Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Марина РАЗОРЕНОВА

Грузия


в январе 1995 года

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1.       Энергетический кризис

12 января подача природного газа в Грузию была резко снижена. По утверждению начальника департамента «Грузгаз» Тамаза Гагуа, руководство республики получило «официальное уведомление из Туркмении о том, что резко сокращается подача природного газа всем трем Закавказским республикам. Каждой из них будет подаваться по 3 миллиона кубометров» [1]. При этом Грузии необходимо в сутки примерно 16 миллионов кубометров. Среди причин сокращения поставок газа назывались следующие [1]: авария на одном из блоков газапровода в Туркменистане и увеличение Россией в два с половиной раза платежей за транзит газа [2].

Таким образом не смотря на оптимистичные условия «газового» договора, заключенного с Туркменией в конце 1994 г. (см. Грузия в декабре 1994 г.), в новом году Грузия осталась практически без газа. По решению департамента «Грузгаз» газ подается лишь на ТбилГРЭС и хлебозаводы [3]. Все остальные потребители отключены.

Туркменистан выступил против последнего решения России, с которой начал консультации [4]. Однако к концу января эти консультации практических результатов не дали.

Отсутствие трехстороннего соглашения между Туркменистаном Россией и Казахстаном о транзите газа привело к необходимости дополнительных переговоров между Грузией и этими странами.

23 января вице-премьер Зураб Кервалишвили в Ашгабате подписал соглашения, по которому Туркменистан ежесуточно поставит Грузии 4 миллиона кубометров газа. Одновременно группа энергетиков из Кутаиси (второй по величине город Грузии) подписала соглашение на поставку еще 1 миллиона кубометров газа, половина которого будет передана населению Кутаиси, а половина пойдет на выработку электроэнергии [5].

Однако вопрос о транзите туркменского газа пока остается открытым. По тройственному договору, заключенному в конце месяца в Москве между Россией, Казахстаном и Грузией, последняя получит 3 миллиардов кубометров газа из Казахстана [6]. Но этого газа хватит лишь на поддержание жизненно важных объектов республики. Население же в ближайшие месяцы вряд ли увидит газ в своих домах. Тем более, что после увеличения тарифов транзит обыватели практически не смогут платить за газ. Задолженность потребителей за газ уже достигла 110 триллионов купонов [7], что по нынешнему курсу эквивалентно примерно 90 млн. американских долларов.

Из этой суммы 58 триллионов купонов задолжал департамент «Грузэнерго» [8]. Если он не покроет задолженность, подача электроэнергии будет прекращена. По крайней мере эту угрозу постоянно слышат потребители от «Грузгаза».

Между тем, не зависимо от газовой проблемы, по мнению специалистов, энергосистема Грузии находится на грани выхода из строя [9]. Это связано с техническим состоянием объектов энергосистемы республики.

В наиболее сложном положении в январе оказалась Восточная Грузия, включая Тбилиси. После пожара на 9 и 10 энергоблоках ТбилГРЭС [2] подача электроэнергии населению этого региона сократилась на 40 процентов [10]. Эдуард Шеварднадзе выразил опасение, что «эта авария может повлечь за собой более тяжелые последствия, чем прекращение поставок газа» [11].

С января установлен новый график подачи электроэнергии населению столицы: три часа утром и три часа вечером [12]. Однако после аварии этот график не соблюдается.

Армения и Азербайджан выразили готовность оказать помощь. Так Армения согласна производить для Грузии 120 мегаватт электроэнергии в сутки. Условие одно — Армении надо передать природный газ, необходимый для выработки электроэнергии [13]. Согласно договору, подписанному в Баку 22 января, Азербайджан может производить на своих теплоэлектростанциях 200-240 мегаватт в сутки, если Грузия поставит газ или мазут [14].

В условиях обострившегося энергокризиса все чаще стали раздаваться голоса в защиту принципиального изменения энергосистемы Грузии. Спектр предложений чрезвычайно широк: от «Грузии лучше жить на керосинках» [15] до строительства малых электростанций и теплоэлектростанций.

