Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Институт Гуманитарно-политических исследований

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1996 года

1.    К ИТОГАМ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Кроме трех депутатов, избранных 17 декабря 1995 года по одномандатным округам (см. [1]), по данным о регистрации депутатов, избранных по федеральному избирательному округу (по партийным спискам), Ленинградскую область будут представлять еще 2 депутата:

По списку НДР:

Скворцов Вячеслав Николаевич, 1946 г.р., Ленинградский областной педагогический институт, ректор (место жительства - Санкт-Петербург).

По списку ЛДПР:

Глущенко Михаил Иванович, 1957 г.р., Санкт-Петербургская ассоциация ветеранов бокса, вице-президент (место жительства Санкт-Петербург).

2.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

2.1.    Губернатор Ленинградской области

Губернатор А.Беляков на встрече с консулами иностранных государств оценил некоторые политические итоги прошедшего года и перспективы на будущее. Говоря о результатах выборов в Государственную Думу, он отметил, что, как и ожидалось, реформаторы оказались в оппозиции. Тем не менее главная победа демократии в том, что выборы состоялись. Первый принятый Думой закон о повышении минимального уровня зарплаты он считает популистским и невыполнимым. Беляков считает, что положительное влияние на стабилизацию положения в стране будет играть Совет Федерации, в котором нет популистских тенденций. А.Беляков возглавил комитет СФ по экономической политике. Комментируя итоги голосования 17 декабря 1995 года в Ленинградской области, губернатор положительно оценил тот факт, что ЛДПР потеряла в области значительное число сторонников и сместилась с первого места в 1993 году на четвертое. Оценивая результатам голосования за общественные объединения, преодолевшие в области 5%-ный барьер (КПРФ, НДР, "ЯБЛОКО", КРО, Женщины России, ДВР и ПСТ), губернатор считает, что баланс сил соблюден: 37% голосов - у центристских демократических сил и 41% - у их оппонентов. В связи с предстоящими выборами Президента РФ А.Беляков заметил, что правительством не было принято практических мер по решению многих сложных. Сейчас Президенту нельзя сидеть сложа руки, необходимая четкая программа, и каждый день должен демонстрировать конкретные действия, направленные на улучшение ситуации в стране. Сегодня кредит доверия закончился, люди прекрасно понимают понимают, что они получили плохого и хорошего в результате реформ. Трагедией для России было бы отказаться от всего, что наработано за четыре года.

2.1.1.    Взаимоотношения области с Санкт-Петербургом

Хотя в России много негативного, но она живет лучше всех остальных республик бывшего СССР. Беляков считает, что к тоталитарному режиму Россия уже не повернет, даже если на выборах победит кандидат от левых сил. Комментируя ситуацию в Ленинградской области, губернатор подчеркнул, что, в отличие от Санкт-Петербурга, область уже давно живет по своему Уставу, где прописан механизм выборов губернатора. Они состоятся не позднее декабря 1996 года. А.Беляков заявил, что будет выдвигаться на эту должность вновь.

Итоги прошедшего года А.Беляков подводил и в своих традиционных поездках в районы губернатор Ленинградской области. Он говорил о том, что по статистическим данным областного правительства, средний уровень жизни в области не ухудшился, разрыв между уровнем жизни в области и СПб сократился с 30 до 10% (впрочем, неясно, произошло ли столь резкое сокращение за счет роста уровня жизни в области или его падения в городе). Появилось большее соответствие между ростом цен и зарплаты: они выросли соответственно в 2,7 и 2,6 раза. Падение производства составило 8% против 18% в СПб. (С другой стороны, можно привести официальные данные комитета по труду и занятости населения ЛО о том, что в течение прошедшего года число зарегистрированных безработных в области возросло на 25,2%: с 32606 до 40820 человек, а число вакансий сократилось тоже примерно на 25%). Вместе с тем губернатор отметил непреходящий застой в сельском хозяйстве, в числе причин которого он назвал и неповоротливость руководителей хозяйств. Губернатор традиционно упрекал мэра СПб А.Собчака в причастности к развалу сельского хозяйства области. По словам губернатора, А.Собчак не признает равноправия с соседним субъектом РФ - Ленинградской областью и полностью отказывается поддерживать деловые связи с ней, зная при этом, что сельское хозяйство области специально создавалось для того, чтобы кормить этот мегаполис.

