Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

В.И.

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1998 года

1. Деятельность органов государственной власти

1.1. Законодательное собрание области (ЗС)

Повестка дня состоявшегося 21 января заседания ЗС была насыщенной — 22 вопроса.

Были внесены изменения в семь законов о выборах и референдуме для приведения их в соответствие с федеральным законодательством. Депутаты прекратили попытки поиска формулировок, разрешающих избрание глав муниципальных образований депутатами ЗС. Теперь должность главы местного самоуправления несовместима со статусом депутата представительного органа областного уровня.

Был принят важнейший закон “О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области”. Закон предусматривает льготы, гарантии, кредиты. Особые льготы предусматриваются для крупных инвесторов.

Приняли депутаты и закон “Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения”. В нем декларируется право частной собственности на землю, но прежде всего он направлен на ограничениях прав распоряжения землями сельскохозяйственного назначения — если владелец земли не использует ее по прямому назначению, то его право собственности может быть аннулировано в административном порядке. Изъятие земли будет производиться с выкупом. Этот вопрос отнесен к компетенции как областных, так и муниципальных органов власти. При несогласии с принятым решением собственник имеет право обжаловать действия властей в суде.

В девяти пунктах указаны основания для изъятия земли. Среди них:

— неуплата земельного налога в течении 2-х лет;

— при использовании земли не по назначению;

— при неиспользовании ее по прямому назначению в течении 3-х лет;

— при стихийных бедствиях, авариях, и т.д.

Никто из обозревателей СМИ не нашел аналогичного закона â äðóãèõ ñóáúåêòàõ Ôåäåðàöèè. Между тем администрация уже обнародовала данные о том, что в Ростовской области лишь 1,5-2% земли находятся в сельскохозяйственном обороте, остальные земли не используются (!? — В.И.).

1.2. Итоги работы правительственной комиссии

В области побывала высокая проверяющая комиссия из Москвы. Коммунисты давно сообщали о подготовке этого визита, между тем руководители области комментировали эти заявления уничижительным тоном (как выяснилось, заявления об очередных «пустых разговорах коммунистов» раздавались даже тогда, когда комиссия уже работала в Москве и изучала материалы).

Еще в ноябре 1997 года Геннадий Зюганов направил от имени фракции КПРФ письмо В.Черномырдину, в котором он выразил тревогу по поводу ухудшения социально-экономической ситуации в Ростовской области. В письме упоминались основные проблемы, которые возникли в области за последнее время. По поручяению премьера была создана комиссия, которую возглавил Б.Немцов.

В итоге в Ростов приехала группа, во главе с заместителем министра по делам национальностей В.Бауэром. Местных журналистов привело в восторг то, что уже на второй день комиссия закончила работу и отбыла в Москву. Бауэр объяснил это тем, что визит комиссии был хорошо подготовлен.

Бауэр, рассказывая об итогах работы комиссии, был дипломатичен. Правительственные ревизоры, по его словам, увидели в регионе “две правды”. С одной стороны, спад и бедность (“правда” коммунистов). С другой стороны — усилия администрации области и “предприимчивых людей”, ищущих пути решения проблем. У комиссии создалось мнение, что и коммунисты, и администрация в равной мере озабочены ситуацией в области. Таким образом, комиссия практически стала на сторону администрации, но не могла полностью отвергнуть выдвинутые против нее обвинения.

Самое интересное в том, что половинчатые выводы комиссии вызывают больше негативных отзывов у сторонников “партии власти”. Дело в том, что В.Бауэр после посещения ОАО “Ростсельмаш” и ТКЗ дал местной власти совет создать нормальный внутриобластной согласительный механизм работы с оппозицией. “Необходимо привлекать к сотрудничеству авторитетных политических лидеров, например, Иванченко” — заявил он. Признание необходимости сотрудничества с коммунистами, которые таким образом были признаны конструктивной силой, стало для администрации области неприятным сюрпризом. Это заявление электронные СМИ и основные газеты “не заметили”, все внимание журналистов сосредоточилось на скоротечности работы комиссии.

1.3. Кадровые изменения

1.3.1. Налоговая инспекция

Как и предполагалось, начальником областной налоговой инспекции назначен Юрий Зерщиков, занимавший до этого пост первого заместителя начальника управления налоговой полиции по Ростовской области. Все ожидают, что пришедший из налоговой полиции Зерщиков будет проводить гораздо более жесткую политику в отношении должников, как этого и требует обладминистрация.

1.3.2. Управление по координации работы промышленности

На место начальника управления по координации работы промышленности, транспорта и связи обладминистрации назначен С.Бездольный (предыдущий начальник А.Курьянов назначен главой администрации Ворошиловского района.) В его ведении теперь будет находиться, в том числе, и строительство автосборочного производства в Таганроге.