Обсуждаются и конкретные предложения. В частности турецкая фирма «Анатолу» намерена построить теплоэлектростанцию в Батуми [16].

Напомню, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) рассмотрел вопрос о реабилитации энергосистемы Грузии. Проект предусматривает увеличение количества вырабатываемой электроэнергии и реконструкцию ТбилГРЭС. Выделенный ЕБРР кредит (18 млн. долларов США) на этот проект должен быть покрыт в течение 15 лет [17].

Что же касается энергоносителей, получаемых из нефти, то, по прогнозам некоторых зарубежных экспертов, через 2-3 года Грузия сможет удовлетворить свои потребности в нефтепродуктах за счет собственных ресурсов. С этой целью уже созданы совместные с Австралией, Великобританией и США предприятия по интенсификации добычи нефти из существующих месторождений и по открытию новых [18].

По информации первого заместителя председателя департамента «Грузнефть» Гиоргия Берая, в январе монтировались две буровых установки в Восточной Грузии и одна в Западной. Согласно тому же источнику, в ближайшее время одна из зарубежных фирм намерена построить на Самгорском месторождении (Восточная Грузия, рядом с городом Рустави) мини-нефтеперерабатывающий завод блочного типа. Все расходы на строительство берут на себя зарубежные партнеры. После покрытия расходов на добычу и разведку нефти доход будет поделен следующим образом — 70 процентов Грузии, 30 — партнерам [19].

1.2.       Экономическая реформа: накануне ваучеризации

По заявлению министра управления государственным имуществом Автандила Силагадзе, в 1995 году в Грузии начнется реальный процесс приватизации [20]. Этот процесс прежде всего связывают с началом раздачи населению приватизационных чеков ваучеров. Ориентировочно выдача ваучеров начнется с февраля и продлится около трех месяце. Срок действия ваучеров — до 1 июля 1996 г [21]. По вопросу стоимости приватизационных чеков и условий их выдачи готовится специальное постановление Кабинета министров.

К 1995 г. в Грузии было приватизировано 1729 малых предприятий [22]. Предполагается, что акционирование крупных предприятий начнется в апреле. Как утверждает заместитель министра управления госимуществом Гурам Дидбаридзе [23], на торги поступит не менее 35 процентов уставного капитала акционированных предприятий. Установлено, что не менее 30 процентов стоимости приватизируемого объекта надо оплатить ваучерами. Войдет в силу постановление Главы государства о приватизации объектов незавершенного строительства — их в республике около 250. При покупке подобного объекта все ограничения по сохранению его профиля будут сняты. Объекты, не подлежащие акционированию и приватизации можно будет выкупить методом аренды.

Наиболее крупными объектами акционирования в 1995 году станут три монопольные корпорации- хлебопродуктов, «Грузгаз и «Грузэнерго». По непроверенным данным российсое акционерное общество «Росэнерго» предложило грузинским коллегам свое участие в акционировании на условиях приобретения 51 процента акций. По словам руководителя департамента «Грузэнерго» Юрия Чедия, грузинская сторона негативно восприняла это предложение [24].

1.3.       Финансовая ситуация

В январе курс грузинского купона оставался стабильным, что рассматривается как предпосылка для введения в республике национальной валюты.

По сообщению руководителя управления надзора Национального банка Грузии (НБГ), НБГ проводит экспансии на валютном рынке с целью регулирования куров различных валют [25].

По итогам торгов на Межбанковской валютной бирже 16 января был установлен следующий курс купона:

1 доллар США — 1 260 000 купонов

По итогам торгов 22 января:

1 доллар США — 1 300 000 купонов

 

Некоторое падение курса купона Эдуард Шеварднадзе объяснил тремя причинами:

1. Несмотря на укрепление курса купона, не удалось расширить сферу его обращения;

2. Национальный банк допустил многотриллионную эмиссию;

3. Резкое падение курса российского рубля.

Именно исходя из этого Национальный банк Грузии посчитал нужным несколько изменить курс купона по отношению к доллару. Однако, по словам Главы государства это не искусственное понижение курса купона, а его корректировка с ситуацией, создавшейся на внутреннем валютном рынке [26].

