Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Александр ШЕГЕДИН

ЭСТОНИЯ

в январе 1998 года

1. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1. Партии, парламент

До очередных парламентских выборов осталось еще больше года — они должны пройти в марте 1999 года, однако уже сейчас многие политические группировки в Эстонии начали активную подготовку к ним. Особенно это касается нынешней оппозиции. Так, лидер «Умеренных» Марью Лауристин считает, что наступивший год должен стать решающим для ее партии. Особый упор эта номинально социал-демократическая партия официально делает на образованную молодежь. Однако проведенный в конце года опрос общественного мнения показал, что «Умеренных» поддерживают в основном люди пожилого возраста. 13% сторонников этой партии составляют люди старше 60 лет [[1]].

Необходимо отметить, что в стане правой оппозиции, к которой принадлежат «Умеренные», идет поиск новых путей развития. Явная неспособность правых предложить реальную альтернативу нынешнему коалиционному правительству меньшинства заставляет искать новых лидеров. Таковым может стать нынешний министр иностранных дел Тоомас Ильвес. Его скандальный уход в карликовую Партию хуторян (ПХ) стал главным внутриполитическим событием месяца. До их пор оставаясь беспартийным, Ильвес уже давно пытается играть более весомую роль в формировании и проведении внутренней политики (достаточно вспомнить подписанный рядом видных правых политиков по инициативе Ильвеса манифест «Какое государство нам нужно»). Теперь министр правительства вступил в партию, фактически являющуюся оппозиционной. В настоящее время она не представлена в парламенте, однако в апреле планируется ее слияние с «Правыми» — партией, представленной в парламентской Объединенной Оппозиции (ОО). Сама ОО, специально собиравшаяся для обсуждения этого вопроса, считает, что до апреля никаких формальных правил Ильвес не нарушает [[2]].

Приход Ильвеса в ПХ связан с явным падением популярности правых партий, в том числе ведущей из них — Реформистской партии (РП). Ультраправые понесли тяжелые моральные потери в связи с историей с В.Нийтсоо, членом (теперь уже бывшим) партии Союз Отечества (СО), который безобразно вел себя в одном из таллинских баров. Несмотря на давление со стороны бывших соратников по партии и собственным обещаниям, Нийтсоо в середине января заявил, что не собирается добровольно уходить из состава парламента [[3]].

Авторитет парламента в целом продолжает падать. Согласно последнему опросу наибольшей популярностью среди политических институтов в Эстонии пользуется президент. На втором месте идет премьер-министр, а парламенту доверяет менее трети опрошенных [[4]].

Несмотря на это, парламентарии упорно пытаются придать Эстонской республике чисто парламентский характер, и уменьшить значение института президентства. Особенно активно в этом направлении действует СО. В середине января прошло второе чтение законопроекта о президентской власти, предложенного этой партией. Проект предусматривает резкое уменьшение влияния президента в вопросах как внешней, так и внутренней политики [[5]].

В свою очередь, президент Мери не намерен сдаваться без боя. В начале месяца он выступил с идеей о том, что Совет уездных старейшин (местная исполнительная власть) могла бы утверждать те законы или отклонять, принятые парламентом, которые затрагивают интересы уездов. С резкой критикой этой идеи выступил спикер парламента Тоомас Сави. Он считает, что такой подход по сути предлагает создание Верхней палаты парламента, что в корне противоречит Конституции ЭР [[6]]. В последнее время Сави сильно обеспокоен негативными моментами в работе парламента, связанными с его высоким уровнем фрагментации. В настоящее время 21 из 101 депутата не входят ни в одну из фракции. По инициативе руководства парламента для повышения эффективности его работы планируется снижение «планки», необходимой для создания фракции, с 6 до 4 депутатов [[7]].

1.2. Правительство и правящая коалиция

Январь стал чрезвычайно сложным месяцем для коалиционного правительства Марта Сийманна. Это было связано, прежде всего, с упомянутым скандалом вокруг вступления министра иностранных дел Тоомаса Ильвеса в ПХ. Сам Сийманн постарался воздержаться от каких-либо серьезных комментариев по этому поводу, так как Ильвес пользуется мощной поддержкой Запада (прежде всего США) и критиковать его действия премьер-министру кажется слишком опасным делом.

Другого мнения придерживался министр внутренних дел Роберт Лепиксон. Он назвал действия Ильвеса «нахальным безразличием» к деятельности и судьбе правительства. Лепиксона уже давно раздражал тот факт, что министр иностранных дел постоянно вмешивается во внутреннюю политику, а в последнее время стал интенсивно вести кампанию с целью поднятия собственной популярности внутри страны, разъезжая по уездам Эстонии [[8]].