С.Бездольный начинал свой трудовой путь секретарем комитета комсомола на ГПЗ-10, а в последние годы работал первым заместителем главы администрации Советского района Ростова. Имея властные рычаги, по некоторым сведениям, он содействовал переходу в руки “своей” фирмы всех рынков района, заставив прежних владельцев сдать свои позиции.

2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

2.1. Подготовка к выборам в ЗС

По всей области сформированы окружные избирательные комиссии, в которые включены представители КПРФ, НДР, “Яблока”, ЛДПР. Процесс их формирования по новому федеральному закону прошел без каких-либо эксцессов.

2.1.1. Левая оппозиция

Похоже, что левая оппозиция не верит в победу своих кандидатов. По последним данным, их лидер, депутат Госдумы Л.Иванченко, не будет баллотироваться в ЗС области. Смысл выдвигать свою кандидатуру на выборах в ЗС у него был лишь в случае такого численного превосходства в ЗС, которое позволило бы ему стать его председателем. Пока такой возможности левые не видят. Скорее всего, окончательное решение Иванченко примет тогда, когда НПСР проанализирует ситуацию в округах и шансы своих кандидатов на фоне прочих.

2.1.2. Партия власти

В движении “За социально-экономический прогресс и гражданское согласие” произошли неожиданные события. На предновогодней праздничной встрече произошел раскол между сторонниками лидера движения В.Емельянова и директорами предприятий, чьи интересы отстаивает его заместитель, лидер директорского корпуса Б.Погребщиков. Излишняя лояльность Емельянова к власти несколько раздражает промышленников, так как группа, находящаяся при власти, не ведет единой политики по отношению ко всем предприятиям. Раскол сделал участие движение в выборах значительно менее перспективным. Движение не успело к выборам создать себе имидж, внутри неразбериха, “ЯБЛОКО” пытается договариваться с властью самостоятельно, чтобы занять освобождающуюся нишу.

Возможно, движение будет действовать как “круглый стол”, за которым его участники будут пытаться координировать выдвижение кандидатов по отдельным округам.

Соперник В.Емельянова в борьбе за пост будущего председателя ЗС, А.Попов (его нынешний председатель) развернул активную политическую деятельность и ведет для властей поиск нужных кандидатов. Недавно он побывал на заседании женской ассоциации и договорился о совместной работе на выборах. Скорее всего, именно его кандидатуру поддержит в будущем Законодательном Собрании губернатор, тем более, что движение “За социально-экономический прогресс и гражданское согласие” близко к окончательному расколу.

2.1.3. “ЯБЛОКО”

“ЯБЛОКО” продолжает вести усиленные переговоры с представителями руководства области и возможными кандидатами. В СМИ объявлено, что на конференции региональной организации выдвинуто 7 кандидатов, из которых 5 — по округам города Ростова. Одновременно организация изучает предложения беспартийных кандидатов, желающих баллотироваться в депутаты от объединения.

2.2. СМИ

В обзоре за ноябрь сообщалось о двухнедельной голодовке редактора газеты “Зори Маныча”, депутата ЗС области, казачьего атамана Е.Ткачева. Связано это было с тем, что администрация Веселовского района, зарегистрировав в качестве районной другую, новую газету, отдала ей положенные районным СМИ дотации из областного бюджета, хотя газета имела мизерный тираж, а “Зори Маныча” пользовались популярностью. Тогда в поддержку «Зорь» выступило большинство СМИ области и газету удалось спасти.

В этот раз одноэтажный дом вместе со всем редакционным оборудованием сгорел. Результатов расследования еще нет, но авторы статей на эту тему вспоминают о предыдущей попытке поджечь редакцию. Тогда здание облили бензином и обстреливали из ракетницы.

СМИ области оказывают всемерную поддержку погорельцам. В Ростове им предоставили возможность для верстки газеты, а в издательстве “Периодика Дона” выпустили бесплатно первый тираж. И в районе, и в области собирают средства для восстановления редакции. Несколько неожиданно прозвучало обещание администрации района оказать посильную поддержку газете.

2.3. Казачество

16 января Атаман Всевеликого войска Донского (ВВД) Хижняков договорился с командующим войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО) о создании на территории действующих частей СКВО казачьих экипажей, взводов и рот. Согласно распоряжению Минобороны, казаки будут служить в трех донских частях — в спецназе, мотострелковом батальоне и полку связи. Такие подразделения будут называться казачьими. Теперь в приписном свидетельстве призывника будет ставиться отметка о том, что он казак [[1]]. Срочную службу казаки будут проходить на донской земле в частях СКВО. Эти меры могут привести к тому, что все допризывники срочно запишутся в казаки.

