Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
ИГПИ, Политический мониторинг

Татьяна ДРАБКИНА

Ленинградская область

в январе 1995 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Исполнительная власть

Правительство Ленинградской области в январе издало ряд постановлений и нормативных актов в области экономики, касающихся отношений собственности, приватизации и социальной защиты, а также СМИ:

1. Постановление «Об итогах чековой приватизации на территории Ленинградской области...». Этим постановлением утверждены и введены в действие Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 года. Государственные и муниципальные предприятия с балансовой стоимостью основных фондов 20 млн. рублей и более (по состоянию на 1.01.94) подлежат преобразованию в АООТ (учредителями становятся комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня) с единовременным предоставлением льгот членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам. Исключение составляют предприятия, на базе которых созданы (создаются) казенные заводы. Органам местного самоуправления дано право принимать решения вотношении предприятий муниципальной собственности.

Предусматриваются различные способы приватизации:

— безвозмездная передача акций АООТ работникам и приравненным к ним лицам;

— продажа акций в соответствии с предоставляемыми льготами (по инвестиционному или коммерческому конкурсам или на аукционе);

— продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами (на аукционе, по коммерческому или инвестиционному конкурсу);

— выкуп арендованного имущества;

— продажа предприятий товариществам в соответствии с дополнительными льготами, предоставляемыми государственной программой.

Приватизация учреждений образования и здравоохранения (за исключением аптек) не осуществляется до принятия соответствующего федерального закона.

Определены объекты недвижимого имущества, на которые распространяется установленный порядок приватизации. Не допускается отказ в продаже арендаторам сданных в аренду объектов нежилого фонда, включая объекты исторического и культурного значения (устанавливается порядок содержания таких объектов новыми собственниками). Отказ в продаже находящихся в государственной (муниципальной) собственности земельных участков собственнику расположенных на этом участке зданий или сооружений допускается исключительно в случаях, предусмотренных федеральными законами. Не подлежат продаже находящиеся в государственной собственности незастроенные земельные участки сельскохозяйственного назначения, особо охраняемые земли, земли общего пользования, расположенные в морских и других портах, а также зараженные опасными веществами.

Продажа незанятых объектов нежилого фонда осуществляется исключительно на открытых аукционах.

Поддержка реконструкции приватизированных государственных предприятий осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетного фонда Ленинградской области, а также частных инвестиций.

Средства, поступающие в областной и местные бюджеты, направляются исключительно:

— на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;

— на финансирование мероприятий по социальной защите населения;

— на реализацию соответствующих инвестиционных программ.

2. Утвержден план мероприятий по поддержке предпринимательства на 1995 год. Предусматривается финансовая поддержка, в частности, из фонда развития рыночной инфраструктуры, а также финансирование создания новых рабочих мест. В сфере организационно-методической поддержки и подготовки кадров министерствам даны поручения по анализу состояния дел в бизнесе на территории региона, а также связанные с подготовкой закона «О поддержке малого предпринимательства». С целью формирования структуры материально-технического обеспечения предпринимательства намечено провести анализ рынков области, разработать механизмы допуска предпринимательских структур к информационно-справочной базе данных товаров и услуг. Решено создать областную систему лимита сельхозтехники. Поручено сформировать центры развития и поддержки малого предпринимательства в ряде районов. Министерству внешних связей поручено формирование банка данных совместных предприятий, зарегистрированных в Ленинградской области.

3. Постановление «О порядке организации и проведении торгов на строительство и реконструкцию объектов на территории Ленинградской области». Начиная с 1995 года строительство вновь начинаемых объектов, включенных в федеральные и областные программы, осуществляется на конкурсной основе с обязательным проведением подрядных торгов. Утверждено Временное положение о порядке организации и проведения торгов. Объектами торгов могут быть: строительство; выполнение проектных, инженерно-изыскательских и других видов работ; управление проектом, консультирование, надзор; любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг. Образован тендерный комитет по организации и проведению торгов, его председателем стал министр строительства Ленинградской области В.Топорков. В состав тендерного комитета вошли представители областного КУГИ, управления капитального строителсьва министерства строительства области, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, департамента финансов, проектного института «Ленгражданпроект» и др. Межведомственный экспертный совет по вопросам строительства важнейших объектов на территории Ленинградской области возглавил председатель правительства Ленинградской области Н.Смирнов. Эти меры призваны противостоять монополизму строительных организаций.

4. Постановлением правительства создано Ленинградское областное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве)

5. Постановление «О мерах по стабилизации занятости населения Ленинградской области в 1995 году». Решено разработать единую адресную программу создания и сохранения рабочих мест за счет всех источников финансирования, включая программу развития малого и среднего бизнеса. Главам районных и городских администраций поручено установить в первом квартале 1995 г. квоты рабочих мест для трудоустройства социально незащищенных слоев населения. Министерству образования совместно с комитетом по труду и занятости населения поручено координировать объемы и структуру подготовки рабочих и специалистов в соответствии с состоянием и перспективами рынка труда.

