Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область в январе 1996 года

Елена Лапшова

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1996 года

1.    ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

1.1.    Закон о выборах губернатора области

Последнее заседание комитета губернской Думы по законодательству вызвало живой интерес депутатов, юристов, журналистов и местных политических активистов. Страсти разгорелись вокруг проекта Закона “О выборах Губернатора Самарской области”, представленного юридическим отделом аппарата главы администрации области. Основная дискуссия шла между заместителем главы администрации В.С.Мокрым и депутатом губернской Думы В.С.Громом. А горячился В.С.Гром по поводу того, что, во-первых, нельзя рассматривать проект Закона, с которым еще не успели детально познакомиться члены комитета, а во-вторых, Владимир Семенович досадовал на то, что не успел представить альтернативный проект, подготовленный контрольным комитетом.

В предложенном к рассмотрению проекте указано, что губернатором может стать житель области, проживающий на ее территории не менее года, имеющий высшее образование и не моложе 30 лет. Первые выборы назначаются губернской Думой, при этом со дня назначения выборов до дня самих выборов должно пройти не менее 70 дней.

Правом выдвижения кандидатуры на пост губернатора предполагается наделить региональные избирательные объединения и группы избирателей численностью не менее 100 человек. И те и другие обязаны быть зарегистрированы либо в Министерстве юстиции РФ, либо в отделе юстиции областной администрации.

Кроме тех денег, которые будут выделены избирательной комиссией области, претендент на губернаторское кресло имеет право создать свой собственный избирательный фонд на сумму не более 10000 минимальных окладов (что на сегодня составляет 600 миллионов рублей) из средств спонсоров, жертвователей или юридических лиц, проживающих или зарегистрированных на территории области. Сумма определена исходя из затрат кандидатов в депутаты ГосДумы по одномандатным округам - каждый потратил более 400 миллионов рублей.

Если будут израсходованы не все деньги, то их остаток должен быть пропорционально разделен между избирательной комиссией и жертвователями. Проект закона предусматривает до 50 доверенных лиц у каждого кандидата.

Будущий губернатор должен собрать 50 тысяч подписей (что составляет 2 процента избирателей). Причем в одной административной территории можно собрать не более 7 процентов требующихся автографов земляков. Итак, кандидату и его команде придется провести активную подготовительную работу не менее чем в 15 районах области из 25.

Выборы губернатора согласно проекту проводятся раз в четыре года на альтернативной основе.

Чтобы победить, необходимо набрать более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании - в противном случае будет проведен второй тур. А чтобы выборы были признаны состоявшимися, на избирательные участки должны прийти не менее 25% избирателей.

Итак, предложено два проекта, для рассмотрения которых было решено расширить рабочую группу, участвовавшую в разработке Устава области, включив в нее авторов альтернативных проектов, представителей Союза юристов Самарской области. По мнению одного из  авторов альтернативного проекта В.С.Грома, различия минимальны, однако есть ряд принципиальных расхождений из-за цифр: по поводу числа необходимых подписей избирателей при выдвижении кандидата в губернаторы и максимальному их количеству на одной территории.[1]

30 января закон “О выборах губернатора Самарской области” был принят.

Согласно Закону,  выборы должны пройти спустя 70 дней после того (в виде исключения на первый случай), как губернская Дума назначит выборы. Но есть один нюанс - для объявления выборов необходим Указ Президента.

1.2.    Бюджет

В январе был принят закон о бюджете Самарской области на 1996 год. В нарушение закона о бюджетном процессе администрация области затянула сроки представления проекта в губернскую Думу до декабря (вместо октября по закону). Однако само по себе принятие бюджета уже в начале года  можно расценить положительно.

В декабре была создана согласительная комиссия, в которую от Думы вошли Н.Д.Уткин, Г.С.Лиманский, Н.А.Ренц, В.И.Явон, А.П.Нефедов. Сам проект ряд депутатов оценили как “сыроватый”. У некоторых депутатов возникли серьезные подозрения относительно беспристрастности составителей документа. Так, по мнению В.С.Грома, депутаты в курсе только половины бюджета, и практически не рассматривают так называемую бюджетную часть, равно как нет информации о составляющих валютной части. При этом глава обладминистрации считает допустимым по собственному желанию прощать долги по кредитам. В итоге, как считает Владимир Семенович, губернатор простил 332 тысячи долларов.