А.Беляков в очередной раз заявил, что у него с А.Собчаком принципиально разные подходы к развитию отношений между территориями. Губернатор считает, что настаивая объединении СПб и Ленинградской области, А.Собчак по сути предлагает нарушить сразу несколько статей Конституции РФ. По мнению губернатора, А.Собчаку объединение нужно лишь для того, чтобы выиграть выборы в июне 1996, пообещав горожанам землю в Ленинградской области.

На встрече с руководителями Киришского района возникла дискуссия вокруг новой концепции областного бюджета "социального выравнивания" (см. [1]). Руководство района (приносящего в бюджет 47% всех доходов области) остается на прежних позициях, не желая делиться с менее благополучными районами. Ссылаются на значительно более развитую, чем в других районах, инфраструктуру, на поддержание которой требуются очень большие средства. Однако губернатор тоже остался при своем мнении о необходимости бюджетной поддержки "слабых" районов.

2.1.2.    Кадровые перестановки в обладминистрации

Распоряжением губернатора Ленинградской области от 9 января 1996 г. назначен новый первый заместитель губернатора по вопросам государственной службы. Им стал Владимир Ворожейкин. В.Н.Ворожейкин родился в 1949 г. После окончания средней школы работал учеником слесаря, затем - слесарем-сборщиком в ленинградском НИИ телевидения. Служил в Военно-морском флоте. В 1978 году закончил экономический факультет Ленинградского государственного университета. С 1982 г. работает в органах государственной власти и управления: первый заместитель председателя Сосновоборского горисполкома, заместитель заведующего, заведующий орготделом и управляющий делами Леноблисполкома. Защитил кандидатскую диссертацию по рыночным отношениям. Женат, имеет двоих детей.

Учреждение этого нового поста является шагом в направлении корректировки ситуации, сложившейся во властных структурах Ленинградской области, где система государственного управления на всех уровнях заметно отстает от изменений в других сферах жизни общества. Уже намечен ряд мероприятий по усилению меры ответственности государственных служащих: губернатор поручил по итогам 1995 года провести балансовые комиссии, отчеты министерств, комитетов, департаментов по расходованию бюджетных средств. В состав уже формирующихся комиссий войдут руководители области, специалисты, депутаты, представители общественности и СМИ. По завершении работы комиссий начнется аттестация служащих органов исполнительной власти, которые дадут заключения о соответствии занимаемой должности. Губернатор дал поручение минимизировать государственные структуры, устранить параллелизм и дублирование. Очевидно, грядет сокращение штатов. Весь этот участок работы будет курировать новый первый заместитель губернатора В.Ворожейкин.

Распоряжением губернатора А.Белякова министром экономического прогнозирования Ленинградской области назначена Наталья Георгиевна Смирнова. Информации об обстоятельствах отставки бывшего министра - Галины Оксютик мы не имеем.

Губернатор А.Беляков потребовал от правительства ускорения работы по подготовке проекта договора о разграничении полномочий между Ленинградской областью и РФ. Координация работ по договору поручена новому первому заместителю губернатора В.Ворожейкину.

2.2.    Правительство

На заседаниях аппарата правительства отмечались некоторые негативные тенденции, проявившиеся к началу года в разных сферах. Так, тяжелая ситуация сложилась в лесной промышленностью области, в значительной степени ориентированной на западный, в частности, финский рынок. В прошлом году такая ориентация благотворно сказалась на пополнении бюджета, однако в самое последнее время в связи с кризисными явлениями в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Финляндии привели к значительному сокращению закупок леса и вторичной продукции. Следствием падения мировых цен на бумагу и низкой платежеспособности отечественных потребителей стало затоваривание трех крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов и приостановка работ по рубке леса. Правительство анализирует возможности потенциальных потребителей в своем регионе.

