Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

А.Г. Ветошкин

Республика Адыгея

в январе 1998 года

1. Политика

В новом году при главе администрации Краснодарского края будет находиться полномочный представитель РА Ибрагим Тугуз. Это назначение было осуществлено в соответствии с указом президента Республики Адыгея А.Джаримова от 30 декабря 1997 года [[1]].

 

На очередном пленарном заседании Конституционной палаты Республики Адыгея рассматривалось дело о соответствии Конституции РА указа президента Адыгеи «О временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея» (№197 от 23.07.97 г.). В связи с тем, что на запрос прокурора поступил письменный отзыв и члены Конституционной палаты должны были с ним детально ознакомиться, был обьявлен перерыв в заседании палаты.

Этот вопрос выглядит как продолжение «бурного обсуждения» вопроса о несоответствии отдельных положений Конституции Адыгеи Конституции РФ и федеральнным законам. Тем более, что оба они были подняты прокурором РА. Предложения прокурора на XXV сессии Госсовета-Хасэ о приведении в соответствие положений Конституции Адыгеи Конституции РФ не были приняты.

По этому поводу представляется интересным рассмотреть позицию одной из центральных республиканских газет — «Советская Адыгея», которая довольно своебразно расставила акценты в этой проблеме. Так, вопрос о том, почему не были приняты предложения прокурора и как собираются разрешить потиворечия в Конституциях, был заменен вопросом, имел ли прокурор право обратиться в Госсовет-Хасэ с представлением об устранении несоответствия отдельных положений Конституции РА Конституции РФ и федеральным законам. И, заручившись компетентным мнением начальника главного государственно-правового и контрольного управления президента РА Э.Ахметова, газета дает ответ — нет.

«Основная функция прокуратуры — следить за исполнением законов, за соблюдением прав, свобод граждан» — определяет компетентное лицо, как бы не подозревая, что основы этих самых прав и свобод заложены в Конституции. Кроме того, по его мнению, представляется очень важным определиться, какие законы или другие акты прокуратура может исследовать на «соответствие», а какие нет. А далее подчеркивается, что есть законы, которые издаются по вопросам исключительного ведения субъекта Федерации, и которые согласно Конституции РФ имеют приоритет над федеральными законами.

«А если действительно нарушены права конкретного гражданина, то... по конкретному вопросу прокуратура может обращаться в Арбитражный суд или суд общей юрисдикции, чтобы защитить права гражданина, «не интересуясь при этом что и какой конституции соответствует, ведь оценку все равно дать нельзя» [[2]].

 

9 января под председательством А.Джаримова состоялось заседание Совета безопасности при президенте РА. Заслушан отчет министра внутренних дел республики В.Михненко о проделанной в 1997 году работе по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка.

Несмотря на некоторое снижение общей преступности, наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений, незаконного оборота оружия и наркотиков, организованной преступности и коррупции.

Совет безопасности отметил низкий уровень дисциплины, имеющиеся факты нарушения прав граждан со стороны работников.

Подводя итоги заседания, президент потребовал усиления координации деятельности правоохранительных органов, их более тесного сотрудничества, привлечения общественности к обеспечению правопорядка в республике.

 

12 января состоялась пресс-конференция президента Республики Адыгея А.Джаримова, которая была посвящена итогам первого года президенства.

На ней А.Джаримов говорил о стабилизации производства: «Как известно на начало 1997 года уровень производства и республике составил где-то 75%, а к концу года мы добились прироста почти в 20% и вышли по объему производства промышленной продукции на уровень 96-97%. Ввод жилья составил 108% по сравнению с 1996 г., а реальный доход населения — 123%. Прирост республиканского бюджета, как следует из заявления Президента РА, увеличился по сравнению с 1996 годом более чем в 1,5 раза и составил 166%.

Говорил президент и о том, что не удалось в 1997 году. Это прежде всего касается проблемы стабилизации крупных предприятий. «А без этого, — как отметил А.Джаримов, — не решить в полном объеме ни социальные вопросы, ни культурное строительство».

Оценивая работу кабинета министров, глава исполнительной власти в республике высказал свое удовлетворение. Также удовлетворительно он оценил и взаимодействие с законодательной ветвью власти. «Правда в Парламенте, — добавил президент, — есть часть депутатов, у которых на первом плане не созидательная деятельность, а наоборот — во главу угла поставлена деструктивная работа. Одни выполняют чей-то социальный заказ, у других — это личные амбиции».

