Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Майя Иткина

ЛАТВИЯ

в январе 1998 года

1.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.    Хартия США и государств Балтии

16 января в Белом доме президенты Латвии, Литвы, Эстонии и США подписали Хартию партнерства между Латвийской Республикой, Эстонской Республикой, Литовской Республикой и Соединенными Штатами Америки. Хартия состоит из преамбулы — взгляда на историю отношений четырех государств — и пяти разделов: принципы партнерства, интеграционные обязательства, сотрудничество в области безопасности и отношения между США и странами Балтии.

США никогда не признавали насильственное включение государств Балтии в состав СССР в 1940 году и считают их государственность непрерывной с момента установления независимости. В преамбуле Хартии о партнерстве говорится о дружественных отношениях между США и странами Балтии, «которые непрерывно поддерживались с 1922 года» [[1]].

Хартия —первый акт, подписанный США и странами Балтии с целью способствовать интеграции той или иной страны в западные структуры.

В Хартии четыре государства заявляют о своей приверженности общим ценностям: демократии, власти закона, свободному рынку, уважению к правам и свободам каждого человека. Они заявляют о едином видении свободной Европы и провозглашают, что их совместной целью является полная интеграция Латвии, Эстонии и Литвы в европейские и трансатлантические политические, экономические, оборонные организации и организации, обеспечивающие безопасность этих стран.

В Хартии говорится, что «Европа не будет в полной безопасности, пока не будут в безопасности и Латвия, и Эстония, и Литва» [[2]].

В этом документе страны Балтии подтверждают свою целью стать полноправными членами европейских и трансатлантических организаций, включая Европейский Союз и НАТО, а США одобряют эти стремления.

В разделе о сотрудничестве в области безопасности говорится, что страны будут проводить совместные консультации и консультации с другими государствами в том случае, если кто-то из партнеров почувствует опасность или угрозу территориальной целостности своей страны, ее независимости и безопасности.

Партнеры намерены использовать механизмы двусторонних и многосторонних консультаций. США и страны Балтии заявляют о своем намерении продолжить военное сотрудничество, развивать такие оборонные инициативы, как «миротворческий балтийский батальон» (Балтбат), балтийская эскадра, режим наблюдения за воздушным пространством Балтии.

В разделе об интеграционных обязательствах, где речь идет о НАТО, упомянута Россия. Партнеры подчеркивают свою заинтересованность в демократическом и стабильном развитии России и поддерживают укрепление отношений между Россией и НАТО как важный элемент единого взгляда на новую мирную Европу.

Страны Балтии заявляют о своей готовности продолжать экономические реформы и интегрироваться в международные экономические организации — особенно в ВТО и Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). По вопросу об условиях вхождения стран Балтии в ВТО есть разногласия между США и ЕС.

Страны взяли на себя обязательства сотрудничать в борьбе против угрозы мировой экономике и политической стабильности со стороны международной организованной преступности. 16 января президенты стран Балтии встретились в Вашингтоне с генеральным прокурором Дж.Рено и директором ФБР Л.Фрикош, чтобы обсудить вопросы сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью.

Хартия предусматривает также создание Комиссии по партнерским отношениям, задачей которой является координация сотрудничества [[3]].

После подписания Хартии был создан фонд партнерских отношений Балтии и США, основной капитал которого составят 15 млн. USD. 7,5 млн. USD выделены международным агентством развития, 7,5 млн. — Институтом открытого общества Джорджа Сороса. Это первая структура, которая объединяет правительственные и частные средства с целью поддержать развитие демократии и негосударственных организаций. В Латвии планируется ежегодно выделять на различные проекты 500 тыс. USD [[4]].

Латвийская дипломатия и политический истеблишмент придают очень большое значение подписанию Хартии о партнерстве. Однако данный документ не дает юридических гарантий безопасности стран Балтии и их вступления в НАТО и другие европейские структуры. Хартия не является юридически обязывающим документом. В ней речь идет только о политических обязательствах. Тем не менее, по оценке министра иностранных дел Латвии, «отношения между странами Балтии и США из тесного и дружеского сотрудничества постепенно перерастают в союзнические отношения» [[5]].

В подписании Хартии видят также определенную защиту от возможного давления и угрозы со стороны России. Комментатор «Диены» А.Озолиньш пишет: «Хартия является шагом прочь от «серой», или «буферной» зоны, шагом прочь от рекомендованного Россией, невозможного для стран Балтии нейтралитета, в лучшем случае означавшего бы прозябание в постоянном страхе в той же «серой» зоне нестабильности, а в худшем и наиболее вероятном — постоянно усугубляющуюся зависимость от России. Это шаг по направлению к членству в самом могучем военном союзе Запада — НАТО» [[6]].

В МИДе России полагают, что следует разделить оценку самой Хартии и перспектив принятия Латвии, Литвы и Эстонии в Североатлантический альянс. Против этого Россия выступала и будет выступать в дальнейшем. Но в Хартии нет прямого указания на то, что принятие стран Балтии в НАТО возможно в ближайшем будущем. Директор Института Европы РАН А.Коновалов заявил, что на эту проблему в России есть два взгляда. Первый состоит в том, что Хартия — своего рода «поощрительный приз» странам Балтии, который дан при условии, что Латвия, Литва и Эстония в обозримом будущем не станут членами НАТО. Другой взгляд подразумевает определенное беспокойство России в отношении перспектив расширения Североатлантического альянса. Однако это беспокойство рассчитано больше на «внутреннее употребление», с учетом доминирующих в сознании российского общества стереотипов [[7]].

1.2.    Совещание глав правительств Балтийского моря

22 и 23 января в Риге состоялась вторая встреча глав правительств Совета стран Балтийского моря (ССБМ). В ней приняли участие 11 премьер-министров стран-участниц этой организации, президент Еврокомиссии Жак Сантер и вице-премьер председательствующей в ЕС Великобритании Джон Прескот. Впервые Ригу посетили канцлер Германии Г.Коль и премьер-министр России В.Черномырдин.

Латвия была президентом в ССБМ с середины 1996 года до июля 1997 года. Это подготовило возможность организации совещания в Риге. Проведение встречи в Риге стало возможным особенно благодаря усилиям Дании, которая оказывает всяческую поддержку независимости Латвии. Дании удалось повлиять на Германию и заручиться поддержкой последней.

На совещании обсуждались три главных группы вопросов: экономическое сотрудничество; высшее образование и укрепление государственного управления и способностей администрации; борьба с организованной преступностью.

В вопросах экономического сотрудничества было уделено большое внимание проблемам сотрудничества в сфере энергетики. Выступление премьер-министра Латвии Г.Крастса было посвящено проблеме развития энергетического рынка и рынка природного газа. Уже осуществляется сотрудничество Северных стран в сфере производства и распределения электроэнергии. Присоединение стран Балтии, в частности Латвии, к электроэнергетической дуге Балтийского моря имеет большое значение.

За несколько дней до совещания в Стокгольме и в Риге собрались влиятельные представители частного бизнеса. Они выработали Меморандум о росте и развитии региона Балтийского моря, содержащий 80 предложений к политикам и главам правительств государств. Это первый такого рода документ предпринимателей государств Балтийского моря. Работа над меморандумом продолжалась около полутора лет. Он был официально подписан в Стокгольме 19 января. На совещании обсуждались вопросы, поднятые в Меморандуме.

Совещание ССБМ имело для Латвии значение прежде всего в плане появления информации о ней и о Риге в международных средствах массовой информации. Кроме того, латвийская сторона получила много информации из двусторонних переговоров и кулуарных бесед. Мероприятие такого масштаба и такой значимости было проведено в Риге впервые за всю ее историю.