6. Постановление «Об укреплении организационных, правовых и экономических основ деятельности средств массовой информации на территории Ленинградской области». Решено придать СМИ, учрежденным органами исполнительной власти, статус бюджетных организаций. Органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять частичное финансирование СМИ и принять решения о предоставлении им льгот по арендной плате и коммунальным платежам. Комитету по СМИ и полиграфии правительства области совместно с областным КУГИ поручено утвержадть уставы и заключать контракты с директорами подведомственных издательских, полиграфических и книготорговых предприятий. Областному КУГИ поручено передать таким предприятиям в оперативное управление состоящее на их балансе государственное имущество. Приватизация издательских, полиграфических и книготорговых предприятий будет осуществляться согласно региональным программам приватизации с учетом заключения комитета по СМИ и полиграфии. Предприятиям разрешено акционироваться независимо от стоимости основных фондов.

7. Распоряжение «О создании акционерного общества закрытого типа «Ленинградская областная телекомпания». Областному комитету по управлению имуществом поручено выступить от имени правительства в качестве одного из учредителей с контрольным пакетом акций.

1.2.       Представительная власть

Законодательное собрание Ленинградской области рассмотрело вопрос о ведущейся Министерством РФ по делам национальностей и региональной политике подготовке «государственно-правового эксперимента по опережающему введению отдельных положений проекта федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с целью отработки моделей организационных форм местного самоуправления». Как мы уже сообщали [1], такой эксперимент предполагается провести в г.Шлиссельбурге. Законодательное собрание приняло решение дать согласие на участие Шлиссельбурга в эксперименте. Правительству области предложено подготовить при участии постоянных комиссий Законодательного собрания ряд предложений для дальнейшего их рассмотрения и принятия Законодательным собранием, в частности:

— о закреплении за бюджетом Шлиссельбурга источников доходов городского бюджета;

— о разграничении объектов собственности на государственную и муниципальную;

— об установлении границ территории, передаваемой в ведение города;

— о передаче Шлиссельбургу финансовых и материальных ресурсов, необходимых для исполнения отдельных государственных полномочий.

2.    СУД

В Ленинградском областном суде возобновилось дело о законности размещения коллективного садоводства на территории заказника «Линдуловская Роща». Разбирательство продолжено после отмены Верховным судом РФ предыдущего решения облсуда, признавшего незаконным государственный заказник. Представители государственных экологических служб продолжают настаивать на допустимости размещения садоводств в заказнике, а также на незаконности создания сети заказников, утвержденного Леноблисполкомом в 1976 году. Местные природоохранные общественные организации намерены обратиться с просьбой выступить в суде в качестве третьей стороны на стороне истца.

3.    ПРОФСОЮЗЫ

Учителя средних школ Ивангорода провели 3-дневную забастовку, продлив зимние каникулы до 16 января. Причина — хроническая невыплата зарплаты. Ивангород, находящийся на границе с Эстонией, требует особого подхода. В соседней Нарве зарплата учителя в 2 раза больше, чем в Ивангороде. На встрече с представителями обкома профсоюза учителя говорили: «Если мы не нужны России, отдайте нас Эстонии». Профсоюз народного образования направил письмо в адрес областной администрации с требованием принять меры по первоочередному погашению задолженности учителям. Однако гарантий нет.

4.    ЭКОНОМИКА

23 января на собрании акционеров Светогорского целлюлозно-бумажного комбината произошла по сути дела передача управления предприятием в руки шведского концерна «Тетра Лаваль», который, как стало известно акционерам уже в ходе собрания, имеет 57% акций ЦБК. Генеральным директором АООТ «Светогорск» стал руководитель проекта группы «Тетра Лаваль» по Светогорскому ЦБК Йеран Даль. В состав совета директоров вошли несколько представителей группы «Тетра Лаваль», а также представители российской стороны, среди которых председатель правительства Ленинградской области Н.Смирнов, председатель Фонда имущества области Б.Яковлев, президент концерна «Рослеспром» М.Тацюн и бывший генеральный директор ЦБК Г.Калуга. Представители шведской стороны заявили, что 1995 год должен стать для комбината переломным — годом стабилизации и начала подъема. Для достижения этой цели, в частности, намечено максимально загрузить производственные мощности с тем, чтобы начать зарабатывать деньги и вкладывать их в развитие. Эти же меры должны способствовать сохранению рабочих мест. Было заявлено, что в течение ближайших лет выплаты дивидендов не будет. Было уделено внимание и судьбе объектов социальной сферы, висящих на плечах ЦБК. Эта проблема будет решаться совместными усилиями комбината и городских властей: по мере поступления денег из федерального бюджета город будет принимать на себя объект за объектом.

Источники

1. Драбкина Т. Санкт-Петербург и Ленинградская область в декабре 1994 года // Политический мониторинг. М.: ИГПИ, 1994.— №12, ч.1.

 

Политический мониторинг №1(36)