Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Петр ТКАЧЕВ

Курская область

в январе 1998 года

1. Экономика

Январь (вероятно, в связи с новогодними праздниками) не был особенно богат на события в политической жизни региона. Однако именно в этом месяце органы власти Курской области приняли ряд нормативных актов, которые в случае их выполнения обещают существенно повлиять на дальнейшее экономическое развитие области.

1.1. «Новая экономическая политика» региональных властей

На заседании 22 января областная Дума приняла ряд схожих по структуре и смыслу законов: «О молодежной политике в сфере трудоустройства, развития малого и среднего предпринимательства на территории Курской области», «О налоговых льготах российским, зарубежным, совместным организациям, предприятиям, учреждениям, зарегистрированным и расположенным на территории Курской области», «О создании экономических условий для привлечения инвестиций в Курскую область».

Эти нормативные акты предоставляют широкие налоговые льготы целому ряду хозяйствующих субъектов. В частности, закон «О создании экономических условий для привлечения инвестиций в Курскую область» предусматривает освобождение от уплаты на срок от одного до трех (в исключительных случаях до пяти) лет налогов, по которым субъектам РФ, в соответствии с действующим законодательством предоставлено такое право, компенсацию за счет средств областного бюджета по налогу на добавленную стоимость, перечисляемому в областной бюджет, а также (в виде исключения) компенсацию за счет областного бюджета по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, для 16 (!) категорий вновь создаваемых предприятий, в основном в сфере АПК и строительства (более подробно см. Приложение 1). Как гласит ст. 11, данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение года. Однако, если в дальнейшем будет принят закон, ухудшающий правовое положение инвесторов, то в течение трех лет в отношении инвесторов применяется настоящий Закон.

Закон «О молодежной политике в сфере трудоустройства...» также предусматривает обширные налоговые льготы (освобождение от уплаты всех налогов в областной бюджет, территориальный дорожный фонд на период полной окупаемости, возврата кредита и получения 100% прибыли на сумму вложенных и кредитных средств, но на срок не более трех лет), а также предоставление льготных ссуд (для чего при областной и районных администрациях создаются специальные фонды) молодежным предприятиям и организациям (с долей молодежи 17-27 лет среди сотрудников не менее 70%), осуществляющим деятельность в областях, практически полностью совпадающих с перечнем, данным в законе «О создании экономических условий...».

Наконец, самый большой по объему Закон «О налоговых льготах российским, зарубежным, совместным организациям, предприятиям, учреждениям, зарегистрированным и расположенным на территории Курской области» предусматривает и самые обширные перечни льгот и «льготников», отчасти включая себя положения двух предыдущих законов (см. Приложение 2).

Анализ содержания и истории принятия этих документов дает достаточно много информации как о приоритетах администрации в области экономической политики, так и о характере взаимоотношений внутри правящей элиты Курской области.

Первое, что бросается в глаза — это «либеральный поворот» в провозглашающихся данными законами принципах взаимодействия между областными властями и экономическими субъектами. Действительно, по сравнению с (отмененными к настоящему времени) законом «О Курском губернском банке» и близкими к нему по духу постановлений губернатора, фактически утверждающих возможность прямого вмешательства региональной администрации в деятельность хозяйствующих субъектов, новые нормативные акты представляются «верхом либерализма», в том смысле, что отдают приоритет не административным, а экономическим стимулам развития хозяйства области и видят роль власти в создании благоприятных правовых условий для инвесторов.

Впрочем, «либерализм» этих законов относителен. Во-первых, несмотря на провозглашающийся, например, в п. 1. ст. 7 закона «О налоговых льготах...» принцип равенства прав в получении льгот предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями, порядок предоставления льгот, прописанный во всех трех законах, носит разрешительный характер. Так, в п. 2 той же статьи закреплено следующее положение: «Предоставление налоговых льгот осуществляется администрацией области на основании заявления предприятий, учреждений, организаций с предъявлением документов о регистрации своей деятельности и программы (бизнес-плана) на период предоставления льгот, поданному в структурное подразделение администрации области, ведущее данную отрасль. По результатам заключения экспертной комиссии, образуемой администрацией области, заключается контракт (соглашение) между администрацией и организацией, предприятием, после чего предоставляется налоговая льгота». Таким образом, равенство прав обращается в декларацию, а администрация области (или даже ее отдельные чиновники) превращается, согласно законам, в распределителя льгот, что создает питательную почву для развития коррупции (основанием для отказа и, соответственно, средством вымогательства может послужить, например, «неудовлетворительная оценка» бизнес-плана).

Во-вторых, законы закрепляют жесткий механизм использования средств, полученных в результате предоставления льгот. 30% должно идти исключительно на пополнение оборотных средств; 50% — на развитие материально-технической базы и совершенствование производственной и коммерческой деятельности; 20% — на решение социальных, жилищных проблем работников организаций и предприятий. Предприятия, учреждения, организации ежемесячно до 10 числа каждого месяца должны будут предоставлять отчет о финансово-хозяйственной деятельности и использовании средств, высвобождающихся в результате предоставления льгот по налогам, в комитет по финансам администрации области, налоговые органы по месту их нахождения. Кроме того, ежеквартально они должны будут направлять такой отчет в соответствующие отраслевые комитеты администрации.

Интересным представляется рассмотрение списка «льготников».

В первую очередь, в него входят различные категории предприятий сельскохозяйственного профиля (сельхозкооперативы, агрообъединения, МТС, агрохимические станции и т.д.). Очевидно, что отчасти это мера вынужденная, поскольку большинство таких предприятий убыточны и налогов все равно не платит. Законы стимулируют присоединение убыточных предприятий к рентабельным (последним в таком случае предоставляются максимальные налоговые льготы). С другой стороны, за включением сельхозпредприятий в список «льготников» просматриваются и иные мотивы. Во-первых, такой шаг был необходим для ускоренного прохождения «либеральных» законов через «консервативную» Думу, аграрное лобби в которой исключительно сильно. Во-вторых, совершенно понятно, что, неутешительные по ряду параметров итоги реализации в 1997 г. дотационной административно-командной модели развития АПК (см. наш предыдущий обзор) подталкивают администрацию к тому, чтобы переложить по мере возможности ответственность за это развитие на плечи частного инвестора.