Большие надежды в Латвии возлагались на встречу Г.Крастса с В.Черномырдиным — латвийская сторона готовила к этой встрече ряд предложений, однако официальной встречи между ними не состоялось. В.Черномырдин очень резко высказался о том, что все вопросы отношений с Латвией будут решаться в пакете с проблемами положения в Латвии русскоязычного населения. Президент Латвии Г.Улманис высказал предположение, что это была эмоциональная реакция российского премьера на информацию, которую он получил от Русской общины Латвии.

Тем не менее, официальная встреча В.Черномырдина с президентом Латвии Г.Улманисом состоялась и длилась около двух часов. Однако официального приглашения Г.Крастсу посетить Россию так со стороны российского премьера и не было сделано. В то же время премьер-министры Литвы и Эстонии такие предложения получили.

В латвийской прессе высказывался на этот счет ряд предположений: Г.Крастс недолго занимает пост премьер-министра, он является членом национально-радикальной правой партии «Движение за национальную независимость Латвии» (ТБ/ДННЛ), В.Черномырдин недоволен повышением тарифов на транзит российской нефти через Вентспилс и др.

Во время совещания состоялась официальная пресс-конференция В.Черномырдина. Был приглашен 31 журналист, из них 19 — представители российской прессы. Латвийских журналистов приглашали поименно. Когда редакция газеты «Диена» хотела заменить приглашенного журналиста на другого, ей было в этом отказано. Тогда «Диена» вообще отказалась от участия в пресс-конференции.

В латвийской прессе такой метод отбора журналистов для участия в пресс-конференции был расценен как посягательство на свободу информации и попытка уйти от ответа на острые вопросы.

После окончания совещания президент Латвии Г.Улманис выразил недовольство латвийскими политиками и, в частности, премьер-министром Г.Крастсом. Г.Улманис считает, что латвийские политики не использовали всех имевшихся возможностей для активизации контактов с российской стороной.

1.3.    Отношения Латвии с Россией

После длительного периода отчуждения между Латвией и Россией среди латвийских политиков и дипломатов растет понимание острой необходимости для Латвии улучшения отношений с Россией и активизации экономического сотрудничества между странами.

Латвийские дипломаты подготовили 30 страниц различных документов в надежде на встречу Г.Крастса с В.Черномырдиным. После несостоявшегося в Риге обсуждения этих документов, в Москве состоялась 28 января встреча сопредседателей российско-латвийской межправительственной комиссии: вице-премьера России В.Серова и товарища премьер-министра Латвии А.Горбунова.

Встреча прошла успешно. В.Серов сообщил журналистам, что имеет поручение президента России Бориса Ельцина «сделать все возможное, чтобы активизировать работу российско-латвийской комиссии» [[8]].

Предполагается, что первое заседание российско-латвийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству состоится в мае нынешнего года.

Ожидается, что к заседанию комиссии будет подготовлено восемь соглашений, в частности, в сфере социального обеспечения, защиты инвестиций, сотрудничества по таможенным вопросам и воздушного сообщения. Эти документы, по словам Серова, направлены на решение проблемы русскоязычного населения Латвии. В.Серов отметил, что подписание этих документов должно стать «содержательным наполнением ожидаемого визита в Россию президента Латвии Г.Улманиса». Конкретные сроки этого визита на встрече не обсуждались.

На встрече В.Серова и А.Горбунова были обсуждены и вопросы натурализации в Латвии. Россия полностью поддерживает рекомендации Макса ван дер Стула по вопросам гражданства Латвии и рассматривает выполнение этих рекомендаций в качестве важнейшего фактора межгосударственных отношений [8] .

По информации министра иностранных дел Латвии В.Биркавса «полностью подготовлены к подписанию четыре договора — о защите инвестиций, о воздушном сообщении, о сотрудничестве в сфере туризма и о сотрудничестве в области правовой защиты промышленной собственности. До встречи комиссии в мае можно подготовить также и договор о сотрудничестве в таможенной сфере, о статусе санатория «Янтарный берег», о сотрудничестве в сфере социального обеспечения и взаимном признании сертификаций» [8].

Государственный секретарь МИДа Латвии М.Риекстиньш сообщил на пресс-конференции, что после встречи В.Серова и А.Горбунова в Москве российская сторона хочет подписать договор о границе с Латвией в течение нынешнего года. Такой вывод М.Риекстиньш сделал, встретившись с помощником президента России по вопросам внешней политики С.Приходько. Латвийская сторона уже выразила свою готовность подписать договор о границе на самом высоком уровне [[9]].

2.    Внутренняя политика

2.1.    Коррупция

2.1.1.    Дело «Латвэнерго»

В свое время эксперты ЕС назвали Латвию государством с высоким уровнем коррупции. Уже полгода в центре внимания латвийской общественности находится скандальное дело «Латвэнерго» о «пропаже» 3 млн. литов. Заявление о незаконной сделке Генеральная прокуратура Латвии получила от президента Банка Латвии Э.Репше.

В бытность расцвета банка «Балтия» «Латвэнерго» выступило гарантом многомиллионного кредита, который банк предоставил некоей фирме. Кредит не был возвращен и ликвидаторы обанкротившегося банка «Балтия» потребовали долг с гаранта. Завязалась дискуссия о том, имело ли право государственное учреждение рисковать народными деньгами, но кредит был оформлен строго по закону, и «Латвэнерго» пришлось выполнять обязательства.

Вместо того, чтобы перечислить деньги на счет банка “Балтия”, «Латвэнерго» перечислило деньги на счет зарегистрированной в Лихтенштейне фирмы «International F inance Security Establishment». Было перечислено 8 млн. латов (Ls; 1 USD =0,59 Ls), а потом лихтенштейнская фирма перечислила банку «Балтия» 5 млн. Ls. 3 млн. Ls «пропали» по дороге. Почему «Латвэнерго» прибегло к цессионной сделке, не перечислив деньги в банк “Балтия” напрямую, неясно.

Во время совершения сделки премьер-министром Латвии был А.Шкеле, министром экономики — нынешний премьер-министр Г.Крастс. Интересы банка “Балтия” в этой сделке представлял адвокат А.Грудупс — внештатный советник А.Шкеле. С лихтенштейнской фирмой был связан другой советник А.Шкеле — М.Бендикс.

«Пропажа» 3 млн. Ls не такая уж большая сумма на фоне расцвета коррупции в Латвии. Но раскрытие этого дела имеет принципиальное значение для общественности страны. Была создана парламентская комиссия для расследования сделки. Комиссию возглавляет лидер партии «Латвияс цельш» (ЛЦ) А.Пантелеев — один из самых компетентных депутатов Сейма.

Комиссия вызывала для дачи показаний четверых адвокатов — М.Супе, А.Чапкевича, А.Грутупса и У.Грубе. Они отказались давать показания, ссылаясь на закон об адвокатуре. В ноябре комиссии дал показания адвокат У.Цакарс, который утверждал, что сделка начиналась еще осенью 1996 года.

Комиссия выслушала показания ликвидатора банка «Балтия» Д.Берри, премьера А.Крастса, экс-премьера А.Шкеле, генерального директора Латвийского Агентства Приватизации (ЛАП), представителей “Вентстиле Нафта”, руководителей «Латвэнерго». Показания даются противоречивые.

Очевидно, что сделка не могла совершиться без одобрения высших чиновников и должностных лиц, но кого конкретно — не ясно. Выдвигаются разные версии. Например, член комиссии по расследованию депутат А.Крейтусс заявил, что соучастниками в этом деле, возможно, были генеральный директор ЛАП Я.Наглис и министр экономики А.Сауснитис. Выдвигается версия, что о готовящейся сделке знал и тогдашний премьер А.Шкеле (он это категорически отрицает). Как бы то ни было, виновники не найдены. Конкретное обвинение предъявлено только бывшему президенту и бывшему вице-президенту «Латвэнерго» Э.Биркансу и К.Пурнису. Они обвиняются в злоупотреблении властью и служебным положением, повлекшем за собой тяжкие последствия.

