Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Александр Осипов

 

Конструирование этнического конфликта и расистский дискурс*.

 

В нашей стране в последние 15 лет так называемые "национальные", или "этнические" "проблемы" обсуждаются самым активным образом, в разных формах и на разных уровнях. Этим "проблемам" посвящено множество официальных, академических, масс-медийных и прочих текстов. Сложилось сообщество экспертов и управленцев, и возникло, как уже можно предполагать, более или менее единое дискурсивное поле. Личные наблюдения показывают, что заносимое в графу "этнические проблемы" зачастую и преимущественно описывается и интерпретируется в терминах или/и контексте этнического или "межэтнического" конфликта. Вместе с этим термином или вместо него используется также очень близкое по смыслу выражение "межэтнические или межнациональные отношения" и производные от него понятия ("состояние межэтнических отношений", "напряженность в межэтнических отношениях и пр.). Дело не только в том, что доминирующим направлением в отечественных "этнических" исследованиях безусловно стало конфликтологическое. Я берусь утверждать, что "конфликтный" язык претендует на тотальность, с его помощью самые разные агенты социального действия описывают и интерпретируют большинство манифестаций этничности практически во всех областях публичного пространства.

В данном случае я ставлю перед собой более скромную задачу и хочу говорить о роли "конфликтного" языка в оправдании и поощрении расистского дискурса и дискриминационных практик[1]. Упрощенно говоря, проблема состоит в том, что в качестве "этнического конфликта" описываются и интерпретируются такие практики, как прямая дискриминация, разные формы косвенной дискриминации, деятельность экстремистских организаций, hate crime и hate speech, то есть, в российской правовой терминологии, преступления по мотиву этнической ненависти или вражды и возбуждение этнической вражды, стереотипизация меньшинств и мигрантов в СМИ и пр.

На первый взгляд, это выглядит как одно из проявлений так называемой "проблемы отрицания". Термин "проблема отрицания" (the problem of denial) обозначает различные формы непризнания, отрицания или оправдания существования расизма и дискриминационных практик и прочно вошел в лексикон многих правозащитных организаций на Западе[2]. При том, что конфликтный подход, как будет показано ниже, действительно служит инструментом пропагандистских манипуляций, проблема носит более широкий характер. Скорее, речь должна идти о такой контекстуализации и концептуализации этничности, которые исключают либо умаляют саму постановку вопросов о дискриминации либо иных нарушениях прав человека. 

Наиболее яркие и наглядные иллюстрации всего набора соответствующих теоретических и прикладных проблем можно подобрать на Юге России, особенно в Краснодарском и Ставропольском краях. С этих иллюстраций я и начну, тем более, что материал мне хорошо знаком по результатам тех исследований, которые в этих регионах проводил "Мемориал". Иллюстрации есть иллюстрации, и я не хотел бы  быть понятым таким образом, что описываемые случаи уникальны и имеют ограниченное распространение.

В Краснодарском крае региональными нормативно-правовыми актами введен особый режим проживания для месхетинских турок как таковых. Турки не просто не признаны вопреки закону гражданами РФ и лишены целого ряда основных прав, но стали объектом целенаправленной кампании, направленной на то, чтобы вынудить их выехать из края и России в целом[3]. Одно из основных обоснований этой политики, используемое властями и СМИ, заключается в том, что турки социально и культурно "несовместимы" с окружающим населением и что их отношения  с "коренными жителями" или/и "казачеством" могут описываться как "межэтническая напряженность". Делается вывод о том, что "конфликт" "объективно предопределен" и что его можно сдержать и остановить, удалив турок из региона. Точно также пишет ряд людей, выступающих в качестве "знатоков национальных проблем" и "этноконфликтологов".

"Особенно острая ситуация складывается в местах компактного расселения турок-месхетинцев, что обусловлено прежде всего крайне слабой адаптацией турок к экономическим и социо-культурным условиям Кубани…Сосредоточение турок преимущественно в восьми районах края, по мнению лидеров местных этнополитических движений, нарушает исторически сложившийся здесь баланс численности национальных групп. Отношения, сложившиеся между турками и местным населением, можно охарактеризовать как конфликтные (потенциально конфликтные). Это вызвано глубокими социокультурными различиями, несоответствием поведенческих стереотипов, экономических ориентаций, жизненных ценностей. Резкое неприятие со стороны местного славянского населения в 1989-1990 гг. вызвала "рыночная" ориентация турок, которые предпочитали не работать в общественном секторе, а заниматься частным ведением сельского хозяйства (животноводством и огородничеством), продажей своей и скупленной продукции. В свою очередь, туркам, как депортированному в сталинскую эпоху народу, свойственно настороженное отношение к местному иноэтничному населению, что воспринимается окружающими как отчужденность и высокомерие."[4]

Следует отметить, что в соседней Ростовской области живет больше турок, чем в Краснодаре, в Ставропольском крае есть населенные пункты с удельным весом турок в составе населения большем, чем в любом населенном пункте Краснодарского края. Удельный вес турецкого населения в Белгородской области такой же, как в Краснодарском крае (то есть, около 0,3%), а общий миграционный прирост гораздо выше, чем в Краснодарском крае. Хотя "объективные" обстоятельства в этих регионах такие же, как в Краснодарском крае, никаких "межэтнических конфликтов" с турками там не наблюдается. Существенное отличие этих территорий от Краснодарского края в том, что их власти не проводят политику "выдавливания" месхетинцев и других меньшинств.

В Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области в 90-е гг. происходили массовые насильственные инциденты, в которые были вовлечены десятки, а иногда сотни людей. Большинство этих случаев представляли собой акции радикально-националистических организаций, именующих себя "казачьими", против национальных меньшинств. Они также описывались официальными лицами, СМИ, общественными, в том числе этническими активистами, как "межэтническое противостояние". Наука в лице многих авторов заняла аналогичную позицию.

Организованные преследования месхетинцев и массовые насильственные акции - наиболее острые и наглядные проявления реакции на так называемых "мигрантов". Так называемые "этнические проблемы" в названных регионах в основном обсуждаются в контексте миграции и в тесной связи с "проблемами миграции". Слово "мигранты" или похожие термины используются в официальном языке, языке СМИ и академических экспертов в нескольких не вполне определенных значениях, и к "мигрантам", в общем, относится население, прибывшее в регион на протяжении последнего десятилетия. "Мигрантов" нередко описывают как культурно отличную от большинства категорию, иногда - как мигрантские этнические меньшинства.

"Проблема миграции" описывается в соответствии со следующей логической цепочкой. "Мигранты" выступают для власти и большинства населения как новые претенденты на ограниченные ресурсы. Прибытие мигрантов описывается в терминах, имеющих четкую негативную коннотацию - как "приток" или "наплыв". Приток или наплыв якобы столь велик, что угрожает местной экономике и социальной инфраструктуре. "…Край [Ставропольский] испытал три мощных миграционных волны вынужденных переселенцев, значительно дестабилизировавших социально-демографический баланс. <…> Нерегулируемый поток мигрантов, особенно в небольшие населенные пункты, вызвал перегруженность их инфраструктуры, дестабилизировал товарный рынок, рынок услуг и трудовых ресурсов. В 92-94 гг. такая ситуация вызвала ряд местных, имеющих этническую окраску конфликтов."[5]  Над "мигрантами" - порождением "неконтролируемой", или "стихийной" миграции - якобы ослаблен административный контроль (многие не регистрируются по месту жительства или пребывания, не имеют статуса беженца или вынужденного переселенца).  По этой причине "мигранты" воспринимаются как во многом деструктивный, в том числе криминогенный фактор.

На социальную конкуренцию накладывается конфликт, вызванный этническими и культурными различиями. Отличия рассматриваются как одна из основных причин враждебных отношений между "мигрантами" и "коренным населением".

