и совхозов их фонды на вырубку леса[1]. Подобный же процесс идет в Псковской области. Возникает парадоксальная ситуация: фонды, которые на самом деле являются средством выгодного платежа и выгодной торговли перекупаются или по дешевке новой коммерцией или уходят в Эстонию в обмен на картошку только для того, чтобы выжили убыточные колхозы и совхозы. Кризисом посевного картофельного фонда (на март дефицит составлял 12,7 тыс. тонн картофеля, а посевные площади по сравнению с 1985 годом, видимо, уменьшатся в три раза) обосновывается и право Пскова на бартерные сделки с Прибалтикой (в том числе на продажу сырья и топлива) (2.2).

Что же касается реформы сельского хозяйства, то, на наш взгляд, нет смысла сегодня говорить о темпах, гораздо важнее проследить формы приватизации. Приватизация земли в Псковской области идет по двум направлениям: создание фермерских хозяйств (объединяющихся, как правило, в ассоциации, и создание товариществ с ограниченной ответственностью — акционерных обществ закрытого типа (2.3). По данным отдела статистики АПК Пскова, сейчас в области 855 крестьянских фермерских хозяйств (7,6 тыс. га земли). За 1992 г. в области зарегистрировано 2 коллективных предприятия, 5 сельхозкооперативов и 28 акционерных общества, организованных на базе колхозов и совхозов. Статус последних сохранили 45 хозяйств (2.1). Интересно, что процесс реорганизации колхозов и совхозов в Ассоциации фермерских хозяйств идет при сохранении долгов (и не только государству) (2.3). В результате, если такое товарищество будет объявлено банкротом, то земля, т.е. паи фермеров могут быть проданы за долги (кому?), крестьяне из собственников превратятся в наемную рабочую силу.

Наиболее типичным для Псковской области стало создание на базе колхозов и совхозов акционерных обществ закрытого типа (2.4, 2.1). Причем, по утверждению экспертов основными держателями акций выступают, как правило, представители бывшей администрации. Со временем, контрольный пакет акций окажется в руках представителей этой администрации. В результате в Псковской области возникнет несколько десятков монополистов, вряд ли заинтересованных в развитии производства. Получение прибыли будет идти за счет повышения цен, так, как это делается сейчас за счет продажи молока по высоким ценам для погашения долгов. При этом потребительский рынок не наполнится, а качество товаров не улучшится.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В ГОРОДЕ

14 марта 1992 г. в газете «Новости Пскова» опубликован список объектов, подлежащих приватизации (3.1). Однако решением малого Совета от 154 января 1992 г. «О предприятиях розничной торговли, общественного питания, подлежащих продаже в первоочередном порядке на конкурсной или аукционной основе « предусмотрено: «Поручить Комитету по управлению имуществом г. Пскова осуществить куплю-продажу данных объектов с правом аренды встроенных нежилых помещений сроком на пятнадцать лет» (3.4). Подобных объектов в Пскове много. Желающим предлагается купить не объект, а право на его эксплуатацию, таким образом сделана попытка подменить приватизацию госсобственности арендой. Первым объектом «медленной приватизации» (так этот процесс называют в Пскове) стал магазин «Часы», вокруг которого разыгрался скандал (3.2, 3.3). Глава областной администрации А. Добряков передал документы в прокуратуру, обвинив Малый совет в противодействии реформам. Прокуратура области отменила решение Малого совета, однако Совет протест прокуратуры отклонил.

Крупных актов приватизации в Пскове пока нет. Предприниматели практически проигнорировали первый аукцион, так как покупать собственно было нечего (3.3). К марту приватизировано несколько магазинов, в том числе булочная — коллективом единственного в городе Хлебокомбината, продовольственный — единственным — мясокомбинатом. Приватизация профильных магазинов коллективами предприятий способствует укреплению их монополии на рынке.

 

Таким образом, экономическая реформа в Пскове находится, как бы, в состоянии стагнации. С одной стороны — принимаются указы, публикуются списки, готовятся аукционы, с другой — ощутимых результатов нет. Позволим себе охарактеризовать положение так: реформы в Пскове не ведутся.

Каковы же причины?