 

Пресс-конференция, посвященная итогам ушедшего года, состоялась и в Госсовете-Хасэ Республики Адыгея.

Ее проводил председатель Госсовета-Хасэ Е.Салов и заместитель председателя парламента республики А.Сирченко.

На конференции было подчеркнуто, что все принятые законы действуют. В соответствии с ними был переизбран президент, сформирован кабинет министров, избрана Конституционная палата. Как было напечатано в одной из республиканских газет, «основные этапы государственного строительства завершены [[3]] ». Всего за два года Госсоветом-Хасэ принято более 60 законов, что по оценке самого Е.Салова «многовато», так как заметна непроработанность содержатальной части. При этом «какая-то часть законов рождается скоропалительно [3]».

Отличительной чертой прошлого года можно назвать активизировавшуюся межпарламентскую деятельность. Так, в мае 1997 года было подписано Соглашение о межпарламентском сотрудничестве с Законодательным Собранием Краснодарского края. Подписан договор о межпарламентском Совете между тремя республиками — Адыгеей, Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией. Состоялась первая сессия межпарламентского Совета в Черкеске, итогом которой стало подписание двух межправительственных соглашений. В первом обозначены основы торгово-экономического сотрудничества, во втором подтверждена заинтересованность сторон иметь единое информационное пространство.

 

Не менее напряженной, судя по всему, будет работа парламентариев и в этом году. Представленная 14 января на первом заседании президиума парламента РА повестка дня была предельно насыщенной.

Президиум принял постановление о внесении на рассмотрение сессии Государственного Совета-Хасэ более 20 проектов законов и постановлений. Среди них проекты законов: о государственной службе РА, об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея. для дачи заключения в парламентские комитеты направлен проект закона об экономической безопасности на территории Республики Адыгея, смета расходов государственного экологического фонда республики на 1998 год.

Особо необходимо отметить и тот факт, что в парламенте произошло практически полное внутреннее структурирование. 42 депутата из 44 состоят в той или иной группе или фракции. Фракция КПРФ — 12 человек, аграрной партии — 8 человек, группа «Согласие во имя прогресса» — 13 человек.

А в январе этого года в Госсовете-Хасэ республики создается депутатская группа «Народовластие», в которую вошло 9 человек. По некоторым оценкам, фракция должна взять на себя роль усиления влияния парламента на общественно-политическую жизнь республики. В «Народовластие» входят депутаты совершенно разных политических взглядов, и членство не строится на партийной основе и жесткой дисциплине, что оставляет за членом фракции право выражать лично свое волеизъявление. Говоря о политической направленности новой депутатской группы, следует указать на перевес в сторону левых сил — «фракция будет вырабатывать свою точку зрения, а затем сопоставлять ее с мнением коммунистов и аграриев». Другими словами, «Народовластие» находится в оппозиции к нынешнему правительству и, несмотря на заявление о нежелании «играть в политические игры», на новую депутатскую группу смотрят и с точки зрения «перспектив покорения политического олимпа».

1.1. Парламентская статистика

За 2 года, прошедших сначала деятельности Государственного совета-Хасэ РА, им рассмотрено 92 законопроекта. Из них принято 65. 62 закона подписаны президентом республики и вступили в действие. За прошедший период президентом Республики Адыгея внесено на рассмотрение Госсовета-Хасэ РА 6 законопроектов, кабинетом министров — 35, депутатами парламента — 24.

1.2. Текущая деятельность Государственного Совета-Хасэ РА

23 января 1998 года была созвана XXVI сессия Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Началась работа с принятия присяги членом Конституционной палаты РА М.Эльдаровым. Затем Госсовет-Хасэ дал согласие председателю Высшего Арбитражного суда РФ на представление Президенту РФ кандидатуры А.Маргиевой для назначения на должность судьи Высшего Арбитражного суда РА.

Однако единодушное решение «легких» вопровов с началом рассмотрения законопроектов и постановлений традиционно переросло в жаркую дискуссию. Обсуждению подверглось дополнение к закону «О внесении изменений и дополнений в закон РА «О печати и других средствах массовой информации». В дополнении говорилось, что «... информация о телепрограммах РА предоставляется телерадиокомпаниями и студиями средствам массовой информации на некоммерческой основе». Вопрос был поставлен на голосование, но дополнение к закону не набрало нужного числа голосов.