Одной из серьезных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве области стало перемещение в область неработающего населения из СПб, часто происходящее с помощью нечистоплотных риэлтерских фирм, наживающихся на переселении неблагополучного контингента петербуржцев из городских квартир в сельские дома. Областная администрация считает, что такое перемещение создает заметную дополнительную нагрузку на инфраструктуру области.

На совещании аппарата правительства, проведенном под председательством нового первого заместителя губернатора В.Ворожейкина для усиления контроля за расходованием средств всем министерствам было предложено составить подробные сметы расходов, которые будут утверждаться губернатором.

Правительство решило усилить свое влияние на банковскую систему области. Принято решение о создании областного муниципального банка - "Банка реконструкции и развития Ленинградской области". Все необходимые организационные вопросы поручено решить в течение 2 месяцев руководителю департамента финансов Ю.Мельникову. Правительство будет владеть контрольным пакетом акций банка, кроме того, акционерами могут стать другие юридические лица. Предполагается начать работу на базе 4-х филиалов только что лишенного лицензии Северного торгового банка, решается вопрос о передаче их имущества областному КУГИ.

2.3.    Местные администрации

Глава администрации г. Приозерска А.Фатькин поспешил воспользоваться правами, которые (по его представлениям) предоставлены местному самоуправлению: 3 января он издал распоряжение о временной отмене льготного проезда на автобусах для пенсионеров и других категорий льготников. При этом он сослался на федеральный Закон "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и дефицит местного бюджета, между тем соответствующие льготы предоставлены федеральными законами. Последовавшая реализация распоряжения в форме выдворения водителями и кондукторами стариков из автобусов вызвала шквал обращений в Министерство социальной защиты Ленинградской области и прессу. Министерство социальной защиты направило письмо Фатькину с указанием на недопустимость отмены федеральных льгот без их компенсации. Министерство обратилось также к прокурору района с просьбой принять меры к устранению нарушений. С аналогичной просьбой обратился к прокурору района заместитель прокурора области.

3.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ЗС)

На заседании ЗС 23 января принят в первом чтении законопроект "О государственном (или региональном) долге Ленинградской области", представленный руководителем департамента финансов Ю.Мельниковым. Законопроект, в частности, регулирует отношения, связанные с выпуском и обращением облигационных и иных займов. Необходимость скорейшего принятия этого объясняется тем, что правительство области готовится провести заем для покрытия дефицита бюджета 1996 года.

Депутаты вернулись к обсуждению информации дорожного комитета и отказались от большинства своих предложений, высказанных на предыдущем заседании (см. [1]). Было признано, что вводить дифференцированный дорожный налог нельзя до принятия соответствующего федерального закона. Признано нецелесообразным и повышение ставки дорожного налога, она осталась прежней (2,4%).

Обсуждалась катастрофическое положение в животноводческих хозяйствах области. Принято за основу постановление, в котором, в частности, поручается правительству области вместе с комиссиями ЗС разработать программу выхода агропромышленного комплекса из кризиса и представить ее в ЗС в феврале. Депутаты высказали недовольство отсутствием при обсуждении столь важного вопроса губернатора области и министра сельского хозяйства и предложили им выступить в ЗС со своей программой спасения сельского хозяйства. Департаменту финансов предложено представить сведения о финансировании отраслей сельского хозяйства в 1995 году.

