Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
СЕРГЕЙ СМИРНОВ

Сергей СМИРНОВ

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

в январе 1996 года

Политическая активность декабря вновь сменилась охлаждением интереса к политике. Точнее, он не остыл, а просто вытеснен более реальными экономическими проблемами. "Финансовая безысходность" - этот термин как нельзя лучше подходит к нынешнему состоянию республики. Задержки трансфертов из федерального бюджета, банковский кризис, неплатежи предприятий истощили бюджет Марий Эл до критической отметки, за которой -опасность социального взрыва. Слоган месяца - безденежье...

1.    ПОЛИТИКА

1.1.    Итоги выборов в Государственную Думу РФ

Итоги выборов достаточно прогнозируемы. Осень совпала с кризисом коммерческих банков, возникшими проблемами с выплатой пенсий (самому активному электорату), зарплат к пособий; продолжался рост безработицы. А обещанное повышение зарплаты бюджетникам все переносилось. Похоже, именно эти факторы в наибольшей степени повлияли на ход голосования, а потом уже - чеченская проблема, падение авторитета страны в мире и т.д.

В Марий Эл, получающей крупные дотации из федерального бюджета (почти половина доходной части республиканского бюджета - трасферты), положение к началу декабря стало еще более сложным. Не удалось остановить спад производства. Доходная база бюджета уменьшилась, и в 1996 год республика вступила с переходящим долгом свыше 170 млрд.руб. Дожили до того, что в конце года перестали выходить официальные правительственные газеты (такого не помнят и в годы войны). По уровню зарплаты республика оказалась последней в Волго-Вятском регионе и в замыкающей десятке по Российской Федерации. В канун выборов резко подскочила плата за коммунальные услуги, что вызвало волну негодования.

Ситуация в экономическом и социальном плане достигла критической отметки. И 17 декабря "низы" недвусмысленно высказались против нынешней политике "верхов" (“Наш дом - Россия” в Марий Эл набрал всего 5% голосов избирателей при всей своей рекламе). Фавориты, как и ожидалось, - ЛДПР и КПРФ, которые в Российской Федерации набрали голоса в большей степени именно в тех регионах, где наиболее низок уровень жизни и наиболее велико отчаяние, безысходность (напомним, что 80% предприятий республики принадлежат военно-промышленному комплексу).

Если в 5-о1 Госдуме РФ влияние демократов было значительным, они входили и в состав правительства РФ, то применительно к Государственному Собранию и правительству РМЭ этого не скажешь. Депутаты демократической ориентации в Госсобрании РМЭ не могли оказывать сколько-нибудь заметного влияния на принятие важнейших документов. В органах исполнительной власти республики они фактически тоже не представлены. В консервативной Марий Эл по-прежнему сильны коммунисты и аграрники, стабильны позиции критикующей всех и вся ЛДПР.

Сложно оценить стоимость избирательной кампании декабря 1995 года. Но, например, республика из-за больших материальных затрат даже отказалась от выборов депутатов в собственный парламент (во всяком случае так объясняют свое решение депутаты Госсобрания, продлившие собственные полномочия еще на два года).

Влияние на итоги выборов оказали не столько предвыборные программы, сколько сами лидеры избирательных блоков. Агитация стала более изобретательна.

Основные голоса избирателей в Марий Эл распределились так: ЛДПР - 20,7% (на прошлых выборах - 23,3); КПРФ - 18,5% (11,3), Аграрная партия России - 9,4% (13,6), НДР - 5%; движение "Женщины России" - 4,9% (9,9). Неожиданно много голосов набрали "Коммунисты - Трудовая Россия - за Советский Союз" - 4,5% и "Партия самоуправления трудящихся" - 3,6%. Наиболее успешны среди "правых" оказались "Памфилова - Гуров - Лысенко"- 4,3%, затем "Демвыбор России" -2,3% (10,9), "Кедр"- 2,1% (1,5), "Яблоко" - 2,8% (4,3).

Как провал можно расценить итоги выборов для КРО, ПРЕС, Союза труда, блока И.Рыбкина, Державы и других, чьи шансы накануне расценивались гораздо выше.