После помещения в одной из эстонских газет резкой антиильвесовской статьи Лепиксона последовала его мгновенная отставка в конце января, причем, судя по всему, это было сделано под прямым и сильным давлением со стороны президента Мери, только что вернувшегося из Вашингтона, где была подписана Хартия США — Балтия. После отставки Р.Лепиксон объявил о своем уходе из основной партии правящей коалиции — Коалиционной (КП) [[9]]. Ни для кого не являлось секретом, что Лепиксон пришел в свое время в эту партию с большими деньгами. Однако сейчас председатель КП М.Сийманн уверяет, что у его партии и без Лепиксона хватает серьезных спонсоров.

Испытанием для правящей коалиции стало и решение ЕС о прекращении с 1 января импорта эстонской молочной продукции. Сельские партии, входящие в коалицию, потребовали от правительства немедленного введения ответных санкций (пошлин на продукцию ЕС), на что правительство, исходя из интересов внешней политики, не согласно [[10]]. Попытки Ильвеса вести «разъяснительную работу» по этому поводу с лидерами сельских партий не принесли никаких результатов — селяне остались при своем мнении [[11]].

Сейчас в Эстонии сложилась достаточно парадоксальная ситуация, когда правительство шарахается из стороны в сторону из-за своей крайней внутренней рыхлости (в кабинете присутствуют люди, представляющие интересы самых различных группировок), а оппозиция является, по существу, номинальной, так как даже не делает попыток добиться его отставки.

1.3. Положение русскоязычного населения

В связи со вступлением в фазу практических действий интеграции Эстонии с ЕС, правительство Сийманна пытается хотя бы создать впечатление о смягчении официальной политики в отношении национальных меньшинств. Начиная с осени прошлого года, на заседаниях правительства регулярно обсуждается проект государственной программы интеграции неэстонского населения. В начале этого года, 5 января, состоялось очередное такое заседание, на котором обсуждались три главных вопроса: 1) улучшение преподавания эстонского языка в русских школах; 2) создание атмосферы толерантности; 3) решение проблемы русского профессионально-технического образования. Как, достаточно обоснованно, заметил один из русских членов парламента Сергей Иванов, до сих пор непонятно, куда уходят огромные средства, получаемые Эстонией от международных организаций и отдельных стран на обучение неэстонцев эстонскому языку [[12]].

Между тем, в Эстонии фактически продолжает проводится политика, предложенная в свое время национал-радикалами — линия на вытеснение неэстонского населения из страны. При этом используются самые грязные приемы. Так, главный идеолог этой политики, депутат парламента от «Правых» Март Нутть, обвинял в печати Центр информации по правам человека, созданный несколько лет назад при помощи датских правозащитных организаций, в сотрудничестве с российскими спецслужбами. В начале января состоялся суд по иску руководителя Центра Ларисы Яковлевой, который признал виновность Нуття в распространении ложных слухов и оскорблении чести и достоинства [[13]].

На процессе по делу Нуття адвокатом Ларисы Яковлевой выступала Татьяна Ансбах — немецкий юрист русского происхождения, бывшая сотрудница миссии ОБСЕ в Эстонии. Сейчас она прямо критикует деятельность миссия, утверждая, что ее деятельность по существу являлась прикрытием откровенно дискриминационной политики властей в отношении русскоязычного населения [[14]].

Продолжается давление на русскоязычных депутатов местных органов власти в Таллине и на Северо-Востоке. Инструментом давления по-прежнему является эстонский язык. В эстонской печати поднялась кампания за снятия со своего поста мэра Кохтла-Ярве Валерия Корба, который, якобы, недостаточно активно борется за ведение дел в горуправе и горсобрании исключительно на эстонском языке [[15]]. Республиканская избирательная комиссия продолжила в январе судебную тяжбу с депутатом городского собрания г.Маарду (пригород Таллина) Юрием Шутенко, который обвиняется в недостаточном знании эстонского языка [[16]]. Одновременно парламент также настаивает на ужесточении Закона о языке. 30 декабря Л.Мери вторично отклонил внесенные парламентом поправки и дело было направлено на рассмотрение в Государственный суд, который должен вынести окончательное решение 5 февраля [[17]].

Попытки русских депутатов парламента внести смягчающие дискриминационный характер пакета законов о гражданстве и языке поправки, в январе, как и ранее, потерпели неудачу. Результаты голосования еще раз показали удивительное единодушие всех эстонских депутатов в данных вопросах. Закон о гражданстве от 1995 года остался без изменений [[18]].

