Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Марина РАЗОРЕНОВА

ГРУЗИЯ

в январе 1998 года

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

1.1. Показатели экономического развития

В январе появились первые публикации показателей экономического развития Грузии в 1997 г. Они на удивление оптимистичны.

Согласно данным министерств финансов и экономики, средний уровень инфляции в 1997 году составлял 7,3%, в то время как в 1996 года он был на уровне 11,5%.

В 1997 г. правительству удалось достичь требуемого Международным валютным фондом показателя доходов. Доходная часть государственного бюджета без учета грантов составила 705 миллионов лари (эквивалентно примерно 540 миллионам долларов).

70% доходов в бюджет поступило из частного сектора, из чего глава государства Эдуард Шеварднадзе сделал вывод об успешном формировании слоя предпринимателей.

Наряду с Киргизией и Беларусью Грузия заняла среди стран СНГ ведущее место по темпам роста производства промышленной продукции. По данным Межгосударственного статкомитета СНГ, в 1997 году по сравнению с 1996 годом производство промышленной продукции в Грузии увеличилось на 8,1% (в Киргизии — на 46,8%, в Белоруссии — на 17,6%; в России — на 1,9%).

Рост внутреннего валового продукта составил 11,3%.

Любопытно, что по оценкам Государственного департамента статистики Грузии, треть валового внутреннего продукта, произведенного национальной экономикой, приходится на ее теневую часть. Особенно велика деятельность теневой экономики в торговле, транспорте и строительстве.

В январе Государственный департамент статистики опубликовал итоги исследования экономической активности, занятости и доходов населения Грузии. По утверждению председателя ведомства Темура Беридзе, это первый опыт масштабного исследования, охватывающий 1996-1997 годы.

По состоянию на начало нынешнего года, прожиточный минимум в Грузии составил для трудоспособного мужчины 102,2 лари, для среднего потребителя — 89,6 лари, а для средней семьи из четырех человек — 179,3 лари. Эти цифры предоставлены Государственным департаментом статистки. Тбилисские показатели превышают средненациональные на 4,2%.

В целом статистики отмечают тенденцию к уменьшению прожиточного минимума, наметившуюся во второй половине 1997 года.

Нормативная минимальная зарплата в стране (включающая все виды доходов семьи) в расчете на одного члена семьи составляет 40,7 лари (эквивалентно 31,3 доллара). Минимальная зарплата бюджетников — 15 лари ($1,1) — составляет 37% нормативной минимальной зарплаты.

Статистики отмечают рост потребительских расходов и тенденцию к сокращению категории граждан, находящихся ниже черты бедности. Из этого делается вывод о расширении участия населения Грузии в рыночных отношениях.

Тем не менее, число беднейших граждан по-прежнему остается высоким. В конце 1997 года от 50% до 53% населения проживало за чертой бедности (против 80% в 1994 г.).

Что же касается проблемы занятости, то, по официальным данным, в последние годы наблюдается сокращение безработицы. Если в 1994-95 годах она составляла 20-25%, то в 1996‑1997 годах это показатель уменьшился в два раза, а в 1997 году опустился до 6-7%.

Уровень безработицы высок в Тбилиси- 17-18%, относительно ниже — в других городах, в селах — 3-5%.

Статистики отмечают в структуре трудоустроенных быстрый рост числа самостоятельно трудоустроенных — сегодня в стране на них приходится 60% общего числа трудоустроенных. Почти 80% самостоятельно трудоустроенных заняты в сельском хозяйстве, 14% — в торговле.

Невиданные масштабы приобрела экономическая миграция. По определению начальника Управления демографии Министерства социальной защиты, труда и занятости Грузии Олега Габисония, Грузия стала страной классической миграции. И хотя точными сведениями не владеет никто, по неофициальным данным, число уехавших за рубеж к началу 1998 года достигло 1 миллиона человек. Абсолютное большинство — гастарбайтеры и их семьи. Основные направления экономической миграции — Греция, Россия, Германия.

1.2. Борьба с коррупцией

«Все достижения Грузии последних лет в установлении экономической стабильности и борьбе с преступностью пойдут насмарку, если мы не одолеем коррупцию и это скажется на международном имидже страны.... 1998 год должен стать переломным в борьбе с коррупцией на всех уровнях», — зявил Шеварднадзе на первом в новом году заседании правительства 5 января.

