Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Международный институт гуманитарно-политических исследований

Игорь РОДИОНОВ

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

на рубеже 1996-1997 годов

В силу временных причин в наших обзорах социально-политических процессов Мордовии произошел перерыв продолжительностью в несколько месяцев. Поэтому в настоящем обзоре мы пытаемся заполнить образовавшуюся лакуну, освещая события не только января 1997 года, но и ряда предшествовавших месяцев.

1.    ВЛАСТЬ

1.1.    Смена мэра Саранска

Принятая в 1995 году, уже после выхода федерального закона о местном самоуправлении, конституция Мордовии установила, что главы районных администраций “избираются представительным органом местного самоуправления из своего состава по предложению главы республики”. В прямом и заведомом противоречии с федеральным законом, запрещавшим государственной власти вмешательство в дела местного самоуправления, республиканское законодательство фактически установило принцип назначаемости и сменяемости главой республики глав районных администраций (с одобрения местного депутатского сообщества). Надо учесть, что в республике еще не было прецедентов, когда местный депутатский корпус воспрепятствовал бы смещению либо назначению главой республики руководителя администрации. Иллюзорность влияния депутатского сообщества на выбор своего руководителя – очевидна и никем не вуалируется.

В августе 1996 года республиканский парламент принял закон “О порядке избрания и досрочного прекращения полномочий главы города, села, поселка, сельсовета” (его текст см. в обзоре за август 1996 года). С принятием рассматриваемого закона вертикаль прямой должностной зависимости от администрации главы республики протянулась до мэров городов, глав администраций села, поселка, сельсовета. Одновременно было установлено, что по истечении срока полномочий глав, избранных населением в 1994 году – то есть в ноябре 1996 года – применяется новая процедура. Это отвечало интересам прежде всего центрального руководства республики, пришедшего к власти в 1995 году, когда руководители территорий РМ уже были избраны.

На основании этого республиканского законодательства в ноябре 1996 года произошла смена глав администраций. Наибольшее значение имела замена мэра столичного города Саранска.

Мэр Юрий Рыбин на протяжении длительного времени являлся одной из самых заметных и влиятельных политических фигур в республике. Его относительная политическая автономность от центрального руководства Мордовии обеспечивалась всенародной избранностью на свою должность. В ситуации придания власти в Мордовии характера абсолютной незыблемости и подконтрольности администрации главы республики – положение мэра Саранска вызывало у местного Белого Дома (резиденция главы республики) серьезное беспокойство. Оно усиливалось тем обстоятельством, что мэр Саранска никогда не принадлежал к политической группировке нынешнего главы республики Николая Меркушкина, к той группировке, которая и трансформировала под себя систему власти в республике.

На сессию горсовета, которой предстояло утвердить кадровое решение главы республики, прибыли сам Николай Меркушкин, премьер-министр Владимир Волков, руководитель администрации главы республики Владимир Руженков.

Слагающий полномочия мэра Юрий Рыбин выразил намерение в дальнейшем помочь городу "участием в работе наравне со всеми другими депутатами. Вмешиваться не буду". На этом Юрий Рыбин покинул президиум.

Фракция коммунистов тут же предложила отложить сессию, поскольку слишком сильными были сомнения в правомочности смещения всенародно избранного Рыбина. Эти сомнения не мог развеять своим выступлением даже прокурор Саранска. Взявший далее слово Николай Меркушкин расставил все точки по поводу правомочности сессии ("в сентябре прошлого года голосовали именно за такой принцип формирования власти в городе и районе") и предложил на пост главы администрации Саранска Ивана Ненюкова, мотивировав это тем, что “решение принималось коллегиально и не в один день... Последнее время мы не совсем довольны деятельностью администрации Саранска".

В предоставленном “последнем слове” Юрий Рыбин константировал: “Я не вижу в данной ситуации какого-то злого умысла Николая Меркушкина или еще кого-нибудь. Я не под какой флаг не вставал и вставать не собираюсь". Иван Ненюков был поразительно лаконичен: "Мне было предложено, что моя кандидатура будет выставляться на должность мэра города. Вот я и перед вами. У меня все".