Другую большую группу «льготников» составляют строительные организации или предприятия, тесно связанные с ними (например, промышленные предприятия, выпускающие строительные материалы, обслуживающие строительные организации автотранспортные предприятия, кредитующие их банки). Стремление инициировать строительный бум вполне объяснимо с точки зрения стимулирования экономического развития региона. Известно, что вложения в недвижимость зачастую предваряют и ускоряют приток капитала в ту или иную страну или регион. Однако известно и то, что строительные подряды представляют собой одну из наиболее распространенных форм отмывания «грязных денег». Давление на органы власти области с этой стороны также нельзя исключить.

Существенные налоговые льготы предоставляются организациям, осуществляющим газификацию области, что вполне может быть связано с заключенным в прошлом месяце соглашением с «Межрегионгазом» (см. наш предыдущий обзор).

Ряд льгот предприятиям, разрабатывающим минерально-сырьевые ресурсы области, вероятно, объясняется прежде всего партнерскими отношениями установившимися в треугольнике «Администрация области — Михайловский горно-обогатительный комбинат (МГОК) — «Российский кредит».

Освобождение от налогов предприятий ЖКХ, вероятнее всего, связано с лоббированием их интересов мэрами крупных городов и в первую очередь С.Мальцевым.

Предоставление части льгот отчетливо связано с сугубо политическими мотивами. Так, их получают профсоюзы, религиозные, молодежные, экологические и ряд других организаций. Учитывая порядок предоставления, вполне ясно, что данные законы становятся в руках администрации дополнительным ресурсом налаживания эффективного контроля за политическим полем региона. В сущности, осуществляется «подкуп» наиболее вероятных союзников оппозиции (аграрии, профсоюзы).

Наконец, предоставление льгот фармацевтическим организациям области очень трудно отделить от того факта, что «Курскфармацию» возглавляет Дмитрий Руцкой.

Вместе с тем, под действие налоговых послаблений не попадает большинство промышленных предприятий области, что говорит о уготованной им участи основной «дойной коровы» областного бюджета.

«Расклад» льгот позволяет судить о влиятельности тех или иных заинтересованных групп на политический процесс в регионе. А в целом принятые законы можно рассматривать как результат торга между этими группами.

Авторство законов мы связываем с новыми заместителями губернатора А.В.Филипповым и Н.Н.Саркисяном. Вместе с тем, не исключено, что в разработке их принимали участие и некоторые внерегиональные структуры. Известно, что 17-19 января в Курске побывала совместная делегация международной программы «TACIS», Госкомитета РФ по развитию предпринимательства и Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Именно в ходе встреч с этой делегацией новый заместитель губернатора по экономике, бюджету, налогам и контролю за финансово-хозяйственной деятельностью А.В.Филиппов («варяг», фигура в области малоизвестная) впервые от имени администрации заявил о намерении внести проекты этих законов в областную Думу, а также обратился к московским гостям с официальной просьбой помочь в составлении бизнес-планов курским предприятиям [[1]].

Уже 22 января законы были приняты, а 23-го их подписал губернатор. Скорость, с которой была проведена операция, свидетельствует о ее тщательной предварительной проработке.

Принятие этих законов говорит о смене модели экономической политики. Если первоначальная модель, выдвинутая А.Руцким вскоре после своего прихода к власти и реализовывавшаяся в многочисленных нормативных актах Думы и администрации в течение 1996-1997 гг., исходила преимущественно из

· необходимости установления по возможности максимального административного контроля над экономическими субъектами;

· ориентации на первоочередную помощь традиционным секторам экономики (АПК, промышленные гиганты);

· опоры при привлечении иностранных инвестиций на прямые связи администрации и инвестора;

· потребности развивать межрегиональные связи;

· необходимости максимизировать сбор налогов,

то «новая экономическая политика», похоже, исходит из несколько других принципов:

· допущении большей экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов;

· повышении их заинтересованности в инвестировании средств в экономику Курской области;

· ориентации на развитие малого и среднего бизнеса;

· сотрудничестве не только с единичными инвесторами (банками, фирмами), но также с международными и российскими институтами, способными выступить и в качестве инвестора, и в качестве консультанта в разработке экономической политики [1].

 

Смена экономической стратегии областной администрацией вполне объяснима: с одной стороны, мы уже упоминали о чисто экономических трудностях, с которыми к концу 1997 г. столкнулась старая модель. Дополнительным подтверждением ее неэффективности служат, например, недавно подведенные постановлением губернатора итоги аттестации руководителей хозяйственных субъектов, о которой мы подробно писали в июльском обзоре. Как легко понять из текста постановления [[2]], руководители наиболее крупных и значимых предприятий смогли легко и безболезненно от нее уклониться, а абсолютному большинству из тех, кто все же прошел аттестацию (190 из 220) были поставлены положительные оценки, что весьма странно в нынешней экономической ситуации. В отношении же 23 из 30 оставшихся принято решение об их соответствии занимаемой должности при условии выполнения ими рекомендаций аттестационных комиссий. Иными словами, аттестация превратилась в очередную шумную, но совершенно неэффективную даже с точки зрения официально заявленных целей административную кампанию.

Кроме чисто экономических резонов, к смене стратегии губернатора подталкивали в последнее время и сугубо политические причины.

Во-первых, реализация предыдущей модели постоянно приводила областную администрацию к конфликтам с Центром (по поводу несоответствия принимаемых в регионе нормативных актов федеральному законодательству) и столичными финансово-промышленными группами, и в конечном счете конфликты были проиграны Руцким.