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ

Первой причиной, как правило, называют организованное противодействие старой номенклатуры. В Пскове она составляет большинство Малого совета Облсовета. Но, нам кажется, более важным сегодня обратить внимание на позицию представителей новой администрации, олицетворяющей в общественном мнении идею реформ. Эту позицию можно назвать пассивной и активной одновременно. Не рассматривая персональные качества представителей новой власти, отметим, что в силу объективных обстоятельств новая администрация поставлена в положение временщика. Понятно, что экономические реформы при их самой активной реализации не дадут мгновенного эффекта, более того в ближайшее время ситуация в экономике и положение населения будут только ухудшаться. Момент переизбрания власть предержащих наступит гораздо быстрее, чем положительные результаты экономических преобразований. Шанс потерять свои посты у представителей нынешней администрации очень велик. Понимая это, новые чиновники вынуждены обеспечивать себе тылы виде коммерческих структур, способных обеспечить их существование в будущем[2]. Это рождает как прямой так и скрытый протекционизм. Надо отметить, что номенклатурная оппозиция в Пскове Областной совет также не имеет устойчивого положения и также как Областная администрация спешно создает условия для выживания в будущем.

 

Напомним:

1. Председатель Облсовета В.Н. Пушкарев в результате скандала был вынужден уйти с поста Президента МП «Псковское возрождение» (о деятельности МП см. февральский отчет);

2. Бывший Методический центр городского Совета — фирма «ЭНКОМцентр», возглавляемая депутатом Горсовета Богомоловым, по решению Исполкома Горсовета получила значительные льготы в том числе на аренду помещений, заключение внешнеторговых сделок т.д.;

3. Областная администрация стала соучредителем российско-эстонского совместное предприятие «РЭСП» (см. февральский отчет). В состав правления СП входит первый заместитель главы областной администрации Е.С. Кабаков. Согласно выводам Комиссии по проверке фактов вывоза горюче-смазочных материалов с территории Псковской области в Прибалтийские государства АО «ЛМРА», соучеридитель «РЭСП» с эстонской стороны, взамен 1500 тонн бензина поставила в Псковскую область дорогостоящие товары не первой необходимости;

4. Скандал, разыгравшийся в январе-феврале вокруг деятельности начальника Облздравотдела И.В. Золотухина, получил развитие в марте (4.1). Золотухин выступил соучредителем товарищества «ЗолотХол» (Золотухин-Холунов), профиль которого в том числе имеет отношение к здравоохранению. Он же был соучредителем частного предприятия «ПМ — Перпетуум Мобиле», владельцем которого является Генеральный директор по экономическим связям Облздравотдела В.Е. Холунов. Это дело обострило ставшее в марте открытым противостояние двух постоянных комиссий и президиума областного Совета с одной стороны и облздравотдела с администрацией области — с другой.

Последний крупный скандал — дело о вывозе горюче-смазочных материалов с территории Пскова (4.2 — 4.10). Вероятнее всего, вопрос поднял малый совет Облсовета, надеясь использовать ситуацию для того, чтобы избавиться от противника в лице главы областной администрации. Надо признать: расчет, видимо, верен. На стороне Малого совета выступили представители старой номенклатуры, прокуратура и, главное — была вынуждена выступить Демократическая Россия, что свидетельствует о возможной перегруппировке политических сил.

5.    О ПЕРЕГРУППИРОВКЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

Фактическое формирование новой политической коалиции, на первый взгляд довольно странной, началось с заседания круглого стола, организованного ОКРР 20 марта. Участниками этого мероприятия в поддержку российских реформ вместе с представителями Демократической России и их сторонниками оказались директор завода «Псковмаш», глава Ассоциации промышленных предприятий, организатор «Вече» (см. февральский отчет); директор-распорядитель строительно-промышленного концерна «Псковстрой», представитель Народной партии «Свободная Россия» В.Д. Грылев; бывший заместитель главы областной администрации Е.П. Мануйлов (представитель старой номенклатуры, уволенный А. Добряковым по статье за нарушение трудовой дисциплины. Решение городского суда восстановлении в должности (5.3) недавно отменено областным судом. На круглом столе присутствовал как частное лицо) (5.1). Участники встречи приняли Заявление, в котором, в частности, содержится критика в адрес областной администрации и Комитета по антимонопольной политике (5.2).

Такое союзничество, на наш взгляд, закономерно. Новая администрация, пришедшая к власти на волне демократического движения, оказалась неспособной (в силу указанных причин) к активному проведению экономических реформ, что, естественно, вызывает недовольство представителей новой коммерции и демократической общественности. Это недовольство пытаются использовать представители старой номенклатуры для восстановления своих позиций. Каждый «промах» областной администрации (особенно такой, как вывоз горюче-смазочных материалов с территории Псковской области в Прибалтику) будет укреплять коалицию традиционных противников, что не может не повлиять на политическую ситуацию городе. Понятно, что такая коалиция временна. Но кто окажется у власти, когда ее время закончится?

