Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
ИГПИ, Политический мониторинг

Елена ЛАПШОВА

Самарская область:

итоги 1994 года

1.    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ:
СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ

В конце 1994 года глава областной администрации К.Титов назвал сложившуюся ситуацию в бюджетных взаимоотношениях с Москвой «бюджетной войной с Центром» [1]. Ранее администрацией Самарской области, являющейся бюджетным донором, был подготовлен проект бюджетного соглашения с правительством Российской Федерации, предусматривающий «децентрализацию» большинства налоговых средств, собираемых на территории области. В настоящее время проект соглашения (напоминающего то, что имеется между правительствами России и Татарстана) находится на согласовании в правительственных структурах. Однако, чеченский кризис поставил под вопрос возможность подписания этого соглашения.

 

Комитетом по экономике и финансам администрации области разработан «Прогноз экономического и социального развития области на 1995 год».

Четвертый год идет спад промышленного производства; за 10 месяцев 1994 года он составил 25,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и 40% по сравнению с 1991 годом. Наибольший спад (75%) в цветной металлургии, легкой промышленности (66%) и в отраслях, ориентированных на потребительский спрос. Наблюдается спад в энергетике (23,5%) и в нефтедобывающей промышленности (32%). Финансовое положение крупных предприятий ухудшалось. Проблемы со сбытом произведенной продукции, трудности со взаиморасчетами, обеспечением сырьем и комплектующими послужили причиной остановки ряда крупнейших предприятий (ВАЗ, авиазавод, ЗИМ). По оценкам экспертов, на конец года около 65% промышленных предприятий области работают неполную рабочую неделю.

Ухудшилось и положение агропромышленного комплекса. Финансовое положение большинства хозяйств оставалось близким к банкротству. Потери урожая были выше, чем за ряд предыдущих лет. При этом сельское хозяйство оставалось главным потребителем средств бюджетов всех уровней. В агропромышленном комплексе уже запланирован спад в 1995 году на 15%, хотя специалисты считают, что эта цифра будет гораздо больше.

По сравнению с 1993 годом сократился объем капитальных вложений наполовину. На 1 ноября 1994 года 410 предприятий не выплатили зарплату работникам на сумму 131 млрд. руб.» [2].

При официально зарегистрированном уровне безработицы в 1,2% от численности всего трудоспособного населения скрытая безработица составляет 9-10%.

Продолжалось падение реальной зарплаты на предприятиях области. Между тем происходит стабилизация потребительского рынка за счет притока импортных товаров.

Анализ показал, что ситуация в промышленности хотя и по-прежнему является сложной, но она серьезно не ухудшилась. Мало того, спад производства происходит не везде. В 1994 году около 30% предприятий увеличили физические объемы производства. Это малые и средние предприятия.

Подверглись приватизации 50% предприятий. Если в 1991 году доля негосударственного сектора в общем объеме промышленного производства составила 0,7%, то в 1993 году — 49%, а в 1994 году — 93%. По оценкам К.Титова, процесс становления рыночной экономики приобрел необратимый характер.

Некоторые предприятия области будут переведены в разряд казенных, однако, по мнению К.Титова, таковых будет не более 6 — 7.

По прогнозу на 1995 год сохранятся достаточно высокие темпы падения производства, хотя и ниже уровня 1994 года.

Предварительные оценки бюджета области свидетельствуют об ограниченных возможностях финансирования инвестиций. Увеличение инвестиций в экономику области за счет бюджетных средств практически невозможно.

В 1995 году область достигнет нижней допустимой границы экономического спада и инвестиционной активности. По прогнозу специалистов численность лиц, имеющих статус безработного, составит от 40 до 70 тыс. человек.

Администрация области разработала комплекс мер по стабилизации экономики, которые позволят к концу 1995 года замедлить темпы падения объемов промышленного производства и продукции сельского хозяйства, увеличить объемы инвестиций за счет всех источников финансирования, снизить среднегодовой индекс потребительских цен. Однако, вряд ли удастся поднять уровень жизни населения и снизить темпы роста безработицы.