В очень напряженной борьбе проходили выборы по Марийскому одномандатному округу (7 кандидатов). Победу одержал Николай Поляков (председатель колхоза "Первое мая", депутат Госсобрания РМЭ), представитель АПР, которого поддержали коммунисты, хозяйственная номенклатура и даже отчасти городские жители - 26,2%. Вторым был Л.Маркелов от ЛДПР - 18,9, третий - депутат 5-ой Госдумы А.Попов - 11,8. Демократы вновь не смогли объединить свои усилия.

Всего в Госдуму РФ от Марий Эл попали трое депутатов.

Кроме Полякова, еще двое прошли по федеральным спискам своих партий: Леонид Маркелов (адвокат) от ЛДПР и Сергей Свинин (главный агроном минсельхоза республики) от КПРФ. Свинин представитель традиционно-сильных в республике коммунистов, Маркелов - победитель выборов в Йошкар-Оле. Три человека в Госдуме - это, безусловно, важно для Марий Эл, которая была представлена в прежнем составе нижней палаты лишь одним депутатом.

Интересно первое после выборов интервью Маркелова: "Знаю, что мое избрание в некоторых властных структурах республики, мягко говоря, восторга не вызвало. Более того, кое-кто приложил немало сил, чтобы я не прошел по одномандатному округу... Но ради республики я готов работать со всеми. Например, имея трех депутатов в Госдуме и двух членов Совета Федерации, можно наконец решить проблемы затопления марийских земель Чебоксарской ГЭС, проблему финансирования республики из федерального бюджета. Пока, правда, никаких предложений со стороны госструктур мне не поступило..".

Почти половина жителей Марий Эл - йошкаролинцы. Поэтому стоит рассмотреть итоги выборов в столице республики отдельно. 25 партий набрали менее 1% голосов каждая. "Против всех" высказалось 3,6% избирателей, а в одномандатном округе эта цифра очень внушительна - 13,3%. Действительных бюллетеней в урнах оказалось на 76 тысяч меньше общего числа избирателей, а это потеря 30% электората (!). Второй раз подряд в республике и Йошкар-Оле победила ЛДПР (хотя 28,1 тысячи избирателей для столицы - не великая цифра). На втором месте - КПРФ, третье - блок Памфиловой.

Итак, имеем предсказуемый крен "влево". Здесь, видимо, больше протеста против безрезультативности реформ, чем против самих реформ.

После выборов политические страсти в Марий Эл резко стихли. Состоялась пресс-конференция депутатов Госсобрания РМЭ, основная идея которой - убедить представителя республики в парламенте России (Поляков) в поддержке его политическими партиями Марий Эл и вручить ему "наказы" избирателей (один из них: немедленно выступить в Госдуме за прекращение войны в Чечне и вывод федеральных войск, а сэкономленные средства направить на социальные нужды России). [6], [10], [11], [12].

1.2.    Политики года

Редакция газеты "Известия Марий Эл" подготовила свой традиционный уже рейтинг "Политик года". Она предложила некоторым государственным, партийным деятелям, журналистам, промышленникам, предпринимателям, деятелям науки и культуры назвать пять самых активных политических деятелей республики в 1995 году. Было опрошено 38 человек. Результаты - в процентах от max, в скобках - проценты по итогам предыдущего рейтинга.

1) Владислав Максимович Зотин, президент РМЭ, председатель правительства РМЭ - 66 (70).

2) Александр Сергеевич Казимов, депутат ГС РМЭ, координатор Марийской организации (МО) Республиканской партии РФ, старший научный сотрудник МарНИИ - 32 (35).

3) Анатолий Анатольевич Смирнов, председатель ГС РМЭ - 28 (34).

4) Вячеслав Александрович Кислицын, глава администрации Медведевского района - 23 (44).

5) Валентин Александрович Матвеев, первый заместитель председателя правительства РМЭ - 14 (-).

6) Анатолий Геннадьевич Попов, экс-депутат Госдумы РФ - 13(16).

7) Юрий Александрович Минаков, депутат ГС РМЭ - 13 (7).

У остальных - меньше 10%.

В первой пятерке за год произошли изменения. Кислицын сместился со второй позиции на четвертую (а еще недавно его даже прочили в преемники Зотину). На пятое место стремительно ворвался Матвеев, потеснив Попова (новый человек в правительстве, из "строй гвардии" партийного руководства МАССР, сильный хозяйственник). Впервые появился в рейтинге (8 место) трагически ушедший из жизни политолог Леонид Ивенский, а также активизировавшийся в ушедшем году мэр Йошкар-Олы Вениамин Козлов (11 место) [15].