Для сравнения. Год назад, то есть 20 января 1997 г., на заседании правительства Шеварднадзе также уведомил всех, что этот год станет переломным в борьбе с коррупцией в государственных структурах Грузии, причем борьба будет длительной и тяжелой и начнется с высших эшелонов власти. По инициативе президента и парламента планировалось создание Антикоррупционного агентства.

Спустя год, 23 января, выступая на расширенном заседании правительства страны, президент сообщил, что намерен создать подотчетную ему чрезвычайную комиссию по борьбе с коррупцией, которая «наводила бы страх на тех, кто не может провести черту между своим карманом и государственным».

Комментируя свою инициативу, Шеварднадзе заявил, что утвержденная им финансовая программа на 1997 год была вполне осуществима для Грузии, однако ее не осилили лишь по той причине, что не смогли отучить кое-кого воровать из государственной казны.

На этот раз воровство из государственной казны Шеварднадзе связал напрямую с уклонением от уплаты налогов.

В последний месяц 1997 года налоговые инспектора, под руководством министра финансов Михаила Чкуасели, провели серию «набегов» на элитарные магазины и рестораны, а также тбилисские ярмарки. Цель — изъятие невыплаченных налогов.

Эта акция получила самые высокие оценки со стороны президента и председателя парламента. Однако известно, что больших поступлений в бюджет эти “набеги” не принесли. Поэтому основная заслуга налоговой службы была определена так: “резерв залежей утаенных налогов обнаружен правильно”. На уже упомянутом заседании правительства Шеварднадзе обязал всех представителей власти, отвечающих за государственный бюджет, искать такие резервы.

«Никто не может запретить другу или родственнику заниматься бизнесом, но все мы должны быть к ним безжалостны, чтобы государство получало то, что ему положено», — отметил Шеварднадзе, добавив, что сказанное относиться и к нему лично. Видимо, это, главным образом, связано с обвинениями в адрес коммерческой структуры “Иверия”, возглавляемой Нугзаром Шеварднадзе, племянником президента.

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

2.1. Российско-грузинские отношения

2.1.1. Проблема российских военных баз

4 января в Тбилиси прибыла делегация российских военных под руководством начальника Управления международных отношении министерства обороны России генерала Леонида Ивашова.

Грузия настаивает на возмещение ущерба, полученного в связи с несогласованным вывозом из страны вооружения частей бывшей Советской Армии. По подсчетам грузинских экспертов, сумма ущерба составляет 10 миллиардов долларов. Вместе с тем, грузинские военные требуют передачи им 42-х объектов Группы Российских войск в Закавказье, причем 10 из них Грузия желает получить уже в нынешнем году.

Делегация МО РФ посетила российские военные базы в Батуми, Ахалкалаки, Вазиани, а также другие военные объекты ГРВЗ. Леонид Ивашов провел переговоры с министром обороны Грузии Вардико Надибаидзе.

В результате стороны подписали Протокол о намерениях. В протокол вошли два документа — о военном и военно-техническом сотрудничестве. Было также достигнуто соглашение о передаче Грузии 10 объектов ГРВЗ.

Однако сразу после окончания визита в кулуарах грузинского военного ведомства поползли слухи о том, что передача российских военных объектов, дислоцированных на территории Грузии, возможно, зайдет в тупик.

Как утверждает заслуживающий доверия источник в министерстве обороны Грузии, Москва воздерживается от передачи первых трех из десяти объектов — спортивного клуба армии, аэродрома в Алексеевке и медицинских складов. Решающую роль в этом сыграла позиция командующего ГРВЗ Владимира Андреева.

Тем не менее министр обороны Вардико Надибаидзе, высказал надежду, что в ходе планируемого на февраль визита в Грузию министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева вопрос о передаче военных объектов ГРВЗ МО Грузии будет решен окончательно.

Пока же министерство обороны России распорядилось подготовить нормативные акты по совместной эксплуатации нескольких объектов группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ).

Тем временем российские военные предприняли попытку вывоза за пределы Грузии большой партии оружия. Представителями правоохранительных органов Грузии в ночь на 28 января у грузино-армянской границы была задержана автоколонна из шести грузовых автомобилей типа «КАМАЗ». Грузовики перевозили из дислоцированной в Ахалкалаки российской военной базы боевые снаряды в российскую военную базу, расположенную в армянском городе Гюмри.

