Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
ЮРИЙ СИМЕНИДО

Юрий СИМЕНИДО

ВЛАДИМИРСКАЯ область

в январе 1996 года

1.    Политическая жизнь (деятельность законодательной и исполнительной власти)

1.1.    Деятельность Законодательного Собрания

На первом в текущем году заседании Законодательного Собрания (ЗС) области 17 января его члены начали работу с обсуждения обращения к Президенту, Правительству и Государственной Думе РФ по поводу событий в Первомайском. Мнения депутатов были, естественно, различны, но любопытно, что в приверженности в первую очередь силовому решению чеченских проблем оказались едиными такие разные по взглядам люди, как убежденный демократ Ю.А.Леонтьев (представивший проект обращения от имени возглавляемого им комитета ЗС по социальной политике) и ортодоксальный большевик Е.П.Ильюшкин. В принятом большинством голосов документе "ЗС Владимирской области требует от федеральных властей принять неотложные меры по предотвращению террористических актов на территории России", и тут же отмечено, что "мы не имеем четкой и достоверной информации о развитии событий, что вызывает неоднозначную оценку происходящего со стороны различных представителей населения". Вывод: "Считаем, что основой прекращения разрастающейся гражданской войны должно быть немедленное и безусловное прекращение военных действий, возобновление переговоров с участием высших должностных лиц России, руководителей Чеченской республики и участников конфликта". [1]

Кроме того, на заседании был утвержден примерный устав муниципального образования с рекомендацией органам местного самоуправления (МС) использовать его для разработки своих соответствующих документов.

ЗС отклонило предложение обладминистрации по изменению положения о порядке исчисления и использования сбора на нужды образовательных учреждений, несмотря на одобрение комитета ЗС по социальной политике (новый порядок лучше учитывал сложившуюся ситуацию, но несколько ущемлял интересы некоторых глав МС - депутатов ЗС).

После оживленного обсуждения была принята к сведению информация председателя правления областного фонда социальной поддержки населения, первого заместителя главы обладминистрации, депутата С.Н.Соколова об исполнении бюджета фонда за 9 месяцев 1995 года. Внесены изменения в порядок рассмотрения и утверждения областного бюджета на 1996 год. Принят ряд решений по некоторым вопросам жизни области, несколько проектов нормативных актов направлены на доработку. [2]

На следующем заседании ЗС, 26 января, депутаты вернулись к рассмотрению вопроса о финансовой поддержке образовательных учреждений области. Решено, что средства, получаемые от сбора на нужды образовательных учреждений, получат все учреждения образования - независимо от уровня их подчинения. Это положительно скажется в первую очередь на вузах, находящихся в федеральном подчинении.

Также были приняты проект бюджета территориального дорожного фонда и ряд решений, направленных на улучшение положения инвалидов.

Не была утверждена структура администрации области - со ссылкой на отсутствие схемы управления областью. К следующему рассмотрению представители администрации обещали учесть предложения депутатов.

Глава администрации области отклонил закон "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых (законодательных) актов нормативного характера и других решений ЗС", по которому официальные документы должна была печатать лишь газета "Владимирские ведомости" (ЗС является ее соучредителем), чей тираж не превышает 5 тыс. экземпляров и за первый месяц 1996 года не появилось ни одного номера. Депутаты попытались преодолеть вето главы администрации, но безуспешно.

В конце заседания депутаты приняли к сведению (!) представление прокурора области, предписывающее устранить нарушения Закона "Об основах государственной службы РФ". Согласно федеральному законодательству, Государственные служащие не могут быть одновременно депутатами законодательного органа субъекта Федерации, а в ЗС области на непостоянной основе работают два заместителя главы областной администрации и пятеро глав местного самоуправления из городов области. В обоснование принятого решения депутаты сослались на отсутствие перечня должностей госслужащих. [3, 4]

В результате под угрозой оказывается дальнейшая работа ЗС. Если прокуратура проявит настойчивость, то семеро депутатов все-таки должны будут сделать выбор. И нельзя исключить вариант, при котором в ЗС попросту не будет кворума и все его решения будут носить лишь характер рекомендаций...