1.3.    Парламент Марий Эл

25-26 января состоялась XII сессия Государственного Собрания РМЭ. В повестке дня блок экономических вопросов занял главенствующее место. Прежде всего - принятие законопроекта о бюджетной системе на 1996 год.

1.3.1.    Бюджет республики

Предполагаемые расходы бюджета в 1996 году, согласно данным, представленным министерствами и ведомствами республики, превысили три триллиона рублей. В то время как реальные доходы - 887,8 млрд.руб. Представление проекта бюджета-96 депутатам стало серьезным экзаменом для нового министра финансов Марий Эл Владимира Щедрова. Депутаты принялись делить бюджет по старым добрым традициям Верховного Совета: ни одного предложения, как пополнить бюджет, зато море фантазии - как расходовать. Все тянули одеяло на себя, живописуя свои отраслевые беды. Зато все сошлись во мнении, что требуются доплаты к пенсиям госслужащих. Теперь марийские чиновники станут получать едва ли не самые высокие в России пенсии. Кстати, этот же парламент принял закон о госслужащих, обеспечив тем же чиновникам такие привилегии, каких нет даже у их федеральных коллег. К чести министра, он занял жесткую позицию и отстоял проект бюджета. Все расходы сведены к минимуму - 893 млрд.руб. (вместо 3 трлн.). Собственные доходы запланированы в размере 446 млрд., остальные 447 млрд. - помощь федерального бюджета (который не расплатился с республикой не только за 1995 год, но и 1994 год - и, судя по всему, долги-94 им уже "забыты")

А.Смирнов, председатель Госсобрания РМЭ: "Бюджет-96 составлен по несколько иному принципу перераспределения средств, чем прежде. И правительство, и депутаты пришли к единому выводу, что необходимо поддержать промышленные предприятия - без подъема промышленности мы не сможем формировать доходную часть бюджета, только здесь можно найти дополнительные доходы. Направим на эти цели часть средств из дополнительных налогов, которые существуют в республике.

О банках: Кризис коммерческих банков в республике вынудил принять достаточно спорный законопроект "О дополнительном регулировании и контроле за деятельностью банков на территории РМЭ". Регламентировано положение, что депозитные вклады населения не должны превышать суммы уставного капитала банка. При задержке коммерческими банками платежей клиентов во все виды бюджетов банк уплачивает пени (0,6% в день) в фонд дополнительных финансовых ресурсов правительства РМЭ. Банки, испытывающие финансовые трудности, выплаты вкладов населению должны производить дифференцированно в зависимости от величины вклада (от меньших к крупным), а вклады свыше 50 млн.руб. выдаются клиенту только после предъявления им декларации о доходах.

О ценовом регулировании. Продлен срок действия Закона РМЭ "О фонде ценового регулирования РМЭ" (по сути, дополнительный налог, чтобы смягчить цены на хлеб). В свое время этот фонд "придумал" еще Верховный Совет республики, как временную мера на два месяца. Месяцы вылились в годы. Это пример того, как творчество марийских парламентариев ставит в сложное положение ... суды в Марий Эл, так как некоторые республиканские законы противоречат федеральным”. Например, арбитражный суд Марий Эл удовлетворил иск предпринимателя, оспорившего законность перечислений средств в фонд ценового регулирования. Закон оказался нелегитимным... И хотя многие депутаты на XII сессии говорили, что большой пользы от "хлебного" налога нет, действие закона вновь продлили (?). То же и с новым законом о контроле за банками. Ситуация с коммерческими банками в Марий Эл, конечно, требует немедленного вмешательства властей, но когда дело дойдет до исполнения, смогут ли судьи воспользоваться этим законом?

Льготы. Многочисленные просьбы о налоговых льготах решено рассматривать только один раз в год перед принятием бюджета. Отказать пришлось многим - бюджет-96 на режиме строжайшей экономии. (Отказали даже Департаменту налоговой полиции, хотя именно он во многом обеспечивает наполняемость бюджета). Вновь игнорирован федеральный закон о ветеранах. А.Смирнов: "Этот закон потребует около 700 млрд.руб. Исполнить его только из собственных средств мы не имеем возможности. На такой шаг не пойдут ни депутаты, ни президент, ни правительство".