Во-вторых, продолжать фронду по отношению к Центру и указанным группам можно было бы при условии консолидации вокруг фигуры губернатора основных сегментов местной политической и экономической элиты, однако, как мы уже неоднократно отмечали, в области нарастают внутренние конфликты: подспудный — между «местной элитой» и «варягами», и открытый — между губернатором и коммунистами. В последнее время наметилась консолидация практически всех оппозиционных сил (коммунисты, АПР, профсоюзы, часть директората и бюрократии). В этих условиях для губернатора важно заручится поддержкой как раз тех групп и структур, с которыми он конфликтовал прежде (московские ФПГ, имеющие интересы в регионе, федеральное правительство). Кроме того, как мы уже указывали, принятые законы в значительной мере направлены на то, чтобы внести раскол в стан оппозиции.

В этой связи возникает вопрос, почему Дума столь оперативно приняла эти акты. Решающую роль, как нам представляется, сыграла перспектива предоставления налоговых льгот селу, что обеспечило благожелательное отношение к закону со стороны аграрного лобби, в которое в значительной мере входят и депутаты-коммунисты. Кроме того, вероятно, что политические последствия принятия законопроектов не до конца осознаны оппозицией. Например, очевидно, что неминуемое сокращение налоговой базы (одобренное Думой) с большой долей вероятности приведет к секвестированию бюджета и, как следствие, сокращению социальных расходов и дотаций тому же селу. Администрация сможет на вполне легитимных основаниях отказаться от политики патернализма по отношению к АПК, что невыгодно в первую очередь тем же коммунистам и аграриям, а также стоящей за ними части экономической элиты. Приняв данные законы, оппозиция в значительной мере показала себя неспособной защищать интересы традиционной части местной промышленной элиты (директората крупных промышленных предприятий).

Вместе с тем, не исключено, что в перспективе (если выявленная нами тенденция в экономической политике окажется устойчивой) реализация новой стратегии приведет к обострению противоречий между «столичными» и «местными» заинтересованными группами и, как следствие, усилению политического противостояния в регионе.

1.2.     Постановление губернатора «О лицензировании деятельности по содержанию тотализаторов и игорных заведений на территории Курской области»

Косвенным подтверждением сделанным в предыдущем разделе выводам служит появление на свет постановления губернатора «О лицензировании деятельности по содержанию тотализаторов и игорных заведений на территории Курской области» [[3]]. Экономический смысл этого нормативного акта вполне понятен — получение областным бюджетом доходов от лицензирования игорного дела.

В сущности всякая институциализация, если она не направлена на подавление того или иного вида активности, способствует развитию той сферы, где появляются внятные «правила игры». Упреждающее федеральное законодательство постановление курского губернатора (кстати, составленное с большим знанием игорного дела), очевидно, исходит из того, что развитие игорного бизнеса на территории региона вполне своевременно. Более того, сама практика лицензирования деятельности предполагает наличие автономных хозяйственных субъектов, эту деятельность осуществляющих. В этом смысле появление данного постановления губернатора вполне укладывается в рамки смены экономической стратегии, о чем мы говорили выше. Кроме того, издание такого документа в области, достаточно консервативной по установкам как населения, так и основной части элиты, весьма показательно с точки зрения отношения Руцкого к «местным традициям».

Известно также, что игорный бизнес (по крайней мере в России) всегда контролируется преступными группировками. В этом смысле курс на развитие этой «отрасли экономики» хотя и соответствует стремлению привнести как можно больше элементов «столичности» в «затхлую и провинциальную» жизнь Курска, неоднократно декларировавшемуся А.Руцким, представляется достаточно сомнительным с точки зрения криминализации региона.

1.3. Деколлективизация в Беловском районе

Похоже, что в тесной связи со сменой экономической политики находится начавшийся в январе эксперимент по структурной перестройке бывших совхозов и колхозов в Беловском районе. Внешне все пока сводится к фактическому разукрупнению бывших общественных хозяйств. Так, по сообщениям «Курской правды», один из сельхозкооперативов реорганизуется в 12 мелких самоуправляющихся хозрасчетных коллективов, в другом перестройка свелась к отделению одной из бригад от двух других [[4]]. Как признает само официальное издание, что же именно из этого выйдет — пока не понятно, то есть эксперимент затеян не для того, чтобы перейти к какой-то новой модели, а для того, чтобы уйти от старой. Эта мотивация вполне отчетливо содержится в комментариях газеты. Обосновывая необходимость реорганизации, ее корреспондент пишет: «Дело в том, что, сменив в последние годы вывески, они ( колхозы и совхозы. П.Т.) по сути дела остались прежними сельхозпредприятиями затратного типа, не могущими — особенно в нынешних условиях — существовать без экономических «подпорок». Из-за чего все ближе угроза полного хозяйственного банкротства, хотя слышны и бодряческие голоса неискушенных в экономике людей» (очевидно, что к последней категории следовало бы и отнести курского губернатора, который в 1996 г. уверял, что сделать сельское хозяйство области рентабельным — проблема чисто техническая).

То, что эксперимент начался сразу в рамках целого района (и только в его рамках) делает официальные заявления, будто налицо инициатива снизу, весьма сомнительными. В то же самое время он вполне укладывается в рамки «новой экономической политики», что заставляет думать о стимулировании его распоряжениями из администрации области. В случае какого-либо положительного эффекта «беловский путь» станет магистральным для всей области (и, как нам кажется, не случайно для эксперимента выбран район с наиболее рентабельным сельским хозяйством), если же результат окажется отрицательным, все можно будет свалить на самих крестьян, «по инициативе которых» и проводится реформа.

1.4. Новые планы реконструкции г. Курска

«Пристрастие губернатора А.В.Руцкого к зодчеству общеизвестно. Многие знают о его желании преобразить областной центр, сделать его не только красивым, но и удобным для проживания» [[5]].

Мы долго сомневались, в какой раздел следует включать сообщение о новых инициативах губернатора в области градостроительства, поскольку отделить здесь хозяйственные намерения и практики от чисто идеологических бывает подчас достаточно трудно. Все же, учитывая, что декларированные инициативы с большой долей вероятности могут превратиться в восьмизначные (в новом исчислении) суммы заказов на строительные подряды уже в ближайшем будущем, решили отнести его к разделу, посвященному экономической ситуации.

В середине месяца в администрации области прошло совещание по вопросам строительства в городе Курске. На нем губернатор выступил с очередной программой реконструкции областного центра. Свое выступление А.Руцкой предварил ссылкой на то, что архитектура — его первая профессия (осветив, тем самым, мало кому известную деталь своей биографии).

