Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
ИГПИ, Политический мониторинг

Александр ШЕГЕДИН

Эстония

в январе 1995 года

1.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Война в Чечне самым негативным образом отразилась на отношения России и Эстонии. Эстония отреагировала на события в Чечне чрезвычайно резко. Высшие государственные деятели Эстонии один за другим заявили, что речь идет о войне между двумя государствами. Именно так выразил свое отношение к конфликту в Чечне президент Мери в интервью эстонской газете «Постимеэс» [1].

Многие эстонские политики проводят параллели между событиями в Чечне и возможным сценарием нападения России на Балтийские государства. Правые радикалы усиленно используют чеченскую тему в предвыборной борьбе. 6 января блок «Лучшая Эстония «Эстонский Гражданин» провел (без разрешения городских властей) пикет перед зданием российского посольства в Таллине. Примечательно, что пикет носит не только анти-российский, но и антиамериканский характер. Ораторы обвинили США в попустительстве в отношении агрессивного российского империализма, а также вспоминали, что в свое время политика невмешательства, проводимая США, позволила СССР оккупировать Балтийские страны [2].

Практически все предвыборные блоки и партии осудили действия федеральных властей РФ в Чечне. Аналитический центр Центристской партии сделал вывод о том, что события в Чечне представляют прямую угрозу как российской демократии, так и безопасности эстонского государства [3].

ПННЭ и «Отечество» заняли позицию безусловной поддержки генерала Дудаева. В обращении ПННЭ к чеченскому народу выражается надежда на военную победу Дудаева. «Отечество» заявило о необходимости признания государственной независимости Чечни, а также выразило уверенность в том, что Россия не будет принята в члены Совета Европы [4]. В один день с заявлением «Отечества» (20 января), о своей позиции сообщил и МИД ЭР. МИД осудил политику РФ в отношении Чечни и призвал ОБСЕ выступить посредником в конфликте [5].

В свою очередь, парламентская комиссия по иностранным делам Госдумы РФ сообщила, что прерывает контакты с аналогичной комиссией Госсобрания ЭР (комиссией В.Саатпалу), так как считает заявление по Чечне, принятое Госсобранием ЭР 13 декабря, «грубейшим вмешательством во внутренние дела РФ» [6].

Эстонские власти не решаются сами признать независимость Чечни, но настойчиво призывают сделать это западные страны. Президент Мери в интервью немецкому еженедельнику «Ди Вельт» заявил, что Москва грубо нарушает заключительные акты Московской и Венской встреч ОБСЕ (1991 и 1992 гг.). По мнению Мери, Россия уже фактически признала независимость Чечни, бросив туда регулярные войска. Мери призвал Запад отбросить иллюзии насчет демократии в России, которая, по его мнению, представляет из себя «коктейль из 19 и 20 веков». По мнению Мери, чрезвычайно опасно и в корне неверно то, что Запад не признает независимую Чечню из-за боязни распада ядерной державы [7].

Чеченскую тему президент затронул и в интервью шведской «Свенска Дагенбладет», где он сравнил положение чеченцев в России с положением евреев в нацистской Германии [8].

Эстонский МИД все больше делает ставку на педалирование вопроса о положении национальных меньшинств в России. В конце января А.Таранд согласился на просьбу МИД о выделении средств для издания на английском языке «Красной книги народов Российской империи» [9].

Парламент Эстонии в январе выступил с новыми «чеченскими» инициативами. 13 депутатов обратились в Нобелевский комитет с предложением наградить Премией мира Сергея Ковалева [10]. Кроме того, создание Балтийская группа поддержки Чечни, в которую входят парламентарии трех Балтийских стран. 28 января на заседании группы в Риге они пришли к выводу, что признание независимости Чечни какой-либо из Балтийских стран сейчас маловероятно из-за соотношения политических сил в их парламентах [11]. В состав группы входят в основном депутаты праворадикальной направленности.