Отзыв депутатов. Депутат В.Кожевников, возмущенный отменой Госсобранием РМЭ местных выборов 17 декабря 1995 года, объявил, что после этой даты покинет парламент. Но воплотить мечту не смог: "Я пробовал организовать свой отзыв, но... нет закона". Марийских депутатов, как оказалось, отозвать нельзя в принципе. Депутаты могут продлить себе полномочия, избиратели - бессильны что-либо возразить. (Правда, неясно, зачем Кожевникову надо было "организовывать свой отзыв", если можно было просто сложить с себя полномочия).

Кожевников предложил сессии разработать закон об отзыве депутатов. Оказалось, что и это невозможно - Конституционное собрание "забыло" заложить механизма отзыва в принятую летом 1995 года новую Конституцию РМЭ (Конституционное Собрание состоит из депутатов всех уровней). Предложение отвергли почти единогласно.

Кстати, 840 избирателей обратились с заявлением в суд с требованием признать нынешний состав парламента Марий Эл нелегитимным. Аналогичное письмо было направлено и в ГС РМЭ. О нем не сказали ни слова.

Пресса. Кризис местной печати, медленно развивавшийся весь 1995 год, резко обострился в декабре, когда был приостановлен выпуск практически всех газет - нет средств. Депутатов же возмутила просьба журналистов о выделении бюджетных средств напрямую, без участия в этом Комитета по печати и информации РМЭ (структуры, по мнению журналистов, не нужной вообще). К слову, услуги марийских связистов - самые дорогие в России.

 

Кроме того, XII сессия ГС РМЭ утвердила постановление "О мерах по увеличению объемов жилищного строительства в РМЭ", предусматривающее новые для республики формы аккумулирования денежных средств на строительство жилья.

Изменен порядок вступления законов в силу с момента принятия, а не опубликования.

Принята программа законодательных работ Госсобрания РМЭ на 1996 год, из которых спикер выделил четыре основных закона РМЭ: "О выборах президента РМЭ", "О порядке выборов глав администрации районов и городов", "О Конституционном суде РМЭ", "О Конституционном собрании РМЭ" [6], [7], [8], [9], [12], [19].

1.4.    Назначения, отставки

XII сессия ГС РМЭ утвердила в должности новых членов правительства РМЭ, назначенных указами президента. Голосование было тайным.

Владимир Иванович Щедров - заместитель председателя правительства РМЭ, министр финансов РМЭ. Специалист высокого класса, работал в Минфине СССР, минфине Афганистана, в аппарате Президента СССР, председателем правления муниципального комбанка "Йошкар-Ола", 48 лет. Голосование : "за" - 29 (всего в ГС - 30 депутатов), "против" - 0, "воздержался" - 1. (Буквально через несколько дней Щедров уехал в Москву - приглашен на работу в Минфин России).

Николай Никандрович Гаврилов - министр внешнеэкономических связей РМЭ. Учитель физики и математики, работал в ОК и ГК КПСС, министром культуры МАССР, советник президента комбанка "СОТО", 49 лет. Голосование: 17 -11-2.

Виктор Петрович Рассанов - министр здравоохранения РМЭ. Санврач, кандидат мед. наук, доцент, работал 14 лет заместителем министра здравоохранения республики, 49 лет. Голосование: 16 -6 -7.

 

4 января 1996 года покончил с собой Леонид Михайлович Ивенский, бывший министр ВЭС РМЭ и советник президента РМЭ. В отличие от большинства коллег по власти - молодой (40 лет), профессионал. Считался одним из самых перспективных и умных политиков республики. Научная работа, несколько книг о "технологии" власти. Один из первых демократов в республике (1989 года - "Демплатформа в КПСС”). Придерживался демократических позиций - открыто, даже с вызовом (в интервью назвал Госсобрание РМЭ "зоопарком", где каждый тащит в свою клетку). Госсобрание, состоящее в основном из директоров и председателей колхозов, дважды не утвердило Ивенского на посту министра ВЭС (это единственный случай, чтобы министра так явно "ушли"). Он подал в отставку.

Валерий Кожевников, депутат ГС РМЭ, председатель МО "ДВР": "Это был практически единственный наш единомышленник, которого допустили во власть. Он знал, как провести рыночные решения через консервативное большинство правительства и парламента... По-моему, в Марий Эл, это был единственный политик европейского класса".

А.Казимов: "Еще не известно, из-за чего больше его выжили из власти - потому, что он демократ, или потому, что он еврей. Да, да, в тихой Марий Эл антисемитизм есть, хотя и скрытый" [12].