На заседании 30 января состоялось повторное обсуждение этой проблемы уже в присутствии губернатора. Он подчеркнул, что кризис в сельском хозяйстве не связан с нехваткой в области производственной базы для переработки продукции, такие предприятия есть, но используются едва ли на треть своих мощностей. Все дело в отсутствии рынка сбыта из-за политики исполнительной власти ближайшего соседа - Санкт-Петербурга, которая отдает приоритет импортным поставкам. В таких условиях областному производителю практически не выжить. Губернатор заявил, что как член Совета Федерации и председатель комитета СФ по экономической политике, будет добиваться увеличения таможенных пошлин на ввоз импортного продовольствия, Беляков обещал депутатам направить мэру СПб письмо с требованием изменить систему госзакупок. В Ленинградской области будут формироваться госзаказы с гарантированным финансированием.

По итогам обсуждения выступления губернатора ЗС приняло постановление, в котором обратилось к законодателям СПб с просьбой принять решение о приоритетности закупок городом сельскохозяйственной продукции в областных хозяйствах и о финансовой поддержке сельхозпроизводства в Ленинградской области в 1996 году. В постановление содержатся просьбы к правительству РФ: погасить задолженность федерального бюджета 1995 года (50,7 млрд. рублей), установить компенсации в 30% стоимости затрат на перевозку кормов, восстановить дотацию на продукцию, поставляемую в государственные ресурсы.

На том же заседании рассмотрен и принят во втором чтении законопроект "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ленинградской области".

Было проведено внеочередное заседание ЗС, на котором рассмотрены проекты законов о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления. Губернатор области подтвердил свою позицию о том, что вначале должен быть принят базовый закон о местном самоуправлении, а затем - закон о выборах. Выборы он предложил назначить на декабрь 1996 года, а до этого времени продлить полномочия уже избранных муниципалитетов. Некоторые радикально настроенные депутаты предлагали не откладывать принятие закона о выборах и избрать местное самоуправление уже 31 марта. Депутат Светлана Юркова предлагала преодолеть вето губернатора. В итоге ни одно из предложений принято не было. Это автоматически возвратило закон о выборах к первому чтению.

По предложению губернатора А.Белякова Законодательное собрание Ленинградской области продлило свои полномочия до конца 1997 года для обеспечения преемственности власти.

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 1995 ГОДА

Санкт-Петербургский комитет государственной статистики распространил отчет об экономике Ленинградской области в 1995 году.

Объем валового внутреннего продукта по сравнению с 1994 годом снизился на 8%. Общий объем промышленной продукции (работ, услуг) снизился на 10% (в 1994 году по сравнению с 1993 - на 32%), производство товаров народного потребления - на 25% (в 1994 г. на 20%).

На предприятиях пищевой промышленности производство мяса сократилось на 47%, животного масла - на 40%, колбасных изделий на 47%, молочной продукции - на 20%. Увеличился выпуск молочных консервов (на 53%), рыбной продукции (на 15%).

Общий объем использования капитальных вложений снизился на 13%, доля капитальных вложений на непроизводственное строительство уменьшилась до 22%. Доля средств федерального бюджета в структуре капитальных вложений не изменилась (6%).

Введено 5,9 тысячи квартир площадью 388,9 тысячи кв. м (на 20% меньше, чем в 1994 году). Населением за счет собственных средств и кредитов банков введено жилья на 53% больше, чем в 1994 г.

Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий снизилась на 11%, в том числе продукция растениеводства - на 2%, животноводства - на 16%.

99% зерна и 56% овощей выращено в сельхозпредприятиях, 80% картофеля - в хозяйствах населения.

В расчете на душу населения производство мяса сократилось с 17 до 12 кг, молока - с 86 до 75 кг, яиц - с 278 до 251 штук.

Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 11%. Создание фермерских хозяйств замедлилось: прирост их составил 10% против 24% в 1994 году. К началу 1996 года в Ленинградской области насчитывалось 6,1 тысячи крестьянских хозяйств, общая площадь земельных участков - 55,4 тысячи гектаров (в среднем по 9 гектаров на хозяйство). В среднем на одно крестьянское хозяйство приходится по 2,6 гектаров пашни и 3,8 гектара лугопастбищных угодий. В структуре производства фермеров преобладали картофель и мясо. Однако они выращивали только 4% картофеля от его общего производства в области и производили 2,5% мяса. Зерна, овощей и молока фермерами производится менее 1%, яиц - 0,1%.