Дискуссии по вопросу свободы распоряжения средствами связаны с наличием статьи “непредвиденные расходы” в резервном фонде, что позволяет главе администрации распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. В последнее время достоянием гласности стали манипуляции, проведенные К.А.Титовым еще в 1993 году, когда было изъято из бюджета и отдано на сказочных условиях (беспроцентный кредит до 1997 года) Первой самарской частной клинике 100 миллионов рублей. А в прошлом году она получила еще 200 миллионов рублей беспроцентного кредита до 1997 года по статье “Резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов”.

С 1995 года Самарская область стала единственным регионом России, где дотации селу были отменены. Сейчас по этому поводу с депутатами губернской Думы идет настоящая война. По мнению первого заместителя главы обладминистрации Г.Р.Хасаева, нельзя раздавать всем равноценные дотации. Необходимо выбрать приоритетные направления и финансировать конкретные, просчитанные программы, а не раздавать деньги за каждый произведенный килограмм мяса или литр молока. Администрация предлагает выделить приоритетные направления: семеноводство, племенное дело, внедрение современных, мирового и европейского уровня, технологий по выращиванию тех или иных сельскохозяйственных культур и в них вкладывать инвестиции. При этом объемы средств, предназначенные селу, в бюджете 1996 года не были снижены.

Совещание в Управлении сельского хозяйства областной администрации, в котором приняли участие депутаты, руководители и специалисты Счетной палаты, сельхоз- и финуправления обладминистрации, единодушно высказалось за государственную поддержку животноводству. Причем оказываться она должна безвозмездно, а не в виде кредитов. Ряд участников также высказались за ускорение передачи в муниципальную собственность объектов соцкультбыта на селе.

После шести заседаний и 11 рабочих встреч членов согласительной комиссии государственная поддержка сельского хозяйства области выразилась в бюджете еще 100 миллиардами рублей. Однако в итоговом протоколе согласительной комиссии по рассмотрению поправок к проекту бюджета против фамилии депутата из Сызрани В.И.Явона - чистая строка. По его мнению, необходимо добавить около триллиона, “иначе сельское хозяйство области будет загублено”

Предельный дефицит областного бюджета установлен в размере 19% от объема расходов. Очевидно, что все проблемы, связанные с нехваткой государственной поддержки некоммерческих учреждений, не в состоянии устранить даже согласительная комиссия. Подтверждением этому служит поездка председателя комитета по экономике и финансам областной администрации Г.Р.Хасаева в Министерство финансов РФ. Там заместитель губернатора представил письмо с расчетами самарских финансистов с просьбой выделить специально на социальные программы области 300 миллиардов рублей из внебюджетных федеральных средств. Ответ на письмо пока не получен.[2]

2.    КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ ВО ВЛАСТНЫХ СТРУКТУРАХ

Итоги состоявшихся 17 декабря выборов в Государственную Думу стали толчком к проведению серьезных кадровых перестановок в высших эшелонах власти.

Президент и генеральный директор АО “АвтоВАЗ” В.Каданников назначен Указом Президента России первым заместителем председателя Правительства. Г-ну Каданникову 55 лет, он уроженец Нижнего Новгорода, окончил Горьковский политехнический институт, затем вся его биография связана с автомобильной промышленностью: сначала ГАЗ, потом ВАЗ. Он имеет звание Героя Социалистического Труда избирался в Верховный Совет Союза. В начале 90-х был председателем Совета по промышленной политике при президенте России. После ухода Е.Т.Гайдара с поста премьер-министра он стал одним из конкурентов В.С.Черномырдина в борьбе за кресло председателя Правительства. В.Каданников выступает за поддержку национальной промышленности, не только громко заявляя о необходимости повернуть государство к отечественному товаропроизводителю, но и предлагая механизмы подобного поворота.

 

2.1.    Конфликт губернатора и Представителя Президента

Под занавес уходящего года в телеинтервью губернатор К.А.Титов заявил о ненужности должности представителя Президента.