В Эстонии продолжаются споры по поводу ратификации июньских соглашений Ельцина — Мери и по вопросу границ с Россией. Учитывая начавшуюся предвыборную кампанию, можно предположить, что оба вопроса будут решены еще не скоро. Министр юстиции Ю.Адамс является противником ратификации, хотя прямо об этом не говорит. Сейчас Минюстиции проводит экспертизу договоров с целью выяснить, какие эстонские законы нуждаются в изменении в случае ратификации договоров парламентом. Сам Адамс считает, что никакой крайней необходи мости в корректировке законодательства нет, что полностью не соответствует действительности [12]. Многие эстонские политики считают, что не стоит спешить и нужно подождать ратификации соглашений Госдумой РФ. Б.Ельцин передал их для ратификации парламенту только 24 января, так что договоры вступят в силу нескоро, если вступят вообще [13].

Резкое заявление комиссии Лукина в адрес коллег из эстонской комиссии ставит под сомнение достижение договоренностей по пограничному вопросу. Комиссия Саатпалу является в Эстонии основной силой, настаивающей на компромиссном решении этой проблемы. На январской встрече с премьер-министром члены комиссии еще раз напомнили А.Таранду о необходимости скорейшего заключения нового договора о границе с Россией, отсутствие которого наносит большой ущерб Эстонии [14]. Большинство праворадикальных группировок в Эстонии (за исключением ЦСЭН) настаивают на безусловном соблюдении положений Тартуского мира, то есть на возвращении Эстонии спорных территорий Занаровья и Печорского края.

С предвыборной борьбой связано возбуждение прокуратурой уголовного дела по знаменитой «рублевой сделке» с Чечней. Прокуратура выясняет также причины подозрительно частого курсирования по маршруту Таллин-Грозный самолетов с тяжелым «дипломатическим» грузом в период правления правительства Лаара [15]. В российских СМИ уже не раз затрагивалась тема поставок оружия Дудаеву из Эстонии, но бесспорных доказательств не представлено.

В отношениях с западными странами главной темой остается интеграция с ЕС и НАТО. С 1 января вступил в силу договор о свободной торговле между ЕС и Эстонией [16]. Интеграция в военные структуры Запада происходит путем обучения западными специалистами военнослужащих Балтийских стран (прежде всего в составе Балтийского юатальона миротворческих сил), а также через поставки техники, не всегда носящей чисто военный характер. В конце января был открыт учебный центр в Адажи (Латвия), где началось обучение офицерского состава Балтийского батальона с помощью западных специалистов [17]. 23 -24 января в Таллине состоялось совещание рабочей группы по Балтийской системе охраны воздушного пространства [18].

Обеспечить контроль над собственным воздушным пространством в одиночку неспособна сейчас ни одна из Балтийских стран, поэтому ставка делается на плотное сотрудничество в этой области. Наибольший вклад в сотрудничество может внести Литва, у Литвии и Эстонии практически отсутствуют необходимые технические средства.

До сих пор принципиально не решен вопрос о схеме вступления Балтийских стран в НАТО. Министр иностранных дел Латвии В.Биркавс предложил план «попарного» или «зигзагообразного» вступления, когда в НАТО одновременно принимается одна страна Вышеградской группы и одна Балтийская. Однако Ю.Луйк заявил, что эта идея в корне неверна. По мнению эстонского министра все три Балтийские страны должны вступить в НАТО одновременно [19].