Общественности ясно, что 3 млн. Ls уплыли, что подлинные виновники незаконной сделки ушли от ответственности и вряд ли когда-либо будут названы. Работу парламентской комиссии во главе с А.Пантелеевым многие считают просто политическим театром, преследующим популистские цели перед выборами в Сейм.

Сейчас парламентская комиссия заинтересовалась также выдачей в свое время 18‑миллионного кредита под гарантии “Вентстиле Нафта” фирме “Lus” во главе со скандально известным бизнесменом А.Стензениексом. Кредит банку “Балтии” не был возвращен. После долгих переговоров, затягиваний и проволочек А.Стензениекс был выдан Германией латвийскому правосудию. Суд впереди. Пока А.Стензениекс выступает с разоблачениями в адрес партии ЛЦ.

2.1.2.    Дело «Lata International»

Уже более двух лет тянется расследование уголовного дела «Lata International» — обанкротившегося государственного предприятия, получившего 54,5 млн. USD кредитов на развитие сельского хозяйства, из которых 39 млн. были просто разбазарены. Возврат зарубежных кредитов гарантировало государство. Главная вина падает на восемь высокопоставленных должностных лиц, в том числе на директора департамента внешних связей министерства сельского хозяйства Г.Крузе и экс-министра сельского хозяйства Д.Гегера.

С этим делом в прессе связывают и имя А.Шкеле, который одно время был заместителем министра сельского хозяйства. Генеральная прокуратура не раз заявляла о том, что нет доказательств его причастности к распределению иностранных кредитов. Но нет ясности в вопросе, куда исчез ряд следственных материалов, которые в свое время усердно собирала прокуратура, докапываясь до прошлого А.Шкеле. Возможно в них кроется причина, по которой это легендарное дело не может дойти до логического завершения [[10]].

2.1.3.    Растрата средств в министерстве обороны

Госконтроль Латвии обнаружил растрату государственных средств в ряде организаций. Например, в министерстве обороны в 1995 году было истрачено сверх нормы 590 тыс. латов, что на 16% превысило выделенную из бюджета сумму. В 1996 году эта цифра составила 795 тысяч, или 33% сверх нормы. Согласно заключению Государственного контроля, на нужды центрального аппарата министерства обороны использовались значительные суммы из средств, выделенные на финансирование других структур обороны и безопасности и других мероприятий.

В период, когда были разбазарены средства, министром обороны был в порядке замещения должностей тогдашний премьер-министр М.Гайлис (после отставки Я.Трапанса весной 1995 года), а затем А.Крастиньш. Они оба категорически отрицают свою ответственность за растрату бюджетных средств.

В связи с этим, комментатор «Диены» А.Родин пишет «...Самая прямая ответственность политика — создание такой системы, которая не позволила бы чиновнику легкой рукой швыряться направо и налево деньгами налогоплательщиков. Системы, которая не давала бы возможность зародиться и войти в силу новой, радеющей лишь о шкурных интересах номенклатуре» [[11]].

2.1.4.    Социологический опрос

Данные опроса, проведенные в декабре Центром исследования общественного мнения «Социало корелативо дату системас», свидетельствуют: 56,6% опрошенных считают, что в Латвии широко распространена коррупция, а 33% избрали ответ: «скорее да, чем нет». Только 0,9% опрошенных ответили на вопрос отрицательно. 40,3% опрошенных лично сталкивались с коррупцией в независимой Латвии. В прошлом году в Латвии создан Совет по предотвращению коррупции [[12]].

2.2.    Парламент

2.2.1.    Поправки в закон об адвокатуре

Дело «Латвэнерго» побудило Сейм внести поправки в Закон об адвокатуре. Поправки определяют, что оказанием юридической помощи не признается незаконная деятельность адвоката в интересах клиента, а также деятельность по содействию незаконной сделке клиента. Адвокат обязан предоставлять правоохранительным органам не всю информацию, а лишь ту, которая касается незаконной деятельности, зафиксированной в момент возбуждения уголовного дела. В этом случае адвокат становится таким же человеком, как и любой свидетель, и он может быть привлечен к ответственности за дачу ложных показаний [[13]].

2.2.2.    Законопроект о повышении зарплаты, компенсаций и пенсий депутатам

Большой негативный резонанс в обществе вызвало принятое подавляющим большинством голосов решение Сейма передать на обсуждение комиссий законопроект о повышении заработной платы, компенсаций и пенсий депутатам. Если законопроект будет одобрен, он вступит в силу с 1 октября 1998 года и будет распространяться на депутатов будущего, седьмого, Сейма.

Однако, депутатам нынешнего, 6-го, Сейма зарплата повышена с 1 января 1998 года, так как они приравнены к чиновникам первой категории. Зарплата депутатов без отчисления налогов установлена в размере 372 Ls вместо прежних 315 Ls. Руководители фракций и комиссий будут получать доплату в объеме 65 Ls в месяц, а их заместители — доплату в 50 Ls. Депутаты могут также получать компенсации за пользование услугами связи, транспортом, приобретение канцелярских принадлежностей, общий объем которых не может превышать 150 Ls в месяц [[14]]

2.2.3.    Поправка в закон о выборах

В Сейме была сделана попытка не допустить вновь созданные партии к участию в выборах. Депутат от ЛЦ П.Апинис вновь внес уже проваливавшуюся ранее поправку к Закону о выборах, согласно которому в выборах в Сейм могут участвовать партии, которые созданы не позже чем за год до выборов. Поправка П.Апиниса не прошла, не была даже поставлена на голосование.

2.3.    Национальная политика

2.3.1.    Гражданство и натурализация

Согласно ныне действующему Закону о гражданстве, начиная с 1998 года право на натурализацию получили родившиеся в Латвии жители в возрасте с 25 до 30 лет. До сих пор такое право имели люди в возрасте с 16 до 25 лет. Всего с 1995 года, когда началась натурализация, гражданство получили 6993 человека, из них 1/3 в 1997 году (эти данные были приведены в выступлении начальника управления натурализации Э.Алдермане 18 января 1998 года по Латвийскому ТВ)

В 1997 году за особые заслуги гражданство было предоставлено 52 лицам [[15]] . Массового наплыва желающих натурализоваться не ожидается, хотя процесс несколько активизировался, так как право натурализоваться получили люди более активного возраста по сравнению с молодежью.

7 января президент Латвии Г.Улманис встретился с представителями партии «Движение за национальную независимость Латвии» (ТБ/ДННЛ). В числе прочих обсуждались вопросы натурализации. С членами Демократической партии «Саймниекс» (ДПС) и ЛЦ подобные встречи состоялись раньше.

В итоге президент и представители партии ТБ/ ДННЛ пришли к заключению, что не представляется возможным вносить изменения в Закон о гражданстве во время работы нынешнего Сейма. Участники встречи единодушно осудили слишком распространившееся предоставление гражданства за особые заслуги [[16]] .

2.3.2.    Государственный язык

Ведущие политики Латвии, в том числе президент Г.Улманис, часто высказывают мнение о необходимости укрепления роли латышского языка как государственного. В феврале в Сейме должно состояться обсуждение во втором чтении Закона о государственном языке. В первом чтении он был принят в июне 1997 года. Это очень жесткий законопроект, гораздо жестче ныне действующего Закона о языках. Против нового законопроекта о государственном языке протестовали послы аккредитованных в Латвии европейских стран и ОБСЕ.

Комиссия Сейма по образованию и науке обсуждает поправки к законопроекту, которых очень много. Комиссия решила оставить положение, обязывающее коммерческие организации и частные предприятия проводить собрания только на государственном языке. Комиссия отменила положение, которое обязывало газеты публиковать объявления на государственном языке. Газеты, выходящие на русском языке и языках других национальных меньшинств, приравнены к национально-культурным обществам.

Комиссия и ее председатель Д.Абикис выступили против демонстрации дублированных на русском языке фильмов на коммерческом телевидении. Д.Абикис считает, что фильмы должны демонстрироваться на языке оригинала с латышскими субтитрами.