Повторно рассматривался еще один законопроект: «О выборах органов местного самоуправления». Принят он был 24 декабря 1997 года и направлен президенту на подписание. А.Джаримов сделал поправки и предложил рассмотреть его повторно. Поправки заключаются в предложении одновременного формирования всех выборных структур местного самоуправления. Выборы представительных органов местного самоуправления в 1998 году президент предложил провести на переходный период, установив срок окончания этого периода в декабре 1999 года, когда заканчивается срок полномочий глав местного самоуправления. Депутаты проголосовали за включение в закон внесенных поправок, а затем и за закон в целом.

Аналогично сложилась судьба проекта закона «О государственной службе Республики Адыгея».

Во втором чтении бурному обсуждению подверглись поправки к законопроекту «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея». Наиболее «интересная» предполагала «50% доходов, полученных от инвестиционной деятельности, после уплаты соответствующих налогов и сборов вложить в экономику РА». При этом «остальная часть доходов может беспрепятственно переводиться за пределы РА, в том числе и в иностранной валюте». Эта поправка была отвергнута. В целом законопроект был принят.

На сессии был принят во втором чтении проект закона «О республиканском резерве финансовых средств и материальных ценностей для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в РА». Утверждены дополнения к программе по усилению борьбы с преступ-остью.»

Принято постановление о внесении изменений в состав межпарламентской комиссии по исполнению Соглашения между Госсоветом-Хасэ и Законодательным собранием Краснодарского края.

На сессии был рассмотрен и ряд других вопросов [[4]].

2. Экономика

8 января состоялось первое в этом году заседание Временной оперативной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, на котором были подведены итоги прошлого года. Традиционно минувший год признали сложным, но более-менее успешно пройденным этапом. «Это выразилось и в том, что налоговые задолженности в республике значительно снизились по сравнению с прошлогодними.» В общей сложности эта задолженность составляла в старом маштабе цен 118 млрд. рублей, в сентябре уже превысила 151 млрд. рублей, а к началу 1998 снизилась до 91,7 млрд. рублей. Воодушевленные такими успехами совещающиеся решили, что территориям республики предстоит полностью рассчитаться с долгами, не говоря уже о текущих платежах.

В качестве положительного момента был отмечен факт своевременной выплаты пенсий и зарплаты бюджетникам в декабре, а также сокращение на 8,1 млрд. рублей задолженности по выплатам детских пособий.

В заключение в качестве основной задачи на первое полугодие 1998 года был утвержден график платежей [[5]].

По-прежнему не снимается острота проблемы страховых платежей в Пенсионный фонд, особенно в связи с предстоящим с 1 февраля повышением пенсий. По этому поводу было заявлено, что пенсионное обеспечение населения будет зависеть от выполнения администрациями районов плана по страховым взносам в Пенсионный фонд. Более того, в случае их срывов главам администраций будет предложено самим давать объяснения жителям своих районов, не получившим пенсии вовремя, со страниц республиканских газет [[6]].

2.1. Ценовая ситуация на рынке и в сфере оказания услуг населению

Как и предполагалось, к концу 1997 года на рынке наблюдалось повышение цен на продукты питания. По сравнению с ценами на начало проведения мероприятий по деноминации рубля ( 1 декабря 1997 года ) в предновогодние дни и первые дни недели 1998 года резко увеличились цены на мясо свинины и говядины высших сортов качества. Цена 1 кг мякоти говядины возросла с 18 до 26 тыс. рублей, мякоть свинины с 25 до 28-30 тыс. рублей. В 2-3 раза наблюдалось повышение цен на овощи и фрукты, цены на лук возросли с 2 до 4-4,5 тыс. рублей, на огурцы и помидоры свежие с 7-8 до 25 тыс. рублей за килограмм.

В пределах 25% возросли цены на молоко в полиэтиленовых пакетах, цена на молоко в вакуумной упаковке оставалась на прежнем уровне — 5 тыс. рублей за 1 литр.

Резкий скачок цен наблюдался на яйцо куриное. Цена за 1 десяток увеличилась с 5,5 до 7,5 тыс.рублей, повысилась цена и на муку высшего сорта.

Однако наряду с резким ростом цен на отдельные продукты питания в предновогодние и рождественские праздники на ряд продуктов цены остались без изменений:

хлеб высшего сорта — 2500 рублей за булку;

хлеб 1 сорта — 2000 рублей за булку;

сахар — 4000 рублей за 1 кг;

подсолнечное масло — 7000 рублей за литр;

сало свежее — 12000 рублей;

макаронные изделия турецкого производства — 2500 рублей за пачку 0,5 кг;

крупа гречневая — 5000 рублей за 1 кг.