1.5.    Коррупция

"Сегодня коррупция поразила как органы государственной власти, так и органы правоохранительной системы", - заявил начальник отдела по борьбе с коррупцией УОП В.Егошин на заседании временной депутатской комиссии по борьбе с коррупцией Госсобрания РМЭ. Идет расследование об использовании кредитов (несколько миллиардов рублей) не по назначению минсельхозом республики. Однако пока в Марий Эл, в отличие от многих регионов РФ, где нередки судебные процессы над госслужащими, уличенными во взятках, таких дел в судах еще не было. Начальник УОП Н.Цапаев: "Чиновники, конечно, берут взятки, но мы пока не научились выявлять таких". [16], [12].

1.6.    Визиты

В Йошкар-Оле побывал председатель экспертного Совета при правительстве России Г.Хижа, которому был передан ряд предложений правительства РМЭ по решению проблем, связанных с Чебоксарской ГЭС. Суть: ЧГЭС преобразовать в акционерное общество; ныне федеральную собственность приватизировать, разделив между центром, Нижегородской областью, Марий Эл и Чувашией; электроэнергию распределять пропорционально площади затопленных земель и нанесенному ущербу. Если федеральное правительство утвердит эти предложения, Марий Эл может стать одним из крупнейших акционеров и основным потребителем энергии, вырабатываемой ЧГЭС. Президент Чувашии, который также был приглашен на эту встречу в Йошкар-Олу, так и не приехал. (Противостояние Чувашии к Марий Эл вокруг ЧГЭС продолжается уже 15 лет) [14].

В Доме правительства 19 января госсекретарь РМЭ Николай Рыбаков встретился с руководителями фирм из Плевенской области Республики Болгария. Обсуждались вопросы дальнейшего развития социально-экономических связей, а также разрабатываемого проекта Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Плевенской областью Болгарии и Республикой Марий Эл [5].

1.7.    Безопасность

Как утверждает пресс-служба МВД, руководство МВД РМЭ принимает "неотложные меры по обеспечению общественной безопасности на территории республики, жизненно важные объекты находятся под особым контролем спецподразделений". У госсекретаря Н.Рыбакова состоялась встреча с главой чеченской диаспоры И.Батыровым.

Случаев терактов или угроз их исполнения на территории республики не зафиксировано. Хотя уже были случаи ложной тревоги: подозрение бдительных граждан вызвали "лица кавказской национальности", ходившие зачем-то по организациям (оказались продавцами).

1.8.    Партии

Министерство юстиции РМЭ зарегистрировало общественную организацию "Объединение производителей материальных ценностей" (ПМЦ). Ее правление находится довольно далеко от столицы Марий Эл (что редкость, так как почти все местные марийские отделения всероссийских партий зарождаются в Йошкар-Оле, а подчас столицей и ограничиваются) - в селе Хлебниково Мари-Турекского района.

Состав: 75 членов, в основном, работники местных товариществ.

Цели: достижение гражданского согласия в многонациональном государстве, создание приоритета для производителей материальных ценностей, построение социализма без диктатуры однопартийной системы и при полной свободе личности. Численно это самая большая организация в районе, ставящая перед собой политические задачи. Председатель правления объединения ПМЦ А.Бородулин планирует начать выпуск собственной газеты и искать единомышленников за пределами района [4].

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.    Бюджет

1995 год - год потерь. Древесиной, главным природным богатством республики, торговать стало невыгодно - на каждом волжском шлюзе берут долларовые пошлины. Урожайность зерновых очень низка. Ухудшилась демографическая ситуация, уровень жизни и т.п. Но самой большой проблемой года, как считает президент Марий Эл В.Зотин, стали финансы. Вернее, их отсутствие, в том числе и у населения: в ноябре при прожиточном минимуме в 290 тыс.руб. среднемесячная зарплата по республике составила 320 тыс.руб. (в 1994 году разрыв был больше), и у предприятий: их долги превысили полтора триллиона руб. (!).

Нет денег и в республиканском бюджете: ему должны 94 млрд.руб., он должен - 170 млрд. (дошло до того, что газовики чуть не каждую неделю грозят снизить республике поставки газа). Особенно большая задолженность у бюджета перед энергетиками, газовиками и ...детьми (пособия).