Вскоре на пресс-конференции представитель Президента Ю.М.Бородулин бросил камень в огород оппонента, сказав, что результаты прошедших выборов в ГосДуму свидетельствуют не о победе и успехе коммунистов, а скорее том, что местная исполнительная власть и региональные лидеры не всегда профессионально проводят в жизнь реформы. Причем это замечание вполне относится и к К.А.Титову. По мнению представителя Президента, “нельзя делать постоянный упор на особые права и статус Самарской области как субъекта Федерации - это часто наносит ущерб Российскому государству.” (Согласно официальным данным, КПРФ в губернии набрала 22,2% голосов, ЛДПР - 12,3%, НДР - 11%,  “ЯБЛОКО” - 5,1%).

В прессу просочилась информация, что Б.Н.Ельцин, недовольный итогами голосования, обвиняет в неудаче губернаторов и своих представителей на местах. А потому в самом скором времени можно ожидать соответствующей чистки в чиновничьих рядах.

Губернатор решил подготовиться к этому заранее, во всеуслышание объявив еще в конце 1995 года о своем намерении перенести дату губернаторских выборов с декабря (как было предначертано Президентом), на более ранний срок (примерно весну 1996 года). В своем решении он рассчитывает опереться на Устав области, принятый губернской Думой в декабре 1995 года.

Однако  представитель Президента довольно резко высказался с осуждением подобных намерений, подчеркнув, что нельзя выбирать губернатора раньше указанного Президентом срока, тем более, что официального разрешения на это К.А.Титов у президента не спрашивал. По мнению Ю.М.Бородулина, вероятность получения разрешения на проведение выборов самарского губернатора весной этого года практически равна нулю.

Это предположение косвенно подтверждается и резкой переменой настроения К.А.Титова, произошедшей в дни после выступления Б.Н.Ельцина. По свидетельствам очевидцев, Константина Алексеевича, до того настроенного чрезвычайно боевито, вдруг посетила апатия, и он взял отпуск на две недели. Однако после отпуска К.А.Титов вновь заявил о своем намерении обратиться к Президенту с просьбой о назначении выборов через 70 дней после принятия решения об этом губернской Думой. Если такой вариант покажется Москве излишне дорогостоящим, то можно провести их одновременно с выборами Президента.

Самарская область стала пятым по счету субъектом Российской Федерации (после Новосибирской, Курской, Смоленской областей и Краснодарского края), попавшим в “черный список” бывшего руководителя Администрации Президента Сергея Филатова, где, по его мнению, работа представителя Президента оказалась неудовлетворительной. Это и явилось формальным поводом для посещения Самары заместителем руководителя Администрации Президента В.В.Волковым и заместителем начальника Управления по работе с территориями А.Ю.Федоровым. Московское начальство предложило представителю Президента подумать об отставке. Но, поскольку новый руководитель администрации Президента еще не был назначен, москвичи настаивать не стали, хотя, по их словам, выражали мнение самого Бориса Николаевича. Ю.М.Бородулин ответил категорическим отказом, посчитав себя жертвой “закулисных интриг” и мотивируя это тем, что нельзя сваливать ответственность за то, как проголосовали избиратели, на одного человека. На чрезвычайной пресс-конференции, состоявшейся вскоре после описанных событий, Юрий Михайлович проговорился о неприязненных отношениях со своим предшественником, ныне ответственным работником президентской администрации Антоном Юрьевичем Федоровым, что также могло сыграть определенную роль. Окончательное решение в этом вопросе, по мнению Ю.М.Бородулина, должно принадлежать Президенту, а не чиновникам из его администрации.