2.1.2. Пограничный конфликт у Верхнего Ларса

Подводя итоги «спиртовой войны» в зоне российско-грузинской границы, заместитель директора ФПС генерал-полковник Александр Еремин заявил, что отныне координировать действия правоохранительных органов по предотвращению провоза контрабандного спирта с территории Грузии намерена Федеральная пограничная служба (ФПС) России.

По словам Еремина, в конце прошлого года представители погранслужб Грузии и России договорились о совместных действиях по еще более плотному прикрытию границы от попыток провоза контрабандного спирта.

Напомню, что в 1997 году российские пограничники вернули на территорию Грузии более 2300 большегрузных спиртовозов. Общее количество задержанного спирта превышает 30 тысяч тонн. Попытки незаконного провоза спирта не прекращаются и в наступившем году.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми во время межведомственной встречи таможенных служб двух стран, в январе у погранпункта Верхний Ларс был установлен российский таможенный пост.

22 января на состоявшейся в Москве пресс-конференции председатель Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ Анатолий Круглов сообщил, что провоз подакцизных товаров через пункты пропуска Верхний Ларс и Нижний Зарамаг на российско-грузинской границе вскоре будет запрещен. Соответствующий приказ ГТК зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. По словам Круглова грузинская сторона будет об этом уведомлена.

27 января в Тбилиси начала работу российско-грузинская делимитационная комиссия. Глава грузинской стороны заместитель министра иностранных дел Грузии Малхаз Какабадзе назвал принадлежность территории на Верхнеларсском участке грузино-российской границы самым тяжелым вопросом в работе комиссии.

2.1.3. Проблема охраны грузинских границ

В ходе весенней сессии парламент намерен принять «Закон о государственной границе», который уже рассмотрен во втором чтении.

16 января в Москве состоялась встреча совместной рабочей группы, обсуждавшей проблему охраны грузинских внешних (СНГ) границ.

По словам руководителя пограничного ведомства Грузии Валерия Чхеидзе, первым этапом будет осуществление контроля над акваторией Поти и береговой границы собственными силами, вместо российских пограничников, дислоцированных в Поти и контролирующих участок от Псоу до Сарпи.

По мнению руководства грузинского пограничного ведомства, переходу под контроль грузинских пограничников участка границы Псоу-Сарпи могут помешать лишь финансовые вопросы. Для формирования структуры береговой охраны необходимо 4 миллиона лари (примерно 31 млн. долларов). Однако, по словам Чхеидзе, эта сумма пока не выделена.

60 процентов состава грузинского дивизиона береговой защиты уже сформировано. Планом также предусмотрено приобретение судов и катеров различного типа.

О готовности оказать помощь в строительстве грузинских пограничных войск заявил замминистра иностранных дел Турции Мехмед Али Иртамджелик, посетивший в январе Грузию с рабочим визитом.

На фоне этого предложения довольно странно выглядит заявление руководителя парламентской координационной группы по взаимоотношениям с кавказскими народами Мамуки Арешидзе. Он, в частности, не исключает возможности диверсионных актов против грузинского государства со стороны турок-месхетинцев, расселенных в северных районах Турции на побережье Черного моря.

По словам Арешидзе, Турция делает все, чтобы создать свой плацдарм на Кавказе, хотя на данном этапе ее не устраивает дестабилизация в регионе.

Турция, по мнению Арешидзе, как и все другие страны, ставит на первый план свои национальные интересы, направленные на укрепление позиций страны на Кавказе, чего и добивается, расселив в северных приграничных районах турок-месхетинцев. В пользу этого, по его словам, говорит и то, что в Турции идет большая работа по изучению всех проблем закавказского пространства, а также борьба с Россией за влияние на Кавказе.

Арешидзе считает, что среди турецких политиков нет однозначного отношения к Кавказу. Однако политика страны во многом определяется религиозным фактором и поэтому в Турции существуют серьезные силы, которые ставят во главу угла политики страны панисламистские идеи.

Информация о том, что ахалцихских турок Анкара расселила в приграничных Грузии и Армении вилайетах, подтверждается, по словам Арешидзе, несколькими источниками. По одному из них, для 350 семей одного потока переселенных турок-месхетинцев государство выделило необходимые площади на территории Карского и Артанского вилайетов.