В.Зотин на встрече с представителями СМИ в начале января был пессимистичен - 1996 год будет крайне трудным. Причина, по его мнению, в том, что "мы живем в государстве, в котором не знаешь, что будет завтра". В 1996 году денежный вопрос, по словам Зотина, "будет стоять исключительно остро" - в день республика должна получать по 3 млрд.руб., но получила лишь полтора за 11 дней 1996 года, поэтому в первую очередь деньги станут выделять на питание, медикаменты и транспорт.

Нынешний глубокий финансовый кризис в республике вызван не только осенним падением коммерческих банков, но и тем, что неплатежи в бюджет, уклонение от налогов стали носить массовый характер - за 1995 год департаментом налоговой полиции РМЭ дополнительно начислено в бюджеты разных уровней более 130 млрд.рублей.

В.Зотин совершает периодические (как минимум, ежемесячные) вояжи в Москву, "выбивать" для республики деньги. 14 января глава республики в очередной раз "двигал" в московских кабинетах застрявшее там постановление Правительства РФ "О государственной поддержке социально-экономического развития РМЭ", которое было подписано Черномырдиным еще 27 октября 1995 года, но не действует до сих пор. В.Зотин: "Приходится просить, спорить, доказывать - воевать с мощной московской бюрократией, засевшей в эшелонах власти. Создается впечатление, что Правительство РФ или не имеет дееспособного аппарата, или эти решения принимаются только для того, чтобы отвязаться от назойливых просителей. Левая рука Москвы не знает или не желает знать, что делает правая" (из послания президента РМЭ Госсобранию). Кроме того Зотин предложил Правительству РФ пересмотреть механизм финансирования дотационных территорий вообще.

Впрочем, на встрече с прессой президент Марий Эл заявил, что не намерен запускать в республике станок, печатать "зотинки". А выход из тяжелой ситуации видит в строжайшей экономии и работе.

2.1.1.    Йошкар-Ола

Бюджет столицы 1995 года: расходы оказались покрыты только на 77,7% - долг бюджета составил 53,2 млрд.руб. (задолженность по детским пособиям из них - 9 млрд.руб.). Бюджет столицы всегда держался на промышленности. В 1995 году задолженность предприятий бюджету города составила 18,7 млрд.руб. (то есть даже если бы предприятия полностью рассчитались с городом, дефицит все равно не был бы погашен). Если до 1995 года бюджет Йошкар-Олы был "самодостаточен" (единственный во всей РМЭ), то в 1996 году впервые потребуются трансферты из бюджета республики. По расчетам администрации Йошкар-Олы, городской бюджет-96 должен был составить 480 млрд.руб. - в проекте же республиканского бюджета эта цифра вдвое меньше. Сокращены все расходы, вплоть до казусов - к примеру, на весь спорт в столице отпущено 17 млн.руб. на год; на социальную политику предусмотрено 50,7 млрд., из которых 49,3 - компенсация семьям с детьми...

По словам начальника финуправления Йошкар-Олы Т.Овсянниковой, "так плохо еще никогда не жили".

Долги 1995 года заставили урезать и без того мизерные расходы на здравоохранение, образование, культуру и др. Но по предварительным расчетам расходная часть даже минимального бюджета будет покрываться лишь на 25-30%. Выход - экономия, сокращение затрат на содержание аппарата и дотаций, увеличение платы за коммунальные услуги и т.д. В минувшие три года это приносило некоторые результаты, но в последнем полугодии такие меры уже не спасали.

В 1995 году к тому же был полностью задействован канал привлечения местных налогов [2], [10], [15], [18].

2.2.    Банковский кризис

Финансовый кризис остановил почти все банки в Марий Эл, за исключением Сбербанка, Агропромбанка, "Марпромбанка" и опекаемого правительством банка "Йошкар-Ола". В худшем случае республику ожидает социальный взрыв - на счетах банков более 200 млрд.руб. вкладов населения.

Вкладчики оккупируют здания банков, стоят у закрытых дверей ночами. На этой волне кто-то даже делает бизнес. Например, юридическая консультация "Йошкар-Ола" бралась вернуть (за приличный процент) любой вклад. Естественно, мелкие вклады ее не интересовали. Дела у "Йошкар-Олы" пошли, да так, что возмутили самого президента РМЭ, признавшего, что многие высокопоставленные чины “рванули” за своими вкладами "как щуки". Банковская собственность таяла, а мелкие вкладчики маялись месяцами по судам, накапливая гнев. "Мы сидим на мине замедленного действия", - признался В.Зотин в конце ноября.

