Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

А. Цепилов

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1998 года

1.    Социально-экономическое положение

Областной комитет государственной статистики обнародовал официальный отчет о социально-экономическом положении региона в 1997 г. В документе подчеркивается, что с середины года в области наблюдалось устойчивое уменьшение глубины спада объемов промышленного производства: если в январе-мае 1997 г. объем производства промышленной продукции составлял 88,9% от уровня 1996 г., то по итогам года в целом — 94,7%. В топливной промышленности выпуск продукции превысил показатели 1996 г. на 1,7%. Значительно снизились темпы спада объемов производства в химической и нефтехимической промышленности, что в первую очередь было обусловлено увеличением на 23,5% по сравнению с 1996 г. объема производства шинной промышленности. В то же время на треть сократился выпуск смол и пластмасс, производство синтетического каучука уменьшилось на 72,3%. Спад в машиностроении составил 9,2% от уровня 1996 г., причем и в этой отрасли вырисовывается неоднозначная картина. С одной стороны, за первое полугодие прошлого года выпуск военной продукции по сравнению с аналогичным периодом 1996 г. увеличился на 70%, производство погрузчиков выросло в 1,4 раза, трубопроводной арматуры — в 1,6 раза, пылесосов — в 4,2 раза и т.д. С другой — в 1997 г. был полностью прекращен выпуск магнитофонов, электроутюгов, громкоговорителей, счетчиков расхода газа. В легкой промышленности свертывание производства продолжалось более быстрыми темпами: общий объем продукции составил только 81,1% от уровня 1996 г. В промышленности строительных материалов выпуск продукции уменьшился на 22,1%.

Объем продукции сельского хозяйства практически не изменился, составив 99% к уровню 1996 г. В течение 1997 г. с 11% до 15% возросла доля предприятий кооперативного типа, число крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих в среднем по 78 га земли, достигло 7435. Во всех категориях хозяйств произведено зерна (в весе после доработки) 2348 тыс. тонн (90% к 1996 г.), картофеля — 693,1 тыс. тонн (109%), овощей — 200,9 тыс. тонн (143%). Хуже дела обстояли в животноводстве: в сравнении с 1996 г. объемы реализации скота и птицы на убой снизились на 19,5 тыс. тонн (8%), молока — на 66,3 тыс. тонн (6%). Поголовье крупного рогатого скота и овец снизилось на 11-20%. Правда, свиней стало больше.

83% хозяйств аграрно-промышленного комплекса завершили 1997 г. с убытком. Кредиторская задолженность по сравнению с 1996 г. возросла на 53% и на 1 декабря 1997 г. составила 2,2 трлн. рублей (здесь и далее все денежные суммы даются без учета деноминации рубля). Средняя зарплата работников сельского хозяйства в ноябре 1997 г. — 434,2 тыс. рублей.

В 1997 г. по сравнению с предыдущим годом отправление грузов снизилось на 6,6 млн. тонн (на 10%) на всех видах транспорта, кроме железнодорожного, где объем погрузки возрос на 1,4%. На автомобильном транспорте перевозки уменьшились на 36%, речном — на 31%, трубопроводном — на 4%. Особенно впечатляет ситуация на воздушном транспорте: здесь отправление грузов составило 0,8 тыс. тонн — 21% к уровню 1996 г.

На всех видах транспорта сократился пассажирооборот.

Общий объем услуг связи по сравнению с 1996 г. вырос в 1,3 раза, но этот показатель обусловлен в основном повышением тарифов. Численность абонентов сотовой связи составила 2,2 тыс., пейджинговой — 3,5 тыс. человек.

Внешнеторговый оборот за январь-ноябрь 1997 г. составил 1 млрд. долларов США. Сальдо торгового оборота сложилось положительное, экспорт превысил импорт в 2,3 раза. Внешнеэкономическую деятельность осуществляли около 1000 предприятий. Зарегистрировано 323 совместных и иностранных предприятий, из них действует 100, причем лишь 18 занимаются производством промышленной продукции.