3. ЭКОНОМИКА

3.1. Целевая программа социально-экономического развития

Решением правительства России программе социально-экономического развития области до 2001 года придан статус целевой федеральной. В ней (с долей бюджетного финансирования) будут реализовываться инвестиционные проекты, которые могут окупиться в течении двух лет. Прежде всего, это будет помощь тем, кто конкурентоспособен. За два года предполагается потратить на поддержку проектов 27,5 млрд. новых рублей.

Скорее всего, этой программой будет заниматься специально созданная дирекция. В программу этого года включены предложения “Роствертола”, мясокомбината, текстильного предприятия, Таганрогского НИИ связи и другие предприятия. СМИ региона отмечают, что качество проработки проекта высоко (создателями его были ведущие экономисты области) и остается вопрос о том, насколько эффективно сможет администрация претворить задуманное в жизнь.

3.2. Экономическая политика руководства области

3.2.1. Обсуждение основных направлений политики

20 января под руководством первого вице-губернатора И.Станиславова (губернатор и премьер областного правительства сидели в президиуме) прошла встреча областного руководства с учеными, финансистами, предпринимателями, на которой шел конкретный разговор о перспективных направлениях развития области.

Когда руководители области завели речь о необходимости привлечения банковского капитала для развития предприятий региона, предприниматели напомнили о том, что в области введена максимально высокая ставка налогов на банки — 30% (в среднем по России — 22%), а это выталкивает банковский капитал из области. В.Высоков, возглавляющий Федеральный фонд поддержки малого бизнеса, отметил отсутствие в области маркетинговой стратегии, что привело к утере большинства товарных рынков за пределами региона.

Были предложения о создании нескольких финансово-промышленных групп (ФПГ) по различным направлениям. В частности, было предложено создать ФПГ в виде системы сельскохозяйственных МТС, работающих на лизинге и расплачивающихся за технику бартерным зерном.

Некоторые выступавшие предложили поставить зарплату чиновников в зависимость от исполнения бюджета.

По мнению директора завода “Красный котельщик”, необходимо сохранить практику взаимозачетов, так как в случае их отмены объемы производства снизятся наполовину. На областном уровне такая практика пока не запрещена. Станиславов заверил присутствующих, что взаимозачеты не отменят, напротив, областное правительство приступило к созданию региональной службы по их проведению.

Были обсуждены также проблемы привлечения стратегических инвесторов на предприятия и возможности более ритмичной загрузки портов области, чтобы не было простоев, связанных с малой пропускной способностью железной дороги.

Похоже, что премьеру правительства В.Анпилогову в правительстве отдана “рутинная” работа, а Иван Станиславов и его экономический блок, напротив, завоевывает авторитет. Наиболее важные совещания проводятся под руководством Станиславова, его лицо все чаще появляется в местных информационных выпусках. Анпилогова же и раньше показывали крайне редко, а сейчас областной телезритель не видит его неделями и может вообще забыть о его существовании. Впрочем, трудно сказать, что реально означает эта перемена.

3.2.2. Таганрогский автосборочный проект

Рабочая группа под руководством замминистра экономики С.Митина, направленная в область первым вице-премьером Правительства РФ А.Чубайсом в связи с просьбой В.Чуба оказать федеральную поддержку Таганрогскому автосборочному проекту в размере $50 млн. (эта помощь должна поступить ФПГ “Донинвест” в виде налогового кредита или, что предпочтительнее, в форме инвестиционного госкредита без участия государства в уставном капитале предприятия), побывала в регионе в январе. В комиссию входили руководители Минфина, МВЭС, АО “АСМ-Холдинг”, “Гипроавтопрома”.

Как заявляют представители администрации, делегация осталась довольна темпами преобразований на Таганрогском комбайновом заводе.

По словам С.Митина, просьбу о федеральной поддержке проекта он считает несколько преждевременной: “...аналогичные просьбы сопровождаются утвержденным бизнес-планом. В данном случае такого бизнес-плана пока нет. Наша комиссия отметила высокую готовность таганрогского проекта... мы предложили “Донинвесту” и администрации области ускорить подготовку всего комплекта документов по этому проекту согласно утвержденной методике. Только после этого можно будет решать вопрос о предоставлении заводу федеральной поддержки”.

21 января ЗС приняло решение о том, что деньги, собранные в рамках займа на газификацию области, будут использованы частично на строительство автосборочного цеха. От первого выпуска займа, согласно решению ЗС, проекту достанется $16,7 млн., деньги должны быть возвращены с процентами. Недавно было заявлено о кредитовании “Донинвеста” под 32‑33% (в то же время, по сведениям прессы, деньги находятся в распоряжении банка уже два месяца). Власти Таганрога предоставили заводу отсрочку по платежам в городской бюджет на сумму $13,3 ìëí.