Затем наступила вторая часть сессии – обсуждение в комитетах горсовета кандидатуры Ивана Ненюкова. Когда депутаты вновь собрались на пленарное заседании, председатели комитетов сообщили, что предлагают провести тайное голосование по кандидатуре мэра и не стали оглашать своего отношения к предложенной Н.И.Меркушкиным кандидатуре. Большинство остальных выступающих в той или иной форме выразили свое недовольство процедурой принятия решения. В частности, председатель комитета по социальной политике Игорь Лакиза заявил, что фактическое отстранение депутатов от процедуры внесения предложений по кандидатуре серьезно сужает их депутатские права. Депутат Керженцев обратился к совету с предложением вынести разрешение вопроса на всенародное обсуждение, а также подготовить обращение в Конституционный Суд России с целью разъяснения возникшего противоречия между федеральным и республиканским законодательством. Депутат Государственной Думы Костерин еще раз подчеркнул, что Конституция России не допускает введенного Конституцией Мордовии способа фактического назначения глав местного самоуправления органами государственной власти, а поскольку первая имеет на всей территории России прямое действие, то долг и обязанность депутатов всех советов – подчиняться ей.

В своем ответном выступлении глава республики аппелировал “к разуму и здравому смыслу” депутатов. По его мнению, дальнейшее функционирование органов исполнительной власти на местах возможно только в случае их жесткого подчинения исполнительной властной вертикали, а закон о местном самоуправлении России несовершенен и не отвечает сложившей ситуации. Результаты тайного голосования были оглашены уже к вечеру. Голоса распределились следующим образом: "за" Ненюкова – 14, "против" – 9, воздержались – 3, недействительных бюллетеней – 1.

Речь Ивана Ненюкова как новоиспеченного мэра была коротка: "Если искренне – здесь работы много. Доверие постараюсь оправдать". Николай Меркушкин выразил сожаление по поводу атмосферы на сессии: "Мы думали, что сессия пройдет с большим оптимизмом и не будет такого гробового молчания".

Когда решение уже состоялось, рядовые избиратели, сомневающиеся в законности отстранения от власти Юрия Рыбина, потребовали от прокурора города развеять их опасения в легитимности избрания Ивана Ненюкова мэром. Прокурор заверил, что процедура избрания Ивана Ненюкова полностью соответствовала действующему законодательству.

1.2.    Кадровые перестановки, проведенные новым мэром

После смены мэра началось перераспределение портфелей.

Первым заместителем главы администрации по управлению городским хозяйством остался Владимир Рыбкин. На должность своего заместителя по строительству Иван Ненюков назначил Николая Копейкина, прежде работавшего первым заместителем министра строительства. Заместителем по экономике остался Владимир Толстых. Далее заместителем главы администрации – председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом был назначен Сергей Нищев. И, наконец, должность управляющего делами саранской администрации, ныне переименованного в руководителя аппарата мэра Саранска, занял Валерий Ефремов.

Большинство начальников управлений и отделов администрации сохранили свои должности. Однако и там произошли некоторые рокировки. Начальником городского управления народного образования взамен г-на Смирнова стала Галина Лотванова. Руководителем управления потребительского рынка и услуг вместо Евгения Бумонова был назначен Иван Акимов.

В целом структура городской администрации претерпела пока лишь косметические изменения. Все управления и отделы остались не тронуты, в ряде случаев сменились только вывески. Впрочем, Иван Ненюков заметил: "Администрации будут претерпевать изменения, причем не в сторону увеличения". В принятый 30 декабря бюджет РМ заложено значительное (более чем на треть) сокращение управленческих штатов в саранской мэрии.

2.    ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

2.1.    Раскол в лагере левых патриотов

18 января в здании Центра культуры города Саранска состоялась первая конференция Объединения лево-патриотических сил Мордовии "Власть – народу!". На конференции окончательно оформился раскол между радикально построенными левопатриотами и умеренными коммунистами-”зюгановцами”, которых первые обвиняют в соглашательской и слишком мягкой позиции.

Мордовское объединение “Власть – народу!” было создано перед выборами в Госдуму как группировка для поддержки кандидатов в депутаты от левых сил. После выборов о нем практически ничего не было слышно. Сейчас, во время наметившегося раскола в лагере оппозиции, объединение решило провести свою конференцию. Один из лидеров левых коммунистов, Станислав Терехов, прибыл в Мордовию и присутствовал за столом президиума.