На природоохранные мероприятия использовано 40,8 млрд рублей капитальных вложений. За нарушение природоохранного законодательства с предприятий и организаций взыскано штрафов на сумму 44 млн рублей.

В течение года приватизировано (заключен договор купли-продажи или прошла закрытая подписка на акции) 107 предприятий (объектов), включая недвижимость, а с начала приватизации - около 1,2 тысячи предприятий. В отраслевой структуре предприятий, изменивших форму собственности, преобладали предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания (около 1/3). Наиболее распространенным способом приватизации - продажа предприятий по коммерческому конкурсу (1/3). От приватизации получено 22 млрд. рублей (с начала приватизации - 51). Подавляющая часть доходов от приватизации получена от продажи акций акционерных обществ и приватизации недвижимого имущества (соответственно 45 и 35%). Сохранилась наметившаяся в 1994 году тенденция к снижению темпов приватизации жилья: в 1995 году приватизировано 19,7 тысячи квартир, что в 1,9 раза меньше, чем в 1994 году. В 1995 году начался процесс деприватизации жилищного фонда. В течение года было деприватизировано 226 жилых помещения.

В 1995 году цены возросли по отношению к декабрю 1994 года в 2,3 раза. Стоимость фиксированного набора из 19 основных продовольственных товаров в декабре составила 228,1 тыс. рублей. По стоимости этого набора из СПб занимает 32-е место из 196 городов России. Прожиточный минимум в декабре составил 299,3 тыс. рублей.

Общий объем розничного товарооборота в товарной массе сократился на 12,6%. Удельный вес непродовольственных и продовольственных товаров составил соответственно 46 и 54%. Негосударственный сектор формировал 90% розничного товарооборота (против 83% в 1994 г.).

Денежные доходы населения в 1995 году сложились в сумме 7,1 триллиона рублей и увеличились по сравнению с 1994 годом в 2,2 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) сократились на 24%. По отдельным отраслям экономики (всего по 13-ти) средняя зарплата без выплат социального характера в декабре 1995 года была наибольшей в банках (1491,0 тыс. руб., или 248% от среднего уровня) и в органах управления (соответственно 845,7 тыс. руб., или 141%), наименьшей - в культуре и искусстве (376,8 тыс. руб., 63%), в образовании (428,3 тыс. руб., 71%) и в сельском хозяйстве (423,9 тыс. руб., 71%).

Среднемесячная зарплата увеличилась в 2,3 раза, реальная зарплата при этом снизилась на 20%. Средняя оплата труда одного работника с учетом выплат социального характера в декабре 1995 года позволяла приобрести 3,1 набора из 19 основных продовольственных товаров и обеспечивала 2,3 прожиточного минимума.

Число официально зарегистрированных безработных за 1995 год увеличилось на 8,2 тысячи (на 25%) и на конец года составило 40,8 тысячи человек (4,6% трудоспособного населения). 62% безработных составляли женщины, 31% - молодежь до 30 лет, 32% имели статус безработного более 8 месяцев. При содействии государственной службы занятости нашли работу 27,8 тысячи человек. В 1995 году ежемесячно 4-5% работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени или находились в отпусках по инициативе администрации. К концу декабря эти категории работающих составляли соответственно 9,3 и 17,7 тысячи человек. Продолжительность вынужденного отпуска в расчете на одного работника в декабре составила 9 дней.

Смертность превысила рождаемость в 2,5 раза.

Численность населения области с административно подчиненными территориями на 1 января 1996 года по предварительному подсчету составила 1 миллион 677 тысяч человек.

Источники:

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в декабре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №12.

Политический мониторинг №1(48)