В коммерческих обменных пунктах в конце января

за 1 доллар США давали 1 500 000 купонов

за 1 росийский рубль — 3500 купонов

Российский рубль по-прежнему — основное средство наличных расчетов. Согласно выводам, сделанным экспертами Министерства финансов, на внутреннем рынке Грузии в обороте находится более 10 миллиардов рублей [27].

1.4.       Экономическое положение населения

В январе Кабинет министров Грузии принял решение увеличить с 1 февраля зарплату работникам бюджетных организаций в полтора раза. Теперь средняя зарплата в этих организациях составит 4,8 миллиона купонов, что эквивалентно примерно 3,7 американских долларов. Тбилисская мэрия назначила дополнительную зарплату врачам и педагогам — педагоги получат 4 миллиона купонов, а врачи — 3 миллиона [28].

В связи с ростом курса купона относительно российского рубля, наблюдающимся последние несколько месяцев заработная плата в рублевом эквиваленте значительно выросла. Тем не менее размер средней заработной платы не соотватствует стоимости минимальной потребительской корзины, которая, по данным Комитета социальной и экономической информации, в декабре равнялась 61 млн. куппонов [29].

Прекращение подачи газа в дома населения в условиях, когда электроэнергия подавалась по несколько часов в сутки (и часто не подавалась по нескольку дней совсем) возросли расходы населения на приобретение продовольствия и топлива. Литр керосина стоил в январе 2000 рублей.

Возросли также транспортные расходы. В январе практически не работало Тбилисское метро — самый дешевый и доступный вид транспорта. Стоимость проезда на маршрутном такси или коммерческом автобусе (других видов наземного транспорта в столице практически нет) — 1000 рублей. Стоимость одного литра бензина — 1600 рублей.

В результате углубление энергетического кризиса резко сократилось колличество рабочих мест. В январе рабочие одних из самых «успешных» заводов Грузии — Руставского металлургического и «Азота» — были предупреждены о возможной остановке производства. Перспектива — бессрочный неоплачиваемый отпуск.

Обычным явлением стала задержка выдачи заработной платы или выдача зарплаты продуктами, причем не первой необходимости. В таких случаях население часто вынуждено сдавать полученные вместо денег конфеты, шоколад, печенье в коммерческие магазины.

Наиболее высокие зарплаты у рабочих крупных предприятий. Однако они не высоки, чтобы обеспечить минимальный прожиточный минимум. В частности в январе зарплата рабочих угледобывающих шахт в г. Ткибули (Западная Грузия) составляла от 15 до 30 млн. купонов [30], что эквивалентно 22-85 тыс. рублей или 11-23 долларам США).

В условиях катастрофического сокращения производства экономические забастовки стали бессмысленными. В январе именно шахтеры Ткибули стали исключением: они провели трехнедельную забастовку, требуя сократить управленческие штаты, поднять зарплату, упорядочить работу городского и железнодорожного транспорта, наладить снабжение населения хлебом [31].

В тяжелейшем положении находятся беженцы из Абхазии. Справедливости ради надо отметить, что сегодня квартиры в Тбилиси покупают в основном выходцы из Мегрелии[3] (Западная Грузия), среди которых немало беженцев (грузинское население Абхазии в основном состояло из мегрелов). Лишь незначительная часть беженцев, занявшихся коммерцией, смогла приспособиться к новым условиям жизни. Однако большинство живет за гранью нищеты. В поисках дополнительных источников дохода многие занимаются мелкой спекуляцией — в основном перепродажей хлеба и сигарет. Распоряжение тбилисской мэрии, запрещающее неорганизованную торговлю хлебом [32], ударило прежде всего по этой категории населения. Правда пока никакие строгие меры к спекулянтам не применялись, возможно именно потому, что большинство из них — беженцы. Однако 22 января мэрия приняла новое распоряжение, обязующее полицию конфисковывать товар и передавать его в торговую сеть для реализации. Распоряжение войдет в силу 1 февраля [33].

Тбилиси в январские дни представлял собой плачевное зрелище: черные трубы печек-буржуек в окнах многоэтажных домов, костры во дворах, пеньки срубленных деревьев вдоль улиц.