Как заявляют представители “Донинвеста”, строительство первой очереди обойдется в $200-210 млн. Сам “Донинвест” инвестировал уже $117 млн., а всего планирует вложить $150 млн. Завод должен начать работать 12 сентября этого года.

Как бы ни развивались события, они обязательно будут “событием года”, это понимают все. Никто в области в настоящее время не смог бы осуществить такой масштабный инвестиционный проект. Неудача проекта тяжелейшим образом ударит по экономике области.

3.2.3. Поездка мэра Таганрога в США

Недавно из поездки в Америку вернулся мэр Таганрога С.Шило, который участвовал в российско-американском инвестиционном семинаре в Гарвардском университете. Он предложил американцам 10 инвестиционных проектов с общим объемом капиталовложений $400 млн. Американцы заинтересовались производством самолетов БЕ-130 и БЕ-200, реконструкцией “Тагмета”, реконструкцией торгового порта. В залог под кредиты Шило предлагает американцам муниципальную недвижимость. Правда, Первый банк Америки уже год рассматривает возможность предоставления такого кредита на сумму лишь $160 млн.

Есть у Шило и другой вариант сотрудничества с американцами — по принципу концессии.

3.3. Проблема введения в строй Ростовской АЭС

Областная избирательная комиссия дала официальное разъяснение о том, что федеральный закон о референдуме (ст.13) не позволяет жителям Ростовской области вынести на референдум вопрос о том, быть или не быть на их земле атомной электростанции. Это связано с тем, что вопрос относится к совместному ведению центра и региона.

3.3.1. Веерные отключения

В Ростове, в соответствии с утвержденным администрацией города графиком, свет отключают в большинстве микрорайонов города на три часа в день. Заявленная властями причина отключений — неплатежи некоторых предприятий за электроэнергию и задолженность энергетиков за топливо, что вызвало сокращение его поставок и, соответственно, сокращение производства электроэнергии.

Но почему из-за этого страдает население, которое в подавляющем большинстве (свыше 90%) исправно оплачивает счета за электроэнергию? Из разъяснений энергетиков следует, что у них на одном фидере находятся и должники, и жилые дома. Ситуация вызвала рост социальной напряженности. На вопрос о том, почему в ряде “спальных” районов, где нет никаких предприятий, также постоянно отключают свет, ни энергетики, ни представители власти ответа не дают. Обозреватели сходятся в одном: единственная причина таких действий — шантаж ростовчан для обеспечения благоприятного общественного мнения в отношении пуска АЭС.

В последнее время в электросети стали постоянно возникать резкие всплески напряжения. У населения стали выходить из строя дорогостоящие сложные электроприборы. По своим лампочкам всплески напряжения видят все, но электросети отрицают возникновение этих “всплесков” и отказываются возмещать ущерб.

Ростовский антимонопольный комитет подал в суд на монополиста за отключения. Дело будет рассматриваться в середине февраля.

3.3.2. Обсуждение в ЗС ситуации вокруг АЭС

На заседании ЗС 21 января депутаты заслушали информацию специальной комиссии по вопросу пуска АЭС.

Председатель комиссии В.Мирошников, побывавший на Ново-Воронежской АЭС, изобразил перспективы пуска Ростовской АЭС в самых радужных тонах. Мирошников предложил распустить комиссию и готовить решение о пуске. И тут выяснилось, что из 6 членов рабочей группы это мнение разделяют лишь двое. В конце концов депутаты после бурных дебатов решили продолжить изучение вопроса.

Губернатор области В.Чуб не афиширует своего мнения относительно будущего АЭС. В обсуждении проблемы Законодательным Собранием он практически не участвовал.

3.4. Промышленные предприятия

3.4.1. Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ)

В середине месяца закипели страсти вокруг ситуации на этом заводе. Ростовское территориальное агентство ФУНД решило ввести на заводе внешнее управление. Рассмотрение дела было назначило на 28 января. Обозревателей поразило, что управляющим собираются назначить представителя “Энергомашиностроительной корпорации” (ЭМК).

Эта корпорация уже известна своим скандальным приходом на “Атоммаш”. Тогда ей почти бесплатно досталось практически все предприятие, но очищенное от долгов, всевозможных второстепенных производств и социальных объектов. Тогда арбитражный управляющий от ЭМК просто внес в уставной капитал новой компании “ЭМК-Атоммаш” завод по цене на момент приватизации, а ЭМК внесла в уставной капитал в несколько раз больше — 200 млрд. рублей, но это были лишь оборотные средства, и то не деньгами, а металлом и т.п. Областные органы исполнительной власти, по некоторым сведениям и организовавшие это мероприятие, комментируют положение на этом предприятии в радужных тонах. Однако уже появились сведения, что на заводе не все в порядке. Его долги составляют 100 млрд. рублей, а задолженность по зарплате — 4 месяца. Планируется сократить 1500 работников, так как нет заказов (когда в прошлом году ЭМК пришла на завод, то всех уверяли, что у корпорации на руках пакет заказов).