Грузино-турецкую границу протяженностью в 227 километров, контроль которой усложняется из-за особенностей рельефа, полностью будут контролировать грузинские пограничники. В ходе работы двусторонней рабочей группы по пограничным вопросам в Москве в первой половине января было решено, что грузинская сторона будет принимать контроль на грузино-турецкой границе поэтапно.

Российские пограничники на грузино-турецкой границе несут службу на основании соглашения, подписанного между Россией и Грузией в 1994 году. Всего в Грузии на сегодняшний день служит 3500 российских пограничников.

В 1998 году российские пограничники должны передать грузинским контрольно-пропускные пункты «Поти-порт». «Батуми-аэропорт», «Батуми-порт». Однако не все так просто. По словам руководителя Департамента охраны государственной границы Грузии Валерия Чхеидзе, грузинские пограничники до 1 июля нынешнего года приступят к самостоятельной охране своих территориальных вод. Но сначала грузинская сторона до 1 февраля должна предоставить условия передачи контроля над территориальными водами, что, в свою очередь до 1 мая должно быть согласовано с московским руководством ФПС.

Однако российская сторона заявляет, что в предложенные сроки трудно осуществить детальную разработку механизма передачи грузинской стороне права на контроль своих территориальных вод. Кроме того, Россия считает, что этот вопрос нуждается в комплексном решении как на морском, так и на сухопутном участках границы.

По решению грузинского парламента, с 1997 года прекращено финансирование российских пограничников и в нынешнем бюджете для них также ничего не выделено.

После прекращения финансирования российских пограничников из госбюджета Грузии, командование группы “Грузия” Кавказского особого пограничного округа было вынуждено провести сокращение кадров. Еще несколько лет назад в группе России проходили службу как граждане России, так и граждане Грузии. В настоящее же время из-за сокращений служат лишь российские граждане. По сообщению достоверного источника в руководстве “Грузии”, “если финансирование не будет возобновлено, то сокращения пройдут и в составе оперативной группы”.

На встрече грузино-российской рабочей группы (16 января), наряду с другими рассматривался и вопрос о финансировании сторонами группы “Грузия”. Российская сторона отметила, что задолженность грузинской стороны группе “Грузия” в период с 1995 по 1997 год не покрыта, и потребовала расплатиться. Стороны согласились до 31 января создать рабочую группу для выработки возможных вариантов решения вопроса финансирования.

В настоящее время при поддержке председателя ВС Аджарии Аслана Абашидзе все посты российских пограничников на грузино-турецкой границе функционируют. Только в 1997 году российскими пограничниками пресечено 165 попыток нарушений границы, в частности, на контрольно-пропускном пункте “Батуми” — 114.

Абашидзе традиционно поддерживает позиции России, в том числе и пребывание российских военных в своей маленькой автономии.

В грузинских средствах массовой информации уже появились публикации, в которых авторы пытаются прогнозировать поведение Аслана Абашидзе в связи с уходом российских пограничников.

Пресса рассматривает позицию лидера Аджарии. Официально она выглядит так: у Грузии сегодня нет собственных сил, способных охранять свои границы, однако если центральная власть все же примет соответствующее решение, он его поддержит. При этом Абашидзе считает, что механизм охраны границы должен осуществляться по территориально-административному принципу, и в нем максимально должно быть задействовано местное население. А это значит, что все села в приграничной зоне должны сами позаботиться об охране своего участка границы. Естественно, под этим подразумевается, что автономная республика должна сама защищать свои границы.

Короче говоря, по мнению ряда грузинских журналистов, Абашидзе желает, хотя бы неофициально, но все же подчинить себе одну из силовых структур и поставить ее на службу продолжения своей карьеры. При этом он очень надеется на закулисную деятельность и будет стараться добиться своего с помощью российских пограничников.

В Аджарии уже несколько лет существует определенное количество довольно многочисленных пограничных отрядов, подчиняющихся министерству обороны Грузии. В необходимых случаях разработан и механизм их пополнения. Однако общество не знает о их настоящем происхождении. Все считают, что они представляют собой личную охрану Аслана Абашидзе и подчиняются только ему. Кроме того, состав отрядов укомплектован на сто процентов из местных жителей, причем с определенными политическими взглядами, не идущими вразрез с позицией Аслана Абашидзе.