Информационные агенства иногда сообщали о нападениях на газораспредилительные станции. Население районов, по которым идет газ на ТбилГРЭС и хлебозаводы, врывалось на газораспределительные станции с требованием переключить газ на их жилые кварталы [34].

Однако в целом в январе какой-либо напряженности, способной перерасти в социальный взрыв не чувствовалось. Настроение населения можно охарактеризовать двумя чертами — усталость и аппатия.

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

2.1.       Парламентские дебаты о «бездефицитном» бюджете

Новый год в грузинском парламенте начался тем же чем и закончился старый — дебатами вокруг бюджета на 1995 г.

Комментируя последнее в 1994 г. заседание парламента, на котором бюджет в очередной раз был провален, Эдуард Шеварднадзе в телевизионном выступлении сказал: «В безбюджетной стране законы диктует не государство, а анархия, произвол. Без утвержденного бюджета не состоится дальнейшее сотрудничество с международными финансовыми организациями.... Я вглядывался в лица тех, кто проголосовал против. Это были лица победителей. Спрашивается, кого они победили? Свою страну, свой народ...» [35].

К «победителям» относится прежде всего парламентская оппозиция, в том числе и Национально-демократическая пария Грузии (НДПГ), откровенно перешедшая в этот лагерь.

4 января на пресс-конференции Главного комитета НДПГ, посвященной проекту бюджета республики, руководство этой партии еще раз подчеркнуло, что на предстоящем заседании парламента 10 января не изменит своей позиции, так как не верит, «что за столь короткий срок в бюджет будут внесены какие-либо реальные изменения» [36]. В частности политический секретарь Мамука Гиоргадзе заявил, что «что 53 процента займа, предусмотренные бюджетом, уже представляют опасность для Грузии. Необходимо найти свои средства, сократить суммы, выделяемые на содержание правительственного аппарата, парламента, Корпуса спасателей[4]. И этим средствам следует найти более нужное применение» [37].

Оппозиция постаралась придать вопросу о бюджете максимально политическое звучание, связав его с вопросом об отставке правительства.

На заседании парламента 11 января лидер НДПГ Ирина Саришвили-Чантурия откровенно заявила: «Даже если бы он (бюджет) был приемлемым, его надо провалить. Для меня это средство для отставки правительства [38]... Для смещения правительства существует два пути — добрая воля главы государства или провал бюджета. Утвердив бюджет, мы потеряем всякую надежду расстаться с правительством... [39].

Результаты предыдущих голосований и эффектное выступление Ирины Саришвили вселили в оппозицию уверенность в том, что бюджет в очередной и, видимо, в последний раз не пройдет.

Зураб Мурванидзе, Конституционно-демократическая партия: «Парламент не поддержит проект бюджета, а голосов большинства, наверное, не хватит. Вообще-то дело не в самом бюджете, а в том, что не принять его — единственный способ избавиться от нынешнего правительства» [40].

Акакий Асатиани, Союз традиционалистов: «Я думаю, парламент не должен утверждать бюджет. Это принципиальный вопрос. Это единственный способ проявить свою волю и заботу о стране» [40].

Давид Бердзенишвили, Объединенная республиканская партия: «У меня мало надежды, что бюджет не будет утвержден. Разве что после эффектного выступления госпожи Саришвили у большинства появятся ростки совести и они не проголосуют за бюджет» [40].

Однако надежды оппозиции не оправдались. По традиционному для грузинского парламента сценарию перед голосованием свою позицию изложил Эдуард Шеварднадзе. Кратко она сводилась к следующему: «Принятие или непринятие бюджета — равнозначно вопросу быть или не быть государству и не должно ассоциироваться лишь с проблемой отставки Кабинета министров» [41]. В итоге Председатель парламента призвал депутатов поддержать представленный проект, ибо лучшего бюджета у правительства нет.

В результате голосования бюджет на 1995 г. был наконец, утвержден 122 голосами против 62-х при 11 воздержавшихся [42].