Значительная часть фильмов, демонстрируемых по ЛТВ (крупнейшему коммерческому телевизионному каналу) дублированы по-русски. Д.Абикис обвинил национальный совет по радио и телевидению в нарушении Закона о языках. Национальный совет по радио и телевидению считает, что отказаться от демонстрирования дублированных на русском языке фильмов неразумно и нецелесообразно.

По-видимому, при обсуждении Закона о государственном языке в Сейме он будет смягчен. От наиболее одиозных его положений парламентарии, скорее всего, откажутся. Закон окончательно должен быть принят к концу работы нынешнего Сейма.

В целом языковая политика Латвии ужесточается. 5 февраля Сейм принял дополнение к кодексу законов о труде, которое в очередной раз расширяет права языковой инспекции на государственных предприятиях и предприятиях самоуправлений.

2.3.3.    Политика в сфере образования

Опубликованные в январе заявления ответственных чиновников народного образования (министра образования и науки Ю.Цельминьша, ответственного чиновника министерства Б.Петерсоне и др.) не вызывают сомнения в том, что стратегическая цель политики в сфере образования национальных меньшинств остается прежней — перевод образования в государственных школах с русским языком обучения (и языками других нацменьшинств) в 10-12 классах на латышский язык.

Продолжается практика преподавания в русских школах отдельных предметов на латышском языке. В 1998 году все учителя русских школ должны сдать латышский язык на высшую, третью категорию. В противном случае продолжение их работы проблематично. В русских школах в качестве учителей появляется все больше людей латышской национальности. Очень часто они преподают учебные предметы, не будучи профессионалами.

Похоже, что общество приняло стратегию латвийских политиков от образования: никто публично не протестует. Многие директора русских школ предлагают разные варианты решения проблемы, смирившись с самой ее постановкой.

2.3.4.    Проблема паспортов

В 1997 году в Латвии начал выдаваться паспорт негражданина. Россия с трудом, но признала его. Это паспорт успело пока получить 10,3% неграждан. Еще примерно 200 тыс. неграждан имеют заграничные советские паспорта. Начиная с января с.г. обладатели внутренних паспортов СССР оказались невыездными. Эти паспорта годны только для внутреннего употребления в Латвии до 2001 года. Из Латвии в страны СНГ до 31 марта можно выехать по продленному заграничному советскому паспорту, а до конца 1998 года по нему можно вернуться.

Получить фиолетовый паспорт негражданина дорого и сложно. Создана следующая схема: за 5 латов паспорт можно получить в течение 2 месяцев; за 10 латов — в течение 4 дней; за 25 латов — 2 дней. Схема не работает: очереди, унижения, неврозы, истерики. Особенно это касается некоторых предместьев г.Риги, например, Латгальского. Встречаются тысячные очереди, записи на месяцы вперед. В отдельных предместьях, например, в Видземском, порядка больше. Но все равно люди, которым надо по каким-либо причинам уехать срочно, попадают в тяжелейшие ситуации.

2.3.5.    Судьба дворца Петра I

В этом историческом здании работало 40 различных организаций русской общественности (например, РОЛ — Русская община Латвии). Организации бедные, здание зимой практически не отапливалось, долг за аренду рос. Несколько раз, несмотря на протесты, предлагалось продать здание с аукциона. Наконец аукцион состоялся. Не помогли письма представителей русской общественности к президенту Б.Ельцину и президенту Г.Улманису. Латвийскому русскому культурному центру не было предоставлено право первой руки, как арендатору здания.

Здание купила строительная компания «Мerks» за 380,8 тыс. латов. Как минимум 1-2 млн. USD предполагается потратить на реконструкцию здания. В нем будут расположены магазины, офисы, возможно, дорогие квартиры.

Русские культурные организации потеряли возможность иметь свой культурный центр, — Русский Дом. Этот факт произвел большое впечатление на членов российской делегации, приезжавшей на Совещание ССБМ. Они расценили этот факт как проявление бессилия русских организаций.

Латвийская прокуратура начала проверку законности совершенной сделки.

2.4.    Политические партии и общественные организации

2.4.1.    Деятельность А.Рубикса

Активизировал свою политическую деятельность лидер запрещенной компартии Латвии А.Рубикс. Он совершил поездки по стране и собирал большие аудитории, особенно в Латгалии. Он выступает за предвыборный блок левых сил — общий избирательный список на предстоящих выборах в Сейм.

Он предлагает предвыборную коалицию партий: «Равноправие», Социалистическая партия (СП) и Партия народного согласия (ПНС). Среди возможных союзников — Латгальская и Латвийская демократическая партия.

В предвыборную программу блока А.Рубикс предлагает внести следующие положения: реформирование налоговой политики, решение социальных вопросов, смягчение языковой политики, экспорт латвийских товаров на Восток [[17]].

Некоторые видные члены ПНС считают, что на такую предвыборную коалицию следовало бы пойти, чтобы противостоять социал-демократам Ю.Боярса, так как лидер социал-демократов настроен в национальном вопросе радикально. Однако лидер ПНС Я.Юрканс публично заявил, что на коалицию с правоверным марксистом А.Рубиксом не пойдет. Поэтому сегодня не ясно, будет ли создан предвыборный блок левых сил, и если да, то в каком составе.

2.4.2.    Позиция Я.Адамсона

В прессе, по телевидению и радио о коррупции в Латвии резко высказывается депутат Я.Адамсонс, в прошлом министр внутренних дел, а ныне лидер социал-демократов [[18],[19]] .

Я.Адамсонс считает, что представители организованной преступности есть как в правительстве, так и в парламенте. Считает, что правительство тесно связано с теневым бизнесом, что все решения принимаются в интересах одной группировки бизнеса.

Он сказал: «У тех, кто был у власти в последние годы, появилось чувство безнаказанности, что все, что они делают, правильно и то, что я наворовал, уже никто никогда не получит» [[20]]. Он считает, что «цинизм и воровство правящих кругов достигли апогея» и нынешняя номенклатура не испытывает даже того страха перед наказанием, которое в свое время испытывала советская номенклатура.

По мнению Я.Адамсонса, убытки в деле «Латвэнерго» гораздо больше 3 млн. Ls. По данным МВД, государство недополучает в бюджет от контрабанды нефти от 15 до 20 млн. Ls в год, контрабанда алкоголя и кофе дает теневым коммерческим структурам схожие доходы. Это тормозит отношения с Россией [20]

Я.Адамсонс считает, что существует практика перекачки государственных средств в частные банки. По его инициативе была создана комиссия Сейма, которая расследовала законность приватизации «Уни банка» и «Край банка». Сейм признал приватизацию законной и утвердил отчет комиссии, Адамсонс при этом голосовал против.

Цинизм и воровство правящей элиты Я.Адамсонс считает одной из главных причин неудовлетворительного состояния латвийской экономики и низкого уровня жизни большинства народа. Он отмечает беззубость прокуратуры и апатию народа.

Он считает, что 7-й Сейм должен пересмотреть условия приватизации, вернуть государству его разбазаренную собственность. Он считает, что нужно создать комиссию для расследования всех афер.

Он сказал: «Если правильно расставить акценты в экономике, безопасности, образовании, используя выгодные геополитическое положение, Латвия могла бы быстро пойти вперед [[21]] .

2.4.3.    Партия А.Шкеле

О намерении создать политическую партию объявил во второй половине декабря экс-министр Латвии А.Шкеле. Программа будущей партии пока не обнародована. В передаче Латвийского ТВ-2 «С позиции власти» 18 января 1998 года А.Шкеле сказал, что в его партии на руководящих должностях не будет бывших коммунистических функционеров и работников КГБ. Он выступает с позиций отрицания нынешней правящей элиты Латвии, считает, что нужно ориентироваться на новых людей. Шкеле уверен, что на предстоящих осенью 1998 года выборах в Сейм за партию будет отдано внушительное число голосов.