В изложении губернатора программа работ на ближайшую перспективу выглядит так. Коренной реконструкции будут подвергнуты микрорайоны, прилегающие к аэропорту и железнодорожному вокзалу, а также улицы, связывающие эти «ворота в город». На площади перед железнодорожным вокзалом будет построена автостанция. Там же намечено разбить парк с широким набором аттракционов, построить рынок.

На совещании было признано неправильным возводить огромные жилые массивы, вместо этого в качестве магистрального направления было выбрано так называемая «фрагментарная» застройка города, в тех местах, где в результате сноса старых домов будут образовываться (или уже образовались) строительные площадки. Решено также отказаться от сооружения котельных, отапливающих целый микрорайон. Предполагается, что их место займут автономные теплоисточники. В нижних этажах строящихся «высоток» предполагается размещение офисов, а в верхних — жилых помещений.

На совещании также шла речь о реконструкции и развитии сети общественного транспорта.

Подобного рода прожекты озвучивались губернатором и прежде. Реализовались лишь отдельные из них. Например, ремонт центральной улицы Ленина, обошедшийся городскому и областному бюджету в 4 млрд. руб., уже стал к настоящему времени предметом разбирательства на предмет нецелевого использования средств. Очевидно, в ближайшем будущем список реализующихся проектов пополнится еще одним. В течение совещания губернатор не раз возвращался к вопросу об ускоренном строительстве мемориала к 55-летию Курской битвы. Было подчеркнуто, что эта задача ставится во главу угла, как, впрочем и обновление улицы К.Маркса, ведущей к предполагаемому мемориалу (по всей видимости, вожди мирового пролетариата роковым образом влияют на состояние курских улиц; вероятно, что следующей для обновления будет избрана улица Ф.Энгельса). Источниками финансирования этого проекта (стоимость которого, по заявлениям администрации, составит около 400 млн. деноминированных рублей) названы выпуск областного облигационного займа, бюджетные средства и «вклады» неких зарубежных инвесторов (правда, не ясно, кто захочет вкладывать деньги в монумент).

 

2. Общество

2.1. Выплаты задолженности бюджетникам

По информации областного управления федерального казначейства, в регионе состоялась совместная проверка ФК и КРУ МФ РФ на предмет целевого использования ссуды федерального бюджета (35 млрд. руб.), направленной бюджетополучателям на выплату заработной платы и начислениям на нее.

По заявлению начальника управления Н.Лунева, полученные средства полностью использованы по целевому назначению. Кроме того, 31 декабря 1997 г. область получила дополнительно из федерального бюджета 50 млрд. руб. (из них 45 млрд. — трансферт, 5 млрд. — ссуда). Ссуда перечислена бюджетополучателям, а трансферт — комитету по финансам администрации области 6 января 1998 г. [[6]].

Вместе с тем известно, что к середине января расчет с бюджетниками прошел далеко не во всех организациях (в частности, существовала задолженность по зарплате учителям сельских районов области).

2.2. Состояние здравоохранения

Проблемы органов здравоохранения в последнее время все чаще становятся предметом обсуждения местных СМИ и заявлений властей. Ситуация действительно складывается тревожная. Как заявил на своей пресс-конференции 28 января 1997 г. заместитель губернатора по здравоохранению В.Кульбачинский, на 1 января кредиторская задолженность лечебно-профилактических учреждений области составила 62 млрд. руб. (в старом исчислении). Больницы и поликлиники ветшают, оборудование устаревает физически и морально.

В области, по оценке В.Кульбачинского, сложная медико-демографическая ситуация: рождаемость неуклонно снижается, смертность растет (впрочем, последнее заявление приходит в противоречие с официальными цифрами облкомстата); за последние пять лет в области в полтора раза увеличилась заболеваемость туберкулезом.

По словам В.Кульбачинского, власти не сидят сложа руки. В истекшем году во всех медицинских учреждениях был проведен хотя бы косметический ремонт, сдана первая очередь Беловской районной больницы, современным оборудованием оснащен туберкулезный диспансер в Щитинке (пригород Курска), начато строительство новой областной детской инфекционной больницы. К 9 января была погашена задолженность по заработной плате перед врачами.

Одна из проблем области — снабжение ветеранов войны и труда и медицинских учреждений бесплатными лекарствами. Для ее разрешения губернатор издал постановления «Об организации обеспечения области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и «Об организации обеспечения лечебно-профилактических учреждений области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и их финансировании». На эти цели предполагается выделить 35 млн. новых рублей [[7]]. Вместе с тем, пока положение продолжает оставаться сложным. Часто содержание в больнице полностью или частично (по причине нехватки средств) перекладывается на самих больных или их родственников.

2.3. Забастовка на «Агромаше»

Одним из первых заявлений губернатора после его избрания в 1996 г. было посвящено грядущему и скорому решению проблем АО «Агромаш». Много говорилось о создании на его базе завода по сборке «Газелей». Затем в качестве достижений новой власти преподносилось участие завода в поставке деталей для 200 комбайнов «Дон-1500», поставленных в область «Ростсельмашем». Между тем, за истекший период экономическая ситуация на предприятии заметно не улучшилась, что стало причиной для митинга рабочих и служащих завода, состоявшегося в конце месяца.

В резолюции, принятой митингом, в частности, говорится: «Задолженность по заработной плате составляет почти шесть миллиардов рублей. Тех крох, которые мы получаем, не хватает даже на нормальное питание. Наши дети голодные, полураздетые, полуразутые. На предприятии среди работников имеются случаи голодных обмороков... Невозможно согласиться с тем, что наша годовая зарплата почти в два раза меньше месячного оклада генерального директора». Апеллировали и к А.Руцкому: «Верните нам за двигатели для «Ростсельмаша» — 4,7 млрд. руб. и 9,3 млрд. руб. — за приобретенную на средства «Агромаша» и направленную в хозяйства области технику», — гласил один из плакатов.