В основном докладе бывший депутат Госдумы Владимир Карташов заявил о выходе объединения из недавно созданного республиканского отделения НПСР, мотивируя это тем, что коммунисты КПРФ сегодня ведут соглашательскую политику и подыгрывают "компрадорской буржуазии", находящейся сегодня у власти в России и активно распродающей ее.

Немало критики было высказано и в адрес профсоюзного движения Мордовии, особенно за то, что профбоссы не смогли (или не захотели) сорганизовать врачей и учителей на поддержку всероссийской забастовки.

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.    Основные направления экономической политики РМ в 1996 году

Минувший 1996 год интересен тем, что республиканская элита наконец-то четко смогла обозначить основные направления своей экономической политики:

1. Налаживание экономических связей с российскими территориями. Достигнуты соглашения с Москвой, Республикой Коми, Астраханской, Волгоградской, Омской, Свердловской областями, позволяющие предприятиям республики активнее осваивать региональные рынки страны.

2. Развитие отношений со странами дальнего зарубежья, продвижение мордовских товаров на рынки Европы, Азии, Африки. Заключены соглашения с представителями африканских стран. Открыто торговое представительство в Сирии. Предприятия республики приняли участие в торгово-промышленных ярмарках в Чехии и Германии.

3. Привлечение зарубежных инвестиций в экономику Мордовии. Это нашло отражение в предоставлении в Международный банк реконструкции и развития ряда инвестиционных проектов крупнейших предприятий республики, в принятии закона об иностранных инвестициях, в подписание контракта с немецкой фирмой "AIVV" о строительстве мусороперерабатывающего завода в Саранске.

4. Установление контактов с крупными коммерческими банками страны ("Возрождение", "Российский кредит", "ОНЭКСИМБанк", "Инкомбанк") с целью приобретения потенциальных инвесторов и авторитетных посредников в привлечении иностранных инвестиций. Пока эти банки выделяют кредиты правительству республики на короткие сроки и под высокие проценты.

5. Пополнение бюджета, прежде всего за счет увеличения федеральной помощи, производства и продажи местной алкогольной продукции.

6. Поддержка крупных предприятий республики. Попытка увеличения инвестиций в них, в основном за счет участия в российских федеральных программах.

Но все эти направления реализовывались лишь с переменных успехом. Руководству республики не удалось решить основную задачу, поставленную на 1996 год – стабилизировать производство. Сегодня уже очевидно, что стабилизация возможна лишь при условии изменения экономического курса, проводимого российским правительством. А поскольку в 1996 году он мало подвергался корректировке, то закономерными были спад производства, кризис платежей, рост безработицы и сохранение тенденции к уменьшению инвестиций. Минувший год прибавил еще одну проблему: задержку зарплат. Однако руководство республики, даже и видя недостаточность наличных и могущих быть мобилизованными ресурсов для достижения заявленных – и действительно объективно стоящих перед РМ – целей, все же не имеет – и видимо, в сегодняшних условиях и не может иметь – никакой иной политики, кроме дающего лишь частичные успехи курса на стабилизацию.

3.2.    Международные связи

Обнародован контракт, заключенный еще в августе 1996 года между правительством республики Мордовия, мэрией г.Саранска и немецкой фирмой "FIVV ГмбХ". Он предусматривает создание системы по сбору и удалению промышленных и бытовых отходов, в том числе предполагает строительство в Саранске мусоперерабатывающего завода. Ввод в эксплуатацию нового предприятия предполагается осуществить в 2001 году. По условиям контракта, завод должен соответствовать действующим в стране экологическим нормам и правилам.

Разработчики проекта рассчитывают, что в случае его реализации, во-первых, в столице Мордовии будет решена проблема утилизации промышленных и бытовых отходов, во-вторых, город получит дополнительную электро- и теплоэнергию, вырабатываемую за счет отходов, в-третьих, не менее 30% объема заказов будет передано предприятиям республики, что должно благоприятно сказаться на ее экономическом положении.

Общий объем инвестиций оценивается в 200 млн.долларов.

