Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Международный институт гуманитарно-политических исследований

Е.Р., М.С.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1997 года

1.    КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ

Концепция развития Московской области, одобренная в целом на заседании правительства области в конце месяца, выглядит весьма претенциозно. Достаточно сказать, что "цель и задача" Концепции сформулирована так: "выработать идею, объединяющую Московскую область для выхода из кризиса и ее последующего развития как целостного субъекта Российской Федерации". Документ, будучи проектом областного закона, состоит из статей. Многие из них весьма странны и больше подходят когда для концепции развития независимого государства, а когда для сомнительной политической программы. "Основополагающей идеей Концепции" (видимо, той самой, которая объединит область для выхода из кризиса) названо "создание рабочих мест для каждого трудоспособного жителя области" [11].

Другая "изюминка" разработчиков — крупные Региональные финансово-промышленные группы (РФПГ) и “План их силового включения в международную кооперацию". (Что такое "силовое включение", Концепция не расшифровывает). Бюджет назван в тексте "проявленной Концепцией развития в действии". В отношениях с Москвой разработчики претендуют ни много ни мало, что "Московская область есть мощный посредник между Москвой и другими договаривающимися сторонами" (правда, этот тезис подвергся критике со стороны членов правительства, и, видимо, в окончательном варианте будет убран).

Разработка этого 39-страничного текста обошлась области в 300-400 млн. руб., причем часть этих денег досталась областному НИПИ градостроительства, а часть (видимо, для солидности подписей под документом) Институту экономики РАН (директор — Л.И.Абалкин).

2.    ОРГАНЫ ВЛАСТИ

2.1.    Администрация области

Традицией администрации (и стилем работы ее руководства) становится проведение совещаний, на которых обсуждаются текущие проблемы области, идет отчет руководителей того или иного звена, заслушиваются мнения городов и районов области, “ставится на вид” не справляющимся с теми или иными участками работы.

Проблема выплаты пенсий обсуждалась на областном собрании руководителей органов управления и местного самоуправления. И хотя Московская область является относительно благополучной в России по сбору взносов, чему способствовал эксперимент по переходу на горизонтальный сбор взносов пенсионного страхования (с сентября собранные на территории района (города) взносы не перечисляются областному отделению ПФ, а расходуются на выплату пенсий непосредственно на месте). На 15 января за декабрь было выплачено 74 процента пенсий. В 14 районах в январе выдавались январские пенсии, что составило 10% необходимых по области выплат в январе. Эксперимент способствовал дифференциации районов по срокам выплаты пенсий. Так, в Химкинском районе план по сбору взносов был выполнен на 148 процентов. Регулярно платятся пенсии в Домодедовском, Каширском, Луховицком, Пушкинском районах, городе Лобне. Лагерь глав администраций разделился по поводу продолжения эксперимента. Одни выступили за полную централизацию (г. Лыктарино), другие за активное сотрудничество (г. Электросталь), третьи проявили явное нежелание делиться собранным на своей территории (Одинцовский район) [9,10]. Итогом совещания явилось все-таки решение о частичном отходе от эксперимента — создается (разумеется, в рамках ПФ) "фонд выравнивания", за счет которого пенсионные деньги вновь станут перетекать из "богатых" районов в "бедные".

Администрация коммунального хозяйства, транспорта и связи провела трехдневное совещание. Несмотря на остроту и очевидную необходимость решения проблем газификации, связи, дорог, взаиморасчетов, прежде всего разговор шел о выплате зарплат работникам этой сферы (действительно, за 1996 год ряд организаций, прежде всего дорожно-строительных и дорожно-ремонтных, стали должниками как перед своими работниками, так и перед бюджетом.) Как и практически на каждом совещании промышленников, транспортники также подняли вопрос взаимоотношений с "Мосэнерго", расценки которого на электроэнергию в два раза выше, чем в соседних областях. Одна из возможных со стороны администрации мер, уже обсуждаемая — давление путем угрозы повышения налога на землю для предприятий “Мосэнерго”. [3]

Как обычно, в администрации области рассматривалась проблема выплаты задолженностей работникам образования, здравоохранения, культуры. Областной бюджет рассчитался с этими долгами, но местные администрации, в попытках залатать дыры в финансировании коммунального хозяйства, использует эти средства не по назначению. С целью выявления и ликвидации таких нарушений работает специальная комиссия, благодаря которой выплачено более 430 миллиардов задержанной зарплаты [3].

