Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Международный институт гуманитарно-политических исследований

Сергей ткачев

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1997 года

1.    экономика

В январе 1997 г. кардинальных изменений в социально-экономической жизни региона не произошло. Наблюдался небольшой рост цен на некоторые товары и услуги. В настоящее время по стоимости девятнадцати основных продуктов питания Курская область занимает II место в относительно “дешевом” Центрально-Черноземном районе (207,3 тыс. руб. в месяц), уступая лишь Белгородской области. Самые высокие цены в области продолжают сохраняться в Железногорске (226,2 тыс. руб), подогревая там и без того напряженную ситуацию[1] .

1.1.    Ситуация на Михайловском ГОКе

Железногорск по существу стал жертвой кризиса на промышленном гиганте – Михайловском ГОКе (горно-обогатительном комбинате), для обслуживания которого он и был построен. В ходе приватизации основной пакет акций ГОКа оказался в руках банка “Российский кредит”, который, однако, ничего не сделал для реконструкции предприятия и повышения его конкурентоспособности. В результате ГОК находится на грани банкротства. Несколько месяцев не выплачивается зарплата и налоги в бюджет. Между тем, материальное положение руководителей предприятия значительно улучшилось. Аналогичная ситуация складывалась на Лебединском ГОКе в соседней Белгородской области, но там руководству предприятия удалось выиграть тяжбу с банком, найти инвесторов и сделать Лебединский ГОК одним из наиболее доходных предприятий региона. (Сопоставление ситуаций на Лебединском и Михайловском ГОКах было и остается для населения региона одним из основных критериев оценки деятельности руководства области в сфере экономики.)

В конце прошлого года Совет директоров Михайловского ГОКа вынес вотум недоверия генеральному директору предприятия В.Коломойцу.

Ныне в рамках деятельности ВЧК в Железногорск выехала ее областная коллегия, возглавляемая непосредственно губернатором. Было принято решение арестовать все счета АО “Михайловский ГОК”, в течение двух недель выплатить рабочим зарплату, подготовить и передать в прокуратуру материалы, касающиеся деятельности банка “Российский кредит” на Михайловском ГОКе[2].

1.2.    Экономическая политика администрации Руцкого

Самой большой проблемой в Курской области, как и по стране в целом, остается кризис неплатежей. В списке должников областного Пенсионного фонда сегодня числится четыре тысячи предприятий и организаций, долг которых превысил 1 трлн. рублей. Фонд подал уже в арбитражный суд 20 исковых заявлений о взыскании этих сумм с имущества предприятий. В качестве основных должников названы АО “Машиностроитель”, “Кожзавод”, “Кожгалантерея”, предприятие “Светлана”[3].

Следует отметить, что в сельской местности была осуществлена выплата пенсий с июля по ноябрь. Части пенсионеров выплачена ноябрьская пенсия. В то же время сохраняется основная масса задолженности бюджета по зарплатам и пенсиям за ноябрь-декабрь. По официальным данным, на 13 января сумма бюджетной задолженности по этим статьям составила 55 млрд. руб.[4]

Курским пенсионерам предложено получать свою пенсию сразу в товарном эквиваленте. В области открыто уже 220 торговых точек, в которых пенсионеры могут отоваривать талоны, полученные ими вместо пенсий. С момента, когда соответствующее распоряжение губернатора вошло в силу, пенсионерами приобретено товаров почти на 1,5 млрд. руб.[5]

Для снижения уровня взаимных неплатежей и совершенствования взаиморасчетов предприятий и организаций с разрешения губернатора в области введено новое платежное средство – векселя “Курскпромбанка”, которыми можно расплачиваться при расчете с областным бюджетом и областными бюджетными фондами[6]. Обнародованы также планы создания в Курске Губернского банка. Новая администрация, очевидно. Преследует цель снизить финансовую зависимость региона от Москвы.[7]

Похоже, что одним из направлений экономической политики новой администрации станет пересмотр итогов приватизации. Так, в самом конце прошлого года новый мэр Курска В.Иванов выпустил в свет постановление “О продаже объектов муниципальной собственности, согласно которому “в случае выявления фактов продажи имущества муниципальной собственности в нарушение законодательства РФ, сделка считается недействительной”. Таким образом, по мнению ряда наблюдателей, закладывается основа для пересмотра итогов приватизации[8]. Кроме того, городские и областные власти получают удобное средство влияния на бизнес. Это решение пока не продублировано на уровне области, но в рамках общего экономического курса А.Руцкого вероятность такого поворота событий исключить нельзя.