Поначалу предлагались мирные пути: передать умирающие банки более крупным. Однако никому, даже мощному Сбербанку, должники оказались не нужны. Тогда правительство решилось на крайние меры: 28 декабря 1995 года подписью В.Зотина приостановлена деятельность юристов “Йошкар-Олы”, имущество и счета банков арестованы. Первым стал комбанк "Акпарс" - сейчас деньги здесь выдаются тем, чьи вклады не превышают 3 млн.руб. Та же участь ожидает и "Аяр" (Оба - крупнейшие комбанки в РМЭ).

Зотин даже пошел на беспрецедентный для России шаг - требование декларации о доходов с тех, чьи вклады превышают 50 млн.руб. Решение юридически уязвимо и, кроме того, наталкивается на огромное сопротивление крупных вкладчиков. Правительство обвиняют в развязывании экспроприации, а некоторые федеральные органы ссылаются на отсутствие законов, разрешающих подобный "передел".

С другой стороны, в РМЭ 8 "своих" банков и 8 филиалов российских, и пока еще ни один из них не лишен лицензии. Балансы у всех банков положительные, и президент РМЭ пока не видит причин лишать их лицензий. В.Зотин прямо заявляет: "Мы не дадим шлепнуться банкам, и вкладчики получат свои деньги".

Но банки, падая, потянули за собой и экономику, в том числе и немногие еще работающие предприятия. Суммами, поступающими на их счета, банки стали затыкать свои дыры, чтобы не утонуть.

В конце года даже сложилась острая ситуация с хлебом, когда пришлось идти на жесткие меры: налоговая полиция инкассировала выручку магазинов и, минуя банки, переправляла ее на хлебозаводы. По сведениям налоговой инспекции, в республике не осталось крупных банков, которые не задерживали бы платежи. Крупные плательщики крупно "подсели" на банковском кризисе.

Ежедневно в Йошкар-Олинский суд поступает по несколько сот исковых заявлений от вкладчиков. Суд вынужден был ввести предварительную запись вкладчиков для подачи иска в суд, которая уже производится на август 1996 года.

По прогнозам, в республике останутся 3-4 банка. Пока же банковские служащие, еще недавно бывшие "счастливчиками", в депрессии (кто-то от стресса даже в больнице). Ну, а кто-то сделает себе на этом капитал-политический [1], [2], [17], [13], [14].

2.3.    Промышленность

Слова о "стабилизации", звучащие из Москвы, воспринимаются на местах со скептицизмом. Продолжается спад промышленного производства - хиреет бюджет - падает уровень жизни. Общий объем выпускаемой продукции по отраслям промышленности к уровню 1994 года составил в 1995 году 84,3%.

В худшем положении оказались предприятия машиностроения и металлообработки. И это в республике, где их сосредоточено 45, то есть почти треть от общего числа промпредприятий РМЭ. Именно они считались ранее предприятиями союзного значения и во многом определяли экономику республики. Здесь сегодня занято 57% от общего числа работающих в промышленности. Предприятия стоят, многие работники - в вынужденных отпусках.

Еще хуже год сложился для предприятий легкой промышленности - падение производства в 1995 году здесь 38,3%.

"Павшие" банки еще больше парализуют производство.

2.3.1.    ВПК

Ранее процветавшие "оборонщики" сегодня черно шутят: заводы находятся в стабильном состоянии комы. Все меньше госзаказов, все более непредсказуемо их финансирование. Крупнейшее в РМЭ предприятие - Марийский машиностроительный завод (8 тысяч работников) - по-прежнему в бедственном положении: зарплата не выплачивается с июля, за весь этот период людям лишь дважды выдавали мизерный аванс. Несколько раз в 1995 году работники ММЗ пикетировали Дом правительства РМЭ. Сейчас профсоюз ММЗ избрал более мирную тактику и надеется, что до активных форм протеста не дойдет.

2.3.2.    Экспорт

За 1995 год промпредприятиями Йошкар-Олы поставлено экспортных товаров на 90,6 млрд.руб. (это 67% экспорта республики), из них в страны дальнего зарубежья - на 78,8 млрд.руб., в страны СНГ - на 11,8 млрд.руб. В экспорте преобладают лесоматериалы, витамины, шкуры крупного рогатого скота. Это все, чем интересна Марий-Эл.