"На территориях традиционного проживания казачества - Ставропольском, Краснодарском краях и Ростовской области - причины осложнения межэтнической ситуации видятся  в увеличивающемся притоке мигрантов-неславян, главным образом, из республик Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Потоки неконтролируемой миграции  приводят к формированию этнического разделения труда, ущемлению интересов славян в относительно стабильных сферах экономики, торговли, производства, а также  теневого бизнеса. Неконтролируемые миграционные процессы в регионе привели к тому, что в середине 90-х гг. донское, ставропольское и кубанское казачество неоднократно  предпринимало антиконституционные действия и делало заявления, направленные на силовое ограничение миграции представителей неславянских национальностей в свои  субъекты Федерации"[6]. "Ситуация в Ставропольском крае во многом определяется миграционными явлениями, которые способны влиять на традиционные соотношения этнических групп и межэтнические конфликты. <> Миграционное пополнение диаспор вызывает обострение межэтнических отношений… Миграция влияет на распределение и изменение ролей этнических групп. В соответствии с новыми реалиями складывается новая иерархия диаспор, между ними ощущается конкуренция, которая представляется важным фактором этнополитических отношений в крае"[7].

"Прибывающие в край славяне заняты в основном в народном хозяйстве, мигранты неславянского происхождения больше ориентированы на коммерческую деятельность, торговлю и сферу обслуживания. Это раздражает местное население. Тем более, что известны многочисленные факты, когда мелкие торговцы-мигранты, нанимая продавцов из среды местных женщин, ставят обязательным условием работы сожительство с работодателем. В условиях отсутствия эффективного федерального законодательства такие случаи зачастую провоцирует местных жителей на противоправные действия. Наиболее конфликтные территории находятся в зоне Черноморских курортов Адлера, Сочи, Анапы, Геленджика и в прилегающих к ним районах Абинского, Крымского и др., где селятся армяне, турки-месхетинцы, курды."[8]

"Для Кубани продолжает оставаться проблемой так называемый армянский вопрос. Длительная скрытая конфронтация различных социокультурных типов, к которым принадлежат славяне и армяне-выходцы из Азербайджана, Армении и Грузии, может привести к открытому противостоянию. Прирост армянского населения в крае за период с 1989 г. по 1996 г. составил 22,5%, причем в основном за счет миграции. Преступления, совершаемые армянами, являются важным фактором негативного отношения жителей Кубани ко всей этнической диаспоре. Особенно это характерно в случае тяжких преступлений - убийств и изнасилований. Общественное мнение особенно остро реагирует при совершении армянами тяжких преступлений."[9]

В средствах массовой информации и выступлениях политических активистов влияние межгрупповых различий обычно передается посредством таких клише, как "чуждость", "несовместимость обычаев и традиций", "стремление [мигрантов] жить по своим правилам" или даже "стремление навязать свои законы"[10]. Для текстов, претендующих на академичность, наряду с этими придуманы другие понятия, такие как "культурная дистанция"[11] или "этнический статус"[12], "низкая способность к социокультурной адаптации"[13]. Впрочем, эксперты щедро используют бытовые и политические клише. Миграция этнических меньшинств описывается как "нарушение этнического баланса" и вместе с активностью меньшинств в разных областях общественной жизни обозначается как "экспансия" "некоренных национальностей", или "сукцессия". "Нарушение баланса", "экспансия", иные поведенческие нормы "мигрантов" вызывают "естественную" ответную негативную реакцию "коренного населения", в том числе в насильственных и в организованных формах. Власть вынуждена бороться за стабильность, ограничивая миграцию, "регулируя" ее состав и содействуя "мирному разрешению конфликтов" между "общинами" путем переговоров и прочих согласительных процедур[14].

В описанных ситуациях концепциями "конфликта" пользуется широкий круг людей, в том числе не причастных к пропаганде и выработке политических решений. Мы имеем дело не столько с махинациями, сколько с устойчивым и широко распространенным подходом. Этот подход при описании любых форм доминирования, агрессии, насилия или ксенофобии  вытесняет все остальные подходы и аналитические перспективы. С этим подходом связан определенный язык, навязывающий тем, кто его использует, логику восприятия и интерпретации наблюдаемого. Например, антисемитская риторика краснодарских властей некоторыми авторами тоже ставится в один ряд с "конфликтными" проявлениями или проявлениями "межэтнической напряженности"[15].

С такой ситуацией связан целый блок академических и прикладных проблем, которые, к сожалению, крайне редко становятся предметом анализа. В данном случае я хотел бы ввиду обширности темы только ограничиться обозначением узловых вопросов и краткими комментариями.

Социальный, в том числе этнический конфликт, как составная часть социальной реальности может и должен рассматриваться как процесс и продукт социального конструирования. Проявления, определяемые как "конфликт", неотделимы от категорий, в которых их воспринимают и описывают; социальное конструирование реальности может быть определено как взаимосвязанные процессы, с одной стороны, институционализации субъективных значений и их включения в социальные структуры, с другой - включения социальных структур в систему субъективных значений[16].  Окружающая действительность упорядочивается в головах людей на основе представлений о конфликте и соответствующих понятий; связанные с "конфликтом" представления и понятия в свою очередь организуют и легитимизируют действия людей. Нет "чистого" конфликта, который был бы чем-то внешним и объективно данным для людей, которые в нем участвуют или которые его наблюдают. Сами по себе "реальные" и "объективные" в физическом смысле проявления: действия или акты речи - , существуют не как таковые, а в смыслах и интерпретациях, которые приписывают им совершающие их или окружающее общество; в свою очередь субъективные смыслы и интерпретации организуют "реальную" деятельность людей.

В конструировании конфликта участвуют разные социальные агенты и не только те, которые могут быть определены как непосредственные участники противодействия. В данном случае важно отметить, что в нашей стране, как будет показано ниже, официальные структуры, академические эксперты и средства массовой информации пользуются одним языком и следуют примерно одинаковым представлениям о "межэтнических отношениях" и "этническом конфликте".

Я ни в коей мере не отрицаю эвристической ценности понятия "конфликт" и концепций конфликта. В частности, не покушаюсь на возможность использования понятия "этнический конфликт" и выработки на его основе объяснительных моделей. Можно выделить и обозначить таким образом категорию социальных конфликтов, характеризующихся тем, что их участники приписывают конфликтному взаимодействию этнический смысл, то есть организуют и легитимируют его как интеракцию этнических коллективов или по поводу групповых интересов, конструируемых и определяемых как этнические. Речь идет не о достоинствах и недостатках отдельных теоретических конструктов, а о том, какую роль они играют, превращаясь в социальные конструкты, каковы последствия перерастания представлений о конфликте в идеологию и что означает использование понятия конфликта в качестве универсального объяснения. Необходимо учитывать, что одна объяснительная модель используется неограниченно широко, безальтернативно и приобретает черты идеологии.

 

1) Концептуализация этнического конфликта и его субъектов.

"Конфликт" - понятие, широко используемое разными дисциплинами. Не имеет определенной дисциплинарной принадлежности и термин "этнический конфликт". "Различное понимание обществоведами феномена этничности, с одной стороны, и их дисциплинарная специфика - с другой, обуславливают весьма широкий спектр интерпретации этнических конфликтов…"[17]. При всем безусловном разнообразии подходов к описанию и объяснению феноменов, определяемых как этнические конфликты, нужно акцентировать внимание на своеобразном массовом редукционизме. Упрощенно говоря, люди следуют, в сущности, бытовым представлениям о конфликте как о столкновении двух определенных и четко структурированных субъектов или, выражаясь метафорически, коллективных личностей. Едва ли кто-либо из основных авторов, пишущих о конфликтах, станет спорить с тем, что конфликт должен рассматриваться как сложная система диспозиций, а не просто противостояние двух монолитных "сторон", и что определение "этнический" является предикативным, а не атрибутивным, означает смысл, который приписывают определенной интеракции ее участники, а не сущность этой интеракции.

Однако, на деле эти авторы ведут себя не всегда последовательно. "Под этническим конфликтом понимается любая форма гражданского противостояния на внутригосударственном и интрагосударственном уровнях, при котором по крайней мере одна из сторон организуется по этническому принципу или действует от имени этнической группы". Вполне корректное в силу своей широты определение, которое, однако, может быть прочитано и интерпретировано по-разному. Сам же автор сразу же за определением ставит в текст фразы, которые резко сужают свободу истолкования и явно подводят читателя к прочтению в духе соперничества "коллективных индивидов". Продолжение цитаты: "Обычно это конфликты между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве. И поэтому столь же обычно меньшинство ставит под вопрос сложившуюся государственность и существующие политические структуры"[18]. Небезобидны и распространенные рассуждения о "некоторых" этнических конфликтах как о "закамуфлированных", "ложных", "замещенных" или превращенных формах "обычных" социальных или политических противостояний[19]. При этом по умолчанию подразумевается (а порой и прямо утверждается) существования "настоящих" этнических конфликтов, отражающих "собственно" межэтнические противоречия.