В Эстонии обостряется проблема с беженцами, перемещающимися из конфликтных регионов Азии через Прибалтику в европейские страны. 24 января Ханс Тулин, представитель комитета по беженцам ООН, заявил, что если Латвия и Эстония собираются войти в европейскую семью, то они должны изменить свою политику в отношении беженцев. Сейчас положение там беженцев очень тревожно. Тулин напомнил, что в свое время западные страны предоставили убежище политическим беженцам из Балтийских стран [20]. 25 января министр внутренних дел К.Кама попросил своего финского коллегу рассмотреть возможность приема Финляндией беженцев (в основном курдов и афганцев), которые сейчас находятся на территории Эстонии. Запрос был устный, и финская сторона ответила, что будет рассматривать эту проблему после официального письменного обращения со стороны эстонского правительства [21]. Беженцы в Эстонии не имеют никакого правового статуса и содержаться в тюрьмах. Правительство наметило построить для них несколько лагерей, однако столкнулось с сильным сопротивлением со стороны жителей тех местностей, где намечено проживание беженцев. Скорее всего правительство решит сосредоточить лагеря на Северо-Востоке, в зоне компактного проживания русских. История с угоншиком самолета «Аерофлота» Владимиром Божко закончилась трагически. Божко обращался с просьбой о предоставлении политического убежище к правительству и к президенту ЭР, однако получил отказ. На следующий день после принятия правительством решения о выдаче Божко российским властям, он покончил с собой в больнице, где проходит психическую экспертизу [22].

2.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

К концу января стала более-менее ясна расстановка сил на предстоящих 5 марта выборах в парламент. Наилучшие шансы имеют четыре группировки — Союз Коалиционной партии и Союза селян, Центристская партия, блок «Правые» и Реформистская партия. «Отечество» — ведущая партия нынешней правящей коалиции, надеется получить 20 мест в 101-местном парламенте [23], однако такие заявления ее лидеров являются не более чем пропагандой. Блок «Отечество/ПННЭ» находится в глубоком кризисе и вряд ли может рассчитывать на солидное представительство в парламенте. Январский скандал с министром транспорта А.Мейстером еще более ослабил позиции блока. Еще в декабре Мейстер вышел из ПННЭ и был заявлен в предвыборном списке блока «Правые». Руководство ПННЭ потребовало его ухода с министерского поста, который согласно коалиционному договору принадлежит ПННЭ [24]. Однако Мейстер не только не собирается покидать кресло министра, но и перешел в наступление, обвинив ПННЭ в том, что она качает средства для своей избирательной кампании из госказны, точнее из госпредприятия Таллинский Порт. В ответ руководство ПННЭ заявило, что Мейстер лжет и партия взвешивает возможность подачи на него в суд [25].

По состоянию на конец января, согласно опросу общественного мнения с большим отрывом лидирует Союз Коалиционной партии и Союза селян за который собираются голосовать 28% избирателей. 13,6% отдали предпочтение «Умеренным», 11,6 — Центристской партии, 9,4 — Реформистской, блок русских партий «Наш дом — Эстония» поддерживают2,6% избирателей [26]. Однако некоторые цифры этого опроса вызывают определенное недоверие. «Умеренные» еще месяц назад практически не имели никакой поддержки избирателей и такой резкий скачок популярности малообъясним. Что касается блока русских партий, то практически все русские-граждане ЭР проголосуют за него (ориентировочно — около 50 тыс. человек), поэтому цифру 2,6 можно объяснить либо тем, что опрашивались исключительно эстонцы, либо боязнью русских избирателей обнаружить свои симпатии.

Ожесточенные споры разгорелись вокруг отказа избирательной комиссии регистрировать довольно большое количество кандидатов, неправильно заполнивших регистрационные документы. Больше всего пострадали два блока — праворадикальный «Лучшая Эстония (Эстонский гражданин» и «Четвертая сила» (основа ее — роялисты). Не прошли регистрацию 34 кандидата от ЛЭ/ЭГ и этот блок потребовал переноса выборов на более поздний срок. В случае отказа ее лидеры пригрозили обратиться с протестом в Совет Европы и ЕС [27].

Накануне выборов полным ходом идет также «телевизионная война» за каналы вещания. В Эстонии три частные телекомпании — ЭВТВ, РТВ и Канал — 2. Министр культуры от ПННЭ П.Олеск явно симпатизирует последней, которая по существу является рупором нынешней правящей коалиции. Министр незаконным образом перераспределил телеканалы в пользу Канала-2 они отличаются по охвату территории Эстонии [28]. Однако Олеск оказал своему блоку «Отечество/ПННЭ» медвежью услугу. Профессиональный уровень передач ЭВТВ и РТВ выше, поэтому, когда в Южной Эстонии на их частотах неожиданно пошли программы Канала-2, это вызвало дружное недовольство население, которое может вылиться для правительственного блока в катастрофу на выборах (о тесной связи руководства Канала-2 справящей коалицией население хорошо осведомлено) [29]. Кроме того, руководство ЭВТВ и РТВ подало на Олеска в суд, и у них есть все шансы выиграть процесс.