Можно предположить, что вопрос о снятии Ю.М.Бородулина после двухгодичной работы возник еще и потому, что в условиях грядущих президентских выборов эта фигура стала слишком одиозной в Самарской области. Достаточно вспомнить разразившийся год назад грандиозный политический скандал, связанный с публикацией в “Моей газете” документов, свидетельствующих об исчезновении крупных денежных средств из территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в период, когда его возглавлял нынешний представитель Президента. В бытность Юрия Михайловича председателем правления ТФОМС руководство фонда разместило 4,2 миллиарда рублей государственной медицины в сельском филиале мелкого областного банка, финансовое положение которого уже тогда внушало опасение, а немного позднее Центральный банк России отозвал у него лицензию. После сложнейшего перемещения через массу физических и юридических лиц получилось так, что часть денежных средств, причитающихся ТФОМС в качестве процентов по депозитному вкладу, оказалось у некоторых конкретных людей. Среди них был тогдашний соратник Ю.М.Бородулина по партии, известный в Самаре бизнесмен Г.Ю.Шатский. (Сейчас он судится с “Моей газетой”). На момент публикации материалов он возглавлял исполком региональной организации партии “Демократический выбор России”, а Юрий Михайлович являлся членом ее политсовета. Дополнительную пикантность ситуации добавило попавшее в газеты письмо-ходатайство в адрес Бориса Николаевича Ельцина о назначении г-на Бородулина на пост полномочного представителя Президента в Самарской области, подписанное тогда еще ответственным секретарем Совета Объединения поддержки реформ г-ном Шатским. Письмо было направлено в Москву в ноябре 1993 года - именно в тот период, к которому относятся вышеназванные финансовые операции.

Вскоре после вышеописанных событий Е.Т.Гайдар личным распоряжением отстранил Шатского от руководства региональной организацией ДВР, и Бородулин покинул ее, возглавив российскую партию со штаб-квартирой в Самаре, названную “Россия - президентская республика”. Наш представитель Президента, пожалуй, не имел других достоинств, кроме личной преданности Б.Н.Ельцину (он даже создал первую в российской провинции группу по поддержке выдвижения кандидатуры Бориса Николаевича на второй срок). Многие местные аналитики всегда считали его человеком ни в чем не компетентным.

Руководство Администрации Президента долго наблюдало за действиями Ю.М.Бородулина. Остается предположить, что решающим аргументом в пользу начала активных действий послужило сообщение, что по результатам ревизии областного КРУ Минфина РФ и дополнительной проверки следственным управлением УВД области 23 ноября 1995 года было возбуждено уголовное дело по факту незаконного использования денежных средств ТФОМС в размере 600 млн. рублей по признакам преступления, предусмотренного статьей 147 частью 3 Уголовного кодекса РФ.

3.    УРОКИ ВЫБОРОВ 17 ДЕКАБРЯ

3.1.    Представители области в Федеральном Собрании

По итогам выборов нашу область в ГосДуме представляют депутаты В.Шарапов (НДР), В.Давыдов (ЛДПР) - по федеральным спискам. По одномандатным округам это В.Романов, А.Макашов - КПРФ, В.Тарачев, А.Морозов - НДР, О.Савицкий - АПР.

Депутаты губернской Думы В.Шарапов и А.Тарачев выведены из ее состава в связи с избранием в Государственную Думу России.

В Совете Федерации, где в соответствии с новой Конституцией все места теперь занимают главы представительной и исполнительной властей республик, краев и областей, председателем комитета по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию был избран губернатор Самарской области К.А.Титов. Его кандидатуру, предложенную коллегами по ассоциации “Большая Волга”, Совет Федерации поддержал практически единодушно. В этот же комитет вошел и председатель Самарской губернской Думы Л.И.Ковальский.

3.2.    Территориальная дисперсия электоральных предпочтений

На выборах 17 декабря самарцы отдали предпочтение коммунистам. На этот раз чаша весов качнулась в сторону “левых”. “Правые” и “центристы” проиграли достаточно много. Следует отметить, что хотя в целом результаты выборов по Самарской области тождественны общероссийским, размах политических колебаний по районам у нас весьма значителен. Скорее всего причина в весьма неодинаковом социально-экономическом положении населения различных территорий.