20 января правительство одобрило проект развития иноязычной школы. Эта программа развития прямо вытекает из намерения властей к 2007 году (согласно решению парламента) прекратить обучение на русском языке в высшей и средней школе. По утверждению министра образования Майта Классена, программа позволит обеспечить достаточное для достижения этой цели владение эстонским языком неэстонцами. В рамках этой программы ЕС выделяет Эстонии 1,4 млн. экю, причем 60% от этой суммы пойдет на обучение взрослых, 30% — в школы и 10% на пропаганду в СМИ [[19]].

Политическая жизнь внутри русской общины в настоящее время протекает достаточно вяло, хотя и не обходится без обычных скандалов. История с проведением «комплексного социологического исследования» русскоязычного населения, на которое были выделены деньги из бюджета Таллина, закончилась тем, что городские власти прервали свое финансирование, так как выделенные деньги, как утверждают многие источники, просто ушли на нужды функционеров Русской партии Эстонии [[20]].

2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1. Хартия США — Балтия

Крупнейшим политическим событием для Эстонии в январе стало подписание в Вашингтоне президентами США, Латвии, Литвы и Эстонии Хартии о партнерстве. Вопреки предсказаниям некоторых аналитиков, Хартия носит достаточно конкретный характер, особенно это касается военного сотрудничества США с балтийскими странами. Хартия является весомой предпосылкой для усиления американского влияния в регионе [[21]]. Права человека затрагиваются в тексте Хартии вскользь, основной упор сделан на признании исторической преемственности балтийских стран с государствами довоенного периода. Интересно, что Центр Симона Визенталя направил накануне подписания документа письмо президенту Клинтону, в котором требовал оказать давление на прибалтов с целью обязательного преследования нацистских преступников, проживающих в балтийских странах в настоящее время. Призывы Центра не достигли своей цели [[22]].

2.2. Отношения с Западом

Несмотря на неопределенные сроки вступления Эстонии в НАТО, к нему ведется постоянная планомерная подготовка. В начале января правительство, МИД и Министерство обороны начали обсуждение персонального состава постоянного представительства ЭР при НАТО. Главой представительства, по-видимому, станет посланник ЭР при НАТО Юри Луйк, давно занимающийся проблемами безопасности [[23]].

Эстония стремится также укреплять военное сотрудничество с странами, которые должны вступить в НАТО в «первом эшелоне». В конце января министры обороны Эстонии и Венгрии Джорджи Келети и Андрус Эвель подписали рамочное соглашение об оборонном сотрудничестве. Срок действия соглашения — 5 лет, с возможностью автоматического пролонгирования. Венгерский министр заверил своего эстонского коллегу, что Венгрия в будущем будет способствовать вступлению Эстонии в члены этого военного альянса. Как сообщил после подписания соглашения А.Эвель, у Эстонии теперь заключено 16 аналогичных соглашений со странами ЕС и НАТО [[24]].

Процесс присоединения Эстонии к ЕС вошел в фазу конкретных, практических действий. Экономическая интеграция Эстонии проходит весьма динамично и, по мнению ряда членов Европейской экономической комиссии ООН, она является одним из самых подготовленных в этом плане государств-кандидатов в члены ЕС. Реально соперничает с ней только Словения [[25]].

Уже в конце марта начнутся непосредственные переговоры между Эстонией и ЕС и Эстонии к этому времени нужно решить большое количество конкретных проблем. Основная их масса связана с приведением национального законодательства в соответствии с стандартами ЕС. Что касается таких политических проблем, как ситуация с русскоязычным населением и заключение договора о границе с Россией, то вряд ли их удастся решить в течение ближайших месяцев.

Имидж Эстонии на международной арене уже не раз страдал из-за транзита через ее территорию оружия и наркотиков. В январе к этому прибавилась новая проблема — сомнительные с юридической и этической точек зрения операции по трансплантации человеческих органов. В одной из больниц Таллина израильскими врачами (и при участии эстонских) нескольким израильтянам были пересажены почки, взятые у живых доноров из Молдавии и Румынии [[26]]. Эстонскими правоохранительными органами возбуждено уголовное дело.