В итоге, упрощенный взгляд на конфликты и соответствующую фразеологию вольно или невольно предлагают наиболее значимые теоретики; таким языком изъясняются авторы многочисленных академических работ по частным проблемам и тем более - околонаучной публицистики. Если же взять официальные тексты и средства массовой информации, то представления о борьбе "коллективных личностей" господствуют там безраздельно.

Необходимо принимать в расчет давление сложившегося языка, который не всегда адекватен требованиям теории. Можно сказать, что, переходя от теоретических высот к составлению частных моделей или к описанию конкретных ситуаций, все мы становимся заложниками доступных коммуникативных возможностей. Большинство наиболее распространенных и, если угодно, хрестоматийных определений конфликта, выводятся из понятия "интерес". Тем самым подразумевается наличие определенного носителя интереса, способного этот интерес осознавать и активно защищать. В общем смысле "конфликт" описывается как ситуация столкновения различных субъектов по поводу несовпадения или противоположности их интересов. Подобное, далеко не всегда проговариваемое допущение формирует определенный язык и поощряет следование упрощенным описательным и объяснительным моделям. "Конфликт: процесс-ситуация, в которой два или более индивида или две и более группы активно стремятся расстроить намерения друг друга, предотвратить удовлетворение интересов друг друга вплоть до нанесения повреждений другой стороне или ее уничтожения"[20]. "Под конфликтом мы имеем в виду преследование разным группами несовместимых целей"[21]. "Конфликтологическая парадигма восстанавливает субъектность социальных противоречий, позволяет изучать и осмысливать их как реальную борьбу реальных социальных субъектов, относительно самостоятельных и независимых в своих устремлениях и самоопределении, интересах и целях, направленных на удовлетворение имеющихся потребностей, определяемых особенностями их жизнедеятельности, их наличного социального бытия"[22] (курсив мой - А.О.).

Если понимать подобные определения широко, то любое агрессивное поведение, в том числе речевое, можно интерпретировать как конфликт, поскольку интересы того, кто совершает агрессивный акт, и того, на кого этот акт направлен, явно не совпадают. Например, если формально подходить к преследованиям месхетинских турок в Краснодаре, то в принципе можно заключить, что имеет место конфликт: одна сторона - власти и военизированные группировки, именующие себя "казачьими" - хотят выгнать турок из края, а другая - условная совокупность лиц, идентифицируемых как "турки" - хочет, чтобы ее оставили в покое. Расширительные определения "этнического конфликта" как любого, в том числе одностороннего, акта агрессии или доминирования, достаточно распространены. Для А.Н.Ямскова к этническим конфликтам относятся ситуации неприятия сложившегося статус-кво представителями определенной группы и соответствующие, в том числе односторонние действия[23]; "этническим" конфликт делает то, что "в восприятии хотя бы одной из сторон определяющей характеристикой противостоящей стороны служит этничность"[24]. В.А.Тишков относит к этническим конфликтам те ситуации, в которых хотя бы одна сторона определяет себя по этническому признаку (курсив мой - А.О.). Однако, подобные расширительные толкования конфликта вызывают вопросы и создают определенные трудности. Одна из них (я бы ее считал основной) - названный выше массовый редукционистский подход к пониманию конфликта: чтобы ни хотели сказать теоретики, публика по инерции или осознанно связывает со словом "конфликт" взаимодействие двух или более в равной степени активных субъектов.

Наиболее распространенный и типовой для нашей страны "конфликтный" подход является позитивистским и материалистическим. "Межэтнические отношения" и "межэтнический конфликт"  описываются как явления, производные от "объективных" экономических отношений, "объективных" культурных различий или в крайнем случае навязанных участникам идеологических рамок. Разумеется, прямолинейные социально-структурные интерпретации, выводящие конфликт непосредственно из конкурентных социальных и экономических отношений между группами как таковыми, встречаются уже сравнительно редко. Чаще речь ведется о борьбе за статусные позиции, доступ к власти и власти и ресурсам и о мобилизации людей. Однако, применяемый язык в сущности мало отличается от того, который обслуживает социально-структурные подходы[25]. Приходится иметь дело просто с разными вариантами взгляда на конфликт как на "форму противостояния между целостными социальными системами (группами)"[26]. Конфликт рассматривается как данность, он якобы возникает и развивается по своим устойчивым закономерностям, которые могут быть познаны и описаны. Примечательно, что в российских "конфликтологических" работах, претендующих на теоретизирование, едва ли не основное внимание уделяется выявлению "сущности" этничности, а следовательно - "истинной" основы конфликтов[27].

Теоретическое и социальное конструирование этнического конфликта имеет те же черты, что конструирования этничности вообще и может рассматриваться как область такого конструирования. В частном случае конструирования конфликта, как и в общем случае конструирования этничности имеет место аскрипция двух видов.

Во-первых, коллективным образованиям, в том числе условным множествам, приписывают свойства социального субъекта, в частности, субъекта конфликта.  "Сам термин "этнополитика" предполагает, что в качестве главного действующего лица здесь выступает этническая общность (этническая группа), преследующая определенные политические цели"[28]. Стороны конфликта (по крайней мере, одна из "сторон") воспринимаются как "этносы", в крайнем случае - части "этносов", имеющие свои интересы и действующие как единое целое.

Так, в большинстве академических и неакадемических публикаций, посвященных ситуации на Северном Кавказе и особенно "проблемам миграции", по умолчанию подразумевается или прямо утверждается, что субъектами "экспансии" или наоборот "противодействия экспансии" выступают этнические или квазиэтнические группы ("кавказцы", "казачество") как таковые. Нередки утверждения о том, что "национальные общины" жестко структурированы[29], что "клановые" или "общинные" отношения внутри меньшинств, а также двойные поведенческие и этические стандарты (по отношению к "своим" и "чужим") являются основой  их, меньшинств, "консолидированности", что требует ответной "консолидированности"[30]. Лидерам и участникам национально-культурных общественных объединений приписывается роль "лидеров общин" и они бывают вынуждены ее играть при процедурах "урегулирования" или "предотвращения конфликтов".

Во-вторых, действиям разных агентов, их мотивации, спонтанным социальным процессам произвольно приписывается "этнический" смысл - смысл "свойства этноса",  фактора или детерминанты "этнических процессов", объекта "этнических интересов", ресурса или продукта "этнического развития" и пр., перечень штампов может быть достаточно длинным. Нужно сделать ударение на двух понятиях - воображаемая релевантность  и произвольность. "Этнические" смыслы чаще всего внедряются косвенным путем, тем, что вещи, лица и явления помещаются в контекст этнических отношений или этнического конфликта. Тем самым различные вещи по умолчанию рассматриваются как релевантные этнической конфликтности, а этничность в самых разных значениях - релевантной широкому спектру социальных отношений. Подобный перевод в этническую плоскость делается обычно произвольно, по усмотрению автора или идеолога.

Выражаясь коротко, в действие вступает такая малопонятная и никем не объясненная, но часто поминаемая сущность, как "этнический фактор". "Если, скажем, случилась стычка между двумя соседями по поводу чистоты мусоропровода, и если один из них - русский, а другой - азербайджанец, то, будучи пропущена сквозь призму этно-центристского мышления, эта стычка будет выглядеть не иначе как проявление межэтнической розни"[31].