Расположенный на северо-западе области Новокуйбышевский округ наиболее дружно проголосовал за КПРФ. Новокуйбышевск, Отрадный, Чапаевск - центры химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Города Чапаевск и Похвистнево считаются экономически депрессивными, весьма неблагополучны они в социально-демографическом плане: здесь высок удельный вес людей преклонного возраста, высок уровень безработицы, в том числе и скрытой. Чапаевск, кроме того, объявлен зоной экологического бедствия. Ряд сельских районов на севере области не имеют конкурентоспособных предприятий, слаборазвиты. Именно о таких хозяйствах говорил глава администрации, что их не коснулись преобразования. В Новокубышевске, Похвистнево и Похвистневском, а также Кинель-Черкасском районе есть достаточно сильные парторганизации коммунистов.

Несколько менее убедительна победа коммунистов в Сызранском округе.

Совершенно противоположная картина - в Тольятти, где сторонники КПРФ были лишь третьими, но достаточно сильны позиции ЛДПР - здесь  активно действует местная  организация этой партии. Однако город не является единым целым. Уровень жизни и доходов населения Автозаводского района,  где проживает большинство работников ВАЗа, выше, чем у жителей Центрального и Комсомольского районов, не столь связанных с автозаводом. В последнее время ВАЗ испытывает весьма серьезные трудности, впервые за свою историю задерживая выплату зарплаты всему коллективу.

 

Итоги голосования по партийным спискам в городах и районах Самарской области (в процентах)

 

Округ N151 Новокуйбышевский

 

Территория

КПРФ

ЛДПР

НДР

Яблоко

г.Новокуйбышевск

31,9

9,6

13,5

5,6

г.Кинель

35,2

16,1

9,1

3,7

г.Отрадный

29,1

10,6

18,2

3,9

г.Похвистнево

34,9

12,4

11,1

2,2

г.Чапаевск

33,0

15,2

9,8

3,9

сельские районы:

 

 

 

 

Волжский

21,2

13,3

15,9

2,8

Исаклинский

25,2

16,4

12,6

0,7

Камышлинский

46,2

2,7

17,9

0,7

Кинельский

37,5

14,9

6,3

1,8

Кинель-Черкасский

35,3

18,3

7,2

2,5

Клявлинский

33,2

10,2

10,9

1,2

Кошкинский

37,9

17,3

5,6

0,9

Похвистневский

39,1

9,4

4,3

0,7

Сергиевский

20,7

23,5

13,6

1,8

Челно-Вершинский

30,4

15,3

10,7

0,7

Шенталинский

32,7

9,5

5,6

0,72

 

 

Округ N152 Промышленный

Центр - г.Самара

 

Территория

КПРФ

ЛДПР

НДР

“ЯБЛОКО”

Городские  районы:

 

 

 

 

Промышленный 

20,7

7,4

12,0

7,2

Кировский

21,7

7,9

11,0

6,4

Красноглинский

29,3

9,6

8,7

5,8

сельские районы:

 

 

 

 

Елховский

33,5

13,1

4,6

0,9

Красноярский

27,4

10,9

7,3

3,5

 

Округ N153  Самарский

Центр - г.Самара

 

Территория

КПРФ

ЛДПР

НДР

“ЯБЛОКО”

Городские районы:

 

 

 

 

Железнодорожный

18,8

6,2

15,3

8,3

Куйбышевский

18,6

10,4

13,7

5,2

Ленинский

19,2

5,0

16,6

10,0

Октябрьский

19,8

:68

15,0

9,5

Самарский

14,7

7,2

16,0

8,2

Советский

19,8

7,6

13,9

6,9

 

Округ N154  Сызранский

 

Территория

 КПРФ

ЛДПР

НДР

“ЯБЛОКО”

г.Сызрань

26,1

14,0

15,4

3,8

г.Жигулевск

22,2

14,5

12,7

5,0

г.Октябрьск

32,5

10,8

13,4

2,8

Сельские районы:

 

 

 

 

Алексеевский

25,1

17,2

7,1

1,3

Безенчукский

32,6

13,1

7,0

2,8

Богатовский

28,1

17,0

7,5

2,9

Большеглушицкий

21,9

19,4

5,9

1,2

Большечерниговский

24,8

11,9

6,2

1,7

Борский

38,6

14,6

6,6

1,2

Красноармейский

29,9

9,9

6,4

1,6

Нефтегорский

20,8

15,3

12,5

3,05

Пестравский

31,0

14,0

10,1

1,3

Приволжский

22,6

20,5

13,3

2,3

Ставропольский

13,9

20,7

8,8

2,2

Сызранский

22,6

15,8

7,7

2,2

Хворостянский

20,8

17,9

7,3

1,9

Шигонский

23,6

14,1

7,5

2,9

 

