Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Мордовия в январе 1996 года

Федор Латыпов

Республика Мордовия

в январе 1996 года

1.    Сессия Государственного собрания Республики Мордовия

10 января депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия собрались на первую в 1996 году сессию ГС РМ. Основной вопрос повестки дня сессии - принятие республиканского бюджета на 1996 год.

Доклад министра экономики Виктора Гришина с прогнозом экономического развития Мордовии на 1996 год традиционно предварял обсуждение бюджета. Г-н Гришин, помимо всего прочего, сообщил и цифру спада промышленного производства за 1995 год, что является своеобразным и уже привычным индексом экономического неблагополучия республики - он составил 12% по отношению к 1994 году. Что же касается экономических прогнозов, то самым достоверным из них можно посчитать прогноз о предстоящем росте безработицы - в 1996 году она составит уже 8 процентов.

Выступая следом, министр финансов Виктор Кедров предал гласности тот факт, что выносимый на обсуждение Госсобрания проект нового мордовского бюджета имеет уже не 10 процентов дефицита, а пятнадцать. Закономерный интерес председателя планово-бюджетной комиссии парламента Шамиля Бикмаева, чем вызваны эти стремительные метаморфозы с бюджетом - новыми расчетами или нажимом со стороны правительства Мордовии, Виктор Кедров удовлетворил следующей формулировкой: "Я бы назвал это компромиссом".

Кроме бюджетно-финанансовой проблематики в повестке дня сессии можно выделить рассмотрение проектов Законов "О совете безопасности" и "О временных чрезвычайных мерах по борьбе с организованной преступностью", а также  Закона о государственной службе[1].

1.1.    Бюджет Мордовии на 1996 год

Говоря о принятом парламентом бюджете республики на 1996 год, приведем в изложении публикацию  в “Вечернем Саранске”.

Бюджет 1995 года, по мнению автора, отчетливо показал: двадцатипроцентный дефицит плюс смутные представления о его погашении равны голодным забастовкам учителей и поискам дотаций в Москве. На 1996 году республика осталась должна федеральному бюджету 40 миллиардов рублей. Однако усилия мордовской власти по обузданию финансового кризиса оказались не напрасными - из 150 миллиардов бюджетного дефицита прошлого года не погашенной осталась только треть.

Новый республиканский бюджет должен вступить в силу с дефицитом около 10%. Даже в абсолютных цифрах дефицит уменьшился со 147 миллиардов в 1995 году до 113 миллиардов в 96-ом.

Доходы республики в абсолютных цифрах (то есть в простом исчислении) по сравнению с прошлым годом увеличились в 1,8 раза, и, перевалив триллионную отметку, составили 1 074 123 900 рублей. Основным источником средств остается бюджетный трансферт. Вместе с тем, среди всех доходов Мордовии значительное место принадлежит поступлениям от налогов - около 30%. Доходы от налогов, согласно проекту, увеличились в полтора раза.

Что же касается трансферта и вообще всех запланированных федеральных денежных поступлений, то здесь ситуация остается предсказуемой только до президентских выборов. В первом полугодии, по мнению обозревателя газеты “Вечерний Саранск”, Мордовия наверняка будет получать федеральные деньги, что побудит руководство поддерживать на президентских выборах кандидата “партии власти”. В то же время результаты недавних парламентских выборов свидетельствуют, что политические симпатии избирателей на сегодня принадлежат, главным образом, коммунистам - их общий электорат, в случае объединения всех коммунистических организаций России, составит, как минимум, треть голосующего населения. Обозреватель газеты предполагает, что в случае победы на президентских выборах Г.Зюганова во втором полугодии 1996 года властям нечего рассчитывать на дополнительные субвенции из Москвы.

Автор отмечает, что в бюджете Мордовии на следующий год предполагается, что в 1996 году поступления в бюджет от подоходного налога на физических лиц возрастут почти в 2,5 раза, и выражает сомнения относительно возможности грядущего пропорционального роста доходов населения.