Рост цен во всех отраслях экономики в 1997 г. характеризовался более низкими темпами, чем в 1996 г. Потребительские цены выросли в 1,1 раза. Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в расчете на месяц составила 221,3 тыс. рублей (рост по сравнению с 1996 г. на 10,1%). В опережающем порядке шел рост цен на продовольственные товары и платные услуги населению. Наибольший рост цен зарегистрирован на жилищно-коммунальные услуги, услуги здравоохранения.

За 1997 г. в Омской области собрано 7 трлн. рублей налогов и обязательных платежей, что на 28,2% больше по сравнению с 1996 г. Продолжает сокращаться в структуре налоговых сборов удельный вес суммы налога на прибыль (с 20% в 1996 г. до 16,3% в 1997 г.), что вызвано сокращением объемов полученной прибыли. В течение 1997 г. суммарная кредиторская задолженность предприятий всех сфер экономики составила 21,6 трлн. рублей, в том числе просроченная — 10,9 трлн. рублей. Дебиторская задолженность на начало декабря 1997 г. составила 10,1 трлн. рублей.

По предварительной оценке, номинальные денежные доходы населения сложились в размере 18,7 трлн. рублей, что на 18% выше уровня 1996 г. Денежные расходы населения составили 18,1 трлн. рублей — на 24% больше, чем в предыдущем году. Вклады населения с начала 1997 г. возросли на 12,4% (прирост за 1996 г. — 58,3%) и составили на 1 января 1998 г. 1,7 трлн. руб. Среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 1997 г. составила 822,7 тыс. рублей и увеличилась за год на 17%. Просроченная задолженность по выдаче средств на оплату труда к 1 января 1998 г. выросла на 3%, объем просроченной задолженности равен 3 месячным фондам оплаты труда предприятий, имеющих такую задолженность. В течение 1997 г. ликвидирована задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы.

Продолжала расти дифференциация доходов населения. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения Омской области (децильный коэффициент) увеличилось по сравнению с 1996 г. с 9,2 до 10,5 раз. По предварительной оценке, 21,5% населения имеют денежные доходы ниже официального прожиточного минимума.

На конец 1997 г. численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости, составила 26,3 тыс. человек, официально признано безработными 23,8 тыс. человек (на 7% меньше, чем в 1996 г.).

В 1997 г. на 1325 предприятиях региона зарегистрированы забастовки продолжительностью 4 дня, в них приняли участие 40,8 тыс. человек. Основная причина забастовок — несвоевременная выплата зарплаты и ее низкий уровень.

На 1 января 1998 г. численность населения Омской области оценивается в 2179,2 тыс. человек. Число умерших за 1997 г. превысило число родившихся на 32%. На 1000 человек населения пришлось 9,3 родившихся, 12,3 умерших, 6,1 браков, 3,4 развода. Число прибывших в область (преимущественно из Казахстана и Средней Азии) превысило число выбывших на 10,6 тыс. человек, что позволило перекрыть естественную убыль на 80%.

По данным УВД области, за 1997 г. зарегистрировано 38,8 тыс. преступлений (86,4% к уровню 1996 г.). В то же время отмечен рост случаев мошенничества (на 30%), преступлений, связанных с наркотиками (на 69,3%). Общая раскрываемость преступлений составила 74,1% против 71,3% в 1996 г. [[1]].