В последнее время в работе ФУНД проявляется некая труднообъяснимая тенденция. Самое страстное желание ввести внешнее управление появляется у ФУНД тогда, когда предприятие начинает выходить из кризиса. Так, было введено внешнее управление на заводе “Ростов-водка”. Появились надежды на заказы у “Атоммаша”, и здесь тут же был сменен собственник. Чем больше надежд появляется у ОАО “Ростсельмаш” выйти из кризиса, набрать пакет заказов, тем непримиримей позиция ФУНД по введению внешнего управления. В обзоре за декабрь сообщалось о появлении “света в конце туннеля” для НЭВЗа: появились заказы, стали расти акции. Теперь ставится вопрос о введении внешнего управления, а фактически — о смене собственника.

Причем все законные основания для банкротства предприятия и введения внешнего управления есть (но они есть и на большинстве других предприятий, находящихся зачастую в более тяжелом положении.)

Битву за отсрочку в исполнении решения ФУДН по НЭВЗ вели и МПС, и профильный комитет Госдумы, но 28 января состоялся арбитражный суд и на НЭВЗе было введено внешнее управление, порученное ЭМК. ФУНД заявляет, что он предлагал поучаствовать в судьбе НЭВЗа Мосэксимбанку, “Росвагонмашу”, МПС, — но они отказались. Однако большинство заинтересованных организаций придерживались мнения, что на заводе нет необходимости вводить внешнее управление.

О ситуации вокруг НЭВЗ две больших подробных статьи дал “ГОРОД N” [[2]].

3.4.2. “Ростсельмаш” (РСМ)

Неплохо начал новый год РСМ. Имея пакет заказов, он выпускает и отгружает комбайны. За месяц собрано 200 штук, в то время как за первый квартал прошлого года был собран 1 комбайн.

Известная ссора с Таганрогским комбайновым заводом сказывается теперь на самом РСМ. Сейчас он делает комбайны для Белоруссии и получает оттуда ведущие мосты, которые раньше делал Таганрог, но уже разработано соглашение о том, что Белоруссия у себя будет собирать ростовские комбайны в обмен на мосты, производимые на “Гомсельмаше”. В этом году в Белоруссии должно быть собрано 25 комбайнов, а со временем их производство вырастет до 3000. Если учесть, что РСМ никак не наберет для себя минимальный портфель заказов на 8000, поставляя комбайны в большинство стран СНГ (в том числе в Белоруссию), в дальнее зарубежье, то что будет с РСМ, если белорусы начнут делать 3000 комбайнов?

Анекдотичность ситуации с ведущими мостами в том, что таганрожцы, “заломив” за свои мосты цену в 50 млн. рублей, не ожидали такого успешного взаимодействия РСМ с “Гомсельмашем”. А когда мосты из Белоруссии пошли на РСМ и выяснилось, что они даже лучше таганрогских, таганрожцев охватила паника. Теперь они и переговоры готовы вести и цену снизить.

Чтобы не потерять полностью рынок на Украине, аналогичную схему сборки комбайнов РСМ придется использовать и в расчетах с этой страной (она — традиционный поставщик комплектующих для РСМ).

В последнее время работа РСМ постоянно критикуется представителями власти региона. Их очень раздражает его независимость, они не желают замечать некоторых положительных изменений на заводе. Несколько странно, что власти буквально «зациклились» на проекте автосборочного завода в Таганроге, бросая на его создание громадные деньги, и в то же время постоянно изыскивают возможность, чтобы развалить основного российского производителя комбайнов, имеющего десятки смежников по области. За этим предприятием не желают признавать никакого будущего (что полностью соответствует рекомендациям специалистов TAСIS). Руководители области, по некоторым данным, настаивают на введении на предприятии внешнего управления.

3.5. Сельское хозяйство

По данным пресс-службы администрации области в ходе реформирования 809 колхозов и совхозов образовано:

— 540 АО и ТОО;

— 4 товарищества на вере;

— 43 ООО;

— 20 ассоциаций крестьянских хозяйств;

— 45 кооперативов;

— 17 подсобных хозяйств;

— 47 хозяйств других организационно-правовых форм;

— 81 колхоз и совхоз сохранили свой статус.

3.6. Финансовые, коммерческие структуры

3.6.1. Ростовская валютно-финансовая биржа (РВФБ)

РВФБ подала документы на лицензирование в Федеральную комиссию по ценным бумагам (ФКЦБ) и получила отказ. Хотя ФКЦБ и государственная структура, но обозреватель “Города N” считает, что трудности эти были запрограммированы. В Ростове ФКЦБ представлена Южно-Российской фондовой биржей (ЮРФБ), а РВФБ представляет Центробанк. Несмотря на то, что РВФБ первой организовала биржевую торговлю ценными бумагами, ей нужно решить сложнейшую задачу: получить до 1 апреля лицензию ФКЦБ [[3]].

