Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
ИГПИ, Политический мониторинг

Юрий КУЛЬЧИК

Национальные движения
в Кабардино-Балкарской республике

 

 

Кабардино-Балкарская республика. Территория: 12,5 тыс.кв.км. Население: 779,7 тыс. человек. Столица — город Нальчик.

 

В республике зарегистрировано 230 общественных объединений различного типа, в том числе политических движений и партий — 8, массовых общественных объединений национально-общинного характера — 18, благотворительных фондов — 15 и т.д.

Политические партии здесь являются как правило осколками аналогичных партий центра России, они не охватывают широких масс и не пользуются каким-либо серьезным влиянием в республике. Иначе дело обстоит с национальными формированиями.

Национальный Совет Балкарского Народа (НСБН) возник в 1989 году. Она сразу выдвинула требование восстановления балкарских районов КБЛССР в границах 1944 года, существовавших до выселения балкарского народа. Одновременно балкарцы, составлявшие меньшинство в Кабардино-Балкарии, выступили за создание балкарской автономии и преобразование КБАССР, так как, по их мнению, в унитарной республике национальные интересы балкарцев были ущемлены.

По утверждению руководства НСБН в республике не соблюдаются права балкарского народа и не выполняются мероприятия по его реабилитации. Для преодоления этой ситуации оно предлагает два варианта: либо образовать республики Кабарда и Балкария, которые будут строить свои отношения на федеративной основе, либо в составе республики образовать три округа — кабардинский, балкарский, русский. В обоих случаях формирование административных границ должно проходить на основе имеющихся межевых границ между селами и преимущественным проживанием населения той или иной национальности.

В марте 1991 года первый Съезд балкарского народа принял резолюцию о восстановлении Балкарии в границах 1944 года, потребовал определения Балкарии как равноправного субъекта Кабардино-Балкарии и избрание двухпалатного парламента с паритетным представительством субъектов.

Осенью 1991 года национальное движение балкарцев разделилось на радикалов (НСБН) и умеренных — «Лигу возрождения Балкарии» и общественно-политическое объединение «Тере».

На втором Съезде балкарского народа (ноябрь 1991 года) победили сторонники радикальной линии, потребавшие вообще выхода Балкарии из КБР и проведения референдума о государственности балкарского народа. 29 декабря такой референдум, проведенный Национальным советом балкарского народа (НСБН, избран вторым Съездом балкарского народа) в балкарских районах республики, подтвердил стремление основной массы балкарцев создать свою государственность: за провозглашение Республики Балкарии проголосовало около 95% от участвовавших в референдуме или 80,5% от списочного состава.

Умеренные выступают против распада республики. Вместе с тем они недовольны медленными темпами реализации положений пакета законодательных актов о реабилитации балкарского народа. Они считают правомерными вопросы о квотах представительства в органах управления всех уровней, выдвигают требование паритетности в одной из палат парламента КБР, выступают за ротацию кадров в высших исполнительных и управленческих структурах.

Кабардинский национальный союз «Адыге Хасэ» выступил против федерализации республики, расценивая предложения балкарских организаций как шаг к расколу Кабардино-Балкарии (в которой доминирует сегодня кабардинская элита).

В апреле 1991 года конференция представителей кабардинского народа приняла резолюцию против разделения КБР на двухсубъектную республику и отвергла требование балкарского съезда о восстановлении районов Балкарии в границах 1944 года «как исторически необоснованные».

В ответ лидеры национальных кабардинских движений (при участии официального руководства КБР) собрали Съезд кабардинского народа (декабрь 1991 г.), на котором была принята резолюция о восстановлении национальной государственности Кабарды и избран «высший орган власти кабардинцев» — Конгресс кабардинского народа (ККН).

ККН обладает разветвленной организационной структурой. Его руководство, возглавляемое М.Шанибовым (одновременно в течение нескольких лет возглавлявшим Конфедерацию Народов Кавказа), пользуется большим влиянием не только у кабардинской диаспоры, но и на всем Северном Кавказе. Их печатный орган — газета «Адыге Хасэ» свидетельствует о наличии здесь костяка интеллектуалов, способных генерировать определенную регионалистскую идеологию. На Северном Кавказе в рамках КНК развернулось чечено-адыгское соперничество за место регионального политического и идеологического лидера. Так вот, центр адыгского влияния находится не в Майкопе и Сухуми, и не в Черкесске, а именно в Нальчике.

С созданием ККН «объединенная» оппозиция (до декабря 1991 года и балкарские, и кабардинские организации выступали единым блоком на выборах, во время путча) распалась, а борьба между оппозицией и официальными структурами власти трансформировалась в межнациональное противостояние.

Второй этап cъезда кабардинского народа в январе 1992 года провозгласил Кабардинскую республику в составе РСФСР и поручил «на переходный период» осуществлять руководство президенту и ВС КБР, а также исполкому Конгресса. Касаясь вопроса о территориальном размежевании Кабарды и Балкарии кабардинская сторона признала единственно приемлемыми границы, которые были определены соглашением между Кабардой и пятью горскими (балкарскими) обществами в 1863 году (реализация этого варианта сократила бы территории, административно входившие в балкарские районы до 1944 года, почти в два раза).

Весной 1992 года отношения между кабардинцами и балкарцами все более обострились, и, несмотря на то, что второй Съезд кабардинского народа (апрель-май) отверг предложения радикалов провозгласить Кабардинскую республику на всей территории КБР, в мае межнациональная напряженность привела к конфликту в Советском районе и принятию решения балкарцами и жителями села Новая Балкария о переселении во внутренние балкарские районы. Верховный Совет республики пытался установить мораторий на национальные съезды и другие мероприятия, дестабилизирующие межнациональные отношения, однако ни кабардинские, ни балкарские организации не подчинились этому решению.

Последняя волна кабардино-балкарского противостояния окончилась «волной резолюций» в июне-июле 1992 года: ККН подтвердил, что считает единственно обоснованной границей между Кабардой и Балкарией границу 1863 года, а НСБН вновь принял решение о необходимости восстановления Балкарской республики в границах балкарских районов 1944 года.

Казачество, видя нарастающее противоборство двух других национальных общин республики, стало выдвигать требование создания на базе прохладненского и Майского районов Терско-Малкинского казачьего округа. Это воспринимается другими национальными формированиями крайне враждебно, однако, данный вопрос еще не выдвигался на первый план политической жизни республики.

Начавшаяся вскоре война в Абхазии и сентябрьские события в Нальчике сгладили остроту кабардино-балкарского конфликта. Кроме того, утверждение Кабардино-Балкарии в качестве единой республики сняло актуальность размежевания Кабарды и Балкарии и, следовательно, вопрос о границах между ними.

Руководству республики пока удается контролировать настроение большинства населения — проведенный в 1994 году опрос населения республики показал, что 86% не поддерживает линию на разделение КБР. Более двух третей (67%) опрошенного населения поддерживает деятельность органов власти КБР.

 

 

 

Политический мониторинг №1(36)