В истории с бюджетом есть один человек, который и оппозицией и большинством в равной степени воспринимается как проводник реформ. Это — заместитель премьер-министра республики по вопросам экономических реформ Темур Басилия. К формированию бюджета он имеет непосредственное отношение, хотя, по его словам, в разработке деталей бюджета он не участвовал, в занимался стратегическими вопросами. «Основным ориентиром в решении этих вопросов являлось соблюдение параметров программы, разработанной правительством Грузии совместно с Международным Валютным Фондом и по рекомендациям этого Фонда» [43]. Темур Басилия считает: «бюджет полностью отражает сложившуюся в Грузии ситуацию, и это лучший проект, который был разработан за последние два года.... Он разработан в полном соответствии с законом о бюджетной системе и праве. Для меня на сегодняшний день самое главное макроэкономическая стабилизация. А для этого данный бюджет в определенной мере создает все условия. Бюджет — чисто реформаторский [43]. Автор и апологет бюджета с одной стороны и представитель оппозиции[5] — с другой, Басилия достаточно осторожно оценил работу парламента: «К правительству были претензии, частью обоснованные, частью — нет. Но высказаться по этому вопросу парламентариям не удавалось. Так что у парламента остался единственный шанс — рассматривая бюджет, обсудить и вопрос о доверии правительству. Так вот, если правительство будет вынуждено подать в отставку, я безоговорочно уйду в отставку вместе с ним» [43]. Вряд ли это устроит оппозицию. Хотя, несомненно, оппозиция рассматривает Басилия как кандидата N1 в коалиционное правительство, и, не исключено, видит в нем нового премьер-министра Грузии. Сам же Темур Басилия относится к идее коалиционного правительства весьма осторожно, считая, что «без четкого разграничения функций эта коалиция просто рухнет» и сомневаясь, что «сегодня партии способны сформировать такое правительство» [43]. Это высказывание звучит в унисон с мнением Главы государства: «Сейчас Грузия находится на этапе, когда для формирования правительства главное не коалиционный характер, а профессионализм» [44].

Тем не менее на сегодня требование отставки правительства остается основным для парламентской оппозиции.

2.2.       «Абхазский» поход Тенгиза Китовани

13 января добровольцы Национально-освободительного фронта Грузии (НОФГ) во главе с Тенгизом Китовани направились в Западную Грузию. Предполагалось, что силы Фронта расположатся в Сенаки. В 12 часов 23 автобуса с людьми в сопровождении нескольких легковых машин отъехали от штаб-квартиры НОФГ. Перед отъездом Тенгиз Китовани заявил:»По дороге к нам присоединятся Каспский, Горийский и Ахалцихский батальоны. Мы не сумасшедшие, чтобы начать воевать. Сначала мы предъявим ультиматум абхазской стороне о немедленном возвращении грузинских беженцев [45]... Если нас попытаются остановить, начнется гражданская война» [46]. Лидер НОФГ так же сослался на поддержку российских миротворцев, обещанную неким Фисюном [6], военным советником Китовани.

Одновременно пресс-центр Национально-освободительного фронта распространил заявление, в котором отправление в Западную Грузию бригады добровольцев объясняется просьбой о помощи, полученной руководством НОФГ от народного ополчения беженцев, находящихся в Западной Грузии. Эта акция НОФГ была предпринята и на основе заявления парламента, в котором Грузия оставляет за собой моральное и юридическое право восстановить территориальной целостности Грузии любыми методами. В заявлении говорилось, что переговоры по урегулированию грузино-абхазского конфликта зашли в тупик, что, по утверждению пресс-центра НОФГ, подтверждается и заявлением Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали, и НОФГ просит население и руководство республики с пониманием отнестись к создавшейся ситуации и оказать бригаде добровольцев Национально-освободительного фронта посильную помощь [46].

Реакция Эдуарда Шеварднадзе чисто внешне напоминала реакцию человека растерянного. С 8 утра до полудня Тенгиз Китовани отвечал на вопросы многочисленных журналистов, наиболее влиятельные из которых (например, корреспонденты агентства «Рейтер» и WTN) были приглашены на «презентацию» акции заранее. Все попытки выяснить мнение Шеварднадзе наталкивались на неизменный ответ руководителя его пресс-центра: «Мы готовим Заявление Главы государства». Заявление было готово лишь к 15 часам. Сам Шеварднадзе днем провел оперативное совещание с руководителями силовых структур, на котором обсуждалось, какие меры необходимо принять, чтобы остановить Китовани. Был отдан также приказ об усиленной охране парламента, Кабинета министров, телевидения и других жизненно важных объектов Тбилиси. Китовани к этому времени был уже довольно далеко от столицы.