Доходная часть бюджета увеличилась по сравнению с 1995 годом в 1,6 раза и составила около одного триллиона двухсот миллиардов рублей. При этом дефицит мордовского бюджета в процентном соотношении должен снизиться с двадцати в 1995-ом до десяти процентов в 1996-ом и составить на сегодняшний день сто двенадцать миллиардов семьсот тридцать четыре миллиона рублей.

Общий объем расходов по республике должен увеличиться в 1996 году в 1,6 раза.

Таким образом получается, что в относительных цифрах в нынешнем бюджете урезаны расходы на образование (индекс увеличения расходов - 1,3), здравоохранение (1,38) и культуру (1,58). Статьи расходов на молодежную политику и развитие спорта предполагается сократить и в абсолютных цифрах - на спорт с 1 238 млн. рублей в 95-ом до 1 076 млн. рублей в 96-ом, на молодежную политику с 410 миллионов в 95-ом до 409 миллионов в 96-ом.

При этом расходы на содержание органов государственной власти выросли в два раза, причем увеличились и по относительным показателям (23 860 млн. - в прошлом году, 47 403 млн. - в этом).

В новом бюджете заметно увеличена доля доходов мордовских территорий  от общей суммы местных налоговых сборов. Другими словами, произошла децентрализация бюджета. Ранее большая часть налоговых поступлений районами и городами Мордовии передавалась в общереспубликанский бюджет, а уже от туда они получали их обратно. Тем самым увеличивалось значение центральной республиканской власти, свободно распоряжавшейся этими суммами. Автор публикации подчеркивает, что теперь, когда структура управления республикой жестко ориентирована конкретно на ее главу, надобность в подобной централизации бюджета отпала. [2].

1.2.    Закон о государственной службе

Принятый Госсобранием республики Закон о государственной службе ознаменовал новую веху в истории мордовской бюрократии - ее законодательной защищенности. Отныне чиновничество в Мордовии будет входить в число тех немногих категорий населения, которым обеспечены социальные гарантии со стороны государства.

По закону, все чиновники в ближайшее время будет квалифицированы по разрядам. Их всего пять: 1) референт государственной службы; 2) советник государственной службы; 3) советник Республики Мордовия; 4) государственный советник Республики Мордовия и, наконец, высший разряд - действительный государственный советник Республики Мордовия. В свою очередь, каждый из разрядов делится на три класса. В итоге получается пятнадцать бюрократических званий, составляющих всю жизненную и профессиональную перспективу любого отдельно взятого в республике госслужащего. Повышенный интерес вызывает восьмая статья Закона о государственной службе. Она гласит, что "...сведения о государственных служащих, в том числе сведения о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, вносят в реестр государственных служащих Республики Мордовия". Судя по всему, созданием этого реестра в республике возрождается пресловутая номенклатура. Все это очень напоминает механизм заполнения освободившихся должностей в органах КПСС, когда составлялись приблизительно такие же списки, только с более “жесткой” котировкой фигур в них.

Что же касается трудовых и социальных гарантий чиновничеству, то Закон о государственной службе превзошел самые смелые ожидания - ежегодный оплачиваемый отпуск колеблется от 30 до 45 дней, медицинское обслуживание, включая членов семьи, и соответствующее пенсионное обеспечение (до 80 процентов заработка). Ну, а для лиц, замещающих государственные должности категории "А" (в Законе это члены правительства и руководство парламента) предусмотрено внеочередное предоставление жилья, если они будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Не вполне ясно, что понимается под гласностью в осуществлении государственной службы, которая декларируется в Законе - подавляющее большинство заседаний мордовских правительственных органов проходит за закрытыми дверями.

По замыслу нынешнего руководства Мордовии, “Закон о государственной службе” призван упорядочить всю управленческую систему в республике. Кроме того, посредством формируемого реестра госслужащих нынешняя власть пытается создать кадровый резерв, который позволит впоследствии повысить управляемость республики. Однако у этого процесса есть и обратная сторона - и без того мощный бюрократический аппарат республики, теперь уже законодательно защищенный, обретет дополнительную силу. При дальнейшем развитии этой тенденции ни о каком сокращении чиновничьих штатов в республике не может быть и речи. [3].