Что касается последней претензии, то согласно постановления губернатора комитет по финансам должен был еще в ноябре (!) прошлого года перечислить требуемую за технику сумму, но «почему-то» не сделал этого. К настоящему времени задолженность предприятия в бюджет и различные внебюджетные фонды составила около 90 млрд. руб.

Участники митинга потребовали:

— погасить задолженность по заработной плате до 1 февраля 1998 года;

— в тот же срок решить вопрос о повышении заработной платы на предприятии до уровня средней по России. Заработную плату членов правления привести в соответствие с заработной платой рабочих и служащих;

— разработать комплексную программу развития предприятия и вывода его из кризиса и представить ее на обсуждение коллектива;

В случае невыполнения данных требований, коллектив намерен объявить со 2 февраля бессрочную забастовку [[8]].

2.4. Общественные организации

В январе особенно ярко проявили себя женские организации. В начале месяца было объявлено об учреждении в Курской области областного отделения Российского союза женщин, целью которой будет защита их законных прав и интересов.

Избран совет нового движения во главе с В.Г.Луневой — председателем правления Фатежского райкома профсоюзов АПК. В него также вошли Н.А.Голикова — профессор Курской сельскохозяйственной академии, Г.С.Кузьминова — зав. отделом обкома профсоюзов работников АПК. Был принят в качестве рабочего документа проект устава и избраны делегаты на учредительный съезд, который пройдет в январе в Москве. Очень похоже, что эта общественная организация создается как женский «филиал» АПР [[9]].

Рыльский комитет солдатских матерей стал инициатором проведения панихиды по убиенным воинам в Вознесенском храме г. Рыльска. Рыльский комитет существует уже три года и бессменно возглавляется Л.В.Глушенковой.

Комитету удалось объединить женщин не только Рыльска, но и ближайших к нему деревень. Главные направления действия этой организации — поиск пропавших без вести, командировки солдатских матерей в «горячие точки», участие в деятельности призывной комиссии, помощь демобилизованным военнослужащим.

3. Власть и политика

Как мы уже отмечали в начале обзора, январь не был богат на события в политической жизни. Кроме тех фактов, о которых мы уже упоминали можно отметить очередную конференцию областной организации АПР и начало судебных процессов по искам курского губернатора к газетам «Труд» и «Российские вести» и их собственным корреспондентам В.Павленко и В.Чемодурову, поданным в Ленинский районный суд г. Курска.

 

3.1. Конференция областной организации АПР

Конференция областной организации АПР прошла в конце января. На ней был рассмотрен проект новой редакции устава АПР и избраны делегаты на 6-й внеочередной партийный съезд, который пройдет в Москве в конце февраля.

Выступление лидера курских аграрников В.Гукова было посвящено не только внутрипартийным вопросам, но и анализу социально-экономической ситуации в регионе, которая, по его мнению, «не особенно внушает оптимизм». В нынешнем региональном дискурсе такое высказывание в принципе является критикой администрации.

Особое внимание было уделено обсуждению вопроса о купле-продаже земли. Все участники выступили категорически против продажи земли сельскохозяйственного назначения. По всей видимости, аграрники, учитывая изменения в экономической политики региональной администрации и саратовский опыт, относятся к перспективе проталкивания соответствующих актов администрацией области как к не самой невероятной.

В этот же день прошло учредительное собрание Курской областной организации «Российский аграрный молодежный союз», председателем которой была избрана О.Лосева — сотрудник института переподготовки кадров АПК [[10]].

 

3.2. Иски губернатора

13 января в Ленинском районном суде Курска началось рассмотрение дела по иску губернатора Курской области А.Руцкого к газете «Труд» и ее собственному корреспонденту В.Павленко о защите чести, достоинства и деловой репутации. Поводом послужила статья «Курску до Кувейта пока далековато...», опубликованная 23 октября 1997 г. В качестве порочащих его сведений Руцкой расценил сообщение о снижении объемов производства по некоторым важнейшим видам продукции, о покупке в личную собственность кобылы Черешня, о задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы, другие критические высказывания. Судья Н.Наумова заслушала адвоката истца Н.Дубровину и журналиста газеты В.Павленко и юриста «Труда» И.Беду. Как сообщается, в связи с необходимостью привлечения дополнительной информации рассмотрение дела было отложено до 3 февраля.

Чуть позже в тот же суд был подан иск того же губернатора, но уже к газете «Российские вести» и ее корреспонденту В.Чемодурову по поводу статьи «Сахарное поле станет пустыней Сахара». Как компрометирующие А.Руцкого здесь были расценены сообщения о высоких ценах на ГСМ в области, а также утверждение автора, что из-за излишнего администрирования сельхозпроизводители в минувшем году оказались лишены возможности работать с традиционными поставщиками.

Суд под председательством Н.Наумовой отложил рассмотрение дела до 11 февраля в связи с неявкой ответчика.

Как бы не закончились слушания этих дел, губернатор, по нашему мнению, уже допустил политическую ошибку. Вместо того, чтобы дать теме затухнуть самой по себе, он, напротив, инициировал ее педалирование в СМИ. Кроме того, как это ни прискорбно, в российской политической традиции сутяжничество отнюдь не рассматривается как признак сильной власти. Так что вряд ли судебные процессы добавят популярности губернатору.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Категории вновь создаваемых предприятий, на которые распространяется действие налоговых льгот согласно Закона Курской области «О создании экономических условий для привлечения инвестиций в Курскую область

 

1.   Сельскохозяйственные кооперативы, агрообъединения, предприятия с полным циклом производства, хранения, переработки сельскохозяйственного сырья и реализации продукции.

2.   Фермерские хозяйства на базе разорившихся и обанкротившихся хозяйств (примечание: фермерские хозяйства не должны возглавляться бывшими руководителями разорившихся, обанкротившихся хозяйств и их близкими родственниками).

3.   Предприятия с земельными угодьями по производству кормов и откорму крупного рогатого скота, овец, свиней, птицы.

4.   Малые предприятия по производству кормов, инкубаторы по производству молодняка птицы (индюков, гусей, цесарок, перепелов, фазанов) для последующей передачи его на договорной основе населению на выращивание с последующей сдачей малому предприятию.