Из упомянутых публикаций вытекает, что, Абашидзе в будущем будет стараться «пристроить» свою охрану и к сухопутной границе, а не только к морской, что может поставить под сомнение принцип охраны госграницы Грузии. Или же, в крайнем случае, он постарается подчинить Аджарию соответствующей агентуре России. Для России это имеет принципиальное значение, так как в отличие от азербайджано-турецкой и армяно-турецкой границы деятельность отрядов в Аджарии, как утверждают местные источники, связана с солидными финансовыми доходами.

Следует отметить реакцию официального Сухуми. 23 января на заседании КС по урегулированию грузино-абхазского конфликта председатель комитета по законодательству абхазского парламента руководитель абхазской делегации Тамаз Кецба откомментировал заявление председателя госдепартамента по охране госграницы Грузии Валерия Чхеидзе о намерении контролировать водную акваторию Абхазии. Он в частности заявил, что Абхазия расценивает это заявление как новую агрессию, подобно той, которая была осуществлена 14 августа 1992 года. (В этот день войска Госсовета Грузии вошли на территорию Абхазии и начался грузино-абхазский конфликт продолжающийся больше года).

Любопытно, что в грузинском Департаменте по охране государственной границы готов проект соглашений с Казахстаном, который принял за основу грузинскую модель развития пограничной охраны. Если верить источнику, на который ссылается информагентство Prime-News, уже подписаны соглашения по пограничным вопросам с Украиной, Азербайджаном. Оформлены соответствующие протоколы с Узбекистаном, аналогичная работа ведется с Туркменией. Подготовлены проекты соглашений по пограничным вопросам с Болгарией, Румынией и Турцией.

2.2. Проблема грузино-абхазского урегулирования

12 января была восстановлена в полном объеме телефонная связь с Абхазией через Грузию. По утверждению заместителя министра связи и почты Грузии Нугзара Кварацхелия, все 60 телефонных каналов были подключены с согласия абхазской стороны, которая до этого в течение почти года категорически противилась установлению телефонной связи с внешним миром через территорию Грузии.

Связь осуществляется по следующей схеме: кабель идет из Сухуми в Сочи, а оттуда через Ардон (Северная Осетия) направляется в Тбилиси.

Плата за телефонные разговоры из Сухуми будет взиматься на месте и полностью направляться в бюджет Абхазии.

Восстановление телефонной связи с Абхазией — первый реальный результат прямых переговоров между Тбилиси и Сухуми.

2.2.1. Боснийский вариант в Абхазии

2 января Эдуард Шеварднадзе выступил с новой инициативой в урегулировании грузино-абхазского конфликта. Он предложил использовать “боснийский вариант”. Это предложение, вопреки ожиданиям, не вызвало большого резонанса.

Инициативу скромно поддержал председатель Совмина Абхазии в изгнании Зураб Эрквания, предложив однако свою интерпретацию.

По его словам, «Грузия вынуждена применить модификацию боснийского варианта, поскольку предыдущие варианты урегулирования проблемы не имели успеха». Под модификацией он имел ввиду не точное копирование боснийского варианта, а основную идею — «комплексный метод», в котором доминирует «механизм нажима». При этом он заметил, что «боснийский подход не должен вызывать приступов аллергии в большой соседней стране».

Президент оставил эту интерпретацию без внимания, да и вообще не стал развивать собственное предложение. Это дало повод для шуток оппозиции: что же на самом деле имел ввиду Шеварднадзе под боснийским вариантом?

Что же касается реакции “большой соседней страны”, то, вероятно, ее реакция была выражена в выступлении директора департамента информации и печати МИД РФ Геннадия Тарасова: «Мы убеждены, что использование силовых приемов в отношении любой стороны в грузино-абхазском конфликте может лишь взорвать обстановку, привести к новому кровопролитию.... Механическое перенесение схем урегулирования, пусть даже оправдавших себя в одном регионе, на другие конфликтные ситуации, по нашему мнению, опасно».

2.2.2.    Сессия Координационного совета по урегулированию
грузино-абхазского конфликта

22-23 января в Тбилиси прошла внеплановая сессия Координационного совета (КС) по урегулированию грузино-абхазского конфликта.

КС создан на основе заключительного заявления по итогам встречи грузинской и абхазской сторон в ноябре прошлого года в Женеве. Первая сессия КС состоялась в Сухуми, 18 декабря 1997 года.