К 17.00 семь автобусов из 13 и три БТР из 13, направленных с добровольцами Национально-освободительным фронтом Грузии в Западную Грузию, были остановлены силами полиции и Службы безопасности на трассе Осиаури-Хашури. Все находившиеся в автобусах лица были разоружены и задержаны [46]. Остальным шести автобусам с добровольцами НОФГ удалось прорвать оцепление и продолжить путь по направлению Сенаки. глава Службы безопасности Игорь Гиоргадзе отдал приказ о блокировании центральной автотрассы Сенаки-Зугдиди. К концу дня операция по задержанию незаконного вооруженного формирования, как выяснилось численностью 730 человек была завершена. По мнению Гиоргадзе, операция прошла успешно, без жертв Было ранено нескольких человек. В ходе операции конфисковано большое количество огнестрельного оружия, в том числе автоматы, ручные пулеметы, гранатометы, взрывные устройства с дистанционны управлением. Задержаны 360 членов вооруженного формирования.

События 13 января вызвали неоднозначную реакцию в политических кругах Грузии.

Естественно, оценка Главы государства была однозначной: это «провокация с целью срыва процесса возвращения беженцев в Абхазию» [46]. Правда некоторые формулировки Заявления Шеварднадзе звучали по меньшей мере странно. «У Тенгиза Сигуа и Тенгиза Китовани есть большой опыт авантюрных начинаний. Это еще одна попытка ввергнуть государство в очередную трясину... Действия Китовани и Сигуа льют воду на мельницу абхазских сепаратистов и рассчитаны на срыв процесса, надежда на результаты которого появилась в последнее время на фоне событий в Чечне» [46]. Из прежних начинаний Китовани и Сигуа наиболее значимыми были поддержка инициативы по приглашению Шеварднадзе в Грузию и введение войск в Абхазию. Наблюдателей также насторожила откровенная поддержка кровавой войны в Чечне.

В Заявлении 13 января и последующих выступлениях Шеварднадзе сделал все, чтобы оправдать себя в глазах мировой общественности, которая вряд ли разбирается в тонкостях политических интриг в Грузии и может воспринять ситуацию с Китовани слишком прямолинейно. «Хочу, чтобы меня услышали в Абхазии и России: эта акция эта акция никак не связана с политикой руководства страны» [46].

Мнение шефа Службы безопасности имеет свои нюансы. Игорю Гиоргадзе почему-то оказалось выгоднее преподнести события 13 января как попытку разжечь гражданскую войну в Западной Грузии. 13 января, когда операция по задержанию Китовани еще не была закончена, Гиоргадзе провел пресс-конференцию. Отвечая на вопрос о мотивах действий Китовани, он сказал: «Нет других мотивов — кроме как создать в Западной Грузии очаг дестабилизации, очаг возможного рецидива гражданской войны.» [47]. На следующий день еще уверенней Гиоргадзе заявил, что «Китовани и его отряды собирались не в Гальский район Абхазии, а ставили целью развязать гражданскую войну в Западной Грузии. Акция, предпринятая Китовани, могла способствовать развитию в Грузии таких необратимых процессов, последствия которых могли оказаться более серьезными, чем они были во времена противостояния законным властям вооруженных формирований Лоти Кобалия в Западной Грузии» [48].

Однако и наблюдателей и политиков больше интересовало не то, куда хотел пойти Китовани, а почему власти не предотвратили этот поход, хотя об этом явно было известно заранее. Например информационное агентство BGI 10 января процитировало Тенгиза Китовани, заявившего, что в ближайшее время он возглавит народное ополчение, которое восстановит территориальную целостность Грузии. «Это народное ополчение не нуждается в государственной поддержке и намерено войти в Абхазию, чтобы восстановить достоинство грузинской нации. Главное, чтобы нам не мешали» [49]. В последнее время подобные заявление Китовани делал не однажды и публично.