3.6.2. Кавказский конгресс торгово-промышленных палат

В Ростове учреждено новое общественное объединение: Конгресс ТПП. В него вошли Краснодарская, Ростовская, Ставропольская, Адыгейская, Северо-Осетинская и Карачаево-Черкесская палаты. Предполагается совместное участие в различных перспективных программах на территории большей части Кавказа. Прежде всего в работе объединения предусмотрен информационный обмен и создание рабочей группы по отбору наиболее перспективных инвестиционных проектов.

4. Ситуация в социальной сфере

4.1. Выплата пенсий и зарплаты

Неизвестно, в какой степени власти не выполнили свое обещание расплатиться с бюджетниками, — сигналы о невыплате поступали со всех сторон, но официально власть этого «не замечает» и разъяснений не дает. Все журналистские расследования захлебнулись в объеме информации.

Так, по данным обкома профсоюзов, 16 января не были погашены долги по прошлогодней зарплате учителям Волгодонска, Таганрога, Новочеркасска, Шахт, Зверево, Миллерова, Красного Сулина. Здесь следует учесть и то, что неясно, например, относить ли рабочих оборонных предприятий, которым государство не перечислило деньги за выполненные заказы, к тем, кому бюджет должен зарплату. По данным двух областных комитетов профсоюзов оборонных отраслей промышленности, сейчас общая задолженность государства, а также партнеров, составляет 60-70 млрд. рублей (неденоминированных).

Непонятно, кто виноват в неразберихе с зарплатой преподавателям вузов.

Показателем ситуации служит небольшая перепалка на заседании ЗС, когда ряд депутатов попробовали запросить информацию о положении дел с долгами по зарплатам бюджетникам. Председательствующий спустил это дело «на тормозах».

Всё говорит о том, что это оказалась разовая акция. Уже сейчас задолженность местных властей перед бюджетниками резко возросла и составляет 50 млрд. старых рублей. С выплатами пенсий также начались задержки в разных районах области, но пока небольшие. Долги по зарплатам шахтерам, работникам ВПК, сельского хозяйства, машиностроения достигли 1,4 трлн. рублей.

4.2. Протесты

Весь месяц поступали сообщения о различных акциях протеста, связанных с невыплатой зарплаты и детских пособий.

4.2.1. Работники бюджетных организаций

Из протестных выступлений учителей наиболее значимой был голодовка директрисы одной из школ Азовского района, которая требовала не только выплаты зарплаты коллективу ее школы, но и наказания тех, кто допустил эту задержку. В конечном счете зарплату выдали, а виновных не обнаружили.

Наиболее сложна в области ситуация с выплатой детских пособий. В более чем 30 районах области их не видели уже в течении года. Сумма задолженности по ним для области катастрофическая — свыше 400 млрд. старых рублей.

Основу участников протестных выступлений составляют многодетные матери. Дело дошло до того, что они хотели перекрыть железную дорогу. Власти пытались выдавать пособия товарами, но когда в некоторых хозяйствах вместо денег на детей женщинам стали выдавать вино и водку, а также совершенно ненужный залежалый товар, проблема еще более обострилась.

4.2.2. Шахтерский регион

Долгое время шахтеры надеялись на то, что их борьба за зарплату принесет свои плоды. Они бастовали, проводили всевозможные акции протеста. Неоднократно в регион приезжали представители различных властных органов, обещали помощь. Шахтеры поверили Чубайсу, — говорили, что он свои обещания всегда выполняет. Региональная администрация также участвовала в разработке программ поддержки угольного региона.

В конце года пришло сообщение о предстоящем закрытии не менее десяти шахт. Шахтеры стали намечать планы борьбы. Но холодным ушатом для них стала статья в “Молоте” [[4]] об истинных намерениях Правительства РФ в отношении угледобывающей отрасли. В статье используется официальный документ-письмо, подписанное Черномырдиным и направленное президенту МБРР Джеймсу Вулфенсону:

Чем глубже знакомишься с письмом В.С.Черномырдина, тем яснее понимаешь, что именно происходит в угольной промышленности России. Мы-то, наивные провинциалы, полагали, что в Москве не ведают о развале системы добычи топлива. Потому-то шахтеры из года в год устраивали забастовки и пикеты, чтобы рассказать Президенту и Правительству, что творится на местах... Но, оказывается, Виктор Степановичу все известно, и он, как о большом достижении, доложил Джеймсу Вулфенсону, что с 1994 года в России прекращена добыча на 95 убыточных предприятиях и общая численность занятого в отрасли персонала сокращена на треть. И далее следует подробный отчет, как Правительство из года в год уменьшает выделение государственных средств на поддержание угольной отрасли.”