2.4.4.    «Новая партия»

17 января заявила о себе политическая организация под названием «Новая партия». В числе учредителей партии руководители латвийско-норвежского концерна «Varner Baltija» А.Шлесерс и Э.Майшелис, президент фотоагентства «АГУ» И.Калниньш, журналистка К.Загоровская, композитор Р.Паулс и др. Программа партии пока не опубликована. В основных установках партии самые расплывчатые, абстрактные формулировки: создание новых рабочих мест, новая пенсионная политика, призывы к единству общества. В отличие от А.Шкеле, А.Шлесерс и Э.Майшелис, будучи удачливыми предпринимателями, в политике о себе еще не заявили. «Новая партия» обещает быть левоцентристской [[22]] .

2.4.5.    Хельсинки-96

Преобразовалась в партию группа Хельсинки-96. Вокруг этой группы объединился ряд организаций, в основном националистического направления.

2.4.6.    Латвийский национальный Фронт (ЛНФ)

В Латвии недавно создана профашистская общественная внепартийная организация — Латвийский Национальный Фронт (ЛНФ). Ее лидером стал А.Мурниекс.

Она объединяет «патриотически настроенных граждан — латышей». В нее могут вступить и «честные, порядочные граждане — нелатыши». Не исключено превращение организации в партию, но в выборах в 7-й Сейм она участвовать не будет.

Программа организации следующая:

· не допустить возрождения в стране коммунистических традиций;

· принять программу по спасению латышей;

· запретить негражданам, иностранцам приобретать в собственность землю;

· ограничить для них возможность получения латвийского подданства;

· ввести в Латвии философскую систему латышскости как высшей правды;

· возродить организацию айзсаргов, какой она была до войны.

Члены ЛНФ хотели бы видеть на правом фланге политического спектра Латвии мощную национально-патриотическую партию, а на левом — социал-демократов. Члены ЛНФ поддерживают национально-патриотические силы во всем мире, в том числе коллег из французского Национального фронта, делегация которого 3 года назад посетила Латвию. Численность ЛНФ не известна.

2.5.    Права человека

2.5.1.    Мнение Европарламента и Amnesty International

Группа Европарламента по проведению в Европе либерально-демократических реформ считает, что Еврокомиссия в своих заключениях по странам-кандидатам в ЕС в ряде случаев представила положение с правами человека более оптимистично, чем оно есть на самом деле. Авторы сообщения пришли к выводу, что наиболее проблематично положение с правами человека обстоит в Латвии.

Основные претензии к Латвии: не отменена смертная казнь, не проведена тюремная реформа, плохие условия содержания заключенных, в том числе и детей, в тюрьмах; жестокое обращение с заключенными. О последнем организация Amnesty International получила неопровержимые доказательства.

Латвийские чиновники эту критику считают несправедливой. Они считают, что права личности в местах заключения в Латвии не нарушаются, а плохие условия заключения и безработица среди заключенных — результат состояния экономики.

Авторы сообщения представляют широкую картину фактического положения с правами человека в Латвии. Они ставят вопрос: «Можно ли считать нарушением прав человека непредоставление гражданства Латвии и Эстонии иммигрантам советского периода? Должно ли гражданство автоматически предоставляться тем, кто в результате оккупации был привезен в страны Балтии насильственно?»

Группа по проведению в Европе либерально-демократических реформ считает, что хотя многие люди въехали в страны Балтии при оккупации этих стран, это все же не должно отражаться на праве человека выбирать гражданство [[23]].

2.5.2.    Латвийский комитет по правам человека

За январь-август 1997 года Латвийским Комитетом по правам человека зафиксированы 83 жалобы по поводу аннулирования персонального кода жителя Латвии [[24]] .

В Латвии примерно 6000 жителей не имеют определенного статуса и до сих пор не имеют права на получение паспорта негражданина. В основном это люди, которые по разным причинам не были включены в Регистр жителей Латвии. В результате поправок к законодательству в ближайшее время они смогут получить паспорта негражданина [[25]] .

2.6.    «Дни баррикадных боев»

20 января в Риге впервые как официальный праздник отмечались дни баррикадных боев 1991 года. Состоялись официальные мероприятия.

2.7.    Дело о взрыве монумента Победы

Бюро по защите Сатверсме (Конституции) объявило о розыске четырех членов террористической организации «Перконкруст», подозреваемых в организации взрыва монумента Победы в 1997 году.

3.    ЭКОНОМИКа

3.1.    Приватизация

Кабинет министров отдал на приватизацию 861 государственное предприятие, разделенное на 1029 объектов. Закончена приватизация 824 объектов (80%), осталось приватизировать 205 объектов (20%).

Принято решение о ликвидации 187 государственных предприятий, из них ликвидировано 31 предприятие — 17%. Осталось ликвидировать 95 предприятий, отданных на ликвидацию ЛАП 50% и 61 предприятие, отданное на ликвидацию Кабинету министров — 33%.

Согласно распоряжению Кабинета министров, отдано на продажу 89 участков земли, из них продано 20 участков — 22%, осталось продать 69-78% [[26]] .

В 1998 году намечена приватизация крупных экономических объектов, имеющих стратегическое значение для латвийской экономики.

3.1.1.    Латвийское Агентство Приватизации (ЛАП)

Бессменным руководителем ЛАП является Я.Наглис. Его критиковали во все времена. Среди критиков были и экс-премьер А.Шкеле и нынешний глава кабинета министров Г.Крастс. В январе активную атаку на Я.Наглиса и всю политику приватизации в целом начал лидер фракции ДПС в Сейме Э.Юрканс. Его поддержали другие видные члены ДПС — председатель Сейма А.Чепанис, товарищ председателя А.Америкс и другие.

В передаче Латвийского ТВ-2 «С позиции власти» Э.Юрканс 25 января 1998 года сказал, что считает неправильным, что за те несколько лет, пока идет приватизация, кабинет министров ни разу не рассмотрел этот вопрос. Он считает, что ЛАП является «государством в государстве», ни одно его решение нельзя отменить даже через суд. Юрканс обратил внимание на то, что несколько сот приватизируемых предприятий обанкротилось. Он утверждает, что 41 млн. лат от продажи приватизируемых объектов ушло на потребление, что правительство А.Шкеле очень малую часть денег от этих продаж выделяло на развитие предприятий. Э.Юрканс считает, что на завершающем этапе приватизации надо расширить права Совета ЛАП, внести изменения в законодательство, добиться большей публичности, открытости процесса приватизации.

3.1.2.    Приватизация “Латвияс Бальзамс” (ЛБ)

Вокруг приватизации происходит острая политическая борьба, за которой стоят экономические и политические интересы разных групп бизнесменов и политиков.

10 января состоялся аукцион по продаже 25% акций предприятия ЛБ — крупнейшего производителя алкогольных напитков в Латвии. В результате торга между АО “Ригас Вини” (РВ) и “Вентбункерс” выставленные на аукцион по начальной цене около 2 млн. латов акции были проданы за 5,1 млн. латов. В этом аукционе выиграла РВ [[27]] .

РВ является вторым после ЛБ производителем алкогольных напитков в Латвии. После того, как она купила 25% акций ЛБ, Совет ЛАП, состоящий из представителей разных политических партий, поручил правлению ЛАП обратиться в Совет по конкуренции с вопросом: «Не создала ли эта сделка монопольного положения на латвийском рынке алкоголя, не противоречит ли она нормам закона о конкуренции?». Мнение генерального директора ЛАП Я.Наглиса: «Можно говорить о доминирующем положении обоих предприятий на рынке алкогольных напитков. Но нет доказательств, что это используется в корыстных целях» [[28]].

10% акций РВ принадлежит АО “Ave Lat Grupa”. РВ участвовала в аукционе по согласованию с совладельцем. “Ave Lat Grupa планирует увеличить участие в РВ до более существенного.