На этот вопрос никто из властей вразумительного ответа не дал. В результате среди политиков и наблюдателей родилась версия, согласно которой акция 13 января как минимум была выгодна Шеварднадзе, а как максимум была спровоцирована сверху. Цель убрать Китовани. Как эффектно выразилась одна из газет — «Революция пожирает своих детей».

Косвенно эту версию подтверждает то, что по закону арест депутата без решения парламента о снятии иммунитета возможен только, если депутат задержан на месте преступления с поличным.

Мнение грузинских политиков по поводу событий 13 января выглядит следующим образом.

Тамаз Надареишвили, председатель ВС Автономной республики Абхазия: «Недопустимо самовольное вторжение в Абхазию отдельных формирований. За этим обязательно последует осложнение обстановки».

Ирина Саришвили-Чантурия, лидер Национально-демократической партии Грузии (НДПГ), член парламента: «Заявляю со всей ответственностью, что Эдуард Шеварднадзе и его правительство сознательно подвели ситуацию к проведению акции 13 января со следующей целью:

1. Хоть чем-то оправдать безрезультатность зашедшего в тупик процесса переговоров по Абхазии.

2. Вызвать в стране новую гражданскую войну, чтобы оправдать разгул бандитов и незаконных вооруженных формирований сторонников Главы государства и тяжелое экономическое положение республики.

3. Создать все условия для того, чтобы в Грузии не были проведены выборы, на победу в которых у Главы государства уже не осталось никаких шансов».

Союз граждан Грузии: «Организаторы акции преследовали цель спровоцировать в Грузии новый кровавый конфликт, а проблема Абхазии была использована для того, чтобы втянуть в авантюру беженцев... Подобная самодеятельность может привести к самым тяжелым последствиям, спровоцировать усиление антигрузинской деятельности, будет способствовать падению международного престижа Грузии».

Тенгиз Сигуа, сопредседатель ФНОГ, член парламента: «Если бы акция 13 января не была прервана, она могла бы положительно повлиять на ход урегулирования конфликта и заставила бы руководство республики использовать более силовые методы воздействия на абхазских сепаратистов».

Объединенная республиканская партия (ОРП): «Ничем не оправдана акция Национально-освободительного фронта по восстановлению территориальной целостности Грузии военным путем.» Однако «для большинства участников акция была крайней формой протеста против курса властей, которые не в состоянии восстановить свою юрисдикцию в Абхазии».

Ираклий Церетели, лидер Партии национальной независимости Грузии (ПННГ), член парламента: «Мы выступаем за освобождение Тенгиза Китовани. Да, то, что он делал, незаконно. Однако он делал это открыто, не скрываясь. Мы все знали о готовящемся походе в Абхазию. Кроме того, Китовани является членом парламента, активным участником национально-освободительного движения».

Борис Какубава, председатель Общества освобождения Абхазии, один из лидеров НОФГ, член парламента: «Акция лидера Национально-освободительного фронта Грузии Тенгиза Китовани, предпринятая им 13 января, патриотический шаг, а не преступление. Пока Шеварднадзе у власти и выполняет заказ Москвы расчленить Грузию, я не возьму в руки оружия».

Высказывания членов парламента, приведенные выше говорят о том, что вряд ли парламент без боя сдаст Китовани, но не потому что поддерживает его действия. Дело Китовани скорее всего будет использовано оппозицией для того, чтобы еще раз поставить вопрос о доверии правительству, силовым ведомствам и Главе государства.

В настоящее время Тенгиз Китовани находится под арестом. Предварительное обвинение, которое ему предъявлено — организация незаконного вооруженного формирования по статье 238 прим. Уголовного кодекса Грузии. Прокуратура также намерена предъявить ему и другое обвинение — хулиганство с применением оружия, которое было совершено Тенгизом Китовани в отношении министра связи Грузии Фридона Инджия.