2.    Партийная жизнь: Коммунисты и АПР после парламентских выборов

20 января состоялся пленум мордовской организации Компартии России. На нем местные коммунисты, следуя излюбленной традиции, сначала извлекли уроки из предыдущих выборов, а затем определились со своей стратегией и тактикой на приближающихся выборах Президента России. По его итогам лидер мордовских коммунистов Евгений Костерин и председатель Рабочего Союза Евгений Газеев провели пресс-конференцию для республиканских масс-медиа.

Пленум констатировал, что антикоммунистическую карту в республике разыграть не удалось, НДР и другие демократические партии в Мордовии серьезной поддержки не получили, а политические центристы республики, например Аграрная партия, все потеряли из-за губительной смычки с НДР, заодно лишившись всех перспектив. В то же время поражение на выборах Людмилы Ивановой и 20% голосов НДР в Мордовии явно не укладываются в рамки радужных умозаключений местных коммунистов.

Что касается провала на этих выборах Аграрной партии Мордовии, то его причину  коммунисты определили безошибочно. Лидеры аграриев Валерий Кечкин и Виктор Скопцов в ходе федеральной избирательной кампании открыто отмежевались от партийных интересов - принадлежность к команде Николая Меркушкина заставила их следовать в первую очередь политической линии мордовского руководства, поддерживавшего НДР и Николая Медведева. В результате на парламентских выборах Аграрная партия и ее кандидат Николай Дугушкин выступил не самым удачным образом, не набрав и пятой части голосов, полученных в декабре 1993 года.

Вообще ситуация в Аграрной партией Мордовии складывается крайне любопытная. Ее руководство, в силу своего положения, придерживается сегодня прямо проправительственной ориентации. В то же время, в нынешней Госдуме аграрии должны заметно полеветь. Как сообщил на пресс-конференции Евгений Костерин, Компартия направила 15 своих депутатов в стан аграриев с тем, чтобы последние имели возможность образовать свою фракцию (у Аграрной партии в Госдуме 20 депутатов, а для регистрации необходимо, как минимум, 35). Очевидно, что расхождение взглядов центрального руководства Аграрной партии и лидеров ее мордовского отделения в ближайшем будущем углубится. Это особенно четко должно проявится на президентских выборах. Понятно, что представители власти, включая спикера Госсобрания Валерий Кечкина (АПР), будет работать на правительственного кандидата, в то время как руководство аграриев, очевидно, на выборах поддержит кандидата коммунистов. Судя по всему, на президентских выборах первые лица местного отделения аграрной партии, формально не отказываясь от партийных приоритетов, на деле будут проталкивать ставленника “партии власти”.

На вопрос корреспондента, как коммунисты предполагают строить свои отношения с нынешней республиканской властью, если на выборах победит Геннадий Зюганов, Евгений Костерин предпочел ответить максимально расплывчато. По его заверениям, “они будут сотрудничать с полу-коммунистами, с четверть-коммунистами и некоммунистами, если они - компетентные руководители и не замешаны в криминале”. Последнюю группу Евгению Костерину "очень жаль" и он "им не завидует".

Несложно понять, что в случае победы коммунистов на президентских выборах Николай Меркушкин будет вынужден искать взаимопонимания с коммунистами, например, в вопросе об усилении борьбы с криминальным бизнесом в Мордовии. Каких-то правительственных постов в республике коммунисты требовать не будут, поскольку приемлемых кандидатур у них сейчас попросту нет [4].

3.    Скандал с открытием отделения Российской Академии Информации

4 января на состоявшемся в Саранске Учредительном собрании было образовано мордовское республиканское отделение Российской Академии Информации. Академиками стали 40 человек, многие из которых даже не имели до этого кандидатского диплома. Среди них Глава республики Н.Меркушкин, Глава парламента В.Кечкин, Председатель правительства Волков...

Инициатива создания регионального отделения Академии принадлежало ученым из ядерного центра Арзамас-16. Возглавил отделение Анатолий Астайкин, один из руководителей вышеназванного ядерного центра. Вице-президентов стал П.Д.Грузнов.

Кажущийся несколько странным подбор членов Академии лучше всего прокомментировал сам г-н Астайкин, заявивший что "в Академии объединились наука, деньги и власть".