Как известно, в стране сохраняется ведомственный (милицейский и прокурорский) статистический учет этнической принадлежности лиц, совершивших преступления[32]. Получаемые из системы МВД сводки по регионам РФ, как бы ни оценивать методику, на которой они основаны, в общем показывают что доля лиц определенной этнической принадлежности, обвиняемых в совершении преступлений, в целом совпадают с долей соответствующих национальностей в составе населения. Есть организованная преступность и, очевидно, преступные группы разного этнического состава - из лиц, относящихся к этническому большинству, меньшинству или смешанного состава. В средствах массовой информации, в профессиональном лексиконе правоохранительных органов и даже в научных публикациях часто используются понятия "этническая преступность" и "этнические преступные группы". Смысл этих выражений, похоже, не всегда ясен даже для тех, кто их использует; в общем он сводится к тому, что криминальная активность отдельных лиц и коллективов каким-то образом связана с их этнической принадлежностью. Примечательно, что преступная деятельность лиц и групп, относимых к этническому большинству, за редким исключением не определяется как "этническая". Этой чести удостаиваются только этнические меньшинства, а русская или "славянская" этничность к криминалу как бы не имеют никакого отношения.

Самые разные культурные феномены или общественные институты и в обыденном сознании, и в научном дискурсе наделяются этническими чертами: "национальные" культуры в целом и их компоненты, особенности хозяйства, черты психики и пр. К области (меж)этнических отношений, этнических процессов или этнического развития причисляют отношения между разными эшелонами государственного аппарата в федеративном государстве[33], отношения различных групп населения с окружающей природной средой[34], систему образования[35]. Внешние наблюдатели, в том числе представители науки, проделывают подобные операции вне зависимости от того, присутствуют ли этнические категории в языке самих участников описываемых отношений.

Собственно говоря, развитие отечественной этнографии в 60-80 годы в основном сводилось к сочинению "теорий этноса", созданию субдисциплин вроде этносоциологии, этнопсихологии, этноэкологии и было соответственно основано на переводе самых разных предметов и явлений в этническую плоскость. "Понятием "этнические (этносоциальные) процессы" в российской научной традиции охватываются все изменения в жизни народов, этнических групп, имеющие в равной мере как "внутренние", так и "внешние" по отношению к ним источники". Логично поэтому "…посмотреть, насколько нынешняя конфигурация этноконфликтных отношений в нашей стране может быть обоснована с позиций этносоциального развития, то есть этнических процессов, шедших среди российских народов в годы советской власти"[36].

В интересующей нас области в качестве примера можно привести мониторинговый проект Сети раннего предупреждения конфликтов на базе Института этнологии и антропологии РАН. В рамках проекта региональные наблюдатели ведут наблюдение не манифестаций этничности в разных сферах общественной жизни, а практически всего спектра общественных отношений для выявления объективных факторов этнической конфликтности. В материалах мониторинга получают освещение и тем самым произвольно вносятся в сферу этнических отношений самые разные природные и социальные феномены - от экологического состояния территории до хода выборов. Тем самым по умолчанию подразумевается, что различные обстоятельства "объективно" выступают как детерминанты "межэтнической конфликтности". Подобный же, но более прямолинейный подход используют участники другого московского конфликтологического проекта - "Раннее предупреждение и управление этническими конфликтами в процессе социально-политической трансформации России через общественный диалог и образование", осуществляемого Центром стратегических и политических исследований и обходящегося, правда, без своей региональной мониторинговой сети.

Таким образом, в публичном дискурсе феномен, определяемый как "этнический" или "межэтнический" конфликт, отличается от "просто" социального конфликта двумя обстоятельствами. С одной стороны, тем, что участники конфликта подвергнуты этнической категоризации или, наоборот, категории населения, выделяемой по этническому признаку, приписаны свойства консолидированного социального субъекта, образующего сторону этнического конфликта. С другой, факторам и элементам ситуации, определяемой как конфликт, - внешним обстоятельствам, мотивам участников и прочему - придан "этнический" смысл. Эти операции могут проделать те элитные группы и агенты, которые по своему положению "имеют право называть", в том числе и сами участники  конфликта. Чаще всего в такой роли приходится наблюдать официальных лиц, средства массовой информации и представителей научного сообщества.

 

2) Концепции "конфликта" и его "предотвращения" как идеология.

И в советский, и в постсоветский период официальная "национальная политика", как бы ее ни определять, исходит из того, что общество представляет собой конгломерат внутренне целостных и структурированных этнических групп со своими границами и определенными социально-культурными характеристиками. Соответственно, этническая принадлежность воспринимается как одна из базовых социальных характеристик индивида, подлежащая в той или иной форме учету, а государство присваивает себе право управлять "межнациональными отношениями". При обновлении терминологии в последние десятилетия базовые представления остаются в общем неизменными. Происхождение подобных воззрений и эволюция форм, в которых они воплощаются,  являются предметом отдельного разговора, уже подвергались подробному анализу в научной литературе, и я не буду их здесь специально рассматривать.

Понятие "конфликта" предлагает простые и легкие для понимания картины так называемых "межэтнических отношений" и возможной роли государства. "Межэтническое или "межобщинное" противостояние якобы вызывается "объективной" логикой и "объективными" факторами. У "этносов" есть объективно данные интересы, касающиеся распределения власти и ресурсов, включая символический капитал. Если эти интересы не совпадают, начинается противоборство и происходит этническая мобилизация, создающая основу для внешних проявлений конфликта. Масштаб и формы этой мобилизации не имеют значения - все равно сутью конфликта является противодействие этнических интересов и соответственно этнических групп.

Этническая конфликтность, вызываемая столкновением "этнических интересов" и внешними манипуляциями, предстает как квазиприродная стихия и с этой точки зрения - как "естественное" или объективно данное состояние этнических отношений. В этом смысле власть в принципе не несет ответственности за возникновение конфликтов. Поскольку этнические конфликты  угрожают безопасности общества и государства, последнее обязано принять вызов и заняться укрощением стихии. Более того, предотвращение и урегулирование конфликтов как угрозы рассматривается властью в качестве приоритетной задачи.

Подобные построения просматриваются в официальных текстах, посвященных "национальной политике". В советский период основным идеологическим клише, обозначавшим направленность государственной политики в этой области, была "дружба народов". В конце 80-х - начале 90-х годов акценты заметно сместились, и прежний тезис стал высказываться через отрицание - как предотвращение и урегулирование конфликтов. Сама по себе эта формула не несет в себе определенного содержания, но обеспечивает основу для множества риторических  приемов, позволяющих оправдать социальную инженерию разного характера и разной направленности.

В частности, власть может развернуть кампанию против неугодной этнической группы, описывая ее не прямо как "враждебную", "нелояльную" или "неприемлемую", а как источник нестабильности. Пример месхетинских турок в Краснодарском крае приводился выше. Власти субъектов федерации, в которых проводится политика прописочных ограничений против  притока мигрантов извне, в той или иной степени оправдывают ее похожим образом. Аналогичная аргументация ("предотвращение конфликта") прикрывает политику руководства Северной Осетии, попустительствующего акциям, направленным против возвращения в Пригородный район республики беженцев-ингушей.

Идея конфликта оправдывает бездействие власти, поскольку предусмотренные законом действия (восстановление нарушенных прав граждан, пресечение деятельности экстремистских организаций) могут интерпретироваться как фактор возможной дестабилизации. Как вариант - власть изображает себя заложником "воли населения" вовлеченного в конфликт и совершающего противоправные, но в принципе объяснимые и оправданные действия. В 1992-1993 гг. несколько раз группировки, именующие себя "казачьими", пытались силой выселить по несколько армянских семей из населенных пунктов района Кавказских Минеральных Вод. Местная власть не пресекала эти акции и не привлекала никого к ответственности, а призывала к "компромиссам" ради "стабилизации"[37].

В июне 1995 г., после нападения группы Шамиля Басаева на Буденновск, 36 чеченских семей якобы по решению схода жителей были выселены из поселка Терского Буденновского района. Выселение произошло не только при попустительстве, но прямом участии и районных властей, и начальника УВД края. Чеченцам были выделены грузовики для вывоза имущества, от имени начальника УВД края выданы справки о том, что предъявители выезжают в Чечню. Инициаторы выселения не были привлечены к ответственности, а районные и поселковые власти делали все возможное, чтобы не дать вернуться в поселок тем чеченцам, которые этого хотели. Представитель краевой администрации оправдывал беззаконную акцию и попустительство ей "накалом страстей" среди местных жителей, вызванным акцией Басаева. По его же уверению, деятельность возглавляемого им отдела по межнациональным отношениям в июне 1995 г. заключалась в "работе с диаспорами" для избежания столкновений[38], хотя, по всем данным, национально-культурные общества ни до, ни после Буденновских событий не собирались ни на кого нападать, и на них никто не собирался нападать.