“Ave Lat Grupa” контролирует разные отрасли пищевой промышленности Латвии. Фактическим главой этой группы является экс-премьер-министр Латвии А.Шкеле. Пищевая промышленность Латвии была приватизирована еще до начала массовой приватизации. На ее долю приходится 1/5 часть всех зарубежных инвестиций. В правительстве И.Годманиса А.Шкеле одно время занимал пост заместителя министра сельского хозяйства.

Бывший министр сельского хозяйства Д.Гегерс привлекается как обвиняемый по делу о разбазаривании иностранных кредитов. Обвинения в причастности к этому делу, в злоупотреблениях при приватизации предприятий пищевой промышленности нередко звучат и в адрес А.Шкеле. Особенно активно с этими обвинениями выступает депутат Сейма, лидер социал-демократов Я.Адамсонс. Но обвинения эти не доказаны. Сегодня А.Шкеле возглавляет одну из самых влиятельных группировок бизнесменов Латвии и является видным политиком, у которого несомненно есть политическое будущее.

3.1.3.    Приватизация «Латвияс кугьниециба» (Латвийское пароходство)

Представители партии ДПС выступили с требованием принятия специальных постановлений относительно приватизации ГАО ЛК и ГАО «Латвэнерго». 3 раза пять министров от ДПС голосовали в правительстве против договора со Всемирным Банком и Европейским Банком Реконструкции и развития о приватизации «Латвэнерго».

Основные претензии к приватизации ЛК: заниженная оценка приватизируемых объектов и узкий круг претендентов, допускаемых к приватизации. В настоящее время на роль стратегического инвестора ЛК претендуют две компании — L askaridis Shipping Company и T ufton Oceanic. Из-за политического давления ЛАП возможно до 10 февраля придется оценить возможность расширения круга претендентов, которые получат право углубленного изучения ЛК.

16 января состоялось заседание членов Совета ЛАП, представляющих политические партии. На этом заседании и было принято компромиссное решение — пересмотреть вопрос об отборе претендентов. Вопрос о заниженной оценке приватизируемых объектов не поднимался [[29]] .

3.1.4.    Приватизация «Латвэнерго»

Основные претензии к приватизации ГАО «Латвэнерго» изложены в письме председателя Сейма А.Чепаниса и товарища председателя А.Америкса. Согласно плану приватизации, предусмотрена реструктуризация «Латвэнерго» — создание одного головного и нескольких дочерних предприятий. Предусмотрено, что на первоначальном этапе, сохраняя в собственности государства контрольный пакет акций, инвесторам будет продана часть акций головного предприятия.

Заинтересованность в участии в приватизации «Латвэнерго» выразили несколько латвийских предприятий и групп предприятий: наибольшую активность проявили структуры транзитного бизнеса во главе с мэром города Вентснилса А.Лембергсом. Желание участвовать в приватизации «Латвэнерго» выразили также “A ve Lat Grupa”, “Балтияс Холдингс”, “Валмиерское стекловолокно” и другие претенденты [[30]] .

Готовится проект изменений основных положений приватизации «Латвэнерго». По новому положению у предприятия может появиться не два стратегических инвестора, а гораздо больше, причем претендовать на их место смогут не только иностранные, но и местные предприниматели. Окончательную концепцию приватизации ЛАП предполагает огласить в конце февраля или в начале марта. Но возможен и другой вариант — процесс приватизации будет приостановлен до выборов в 7-й Сейм [[31]] .

А.Чепанис и А.Америкс предлагают приостановить приватизацию, прежде чем кабинет министров и ЛАП не смогут ответить обществу на несколько вопросов. «Важно выяснить, в чьих интересах искусственный раздел единого предприятия; как изменятся тарифы на электроэнергию в разных регионах Латвии; каковы будут расходы по выравниванию тарифов, содержанию энергосетей; кто покроет дополнительные расходы при покупке электроэнергии по повышенным ценам у когенерационных станций и малых гидроэлектростанций; кто станет отвечать за гарантированные государством кредиты в случае раздела предприятия? Кредит Всемирного банка и кредит Европейского банка реконструкции и развития на реконструкцию Даугавской ГЭС невыгодны для Латвии и возлагают обязательства — первый предусматривает раздел предприятия, а кредит Европейского банка реконструкции и развития не позволяет без согласия банка изменить уставной капитал «Латвэнерго».”

По мнению А.Америкса, надо изыскать средства для выкупа этих кредитов. Если Латвия не выполнит условия, ГЭС может оказаться в руках иностранного капитала [[32]] .

3.1.5.    Позиция политических партий

Фракция ДПС намерена внести на рассмотрение Сейма поправки к закону «О приватизации объектов государства и самоуправлений». Суть этих поправок сводится к тому, что условия приватизации объектов государственной важности должно утверждать правительство, а не ЛАП. С этим предложением согласен и премьер-министр Г.Крастс.

Позиция ДПС в вопросе приватизации была подвергнута резкой критике на страницах газеты “Диена” в статьях комментатора С.Точса [[33]]. Основные аргументы и суждения С.Точса следующие. ДПС является выразителем интересов вентспилсской группы предпринимателей, которая заинтересована в участии в приватизации ЛК и «Латвэнерго».

С.Точс считает, что ДПС особенно заинтересована в финансовой поддержке вентспилских предпринимателей в преддверии предстоящих выборов в 7-й Сейм. Между тем вентспилская группа предпринимателей недовольна решениями ЛАП, которое оставило предприятие “Вентспилс тирдзниецибас оста-Г” «в резерве приватизации» ЛК.

С.Точс считает, что политики недовольны тем, что решения о приватизации принимают не они, а профессионалы из ЛАП. По мнению С.Точса, «политизация приватизации крупных предприятий недвусмысленно означала бы явную политическую коррупцию [[34]].

С.Точс напоминает также, что прозвучавшие на последнем съезде ДПС предложения изменить основные принципы приватизации государственных предприятий, создать искусственные привилегии для так называемых местных предпринимателей уже привлекли внимание международной общественности. Такая политика могла бы представлять угрозу для международного престижа страны и привела бы к сокращению столь необходимых для развития экономики Латвии зарубежных инвестиций [34].

По мнению С.Точса, ДПС безразличен престиж Латвии как западной страны. Он считает, что «интересам Латвии соответствует создание сильных и способных к международной конкуренции предприятий, что невозможно без привлечения зарубежных инвестиций и технологий» [[35]].

Партия ЛЦ занимает в вопросе о приватизации более спокойную позицию в сравнении с позицией ДПС. Ее лидеры в своих публичных высказываниях утверждают, что проблемы приватизации должно решать само ЛАП.

И.Киртовский считает, что «призывы и привилегии иностранным вкладчикам еще не гарантируют притока иностранных денег. Для этого нужно еще иметь представление о возможности реализации продукции на балтийском и российском рынках. Кроме того, страна должна иметь рынок высококвалифицированной рабочей силы».

Чтобы сохранить положительные тенденции в развитии промышленности, «потребуются немалые капитальные вложения». Но «финансовый рынок страны слабо задействован в деле долгосрочного кредитования... А для местного капитала следует создавать условия, вплоть до введения для некоторых предприятий режима свободной экономической зоны» [[36]].

Суждения И.Киртовского относятся ко всей латвийской экономике в целом, а не только к процессу приватизации, однако позволяют найти оптимальную позицию и в этом конкретном вопросе.

Находящиеся в оппозиции социал-демократы (лидеры Ю.Боярс и Я.Адамсонс) выступают против приватизации стратегических объектов экономики, считая, что они должны оставаться в руках государства.

3.2.    Сельское хозяйство

Сельское хозяйство Латвии находится в глубоком экономическом кризисе. Так, производство мяса сократилось в 4 раза по сравнению с 1990 годом. Сейчас на одного жителя страны в год производится 30 кг мяса [39] .