Что же касается реакции абхазского руководства, то вице-президент Абхазии Аршба заявил, что республика располагает достаточными силами, чтобы пресечь любую попытку агрессии. В то же время Аршба подчеркнул, что Абхазия стремиться к политическому урегулированию отношений с Грузией.

Источники

1. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 12 января.

2. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1995.— 13 января.

3. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 12 января.

4. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 13 января.

5. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 24 января.

6. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 30 января.

7. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 31 января.

8. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 14 января.

9. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 23 января.

10. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1995.— 23 января.

11. Радиоинтервью с Э.Шеварднадзе.— 1995.— 23 января.

12. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1995.— 13 января.

13. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 31 января.

14. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 24 января.

15. Нодар Натадзе. Интервью.— Тбилиси, 1995.— 23 января [Не опубликовано].

16. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 13 января.

17. Сообщение информационного агентства BGI.— 1994.— 27 октября.

18. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1995.— 13 января.

19. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1995.— 13 января.

20. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 9 января.

21. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1994.— 9 января.

22. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 28 декабря.

23. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 31 января.

24. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 13 октября.

25. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 9 января.

26. Радиоинтервью с Э.Шеварднадзе.— 1994.— 23 января.

27. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 9 января.

28. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1994.— 17 января.

29. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 14 января.

30. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 31 января; Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1994.— 13 января.

31. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 31 января.

32. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 5 января.

33. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 23 января.

34. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 30 января.

35. Э.Шеварднадзе. Интервью грузинскому ТВ.— 1994.— 3 января.

36. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1994.— 4 января.

37. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 4 января.

38. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 11 января.

39. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1994.— 11 января.

40. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 11 января.

41. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1994.— 11 января.

42. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 11 января.

43. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 16 января.

44. Радиоинтервью с Э.Шеварднадзе.— 1994.— 9 января.

45. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 13 января.

46. Сообщение информационного агентства BS-PRESS.— 1994.— 13 января.

47. Пресс-конференция И.Гиоргадзе.— 1995.— 13 января.

48. Пресс-конференция И.Гиоргадзе.— 1995.— 14 января.

49. Сообщение информационного агентства BGI.— 1995.— 10 января.

 

 

 



[1] Помимо официально названных причин по столице распространились слухи о том, что поставки газа населению прекращены в связи с тем, что в Грузию завезено большое количество горючего, в частности авиационного керосина. Эти слухи опроверг Э.Шеварднадзе в радиоинтервью 23 января.

[2] Официальные власти предложили свою версию этой аварии. Глава государства Э.Шеварднадзе расценил это как преднамеренную диверсию, совершенную теми, «кого не устраивает стабильность в Грузии». (Из радиоинтервью 23 января).

[3] Мегрелы — наиболее экономически подвижная часть населения Грузии.

[4] Справка:

На содержание госструктур бюджетом предусмотрено:

— аппарат Главы государства — 222 миллиарда купонов,

— парламент — 3 триллиона купонов,

— Кабинет министров — 906 миллиардов купонов,

— служба соцобеспечения — 797 миллиардов купонов,

В то же время на образование выделяется 5 триллионов купонов, на здравоохранение — 4 триллиона купонов.

[5] Темур Басилия — член Союза традиционалистов.

[6] Следственные органы в данный момент устанавливают подлинную личность арестованного гражданина России Валерия Фисюна, который сопровождал вооруженные отряды НОФГ. При задержании у него изъято три удостоверения, по одному из которых он является сотрудником газеты «Кубанский курьер», по другому помощником депутата Оноприева, по третьему — «внештатным сотрудником представительства Президента России по зоне Черноморского побережья».

Как было сказано 14 января на пресс-конференции в Службе безопасности Грузии, подлинность всех трех документов вызывает определенные сомнения. Выяснилось также, что в Грузии Фисюн находится с сентября прошлого года и приглашен Тенгизом Китовани в качестве своего консультанта. По словам самого Фисюна, по просьбе Китовани он разработал военную доктрину Грузии.

Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Грузии Владимир Земский в выступлении по грузинскому телевидению вечером 13 января категорически опроверг слухи о том, что в Грузии находится представитель Президента России, обещающий военную помощь отрядам Китовани.

Политический мониторинг №1(36)