1.2.    Рассмотрение бюджета и споры вокруг него

Основным вопросом на заседании было обсуждение проекта бюджета области на 1996 год. Предполагается, что дефицит его составит 64,3 млрд. рублей (планируемые расходы - 1208,3 млрд., а доходы - 1144,0 млрд. рублей). Федеральный бюджет должен областному почти 1 трлн. рублей, а получить финансисты планируют меньше половины долга - 425 млрд. В свою очередь, города и районы области должны областному бюджету 150 млрд. рублей. Тут-то и разгорелся жаркий спор между представителями территорий - "доноров" и "реципиентов". Территориям-донорам не удалось отложить принятие решения, чтобы добиться пересмотра ставок отчислений от налогов. (Как пример действий "доноров" - описанное ниже обращение депутатов Владимирского горсовета.) Бюджет был принят "за основу".

Депутаты Владимирского горсовета обратились к ЗС c просьбой утвердить нормативы отчислений от федеральных налогов в приемлемом для областного центра варианте.

"В проекте на 1996 год по уровню бюджетной обеспеченности на одного жителя г. Владимир, являясь областным центром, занимает 19-ое место из 26 по области. На территории города мобилизуется доходов и сборов во все виды бюджетов 1318,3 млрд. рублей. По проекту бюджета контингент доходов города сформирован в сумме 566,7 млрд. рублей, что составляет 43% от вышеуказанной суммы. Предложенный проект бюджета спрогнозирован с дефицитом 80,6 млрд. рублей и не предусматривает расходов на капитальные вложения. В настоящее время город находится в труднейшем финансовом положении. На 1 января 1996 года кредиторская задолженность бюджетных учреждений и муниципальных предприятий составляет более 80 млрд. рублей, в том числе по возмещению разницы в тарифах на тепловую энергию - 58,9 млрд. рублей." [5] По самым скромным подсчетам городу на текущий год требуется 700 млрд. рублей.

Но ЗС на заседании 26 января оставило без изменений объем средств, предназначенных областному центру, - 513 млрд. рублей. Правда, законодатели решили подумать о придании г. Владимиру особого статуса.

Получив такой обескураживающий результат, горсовет собрался на чрезвычайное заседание, на которое пригласили и владимирцев - депутатов ЗС, в том числе председателя ЗС Н.В.Виноградова. Многие депутаты горсовета были настроены чрезвычайно решительно - вплоть до судебной тяжбы с областными властями и призыва обратиться за поддержкой к населению. Но окончились все страсти принятием решения - не утверждать бюджет города меньшим, чем 700 млрд. рублей, - которое начальник горфинуправления расценил как ошибку депутатов, "финансовый тупик". [6]

В середине января создана областная Ассоциация глав местного самоуправления (АГМС). Возглавляет ее глава администрации Мурома, депутат ЗС П.А.Кауров. На первом заседании правления АГМС были обсуждены принципы формирования бюджетов - областного и местных - и проект устава города (района). Главы МС попытались выработать (до появления нормативных документов от ЗС области) некое соглашение о разграничении полномочий между местным самоуправлением и администрацией области.

По мнению И.В.Шамова, главы администрации г. Владимира и члена правления АГМС, не следует спешить с принятием бюджета области; нужно предварительно согласовать все спорные моменты, прежде всего уточнить источники финансирования для реализации некоторых федеральных законов. Не нужно торопиться и с принятием устава города: "от качества этой "маленькой Конституции" зависит качество нашей жизни; следует четко разграничить полномочия представительного и исполнительного органов власти". [9]

1.3.    Новый член Совета Федерации от Владимирской области

Председатель ЗС области Н.В.Виноградов, ставший членом Совета Федерации второго созыва, перед началом работы палаты рассказал о своих взглядах на предстоящую парламентскую деятельность.

"Законами, которые следует принять в первую очередь, считаю основы организации государственности в субъектах Федерации, основы финансирования органов МС, комплект документов, позволяющих вести нормальную работу по борьбе с коррупцией, правонарушениями и преступностью, а также пакет нормативных актов, определяющих правовую базу для контроля за деятельностью Правительства и Президента."

Отвечая на вопрос "Будет ли "моральная поддержка" (коммунистов, победивших на выборах в Думу - г-н Виноградов является членом КПРФ - Ю.С.) как-то отражаться на Вашей работе в Совете Федерации?", он сказал: "Определить свое решение меня заставляет прежде всего ситуация, а выход я вижу через призму своего мировоззрения. Однако мои политические взгляды не настолько довлеют, чтобы перерасти в политиканство. Так, мне непонятно, почему столь мало депутатов Государственной Думы поддержали предложение рассмотреть вопрос по ситуации в Чечне."