Как следует из письма, в Москве разработана и осуществляется программа ликвидации убыточных и неперспективных шахт. Программа предусматривает закрытие в 1998 году 86 шахт. А далее пойдет чисто финансовое давление на горняков, то есть станет осуществляться поэтапная отмена угольных субсидий государства.

В приписке к этому письму Чубайс выражает Вулфенсону глубокую благодарность “за поддержку усилий правительства по реформированию российской экономики. Ваше решение об увеличении сумм второго займа для финансирования структурной перестройки угольного сектора свидетельствует о Вашем глубоком понимании российских реалий. Оно является весомым вкладом в реализацию намеченных и согласованных с банком мер в угольной отрасли.”

Черномырдин докладывает Вулфенсону о дальнейших намеченных и согласованных мерах. Главная мысль такова: еще два года правительство будет как-то заниматься угольной отраслью. Причем деньги, которые будут выделяться с 1999 года, разделятся на “хорошие” и “плохие”. “Хорошие” — те, которые пойдут на закрытие шахт, “плохие” — на добычу.

Возникает вопрос о том, где будет закупаться уголь, когда угольная отрасль в области, в соответствии с намеченными банком мерами, будет уничтожена (по объему добычи она была второй в России)? Откуда область будет завозить уголь: из ЮАР, Польши и т.д.? Ведь кузбасский уголь не подходит по качеству. Основной производитель электроэнергии в области, Новочеркасская ГРЭС, сидит на голодном пайке. На нее сейчас поступает чуть больше 60% необходимого объема угля.

4.3. Преступность

4.3.1. Преступность и власть

Главный специалист отдела иммиграционного контроля миграционной службы Ростовской области М.Иванов взял с четырех афганцев взятку в сумме 400000 рублей (старыми) за оформление законных бумаг на право задержаться в России еще на 3 месяца. Рассмотрев его дело, суд осудил взяточника на 7 лет условно с испытательным сроком в один год.

Ростовская прокуратура расследует дело, которое приобретает скандальную политическую окраску.

В 1997 году предприниматель Луданов прогорел и ликвидировал свое предприятие. При этом он остался должен концерну “Кавказ” 3,5 млн. рублей. Долг предприниматель вернуть не смог. К делу подключилось охранное агентство “Святослав”, которому “Кавказ” переуступил право на долг. Предпринимателя “поставили на счетчик”, а затем похитили и месяц продержали в подвале в наручниках. Освободили его сотрудники Новочеркасского ФСБ. Особенность этого случая в том, что фирму “Кавказ” возглавляет известный в казачьем движении деятель, депутат ЗС области Недвигин, баллотировавшийся в депутаты Госдумы и в мэры Новочеркасска (занял второе место). А охранную фирму возглавляет некто Трухманов, который одновременно имеет удостоверение помощника депутата Недвигина. При обыске у Трухманова нашли 2 гранаты и копии писем граждан, жаловавшихся на действия его охранного агентства в милицию. ФСБ пытается сейчас выяснить канал утечки информации из УВД.

4.3.2. Покушение на вице-мэра Таганрога

По информации администрации Таганрога, 21 января была попытка покушения на жизнь вице-мэра Таганрога В.Черного. Пока все данные об этом покушении выглядят несколько странно. Когда в 18.50 вице-мэр вышел с работы и сел в машину, то при движении он сразу услышал посторонний шум. Машина не проехала и 100 метров, водитель остановился и обнаружил под аркой левого заднего моста посторонний предмет, который он отбросил в сторону. Прибывшая милиция обнаружила самодельное взрывное устройство, выполненное на достаточно высоком профессиональном уровне с часовым механизмом, установленном на 19.15 — время, когда Черный должен был подъехать к дому. Весь план покушения на Черного выглядит необычно, так как выставлять время взрыва, связывая его со временем возвращения крупного чиновника со службы, довольно бесперспективное занятие.

В.Черный ведает, в частности, городскими финансами. У представителей политических организаций демократического спектра к нему масса претензий по поводу методов управления и использования должностного положения в личных целях. В его смерти предположительно могли быть заинтересованы некоторые финансовые структуры.

5. Рейтинги

5.1. Рейтинг журнала “Профиль”

Изучая уровень социальной защиты в регионах России, журнал “Профиль” (№49-50) напечатал результаты своего исследования. Учитывалось семь показателей:

1) среднедушевой доход;

2) прожиточный минимум;

3) численность безработных;

4) разница между средним доходом и прожиточным минимумом;

5) суммарная задолженность по зарплате;

6) стоимость потребительской корзины;

7) строительство жилых домов.