Большой резонанс в области получила поездка курской делегации во главе с А.В.Руцким в Бостон на семинар “Финансовые и инвестиционные рынки России и новых независимых государств”[9]. В ходе поездки был заключен ряд контрактов с иностранными предпринимателями, в частности, контракт на поставку в Курскую область передвижных заводов по производству хозяйственных строений из жести и контракт со шведской фирмой на строительство в Курской области заводов по переработке мясной и рыбной продукции. Рыбу предполагается завозить из Мурманска[10]. По непроверенным данным, поездка А.Руцкого в Бостон финансировалась не только из областного бюджета, но и из кармана влиятельнейшего курского предпринимателя Н.Грешилова, недавно ставшего депутатом областной Думы[11]. Н.Грешилов известен тем, что в течении нескольких последних лет сумел превратить заурядную курскую кампанию “Курскагроспецмонтаж” в мощную многоотраслевую корпорацию “ГРИНН”. Влияние Грешилова на нового курского губернатора объясняется теми финансовыми возможностями, которые может предоставить “ГРИНН” для реализации грандиозных планов А.Руцкого. По неофициальному признанию самого губернатора, Грешилов платит в казну области налогов больше, чем кто-либо и, соответственно, Руцкого меньше всего интересует вопрос о том, откуда предприниматель берет деньги. Грешилов фигура в известной степени символическая, обозначившая союз новой политической и экономической элиты региона.

В газетах появились сообщения о начале преобразований в областном АПК в соответствии с рекомендациями А.В.Руцкого. Суть проводимой реформы заключается в создании агропромышленных корпораций, которые объединяли бы в себе весь цикл производства и переработки того или иного вида сельхозпродукции. Корпорации планируются государственными и в этом смысле некоммерческими организациями, которые должны оказывать помощь отдельным производителям в покупке и аренде оборудования, горюче-смазочных материалов, сбыте продукции, кредитовании. Таким образом, государственные агропромкорпорации должны вытеснить частных посредников. Условием вступления в корпорацию является уплата вступительного взноса. В настоящее время его сумма составляет 2 млн. рублей. О создании первой такой корпорации в Курском районе сообщила недавно “Курская правда”. Ее возглавил А.Рукавицин – глава администрации района. Там же сообщается о том, что в ближайшее время планируется создать ряд вертикальных областных корпораций: “Мясо”, “Молоко”, “Птица”, “Яблоко”[12].

Январь стал месяцем оглашения курским губернатором новых грандиозных проектов. Кроме уже нашумевших завоза французских коров и производства “Газелей”, в области планируется организовать выпуск керамической плитки, строительство нефтеперерабатывающего завода, создание международного аэропорта, технической базы по ремонту, а, возможно, и сборке “Мерседесов”. 31 января Руцкой выступил по областному телевидению и представил макет широкомасштабной реконструкции г.Курска. Многие относятся к проектам нового губернатора скептически, но нельзя не отметить, что в некоторых слоях населения обнародование проектов А.Руцкого встречено с энтузиазмом. У людей появилась надежда.

2.    Социальные конфликты

В области разворачивается забастовка учителей и преподавателей средне-специальных учебных заведений. Первыми забастовку начали учителя Обоянского района. Задолженность по зарплате учителям в этом районе превысила 1,3 млрд. руб. Зарплата не выплачивается с октября. В районе бастует 12 из 15 школ. Учителя обратились с обращением к администрации Курской области. Однако последняя никак на него не отреагировала. Забастовка продолжается. К настоящему времени сумма долгов областных и местных бюджетов работникам народного образования составляет 24 млрд. руб.[13]

Другим конфликтом, развернувшемся в областном центре в последнюю неделю января, стала акция протеста частных предпринимателей и торговцев против распоряжения губернатора о введении с 1.02.97. на всех точках торговли (в т.ч. и на рынках) обязательных расчетов через кассовые аппараты[14]. Кассовые аппараты предложено покупать у местного ПО “Счетмаш”. Стоимость одного такого аппарата – около 2 млн. руб., а с суммой регистрации и обучения она достигает 3 млн. руб. Эта мера, фискальная по своему характеру, (поскольку введение контрольно-кассовых аппаратов, безусловно, затруднит сокрытие реальной суммы продаж, а, следовательно, приведет к увеличению сумм налогов), заставила сплотиться мелких предпринимателей и торговцев. В субботу и воскресенье (1,2 февраля) они не вышли на работу на курские рынки. Реакция власти была достаточно жесткой. На встрече губернатора с руководством городских рынков, показанной по местному телевиденью, им было заявлено, что губернатор области – Руцкой, а не Савченко (в данном случае намек был на неудачу аналогичных попыток в соседней Белгородской области), и что он заставит уважать закон. Для всех же его потенциальных нарушителей была обрисована перспектива уголовного преследования. Кроме того, губернатор пригрозил забастовщикам изъятием у них лицензии на право торговли, а директору Центрального рынка – увольнением.