Н.В.Виноградов сообщил, что взаимодействует в Совете Федерации с другим его членом от области - главой администрации Ю.В.Власовым, "прежде всего - по вопросам информированности (у нас сейчас очень сложно получить реальную картину ситуации), сопоставления точек зрения". [7]

1.4.    В администрации области

Глава администрации области Ю.В.Власов провел 16 января очередную пресс-конференцию. Cначала он рассказал о решениях, принятых на двух последних заседаниях Совета Федерации первого созыва, а потом перешел к проблемам области.

Больше всего волнует Ю.В.Власова состояние дел с бюджетом области. Принятый на 1996 год федеральный бюджет не устраивает субъекты Федерации - они рассчитывали на увеличение доли средств, остающихся в регионах. Похожая картина и на областном уровне. Разрешить спор между территориями бюджетообразующими и дотационными можно, по мнению Власова, на заседании областной Ассоциации глав местного самоуправления (о ней подробнее - в пункте 3 настоящего обзора). Еще одно средство умиротворения - создание второй палаты Законодательного Собрания, состоящей из глав МС. Занималась бы она исключительно вопросами бюджета и социально-экономического развития территорий. Кроме того, администрация области готовит к подписанию ("очевидно, весной") соглашение с Правительством РФ о разграничении полномочий.

Весьма беспокоит администрацию области несвоевременная выплата пенсий, и она, для облегчения ситуации, в порядке эксперимента, планирует в ряде районов организовать выплаты частями, два раза в месяц. Не прекращается работа с предприятиями, задерживащими платежи в пенсионный фонд, - ведь чем больше недоимки, тем меньше получает область денег от федерального Пенсионного фонда.

Отвечая на вопрос о выборах главы обладминистрации, Ю.В.Власов сказал, что, хотя Администрация Президента готовит документ, запрещающий проведение любых референдумов и выборов до и одновременно с президентскими, он надеется на проведение именно 16 июня выборов главы администрации и нового состава ЗС.

По поводу весьма интересующего многих назначения своего нового заместителя (бывший первый заместитель главы администрации Г.К.Волков стал депутатом Государственной Думы от блока "Наш дом - Россия") г-н Власов ответил, что объявит о нем через неделю. (Но этого своего обещания не сдержал и спустя еще неделю - вероятно, трудна задача.) Он надеется, что четверо депутатов Думы - владимирцев помогут отстаивать интересы и нужды области на разных уровнях власти. [8 - 10]

Провел пресс-конференцию, посвященную некоторым итогам прошедшего года, и заместитель главы обладминистрации по вопросам экологии и работы с территориями В.М.Вильдяев.

Несмотря на естественные трудности с финансированием, в области стараются активно вести работу по охране среды обитания. По техническому оснащению природоохранных служб область занимает одно из лидирующих мест в стране. Подготовлены департаментом природопользования и приняты ЗС за год семь законодательных актов. Начата реализация двух программ: по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения области и по переработке и обезвреживанию промышленных и бытовых отходов. В последней участвуют и французские специалисты. Другие области обращаются в администрацию с просьбой продать выработанные нормативные документы. Усиливается контроль за отходообразующими предприятиями. С целью обеспечения жителей области, прежде всего областного центра, качественной водой совместно с экологическим фондом создано акционерное общество, занятое разливом суздальской родниковой воды - до 20 тонн в сутки. (Отметим, что дело о крупной экологической аварии в Ивановской области в ноябре 1994 года, которая серьезно сказалась на жизни г. Владимира, было правоохранительными органами соседней области закрыто без всяких последствий для нарушителей закона - отравителей воды.) Планируется издать экологический атлас области. [11]

2.    К итогам выборов в Государственную Думу

2.1.    Конфликт областных властей с представителями блока “Тихонов - Туполев - Тихонов”

Как уже было отмечено в [12], кандидат в депутаты Государственной Думы по одномандатному Владимирскому округу №66, лидер Партии консолидации А.А.Тихонов потребовал признать недействительными итоги выборов 17 декабря (он занял третье место, получил 55,1 тыс. голосов, проиграв победителю довольно много - 22,8 тыс.). Он считает, что на результатах голосования сказалось нарушение закона: накануне и в день выборов по владимирскому радио и московским телеканалам были переданы сообщения о том, что одного из кандидатов блока "Тихонов - Туполев - Тихонов" по региональной части федерального списка подозревают в совершении преступления (вымогательство).