2.    ВЛАСТЬ

2.1.    Омский мэр о социально-экономических проблемах г. Омска

Сразу после новогодних праздников мэр г. Омска В.Рощупкин провел пресс-конференцию, посвященную итогам работы городских властей в 1997 г. и планам на год наступивший. В.Рощупкин отметил, что администрации города удалось усилить социальную направленность работы органов местного самоуправления (на социальные программы направлено около 80% бюджета), добиться позитивных сдвигов в работе общественного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. С другой стороны, серьезной проблемой остается устранение последствий обвальной приватизации, все более остро ощущается дефицит бюджетных средств. В связи с этим мэрия ужесточает режим финансовой экономии. В частности, только за счет изменений в структуре службы дорожного хозяйства и благоустройства можно сохранить в бюджете не менее 7 млрд. рублей; примерно такой же эффект ожидается от более рационального использования ресурсов на предприятии “Водоканал”. Дополнительными источниками доходной части муниципального бюджета, по мнению В.Рощупкина, могут стать новые формы поддержки предприятий: налоговые льготы, размещение муниципальных заказов, реструктуризация долгов и т.п. Особые надежды городские власти возлагают на эксперимент с созданием зоны экономического благоприятствования в поселке Крутая Горка: предполагается, что он позволит найти новые стимулы для инвесторов, способных реанимировать умирающее производство. Ситуацию с городским бюджетом, по словам главы городской администрации, усугубляет то обстоятельство, что компания “Сибнефть” под благовидными предлогами уклоняется от уплаты местных налогов, в результате чего город потерял 300 млрд. рублей. Кроме того, город не получил в полном объеме причитающуюся ему долю государственной ссуды, направленной в регион на погашение долгов в бюджетной сфере. Сохраняется крупная задолженность области перед городом в части выплаты детских пособий и компенсации за передачу на баланс муниципалитета ведомственного жилья.

Коснувшись социальных проблем, мэр В.Рощупкин подтвердил несогласие омских властей с правительственными вариантами реформ жилищно-коммунального хозяйства и образования. Он заявил о своей готовности отстаивать право г. Омска на проведение преобразований в этих сферах с учетом местных особенностей и в более мягкой форме [[2]] .

Тем временем В.Рощупкин записал в свой актив еще один весомый факт: Торгово-промышленная палата РФ удостоила его престижной национальной премии “Серебряный лучник”. Этой наградой, учрежденной летом 1997 г., отмечаются заслуги политических деятелей в развитии связей властных структур с общественностью. Лауреатами премии стали также Ю.Лужков, М.Шаймиев и С.Ястржембский. Как отметили члены экспертного совета, определявшего победителей, омский мэр привлек их симпатии, поскольку постоянно заботится о воспитании у омичей любви к своему городу и пропагандирует местный патриотизм. Вручение награды состоялось 20 января в гранд-отеле “Мариотт” на Тверской [[3]].

2.2.    В Законодательном собрании

Январское заседание Законодательного собрания оказалось сравнительно малопродуктивным. Большинство вынесенных на обсуждение законопроектов были направлены на доработку. Так произошло, например, с законом “Об адресной государственной социальной помощи”: хотя этот документ был принят во втором чтении, вопрос о его вступлении в силу депутаты решили перенести на следующее заседание. Противоречия с Конституцией РФ не позволили ввести в действие и подготовленный ко второму чтению законопроект “О государственном регулировании привлечения иностранной рабочей силы в Омскую область”. Выслушав замечания прокурора, депутаты отложили принятие этого закона. Предполагается, что он будет либо направлен в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу, либо представлен президенту с просьбой разрешить его применение в регионе на основе договора о разграничении полномочий между федеральным Центром и Омской области. Кроме того, был снят с обсуждения закон “О прожиточном минимуме”, поскольку соответствующий федеральный документ уже принят. Не был поддержан областной администрацией пакет законов, предполагающих налоговые послабления некоторым предприятиям ВПК.

Среди принятых документов особо стоит отметить Программу формирования и развития государственной собственности на 1998 г., а также законодательную инициативу о внесении поправок к федеральному закону “О ветеранах”. В первом чтении принят закон о Совете безопасности Омской области, хотя часть депутатов высказала сомнение в целесообразности создания такой структуры.

По настоянию губернатора, Законодательное собрание приняло обращение к Совету Федерации, в котором потребовало сохранить графу “национальность” в новом варианте паспорта гражданина РФ.

Была утверждена схема избирательных округов для проведения выборов в Законодательное собрание, намеченных на 22 марта 1998 г. Видимо, именно в связи с приближающейся датой выборов депутаты сделали подарок своим избирателям, отложив на неопределенный срок введение повременной оплаты за пользование телефоном.