К.Титов констатировал, что бюджет области на 1995 год выполнен на 100% [3].

 

Администрация Самарской области приняла постановление о выпуске краткосрочных финансовых обязательств (векселей). Владельцами которых могут быть только юридические лица [4]. 22 декабря 1994 года на Самарской фондовой межрегиональной бирже походил первый в области вексельный аукцион по продаже ценных бумаг, выпущенных Самарской областной администрацией. В результате было размещено 6 млрд.139 млн. руб., против ожидаемых 5 млрд [5].

2.    ПРОЕКТ УСТАВА ОБЛАСТИ

В Губернской думе состоялись первые слушания по проекту основного закона области, который вероятнее всего, получит наименование Конституции — Устава области. Устав будет состоять из 6 разделов. В первом, касающемся общих положений, планируется раскрыть понятие административно-территориального устройства области и ее государственно-правового статуса... Отдельная глава будет посвящена разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Самарской области. В двух главах этого раздела предлагается декларировать социальную защиту прав граждан и формы непосредственной демократии на территории области. Специальные разделы Устава будут выделены для характеристики экономической и финансовой основы развития губернии; системы организации местного самоуправления; судебной власти и правоохранительной деятельности [6].

3.    ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЛАСТИ

Политическая карта Самарской области имеет достаточно текучий, изменчивый характер. Партии объединяются в блоки, раскалываются, создаются вновь и прекращают свое существование. Поэтому следует отметить, что любая информация о партиях носит временный, сиюминутный характер.

Подавляющее большинство партий (особенно так называемого демократического крыла) не имеет четких программных установок, позволяющих выделить их специфику. Реально они различаются по формам и методам конкретной деятельности, а более всего по тому, чью сторону они принимают в политической борьбе. Численность партий постоянно колеблется. Ни одна из них не имеет четкой социальной опоры и значительного влияния у каких-то определенных групп населения. Политические партии влияют на политическую жизнь в Самарской области несоизмеримо меньше, чем деятельность местных административных органов. Реальное распределение политических сил и властных полномочий в регионе лишь в некоторой, причем в очень небольшой степени связано с деятельностью партий и общественных движений.

3.1.       Демократические партии и организации

«Демократическая Россия», образованная в Самаре осенью 1990 года, стала впоследствии «плавильным котлом» из которого выделились почти все современные партии «демократического крыла». «Демократическая Россия» в Самаре — это скорее общественное движение. К ней примыкают Народная партия, Народно-трудовой Союз и одно из отделений расколовшейся Республиканской партии.

С точки зрения идеологической платформы «Демократическая Россия» всегда была наиболее последовательной сторонницей радикальных рыночных реформ. Однако, почти никто из ее членов в Самаре не вошел в состав властных структур, организация продолжает существовать совершенно независимо от городской и областной администрации, и практически не влияет на их политику.

Самарская «Демократическая Россия» принимала активное участие практически во всех массовых политических кампаниях.

Руководящими органами «Демократической России» являются областной и городской координационные советы. Особенность самарской «Демократической России» заключается в том, что это скорее самостоятельная организация, чем филиал работающего в Москве «Центра». Все решения на местном уровне принимаются самостоятельно.

В период предвыборной кампании в конце 1993 года на базе «Демократической России» был сформирован избирательный блок «Выбор России». Глава областной администрации К.Титов принимал участие в его становлении. В дальнейшем, однако, организационного объединения «Демократической России» и «Выбора России» не произошло.

 

Самарский Народно-трудовой Союз (НТС) — малочисленная партия, тесно примыкающая в своей практической деятельности к «Демократической России», однако, сохраняющая организационную самостоятельность и идеологическое своеобразие. К известной организации НТС, имеющей давнюю историю, Самарский НТС отношения не имеет. Лидер организации Марк Фейгин избран в декабре 1993 года депутатом Государственной Думы по списку избирательного блока «Выбор России». Является членом Комитета Госдумы по местному самоуправлению.