Сначала еще в конце декабря прошлого года [13], а в середине января уже без обиняков [14] журналисты заговорили о том, что председатель ЗС Н.В.Виноградов "потребовал освещения имеющихся у него сведений о нахождении в блоке "Т-Т-Т" преступника” по радио. Помощник Виноградова привез на радио эти сведения, изложенные на бумаге, и они прозвучали в эфире" - вечером в пятницу, 15 декабря.

Откуда получил сведения г-н Виноградов? Начальник областного УВД полковник Л.П.Посашков направил 9 декабря председателю ЗС соответствующее письмо. В аппарате ЗС под указанием адресата только дописали "шапку" сообщения - "из достоверных источников" - и в таком виде (без ссылки на УВД и, естественно, на ЗС) оно было оглашено по радио. "Томикс" даже опубликовал фотокопию документа, добавив при этом, что пленку после эфира размагнитили.

Таким образом, председателя ЗС прямо обвинили в моральном "убийстве" (так - в "Томиксе") кандидата, который мог одолеть Г.И.Чуркина, формально - кандидата от АПР, убежденного коммуниста, которого поддерживало местное объединение "Справедливость и народовластие" (ядро его составляют организации КПРФ и АПР, а Н.В.Виноградов - один из руководителей). Но до сих пор председатель ЗС никак публично не реагировал на результаты журналистского расследования.

Между тем, обвиненный в вымогательстве кандидат от блока "Тихонов - Туполев - Тихонов", предприниматель А.Н.Иванов был арестован. Он не явился по вызову следователя 12 января, в пятницу, - в этот день был в Москве, собирал 10 млн. рублей, нужных для внесения залога. Когда в понедельник, 15 января, он пришел в милицию с залоговой суммой - его тут же поместили в следственный изолятор. [1]

Состоялось заседание окружной избирательной комиссии, на котором было рассмотрено обращение А.А.Тихонова. "Комиссия пришла к выводу, что сообщения средств массовой информации, касающиеся представителя блока "Тихонов - Туполев - Тихонов", никак не повлияли на результаты голосования, и поэтому выборы следует считать состоявшимися." [15] (Заметим, что областная прокуратура истребовала у комиссии документы, касающиеся итогов голосования и расходования средств кандидатами в депутаты Думы.)

Остается ожидать решений Центризбиркома и Владимирского областного суда.

2.2.    Владимирские депутаты в Думе

Четверо владимирцев - депутатов Государственной Думы выбрали комитеты, в которых будут работать. Оставшиеся в Думе "на второй срок" Е.В.Бученков и Г.И.Чуркин сохранили свои места: первый - как и прежде - член комитета по геополитике, а второй продолжает быть заместителем председателя комитета по связям со странами СНГ и соотечественниками. Один новичок - Г.К.Волков - избран заместителем председателя комитета по информационной политике и связи, а другой - В.А.Калягин (юрист по образованию и по роду работы - он был доцентом Владимирского педагогического университета) стал членом комитета по законодательству. Первые интервью новых депутатов достаточно любопытны.

В.А.Калягин выделил, как первую проблему, исполнение уже принятых законов, а не "штамповку" (так - в газете) новых. "На второе место должна встать проблема расширения контрольных полномочий Государственной Думы. Об этом, вероятно, большинство депутатов будет иметь единодушное мнение." Он считает "игрой, а не решением проблемы" состоявшееся частичное обновление правительства. - "Должна быть смена курса в сторону эффективной социальной защищенности всего обездоленного населения." Депутат полагает нормальным, что лишь четыре блока победили на выборах: "Наконец-то вырисовывается картина двух-, трехпартийной политической системы, хотя и "ЯБЛОКУ" и ЛДПР надо еще превратиться в устойчивую политическую силу." [16]

