Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

И. РЫЖКОВ

Республика КАЛМЫКИЯ

в январе 1998 года

1.    ЭКОНОМИКА

23 января состоялось заседание правительства Республики Калмыкия, где были обсуждены два основных вопроса: «О предварительных итогах исполнения консолидированного бюджета РК за 1997 год» и «О проекте консолидированного бюджета РК на 1998 год». За девять месяцев объем валового регионального продукта составил 1365,5 млрд. руб. (вероятно, итоговых статистических данных на конец января нет и у самого министерства финансов. — И.Р.). Положительных тенденций в экономике республики все еще явно недостаточно. Можно говорить только о некоторой стабилизации с выплатой зарплат и пенсий, хотя задолженность по заработной плате бюджетникам в январе составляла более 15 млрд. руб, а задолженность по детским пособиям — 90 млрд. руб. «Надежда умирает последней», — так прокоментировал эту ситуацию министр финансов А.Держеев. Сохраняется напряженное положение с формированием доходной базы, низка инвестиционная активность, возрастают взаимные неплатежи. За 9 месяцев в бюджет поступило 373,9 млрд. руб. налогов, или 102,7% к уточненным назначениям текущего года. Надо отметить, что в течение года доходная часть уточнялась правительством и конечная цифра составила 364 млрд. руб. Доля вексельной оплаты налогов составила более 17%, взаимозачетов — 22%, натуральная оплата — 2,7%. Несмотря на общее выполнение плана по сбору налогов, остались проблемы по сбору платежей в бюджет. На 14,2% не выполнен план по налогу на прибыль, на 21,5% — по земельному налогу. На 1 января недоимки по платежам в территориальный бюджет составили 58,6 млрд. руб. Это объясняется снижением объемов производства, ростом кредиторской задолженности, которая достигла к декабрю 1186 млр. руб., в том числе 797,1 млрд. руб. — просроченная. Основные платежи в бюджет поступили от предприятий, пользующихся налоговыми льготами в соответствии с Законом РК от 28 января 1995 года «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков» (51,4%).

В 1997 году в условиях снижения объемов производства, ухудшения взаиморасчетов удельный вес денежных поступлений по местным бюджетам по сравнению с началом года снизился на 13,6%. Удельный вес денежных средств в общем объеме платежей составляет 58,8% (в 1996 году — 74,9%). Как говорит министр финансов, виноват в этом Указ Президента РФ от 7 ноября 1997 года №1173 «О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет». Увеличению доли безденежных зачетов способствовало и невыполнение в течение 1997 года своих обязательств ГУПом «Аграрно-финансовая компания», которая, кстати сказать, и была специально создана для решения этих проблем. Для решения проблемы неплатежей в республике широко применялась система безналичных зачетов (взаимозачет, натуроплата, векселя). Таким образом зачтена обоюдная задолженность налогоплательщиков и бюджета в сумме 158,2 млрд. руб., или 42% к общей сумме поступлений в бюджет. Что касается расходов, то они составили 957 713 млн. руб. или 109% от установленных бюджетных назначений. В процентах к валовому региональному продукту сумма профинансированных расходов составляет 70%. На поддержку топливной промышленности направлено 39% от назначения. На финансирование убытков жилищно-коммунального хозяйства выделено 99,4% от назначения.

Общий объем инвестиций в основной капитал за пять прошедших лет сократился на 85%. Расходы по сельскому хозяйству составили 86,7%, на дотацию животноводческой продукции — 60%. В 1997 году из бюджета на погашение долгов по кредитам было выплачено 2235,1 млн. руб. Задолженность по детским пособиям в республике составила 95,6 млрд. руб. В связи с этим и в целях усиления адресной социальной защиты семей с детьми подготовлен проект постановления правительства, который предполагает назначение и выплату пособий на детей только тем семьям, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

В проекте консолидированного бюджета на 1998 год правительство не предложило ничего принципиально нового. Общая сумма доходов оценивается в размере 486,6 млн. руб. 50% средств предполагается получить из федерального центра. Правда, составители бюджета предполагают, что сельское хозяйство республики должно обходиться без выделения бюджетных средств. И еще одно, по калмыцким меркам знаменательное, событие. Председатель правительства призвал своих подчиненных резко сократить выделение средств для приобретения автотранспорта, проведения различных празднеств, юбилеев, прекратить необоснованное завышение заработной платы. Похоже, в преддверии шахматной олимпиады калмыцкие чиновники будут вынуждены затянуть пояса [[1]].

2.    ПОЛИТИКА

Республика вступила в 1998 год — год проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады, которую К.Илюмжинов, как известно, планирует провести в Элисте. Именно поэтому все проблемы, так или иначе связанные с этим, являются проблемами политическими.