Были и обнадеживающие результаты. 45 предприятий республики в 1995 году не допустили спада производства (а на некоторых АО даже превысили свой прошлогодний уровень) [3], [15], [18].

2.4.    Сельское хозяйство

После того, как абсолютное большинство фермеров в прошлом году получили очень низкие урожаи, специалисты прогнозировали массовый их исход. Однако почти никто из фермеров осенью от земли не отказался (Ждут введения на нее частной собственности?) [1].

Среди всех районов республики Юринский - в самом сложном положении. Спад производства достиг здесь 45%. В.Зотин охарактеризовал это как "самоуничтожение" района.

3.    Социальные проблемы

3.1.    Уровень жизни

В январе просроченная задолженность по выдаче средств на оплату труда работникам предприятий и организаций составила по республике 52,3 млрд.руб.

В IY квартале 1995 года примерно у 58% населения РМЭ среднедушевые доходы не превысили величины прожиточного минимума (276,4 тыс.руб.), в том числе 16,5% были на грани нищеты, то есть имели доходы менее половины прожиточного минимума.

3.2.    Безработица

К началу 1996 года уровень безработицы достиг в республике 4,2%. Министр труда и занятости населения РМЭ В.Секретарев заявил, что “при сохранении существующей тенденции к началу 1997 года она может достичь 6,1%. Надо еще учитывать частично безработных - в IY квартале 1995 года, их было 36,5 тыс.человек, то есть 13%. Уже сейчас Марий Эл в РФ относится к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда. Если нестабильность экономики, усугубляемая банковским кризисом, в 1996 году будет нарастать, то это приведет к банкротству ряда крупных предприятий со всеми негативными последствиями".

Чтобы не допустить массовой безработицы в республике, сейчас во всех ее городах и районах разрабатываются специальные мероприятия, которые войдут в Программу занятости населения РМЭ.

В Йошкар-Оле уже свыше 5% безработных, а уровень скрытой безработицы в два раза выше. К концу года около 70% безработных в столице составляли женщины. На одно вакантное место приходилось 26 желающих трудоустроиться [2], [9].

3.3.    Забастовки

30 января в рамках всероссийской акции состоялась однодневная забастовка работников образования (за несколько дней до этого профлидеров отговаривали от этого шага в кабинете министра образования). В Йошкар-Оле пустовало большинство школ и некоторые училища (вузы и вовсе не прореагировали). Участники забастовки пикетировали мэрию, требования - материальные, от учебников и зарплат до квартир и ремонта школ. Глава городской администрации Козлов был явно раздосадован. По его мнению, эта акция профсоюза - не что иное, как популизм, "шантаж городских властей детскими проблемами" - городское образование и так финансировалось в первую очередь. В знак протеста мэр даже подал заявление о выходе из профсоюза (в котором состоял с 1967 года).

Вообще, акция кажется надуманной - зарплата в отрасли ощутимо выше средней по республике и практически не задерживается. Возможно, дело в амбициях московских профлидеров, а лидеры местные поспешили отчитаться перед центром. И, кажется, навредили себе же, потеряв расположение мэра. Кроме того, акция может спровоцировать череду подражателей - медики, коммунальники и т.п., положение которых еще хуже [19].

 

Источники:

1. Марийская правда. - 1996 - 4 января

2. Марийская правда.- 1996 - 10 января

3. Марийская правда. - 1996 - 19 января

4. Марийская правда. - 1996 - 20 января

5. Марийская правда - 1996 - 23 января

6. Марийская правда. - 1996 -25 января

7. Марийская правда. - 1996 - 26 января

8. Марийская правда. - 1996 - 27 января

9. Марийская правда. - 1996 -30 января

10. Марийская правда. - 1996 - 1 февраля

11. Молодежный курьер. - 1996 - 4 января

12. Молодежный курьер. - 1996 -11 января

13. Молодежный курьер. - 1996 - 18 января

14. Молодежный курьер. - 1996 - 25 января

15. Известия Марий Эл. - 1996 - 17 января

16. Йошкар-Ола. - 1996 - 4 января

17. Йошкар-Ола. - 1996 - 18 января

18. Йошкар-Ола. - 1996 - 25 января

19. Йошкар-Ола. - 1996 - 1 февраля

 

 

Политический мониторинг №1(48)