Г.К.Волков весьма подробно рассказал о своих впечатлениях "изнутри" от выборов руководства Думы (он был членом счетной комиссии). Он полагает, что "если бы "ЯБЛОКО" искренне не желало победы кандидата от коммунистов, то оно бы не настаивало на своей кандидатуре". В то же время он решительно отвергает заявление Г.А.Явлинского о том, что "НДР состыковался с жириновцами" и приводит услышанную им самим (при двух свидетелях) реплику Зюганова Явлинскому: "Г.А., если ваши сейчас не поддержат кандидатуру Селезнева, то я дальше не знаю, что и делать". По поводу надежд Ю.В.Власова на помощь депутатов Думы от Владимирской области (см. раздел 1.2) Г.К.Волков сказал, что "не разделяет его оптимизма". "Исходя из опыта работы двух наших депутатов в Госдуме (господ Чуркина и Бученкова - Ю.С.),я бы не стал ждать от некоторых из них большой отдачи для области." [17]                

В начале января стало известно имя еще одного - пятого - депутата Государственной Думы от Владимирской области. Это солист Большого театра РФ, народный артист России А.Б.Шипов. Баллотировался он по партийному списку ЛДПР. Таким образом была отмечена продуктивная работа местной организации либерал-демократов (в области за эту партию проголосовало 14,74% избирателей - оказалось, что это второй показатель по стране).

Никаких заявлений перед общественностью области депутат Шипов до сих пор публично не делал (хотя блиц-визит во Владимир для встречи с товарищами по партии совершил).

3.    Экономика

3.1.    Соглашение с “Рургазом”

Во время пребывания 19 - 21 января делегации Владимирской области в Германии было подписано соглашение между областной администрацией и компанией "Ruhrgas AG" (крупнейшей в Европе в своем роде) о cотрудничестве в реорганизации системы газоснабжения Владимирской области. До сих пор "Рургаз" не заключал подобных соглашений ни с одним из регионов России.

"Успешная деятельность "Рургаза" на территории области за прошедшие три года является для нас стимулом к еще более тесному и широкому сотрудничеству" - сказал глава обладминистрации Ю.В.Власов в Эссене. Работы по реализации соглашения будут начаты сразу же после того, как будут выделены ожидаемые кредиты Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР). Об этом речь шла во время визита во Владимир в ноябре прошлого года президента Всемирного банка Дж.Вульфенсона. "Рургазом" разработано технико-экономическое обоснование проекта, представленное затем в ВБРР. Учитывая заинтересованность обладминистрации в размещении инвестиций, "Рургаз" выразил готовность приобрести "на соразмерных условиях" пакет акций АО "Владимироблгаз". Эксперты фирмы полагают, что "если будет задействован весь имеющийся в России потенциал экономии газового топлива, то ежегодно народное хозяйство страны будет получать дополнительную прибыль в несколько миллиардов DM".[5]

В начале января глава обладминистрации и начальники двух ее подразделений - финансового и сельскохозяйственного - подписали соглашение с Минфином и Минсельхозпродом о выделении области кредита для формирования информационно-консультационной системы АРИС. Владимирская область одной из первых начала заниматься созданием информационных систем в сельском хозяйстве, поэтому в числе 16 первых включена в программу, финансируемую Всемирным банком реконструкции и развития. Область получает кредит на сумму более 410 тыс. долларов; 290 тысяч нужно будет возвратить в течение 17 лет из 7-8% годовых, а на остальные деньги - безвозмездно - будут приобретены компьютеры и другая оргтехника. Первичная система сбора и передачи информации организована почти во всех районах области. Система АРИС, по мнению специалистов, дает возможность оперативно решать многие проблемы сельскохозяйственного производства. [7]

3.2.    Трехстороннее соглашение между обладминистрацией, профсоюзами и Ассоциацией товаропроизводителей и предпринимателей

24 января состоялось заседание рабочей комиссии по подготовке ежегодного трехстороннего соглашения между областной администрацией, Ассоциацией товаропроизводителей и предпринимателей области (АТиП) и областным объединением профсоюзов (эта последняя сторона после годичного перерыва снова намерена участвовать в соглашении). Цель выработки такого документа - создание необходимых условий для развития экономики области, обеспечение социальной и правовой защиты различных слоев населения на основе принципов социального партнерства.

АТиП сражалась за то, чтобы сохранить прошлогодние налоговые льготы для предприятий, обеспечивших прирост прибыли за счет увеличения объемов производства продукции. Но после того, как из Москвы снизили дотации областному бюджету на сумму льгот, финансовое управление обладминистрации намерено льготы отменить. (АТиП рассчитывает на поддержку в этом вопросе со стороны Ю.В.Власова - он, несмотря на недобор 65 млрд. рублей в бюджет области, высказывался за продление льгот на 1996 год.) Некоторой компенсацией можно считать полученное АТиП от администрации согласие, хотя и в рекомендательной форме, не вводить новые и не увеличивать размеры действующих местных налогов, а также распространить на нее некоторые федеральные налоговые льготы.