5.   Торгово-закупочные кооперативы по размещению и сбору заказов среди населения, закупки сельскохозяйственной продукции и обеспечению населения товарами и продуктами питания;

6.   Предприятия по сбору у сельского населения молока (молокоприемные пункты).

7.   Хозяйства, присоединившие к себе на добровольной основе убыточные и разоренные хозяйства.

8.   Лизинговые организации, предприятия по обеспечению запасными частями, специальной сельскохозяйственной техникой и навесным оборудованием, ремонту и сервисному обслуживанию автотракторной техники.

9.   Машинно-тракторные станции по обслуживанию сельхозпроизводителей.

10.  Агрохимические станции по обеспечению химическими удобрениями, производству органических удобрений и обслуживанию сельхозпроизводителей.

11.  Предприятия строительной индустрии по производству строительных деталей и отделочных материалов из местных сырьевых ресурсов.

12.  Строительные организации по строительству жилья, объектов общественного пользования, объектов сельскохозяйственного профиля, хранилищ, перерабатывающих предприятий, коммунальных коммуникаций.

13.  Строительные организации и предприятия по газификации.

14.  Организации и предприятия связи и телекоммуникации.

15.  Организации и предприятия, осуществляющие разработку минерально-сырьевой базы отрасли для производства минеральных удобрений и строительных материалов.

16.  Организации и предприятия, занимающиеся строительством и ремонтом водозаборов, расчисткой русел рек и водоемов.

 

 

Приложение 2

Закон Курской области

о налоговых льготах российским, зарубежным, совместным организациям предприятиям, учреждениям, зарегистрированным и расположенным на территории Курской области

 

Принят Курской областной Думой 22 января 1998 г.

 

СТАТЬЯ 1. Общие положения

Настоящий Закон направлен на повышение заинтересованности российских, зарубежных, совместных предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, в том числе предприятий Курской области, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и глав фермерских хозяйств (далее по тексту «предприниматели»), увеличение объемов производства, товаров, работ и услуг, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям народного хозяйства, открытие новых рабочих мест; решение социальных проблем населения области путем предоставления налоговых льгот предприятиям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории области в сфере, определенной настоящим Законом.

 

СТАТЬЯ 2. Льготы по налогам, зачисляемым в областной бюджет. Освобождаются от уплаты всех налогов в областной бюджет; а также налогов в территориальный дорожный фона, по которым право предоставления льгот по налогам принадлежит субъектам Российской Федерации:

а) организации, предприятия, учреждения, осуществляющие производственную деятельность и вкладывающие собственные и кредитные средства в реализацию одобренных администрацией области конкретных проектов (по развитию материально-технической базы, совершенствованию (или расширению производства за счет оснащения новым технологическим оборудованием) до полной окупаемости вложенных средств, и получения 100 процентов прибыли на сумму вложенных средств при условии ведения раздельного бухгалтерского учета;

б) организации, предприятия, учреждения, в том числе с иностранными инвестициями, реализующие проекты, одобренные администрацией области, получают льготу по налогообложению на период полной окупаемости вложенных средств и получения 100 процентной прибыли на сумму вложенных средств;

в) образовательные учреждения, молодежные и детские организации физкультуры и спорта, спортивно-технические клубы всех профилей, музыки, изобразительного искусства, технического творчества на весь период своего существования;

д) строительные организации, осуществляющие работы по строительству жилья, реконструкции зданий под жилье, реконструкцию гостиниц, магазинов, торговых центров, объектов общественного питания, здравоохранения, отдыха, образования, культуры, а также спортивных сооружений различного предназначения, организации, ведущие работы по строительству и реконструкции дорог, трамвайных, троллейбусных путей, тротуаров, коммуникаций, организации и фирмы, ведущие парковое озеленение городов Курска, Железногорска, Курчатова, Рыпьска;

е) строительные организации, ведущие строительство Курского водохранилища, станции водоподготовки воды и коммуникаций водопровода, а также Шумаковсхого водозабора и водокоммуникаций от водозабора;

ж) строительные организации, ведущие газификацию Курской области;

з) строительные организации, ведущие строительство, восстановление, реставрацию культовых зданий религиозных организаций, памятников истории, архитектуры и культуры;

и) сельскохозяйственные организации и предприятия, а также предприятия и организации несельскохозяйственного профиля, присоединяющие (объединяющие) к себе убыточные и обанкротившиеся сельскохозяйственные организации и предприятия на период от одного года до трех лет;

к) строительные организации, заключившие контракт с администрацией области на ведение работ по восстановлению и строительству объектов агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности;

л) вновь образуемые в 1997, 1998 гг. машинно-тракторные и агрохимические станции на период до трех лет;

м) организации и предприятия, ведущие работы по очистке рек и водоемов Курской области;

н) организации и предприятия, работающие по телефонизации и созданию телекоммуникационных систем связи, радио и телевидения;

о) вновь создаваемые организации, предприятия, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляющие развитие местной' горнодобывающей и перерабатывающей промышленности для производства минеральных удобрений, строительных материалов по программам и проектам, одобренным администрацией области на период до трех лет.

Примечание: Льгота предоставляется в части платы налогов на прибыль, полученную от выполнения этих работ; имущество, включая транспортные средства, используемые для указанного строительства, а также предоставляется в полном объеме льгота по налогообложению в областной бюджет, строительным организациям при совершении сделки по выкупу у собственников незавершенных строительных объектов под жилье.

При условии, если строительная организация выкупает объект с целью завершения строительства, что оформляется соответствующим договором с администрацией области.