2.3. Отношения с Россией

Подписание Хартии США — Балтия вызвало явное неудовольствие Москвы, хотя особенно резких заявлений сделано не было. Российские СМИ в основном соглашались в том, что Хартия является ударом по идее системы европейской безопасности, предложенной Москвой и базирующейся на гарантиях ОБСЕ [[27]]. Провал российских инициатив в этом вопросе косвенно признал во время своего балтийского тура замминистра иностранных дел РФ Александр Авдеев [[28]]. Многие эксперты не без оснований ждали ужесточения позиции России по всему спектру отношений с Эстонией, однако пока этого нельзя утверждать однозначно. Что касается большинства эстонских политиков, то они до сих пор пребывают в уверенности, что с Россией возможно добиваться компромиссов только с позиции силы, то есть опираясь на поддержку Запада, продемонстрированную США при подписании Хартии [[29]].

Поводом для очередной антироссийской кампании в СМИ Эстонии стало письмо, отправленное А.Авдеевым в ответ на запрос Сергея Бабурина. Запрос касался раздутой эстонской прессой истории с интервью российского посла Алексея Глухова, в котором он якобы признал факт оккупации Эстонии в 1940 году. Авдеев изложил Бабурину официальную позицию МИДа РФ по данному вопросу, которая состоит в непризнании аннексии Эстонии Советским Союзом с юридической точки зрения [[30]].

Очень большое значение в Эстонии придавали встрече премьер-министров стран Балтийского моря 22-23 января в Риге. На ней состоялась краткая 15-минутная беседа В.Черномырдина с М.Сийманном, в которой стороны затронули вопросы о пограничном договоре и о формировании межправительственной комиссии. В феврале в Таллин должен приехать вице-премьер Олег Сысуев, предполагаемый сопредседатель комиссии с российской стороны, а Черномырдин пригласил Сийманну в марте посетить Москву [[31]]. В комментариях о встрече звучали мнения о том, что теперь Москва выбрала в качестве главного «мальчика для битья» не Эстонию, а Латвию, с представителем которой Черномырдин не изъявил желания разговаривать отдельно.

Россия демонстрирует некоторые жесты доброй воли. Так, от военной прокуратуры РФ Эстония получила информацию о репрессированных в 40-50 годах эстонцах [[32]]. Возможно, в скором времени положительно решится вопрос о возвращении Эстонии государственных реликвий, о чем в письме Ельцину просили в январе 4 русских депутата эстонского парламента [[33]].

Однако, в целом о положительном повороте в отношениях говорить пока преждевременно. Межправительственная комиссия формируется весьма медленно, вернее, сказать, пока только обсуждаются принципы ее формирования, переговоры о границе практически заморожены на неопределенный срок [[34]].

Более того, есть признаки ухудшения условий для экономического сотрудничества. Россия объявила об ужесточении с 1 февраля таможенных правил на границе, мотивируя это ростом контрабанды [[35]]. 27-28 января в Усть-Луге в присутствии председателя Совета Федерации РФ Егора Строева состоялась закладка очередного, уже третьего по счету, терминала нового российского порта, с введением которого в строй резко упадет значение портов Балтийских стран, в том числе Таллина [[36]]. Следует отметить, что строительство порта в Усть-Луге определяется сейчас скорее политической, чем экономической целесообразностью.

Убедившись в неэффективности оказываемого до сих пор прямого давления на Эстонию по вопросу русскоязычного населения, Россия все больше старается действовать через международные организации. Во время беседы вице-премьера РФ Валерия Серова с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Максом ван дер Стулом россиянин активно настаивал на более пристальном внимании ОБСЕ к этой проблеме [[37]]. Такая тактика может принести свои плоды, тем более что ряд авторитетных европейских деятелей, в том числе сам ван дер Стул критически высказываются о политике эстонских властей в этой сфере.

Неоднократно заявленное стремление М.Сийманна к улучшению отношений с Россией наталкивается, однако, на сильное противодействие влиятельных сил как внутри республики, так и за рубежом, причем самым ярким примером является деятельность министра иностранных дел ЭР Т.Ильвеса, который в настоящее время фактически контролирует не только внешнюю, но и внутреннюю политику ЭР.



Источники

[1]. БНС. Умеренные верят // Молодежь Эстонии. — Русский Телеграф. — Таллин, 1998. — 5 января. — С. 1.

[2]. ЭТА. Оппозиция не видит проблемы // Молодежь Эстонии. — Купеческая Гавань. — Таллин, 1998. — 22 января. — С. 3.

[3]. ЭТА. Под давлением печати... // Эстония. — Таллин, 1998. — 14 января. — С. .1.

[4]. Без автора. Авторитет Рийгикогу падает // Вести. — Таллин, 1998. — 23 января. — С. 5.