Администрация отклонила предложение АТиП принять на себя финансирование объектов социальной сферы, не переданных в муниципальную собственность, - даже на принятое от предприятий жилье нет средств. Не достигнуто приемлемое для АТиП решение по поводу тарифов и услуг естественных монополистов.

В свою очередь, АТиП отказала: обладминистрации - принять на себя ответственность за возврат кредитов, гарантированных областным бюджетом, профсоюзам - индексировать задержанную заработную плату, выплачивать пособия семьям сокращенных работников.

Профсоюзы не согласились с предложением АТиП вносить на создание новых рабочих мест и разработку бизнес-планов предприятий и деньги профсоюзов.

В конечном счете стороны сошлись в одном: над проектом соглашения нужно продолжать работу. [3, 8]

 

Заместитель главы обладминистрации, председатель комитета по управлению госимуществом Ю.Н.Лапыгин сообщил, что в областной бюджет по статье "Доходы от приватизации объектов госсобственности" на 1 декабря 1995 года поступило 3325 млн. рублей. В течение декабря ожидалось поступление еще 488 млн. рублей. Общее поступление за год в бюджет области составит 3813 млн. рублей (93,2 %. от запланированных 4092 млн. рублей). [18]

3.3.    Областной займ

Первый транш первого областного займа, получившего официальное наименование "Владимирский тракторный заем" (он предназначен на развитие одного из крупнейших предприятий области Владимирского тракторного завода), размещаемый с января по март 1996 года, рассчитан на продажу облигаций на сумму 1 млрд. рублей. По оценке заместителя директора департамента экономики и промышленности обладминистрации А.П.Шеремета размещение займа проходит достаточно активно: к середине последней декады января продано облигаций более чем на 582 млн. рублей. Администрация области принимает дополнительные меры по повышению ликвидности облигаций займа. [4]

4.    Партии, общественные организации

4.1.    Заявление областного “Мемориала” и полемика вокруг него

12 - 13 января почти все газеты опубликовали заявление общества "Мемориал" на имя прокурора области под названием "Положить конец проявлениям нацистского безумия". В нем сказано, что еще в октябре 1995 года внимание общественности области было обращено на ряд фактов, "впрямую связанных с оголтелой проповедью сталинизма и нацизма в области". По существу тогда никто - ни демократически настроенные организации, ни власти ("и прежде всего прокуратура") - не прореагировал.

"И вот то один депутат ЗС, то другой вновь воскрешают нацистские бредни" - и далее описаны многократные публичные выступления депутатов Е.П.Ильюшкина и В.А.Елисеева в декабре 1995 - январе 1996 г.г., оскорбляющие честь и достоинство граждан России разных национальностей. (Первый, к примеру, заявил, что работу возглавляемого им троллейбусного управления могут критиковать только нерусские люди (неоднократно критиковали его деятельность разные люди, в том числе еврей, русская...), потом многократно развивал эту тему. [19] Второй, в частности, советовал избрать главой области только русского, без "ставропольского акцента" - намек на Ю.В.Власова, объект постоянных нападок г-на Елисеева; абсолютно серьезно рассуждал о том, что "есть русские, а есть кацапы, есть украинцы, а есть хохлы"; привлек для обоснования антисемитских высказываний К.Маркса. [20]) Авторы заявления протестуют как "против разнузданных антисемитских поползновений отдельных депутатов ЗС, его органа печати (речь идет о "Владимирских ведомостях" - Ю.С.), так и против бездействия властей". [21]

На этот раз власти не смогли не заметить скандальности и нетерпимости ситуации.

Через неделю "Призыв" попытался выяснить мнения руководителей области по поводу выступлений депутатов ЗС. Что из этого получилось - приведено ниже (высказывания господ Власова и Егорова даны в сокращении). Газета не комментировала ответы, предлагая читателям делать выводы самостоятельно.

Председатель ЗС Н.В.Виноградов заявил буквально следующее: "Я не буду на этот вопрос отвечать. Личное мнение есть, но я его выскажу на пресс-конференции 1 февраля для всех СМИ. Я полагаю, что Ильюшкин поступил неправильно, но развивать эту тему не буду. Потому что в принципе создается конфликт на пустом месте с помощью средств массовой информации."