Однако возникает ряд вопросов. Не вполне ясно, где возьмут республика и город необходимые средства для инвестирования проекта. Опасения мотивированы еще и тем, что во время недавнего визита правительственной делегации Республики Мордовия в Германию выяснился отход немецкой фирмы от достигших соглашений.

12 ноября 1996 года в Доме правительства состоялась встреча премьер-министра Мордовии В.Волкова с представителями деловых кругов Италии – генеральным директором фирмы "Континуус проперци" г-ном Рольфом Христианом и директором фирмы по внешнеэкономическим связям г-ном Альбертом Оссани. Данная фирма известна во всем мире благодаря изготавливаемой качественной продукции для литейного производства.

На встрече были обговорены этапы сотрудничества, первым из которого должно быть поставка оборудования для производства алюминиевой катанки на базе АО "Центролит". Данная продукция необходима Саранскому кабельному заводу. Итогом визита стало подписание руководителей Мордовии и итальянской фирмы соглашения о намерениях долгосрочного сотрудничества.

3.3.    “Продразверстка”

Почти год назад, в феврале 1996 года, Мордовию посетил мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Визит широко тогда освещался и преподносился как акт большого уважения к руководству нашей республики. Во время визита Лужков высказал желание закупить у Мордовии для столицы 20 тысяч тонн мяса, 20 миллионов штук яиц, 100 тонн меда и 25 тысяч тонн картофеля (в былые времена Мордовия по разнарядкам Госплана поставляла картофеля намного больше, до 150 тысяч тонн в год). Нынешнее соглашение между Мордовией и Москвой о поставке в столицу сельхозпродукции оказалось провальным для нашей республики. Картофель приходилось продавать за бесценок.

Сдавать урожай картофеля за бесценок никто в Мордовии не хотел, и собирать его приходилось "революционными" методами. Но даже и с оплатой поставленного урожая в Москве тоже произошли накладки, в результате чего долги потребкооперации стали рости. Мордовские заготовители уже собирались расторгнуть значительную часть договоров с Москвой, но тут вмешалось республиканское руководство. Собрали совещание с приглашением районных руководителей и поставили задачу: во что бы то ни стало собрать нужное количество картофеля. Несмотря на проведенную “продразверстку”, удалось отправить лишь 4 тысячи тонн картофеля. Сейчас, по завершению компании заготовители подсчитывают убытки. По предварительным данным, они составляют свыше 100 тысяч рублей за тонну. Однако руководством республики это не принималось во внимание – для него в этой ситуации был важен шанс заработать у Юрия Лужкова имидж “надежного партнера столицы”.

3.4.    Бюджетный процесс

19 ноября 1996 года в Доме правительства состоялось расширенное заседание правительства, на которое собрались главы администраций городов и районов Мордовии и руководители промышленных предприятий. На заседании присутствовали глава республики Н.И.Меркушкин, председатель Госсобрания В.Кечкин и представитель Президента РФ в Мордовии В.Конаков. Половина заседания была посвящена рассмотрению проекта бюджета республики на следующий год, который представил министр финансов В.Кедров. Проект был одобрен.

27 декабря, за три дня до сессии Госсобрания, состоялось заседание Совета ГС. Основным и практически единственным вопросом на нем был проект бюджета республики на 1997 год.

Председатель бюджетного комитета Сергей Сорокин внес ряд предложений.

Первое – увеличить доходную часть бюджета за счет сумм, которые будут возвращаться в счет погашения выданных ранее правительством кредитов; за счет отказа в налоговых льготах всем, за исключением науки и инвалидов. Предложил оратор перекроить и расходную часть бюджета следующим образом: увеличить расходы на социальную сферу на 50 млрд., сократить резервный фонд правительства РМ с 60 до 20 млрд., исключить расходы на погашение инфляции, в связи с ее низким процентом. И наконец, отказаться от дотаций сельскому хозяйству, переименовав их в субсидии, и поручить правительству разработать положение, регулирующее использование этих средств.

Следом за выступившем Сергеем Сорокиным начались прения по доработкам бюджета. Правительству большая часть этих доработок пришлась не по вкусу, члены Совета единогласно решили в оставшиеся до сессии дни встретиться еще раз, поговорить с правительством и доработать возникшие предложения.