Московским областным агентством по делам о несостоятельности (банкротстве) начаты процедуры по делу о банкротстве АО "Ликинский автобусный завод". Еще недавно ЛиАЗ, являясь монополистом в производстве городских автобусов, мог диктовать свои цены стране. Но в 1996 году с конвейера предприятия, рассчитанного на выпуск 8000 машин, сошло всего 240 недоукомплектованных автобусов, долги предприятия достигли 280 млрд. руб.; работники еще не получили летнюю зарплату. Первое заседание арбитражного суда по этому делу назначено на 20 февраля.

Областной фонд имущества отсудил (за невыполнение инвестиционной программы) 40% акций Щелковского металлургического завода. В январе в этом деле был поставлен последний штрих: в реестр акционеров внесена запись о том, что государство снова является владельцем пакета. Наиболее интересным в этом деле является несостоявшийся инвестор: это АОЗТ “Малахит”, дочерняя структура “Менатепа”. Ранее, в 1996 году Фонд отсудил у “Менатепа” пакет акций АО “Геркулес” (бывшей Серпуховской чаеразвесочной фабрики) по аналогичной причине. “Менатеп” пользуется в кругах областной администрации славой ненадежного инвестора, покупающего на инвестиционных конкурсах пакеты “аппетитных” предприятий, но не выполняющего предусмотренную условиями конкурса инвестиционную программу. Кстати, оба предприятия за время их нахождения в структурах “Менатепа” дошли до такого состояния, что ими тут же заинтересовалось агентство по делам о несостоятельности.

2.2.    Московская областная дума

Продолжая работу над бюджетом, депутаты приняли в закон "Об основных характеристиках областного бюджета на 1997 год". Им, в частности, предусмотрен предельный размер дефицита бюджета — 5%.

Принят закон "Об организационном и функциональном зонировании территории Московской области". Закон должен содействовать наведению порядка в вопросах землепользования, наиболее рационально использовать землю. Регламентируя отношения местных администраций и администрации области, закон продолжает попытки областных властей вернуть, хотя бы частично, контроль за отводом земель., ушедший за годы реформ в руки местных администраций.

Уже в течение нескольких месяцев работает объединенная комиссия законодательных органов Москвы и Московской области. В нее вошли 14 депутатов, по 7 с каждой стороны. Избраны два сопредседателя: Валерий Гальченко, заместитель председателя областной думы, и Владимир Плотников, председатель комиссии по административно-территориальному устройству, самоуправлению и развитию городской думы. (Исполнительные органы власти также имеют общий орган — объединенную коллегию.) Комиссией принято заявление "Об основных принципах работы над генеральным планом развития г.Москвы и Московской области", на основе которого в настоящее время идет работа над разработкой генерального плана развития Московского региона. Готовится регламент объединенных заседаний двух дум. Уже сейчас налажен обмен опытом законотворчества, чтобы привести две законодательные системы в соответствие друг с другом.

Решения объединенной комиссии носят лишь рекомендательный характер, но исполнительная власть и Москвы, и области к этим рекомендациям прислушиваются. В прошлом году было принято решение о прямой перекачке "лишних" московских пенсионных денег в областной пенсионный фонд. Подмосковные депутаты видят задачу работы комиссии в постепенном выравнивании уровня развития всех сфер жизни граждан Москвы и Подмосковья. Москва заинтересована в развитии близлежащих районов области, но проблемы отдаленных территорий москвичей волнуют мало. Важнейшие проблемы из числа тех, что требуют совместного решения — утилизация отходов, экология, взаиморасчеты по медицинской помощи. [6]

Верховный суд РФ завершил рассмотрение дела о законности отзыва депутата Мособлдумы Елисеевой (о решении Конституционного суда по данному вопросу мы писали в предыдущем обзоре). Верховный суд в основном принял сторону Елисеевой, признав незаконными ряд статей областного закона об отзыве депутатов. Таким образом, Елисеева сохранила свой мандат, а глава Ногинского района Лаптев, основной инициатор проведения отзыва, потерпел поражение. Напомним, что продолжается судебное дело о законности избрания его самого, сейчас оно находится в президиуме Мособлсуда.