На заседании омских законодателей вновь встал вопрос о статусе депутата Л.Горынина. Напомним, что в конце прошлого года прокурор потребовал досрочно лишить его депутатского мандата, поскольку Л.Горынин в судебном порядке был признан виновным в клевете на губернатора Л.Полежаева и его заместителя А.Казанника. Комитет законодательных предположений, законности и правопорядка ЗС подготовил свое предложение по данному вопросу: признав факт нарушения Л.Горыниным закона, не применять к депутату репрессивных мер, поскольку он попал под объявленную Государственной Думой амнистию. После эмоционального обсуждения депутаты проголосовали за это предложение [[4]].

2.3.       Установлен пограничный режим на территории южных районов
Омской области

15 января 1998 г. губернатор Л.Полежаев подписал постановление №12-п “Об утверждении положения по установлению пограничного режима на территории пограничных районов Омской области”. Тем самым окончательно установлен статус региона в масштабах России как приграничного. В зону государственной границы в пределах Омской области вошло 48 населенных пунктов, которые относятся к девяти районам (Называевскому, Исилькульскому, Полтавскому, Щербакульскому, Одесскому, Павлоградскому, Русско-Полянскому, Нововаршавскому, Черлакскому), примыкающим к Республике Казахстан. В этой зоне создаются отделения пограничной стражи, из офицеров и прапорщиков запаса формируются аппараты участковых уполномоченных — штатных сотрудников пограничных войск. Правда, речь (во всяком случае, пока) идет о специальной государственной службе, а не о войсковой структуре. Граждане России и Казахстана по-прежнему имеют право беспрепятственно пересекать границу в любом месте. Режим прежде всего ограничивает нерегламентированное передвижение “транзитников” — граждан бывших советских республик Средней Азии, Кавказа и Закавказья, а также дальнего зарубежья. Круглосуточные пограничные посты устанавливаются лишь на автотрассе и железной дороге на Полтавском, Одесском, Исилькульском, Русско-Полянском и Черлакском направлениях. В ближайшей перспективе предполагается объединить пропускные пункты пограничной и таможенной служб. К весне 1998 г. намечено организовать регулярную проверку документов на междугородных автобусах и поездах, пересекающих российско-казахстанскую границу. При этом гражданам России и Казахстана никаких дополнительных бумаг, кроме паспортов, требоваться не будет. Кстати, в 1997 г., еще только приступая к своей деятельности, омская пограничная служба задержала 11 граждан Китая, 2 — Монголии, 48 — Азербайджана, Грузии, Армении, Таджикистана и Киргизии, пытавшихся проникнуть в Омск, не имея необходимых документов [[5]] .

2.4.    Из криминальной хроники

Похоже, в скором времени в Омске может начаться достаточно громкий процесс: впервые в недолгой истории налоговой полиции региона арестован ее высокопоставленный чин — подполковник А.Чикунов, возглавлявший отдел по проверке предприятий нефтехимического комплекса. Ссылаясь на интересы следствия, правоохранительные органы пока не дают подробной информации, сообщается лишь, что областная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 122 Уголовно-процессуального кодекса и что данное событие можно считать едва ли не беспрецедентным для России ЧП [[6]] .

Как сообщила пресс-служба УФСБ РФ по Омской области, областной прокуратурой на основании материалов органов безопасности возбуждено уголовное дело по злоупотреблениям неназванных должностных лиц конструкторского бюро ПО “Полет”. На протяжении 1995-1997 гг. между этим КБ и иностранными фирмами было заключено несколько контрактов, связанных с запуском космических аппаратов, и при реализации этих проектов был нанесен существенный материальный ущерб государству. Ведется следствие. Кстати, некоторое время назад ряд московских газет квалифицировал запущенные при участии ПО “Полет” иностранные спутники как шпионские, однако эти выпады были опровергнуты представителями областных властей и УФСБ, по мнению которых, данные обвинения связаны с попытками конкурентов вытеснить омичей с космического рынка [[7]] .

3.    ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

3.1.    КПРФ

17 января состоялась внеочередная ХХIХ конференция областной организации КПРФ, утвердившая кандидатов в депутаты Законодательного собрания и Горсовета от этой партии практически по всем избирательным округам. При этом омские коммунисты ставят перед собой задачу получить не менее половины депутатских мандатов в местных представительных органах. Для достижения этой цели обком КПРФ сформировал предвыборный штаб, который возглавил Н.Куторгин, сам неоднократно (правда, безуспешно) баллотировавшийся в представительные органы разных уровней [[8]] .