Непосредственно отношение к выборам имеет и приостановка выдачи эстонских паспортов неэстонцам под предлогом того, что многие паспорта неэстонцы получили незаконным путем. В начале января А.Таранд объявил о прекращении «моратория», длившегося по меньшей мере два месяца, однако поставленная правительством цель уже достигнута — значительное количество русских избирателей не внесены в списки избирателей и не смогут принять участие в выборах [30].

Нынешний праворадикальный состав парламента стремится успеть принять как можно больше законов, ограничивающих права русскоязычного населения. Несмотря на протесты русской общины, в срочном порядке был принят новый закон о гражданстве, еще более затрудняющий натурализацию. Председатели трех русских партий (ОНПЭ, РПЭ и РНП) В.Андреев, С.Кузнецов и А.Зыбин в обращении к депутатам Госсобрания протестовали против принятия этого закона в ускоренном порядке, особо подчеркнув, что Департамент миграции и гражданства, намеренно укомплектованный националистически настроенными чиновниками, использует этот закон для еще более грубой дискриминации ходатайствующих о гражданстве в порядке натурализации [31]. Однако 19 января новый закон был принят. Основные его отличия от старого — увеличение срока натурализации (5 лет проживания на основе постоянного вида на жительство плюс 1 год рассмотрения ходатайства) и запрет на двойное гражданство [32].

Таким образом натурализация основной массы русского населения откладывается на неопределенное время, так как постоянный вид на жительство им6еют сейчас единицы, а перед его получением необходимо прожить в Эстонии еще три года на основе временного вида на жительство. В данном случае реакция российского МИДа была вполне адекватной — было заявлено, что новый закон не способствует нормализации положения русскоязычного населения в Эстонии и РФ предпримет шаги по защите интересов этнических русских в Эстонии [33].

Группа независимых европейских экспертов провела экспертизу нового закона. Все эксперты дали преимущественно негативные оценки его статей, особенной критике подверглись условия, предъявляемые к знанию эстонского языка для соискателя гражданства. Однако, если после скандала с Законом об иностранцах эстонские власти поспешили смягчить ряд его положений, то сейчас никакой реакции на критику не последовало. В конце января Совет Европы объявил о создании группы экспертов, которые должны выехать в Эстонию для консультаций в отношении требований к знанию эстонского языка для натурализации [34].

Еще в начале января было неясно, состоится ли создание единого блока русских партий, идущих на выборы. Две из них — ОНПЭ и РПЭ — прошли регистрацию и получили право участвовать в выборах, третья — РНП не сумела собрать необходимого количества членов, но надеялась выставить своих кандидатов в списках других партий и блоков. Шли также переговоры о слиянии РПЭ и РНП, но лидер РНП А.Зыбин обвинил лидеров РПЭ С.Кузнецова и В.Струкова в интригах и слияния не получилось [35].

Противников создания единого блока хватало во всех трех партиях, но главным препятствием было нежелание некоторых евреев-лидеров ОНПЭ фигурировать в одном списке с теми кандидатами РПЭ и РНП, которые известны своими антисемитскими высказываниями (С.Кузнецов, А.Зыбин). Однако на конференции ОНПЭ победили сторонники объдинения. Список блока «Наш дом — Эстония» составлен в примерной пропорции 4 (ОНПЭ) — 2(РПЭ) — 1 (РНП).

За голосами русских избирателей охотятся и некоторые эстонские партии (ЦП и ДПТ), однако в союз с русскими партиями они вступать не желают, боясь потерять голоса эстонцев [36].