 

Народная партия России в Самаре тесно связана с «Демократической Россией» и принимает активное участие во всех ее мероприятиях. Партия малочисленна.

 

Республиканская партия России зарегистрирована в Самаре 11 марта 1991 года. Она весьма малочисленна. Свою позицию по отношению к правительству и Президенту партия определяет как «конструктивная оппозиция», однако, ни в каких критических по отношению к линии правительства акциях участия никогда не принимала. Некоторые члены РПРФ занимают видные посты в местных органах власти.

 

Социал-демократическая партия, образованная в Самаре на базе организации социал-демократов, возникшей в 1988 году, немногочисленна, представляет собой скорее дискуссионный клуб.

 

В декабре 1994 года Самару посетил руководитель Федеральной службы по телевидению и радиовещанию А.Н.Яковлев, главной целью визита которого стало создание Партии социальной демократии (ПСД), организатором и вдохновителем которой он является. Председателем Самарской региональной организации ПСД избран В.Ф.Шарапов. К новой партии собирается присоединиться уже действующая группа социал-демократов. Партия социальной демократии (ПСД) создана в Самаре «для поиска конструктивных путей реформирования России, создания стабильности в обществе и отстаивания прав человека». Создатели партии обозначили себя как последователи Плеханова; они собираются служить нравственному оздоровлению общества, восстановлению семьи как основы основ человеческого счастья и процветания, воспитанию истинного патриотизма. ПСД, по словам ее создателей, наиболее мирная партия, выступающая против обвинительного уклона даже в оценке сложившейся ситуации. Единственная война, которую она объявляет — это война с уголовной преступностью.

В Самарской организации ПСД насчитывается чуть более 60 человек — в основном — врачи, учителя, техническая интеллигенция, военные. В контакте с ней наверняка будут работать «Демократический выбор России», другие партии демократического и реформаторского толка. Первый съезд ПСД планируется провести в начале 1995 года в Москве. В Самаре планируется провести ее региональную организационную конференцию. Для ее подготовки избран комитет, в который вошли врачи В.Шарапов и В.Леонов, социальный работник В.Овчинников, военнослужащий Е.Иванов, инженер-программист С.Юрин, заместитель главы областной администрации В.Мокрый.

 

ДПР (экс-»партия Травкина») насчитывает, по словам ее лидеров, около 900 человек (реальный актив значительно меньше) и сильно централизована. Она относит себя к «демократической оппозиции» Президенту и правительству. Лидер Самарского отделения ДПР А.Леушкин в декабре 1993 года был избран депутатом Государственной Думы по партийному списку ДПР.

3.2.       Коммунисты и национал-патриоты

В Самарской области активны коммунистические и национально-патриотические организации, определяющие себя как оппозиционные курсу Президента и правительства. Эта группа партий и общественных движений активно участвует в политической жизни, выдвигая своих кандидатов во все органы власти и проводя различные массовые мероприятия.

Самой крупной и влиятельной из них является Коммунистическая партия Российской Федерации. КПРФ определяет себя партия парламентского типа, выступающая за мирное возвращение к социалистическому пути развития и советской власти, как оптимальной форме государственного устройства. Это самая массовая в Самарском регионе партия, насчитывающая по области несколько тысяч членов. В большинстве своем — это пожилые люди, много рабочих.

Большим радикализмом отличается «Коммунистическая инициатива» (Российское движение молодежи), считающая себя наследницей «подлинного комсомола». Партия насчитывает несколько десятков членов. Есть в Самаре также небольшая «Партия диктатуры пролетариата», базирующаяся на заводе им.Масленникова и возглавляемая рабочим Г.Исаевым.

 

Особое место среди оппозиционных партий Самары занимает «Русский национальный собор», объединяющий в своих рядах несколько десятков индивидуальных членов и ряд более мелких общественных организаций (например, «Союз офицеров»).