 

СТАТЬЯ 3. Льготы по налогу на прибыль организаций, предприятий, учреждений. Льготы по подоходному налогу предпринимателей

1. Освобождаются от уплаты налога на прибыль и подоходного налога организации, предприятия, учреждения и предприниматели, заключившие контракт (соглашение) с администрацией области в части, зачисляемой в областной бюджет:

а) организации бытового обслуживания населения, в которых удельный вес оказываемых населению бытовых услуг (включая продажу бытовой техники с осуществлением ее гарантийного ремонта, а также реализацию продукции собственного производства) составляет не менее 80 процентов от общего объема реализации рабочих; услуг на период до двух лет;

б) организации системы здравоохранения, заключившие контракт (соглашение) с администрацией области, имеющие лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности, а также учреждения социальной защиты населения на период до трех лет;

в) общественные организации, предприятия, созданные администрацией области с целью защиты интересов и оказания помощи инвалидам, участникам войны, детям, малообеспеченным слоям населения, инвалидам военной службы. Льгота предоставляется при условии, если указанные организации имеют доходы от производственной деятельности, на весь период своего существования;

г) профсоюзные организации;

д) организации, осуществляющие функции поддержки и развития малого предпринимательства в Курской области, в которых удельный вес оказываемых работ, услуг субъектам малого предпринимательства составляет не менее 50 процентов от общего объема реализованных работ и услуг на период до трех лет При исчислении удельного веса работ и услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства в сфере производства и обслуживания вышеуказанными организациями, исключаются посреднические, сбытовые, снабженческие, торговые операции и услуги;

е) организации, заключившие контракт (соглашение) с администрацией области на реализацию имущества в части прибыли от реализации имущества, на которое согласно Указу Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года №199 «0 некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» наложен административный арест;

ж) банки, филиалы банков и кредитные организации, заключившие контракт (соглашение) с администрацией области.

Льгота предоставляется в части прибыли, полученной от кредитования по согласованию с администрацией области (отраслевой комитет; департамент; комитет по финансам) действующих, реконструирующихся и вновь создаваемых организаций и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, ремонту и сервисному обслуживанию сельскохозяйственной и автотракторной техники, молодежных, коллективных и частных сельскохозяйственных организаций и предприятий, строительных организаций, строящих жилье в г. Курске, районных центрах и в сельской местности, а также реализующих программу газификации, водоснабжения и развития коммуникаций, организации здравоохранения, образования, физкультуры и различных видов спорта, детских и молодежных учреждений, предприятий и организаций инвалидов;

з) организации, использующие труд осужденных или размещающие производственные заказы на предприятиях исправительно-трудовых учреждений в части прибыли, полученной в результате использования труда осужденных, при условии ведения раздельного бухгалтерского учета на период до трех лет;

и) лесные хозяйства области на период до трех лет;

к) экологические, природоохранные и геологоразведочные организации и предприятия на период до трех лет;

л) организации и предприятия, занимающиеся воспроизводством минерально-сырьевой базы и природных ресурсов согласно программам и проектам, одобренным администрацией области;

2. Для организаций, осуществляющих затраты по оплате маркетинговых услуг за счет прибыли, сумма налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, уменьшается на 20 процентов от фактически произведенных затрат на маркетинговые услуги на период до трех лет.

 

СТАТЬЯ 4. Льготы по налогу на имущество организаций, предприятий, учреждений.

1. Освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, предприятий в части, зачисляемой в областной бюджет на период до трех лет на основании контракта (соглашения), заключенного с администрацией области:

а) организации системы здравоохранения, имеющие лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности;

б) организации торговли и общественного питания, производства продуктов питания, в которых удельный вес товарооборота при обслуживании населения сельской местности составляет, не менее 80 процентов в общем объеме товарооборота. Суммы денежных средств, высвободившиеся в результате предоставления льгот; направляются на пополнение оборотных средств, развитие и совершенствование производства непосредственно в сельской местности;

в) организации бытового обслуживания населения в районных центрах и сельской местности Курской области, в которых удельный вес оказываемых населению бытовых услуг (включая продажу бытовой техники с осуществлением ее гарантийного ремонта, а также реализацию продукции собственного производства) составляет не менее 80 процентов от общего объема реализации работ, услуг.

Организации бытового обслуживания населения, имеющие право на получение вышеуказанной льготы, представляют в налоговые инспекции вместе с квартальной бухгалтерской отчетностью расшифровку по балансовому счету 01 «Основные средства»;

г) организации потребительской кооперации;

д) предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляющие функции поддержки и развития малого предпринимательства в Курской области, в которых удельный вес оказываемых работ; услуг субъектам малого предпринимательства составляет не менее 50 процентов от общего объема реализованных работ, услуг. При исчислении удельного веса работ и услуг предоставляемых субъектам малого предпринимательства вышеуказанными организациями, исключаются посреднические, сбытовые, снабженческие, торговые операции и услуги;

е) автотранспортные предприятия, участвующие в строительстве промышленных объектов, жилья, объектов общественного пользования, дорог и коммуникаций в соответствии с программами, утвержденными администрацией Курской области;

ж) организации, занимающиеся ремонтом, сервисным обслуживанием, снабжением сельхозпроизводителей запасными частями, машинами, оборудованием, сельскохозяйственной техникой, а также агрохимическим обслуживанием и обеспечением удобрениями и средствами химической защиты растений. При условии, если удельный вес оказываемых услуг и выполняемых работ сельхозпроизводителями составляет не менее 80 процентов от общего объема реализации работ услуг;

з) государственные и муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства в части стоимости топлива, используемого на отопление;

и) организации и предприятия, осуществляющие добычу местных природных ресурсов для нужд области.

Государственные и муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, имеющие право на получение вышеуказанной льготы, представляют в налоговые инспекции вместе с квартальной бухгалтерской отчетностью расшифровку по балансовому счету 10 «материалы»;

к) лесные хозяйства области;

л) экологические, природоохранные и геологоразведочные организации и предприятия области.

2. Предприятиям, учреждениям, организациям с иностранными инвестициями, получившим валютный кредит иностранных банков на реконструкцию, развитие материально-технической базы. Совершенствование производства и промышленных объектов общественного пользования, жилья, здравоохранения, сумма налога на имущество предприятий в части, зачисляемой в областной бюджет, уменьшается на 50 процентов.

 

СТАТЬЯ 5. Льготы по налогу на приобретение •автотранспортных средств.

Освобождаются от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств в территориальный дорожный фонд на период до трех лет на основании контракта (соглашения), заключенного с администрацией области:

а) бюджетные организации и учебно-спортивные организации областной оборонно-спортивной технической организации;

б) сельскохозяйственные предприятия, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и болеет процентов.