Округ N155 Тольяттинский

 

Территория

КПРФ

ЛДПР

НДР

“ЯБЛОКО”

г.Тольятти в целом

10,5

17,1

11,9

5,6

в том числе:

 

 

 

 

Автозаводской район

 8,7

16,9

11,2

5,7

Комсомольский район

12,9

18,8

11,7

5,4

Центральный район

13,4

16,1

14,4

5,3

 

Избиратели Самарской области, как и российский избиратель в целом, продемонстрировали свою политическую зрелость и за карликовые партии, за блоки-однодневки голосовать не стали - двадцать пять политических аутсайдеров не смогли в совокупности набрать и 7 процентов.

 

Общие итоги голосования по партийным спискам

 

Партии и блоки

Самарская область

Россия

КПРФ

22,3

22,3

ЛДПР

12,3

11,1

НДР

11,9

10,1

Яблоко

5,1

6,89

КРО

4,4

4,3

Женщины России

4,0

4,6

Коммунисты-Трудовая Россия - за СССР

3,9

4,5

ПСТ

3,6

3,98

“Вперед, Россия!”

3,3

1,9

АПР

2,9

3,78

ДВР-Объединенные демократы

2,8

3,86

Кедр

2,3

1,39

Блок С.Говорухина

2,1

0,99

Союз труда

2,0

1,55

СПД “Держава”

1,7

2,57

“Власть - народу!”

1,6

1,61

Памфилова-Гуров-В.Лысенко

1,6

1,6

Блок И.Рыбкина

1,1

1,1

Мое Отечество

0,8

0,72

Блок Джуны

0,8

0,47

“Общее дело”

0,7

0,68

ОМОД “Нур”

0,5

0,57

Партия любителей пива

0,5

0,62

Ассоциация адвокатов России

0,4

0,35

Блок независимых

0,4

0,12

ХДС-Христиане России

0,4

0,28

ПРЕС

0,3

0,36

Национально-республиканская партия

0,3

0,48

“За Родину!”

0,2

0,28

Блок “Дело Петра 1”

0,2

0,2

Партия “Народный Союз”

0,2

0,19

“Тихонов-Туполев-Тихонов”

0,2

0,15

“Стабильная Россия”

0,1

0,12

Росжилкоммунхоз

0,1

0,14

Партия экономической свободы

0,1

0,13

Российское общенародное движение

0,1

0,12

“Преображение Отечества”

0,1

0,49

Социал-демократы

0,09

0,13

Федерально-демократическое движение

0,09

0,12

Межнациональный союз

0,08

0,06

Движение “Дума-96”

0,08

0,08

“Поколение рубежа”

0,06

0,06

Блок “89”

0,03

0,06

 

В целом как по России, так и по Самарской области коммунисты и союзники на сегодня имеют приблизительно от 30,7 до 43,9% голосов, национал-патриоты от 14,5 до 17,8 процента, а демократы и сторонники реформ - от 34,4 до 46,4 процента. Это деление носит условный характер и сегодня трудно предугадать, как поведут себя некоторые партии и объединения на президентских выборах. Для успеха объединение необходимо и “левым”, и “правым” и “центристам”. И первыми приняли такое решение представители демократических партий Самары.

3.3.    Создание в области блока демократических организаций

Не успели отшуметь страсти вокруг итогов прошедших выборов, как началась президентская кампания. Летом 1996 года в области также предстоит выбирать новую губернскую Думу, а также главу администрации. Наученные горьким опытом, уже сегодня о необходимости объединиться говорят самарские демократы. Оценивая прошедшие выборы они пришли к выводу, что несогласованность действий по кардинальным политическим и экономическим вопросам, амбиции некоторых московских руководителей привели к тому, что около двадцать процентов голосов избирателей области пропали для демократов, так как ряд блоков и движений не преодолели пятипроцентного барьера. Чтобы не допустить подобного в предстоящих выборах Президента и органов местного самоуправления, самарские отделения и движения “Демократический выбор России”, “Вперед, Россия!”, “Партия самоуправления трудящихся”, “Демократическая партия России”, “Демократическая Россия” договорились выступить на этот раз общим блоком - “Самарское демократическое единство”. Главная задача блока - не допустить возврата к власти коммунистов.