Представитель Президента Н.С.Егоров расценил высказывания двух депутатов как "политическое хулиганство". "Не однажды мне самому приходилось на сессиях ЗС слышать от депутата Елисеева "непарламентские выражения" и в мой адрес, и в адрес Президента. И что удивляет: председатель ЗС никак на это не реагирует! Это можно понять однозначно: раз молчит, значит поддерживает.

Что касается оскорбления людей по национальному признаку - я считаю, это стыд и позор! Думаю, Ильюшкин и Елисеев выражают свои мысли так грубо не случайно, а с целью набрать политические очки. Но наш народ не настолько глуп, чтобы клюнуть на такую дешевку. Это подтвердили прошедшие выборы, на которых и Ильюшкин, и Елисеев, баллотировавшиеся в мэры соответственно Владимира и Коврова, не набрали необходимого числа голосов...

Я вместе с главой областной администрации Ю.В.Власовым написал письмо областному прокурору В.О.Колотилову с просьбой отреагировать, поскольку оскорбительные высказывания исходили от должностных лиц..."

Глава областной администрации Ю.В.Власов подчеркнул: "Плохо, что сегодня я, а не прокуратура, вынужден давать оценку противозаконным действиям. Я убежден, что нарушение Конституции и Уголовного кодекса РФ должно повлечь наказание по закону.

Я полагаю, что если депутат ЗС называет всенародно избранного Президента преступником, то он должен отвечать за свои слова и быть готовым понести наказание, если его обвинения окажутся голословными.

Никогда в жизни мне не приходилось слышать ... высказываний, что человек из-за своей национальности не имеет права кого-то критиковать, либо занимать какие-то должности... А тут люди, занимающие посты в ЗС, не только делают такие заявления, но и доказывают (выделено Ю.В.Власовым - Ю.С.), что из-за национальности, отличной от русской, для гражданина России должны быть ограничения в правах. Это прямое нарушение Конституции РФ.

Делаются попытки перевести спор в другую плоскость: почему, мол, еврея назвать евреем - преступление, а русского русским... Да не об этом речь! Не то важно, кто как кого назвал, а имелась конкретная претензия: раз ты другой национальности, значит изначально ограничен в своих возможностях и правах. Это самые настоящие шовинистические высказывания, способствующие разжиганию национальной розни, которые по закону должны быть пресечены.

Высказывания, какие себе позволяют эти два депутата ЗС, возрождают фашистские традиции гитлеровского рейха. Мое мнение - таких людей надо изолировать от общества, пока не поздно.

Последнее, что меня беспокоит: почему ЗС в полном составе никак на это не реагирует?! Законодательное Собрание - единый орган, который обязан официально заявить о своем мнении по поводу событий, вызвавших возмущение у всех нормальных и честных жителей области." [22]

Не удивительно, что еще через несколько дней появилось сообщение пресс-группы облпрокуратуры. "Заявление вызывает беспокойство." - так оно начинается. Затем следует весьма многословное изложение позиции прокуратуры по поводу Указа Президента "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлением фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ" и ее сответствующих действиях. По существу вопроса сказано в конце и предельно кратко: "Прокуратура проводит проверку по фактам, изложенным в заявлении. О ее результатах будет сообщено дополнительно." [15]

4.2.    Заявление областной организации ДВР

30 января опубликовано заявление областной организации партии "Демократический выбор России" ("ДВР").

В последнее время в средствах массовой информации области "все чаще высказываются мнения о безоговорочной победе коммунистов на прошедших выборах в Думу." По мнению авторов заявления - "коммунисты лукавят, как и 70 лет до этого". Они во Владимирской области все вместе собрали около 36 процентов голосов. 32 процента избирателей голосовали за 18 партий и движений демократического направления. Около 15 процентов голосов получила ЛДПР. 12 процентов распределились между партиями, подобными "Партии любителей пива".

"Таким образом абсолютной победы в области у коммунистов нет, паритет сил налицо. При этом на стороне реформаторов - наиболее работоспособная, квалифицированная, образованная часть населения!..