 

Январь стал также месяцем конфликтов на религиозной почве. В середине января католическая община предъявила претензии на здание городского костела, в котором ныне располагается Дом Культуры. В общине около 14 человек. Курские католики намерены писать жалобы А.Руцкому, а в случае непонимания проводить богослужения на ступеньках здания областной администрации[15].

В целом следует отметить, что социальная конфликтность в области подспудно нарастает. Всплеск массовых ожиданий, связанных с приходом нового губернатора, начинает постепенно оборачиваться разочарованием многих в новой власти. Этому косвенно способствует и широкомасштабность заявленных преобразований, которые начинают восприниматься как прожектерство, неразумная трата средств, столь необходимых для решения более насущных проблем. В этом смысле показательными являются слухи, возникшие по поводу планов создания Губернского банка: стали говорить, что на создание его уставного капитала администрация намерена пустить деньги, предназначенные на зарплату учителям. Не добавило популярности новому губернатору и его решение о повсеместном введении контрольно-кассовых аппаратов, поскольку очевидно, что оно ударит не только по продавцам, но и по потребителям.

3.    Политическая жизнь

Направление политической жизни области в январе 1997 г. задавали два конфликта.

3.1.    Конфликт между администрацией области и областной прокуратурой

(О начале конфликта см. Обзор за декабрь 1996 года.)

Обе стороны развернули в центральной и местной прессе “войну компроматов”. 5 января вышла статья “Конфискация имущества” В.Выжутовича в “Известиях”, позже продублированная в “Курской правде”[16]. Общий смысл статьи сводится к тому, что в предшествующие пять лет истинным хозяином области был В.Пронин – бывший начальник Курского УВД, который сумел поставить в прямую зависимость от себя не только администрацию В.Шутеева (бывший глава администрации области), но и областного прокурора Н.Ткачева, который в статье именуется “милицейским прокурором”. Пользуясь своим влиянием, В.Пронин осуществлял поборы с местных предприятий: Курской АЭС, Ликеро-водочного завода, пивзавода и некоторых других, а прокурор и глава администрации покрывал эти безобразия. Статья получила большой резонанс в области. Усилиями местных СМИ информация была доведена до самых глухих районов. Позже появилось несколько подобного рода публикаций в других центральных газетах. 25 января “Российская газета” опубликовала статью “Прокурор его превосходительства”, а 28 января – интервью с заместителем генерального прокурора РФ Александром Розановым. Обе публикации содержали в себе высокие оценки профессионального уровня и моральных качеств Н.Ткачева и, в свою очередь, содержали факты, компрометирующие многих заместителей и помощников Руцкого. В интервью, данном “Хорошим новостям” накануне Дня прокуратуры, Н.Ткачев заявил о наличии в области опасных тенденций, “когда прокуратуру пытаются децентрализовать и подчинить ее местной власти”[17]. В том же интервью прокурор подчеркнул, что доведет до конца дело по “Кредит-сервису”, банку, осуществлявшему свою деятельность на территории области и лопнувшему два года тому назад. Смысл этого намека становится ясным, если принять во внимание тесную связь с поименованным выше банком одного из первых лиц в окружении Руцкого – О.Сазонова, заместителя губернатора, курирующего правоохранительные органы.

Объектом, за влияние на который борются обе стороны, является областное УВД. Его сотрудники и руководящий состав традиционно поддерживали хорошие отношения с прокуратурой. Нынешний начальник УВД А.Волков, новый в области человек, переведенный на место В.Пронина из Амурской области (по непроверенным данным, Руцкой и Волков познакомились еще во время войны в Афганистане), регулярно отчитывается о проделанной работе перед губернатором и пытается превратить областное УВД в полностью подконтрольную себе, а, значит, и губернатору, структуру. Предпринимаемые им попытки по укреплению дисциплины, как и общий стиль руководства, носят явно выраженный авторитарный характер. Свидетельством тому может служить недавно происшедший конфликт между руководством областного УВД и сотрудниками батальона ППС, написавшими жалобу на имя губернатора в связи с регулярными (с ноября) задержками зарплаты. Генерал Волков откомментировал этот инцидент следующим образом: ”Гоните к чертовой матери тех, кто будет бузить”[18]. Тем не менее, новому начальнику УВД приходится так или иначе налаживать связи с областной прокуратурой. И по непроверенным данным, он дал негласное распоряжение продолжать на уровне следователей тесное сотрудничество с органами прокуратуры, налаженное при В.Пронине.