Что касается президентских выборов, то здесь не верящие в возможность выдвижения единого кандидата самарские демократы предполагают совместную работу по сбору подписей на нескольких соискателей президентского кресла от различных демократических партий, блоков, движений.

При поддержке же единого кандидата на пост губернатора и на выборах в представительные и законодательные органы местного самоуправления, по мнению организаторов нового блока, можно достичь полного взаимопонимания.

3.4.    Подготовка к президентским выборам

Уже сегодня в избирательной комиссии Самарской области ведется оргподготовка, составлен календарный план основных мероприятий по проведению выборов главы государства. Работают члены избирательной комиссии, к 20 января закончено уточнение списков избирателей. Все данные введены в государственную автоматизированную систему “Выборы”. Со дня на день ожидается постановление ЦИК о порядке финансирования президентских выборов и сбора подписей избирателей.

А на предприятиях уже идет агитация. Так, на состоявшемся 25 января собрании рабочих локомотивного депо “Самара” присутствовавший там главный ревизор по безопасности движения Самарского отделения Куйбышевской железной дороги Николай Толмачев настойчиво предлагал рабочим голосовать за Ельцина. Мол, ничего не поделаешь - раз министр путей сообщения пообещал Борису Николаевичу, что “дорога” проголосует за него, то хочешь - не хочешь, а придется...

Обеспокоенные опытом своих кинельских коллег (во время выборов депутатов Госдумы РФ рабочим местного депо для получения зарплаты предварительно необходимо было подписаться в пользу кандидата от НДР) работники Самарского локомотивного депо обратились в редакцию “Моей газеты”.[3]

4.    КОНФЛИКТ ЭНЕРГЕТИКОВ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ области

Продолжается конфликт между представителями руководства топливно-энергетического комплекса и администрацией области.

В ушедшем году Самарскую область потрясли события, связанные с сокращением подачи газа АО “Самаратрансгаз” на предприятия - должники. С 30 октября 1995 года практически полностью остановились крупнейшие предприятия топливно-энергетического комплекса, нависла потенциальная угроза аварийных ситуаций на химических комбинатах Новокуйбышевска и Тольятти. Тогда обошлось без аварий, к разрешению конфликта были привлечены первые лица администрации области, вопрос также рассматривался на чрезвычайном заседании губернской Думы.

На пятые сутки, 3 ноября, после бесплодных попыток усовестить руководство “Самаратрансгаза”, администрация области направила главе федерального правительства шифровку, в которой содержалась просьба-требование обуздать  газовиков.  Этими же днями датировано и правительственное Постановление, введшее запрет на отключение особо важных объектов народного хозяйства от энергокоммуникаций.

На чрезвычайном заседании губернской Думы красной нитью через все выступления звучала мысль,  что пресловутая задвижка, как ядерная кнопка в президентском чемоданчике, должна находиться только в руках губернатора.

По итогам обсуждения депутаты приняли решение, в котором было обращено внимание руководства “Самаратрансгаза” на “недопустимость принятия решений (следствием которых могут быть аварии и катастрофы)... без согласования с органами государственной власти”. Администрации области предписано разработать и внести на рассмотрение Думы проект областного закона “О защите населения области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. [4]

Аналогичная ситуация сложилась в начале года и с энергетиками. “Самараэнерго”, испытывая серьезные финансовые трудности, порожденные кризисом неплатежей, угрожает применением санкций. Сегодня многие называют действия энергетиков по снижению объемов отпуска электроэнергии предприятиям-должникам (а равно и газовиков, перекрывавших в ноябре подачу газа на электростанции области), не иначе как преступными.