В ноябре 1995 г. группа казаков провела "рейд" по хутору Армянскому Крымского района Краснодарского края, выпорола плетьми и избила 20 человек, в основном турок и курдов. Власти не вмешивались, а впоследствии к уголовной ответственности был  привлечен только один участник нападения[39]. Поводом для нападения послужило якобы случившееся незадолго до того изнасилование русского старика молодым турком. Уголовное дело, возбужденное против последнего, было закрыто из-за отсутствия события преступления. Краевые власти и СМИ до настоящего времени описывают инцидент в Армянском как выступление местного населения, возмущенного изнасилованием и прочими "бесчинствами" турок. Аналогичная история[40] случилась на хуторе Виноградный также Крымского района, где двух подростков 10 и 11 лет обвинили в гомосексуальных развратных действиях против других детей. "Сход граждан", прошедший 29 июля 1997 г. по инициативе казаков из Крымска и при участии сотрудников районной и сельской администраций, а также Крымского городского и районного отдела внутренних дел, постановил выселить семьи этих подростков[41]. Районное, а вслед за ним краевое начальство интерпретировало инцидент как спонтанное возмущение населения против турок, хотя обвиняемые подростки, строго говоря, не имели отношения к туркам, а организаторы схода не имели отношения к местному населению.

Поскольку мир и стабильность описываются как приоритетные ценности, это позволяет оправдывать дискриминационные действия или бездействие как вынужденные, используя конструкцию, аналогичную крайней необходимости. Тем самым идеологема "предотвращения конфликта" также активно поощряет дискриминационные практики. Конфликтный контекст в целом, вне каких-либо конкретных инцидентов позволяет уклоняться от позитивных действий, направленных на предотвращение дискриминации или защиту меньшинств под предлогом "сохранения баланса".

Важно не забыть еще одну "мелочь" - рассмотрение этнических отношений преимущественно в конфликтном контексте приучает людей относиться к мигрантам и к меньшинствам не как к равноправным членам общества, иногда нуждающимся в защите, а исключительно как к источнику проблем.

Упоминание угрозы  конфликта может использоваться и как средство шантажа по отношению к высшим эшелонам власти или избирателям ("если не будет сделано то-то и то-то, то произойдет конфликт"). Целый ряд региональных лидеров в РФ строят свой публичный имидж как "миротворцы" и "гаранты межнационального мира". Особенно активно эта карта разыгрывается руководителями Татарстана, Башкортостана, Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Краснодарского края. Риторика "межнационального согласия" служит основным средством оправдания местных авторитарных режимов и систематических нарушений законности. Одно из частных применений лозунга "защиты стабильности" - оправдание как минимум пропагандистского давления на оппозицию и организации, представляющие национальные меньшинства.

Разумеется, во всех описанных случаях концепция конфликта в этом ряду выступает и как способ отрицания расизма и дискриминации в том смысле, который упоминался в начале статьи. Их проявления (действия "ультра", отказ в прописке определенным этническим группам) описываются либо как "конфликт" с окружающим населением, либо как правомерные защитные действия государства.

Но было бы ошибочным сводить применение официозом "конфликтного" языка только к пропагандистским манипуляциям, оправдывающим расистские практики. "Конфликтный" подход стал универсальным и стереотипным и встречается там, где власти, в общем, не в чем оправдываться. Практически любая региональная концепция или программа "национальной политики" именуется как план "гармонизации" или "стабилизации" "межнациональных отношений"[42], а в качестве главной цели устанавливает не предотвращение дискриминации и этнического насилия и не защиту меньшинств, а борьбу с этническими конфликтами, в том числе и в практически моноэтничных регионах.

На протяжении года, с ноября 1994 по ноябрь 1995 года во дворы турок, живущих в станице Советской Кировского района Ставропольского края, было подброшено в общей сложности 21 взрывное устройство. Местная милиция не принимала никаких мер, и только присланные в командировку сотрудники краевого УВД смогли быстро установить и задержать подозреваемых. Ими оказались члены местной казачьей группировки; из четырех человек, привлеченных к ответственности, осужден был только один. Свой ответ на депутатский запрос о, в общем-то, довольно простых обстоятельствах дела, заместитель прокурора края начал с рассказа о якобы существующем в станице конфликте между турками и остальным населением. Причину конфликта он свел к тому, что турки "игнорировали местные обычаи, требовали к себе повышенного внимания, не желали работать в колхозе"[43]. Подобным образом описывал ситуацию и представитель Министерства по делам национальностей[44]. Между тем, турки, составляя около 15% населения станицы, живут там с начала 80-х годов, и каких-либо столкновений с окружающими или агрессивных акций с любой стороны ни до взрывов, ни после не фиксировалось.

Официальные и академические объяснения и интерпретации становятся частью конструирования конфликта также и в повседневности так называемых "простых" людей. Например, бытовые конфликты или акции экстремистов интерпретируются практически всеми причастными к этим ситуациям не как односторонняя агрессия, а как объективно предопределенное противостояние этнических коллективов. Эти представления предлагают модель поведения для "просто" граждан, правоохранительных органов, местных властей, лидеров меньшинств, СМИ в аналогичных ситуациях. Бытовой конфликт или подозрение в том, что лицо, относящееся к меньшинству, совершило правонарушение, становятся для "просто" граждан поводом жаловаться казачьим группировкам или властям на девиантное или агрессивное поведение меньшинства как такового ("наглость", "засилье", "экспансию"). Насильственная акция или угрозы насилия со стороны военизированных группировок воспринимаются как основание не для пресечения правонарушения, а для "переговорного процесса" с участием "национальных общин" и "казачества".

Географически подобные концепции конфликта и способы их использования не ограничиваются Югом России. В Москве 7 мая 1998 г. на рынке "Лужники" неизвестные лица убили торговца-азербайджанца. По свидетельствам очевидцев, убийство совершили члены предположительно неонацистской группировки, занимающейся рэкетом на рынке, при попустительстве и на глазах милиции. Торговцы провели спонтанную демонстрацию протеста, которая была в жесткой форме разогнана милицией. В последующих официальных комментариях почти исключительно говорилось о демонстрации как чрезвычайном нарушении общественного порядка и об угрозе дальнейших "ответных" действий со стороны "азербайджанцев". Об убийстве, систематическом насилии и вымогательстве на рынке официальные лица предпочитали не говорить или ставили убийство на один уровень с демонстрацией. Основные московские газеты делали ударение на том, какое место занимает азербайджанская "община" в "теневой" экономике города и чем вызвана "напряженность" в ее, "общины" отношениях с окружающими. Аналогичной  образом представители власти и СМИ реагировали на  организованные "бритоголовыми" погромы у метро "Царицыно" и гостиницы "Севастопольская" в Москве 30 октября 2001 г. Милицейское начальство в основном выражало озабоченность гипотетическими "ответными" акциями "кавказцев". Средства массовой информации уделяли основное внимание "напряженности" в отношениях между кавказскими "мигрантами" и "коренными жителями", вызванной "чрезмерной" экономической активностью "мигрантов".

В городе Удомле Тверской области в ночь с 9 на 10 мая 1998 г. толпа подростков в состоянии алкогольного опьянения разгромила ларьки, принадлежавшие местным жителям, причисляемым к "кавказцам". Милиция практически бездействовала, а депутаты представительного органа местного самоуправления, местные газеты и руководители районной администрации обвинили в инциденте самих "кавказцев", вызывающих своим поведением недовольство местных жителей. Никто из участников погрома не был привлечен к ответственности[45].