3.2.    Выборы председателя областной Думы

Другой конфликт разворачивался в стенах областной Думы по поводу избрания ее председателя. На это место сразу после формирования нового состава областного представительного органа заявил свои претензии лидер курских коммунистов А.Михайлов. Коммунистам удалось провести в Думу 12-13 своих твердых сторонников. На поддержку 7-8 человек “сочувствующих” они также могли рассчитывать. Таким образом, набирались необходимые 21 человек для избрания председателем А.Михайлова. К тому же, коммунисты явно рассчитывали на предвыборную договоренность с А.Руцким, согласно которой в случае избрания Руцкого губернатором он должен был содействовать избранию Михайлова председателем областной Думы. Однако коммунистам пришлось ошибиться в своих расчетах. Выборы председателя проходили во время визита Руцкого в США. Но перед отъездом Александр Владимирович явно дал своим непосредственным сторонникам в Думе (“державникам”, “афганцам”, “некоммунистическим” работникам администрации, выбранным в представительный орган) указания не допустить избрания А.Михайлова в председатели. “Антикоммунистический” блок выставил в качестве альтернативы Михайлову кандидатуру Виктора Черных – заместителя губернатора по здравоохранению, по неофициальным отзывам, человека весьма посредственного и фигуру, явно зависимую от губернатора. На прошедшем 15 января заседании областной Думы ни одна кандидатура не смогла собрать необходимые 21 голос. По итогам 3 тура голосования сложилась патовая ситуация – 20 на 20. Кроме депутатов, на заседании присутствовало несколько замов Руцкого, пытавшихся оказывать давление на собрание. Интересным в смысле аргументации было выступление В.Шахова (заместитель губернатора и, по неофициальным данным, второго по влиянию человека в области). Он призвал голосовать за Черных, поскольку “...Центр будет недоволен, если Думу возглавит коммунист”. На сторону Черных стал и представитель Президента в Курской области В.Суржиков. В итоге 15 января Дума так и не пришла к решению вопроса о председателе.[19] Было решено вернуться к этому вопросу 22 января после приезда А.Руцкого. Коммунисты рассчитывали заставить Руцкого публично поддержать кандидатуру Михайлова, напомнив ему о соглашениях накануне выборов. Однако накануне второго заседания Думы в официальной “Курской правде” появилось анонимное (т.е. никем не подписанное) обращение к жителям области по поводу ситуации в органе представительной власти, в котором осуждались попытки “...крайне левых сил политизировать Думу, раскрасив всех депутатов в два цвета”[20]. Фактически это обращение было воспринято как позиция самого губернатора. На заседании 22 января В.Черных был избран председателем Думы большинством в 25 голосов (за Михайлова проголосовало только 13 депутатов из 40). Таким образом, Руцкому удалось поставить областную Думу под свой контроль. Вместе с тем, конфликт в Думе, видимо, лишь первая страница намечающегося противостояния А.Руцкого и коммунистов в Курской области, которое будет вполне способно разрушить единство НПСР на территории области и расколоть лево-патриотический электорат.

Логика кадровых назначений свидетельствует о предпочтении А.Руцкого лично преданным ему людям. Так, помощником губернатора по здравоохранению назначен его сын, а количество сотрудников Департамента здравоохранения увеличено до 283 человек. Учитывая видимо номинальную роль В.Черных (заместителя губернатора по здравоохранению), роль нового помощника представляется весьма значительной. Заместителем начальника УВД стал брат губернатора М.Руцкой.

 

Подводя итог политическим изменениям в регионе, следует отметить, что в январе, как и в последние месяцы прошлого года, политика нового губернатора была направлена на установление личного контроля над всеми ключевыми сферами жизни области. В то же время грандиозные планы преобразований, личная апелляция к “простому человеку”, раскрытие “происков врагов” в лице областной прокуратуры и бывшего руководства УВД области позволяют А.Руцкому сохранить и укрепить поддержку населения проводимого им курса.

 

 

 



Источники:

 

[1] Курская правда. 11 января 1997 г.

[2] Курская правда. 11 января 1997 г.

[3] Хорошие новости. 16 января 1997 г.

[4] Хорошие новости. 30 января 1997 г.

[5] Хорошие новости. 16 января 1997 г.

[6] Хорошие новости. 30 января 1997 г.

[7] Хорошие новости. 30 января 1997 г.

[8] Хорошие новости. 30 января 1997 г.

[9] Курская правда. 10 января 1997 г.

[10] Хорошие новости. 9 января 1997 г.

[11] По официальным данным, Н.Грешилов провел в долг ремонт под евростиль резиденции А.Руцкого в Доме Советов. Сумма ремонта оценивается в 2-4 млрд. руб. Хорошие новости. 30 января 1997 г.

[12] Курская правда. 11 января 1997 г.

[13] Хорошие новости. 30 января 1997 г.

[14] Курская правда. 23 января 1997 г.

[15] Хорошие новости. 16 января 1997 г.

[16] Курская правда. 14 января 1997 г.

[17] Хорошие новости. 9 января 1997 г.

[18] Хорошие новости. 5 января 1997 г.

[19] Хорошие новости. 23 января 1997 г.

Политический мониторинг №1(60)