Вторая сессия по плану должна была пройти в феврале нынешнего года в Тбилиси. Однако, по существующему положению, внеочередная сессия должна быть созвана в течение трех дней по требованию одной из конфликтующих сторон. В данном случае созыва сессии потребовала абхазская сторона.

Сухумское внешнеполитическое ведомство выступило с призывом срочного созыва внеочередной сессии КС, требуя прекратить поток диверсии на территорию Абхазии. Официальный Сухуми упрекает Тбилиси в проведении политики государственного террора против Абхазии.

Накануне сессии КС Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе прокомментировал обвинения абхазской стороны. Он заявил, что на территории Абхазии действует не партизанское движение, а бандитские формирования.

Шеварднадзе привел следующий пример. Одна из группировок недавно атаковала отдел полиции в Цаленджихском районе сопредельной с Абхазией Западной Грузии. Во время столкновения погиб один полицейский и один из нападавших, принадлежавший к вооруженным сторонникам бывшего президента Грузии Звиада Гамсахурдиа.

Вместе с тем, Шеварднадзе предупредил, что при затягивании процесса урегулирования, на территории Абхазии действительно начнется партизанское движение, так как Грузия не сможет закрепить за беженцами из Абхазии постоянный статус изгнанников.

Абхазской делегацией в КС руководит Тамаз Кецба, председатель комитета по законодательству абхазского парламента. Грузинскую сторону возглавляет заместитель министра безопасности Гиоргий Алексидзе.

Стороны выступили с различными предложениями о возможности противостояния террористическим актам на территории Абхазии. Сейчас им дано время для анализа и обсуждения этих предложении до очередной сессии КС в февраля месяце.

Георгий Алексидзе назвал встречу результативной. Он подчеркнул, что грузинская сторона выступила с предложением создать совместные оперативные группы реагирования и следственные группы. Алексидзе также подчеркнул необходимость обмена информацией сторонами.

2.2.3. Проблема российских миротворцев

19 марта грузинская сторона на саммите глав государств СНГ потребует от российских миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта безусловного выполнения решений Кишиневского саммита. По крайней мере об этом заявил заместитель министра иностранных дел Грузии Гига Бурдули.

По его словам, в соответствии с решениями саммита в Кишиневе — продление мандата РМС до 31 января 1998 года произошло бы в случае расширения зоны безопасности и возвращения на территорию всего Гальского района Абхазии всех беженцев. «Так как эти решения не были оформлены на бумаге и подписаны главами государств, они остались пустыми словами, в этом и причина их невыполнения», — заявил Бурдули.

Судьбу российских миротворческих сил, по словам Бурдули, должны были решать лидеры стран СНГ на Московском саммите, назначенном на 23 января, который, по последним данным, перенесен на 19 марта.

В январе был назначен новый командующий коллективными миротворческими силами СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта — генерал-майор Сергей Коробко.

3. Суд по делу о покушении на президента
29 августа 1995 года

В январе закончилось слушание обвинительного заключения по делу Джабы Иоселиани и других 14 членов военизированной организации “Мхедриони”, обвиняемых в попытке государственного переворота 29 августа 1995 года.

12 января начался допрос обвиняемых. На первом же заседании Джаба Иоселиани заявил, что ничего не знает о покушении на жизнь президента и считаете, что в событиях 29 августа 1995 года он пострадал намного больше, чем сам президент.

Наиболее интересны результаты допроса Темура Хачишвили — экс-министра внутренних дел и бывшего руководителя отряда специального назначения Министерства безопасности.

На судебном слушании 20 января Хачишвили показал, что убийство председателя национал-демократической партии Гиоргия Чантурия (1994 г.) заказал президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, так как считал его серьезным соперником на президентских выборах. Он также выразил уверенность в том, что покушение на президента Грузии 29 августа 1995 года было направлено не против Шеварднадзе, а против Иоселиани.

Экс-министр внутренних дел заявил на процессе, что после его ареста бывший министр безопасности Шота Квирая предложил ему в обмен на свободу физическое уничтожение председателя ВС Аджарии Аслана Абашидзе, от чего Хачишвили отказался.

Все обвиняемые, за исключением Иоселиани, показали на суде, что во время следствия давали показания под пытками и угрозами в отношении родных. Во время судебного разбирательства практически все они опровергали ранее данные показания.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)