Было бы, однако, ошибочным видеть за всеми подобными представлениями только интересы групп и институтов, доминирующих в системе распределения власти и ресурсов и потому прямо или косвенно заинтересованных в дискриминационных и репрессивных практиках. Можно предположить, что лица и институты, осуществляющие подавление, будут использовать "конфликтный" подход, а подавляемые и жертвы будут апеллировать к правовым категориям. В наших реалиях за редкими исключениями этого не наблюдается, и конфликтный язык практически одинаково приемлется всеми. Самая наглядная иллюстрация - выражение солидарности со стороны лидеров национально-культурных обществ с позицией властей, "защищающих" "межнациональное согласие" милицейско-прописочными методами. В Краснодарском крае лидеры краевых и районных армянских организаций неоднократно предлагали властям создать в дополнение к официальной прописочной системе свою собственную систему миграционного контроля, которая помогала бы ограждать регион от нежелательных мигрантов-армян и тем самым снижала бы "напряженность"[46].

При всех различиях между конкретными случаями применения "конфликтного" подхода к интерпретации реальности, можно говорить о том, что этот подход имеет вполне определенный идеологический смысл, а не является просто риторической оболочкой, в случае необходимости заполняемой любым содержимым. Следует отметить, что, как и другие идеологемы, порожденные советским/постсоветским обществом, "предотвращение конфликтов" или понятия из того же ряда не несут свое содержание в явном виде, а служат знаками, прочитываемыми адресатом в определенном контексте. "Предотвращение конфликтов" или "регулирование межнациональных отношений" означает, что государство присваивает себе полномочия "управлять процессами"[47] в некоей не вполне определенной области общественной жизни по своему усмотрению, руководствуясь самостоятельно и для себя устанавливаемыми соображениями целесообразности.

 

4) Изучение "конфликта" как  фабрикация социально приемлемого знания[48].

В России в течение последнего десятилетия возникло многочисленное сообщество "этнополитологов" и "этноконфликтологов". Эта группа не имеет четких границ, и многие входящие в нее персонажи совмещают разные роли. Многие государственные служащие публикуются в качестве академических экспертов, академические эксперты привлекаются в разных качествах для работы в официальных структурах, все активно размещают свои тексты в средствах массовой информации. Официоз, академические эксперты и СМИ используют одну и ту же терминологию. Таким образом, "научные разработки" и "научное знание", связанные с конфликтами, оказываются востребованными на административном рынке и на рынке массовой информации. Возможность презентации суждения в качестве "научного" выступает как дополнительный ресурс для того, кто его высказывает, а следование рекомендациям "науки" - как символический капитал власти и средств массовой информации.

Между тем, в последние годы нет оснований говорить о существовании собственно исследований повседневности, связанной с доминированием, агрессией и насилием на этнической почве. Исключением служат отдельные работы, посвященные идеологии (национализму) и истории современности - фактографии отдельных вооруженных конфликтов. Не приходится говорить о том, что этнополитология - это отрасль политологии, изучающая манифестации этничности в политике посредством аппарата этой дисциплины. То же самое можно сказать об "этноконфликтологии". Мы, скорее, имеем дело с новой, весьма своеобразной областью деятельности.

Как это ни покажется парадоксальным, деятельность, номинально нацеленная на изучение повседневности, не предполагает эмпирических исследований. Действительность описывается на основе публикаций СМИ и количественных исследований - массовых[49] и экспертных опросов. Последний метод является наиболее популярным, а в качестве основных экспертов выступают государственные служащие (включая сотрудников правоохранительных органов). Мнение людей выступает фактически как единственный источник знаний о повседневности.

Другая черта работы "конфликтологов" с эмпирической базой - произвольно избирательное обращение с источниками. Статистические данные о численности и составе населения, об экономической и криминальной ситуации, о состоянии рынка труда не дают никаких оснований для тех выводов об "изменении этнического состава", "наплыве мигрантов", "преобладании меньшинств" в той или иной сфере деятельности[50]. Конфликтологическая литература полна рассуждений о "взрывном" росте миграции в начале 90-х годов, а Федеральная миграционная программа на 1998-2000 гг. сообщает, между тем, что "с 1989 по 1996 год общий миграционный оборот в России снизился с 12,5 до 6,7 млн. человек, причем на долю внутреннего миграционного оборота пришлось 86% всех миграций"[51]. В Краснодарском и Ставропольском краях, якобы наиболее страдающих от наплыва мигрантов, уже к середине 90-х годов после кратковременного подъема миграции общий прирост населения вернулся на уровень 70-80-х годов. С 1998 г. в Краснодарском, а с 1999 г. в Ставропольском крае отмечается абсолютное сокращение населения. Все наблюдатели отмечают, что этнические меньшинства составляют незначительную долю в миграционном притоке. Никого из "конфликтологов", отстаивающих идею "экспансии мигрантов как причины конфликтов",  это ни в малейшей степени не смущает. Официальная статистика применяется выборочно или отвергается под предлогом "недостоверности". Однако, спекуляции чиновника о численности этнических групп, об особенностях их "поведения", как правило, не анализируются и не критикуются. Распространенный вариант - объяснение агрессии строится на двух взаимоисключающих тезисах. Утверждается, что "объективная социальная конкуренция" (например, "коренного населения" с "торговыми меньшинствами") является причиной массовой этнической фобии, а затем вносится уточнение, что общественное мнение воспринимает ситуацию "не вполне адекватно", поскольку конкуренция на самом деле не имеет места.

Методология подавляющего большинства конфликтологических публикаций явно основана отождествление мнения людей о действительности с действительностью. Это мнение интерпретируется материалистически, в духе "теории отражения", при этом оно не деконструируется, не ставится вопрос о мотивах тех или иных высказываний или об источнике высказанных представлений. Отсутствует также исследовательская рефлексия и желание поставить вопрос о влиянии исследователя и его публикаций на язык и сознание изучаемых.

Таким образом, конфликтология, обращающаяся к названным сюжетам, самодостаточна и не имеет никакой связи собственно с исследованием. Возникает замкнутый круг: чиновник широко привлекает академическую "экспертизу" для обоснования и планирования решений, а для исследователя главным и практически единственным экспертом выступает чиновник.

Вот довольно типичное экспертное рассуждение о ситуации в Москве. "…Управляющий субъект имеет весьма смутное представление об объекте управления. В настоящее время никто даже приблизительно не представляет себе реальную численность тех или иных этнодисперсных групп, проживающих постоянно или временно на территории города. <> Лишь на уровне обыденного сознания формируются представления о том, что отдельные сферы деятельности (как правило, связанные  с получением неконтролируемых доходов и потому в значительной степени криминализованные) монополизированы в Москве представителями той или иной этнодисперсной группы. Совершенно очевидно (sic!), что ситуация, в которой представители одних этнических общностей заняты в основном в сфере производства материальных благ, а представители иных этнических групп - в сфере распределения и перераспределения этих благ, чревата возникновением острых межэтнических противостояний. <> Процесс неконтролируемой миграции привел к тому, что в городе постепенно сформировались своего рода этнические анклавы. <> Более или менее известны некоторые наиболее заметные из них.аметим - выше следовало утверждение, что "реальная" ситуация не изучалась и отсутствуют даже приблизительные представления о ней. - А.О.) Однако интегрированная и проверенная информация о них отсутствует, а главное отсутствуют количественные характеристики процесса концентрации этнических мигрантов в том или ином районе города. (sic!) Очевидно, что достоверное и систематизированное знание о характере расселения диаспорных групп на территории столицы необходимо как в контексте эффективной социальной политики, так и в контексте профилактики и предотвращения межэтнических конфликтов."[52]

Однако, вывод о необходимости проведения исследований повисает в воздухе, поскольку тут же следует слегка завуалированный призыв к репрессивной и дискриминационной практике. "Оптимизировать межэтнические отношения в столице удастся только в том случае, если акцент в деятельности московского правительства будет смещен с парадных мероприятий этнокультурного характера на регулирование реальных этносоциальных процессов. Элиминировать угрозу межэтнических конфликтов в Москве можно, только переломив отчетливую тенденцию этносоциальной дифференциации горожан, устранив из экономического пространства Москвы криминальные и полукриминальные экономические структуры, организованные по этническому и земляческому принципу. Это, в свою очередь, можно сделать только в том случае, если будет реализована иная, нежели практикуемая сейчас, модель миграционной политики… следует обратить внимание на предложение сформулировать новую доктрину столичной миграционной политики, основанную прежде всего на создании экономических и правовых барьеров, препятствующих избыточному притоку этнических мигрантов в столицу."[53] (курсив мой - А.О.)