В Элисте состоялась очередная пресс-конференция председателя Госкомитета РК по подготовке к олимпиаде С.А.Бадминова, министра культуры Н.Санджиева, министра строительства И.Нимгирова. Разговор шел о ходе подготовки к олимпиаде, которая состоится в сентябре 1998 года. В настоящее время на строительстве главного объекта, так называемого «Сити Чесс», круглосуточно работают 150 рабочих, из них около половины — югославы. Создан нулевой цикл Дворца шахмат, построено несколько жилых особняков, один из которых К.Илюмжинов уже готов подарить Б.Фишеру. Большая часть комплектующих изделий для строительства завозится из-за рубежа. Всего планируется ввести в строй 37 тыс. кв.м жилья. В сентябре Элиста ожидает прибытия 3 тысяч гостей. Финансирование олимпийских объектов осуществляется пока за счет существующей в республике зоны льготного налогообложения, и только часть денег поступила из федерального бюджета. На «пробивание» федерального финансирования затеяной Кирсаном олимпиады в последнее время направлены все усилия правительства Калмыкии. Очень ждут в республике прибытия группы экспертов российского правительства во главе с В.Бабичевым, а также председателя Комитета по делам молодежи и спорта Тягачева и заместителя министра финансов. Похоже, калмыцкие чиновники надеются на то, что после посещения республики комиссией финансирование олимпиады из российского бюджета увеличится. Олимпиада — это событие не только для Калмыкии, но и для всей страны. Сбываются предсказания некоторых аналитиков о том, что в случае с олимпиадой Кирсан Илюмжинов поступит с российским правительством точно так же, как он поступает во всех других случаях, а именно — «поставит перед фактом», и минфин, чтобы спасти честь России, вынужден будет профинансировать все кирсановские прожекты. Выступающие на пресс-конференции высокие правительственные чиновники упорно разъясняли журналистам, что все живущие в Калмыкии должны понять, что благодаря развитию туризма, олимпиадам можно получать большие деньги. Но знаковыми, можно сказать знаменательными, являются слова одного из министров о том, что на туризме можно заработать гораздо больше денег, чем на развитии промышленности [[2]]. Эти слова особенно актуальны в свете статистических данных об экономическом состоянии республики в 1997 году. Раньше «железным» аргументом, объясняющим спад промышленного производства, был тезис о том, что в России еще хуже. Теперь оказывается, что промышленность — это не главное, главное туризм, основной источник и составная часть благосостояния народа. Вероятно, лозунг «Все на туризм» будет еще долго главным лозунгом кирсановской Калмыкии.

Одновременно с подведением Госкомстатом республики экономических итогов стали известны результаты полугодия криминального, итоги которого подводила комиссия Генеральной прокуратуры России, работавшая в республике 16-26 сентября 1997 года и оставившая по этому поводу справочку руководству республики. Комиссия не затрагивала те нарушения, которые были совершены в республике до 1994 года и были выявлены многими предыдущими комиссиями и ответственность за которые так никто и не понес. Вероятно, эти прегрешения уже прощены российским правительством, а ущерб, нанесенный государству, списан за ненадобностью или отдан на бедность калмыцким «Остапам Бендерам». Радует то, что хоть 1994 год не забыли, помнят, что генеральный директор АО «Калмыцкая шерсть» похитил валюты на сумму $353 тыс. и до сих пор находится в розыске. Разыскала комиссия и ряд других фактов. Так, в 1994 году государственная промышленно-финансовая инвестиционная корпорация «Калмыкия» заключила ряд договоров на приобретение машин и оборудования, обучение специалистов на сумму $2,7 млн. Однако товар на сумму более $2 млн. в России так и не появился, как, естественно, и валютные средства. Эти средства, как нетрудно догадаться, не появились и на счетах корпорации «Калмыкия». Эта же корпорация, не имея лицензии ЦБ РФ, перевела для закупки оборудования за рубеж около $1,5 млн. и не дождалась ни товара, ни валюты. Большим достижением комиссии можно считать то, что она, не в пример другим контролерам, получила доступ к документам Агенства по развитию и сотрудничеству при президенте РК (АРИС) и выявила, что там зарегистрировано более 3 тысяч предприятий со всей России, что позволяет им скрывать доходы. Так, в ходе проверок в 1997 году доначислено 13,9 млрд. руб. Вскрыта задолженность по платежам в бюджет в размере 59 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет — 43 млрд. И еще один секрет администрации президента и правительства РК стал известен широкой общественности. Еще в 1995 году был зарегистрирован «Фонд программы Президента РК», учредителями которого явилась администрация президента, пресловутый АРИС, коммерческие банки и некоторые госпредприятия. За все время существования фонда, как выяснилось, его деятельность налоговыми органами не проверялась. Сам фонд тоже бухгалтерскую отчетность налоговым органам не предоставлял. Да и чего другого можно ожидать в республике, где расследуются уголовные дела в отношении начальника управления федеральной службы налоговой полиции по РК А.Неберикутина, заместителя начальника Калмыцкой таможни по правовой работе, а в Элистинском городском суде уже находятся на рассмотрении ряд уголовных дел в отношении сотрудников Калмыцкой таможни.