Нынешние коммунисты ничуть не лучше тех, которые руководили страной в течение 70 лет. Это видно на примере Владимирщины. Два года коммунисты верховодят в ЗС. Около года органы местного самоуправления укомплектованы коммунистами. До 70 процентов прежней партхозноменклатуры четыре года находятся в аппарате администраций всех уровней. Однако реформы в области практически не продвигаются. И во всем этом почему-то обвиняются демократы!

Имея в Госдуме самую большую по числу фракцию, коммунисты начали поворачивать Россию вспять.

Политсовет областной организации "ДВР" предлагает всем сторонникам продолжения реформ объединиться и сплотить ряды для противостояния силам коммунистического реванша." [23]

Одновременно с появлением этого документа 16 партий и общественных объединений, действующих в области, подписали "Договор о гражданском согласии и политическом взаимодействии в период подготовки и проведения выборов Президента РФ, главы администрации области и депутатов Законодательного Собрания". Документ подписали представители партий и объединений: "Демократический выбор России", "ЯБЛОКО", Республиканская партия, Партия экономической свободы, Партия самоуправления трудящихся, Партия любителей пива, "Россия - президентская республика", "Наш дом - Россия", "Демократическая Россия", "Вперед, Россия!", движения "Выбор России", а также областной Совет женщин, "Женский клуб", Либеральный клуб, союз "Чернобыль" и Российский союз молодежи.

Объединившиеся намерены покончить с существующей разобщенностью в демократическом движении, стремятся к снятию социальной напряженности, преодолению последствий социально-экономического кризиса. [6]

5.    Разное

В последний день января закончился долгий период безвластия во Владимирской телерадиокомпании. А.М.Груздев вернулся в ВГТРК "Владимир" - новым генеральным директором. Выпускник Восточно-Сибирского института культуры, режиссер - профессионал, поработавший на творческих должностях студий телевидения нескольких сибирских городов, приехал во Владимир в 1989 году. Он внес большой вклад в становление областного телевидения. В последние три года он сначала был руководителем пресс-службы областной администрации, а с апреля 1995 года - заместителем главы администрации по связям с общественностью и средствами массовой информации.

 

Cообщается, что "громкое" дело по обвинению заместителя главы администрации области Е.Ф.Фролова, начальника управления Центробанка по Владимирской области А.И.Музалевского, президента АО "Владимир - Лада" М.И.Шевелева в получении и даче взяток (подробнее о приговоре по нему - в [24]) уже третий месяц находится в Верховном Суде РФ - после кассационной жалобы обвиняемых и их адвокатов. Есть информация, что вряд ли дело будет рассмотрено в ближайшее время. Автор заметки сочувствует г-ну Шевелеву: определенный судом двухлетний срок лишения свободы истекает у него в конце мая 1996 года, но он может и не выйти в это время на свободу, т.к. приговор не вступил еще в законную силу. И хотя осужденные надеются на лучшее - "главное, что никто не может дать стопроцентную гарантию, что дело будет пересмотрено Вeрховным Судом в их пользу". [5]

Источники

1. Молва. - 1996. - № 7. - 20 января.

2. Призыв. - 1996. - № 11. - 20 января.

3. Всполье. - 1996. - № 8. - 27 января.

4. Молва. - 1996. - № 10. - 27 января.

5. Всполье. - 1996. - № 7. - 26 января.

6. Всполье. - 1996. - № 10. - 31 января.

7. Всполье. - 1996. - № 5. - 20 января.

8. Призыв. - 1996. - № 8. - 17 января.

9. Всполье. - 1996. - № 3. - 17 января.

10. Молва. - 1996. - № 6. - 18 января.

11. Призыв. - 1996. - № 13. - 24 января.

12. Сименидо Ю. Владимирская область в декабре 1995 года.

13. Томикс-кубик. - 1995. - № 196. - 26 декабря.

14. Молва. - 1996. - № 5. - 16 января.

15. Молва. - 1996. - № 8. - 23 января.

16. Молва. - 1996. - № 4. - 13 января.

17. Призыв. - 1996. - № 15. - 26 января.

18. Всполье. - 1996. - № 6. - 24 января.

19. Всполье. - 1995. - № 171.- 15 декабря.

20. Призыв. - 1996. - № 3. - 10 января.

21. Призыв. - 1996. - № 5. - 12 января.

22. Призыв. - 1996. - № 10. - 19 января.

23. Призыв. - 1996. - № 17. - 30 января.

24. Сименидо Ю. Владимирская область в ноябре 1995 года.

 

 

Политический мониторинг №1(48)