3.2.    “Омское Прииртышье”

В региональном отделении движения “Наш дом — Россия” произошла смена руководства: с 15 января председателем исполкома “Омского Прииртышья” избран В.Мельник. Ожидается, что в начале февраля эта организация определится со своими кандидатами в депутаты [[9]] .

3.3.    ЛДПР

18 января Омская городская организация провела конференцию, посвященную участию в избирательной кампании. Был утвержден список кандидатов из 37 человек: 20 либерал-демократов будут бороться за места в Законодательном собрании, 17 — за места в Горсовете. Имена претендентов пока не обнародованы, известно лишь, что в их число вошел областной координатор ЛДПР В.Россинский, намеревающийся (вопреки своим более ранним заявлениям) баллотироваться в ЗС [[10]].

3.4.    Российский общенародный союз

Посетивший во второй половине января г. Омск вице-спикер Госдумы С.Бабурин настроил своих сторонников на активное участие в предстоящей избирательной кампании. На конференции регионального отделения РОСа было определено около полутора десятков кандидатов в депутаты Законодательного собрания и Омского горсовета. Наблюдатели отмечают, что представители РОСа выставляются по тем округам, где недостаточно сильны позиции кандидатов от коммунистов [[11]] .

3.5.    РПРФ

Омские республиканцы начали готовиться к намеченным на 22 марта местным выборам едва ли не первыми в регионе — провели консультации с рядом общественных организаций, приняли участие в состоявшемся в Томске семинаре по вопросам предвыборных технологий. Однако выдвижения кандидатов от этой партии не будет, поскольку соответствующий пункт в Устав областной организации РПРФ вовремя включен не был. Представители партии (в том числе региональный лидер А.Авдейчиков) намерены баллотироваться как формально независимые кандидаты. В выборах в Омский горсовет собираются участвовать девять партийцев, в Законодательное собрание — три [[12]].

3.6.    “ЯБЛОКО”

Региональное отделение объединения “ЯБЛОКО” определило предварительный список своих кандидатов в депутаты на местных выборах. Предполагается выставить по три претендента на места в Законодательном собрании и Омском горсовете. Реально оценивая собственные силы и возможности, омские “яблочники” пока ставят перед собой главной целью получение представительства в законодательных органах власти, что должно повысить авторитет этой общественно-политической структуры [[13]] .

Между тем по данным социологического опроса, проведенного независимым центром “Социум”, за объединение “ЯБЛОКО” в случае, если бы выборы в Государственную Думу по партийным спискам состоялись бы сейчас, готовы проголосовать большинство студентов омских вузов. В пятерку партий, наиболее популярных среди студенческой молодежи региона, вошли также Демократическая партия России (во главе с С.Глазьевым), КПРФ, ЛДПР и республиканская партия [[14]] .

3.7.    Областной союз предпринимателей

На своей январской конференции Омский областной союз предпринимателей заявил о своей решимости принять самое активное участие в предстоящих местных выборах. В докладе президента Союза А.Грицыка подчеркивалось, что предприниматели региона пока мало способны влиять на нормотворческую деятельность. Так, в течение двух лет не удается провести в Законодательном собрании проект областного закона о государственной поддержке малого бизнеса, хотя в соседних регионах подобные документы уже вовсю работают. Если в 1991-94 гг. в Омской области число предприятий малого бизнеса возросло с 1700 до 12300, то к концу 1997 г. оно сократилось до 8700. По мнению А.Грицыка, такие показатели стали следствием не только общей экономической ситуации, но и неэффективного местного налогообложения. В частности, только после обращения Союза предпринимателей в прокуратуру Омский горсовет отменил пять местных налогов, противоречащих федеральному законодательству (за покупку авиабилетов, за проезд большегрузных автомобилей по дорогам Омска и т.п.). В результате омский капитал стал утекать в регионы с лучшим инвестиционным климатом, что облегчило экспансию крупного московского капитала в регион. Итогом конференции Союза предпринимателей стало утверждение списка кандидатов в депутаты Законодательного собрания и горсовета от этой организации. Образован объединенный фонд их финансовой поддержки, основной задачей которого определено создание позитивного имиджа Союза в целом. Работу конференции почтили своим вниманием представители областной и городской администраций, приветствие в ее адрес прислал омский губернатор [[15]] .