Незначительное снижение цен наблюдалось на сметану весовую, колбасные изделия, консервированный зеленый горошек.

В сфере услуг без изменения остались тарифы на содержание жилья и коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, отопление, канализация, вывоз жидких и твердых отходов), ритуальные услуги, стоимость электроэнергии для сельского населения.

За счет округления цен при переводе в новый маштаб изменился тариф за 1 кВт/ч электроэнергии для населения, проживающего в рабочих поселках. Вместо 155 рублей за 1 кВт/ч в старом маштабе цен с 1 января 1998 года в новом маштабе взимается плата за 1 кВт/ ч — 14 копеек.

За прошедший период изменились тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом (в некоторых районах ). Цена проезда в маршрутном такси увеличилась на 25%, в автобусах общего пользования в зависимости от маршрута на 52%-86%.

Изменились также в сторону увеличения тарифы на услуги телефонной связи. С 1.01.98 г. абонентная плата за пользование телефонной связью увеличилась с 13 до 16 рублей, оплата за услуги переговорных пунктов через коммутатор увеличилась в 2 раза, за выход на связь по коду в 1,2 раза.

На конец января резко увеличившиеся в период праздничной торговли цены на продукты питания начинают снижиться, но не так быстро и не в тех объемах, как возрастали. Скорее всего. они так и не достигнут прошлогоднего уровня.

3. Культура

В РА по-прежнему большое внимание уделяется воспитанию творческих коллективов, которые бы отражали самобытность адыгейской культуры. Пресса отслеживает и информирует о малейших событиях в этой области. Не был обойден стороной и VIII Северо-Кавказский фестиваль джазовой музыки, где адыгейский эстрадный ансамбль «Оштен» был удостоен 2-х дипломов: диплома лауреата и отдельного диплома за привнесение национальных традиций в джаз. Не прошла незамеченной и встреча двух народных театров: Шовгеновского РДК и Энемовского «Очага» Руслана Савмизова. Оба театра являются дипломантами районных и республиканских фестивалей.

«Многогранность адыгейской культуры» нашла свое проявление и в программе четырехлетнего обучения в музыкальных, художественных школах и в «училище искусств» Республики Адыгея. По этой программе одна и та же тема рассматривается в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Ее автором уже написаны два учебника (предполагается всего четыре), но вышел из печати только учебник для второго года обучения «Адыгейская художественная культура». В него вошли малоизвестный фолклор адыгов о Русско-Кавказской войне, поэтические и музыкальные произведения на тему социальной борьбы адыгейского народа. Отдельные главы посвящены народным героям и народным танцам адыгов.

В середине января в Адыгейском госуниверситете прошла выставка картин члена Союза художников России и Адыгеи Султана Умарова. На ней помимо традиционного воспевания адыгейской природы была затронута тема Краснодарского водохранилища, представленного как «экологическая проблема», «грубое творение рук человека, неразумно вторгшегося и нарушившего законы природы [[7]]».

4. Экология

В двадцатых числах декабря 1997 года на очистные сооружения города Майкопа через канализационную сеть вдруг стало поступать большое количество нефтепродуктов. Это грозило выводом технологических линий по очистке сточных вод из строя и экологическим загрязнением реки Белой.

Поскольку нефтепродукты поступили на очистные сооружения в ограниченный промежуток времени, аварийной службе канализационных сетей не удалось зафиксировать источник загрязнения. Как выяснилось впоследствии, на территории города такого источника не оказалось.

Однако в середине января произошло повторное загрязнение канализационной сети и очистных сооружений города большим количеством нефтепродуктов. Координацию сил по поиску источника загрязнений взяло на себя управление по делам ГО и ЧС города, привлекая другие городские службы. Было проверено более 500 канализационных колодцев, более 120 организаций и предприятий.

В результате тщательных поисков был обнаружен источник загрязнения на территории поселка Тульский, где в колодец сливались тонны нефтепродуктов.

По факту загрязнения канализационной сети и очистных сооружений города ведется расследование. Имеющиеся акты городского центра санэпиднадзора и экологов подтверждают факт обнаружения источника загрязнения, негативные последствия которого могли обернуться экологической катастрофой для города.