Активисты движения «Русское Национальное единство» (РНЕ) активизировали в последнее время свою деятельность в Самарском регионе. В конце ноября на прилавках газетных киосков появилась профашистская газета РНЕ «Русский порядок». Растиражированные на ксероксе листовки «Голос Баркашова» появились в почтовых ящиках жителей дома на Молодогвардейской улице — «Шанхая». В газете «Тольятти сегодня» опубликовано интервью одного из лидеров местной организации движения «Русское национальное единство», в котором говорится о том, что в Тольятти насчитывается несколько сотен активистов РНЕ, а потому в городе создан центр Самарского регионального отделения РНЕ.

Либерально-демократическая партия («партия Жириновского») крайне малочисленна и невлиятельна.

 

Таким образом, в Самаре представлено большинство основных политических объединений, существующие на федеральном уровне (нет, например, отделений «ЯБЛока» и ПРЕС). Помимо перечисленных, в Самаре действуют еще ряд политизированных общественных организаций, таких, как Союз казаков, Самарское землячество и т.п.

 

Сызрань стала первым в России региональным центром заявившего о себе общественно-политического объединения «Регионы России». В работе учредительного собрания принял участие депутат Госдумы от Самарской области Е.А.Гусаров — один из лидеров думской фракции «Новая региональная политика». Учредительный съезд «Регионов России» назначен на конец января 1995 года [7].

4.    РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ В ЧЕЧНЕ

14 декабря 1994 года в администрации Самарской области состоялась встреча главы администрации К.А.Титова с представителями общественных движений, политических партий. К.А.Титов призвал представителей различных общественных движений способствовать сохранению спокойствия, мира и согласия среди населения. Также К.А.Титов принял председателя Самарского Духовного управления мусульман муфтия Аухата Мингачева. Обсуждены меры, направленные на сохранение стабильности и спокойствия среди верующих мусульман [8].

14 декабря 1994 года состоялось расширенное заседание политсовета Самарской региональной организации партии «Демократический выбор России». На повестке дня стоял вопрос о позиции региональной организации партии в связи с событиями в Чечне. «Ввод войск в Чечню является вполне оправданным шагом, — сказал К.Титов. Вся мера ответственности и вина за то, что в Чечне уже пролилась кровь, лежит не на Президенте и правительстве РФ, а на Дудаеве...» По мнению Титова, самое желаемое решение проблемы лежит в политической плоскости.

17 декабря 1994 года было принято политическое заявление Самарской региональной организации партии «Демократический выбор России»:

«Вопреки позиции целого ряда политических партий, депутатов Госдумы и общественному мнению по вопросу урегулирования конфликта политическими средствами российое руководство продолжает настаивать на силовом решении проблемы. Такое развитие событий устраивает те силы в ближайшем и дальнем окружении президента, кто» маленькой победоносной войной» хотел бы скрыть свою неспособность... справиться с... труднейшим делом — проведением демократических политических и экономических реформ. Способ решения чеченской проблемы..., избираемые сегодня российским руководством,... обозначили устойчивую тенденцию формирования новой российской государственности как политической формы консервативного развития общества.

Военную машину в Чечне необходимо остановить немедленно!» [9].

 

В последних числах декабря состоялся конгресс демократических сил Самарской области. На нем было принято заявление по поводу чеченского конфликта, где говорилось о поддержке Указа Президента России от 9 декабря 1994 года «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», подчеркивалось, что Чечня является неотъемлемой частью России.

 

Казаки-самарцы подтвердили свою поддержку действиям российских войск в Чечне. Самарские станичники готовы по первому слову властей встать под ружье.

Источники

1. Волжская коммуна.— 1994.— 28 декабря.

2. Самарская газета.— 1994.— 27 декабря.

3. Волжская коммуна.— 1994.— 27 декабря.

4. Моя газета.— 1994.— 17 декабря.

5. Моя газета.— 1994.— 22 декабря.

6. Моя газета.— 1994.— 23 декабря.

7. Волжская коммуна.— 1994.— 6 декабря.

8. Самарские известия.— 1994.— 14 декабря.

9. Волжская коммуна.— 1994.— 17 декабря.

 

 

 

Политический мониторинг №1(36)