После создания блока русских партий была опубликована его предвыборная платформа. В ней подчеркивается необходимость придания рыночной экономике социальной направленности, урегулирование отношений с Россией и решения проблемы 300 тыс.неграждан, проживающих в Эстонии [37]. Лидеры умеренных эстонских партий высказываются по поводу русских партий очень осторожно. Э.Сависаар, явно не желая перед выборами предстать русофилом, заявил что у ЦП сейчас отношения с русскими партиями «прохладное», однако он не исключил возможности сотрудничества с русскими депутатами, которые пройдут в состав нового парламента [38].

События в Чечне оказали определенное влияние и на состояние «русского авопроса» в Эстонии. Лидеры Эстонского республиканского Союза Российских граждан (ЭРСРГ) Ю.Мишин и П.Рожок написали обращение к членам Госсобрания. В нем они полностью поддерживают действия российских властей в Чечне и советуют депутатам «обратить свой взор к собственному дому» и признать право на самоопределение за русскими, живущими в Северо-Восточной Эстонии (напоминая о результатах непризнанного властями референдума об автономии Северо-Востока) [39]. С другой стороны Ю.Луйк использовал чеченские события для резкой критики деятельности комиссара по национальным меньшинствам ОБСЕ Ван дер Стууля, позиция которого давно раздражает официальный Таллин. Луйк обвинил Стууля в том, что тот критикует эстонские власти за отношение к русским жителям Эстонии, но не реагирует должным образом на нарушения прав чеченцев Россией [40].

Силовые структуры ЭР продолжают сотрясать финансовые скандалы, громкие дела о коррупции и кадровая чехарда. Министр внутренних дел К.Кама начал очередную из бесчисленных чисток полиции. В отношении Северо-Востока Кама выступил с оригинальным предложением — направлять туда в длительные командировки полицейских-эстонцев из других регионов. Полиция Северо-Востока укомплектована на 72% из-за того, что на работу принимаются только полицейские с высшей категорией знания эстонского языка. Парадоксальным образом, одним из главных виновников сложной криминогенной ситуации в этом регионе является Департамент языка, который не идет ни на какие компромиссы в этом вопросе [41].

Еще одна инициатива К.Кама касается бывших работников спецслужб иностранных государств. Министр добивается принятия закона, согласно которому бывшие сотрудники 12 спецслужб (8- СССР и 4 — Германии) должны добровольно прийти с повинной в течение года. Они не будут подвергаться преследованию, остальных же ждут, в случае разоблачения большие лагерные сроки [42].

Министр обороны Э.Тупп в начале января заявил о том, что война в Чечне внимательно анализируется специалистами СО ЭР и весьма полезна для сбора информации о боеготовности и тактике возможного противника [43]. Однако изучение чеченского опыта министру вскоре пришлось прервать, так как в конце января он вынужден был уйти в отставку из-за обвинения в участии в многочисленных незаконных сделках с оружием. Э.Тупп, член ПННЭ, известен тем, что считает основой вооруженных сил ЭР военизированную организацию «Кайтселийт». Именно с этой организацией и связано подавляющее большинство случаев незаконной торговли оружием [44].

Й.Керт, нынешний начальник «Кайтселийта», пытается очистить его ряды от наиболее одиозных фигур, прямо связанных с преступным миром. Под его давлением ушел из «Кайтселийта» бывший начальник Туртуской дружины Харри Хенн, благодаря которому со складов СО ЭР в руки преступников ушли тысячи стволов стрелкового оружия. Хенн перешел на работу в Главный штаб СО, где был назначен начальником по патриотичсескому воспитанию личного состава СО (у него 7 классов образования и абсолютно безграмотный эстонский язык. Однако по мере продвижения уголовного дела по Тартуской дружине, роль Хенна обозначалась все более четко, и главком А.Эйнсельм был вынужден отстранить его от должности с сохранением жалованья [45]. Криминальные элементы в «Кайтселийте» пользуются сильной политической поддержкой со стороны праворадикальных политиков, которые в ответ на попытки чистки инспирировали кампанию против Й.Керта, стандартно обвиняя его в сотрудничестве с КГБ [46].