В связи с  этим беспрецедентным событием ректор МГУ (Мордовского Государственного Университета - Ред.) имени Н.П.Огарева Николай Макаркин (единственный доперестроечный академик в Мордовии), принимавший участие в работе собрания, сделал заявление для прессы, в котором он изложил свое, особое, мнение о произошедшем событии:

"Члены Академии от МГУ им.Н.П.Огарева на начальном этапе, месяц-полтора принимали активное участие в подготовке учредительной конференции и в создании отделения Международной академии информации. Но потом в этот процесс вмешались политики, и дело приобрело не очень хороший оборот. Например, о конкретной дате проведения учредительного собрания я узнал лишь в день его открытия. Затем состав кандидатов в члены Академии, как сказал избранный на этом собрании президент отделения, обсуждался в узком кругу с руководителями республики, т.е. члены Академии в этом не принимали никакого участия. С чем в данном случае нельзя согласиться. В академическим сообществах существует давние демократические традиции. Здесь недопустим какой-либо диктат. Это в советское время ЦК КПСС определяло, кому быть академиком, но эти времена ушли в прошлое. Подобные попытки, предпринимаемые сегодня, просто вызывают непонимание.

Особо хочется отметить, как проходила сама процедура избрания в члены Академии. В соответствии с уставом ими могут стать общественные деятели, крупные хозяйственники, ученые и т.д. Но прием должен осуществляться по уже давно сложившимся в академическом сообществе традициям: каждый кандидат должен выступить с докладом, в котором выдвигает какую-то проблему и четко говорит о личных возможностях ее решения.

У нас же всего этого не было. Был подготовлен список действительных членов и членов-корреспондентов, по которому на собрании называлась фамилия. Человек вставал, представлялся и садился на свое место. И, таким образом, в течение 35-40 минут в состав Академии было принято около 40 человек. Факт достойный "Книги рекордов Гиннеса". Не понятен сам принцип подбора кандидатов. Все они, наверное, достойны звания академиков, но меня возмутило несоответствие самой процедуры избрания общепринятым нормам академической жизни. В знак протеста я покинул учредительную конференцию и не стал принимать участие в избрании новых членов Академии. Какой-то принцип подбора, конечно, все же был заложен, только какой? Если заместитель председателя Госсобрания по должности должен быть, по мнению организаторов, членом Академии, то при голосовании я выбрал бы А.Бурканова, человека, имеющего научные публикации. Однако академиком стал другой заместитель председателя, сестра президента отделения Академии Елена Кулдыркаева. В общем, принцип становится очевидным.

Не могу согласиться и с результатами голосования по выборам президента и вице-президентов отделения Академии. Его возглавил ученый Астайкин, работающий в Арзамасе-16, хотя целесообразнее было бы выбрать ученого из Мордовии, человека более близкого к проблемам республики.

Вице-президентами избраны Салимов и Грузнов. В то же время директор Мордовского республиканского центра новых информационных технологий профессор А.Афоничкин, лучший в республики специалист по информатизации, оказался достойным быть лишь ученым секретарем отделения Академии. На конференции произошла откровенная профанация академического звания.

В заключении мне хотелось бы призвать избранных на собрании членов Академии отозвать свои заявления о приеме в Академию и провести новую Учредительную конференцию, т.к. недавно состоявшаяся была проведена с нарушениями общепринятых норм формирования академических структур" [5].

Ответа на призыв академика Макаркина не последовало.

Источники:

1. "Госсобрание делит деньги", "Вечерний Саранск", N2 от 11 января 1996 года.

2. Андрей Владиславлев, "Новый республиканский бюджет: расходы на бюрократический аппарат увеличены вдвое", "Вечерний Саранск", N2 от 11 января 1996 г.

3. "Закон о государственной службе: социальным гарантиям чиновников мог бы позавидовать даже ветеран", "Вечерний Саранск", N3 от 18 января 1996 г.

4. "Коммунисты в мечтах о "лучезарном завтра", "Вечерний Саранск", N4 от 25 января 1996 г.

5. Николай Монаркин "Только в Мордовии академиком можно стать за минуту", "Столица С" N2 от 12 января 1996 г.

 

 

Политический мониторинг №1(48)