3.    ГОРОДА И РАЙОНЫ ОБЛАСТИ

3.1.    Выборы в органы местного самоуправления

3.1.1.    Итоги выборов 1996 года

Если 1996 год был отмечен в Московской области (помимо выборов Президента Российской Федерации) выборами органов местного самоуправления, то 1997 год станет годом выборов в Московскую областную думу. Итоги выборов в органы местного самоуправления станут той "печкой", от которой начнут проводиться анализы и прогнозы будущих выборов.

Член избирательной комиссии Московской области А.Дементьев особенностью всех прокатившихся местных выборов назвал низкую активность избирателей при высокой активности кандидатов. Таким образом, на "счету" оказывался каждый голос. Участие же в выборах органов местного самоуправления избирателей-военнослужащих из соседних воинских частей нередко превращает выборы в фарс, поскольку голосование военнослужащих срочной службы слишком часто бывает управляемо командованием. В Московской области по меньшей мере треть районов — "военизированы" (Щелковский, Красногорский, Ногинский, Балашихинский и др.). Для таких районов характерно и представительство самих военных среди кандидатов. Несмотря на соответствующие решения Государственной Думы и Конституционного суда, территориальные избирательные комиссии по-прежнему "используют" военнослужащих для обеспечения как явки, так и избрания угодных кандидатов. Российский союз местного самоуправления подал жалобу в Балашихинский городской суд, оспаривая законность включения военнослужащих в списки голосовавших. [5] И, как дополнительный: пример, в Совете депутатов Дмитровского района пять из тринадцати мест заняли военные.

По сообщению областной газеты "Подмосковные известия", рекорд по обращению в судебные органы в связи с выборами побил Чеховский район. Декабрьские выборы в районное законодательное Собрание — Совет депутатов "завершились" представлением прокурора Московской области об устранении нарушений законодательства о выборах и местном самоуправлении, которое территориальная избирательная комиссия района проигнорировала.

В марте 1996 года прошли выборы главы района. Завершались они на безальтернативной основе. Изначально баллотировалось пять кандидатов, но в знак протеста против нарушений законодательства во время выборов четверо сняли свои кандидатуры. “Победил” действующий глава А.Савин.

На выборах в Совет депутатов из 68 человек, баллотировавшихся на 17 мест, одиннадцать или возглавляли отделы районной администрации, либо являлись главами сельских администраций, но соответствующего заявления о сложении с себя полномочий в случае избрания ни один из них не сделал, а территориальный избирком не отреагировал на протест прокурора Московской области М.Авдюкова. Четверо из упомянутых одиннадцати — победили. [6]

Образцом, хотя и скандальным, для многих регионов может стать история выборов главы и депутатов местного самоуправления, еще летом прошедших в г. Дрезна Орехово-Зуевского района. Выборы там состоялись, но новоизбранные глава (Сергей Каравайцев) и депутаты не могут приступить к выполнению своих обязанностей — прежний глава не освобождает место. Суть дела в том, что по уставу Орехово-Зуевского района г. Дрезна лишен статуса муниципального образования, а значит, не может иметь свой собственный дрезненский устав, на основании которого и проводятся выборы. Уже прошедшие выборы были объявлены незаконными, поскольку работавшее собрание представителей не имело права их назначать. По заключению комитета по делам Федерации Совета Федерации, "дрезненское собрание представителей имело право назначить выборы". В заключении Комитета по местному самоуправлению Государственной Думы говорится, что возможна "организация местного самоуправления на уровне района с упразднением расположенных в его границах городов", но для этого необходимо получение согласия населения через местный референдум. Московская областная дума и Генеральная прокуратура также считают, что лишение города статуса муниципального образования незаконно Судебное разбирательство длится уже несколько месяцев, причем иск новоизбранного мэра и иск главы Орехово-Зуевского района А.Филиппова объединены в одно дело. Последний был подан спустя 7 месяцев после выборов, и в нем требуется признать выборы недействительными ввиду ряда грубых нарушений, допущенных в ходе выборов. [4]

3.1.2.    Текущие выборы

12 января состоялись выборы Совета депутатов Одинцовского района. По 20 одномандатным округам по выборам в Совет баллотировалось 80 претендентов. Явка составила 36% от числа зарегистрированных избирателей [9].