На глубокий кризис в сельском хозяйстве повлияло то, что не были получены прогнозируемые инвестиции. Сейчас крестьяне получают в год в 10 раз меньше капитальных вложений, чем в 1990 году. В 1996 году на долю аграрного сектора пришлось всего 1,8% инвестиций [46].

«Страна не располагает свободными денежными ресурсами в объемах, необходимых для вывода всего сельского хозяйства из кризиса. Итоги сельскохозяйственного производства за последние шесть лет показывают, что общество не имеет реалистической аграрной политики и не знает, что с ним делать в дальнейшем» [46].

По мнению члена-корреспондента АН Латвии И.Киртовского «Страна не имеет долгосрочной стратегии развития производства». Он считает, что основой экономики должно стать крупное наукоемкое производство. Однако, латвийский рынок мал для крупного капитала, поэтому необходима координация инвестиционной политики всех трех балтийских государств. Кроме того, страна должна иметь рынок высококвалифицированной рабочей силы, для чего у нее имеются все потенциальные возможности.

3.3.    Внешняя торговля

Слабым местом в экономике страны по-прежнему остается внешняя торговля. При росте в прошлом году как экспорта, так и импорта, разрыв между ними увеличился. При экспорте за три квартала прошлого года в 700 млн. Ls, дефицит торгового баланса достиг 400 млн. Ls.

«Оплата международных услуг уже не может компенсировать недостающие валютные средства для оплаты товаров, поступающих по импорту. Во втором квартале прошлого года дефицит текущего счета платежного баланса составил 85 млн. Ls. Недостающие валютные средства были получены в основном за счет займов.

Пока производители товаров не найдут новых рынков и новых покупателей, страна будет импортировать в долг, лишь за счет конвертации иностранных займов в латы» [39].

Министр экономики А.Сауснитис сказал: «Как отрицательный момент хочу отметить слабый уровень торговых отношений не только с Эстонией и Литвой, но и с крупнейшим партнером — Россией. У нас пока нет с Россией ни одного договора, хотя есть договоренность о режиме наибольшего благоприятствования. Нет также соглашений о торговле сельскохозяйственной продукцией с Украиной... Наше упущение, что мы не смогли наладить хороших контактов с Россией — в этом и ответ на то, почему латвийский импорт больше экспорта. Надо объяснить каждому жителю Латвии: заработать деньги мы можем только на Востоке. И еще одна цель, которая скорее всего станет реальностью в первом квартале — вступление в мировое торговое сообщество. Без этого наш транзит не сможет соединить Восток и Запад» [[37]].

3.4.    Инвестиции

Успехи Латвии отметили два агентства по кредитным рейтингам: в начале 1997 года — «Standard & Poor's» и в конце года — «Moody's». Они поместили Латвию в группу государств с благоприятным инвестиционным климатом.

Всего в Латвию было инвестировано до конца сентября 1997 года 496,6 млн. латов (более 1 млрд. USD ), а по прогнозам общий объем инвестиций на конец года должен был составить 520 млн. латов.

Зарубежные средства в основном вкладываются в сферу транспорта и связи — 45%, далее следует обрабатывающая промышленность — 21%, торговля — 9%, электроэнергетика, подача газа и воды — 3%, гостиницы и рестораны — 2%. Львиная доля инвестиций приходится на крупные города — Ригу, Даугавпилс Вентспилс, Лиепаю, поскольку там наиболее развиты технология и инфраструктура. Крупнейшей инвестицией России в Латвию является латвийско-российское совместное предприятие «LatRosTrans». В 1997 году в Латвии активизировался норвежский капитал [[38]] .

3.5.    Статистика

Экономика Латвии приостановила кризисное развитие. Наметилось увеличение выпуска продукции в промышленности и сельском хозяйстве. Достигнуты определенные успехи в сфере услуг. Второй год подряд растет ВВП. За первые девять месяцев 1997 года рост валового внутреннего продукта составил 5%.

 

 

Развитие экономики Латвии 1990 — 100% [ [39]]

 

 

1995 (%)

1996 (%)

ВВП

49,6

51

Промышленность

38

40

Сельское хозяйство

47

42

Розничная торговля

41

37

 

Оживление экономики Латвии начинается с очень низкого, кризисного уровня, о чем, в частности, свидетельствует приведенная выше таблица. Если даже будет обеспечен ежегодный рост ВВП в 5%, Латвии понадобится 60 лет, чтобы достичь среднеевропейского уровня развития экономики. Между тем, достижение такого уровня является одним из условий окончательного включения страны в ЕС.

Основой стабильного развития современной экономики является промышленность, хотя ее доля в создании ВВП в Латвии и уменьшилась. «Канули в лету времена, когда Латвия славилась своими заводами и фабриками, производившими вагоны, телефонные станции, радиоаппаратуру и микросхемы» [[40]].

Объем промышленного производства составил 40% от уровня 1990 года, производство радиоаппаратуры — 9%, производство мебели — 38%, но деревообработка — 166% [39] .

Изменилась структура промышленности. В структуре отраслей сегодня первое место принадлежит обрабатывающей промышленности, которая дает 18,3% ВВП (для сравнения — сфера услуг дает 53,7% ВВП) [[41]] .

43% обрабатывающей промышленности составляет пищевая промышленность, 12,7% — деревообработка 7% — производство текстиля, 6,5% — химическая промышленность. Объемы производства легкой, химической промышленности, пластмассовых изделий в 2-3 раза ниже уровня 1990 года. В 1996 году рост промышленной продукции составил 1,4%, в 1997 году он оценивается в 4-5% [39] Наметился рост производства стройматериалов, кроме того, строительная продукция Латвии успешно конкурирует с ее аналогами в Эстонии и Литве.

Развитие латвийской промышленности в течение всего 1997 года происходило неравномерно. В некоторых отраслях промышленности (химической, производстве цемента) продолжалось углубление кризиса. «Скачкообразное развитие промышленного производства говорит о том, что не преодолены все препятствия для непрерывного развития промышленных предприятий. Итоги прошлого года показывают, насколько мучителен процесс стабилизации и насколько он еще ненадежен» [[42]] .

Главными факторами, которые мешают развитию промышленности, бизнесмены считают недостаточный спрос на их продукцию как внутри страны, так и на международном рынке. На предприятиях существует большая недогрузка производственных мощностей. В частном секторе они используются только на 2/3, на государственных предприятиях на половину [[43]] .

Транспорт и связь по объему производства добавленной стоимости сравнялись в создании ВВП с промышленностью. Значительный рост ВВП в прошлом году в большой степени произошел за счет транспорта и связи. Транзит внес весомый вклад в преодоление экономического кризиса в стране. «Но транспортным предприятиям не удалось в прошлом году достичь по тонно-километрам уровня перевозок 1994 года Так же, как и промышленность, транспорт развивался в течение всего года неравномерно» [42].

4.    Социальная сфера

4.1.    Инфляция

В 1997 году инфляция в Латвии снизилась до 7%. Это самая низкая цифра среди стран Балтии — в Эстонии она составила 12,5%, в Литве, по предварительным данным, — 8,6%. Индекс потребительских цен в Латвии в 1997 году рос за счет услуг гораздо быстрее (18,2%), чем за счет потребительских товаров (4,2%).

Эксперты и специалисты прогнозируют рост инфляции в новом году. В числе причин нового витка инфляционной спирали называют рост тарифов на электроэнергию и акцизного налога на горючее.

4.2.    Цены

Среди групп потребительских товаров лидерами по росту цен стали: одежда и обувь (12%), растительное масло (13,7%), рыба и рыбная продукция (7%), мясо (4,5%), сахар (4,3%), кофе (21,7%). На некоторые продовольственные товары цены в декабре несколько снизились [[44]] .

В новом году ожидается новый рост цен. На 6,3% повысится плата за электроэнергию, для рижан, начиная с 1 января, на 8,7% повысилась плата за водоснабжение и канализацию, дебатируется вопрос о повышении цен на общественный транспорт, возросла стоимость медицинских услуг [[45]].