30 декабря бюджет все же был принят на сессии Госсобрания после бурного обсуждения. Основные его проектировки остались прежними.

13 января 1997 года бюджет РМ был подписан главой республики и вступил в действие.

Впервые за последние два года мордовские законодатели смогли вовремя принять республиканский бюджет.

3.5.    Основные характеристики республиканского бюджета

По сравнению с прошлогодним бюджетом увеличились доходы с 1229 до 1539 миллиардов рублей. Уменьшился дефицит – с 20,5 до 9,4 процента. Но основное отличие от прошлого бюджета заключается в новой концепции финансирования государственных расходов и формирования местных бюджетов. Концепция была сформулирована в аппарате исполнительной власти (неизвестно, кто именно был ее инициатором) в середине прошлого года. Естественно, появилась она не от хорошей жизни. В то время стало понятно, что поставленная на 1996 год цель – стабилизация производства – не будет выполнена. Районы отдавали в бюджет лишь половину того, что должны были дать, при этом все настойчивее требуя республиканских средств в качестве помощи. Такая позиция не устраивала республиканские верха. Заговорили о предоставлении большей самостоятельности местных властей в обеспечении своих территорий доходами, о прямой зависимости между работой по сбору собственных доходов и размером помощи из республиканской казны.

В новом бюджете определено, что если район не обеспечит поступление собственных доходов и выполнения ряда показателей (таких как: планы закупок мяса, молока, зерна; планы промышленного производства, строительно-монтажных работ, реализации водки и др.), то не видать им в полном объеме запланированных в республиканском бюджете дотационных средств – трансфертов и субъвенций. Бесспорно, эти меры заставят руководителей на местах более активнее трудиться, помогать промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Глава республики получает возможность оценивать (при помощи целого ряда экономических критериев), на что способен тот или иной руководитель. Наивно, однако, думать, что эти меры позволят решить все без исключения проблемы.

В бюджете намечается установить прямую зависимость между наполняемостью местных бюджетов и фондом оплаты труда чиновников. Решено, что в полном объеме зарплату со всеми надбавками чиновники получат лишь при условии выполнения всех доходных источников, если же территория не получила прогнозируемых цифр доходов, то и зарплата будет меньше. Высвободившиеся же средства пойдут в социальную сферу.

Вообще тема чиновничества в бюджете присутствует очень ярко. Правительство собирается в этом году пойти на решительные сокращения аппарата. В отличие от прошлогоднего бюджета, когда расходы на управление возрасли в два раза, в нынешнем они уменьшаются на 7,2 процента. Сокращение затронет десятую часть чиновничьего корпуса. Всего по республике сокращению подлежат 559 штатных единиц, из них 63 работника высших государственных органов. На 458 человек уменьшится численность занятых в органах местного самоуправления. Причем наибольшее сокращение настигнет управленцев города Саранска – из 541 штатной единицы останется 350.

В целом эти сокращения и ограничения дадут экономию в 3,5 миллиарда рублей – это всего лишь 0,2 процента расходов. Тем не менее некоторой популярности и авторитета республиканскому руководству она добавит. Народ у нас любит такие вот вещи, хотя и относится к ним с недоверием.

Если о сокращении расходов на аппарат управления говорят в последнее время много и шумно, то как-то стыдливо замалчивается тема уменьшения финансирования таких социальных статей как образование, наука, культура, искусство, физическая культура и спорт. А средств на эти сферы в этом году будет выделено меньше, чем было запланировано в 1996-ом, и не только в относительных цифрах, но и в абсолютных. В прошлом году на образование выделялось 77 миллиардов рублей, в этом – 70 миллиардов, на культуру и искусство в прошлом – 19,8, в нынешнем – 19,2 миллиарда, на науку – 1 миллиард и 850 миллионов, на физическую культуру и спорт – 8,8 миллиарда и 7,3 миллиарда соответственно.