12 января не состоялись выборы депутатов городского совета Электростали. Причина — явка составила менее 25 процентов.

Московская областная избирательная комиссия решила перенести со 2 февраля на 2 марта выборы депутата Московской областной думы по избирательному округу №6, в который входят города Лобня, Долгопрудный и ряд прилегающих районов. Ранее эти выборы, прошедшие 24 ноября, были признаны несостоявшимися опять-таки из-за низкой явки. Можно с крайне высокой вероятностью предположить, что не состоятся они и в этот раз.

3.2.    Хроника конфликта в Долгопрудном

В Долгопрудном продолжается противостояние мэра П.Ю.Климова и местной милиции, о котором мы сообщаем в обзорах уже несколько месяцев. На довыборах в горсовет этого города (взамен выбывшего из-за избрания мэром депутата Климова) победу одержал начальник милиции В.Субботин. О чем местный избирком выдал ему удостоверение соответствующего образца. Глава города, обеспокоившись тем, что новый депутат может нарушить шаткое равновесие в совете не в его (Климова) сторону, видимо, решил немедленно действовать. В центральной прессе появилась "разоблачительная" статья М.Костина [8], в которой как нарушение Закона о милиции расценивается использование В.Субботиным в предвыборной агитации антиклимовских материалов (в очередной раз описывающие такие хорошо известные в Долгопрудном события, как перевод счетов городского бюджета в сомнительный банк, попытка вселить этот банк в здание Дома творчества школьников; выделение участка в водоохранной зоне под кладбище для животных и др.), а также делаются намеки на нарушения в ходе выборов. Испугавшись, избирательная комиссия лишила В.Субботина депутатского статуса, что последний немедленно обжаловал в городской суд.

Борьба Климова с оппозицией стала принимать гротескные черты. Так, часть разогнанной мэром редакции городской газеты “Долгопрудненская страница” организовала газету с названием “Долгопрудненские страницы”, печатаемую с сохранением характерной верстки старой газеты.

3.3.    Вопрос о земле

С участием вице-премьера правительства Российской Федерации А.Заверюхи и губернатора области А.Тяжлова в Домодедовском районе прошло мероприятие под названием областной совет сельских товаропроизводителей.

По данным министерства сельского хозяйства области, с одной стороны, результаты работы за 1996 год свидетельствуют о росте (в физических показателях) выпуска продукции АПК. Но, с другой стороны, если убыточными в 1995 году была треть хозяйств, то в 1996 — уже две трети. До сих пор не закончена передача объектов социальной сферы на баланс местных властей, из-за чего содержание “социалки” по-прежнему поглощает значительные средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства. Губернатор объявил, что в 1997 году деньги будут выделяться лишь на поддержку наиболее значимых отраслей (племенное животноводство, семеноводство), а также на адресную поддержку отдельных хозяйств, доказавших свое умение работать (около 100 на всю область). Но обсуждение путей аграрной реформы в очередной раз выявила основную причину ее несостоятельности: отсутствие определенности в вопросе собственности на землю. [12]

За 1995-1996 годы в Московской области оформлено более 200 тысяч различных операций с землей. Сумма земельного налога, собранного в консолидированный бюджет году, возросла вдвое — со 178 миллиардов рублей в 1995 году до 360 миллиардов рублей в 1996.

В области всерьез занялись и наведением порядка в учете земли, недавно глава администрации подписал постановление "Об организации ведения государственного земельного кадастра Московской области".