4.    АКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА

4.1.    Волнения в связи с задержкой выплаты пособий на детей

В числе социальных конфликтов, отмеченных в регионе в начале 1998 г., повышенным накалом страстей и вызванным резонансом выделяется акция, имевшая место в Кировском округе г. Омска. 12 января около двухсот жительниц округа устроили бунт в окружном отделе социального обеспечения, требуя немедленной выплаты детских пособий за 1997 г. Забаррикадировавшись в помещении собеса, “протестантки” запретили его служащим покидать свои рабочие места, пока все до единой женщины не получат причитающиеся им деньги. Прибывшие на место происшествия сотрудники милиции ограничились уговорами, однако в восьмом часу вечера пробились к помещению, где были заблокированы работники собеса, и помогли им покинуть здание. Тем не менее осада собеса продолжалась несколько суток. Только после того, как глава округа В.Глыбочко выделил на погашение задолженности 30 млн. рублей из местного бюджета, а работники собеса записали наиболее решительных из протестующих в первую очередь на получение январских пособий, инцидент был исчерпан. Комментируя ситуацию, представители окружных и городских властей переадресовали все обвинения областной администрации, подчеркнув, что область выделяет средства в городской бюджет в явно недостаточном объеме. Ранее, в декабре 1997 г., прошли пикеты матерей у отделов социальной защиты в Куйбышевском, Центральном и том же Кировском округах г. Омска [[16]].

4.2.    Всероссийская акция протеста работников образования

Относительно скромным оказалось участие омичей во Всероссийской акции протеста педагогов школ, внешкольных и дошкольных учреждений образования, хотя учителя региона находятся в состоянии трудового спора с властями с октября 1996 г. Итогам этой борьбы и определению дальнейшей тактики протеста была посвящена областная конференция, собравшая более 170 представителей учебных заведений. Наиболее остро на этом форуме стоял вопрос о продолжающемся обнищании педагогов. По словам председателя областного координационного совета по социальной защите работников народного образования Л.Андреевой, учителям немало удалось добиться от местных властей: принимаются меры по погашению долгов по зарплате, Омской мэрией введены надбавки молодым и творчески работающим педагогом, введены льготы на питание сотрудникам дошкольных учреждений, детских домов и школ-интернатов. И все же положение закона, согласно которому учительская зарплата должна равняться средней по промышленности, по-прежнему не выполняется: в Омской области заработок учителя составляет лишь 48,8% от доходов работников промышленной сферы, а воспитатели получают всего 150-180 деноминированных рублей. В г. Омске во многих школах с учителями еще не рассчитались за ноябрь 1997 г., напряженная обстановка сохраняется среди педагогов Октябрьского и Центрального районов города, которые в декабре провели пикетирование Законодательного собрания.

Перевести разговор на конференции из сферы эмоций в конструктивное русло во многом удалось благодаря выступлениям депутата Госдумы О.Смолина и омского мэра В.Рощупкина. Первый сообщил о своей борьбе за принятие закона об индексации тарифной ставки первого разряда ЕТС, второй довел до сведения собравшихся график погашения задолженности по зарплате и обещал проведение в Омске реформы системы образования в смягченном варианте. В итоге конференция приняла решение воздержаться от радикальных выступлений в рамках Всероссийской акции.

По сообщениям омской прессы, к этой акции присоединились 412 учреждений образования области и 108 — г. Омска, в которых 20 января занятия были приостановлены на два часа. В большинстве школ, кроме того, прошли собрания, были приняты обращения к властям всех уровней с требованием повысить зарплату учителям и не проводить реформу образования без широкого обсуждения общественности и финансового обеспечения. В пригородном поселке Крутая Горка состоялся митинг в поддержку сферы просвещения [[17]].