[5]. Галина Панченко. Обсуждается закон о президенте // Эстония. — Таллин, 1998. — 17 января. — С. 2.

[6]. ЭТА. Спикер Рийгикогу не поддерживает идеи президента // Эстония. — Таллин, 1998. — 13 января. — С. 1.

[7]. ЭТА. Мини-фракциям — быть // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1998. — 21 января. — С. 1.

[8]. ЭТА. Лепиксон осуждает деятельность Ильвеса // Эстония. — Таллин, 1998. — 27 января. — С. 1.

[9]. БНС. Роберт Лепиксон ушел // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1998. — 31 января. — С. 1.

[10]. Сидоров Е. Табачок врозь // Молодежь Эстонии. — Русский Телеграф. — Таллин, 1998. — 12 января. — С. 3.

[11]. ЭТА. Правящая коалиция и Ильвес — при разных мнениях // Молодежь Эстонии. — Купеческий Гавань. — Таллин, 1998. — 22 января. — С. 3.

[12]. Без автора. Интеграция без диалога и без денег // День за днем. — Таллин, 1998. — 9 января. — С. 3.

[13]. Галина Панченко. Две чести — две идеологии // Эстония. — Таллин, 1998. — С. 1-2.

[14]. Евгения Капов, Татьяна Ансбах.В Эстонской Республике... // Эстония. — Таллин, 1998. — 14 января. — С. 3.

[15]. ЭТА. Аво Бланкие: Кохтла-Ярвеское горсобрание следовало бы распустить // Эстония. — Таллин, 1998. — 14 января.— С. 1.

[16]. Маргарита Погорелова. Суд над русским депутатом продолжается // Эстония. — Таллин, 1998. — 22 января. — С. 1.

[17]. Смирнов С. Парламент, ты не прав // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1998. — 23 января. — С. 1.

[18]. Панченко Г. Верность принципам. Каким? // Эстония. — Таллин, 1998. — 15 января. — С. 1.

[19]. БНС. Правительство одобрило программу развития иноязычной школы // Молодежь Эстонии. — Купеческая Гавань. — Таллин, 1998. — 22 января. — С. 3.

[20]. Лейви Шер. Дважды подставленный // Эстония. — Таллин, 1998. — 19 января. — С. 3.

[21]. Без автора. Хартия о партнерстве. // Эстония. — Таллин, 1998. — 19 января. — С. 1-2.

[22]. БНС. Если уж затрагивать прошлое... // Эстония. — Таллин, 1998. — 17 января. — С. 2.

[23]. БНС. Переговоры все решат. // Молодежь Эстонии. — Русский Телеграф. — Таллин, 1998. — 5 января. — С. 1.

[24]. Смирнов С. Венгрия и Эстония крепят оборону // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1998. — 28 января. — С. 1.

[25]. ЭТА. Эстонии прогнозируют успех на европереговорах // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1998. — 31 января. — С. 1.

[26]. Крищюнас С. Патологический альтруизм? // Молодежь Эстонии. — Таллин, 1998. — 23 января. — С. 1.

[27]. БНС. Без оптимизма // Эстония. — Таллин, 1998. — 14 января. — С. 1.

[28]. БНС. Вашингтон переиграл Кремль // Эстония. — Таллин, 1998. — 15 января. — С. 2.

[29]. БНС. Россия откажется от уступчивости // Эстония. — Таллин, 1998. — 20 января. — С. 2.

[30]. Авдеев А. Без названия // Эстония. — Таллин, 1998. — 20 января. — С. 2.

[31]. Захаров Н.Марта Сийманна в марте ждут в Москве // Эстония. — Таллин, 1998. — 26 января. — С. 1.

[32]. БНС. Проявление уважения со стороны России. // Эстония. — Таллин, 1998. — 6 января. — С. 2.

[33]. Объединение независимых русских депутатов. Сделайте шаг навстречу // Эстония. — Таллин, 1998. — 15 января. — С. 2.

[34]. БНС. Сроки не определены // Эстония. — Таллин, 1998. — 13 января. — С. 1.

[35]. БНС. Россия ужесточает правила // Эстония. — Таллин, 1998. — 21 января. — С. 2.

[36]. Капов Е. Россия вновь прорубает окно в Европу // Эстония. — Таллин, 1998. — 31 января. — С. 1.

[37]. РИА—ИТАР—ТАСС. ОБСЕ настаивает // Эстония. — Таллин, 1998. — 28 января. — С. 1.

 

 

Политический мониторинг №1(72)