Неприятный сюрприз обещает жителям городов раздел бюджета о финансировании жилищно-коммунального хозяйства. Ассигнования на содержание и эксплуатацию ЖКХ намечаются в 160,1 миллиарда рублей, а для более или менее нормальной работы требуется 271,9 миллиарда рублей. Большая часть разницы между необходимой и ассигнуемой суммой, а именно 85 миллиардов рублей будет получена за счет увеличения в 6 раз действующих на конец 1996 года тарифов на жилищно-коммунальные услуги (жилье, отопление, горячая вода). В результате стоимость жилищно-коммунальных услуг для семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире, будет равняться примерно 110 тысячам в месяц, что на 72 тысячи рублей больше прежней стоимости. Кстати, по решению российского правительства, к 2003 году население должно платить за жилье и коммунальные услуги полную их стоимость. Сейчас жители Саранска, по расчетам жилкомхоза, платят за жилье лишь 11 процентов от стоимости его содержания.

Сэкономив на социальной сфере, разработчики бюджета заметный упор сделали на стимулирование производства и реализации продукции. Отменены почти все прямые налоговые льготы (их суммы, по неофициальным подсчетам, превышают 20 миллиардов рублей). Вместе с тем для предприятий, добившихся прироста объемов реализованной продукции, предусмотрено сокращение ставки налогов на прибыль и на имущество (последнее, правда, лишь для некоторых). Однако эти налоговые льготы предоставляются лишь при условии: своевременности текущих платежей в бюджет и внебюджетные фонды; уменьшения задолженности по выдаче зарплаты; загрузки производственных мощностей не менее чем на 50 процентов; сохранения численности работающих и т.д. С полной уверенностью можно говорить, что сегодня для большинства крупных предприятий эти условия не выполнимы. Следовательно, им никакие льготы "не светят". Раз так, то сложно рассчитывать на увеличение объемов производства.

Остальные бюджетные новшества не носят принципиального характера. Многое остается без изменения. И в частности то, что значительную часть республиканского бюджета вновь предполагается сформировать за счет российской помощи. Из общей суммы доходов республиканского бюджета в 1539 миллиардов рублей на российский трансферт приходится 732 миллиарда рублей или 47 процентов. От того, поступят ли они в полном объеме или нет, будет зависеть не только относительное благосостояние республики, но и ее социальная стабильность.

Разработчикам бюджета пришлось немало потрудиться, и в целом им удалось создать документ, отвечающий основному требованию руководства – достижению минимального уровня дефицита. Хотя 9,4 процента – это не так-то уж и мало. Однако добиться большего было очень трудно. Составителям удалось увеличить и доходную часть бюджета, но увеличение это чисто гипотетическое, поскольку опирается на благоприятный прогноз экономического развития республики и на возможный внушительный кусок федеральной помощи. В прошлом мы могли убедиться, насколько ненадежна эта последняя опора. Бесспорно, положительным следует признать новое построение отношений респубшиканского центра и районов, а также попытку навести порядок в штатном расписании государственных структур. Можно было положительно оценить и большее внимание проивзводству, но воздержимся, поскольку в сегодняшних условиях приоритет производству автоматически ведет к сокращению расходов на социальную сферу.

Принятие бюджета еще не означает что он будет выполнен. Опыт последнего года показывает, что финансирование может составлять не более 2/3 запланированного, а по отдельным статьям и того меньше. Не финансировались в полном объеме даже защищенные статьи, которые должны обеспечиваться ассигнованиями в обязательном порядке. Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что объем финансирования бюджетных статей вряд ли будет больше прошлого, как мы помним далеко не благополучного, года.

Власти определяют бюджет как проект развития республики. Впрочем, другого им ничего не остается. С уверенностью можно сказать, что и в этом году оптимистические прогнозы провалятся, как и все предыдущие.

4.    ВСПЫШКА САЛЬМОНЕЛЛЕЗА В МОРДОВИИ

Пятьдесят взрослых и десять детей во время новогодних праздников стали жертвами сальмонеллеза. Фактором передачи стал майонез производства Нижегородского масложирового комбината. По настоянию Саранской СЭС завод закрыт, из-за чего терпит большие убытки. Саранские эпидемиологи открыто заявляют: уверенности в том, что в городских магазинах и "комках" не остался зараженный майонез, нет. Завод по производству майонеза закрыт, ведется следствие, торговые предприятия Саранска все же не желают вернуть в Нижний Новгород испорченную продукцию.

 

Политический мониторинг №1(60)