Опыт по созданию автоматизированной системы управления земельными ресурсами уже имеется в Дмитровском районе, где информационная база по земле была пилотным проектом подобного рода, организованном при участии специалистов из Канады (канадской стороной были предусмотрены инвестиции в размере 2,5 миллионов долларов), федерального кадастрового центра "Земля", земельных комитетов всех уровней. Как результат, в 1996 году абсолютная величина налога с недвижимости увеличилась в 4 раза, а земельного — на 2 миллиарда рублей по сравнению с 1995 годом. [2]

В Коломне в самом конце прошлого года также вступила в работу специальная компьютерная сеть, разработанная в рамках российско-германской программы "Гермес". Программа поможет городскому комитету по земельным ресурсам и землеустройству вести учет пользования землей, что позволит более эффективно использоваться участки городской площади под застройку и прокладку коммуникаций, а также вести контроль за уплатой налогов. [1]

4.    Партии

В областной организации "ЯБЛОКА" — вялотекущий скандал в связи с тем, что заместитель председателя организации Валерий Гальченко (он же — зам председателя областной думы) возглавил областную организацию движения "Честь и Родина" Александра Лебедя. Этот переход, вызвавший панику среди ревнителей “яблочной” чистоты, не удивил тех, кто хорошо знает Гальченко, поскольку вполне укладывается в его политическую тактику. Заявленная им цель — победа на губернаторских выборах 1999 года, на которых он не намерен быть кандидатом от одной партии; в этих целях он стремится создать ряд "организаций гражданского общества" (в том числе и партий), ориентированных на "областные цели".

Словосочетание “областные цели” дает ключ к пониманию многих конфликтов в областном “ЯБЛОКЕ”, которые начался еще до его официального создания, по ходу организационного процесса. Одни претенденты на лидерство в организации (депутат Госдумы второго созыва Алексей Захаров, депутат прошлой Госдумы Игорь Бабичев), участвуя в федеральных политических процессах, озабочены попаданием в федеральный список на следующих думских выборах, в то время как другие (Валерий Гальченко, Олег Безниско) постоянно заявляют, что их цель — властные структуры области, и противопоставляют себя первым.

25-26 января состоялась 31 отчетно-выборная конференция областной партийной организации КПРФ. Подмосковная организация насчитывает в своих рядах — 16 тысяч человек. Первым секретарем был повторно избран депутат Государственной Думы Сергей Нигкоев.

29 января прошло "Крестьянское собрание Московской области". В принятой резолюции выражалось недоверие главе обладминистрации А.Тяжлову, политике властей по вопросам сельского хозяйства.

Выражение недоверия губернатору — достаточно значимое событие, свидетельствующее о том, что администрация области теряет контроль над мощным сельскохозяйственным лобби Подмосковья. Это еще и личная неудача влиятельного Ю.Королева, министра сельского хозяйства области, отметившего в истекшем месяце свое 60-летие. Напомним, что в канун губернаторских выборах именно влияние Королева на организацию Аграрной партии было использовано для того, чтобы "объединенным кандидатом коммунистов и аграриев" был выдвинут заведомо “непроходной” банкир-коммунист Антонов, призвавший после первого тура (где он финишировал третьим) голосовать за Тяжлова.

Источники:

1.  Подмосковные известия. — 1997. — № 1. — 5 января

2.  Подмосковные известия. — 1997. — № 2. — 6 января

3.  Подмосковные известия. — 1997. — № 18. — 30 января

4.  Владимирова А. "Вы иск? А мы два." // Российская газета. — 1997. — 18-24 января. С.11

5.  Дементьев А. "Шагом-арш" голосовать!" // Подмосковные известия. — 1997. — № 3. — 9 января. С.2

6.  Шикина Г. "Кому закон не указ." // Подмосковные известия. — 1997. — № 3. — 9 января. С.2

7.  Союз обещает быть плодотворным // Подмосковные известия. — 1997. — № 3. — 9 января. С.4

8.  Общая газета. — 1997. — № 3. — 23-29 января. С.3

9.  Подмосковные известия. — 1997. — № 11. — 21 января

10.Подмосковные известия. — 1997. — № 15. — 25 января

11.Подмосковные известия. — 1997. — № 16 — 28 января

12.Подмосковные известия. — 1997. — № 19 — 31 января

 

 

Политический мониторинг №1(60)