4.3.    Зарплата

Некоторое улучшение макроэкономических показателей развития латвийской экономики не обещает повышения уровня жизни большинства граждан и жителей Латвии.

Минимальная заработная плата будет повышена на 4 Ls и составит 42 Ls (71,2 USD).

Средняя заработная плата по всему народному хозяйству в целом составляет 90 Ls (152,5 USD) в месяц при 79 Ls прожиточного минимума на одного человека [39]. Около 60% населения Латвии живут ниже прожиточного минимума.

4.4.    Безработица

Структурные изменения в экономике привели к сокращению рабочих мест в отраслях материального производства и созданию новых в сфере услуг. В целом по стране уровень безработицы составил в ноябре прошлого года 6,7%. Число ищущих работу было самым маленьким с момента 1993 года. Низким уровень безработицы был в Риге и Вентспилс, самым высоким — в Резекне. В реальности уровень безработицы выше, чем указывает статистика. Социологические исследования показывают, что в прошлом году она была на уровне 16% [39] .

4.5.    Тарифы за коммунальные услуги

Наибольшее повышение цен и тарифов произошло в оплате коммунальных услуг. Оплата аренды квартир выросла на 77,5%, водоснабжения и канализации — на 17,8%, за электроэнергию — на 10,1%, газа — на 15%. На 19,1% возросли цены за услуги связи, на 25% — за почтовые услуги.

4.6.    Отключение горячей воды у должников

Акционерное общество «Ригас Силтумс» (РС) регулярно практикует отключение теплоэнергии и горячей воды во многих рижских домах, имеющих задолженность. Государственное бюро по правам человека (ГБПЧ) распространило в средствах массовой информации сообщение о незаконности подобной практики.

ГБПЧ считает, что взыскание задолженности по платежам должно происходить в установленном законом судебном порядке, а не самовольным принятием непредусмотренных законом санкций. Кроме того, ГБПЧ подчеркивает, что РС нарушает закон об аренде жилых помещений, запрещающий прекращать предоставление коммунальных услуг тем арендаторам жилых помещений, у которых нет задолженности по платежам.

Президент РС А.Жигурс придерживается следующей позиции: РС должно выполнять свои обязательства перед поставщиками энергии, а отключение тепла — единственная возможность заставить должников платить. Поэтому РС будет продолжать практику отключения тепла и горячей воды.

4.7.    Туберкулез

В начале года врач Лиепайской противотуберкулезной больницы А.Кристонс опубликовал в местной прессе список больных, злостно уклоняющихся от лечения туберкулеза. Тем самым он нарушил Закон о медицине, четыре газеты нарушили Закон о печати, а все вместе — Европейскую конвенцию по правам человека.

Как раз в это время Сейм Латвии, в котором 13 депутатов-врачей, принял Закон об эпидемиологической безопасности, который предусматривает принудительный порядок изоляции инфекционных больных, если они уклоняются от лечения.

Директор Государственного бюро по правам человека О.Бруверис потребовал лишить доктора А.Кристонса диплома врача. Но общественное мнение — медики, пациенты, многие политики — оказалось скорее на стороне врача. Он отделался штрафом, а вопрос о том, что газеты нарушили Закон о печати, общественностью почти не обсуждался.

4.8.    Демографическая статистика

Рождаемость в Латвии снижается уже 9 лет. В 1997 году в Латвии был самый низкий за последние годы уровень рождаемости — родился 19  171 ребенок. За 1990 годы в два раза уменьшилось число заключенных браков. Сократилась средняя продолжительность жизни — как мужчин, так и женщин [[46]] .

5.    Культура

Некоторые работники Латвийского ТВ получили взыскания за то, что допустили в развлекательных новогодних программах рекламу Партии национального конгресса.

Министр культуры Р.Умблис подписала распоряжение о реорганизации филармонии. Перестали существовать два известнейших коллектива — камерный оркестр и танцевальный ансамбль «Дайле» [[47]] .

23 и 25 января 1998 года в Латвийской национальной опере состоялась премьера оперы Д.Верди «Аида». Режиссером яркой, нетрадиционной постановки является Мара Жимеле [[48]].

26 января прошла дискуссия о строительстве Национальной библиотеки. В ней принял участие президент Латвии Г.Улманис, видные общественные деятели, деятели культуры.



Источники

[1]. Диена. — 1998. — 17 января.

[2]. Диена. — 1998. — 17 января.

[3]. Смоленска А. Президенты Балтии и США подписывают Хартию о партнерстве — Диена. — 1998. — 17 января.

[4]. Диена. — 1998. — 23 января.

[5]. Биркав В. Хартия США и государства Балтии // Диена. — 1998. — 12 января.

[6]. Озолиньш А. Решимость без иллюзий // Диена. — 1998. — 20 января.

[7]. Широв П. Россия хотела бы уменьшить значение хартии США-Балтия // Диена. — 1998. — 22 января.

[8]. Широв П. Первое заседание межправительственной комиссии состоится в мае // Диена. — 1998. — 28 января.

[9]. Тихонов Ю. Россия хочет подписать договор о границе в этом году // Диена. — 1998. — 30 января.

[10]. Бизнес Балтия. — 1998. — 27 января.

[11]. Родин А. Политическая безответственность экс-министров обороны // Диена. — 1998. — 30 января.

[12]. Диена. — 1998. — 12 января.

[13]. Диена. — 1998. — 30 января.

[14]. Диена. — 1998. — 5 января.

[15]. Диена. — 1998. — 6 января.

[16]. Диена. — 1998. — 9 января.

[17]. Сегодня. — 1998. — 23 января; Бизнес Балтия. — 1998. — 23 января.

[18]. Бизнес Балтия. — 1998. — 16 января.

[19]. Яуна Авизе. — 1998. — 24 января.

[20]. Яуна Авизе. — 1998. — 24 января.

[21]. Яуна Авизе. — 1998. — 24 января.

[22]. Диена. — 1998. — 21 января.

[23]. Диена. — 1998. — 17 января.

[24]. Диена. — 1998. — 7 января.

[25]. Диена. — 1998. — 15 января.

[26]. Бизнес Балтия. — 1998. — 26 января.

[27]. Диена. — 1998. — 14 января.

[28]. Диена. — 1998. — 22 января.

[29]. Диена. — 1998. — 19 января.

[30]. Диена. — 1998. — 14 января.

[31]. Бизнес Балтия. — 1998. — 26 января.

[32]. Бизнес Балтия. — 1998. — 23 января.

[33]. Диена. — 1998. — 16-26 января.

[34]. Диена. — 1998. — 16 января.

[35]. Точс С. Латышский бутерброд в большой приватизации // Диена. — 1998. — 26 января.

[36]. Киртовский И. От Латвии — 2000 к Латвии — 2010 // Бизнес Балтия. — 1998. — 23 января.

[37]. Бизнес Балтия. — 1998. — 20 января.

[38]. Диена. — 1998. — 15 января.

[39]. Киртовский И. От Латвии — 2000 к Латвии — 2010 // Бизнес Балтия. — 1998. — 3 января.

[40]. Павук О. Картина латвийской индустрии // Бизнес Балтия. — 1998. — 22 января.

[41]. Павук О. Картина латвийской индустрии // Бизнес Балтия. — 1998. — 3 января.

[42]. Киртовский И. О стабильности говорить рано // Бизнес Балтия. — 1998. — 5 января.

[43]. Бизнес Балтия. — 1998. — 20 января.

[44]. Павук Î. Одержана победа над инфляцией // Бизнес Балтия. — 1998. — 9 января.

[45]. Диена. — 1998. — 5 января.

[46]. Диена. — 1998. — 26 января.

[47]. Диена. — 1998. — 14 января.

[48]. Диена. — 1998. — 26 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)