Источники

[1]. Социально-экономическое положение Омской области в 1997 году // Коммерческие вести. — 1998. — №4. — С. 11, 12, 17.

[2]. Березовская Т. Городская власть приоритеты не меняет // Вечерний Омск. — 1998. — 10 января. — С. 1 и 2; Преображенский В. Мэр устал бороться, он хочет развиваться // Омская правда. — 1998. — 9 января. — С. 1; Созонтова Т. Город подвел итоги // Коммерческие вести. — 1998. — №2. — С. 8.

[3]. Мэр становится “Серебряным лучником” // Зеркало. — 1998. — №3. — С. 3; Омский мэр стал “Серебряным лучником” // Зеркало. — 1998. — №4. — С. 1; Захарова М. Как мэр стал “Серебряным лучником” // Вечерний Омск. — 1998. — 29 января. — С. 2.

[4]. Лебедев М. Отменяется повременная оплата за телефоном и судимость Л.Горынина // Вечерний Омск. — 1998. — 20 января. — С. 2; Совет безопасности бани №6 // Зеркало. — 1998. — №3. — С. 1; В Законодательном собрании Омской области // Коммерческие вести. — 1998. — №3. — С. 3.

[5]. Абалкин Л. Над границей тучи ходят хмуро // Коммерческие вести. — 1998. — №4. — С. 1; Об утверждении положения по установлению пограничного режима на территории приграничных районов Омской области // Омская правда. — 1998. — 28 января. — С. 1.

[6]. Подполковника налоговой полиции “проверяет” прокуратура // Новое обозрение. — 1998. — №3. — С. 4; Шагиахметов П. Новый год начали с чистки // Ореол. 1997. №4. — С. 10.

[7]. КБ ПО “Полет”: следствие выяснит законность сделок // Вечерний Омск. — 1998. — 31 января. — С. 1; ФСБ сообщает // Омский вестник. — 1998. — 3 февраля. — С. 1.

[8]. Партия намерена стать рулевым // Коммерческие вести. — 1998. — №4. — С. 3; Коммунисты начали первыми // Ореол. — 1998. — №4. — С. 1; Куркин Б. У левых тусовка за тусовкой // Омский вестник. — 1998. — 22 января. — С. 2.

[9]. В “Нашем доме” перемены // Коммерческие вести. — 1998. — №4. — С. 3.

[10]. ЛДПР выдвинула своих кандидатов // Коммерческие вести. — 1998. — №4. — С. 3.

[11]. Куркин Б. Карьера Бабурина под вопросом? // Омский вестник. — 1998. — 29 января. — С. 2.

[12]. Лучший эксперт — парень из другого города // Коммерческие вести. — 1998. — №4. — С. 3.

[13]. “Яблоки” созревают к выборам // Коммерческие вести. 1997. №2. — С. 2.

[14]. Студентки предпочитают яблоки // Ореол. — 1998. — №4. — С. 3.

[15]. Сергеева Т. Хождение во власть // Омская правда. — 1998. — 28 января. — С. 1.

[16]. Сергеев В. Как лимонные деревья стали жертвами “бабьего бунта” // Зеркало. — 1998. — №3. — С. 2; Котелкина Н. Несанкционированная осада // Омская правда. — 1998. — 14 января. — С. 1; Бабий бунт // Омский вестник. — 1998. — 15 января; Березовская Т. Тихо мамашам скажут в ответ: “По “детским” долгам денег нет” // Вечерний Омск. — 1998. — 20 января. — С. 2.

[17]. Березовская Т. Педагоги отказались от забастовки, потому что поверили мэру // Вечерний Омск. — 1998. — 13 января. — С. 1; Анатольева Т. Двух уроков не было... // Вечерний Омск. — 1998. — 22 января. — С. 1; Учителя не бастовали // Омский вестник. — 1998. — 22 января. — С. 2; Долги бюджетникам будут погашены в январе // Новое обозрение. — 1998. — №2. — С. 3.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)