6.    ВЫВОДЫ

1. Экономические реформы в Пскове и Псковской области идут крайне медленно. Приватизация государственной собственности принимает такие формы, которые не могут способствовать развитию рынка.

2. Сопротивление экономическим преобразованиям со стороны старой административной и производственной номенклатуры нельзя считать основной причиной неудовлетворительного развития экономических реформ. Главная причина сегодня — пассивность и непоследовательность новой администрации — позиция типичная для временщиков.

3. Деятельность новой администрации толкает к союзничеству силы противоположной политическтй ориентации. Таким образом создается новая коалиция, способная изменить политическую ситуацию в Пскове.

Источники

2. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Косенкова В. К рынку готовы, но... / Псковская правда. —?

2.2 Кустов Ю. Наша область с краю? / Псковская правда. 10.03.1992

2.3 Васильев Г. И опять о земле / Островские вести. — 17.03.1992

2.4 <Объявление о приватизации колхоза «Россия»> / Псковская правда. — 1992. — N40

2.5 За высокую отдачу полей и ферм: Постановление администрации Псковской области / Псковская правда. — 1992. — N61

2.6 Коштырев П. Гости на своей земле? / Псковская правда. — 1992. — N65

 

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В ГОРОДЕ

3.1 Перечень объектов муниципально собственности, подлежащих обязательной приватизации в 1992 году / Новости Пскова. — 1992. — N49

3.2 Протест не принят / Новости Пскова. — 1992. — N49

3.3 Шпак К. И хочется, и колется, и кто-то не велит... / Псковская правда. — 1992. — N40

3.4 Достовалов В. Приватизация — крылья свободы или цепи Прометея? / Голос. — 1992. — N5

 

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ

4.1 Артюнин Н. Иль коленки дрожали от страха?.. / Псковская правда. — 1992. — N44

4.2 О работе комиссии по проверке вывоза горюче-смазочных материалов с территории Псковской области в Прибалтийские государства: Решение Малого Совета областного Совета народных депутатов от 03.04.92

4.3 <Распоряжение Правительства Российской Федерации о проведении переговоров с руководством Эстонской Республики и Латвийской Республики по вопросам организации приграничной торговли...>

4.5 <Удостоверение Министерства иностранных дел о праве Главы администрации Псковской области на проведение переговоров с руководством Эстонской Республики...>

4.6 Соглашение между правительством Эстонской Республики и Правительством Российской Федерации об экономическом сотрудничестве в рамках приграничной торговли на 1992 год между Эстонией и Псковской областью.

4.7 Перечень видов продукции и отходов производства, запрещенных свободному вывозу за пределы Псковской области: Приложение к соглашению с правительством Эстонской Республики и Администрацией Псковской области...

4.8 <Письмо Главы администрации Псковской области Е.Т. Гайдару>

4.9 <Распоряжение Начальника Управления нетарифного регулирования М.И. Колесникова>

4.10 Каштанов С. Все делается по закону / Псковская правда -

4.11 О штатах и месячном фонде заработной платы работников аппарата администрации области

4.12 Структурная схема Администрации Псковской области

 

5. О ПЕРЕГРУППИРОВКЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

5.1 Участники «круглого стола» в поддержку экономических реформ 20 марта 1992 года, г.Псков: Список.

5.2 Заявление участников «круглого стола « в поддержку экономических реформ.

5.3 Николаев И. Е.П. Мануйлов в должности восстановлен / Новости Пскова. — 1992. — N47

 

6. ДОПОЛНЕНИЕ

Дьяконов С.А. Информационное представление Великолукского регионального отделения движения «Демократическая Россия» Представителю Президента Российской Федерации в Псковской области Хритоненкову Д.К. — Великие Луки, 19 марта 1992 г.

 

 

 



[1] Это же наблюдается на промышленных предприятиях. Известный скандал в начале года на заводе Тяжелого электросварочного оборудования, обменявшего по бартеру с Китаем два вагона заготовок из цветных металлов на куртки широко освещался в городской печати.

[2] Возможно, дополнительным стимулом к активности могла бы быть материальная заинтересованность, однако, уровень настоящей зарплаты представителей администрации, как нам кажется, не сопоставим со степенью их ответственности (4.11).