Результаты работы комиссии полностью опровергают утверждения К.Илюмжинова о том, что многомиллиардное финансирование футбольной команды «Уралан» осуществляется не из бюджета, а идет от спонсоров. На самом деле финансирование «Уралана» проводилось за счет предполагаемых платежей в бюджет по налогу на имущество юридических лиц.

По данным УФСБ по республике Калмыкия непоступление валютной выручки от реализации товаров на внешнем рынке составляет $3 млн. УФСБ расследовало и расследует множество других дел, связанных со злоупотреблениями в органах власти Калмыкии. Возможно, именно поэтому никак не утихнут последствия так называемого «телефонного дела», которое (косвенно, конечно) имело продолжение.

3.    РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ ПРОТИВ ФСБ

Конфликт между властями Калмыкии и управлением ФСБ продолжается. Формальной причиной его продолжения послужило выступление начальника УФСБ по РК В.Тимофеева на расширенном заседании Народного Хурала, о котором он рассказал в интервью газете «Советская Калмыкия сегодня» и где есть такие слова: «Безусловно, когда мне было предоставлено время для выступления, мне было интересно смотреть в зал и видеть лица, на которых возбуждены уголовные дела, на ранее осужденных за совершенные преступления, на тех руководителей, сотрудники которых совершили уголовные преступления и не по одному разу, в том числе были задержаны за взятки, я уж не говорю о проступках. Некоторые улыбались, и даже победоносно, на мой взгляд» [[3]]. Именно эти слова 21 депутат Хурала посчитали затрагивающими их честь и достоинство. Их иск в суд к В.Тимофееву был сформулирован следующим образом: «О защите чести и достоинства, деловой репутации и о денежной компенсации морального вреда». 19 января 1998 года состоялось заключительное судебное заседание, на котором судья Ф.Дегтяренко огласил решение, согласно которому В.Тимофеев распространял в интервью сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истцов. Суд обязал Тимофеева опубликовать в СМИ опровержение распространенных указанных сведений и принести истцам извинение. Кроме того, суд определил размер денежной компенсации морального вреда в пользу истцов в сумме 10 500 рублей в равных долях каждому истцу [[4]]. Такое решение принято несмотря на то, что на суде демонстрировалась видеозапись, предоставленная Тимофеевым, где были им указаны конкретные лица, которые попадали под характеристику, данную в интервью, присутствующие на теперь уже знаменитом заседании Народного Хурала. Однако суд это не заинтересовало и он даже не попытался установить точный список лиц, присутствующих на том заседании.

Газета «Советская Калмыкия сегодня», как ни странно, была освобождена от ответственности, хотя ее редактора суд вызывал на свои заседания в качестве третьей стороны. За публикацию такого же интервью, которое газете дал два года назад В.Очиров, в то время работающий заместителем начальника контрольного управления при Президенте РФ, газета до сих пор выплачивает 50 млн. рублей председателю Совета старейшин при президенте РК Д.Кугультинову.

Средства массовой информации республики уже на следующий день сообщили о том, что «ФСБ проиграла очередной процесс» [[5]].

Однако, как представляется, для УФСБ вечер еще не наступил, а для наблюдателей за этой «битвой гигантов» все сенсации еще впереди.



Источники

[1]. Ткачев С. Планы должны быть реальными, бюджет — выполнимым // Известия Калмыкии. — 1998. — №19. — 28 января.

[2]. Пресс-конференция в Доме правительства // Элистинские новости. — 1998. — №3. — 10-16 января; Колдаев Б. Чемпионат мира прошел на хорошем уровне, впереди шахматная олимпиада // Известия Калмыкии. — 1998. — №9. — 16 января.

[3]. Парламент заказал музыку, но следователь «играет» по нотам закона // Советская Калмыкия сегодня. — 1998. — №6. — 16 декабря.

[4]. Дегтяренко Ф. Решение Элистинского городского суда. — 1998. — 19 января.

[5]. Калмыцкое телевидение. КТРК 20 января 1998 года. Неделя, 17 ч. 45 мин.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)