Льгота предоставляется в части автотранспортных, автотракторных и специальных средств производственного характера;

в) государственные, муниципальные акционерные и частные организации жилищно-коммунального хозяйства в части приобретения средств производственного характера:

г) организации транспорта в части приобретения автомобилей-такси;

д) религиозные организации;

е) организации автомобильного транспорта в части приобретения автомобилей, зачисляемых в автоколонны войскового типа;

ж) управление внутренних дел области;

з) редакции газет; журналов, типографии, компании радио, телевидения, связи, учредителями которых выступают органы государственной власти и местного самоуправления;

и) строительные организации объектового, дорожного, коммуникационного строительства и ремонта в части приобретения автотранспортных, автотракторных и специальных средств производственного характера;

к) специализированные организации, применяющие труд инвалидов, и организации, изготавливающие протезно-ортопедические изделия, обеспечивающие предпродажную подготовку; выдачу и ремонт спецавтотранспортных средств для инвалидов;


л) лесные хозяйства в части приобретения средств производственного назначения;

м) экологические, природоохранные и геологоразведочные организации и предприятия в части приобретения средств производственного назначения;

н) организации и предприятия, занимающиеся добычей и переработкой местного минерального сырья для целей агропромышленного и строительного комплекса, в части приобретения автотранспортных, автотракторных и специальных средств производственного характера.

 

СТАТЬЯ 6. Льготы по налогу с владельцев автотранспортных средств.

Освобождаются от уплаты налога с владельцев автотранспортных средств в территориальный дорожный фонд на период до трех лет на основании контракта (соглашения), заключенного с администрацией области:

а) специализированные организации, применяющие труд инвалидов, и организации, изготавливающие протезно-ортопедические изделия, обеспечивающие предпродажную подготовку, выдачу и ремонт спецавтотранспортных средств для инвалидов;

б).все подразделения службы управления внутренних дел области;

в) религиозные организации;

г) учреждения здравоохранения и фармации;

д) лесные хозяйства;

е) организации бытового обслуживания населения, в которых удельный вес оказываемых населению бытовых услуг (включая продажу бытовой техники с осуществлением ее гарантийного ремонта, а также реализации продукции собственного производства) составляет не менее 80 процентов от общего объема реализации работ, услуг;

ж) экологические. природоохранные и геологоразведочные предприятия, учреждения, организации;

з) организации в части арестованного и реализуемого согласно Указу Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года № 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» автотранспорта;

и) учреждения культуры и искусства, находящиеся в государственной собственности области, муниципальной собственности, средства массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления.

 

СТАТЬЯ 7. Порядок предоставления льгот по налогам

1. Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями, имеют равные права в получении льгот; предусмотренных настоящим Законом.

2. Предоставление налоговых льгот осуществляется администрацией области на основании заявления предприятий, учреждений, организаций с предъявлением документов о регистрации своей деятельности и программы (бизнес-плана) на период предоставления льгот, поданному в структурное подразделение администрации области, ведущее данную отрасль.

По результатам заключения экспертной комиссии, образуемой администрацией области, заключается контракт (соглашение) между администрацией области и организацией. предприятием, после чего предоставляется налоговая льгота.

3. Органы местного самоуправления на основании перспективности и значимости производственной и коммерческой деятельности организаций и предприятий, находящихся на территории муниципальных образований, могут предоставлять дополнительные льготы по местным налогам в пределах сумм, зачисляемых в местный бюджет.

 

СТАТЬЯ 8. Порядок использования финансовых средств, высвободившихся от налогообложения.

Суммы денежных средств, высвободившихся в результате предоставления льгот; подлежат направлению исключительно на пополнение оборотных средств — 30 процентов, развитие материально-технической базы и совершенствования производственной и коммерческой деятельности — 50 процентов, решение социальных, жилищных проблем работников организаций и предприятий — 20 процентов.

 

СТАТЬЯ 9. Представление организациями, предприятиями, учреждениями отчета об использовании высвобождающихся средств в связи с предоставлением льгот по налогам.

Предприятия, учреждения, организации ежемесячно до 10 числа каждого месяца представляют отчет о финансово-хозяйственной деятельности и использовании средств, высвобождающихся в результате предоставления льгот по налогам, в комитет по финансам администрации области, налоговые органы по месту их нахождения.

По истечении квартала, первого полугодия. девяти месяцев, года предприятия, учреждения, организации направляют отчет о финансово-хозяйственной деятельности и использовании высвободившихся средств в результате предоставления льгот по налогам в структурные подразделения администрации области, ведущие отраслевые направления и в комитет по финансам администрации области.

 

СТАТЬЯ 10. Меры ответственности за нецелевое использование средств, высвобождающихся от налогообложения.

В случае использования средств, высвобождающихся в результате предоставления льгот по налогам, на цели. не предусмотренные статьей 8 настоящего Закона, предприятия, учреждения, организации лишаются предоставленных льгот решением администрации области.

Средства, используемые не по целевому назначению, подлежат возврату в областной бюджет.

 

СТАТЬЯ 11. Ответственность за нарушение настоящего Закона.

За нарушение требований настоящего Закона должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

СТАТЬЯ 12. Порядок вступления в силу настоящего Закона.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор А. РУЦКОЙ

Курск

23 января 1998 г.



[1] В последнем аспекте курский «НЭП» оказывается весьма похож на модель сотрудничества российского правительства с международными финансовыми институтами типа МВФ.



Источники

[1]. Курская правда. — 1998. — 21 января.

[2]. Курская правда. — 1998. — 28 января.

[3]. Курская правда. — 1998. — 20 января.

[4]. Курская правда. — 1998. — 30 января.

[5]. Курская правда. — 1998. — 15 января.

[6]. Курская правда. — 1998. — 16 января.

[7]. Курская правда. — 1998. — 31 января.

[8]. Курская правда. — 1998. — 30 января.

[9]. Курская правда. — 1998. — 5 января.

[10].Курская правда. — 1998. — 30 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)