По сведениям Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РА экологическая обстановка в Майкопе в январе 1998 года характеризовалась следующими параметрами

Воздух:

Государственной инспекцией контроля качества окружающей среды проведены исследования проб атмосферного воздуха, отобранных на оживленных перекрестках Майкопа в утренние часы. Ввиду большого потока автомобильного транспорта отмечено превышение предельно допустимой концентрации окиси углерода на перекрестках ул. Юннатов — Димитрова в 1,18, ул. Пролетарская — Краснооктябрская в 1,02 раза, ул. Хакурате-Краснооктябрская в 1,06 раза, ул. Гагарина — Пушкина в 2,4 раза, ул. Шовгенова — Пушкина в 1,1 раза, на остальных перекрестках — ул. Шовгенова — Хакурате, Юннатов — Хакурате, Пролетарская-Жуковского, улиц Чкалова — Депутатская концентрация окиси углерода в пределах допустимых значений.


Вода:

Отобраны пробы воды в поселке Тавердовском. Результаты анализов показали превышение предельно допустимой концентрации по БПК ( биолог. потребл. кислорода ) в 1,7 раза. По остальным ингридиентам лимитирующие показатели вредности соответствуют ПДК воды рыбохозяйственных водоемов [ [8]].

5. Межрегиональные связи

Как и ранее, приоритетными для Адыгеи остаются отношения с Краснодарским краем. Как уже упоминалось выше, при главе администрации Краснодарскгого края будет работать полномочный представитель РА И.Тугуз. В этом разделе мы приводим о нем небольшую биографическую справку.

Тугуз Ибрагим Меджидович родился в 1954 году в ауле Ассополай. Образование высшее, окончил Кубанский сельскохозяйственный институт. Работал агрономом отделения в совхозе «Прикубанский», инструктором Теучежского РК ВЛКСМ, Теучежского РК КПСС, инструктором Краснодарского райкома КПСС. В последние годы работал заместителем полномочного представителя Республики Адыгея при главе администрации Краснодарскгого края.

В Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов РА состоялось подписание соглашения о взаимодействии между этим министерством и госкомитетом по охране окружающей среды Краснодарского края. Для оценки взаимного влияния на состояние окружающей природной среды предполагается создать межрегиональную систему сбора, обработки, анализа и обмена информацией между Адыгеей и Краснодарским краем. В соглашении оговаривается взаимная помощь при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций, совместное расследование фактов аварийного загрязнения окружающей среды, наносящего ущерб соседнему региону.

В соглашении продуманы вопросы развития сети заповедников и заказников. В нем оговариваются меры по воспроизводству природных ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия флоры и фауны.

Параллельно работе с Краснодарским краем большое место в межрегиональных отношениях отводится Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Так, в министерстве печати, информации и общественно-политического прогнозирования РА состоялась пресс-конференция, посвященная информационному сотрудничеству трех республик. На ней было объявлено о создании совместного информационного агенства, которое призвано осуществлять передачу оперативной информации между республиками.

Еще одним результатом межрегиональной деятельности стало подписание в постоянном представительстве Абхазии в Адыгее Соглашения между ТК «Абхазсвязь» и ОАО «Электросвязь РА». Соглашение предусматривает экономическое и техническое сотрудничество в области связи, создание на территории Абхазии и Адыгеи совместных предприятий с привлечением капитала обоих республик.

Соглашение заключено «в рамках Договора о дружбе и сотрудничестве между братскими республиками» от 4 октября 1996 года [[9]].



Источники

[1]. Советская Адыгея. — 1998. — 6 января. — С. 1.

[2]. Советская Адыгея. — 1998. — 13 января. — С. 1

[3]. Парламентарии подводят итоги. Пресс-конференция в Госсовете-Хасэ // Советская Адыгея. — 1998. — 19 января. — С. 1.

[4]. Советская Адыгея. — 1998. — 14, 16, 17, 28 января; Майкопские новости. — 1998. — 6, 16 января.

[5]. Советская Адыгея. — 1998. — 10 января. — С. 1

[6]. Пятница (спецвыпуск «Советской Адыгеи»). — 1998. — 22 января.

[7]. Советская Адыгея. — 1998. — 10, 13, 20 января.

[8]. Советская Адыгея. — 1998. — 27 января; Майкопские новости. — 1998. — 21 января.

[9]. Согласие. — 1998. — 10 января; Советская Адыгея. — 1998. — 13, 20 января; Майкопские новости. — 1998. — 14 января.

 

 

Политический мониторинг №1(72)