Политическое противостояние проникло и в судебные органы Эстонии. Министр юстиции от ПННЭ Ю.Адамс, отличающийся крайним авторитаризмом и низким образовательным уровнем (всю жизнь проработал в котельной) выступил с грубыми нападками на председателя Госсуда Р.Марусте, обвиняя его в политических симпатиях к оппозиции. Поводом для обвинений послужил тот факт, что Марусте хочет вывести местные и окружные суды из подчинения Минюста. Не надеясь осуществить это во время правления нынешней правящей коалиции, он публично заявил что демократические реформы в судебной системе станут возможны после победы нынешней оппозиции на предстоящих выборах [47].

Источники

1. Айвар Ярне. Не судьба... // Постимеэс.— Тарту, 1994.— 30 декабря.

2. БНС. Перед российским посольством // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 7 января.

3. ЭТА. Стрельба в Грозном... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 10 января.

4. БНС. Зона всеобщего внимания // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 11 января.

5. Редакция новостей. Эстонский МИД заявляет... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 11 января.

6. БНС. Россия обвиняет Эстонию... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 13 января.

7. БНС. Опасная мечта Кремля // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995 — 24 января.

8. БНС. Президент Эстонии критикует... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 26 января.

9. Я.Тромп. Австралийские.— они тоже люди // Молодежь Эсмтонии.— Таллин, 1995.— 25 января.

10. БНС. Депутаты поддерживают Ковалева // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 28 января.

11. БНС. Признать не могут // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 30 января.

12. БНС. Ратификация подождет // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 3 января.

13. БНС. Борис Ельцин представил... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 26 января.

14. БНС. Комиссия по международным делам... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 12 января.

15. БНС. Прокуратура возбудила... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 17 января.

16. Вилья Калласте. С 1 января вступил в силу... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 3 января.

17. БНС. Началось обучение... // Постимеэс.— Тарту, 1995 -23 января.

18. БНС. Балтийское небо... // Молодежь Эстонии.— Таллин. 1995.— 24 января.

19. БНС. Зигзагом — в НАТО // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 24 января.

20. БНС. ООН полагает... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 25 января.

21. БНС. Кайдо Кама попросил... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 27 января.

22. БНС. Угонщик самолета... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 30 января.

23. БНС. Каждый пятый... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 17 января.

24. БНС. Мейстер должен уйти... Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 7 января.

25. Энно Таммер, ПННЭ ответила... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 17 января.

26. БНС. По положению на январь... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 26 января.

27. БНС. Избирательный союз... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 26 января.

28. Тамбет. Каулема. РТВ и ЭВТВ вновь... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 3 января.

29. Тийу Ритари. Телевойна может привести... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 28 января.

30. Вальдо Раам. Депутаты будут получать... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 11 января.

31. В.Андреев и др. Обращение к депутатам... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 17 января.

32. Энно Таммер. Новый закон о гражданстве // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 20 января.

33. Интерфакс/БНС. По мнению Москвы... // Постимеэс.— Тарту, 1995 24 января.

34. БНС. СЕ поможет // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 30 января.

35. А.Амельченко. С объединением решили повременить // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 3 января.

36. М.Владимиров. Русские партии выйдут... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 9 января.

37. «Наш дом.— Эстония»... // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 23 января.

38. ЭТА. Как и сто лет назад?? Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 19 января.

39.А.Санин. Москва-Грозный-Нарва // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 3 января.

40. БНС. Луйк критикует Стууля // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 24 января.

41. ЭТА. На прорыв в Вирумаа // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 11 января.

42. Энно Таммер. Проект закона... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 4 января.

43. БНС. Опыт Чечни пригодится // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 10 января.

44. Тоомас Маттсон. Позиционная война... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 3 января.

45. Тоомас Маттсон. Главком отстранил... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 18 января.

46. ЭТА. Штамп в дела // Молодежь Эстонии.— Таллин, 1995.— 19 января.

47. Тоомас Маттсон. Министр юстиции... // Постимеэс.— Тарту, 1995.— 16 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(36)