Можно ли говорить в этой ситуации об ответственности экспертов? Суждение о том, что власть привлекает экспертов только для обоснования уже принятого решения и имеет полную свободу выбора угодных ей авторов, весьма спорно. Во-первых, не сама бюрократия, а именно эксперты вырабатывают язык, посредством которого воспринимаются и осмысливаются "проблемы", а, следовательно, определяются приоритеты и направленность политических решений. Во-вторых, власти по не нужно кого-либо специально подбирать - с точки зрения методологии почти все отечественные специалисты рассуждают и пишут примерно одинаково. В-третьих, всеобщее молчаливое согласие принимать российские "этнополитологию" и "этноконфликтологию" всерьез явно ведет к дальнейшему разрастанию этой опухоли. Ответственность за такое положение вещей ложится на все академическое сообщество.

 

5) Возможность альтернативы.

Вопрос об идеологической альтернативе представляется даже более сложным, чем об альтернативе научной. Конфликтный подход вызывает, поощряет и оправдывает расистский дискурс и репрессивные практики, а потому вызывает понятную озабоченность с правозащитной точки зрения. Есть сильные подозрения, что в настоящее время описанные концепции конфликта и связанный с ними механизм фабрикации и презентации "научного знания" не имеют конкурентоспособной альтернативы. Конфликтный подход устраивает всех, кроме, вероятно, части жертв и правозащитников.

Предлагаемая объяснительная модель проста, понятна и удобна для власти, поскольку предлагает большую свободу усмотрения при реагировании на разные ситуации и позволяет снимать с себя ответственность за многое из происходящего. Метафоры "предотвращения" и "раннего предупреждения" такой угрозы, как "конфликты", служат эффективным приемом оправдания широкого спектра действий.

Простота, понятность, соответствие представлениям так называемого здравого смысла делают конфликтный подход привлекательным для средств массовой информации и широкой публики. Вероятно, следует учесть и психологическую комфортность конфликтного подхода для большинства в ситуации систематической дискриминации или преследований определенных групп - ответственность за происходящее по крайней мере частично может быть возложена на жертв и снята с самого большинства.

Для конфликтологического сообщества принятые правила игры удобны тем, что "научная работа" оказывается востребована рынком без необходимости проводить собственно исследования и при минимальных методологических и этических требованиях. Общественная "значимость" и социальная приемлемость "знания" искупает его недостоверный или вероятностный характер. "Востребованность" в данном случае следует понимать широко, как общественное признание, а не в том смысле, что конфликтологи подкуплены начальством, политиками или СМИ.

Наконец, фразеология "гармонизации межнациональных отношений" устраивает и этнических активистов своей гибкостью. Она придает этническим активистам символический вес как лидерам "общин", привлекаемым для "межнационального диалога",  позволяет оправдывать апелляции к правительству о прямой поддержке и позволяет в случае необходимости демонстрировать власти лояльность.

Поскольку "конфликтный" подход не просто означает поддержку расизма и дискриминации, но и сам зачастую становится формой расизма, он не может не представлять интерес для практиков, занимающихся антидискриминационной деятельностью. Спустившись на землю, неизбежно приходится думать о приемлемой, в смысле, не приводящей к описанным последствиям, замене, которую способны воспринять группы населения, чье мнение влияет на общую ситуацию (политики, чиновники, сотрудники СМИ, некоммерческий сектор).

Самый простой путь - разоблачение манипуляций с эмпирическими материалами и отрицание по существу расистских построений в силу отсутствия или недостоверности фактических обстоятельств, к которым апеллируют их сторонники. Несложно показать, что "этноконфликтологи" живут в мире сплетен, которые легко разоблачаются, что нет  "наплыва" мигрантов, что не меняется этнический состав населения, что радикальные националистические группировки преследуют свои собственные интересы, что криминальная статистика не выдерживает критики и ни о чем не говорит и т.д. Эта стратегия выглядит приемлемой, но в принципе слабой. Такая позиция слаба, во-первых, потому что не является возражением по существу, а во-вторых, не всегда  предлагает альтернативное знание. В этом же смысле слабы с точки зрения возможного потребителя работы, основанные на критике стандартных "конфликтологических" языка и методологии. Они интересны для узкого круга исследователей, но для людей, чье мнение важно для ситуации в обществе, "наличное" знание в любых обстоятельствах лучше никакого. Наконец, весьма сомнительной альтернативой выступает также критика с моральных или идеологических позиций.

Следование "конфликтному" языку и стандартным объяснениям происходящего означает оправдание и стимулирование расизма. Критика этих подходов со "слабых" позиций в конечном счете означает то же самое. При отсутствии быстрого, общего и фундаментального решения приходится искать долгосрочные и частные подходы. Развитие непозитивистских исследований в социологии, этнологии и других дисциплинах может оказать позитивный эффект на экспертное сообщество в стране. Весьма желательно, чтобы само экспертное сообщество, его отношения с властью и роль в конструировании конфликта стали предметом научного изучения. Немалую пользу может принести более широкое распространение, в том числе и в таком контексте, методик деконструкции. Разумеется, можно и нужно указывать на манипуляции, в том числе пропагандистские, с информацией и умозаключениями. Для гражданских, особенно правозащитных организаций на первом месте должна стоять, очевидно, пропаганда правового подхода.

Перед правозащитниками при этом стоит весьма серьезная проблема. Те формы расизма и дискриминации, с которыми приходится чаще всего сталкиваться, идеологически основаны на выведении социальных характеристик лиц и групп из их этнической принадлежности. Протестуя против такой операции и привлекая внимание к ее последствиям, важно самим не поддаваться соблазну делать то же самое. Дело не в том, чтобы исключить из языка этнические обозначения, а в том, чтобы не приписывать этнических смыслов социальным институтам, процессам и явлениям. Это, к сожалению, не всегда получается.

В нынешней ситуации это, может быть, и не имеет большого значения. Например, правозащитники привлекают внимание к тому, что милиция задерживает или избивает людей, которые относятся к меньшинствам, и обозначают этих людей как "таджиков", "чеченцев" или "цыган". Обычно имеется совокупность признаков, позволяющих более или менее определенно судить о том, что действия милиции носят избирательный по этническому или физико-антропологическому признаку характер. Иногда такие признаки не очевидны, и действиям милиции или других структур приписывается дискриминационный, то есть "этнический" смысл просто по аналогии, то есть произвольно. По своей направленности это не то же самое, что приписывание этнических черт, например, преступности. Суждения об "этнической преступности" логически ведут к оправданию и поощрению репрессивной практики, а "этническая" интерпретация действий милиции правозащитниками означает так или иначе протест против таковой. Тем не менее, даже такая, вызванная самыми благими намерениями "этнизация" происходящего должна, на мой взгляд, встречать возражения, а не одобрение.

Однако в перспективе широкое использование "этнического" языка российскими правозащитниками означает, что они имеют высокие шансы пойти той же дорогой, что и западное антирасистское движение. Последнее основано на представлениях о том, что любое социальное неравенство между этническими или расовыми группами, независимо от того, чем оно вызвано, должно интерпретироваться как "институциональная дискриминация" или "институциональный расизм". Иными словами, социальные отношения переосмысливаются как отношения межгрупповые в этническом или расовом смысле. Для нашей общественности очень велико искушение таким же образом обращаться к наблюдаемым или надуманным этническим диспропорциям в некоторых республиках внутри РФ. Диспропорции эти, скорее всего, вызваны спонтанными процессами, к которым не применим правовой инструментарий. Попытки его "усовершенствовать" и истолковать наблюдаемое в терминах дискриминации могут еще более закрепить и разнообразить в общественном сознании риторику "межнациональных отношений" и "межнациональных конфликтов", которая, как я пытался показать, является в сущности расистской.

 



* Опубликовано в: Расизм в языке социальных  наук. СПб: "Алетейя", 2002, С.45-69.

[1] В данном случае я сознательно оставляю за скобками такие вопросы, как состояние западных этнических исследований, их сходство и различие с российскими "этнополитологией" и "этноконфликтологией" и их влияние на российскую науку. Тем самым никоим образом не утверждаю, что к западной науке нельзя предъявить аналогичные претензии и что ее отличие от российской науки кардинально, просто тема требует отдельного подробного обсуждения.