В этом рейтинге Ростовская область на 17 месте, что не привело в восторг местных обозревателей. По среднедушевому доходу область на 20 месте (767 тыс. рублей).

К сожалению, не совсем понятен смысл ряда показателей, использованных в этом рейтинге. По мнению ряда ростовских журналистов, малоинформативны показатели 1 и 2, когда есть 4 (да и эту разницу желательно учитывать в процентах к прожиточному минимуму). Не вполне корректным выглядит показатель по строительству жилых домов. Ростов на втором месте после Москвы, но Москва строит муниципальное жилье (это действительно социальная защита), а в Ростовской области все строительство ведется на коммерческой основе, что делает новое жилье доступным лишь для весьма обеспеченных слоев населения (напомним, что это южный регион, куда направлена миграция населения как из России, так и из стран СНГ). Нет в этом рейтинге и указания процента населения, проживающего за чертой бедности. Совершенно забыли также о таком важнейшем показателе, как сумма, из расчета на одного человека, на которую муниципальные учреждения предоставили медицинские услуги.

О не совсем объективном наборе используемых “Профилем” показателей говорит и рейтинг, составленный журналом “Эксперт”. Эксперты этого журнала отнесли Ростовскую область по показателю “Социальный риск” для инвесторов на 75 место (среди 89 регионов России).

5.2. Инвестиционная привлекательность

Журнал “Эксперт” изучал регионы, на наш взгляд, более корректно.

Исследуя их на уровень инвестиционного потенциала, он вновь, как и год назад, поставил Ростовскую область на пятое место, после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Самарской областей. При этом журнал отметил, что соседи по региону заметно продвинулись вверх: Ставропольский край с 38 на 28 место, а Краснодарский с 12-го на 7-е. Это место область заняла прежде всего за счет развитости институтов рыночной экономики (6-е место, у Краснодара — 4‑е), за счет инновационного потенциала и интеллектуального уровня, позволяющего внедрять достижения научно-технического прогресса; за счет месторасположения области.

Но дальше для Ростовской области начинаются сложности. Если по привлекательности она впереди, то вот по риску вложений область оказалась в хвосте среди своих соседей — на 42‑м месте. Краснодарский край на 9-м месте, Ставропольский на 14-м, Волгоградская область на 34-ом. И все это связано с тем, что эксперты очень высоко оценили социальный риск — область в самом хвосте, на 75 месте. В “красном” Краснодаре и Ставрополе он гораздо меньше: 15-е и 19-е места.

“ГОРОД N”, анализируя этот показатель, отмечает, что невысокие доходы населения, большое число рабочих, оставшихся без зарплаты в некогда промышленно развитой области, недовольство результатами приватизации, благоденствующие руководители гибнущих предприятий, акционерные скандалы, — все это не только подрывает экономику, но и создает социальную нестабильность, которая отпугивает инвесторов. Кроме того, и в совершенствовании инвестиционного законодательства соседи обходят ростовчан, и даже ходят в передовиках [[5]].

Трудно определить, насколько смена власти в Краснодарском крае оказала влияние на то, что в ее экономике нет довлеющей олигархической группы. Несомненно одно — это позволяет нынешней власти работать более свободно. В Ростовской области весь передел собственности осуществлялся под руководством тех, кто до сих пор у власти. И они продолжают решать прежде всего свои проблемы.

Представители власти любят говорить о том, что Ростовская область — основа Северо-Кавказского региона. Но жизнь не стоит на месте. В лидеры начинают выходить другие. Характеризуя инвестиционный климат в целом, “Эксперт” поставил Краснодарский край на 7-е место среди регионов с “высоким потенциалом и незначительным риском”. Ростовская область оказалась также на 7-м месте, но в другой категории: “Высокий потенциал — умеренный риск”.



Источники

[1]. Молодые казаки будут служить в казачьих частях // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1998. — 21-27 января. — №3. — С. 2.

[2]. Бураков И. Вокруг крупнейшего Новочеркасского завода кипят страсти // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1998. — 14‑20 января. — №2. — С. 1,6; Бураков И. В арбитраже Новочеркасский электровозостроительный завод приговорили к внешнему управлению // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1998. — 28-3 февраля. — №4. — С. 1,7.

[3]. Бурлаков И. Запрограммированные сложности // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1998. — 21-27 января. — №3. — С. 7.

[4]. Литвинов Ю. За Восточный Донбасс надо бороться // МОЛОТ — Ростов-на-Дону, 1998. — 27 января. — №12. — С. 1.

[5]. Тимошенко А. Ростовская область: до лидерства на юге еще далеко. // ГОРОД N. — Ростов-на-Дону, 1998. — 7-13 января. — №1. — С.4.

 

 

Политический мониторинг №1(72)