12 января на АО “Синтезкаучук” произошел взрыв паропровода, связывающего завод с Тольяттинской ТЭЦ. По мнению специалистов, причина этой аварии кроется в частых перебоях с подачей пара на предприятие. В результате взрыва разрушены два цеха, лишь по счастливой случайности обошлось без человеческих жертв, хотя пострадали трое рабочих. Тольятти в очередной раз оказался в шаге от крупной экологической катастрофы.

Буквально накануне случившегося на совещании у главы Правительства Самарской области Юрия Логойдо рассматривался вопрос о недостаточном снабжении этого предприятия тепловой энергией. Совещание закончилось распоряжением главы областного правительства привести энергоснабжение АО “Синтезкаучук” в норму. Но оно было проигнорировано АО “Самараэнерго”, результатом чего на следующее утро и стал взрыв.

На этот раз события приняли несколько неожиданный оборот: глава администрации Центрального района Тольятти Анатолий Степанов предложил вывести Тольяттинскую ТЭЦ из состава АО “Самараэнерго” и включить ее в состав АО “Синтезкаучук”. По его расчетам при этом работники обоих предприятий выиграют в зарплате и, кроме того, налоги от работы ТЭЦ справедливо потекут в бюджет того района и города, на территории которого она расположена, а не в Ленинский район города Самары, где находится управление “Самараэнерго”. Автор этого проекта справедливо полагает, что противодействие подобному переделу собственности со стороны “Самараэнерго” будет достаточно сильным, поэтому предлагает руководству города Тольятти господам Жилкину и Уткину вкупе с главами районных администраций поставить этот вопрос достаточно жестко.[5]

5.    САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ

По данным областного комитета государственной статистики, уровень инфляции за декабрь 1995 года составил 103,5%. С начала года уровень инфляции составил 234,7%.

Заработная плата в Самарской области превышает среднероссийскую. В ноябре она составила 679,7 тысячи рублей. В то же время средняя заработная плата в целом по области составила 2,29 прожиточного минимума, а в ноябре 1994 года - 2,84. Таким образом, реальная зарплата в 1995 году снизилась. По-прежнему существенно различаются зарплаты работников по отраслям. Наиболее высокие выплаты в черной металлургии, в пищевой и нефтеперерабатывающей промышленности, почти в 2 раза ниже среднеобластного уровня - в легкой промышленности, в сельском хозяйстве, в науке, более, чем в 2 раза - в здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении.[6]

А тем временем, по информации Самарского областного комитета государственной статистики, на 1 января 1996 года произошел рост общей суммы просроченной задолженности по оплате труда на предприятиях и в организациях промышленности, сельского хозяйства и на транспорте на 15% по сравнению с декабрем минувшего года - он составил 368 миллиардов рублей. Задолженность длительностью свыше двух месяцев возросла до 54,5 миллиардов рублей. Основной причиной несвоевременной выплаты зарплаты является отсутствие средств на расчетном счете.  Причем на промышленные предприятия приходится 75% общей суммы задолженности. [7] Львиная доля долгов по зарплате приходится на АО “АвтоВАЗ”. За всю историю автогиганта это первый случай задержки зарплаты всему коллективу.

Источники:

1. Лаврик А. Как губернатора избирать будем?//Самарская газета.-Самара, 1996.- 18 января.-N. 8.- С.2.

2. Катаев В. Второй бюджет: почему бы нет? //Губернский вестник. Самара, 1996.- n.5.- С.2.

3. Макловский Я. По накатанным рельсам.// Моя газета. Самара, 1996.- N.4.- С.2.

4. Лапшова Е. Самарская область в ноябре 1995 года//ИГПИ

5. Лебедев В., Оганесьянц Г. Взрыв на “Синтезкаучуке” может стоить “Самараэнерго” Тольяттинской ТЭЦ // Самарское экономическое обозрение.-Самара, 1996.- 17 января.- С.1-2.

6. Денисов В. Цены растут, а доходы?// Самарские известия. Самара, 1996.-16 января.- N8.-С.1.

7. Денисов В. Долги растут с каждым днем//Самарские известия . Самара, 1996.- 20 января.-N.12.-С.1.

 

 

Политический мониторинг №1(48)