[2] См. Petrova, Dimitrina. The denial of racism // Roma Rights. Newsletter of the European Roma Rights Center, 2000, # 4, pp.26-38.

[3] Подробнее см. Осипов А.Г., Черепова О.И. Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация в Краснодарском крае.  Положение месхетинских турок. М.: Мемориал, 1996; Осипов А.Г. Российский опыт этнической дискриминации: месхетинцы в Краснодарском крае. М.: Звенья, 1999.

[4] Крицкий Е.В., Савва М.В. Краснодарский край. Модель этнологического мониторинга. М.: ИЭА РАН, 1998, С.26,36.

[5] Попов С.И. Ставропольский край в системе федеративных отношений на Северном Кавказе // Федерализм: система государственных органов и практический опыт их деятельности. - Второе издание - М.: МОНФ, 1998, С.232-233.

[6] Пути мира на Северном Кавказе. М: Центр по изучению и урегулированию конфликтов ИЭА РАН, 1999, С.122.

[7] Там же, С.123-125.

[8] Крицкий Е.В., Савва М.В. Указ. соч., С.26.

[9] Там же, С.38-39.

[10] Яркие образцы такого рода рассуждений можно найти в региональной прессе и в десятках выпускаемых в этих регионах книг и брошюр. В качестве примера назову только книгу бывшего губернатора Краснодарского края: Кондратенко Н.И. Ходил казак в Кремль. Краснодар: Советская Кубань, 2001, С.33-41.

[11] Психолог Н.М.Лебедева, наиболее активно использующая понятие "культурной дистанции", определяет ее как субъективное восприятие "близости" или "отдаленности" другой культуры, см. Лебедева Н. Роль культурной дистанции в формировании новых идентичностей // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Московский Центр Карнеги, 1997, С.65-67. Другие авторы, как правило, это понятие "овеществляют" и используют в значении показателя "объективных" различий, см. Дробижева Л. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений // там же, С.44-63.

[12] Савва М.В. Этнический статус (Конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар: Издательство КубГУ, 1997.

[13] Язькова А.А. Краснодарский край: социально-экономическое положение и межнациональная напряженность // Конфликт-Диалог-Согласие. Бюллетень. № 5. 2000. Сентябрь-Ноябрь, С.21.

[14] Там же, С.21-22; Попов С.И. Указ. соч., С. 233.

[15] Белозеров В.С. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000, С.3-4.

[16] Малахов, Владимир. Скромное обаяние расизма и другие статьи. М.: Модест Колеров и "Дом интеллектуальной книги", 2001, С.119-120.

[17] Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997, С.303.

[18] Там же, С.309.

[19] См. напр. Там же, С.303-305; Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования.- 2-е изд.-  М.: Эдиториал УРСС, 2000, C.224.

[20] Dictionary of Sociology and Related Sciences. - ed. by H.P.Fairchild - Totowa (N.J.): Littelefield, Adams & Co, 1977, pp.58-59.

[21] Miall, H., Ramsbotham, O., Woodhouse, T. Contemporary Conflict Resolution. Oxford, Malden, MA: Polity Press & Blackwell Publishers Ltd., 1999, pp.19-20.

[22] Конфликты в современной России. С.37.

[23] Ямсков А. Этнический конфликт: проблема дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Московский Центр Карнеги, 1997, С.206-207.

[24] Там же, С.208.

[25] Это особенно хорошо видно на примере текстов, следующих все еще модной "теории человеческих потребностей" (human needs theory), см. Fisher, Ronald. Needs Theory, Social Identity and Eclectic Model of Conflict //  J. Burton (ed.) Conflict: Human Needs Theory, Basinstoke & L.: The Macmillan Press Ltd, 1990 , pp.89-112; Конфликты в современной России, С.209-237.

[26] Перепелкин Л. Межэтнические конфликты: причины возникновения и механизмы предупреждения // Конфликт-Диалог-Сотрудничество. Бюллетень. 1999. № 1, С.8-9.

[27] Там же, С.209-222; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: проблемы становления // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.: УРСС, 2001, С.179-180.

[28] Котанджан Г.С. Введение в этнополитологию консенсуса-конфликта. Теоретико-методологические проблемы цивилизационного анализа. М.: Луч, 1992, С.16.

[29] См. напр. Вынужденные мигранты на Северном Кавказе. М.:ООО Фирма "Инфограф", 1997, С.14.

[30] См. напр., Савва М.В. Указ. соч.

[31] Малахов, Владимир. Указ. соч., С.169.

[32] См. Осипов А.Г. Указ. соч., С.46-47; Бредникова О., Карпенко О., Паченков О., Осипов А. Откуда берется этническая преступность? // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. 1999. Ноябрь-декабрь, С.123-125.

[33] Конфликты в современной России., С.231-235; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996, С.160-203.

[34] См. Методы этноэкологической экспертизы. М: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999.

[35] Сусоколов А.А. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России. М.: ИНПО, 1994.

[36] Перепелкин Л.В. Социальные предпосылки современных межэтнических конфликтов в Российской Федерации. М.: Институт Востоковедения РАН и Российский Центр стратегических и международных исследований, 1997, С.7.

[37] Полевые материалы 1996-1999 гг. О.И.Череповой и автора.

[38] Интервью В.А.Кореняко с С.И.Поповым, заведующим Отделом по делам национальностей Правительства СК, Ставрополь, 14 августа 1997 г.

[39] Осипов А.Г., Черепова О.И. Указ.соч., С.87-90.

[40] Подробнее см. Осипов А.Г. Российский опыт этнической дискриминации. С.58.

[41] Четыре семьи под угрозой насилия со стороны казаков и под давлением местных властей выехали из района, глава одной семьи Темур Алиев был избит, его дом разгромлен, а затем взорван казаками

[42] Весьма примечательно, что один из основных нормативных актов краснодарских краевых властей, установивших для месхетинских турок как таковых особый режим проживания в крае (и только), назывался Постановление  Законодательного Собрания края № 291-П "О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края" от 24.04.96. Почти также - "О дополнительных мерах …" - называется и новое Постановление ЗСК № 1363-П от 20.02.02 о месхетинских турках.

[43] Письмо № 16-428-95 от 5.12.95 за подписью заместителя прокурора Ставропольского края А.И.Селюкова на имя заместителя председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ А.Т.Копылова. Копия у автора.

[44] Независимая газета. 1995. 2 ноября.

[45] см доклад ПЦ “Мемориал”: Черепова О.И. Майские события в Удомле (Тверская область) -  http://www.memo.ru/hr/discrim/ethnic/other_ind.htm

[46] Полевые материалы автора, Краснодарский край, апрель 1996 - сентябрь 1997 г.

[47] Показательно, что первое в нашей стране (и, по сути, единственное) учебное пособие по этническим отношениям для обучающихся по специальности "Государственное управление" рассматривает "управление межнациональными отношениями" как предотвращение конфликтов и руководство национально-культурными автономиями. См.: Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Саратов: Изд. Поволжской академии государственной службы, 1998, С.235-256.

[48] Выражение позаимствовано у С.В.Соколовского. См. Соколовский С.В. Третий путь, или попытка объяснения в разделенном сообществе // Мир России. 1994, № 2,С.136.

[49] В качестве образцов можно привести, например: Межнациональные отношения в Ставрополе. М.: ИСПИ РАН, 1995; Морозова Е.В. Современная политическая культура Юга России // Полис, 1998, № 6, С.113-131.

[50] Подробнее см. напр. Осипов А.Г. Регистрация по месту жительства и месту пребывания в Краснодарском крае //  Вынужденные мигранты и государство. М.: ИЭА РАН, 1998, С.139-166; Осипов А.Г. Регистрация по месту жительства и месту пребывания в Ставропольском крае // Там же, С.167-198.

[51] Собрание законодательства Российской Федерации. № 47, 1997, 24 ноября, ст.5406.

[52] Филиппов В. Москва // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. Май-июнь 2001, С.43.

[53] Там же, С.48.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель