Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Ирек МУРТАЗИН, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

Остров Татарстан

C 1999 года по 2002 год - руководитель пресс-службы президента Татарстана.

С 2003 по 2004 – заведующий корпунктом РТ

В начале 2004 года, накануне выборов республиканского парламента, казанская газета "Восточный экспресс", появившаяся на свет благодаря личному патронажу руководителя аппарата президента Татарстана Эгзама Губайдуллина, опубликовала так называемый "Список Шаймиева", перечислив поименно будущих парламентариев. Людей, не столько проявивших незаурядные способности к законотворческой деятельности, сколько доказавших свою преданность татарстанской власти. Стоит ли говорить о том, что можно на пальцах пересчитать тех, кто просочился в парламент без благословения казанского Кремля...


Не знаю, дошла ли киргизская власть до такого запредельного цинизма, как публикация в подконтрольных газетах "Списка Акаева", но в том, что в окружении свергнутого президента Киргизии скрупулезно отбирали будущих депутатов, не сомневаюсь. И в том, что большинство мест в киргизском парламенте заняли люди, прошедшие проверку на лояльность, нет ничего удивительного. Удивительно стремительное улетучивание трепетного отношения к былому кумиру. Воистину слова "преданность" и "предательство" от одного корня. Киргизские депутаты, большинство из которых обязаны своими мандатами власти акаевской, торопятся приглянуться власти новой, революционной. Отсюда и трагикомичная волокита с принятием отставки Аскара Акаева. И не потому, что хоть кто-то попытался встать на его защиту. Вовсе нет. Отрешение Акаева от власти парламент начал с того, что внес изменения в киргизский закон "О гарантиях деятельности президента", исключив из него главу, касающуюся статуса первого президента и соответствующих льгот и гарантий. Дальше обсуждался вопрос, а не объявить ли президенту, де-юре остававшемуся главой государства, импичмент? С пятой попытки отставку все же приняли.


В постыдной суете киргизского парламента четко просматривается готовность депутатов, избранных при старой власти, верой и правдой служить власти новой. Чирикать, если будет велено чирикать, гавкать на тех, на кого будет дозволено гавкать, ну а тот, кто кроме как мурлыкать ничего больше не умеет, готов самозабвенно мурлыкать.


События в постреволюционной Киргизии невольно заставляют проецировать ситуацию в Центрально-азиатской республике на Татарстан. Многие сегодня задаются вопросом: возможно ли развитие политической ситуации в республике по киргизскому сценарию? В эфире "Эха Москвы" (30.03.2005) спросили об этом и Минтимера Шаймиева. Вначале Шаймиев вообще попытался уклониться от ответа:


- Сложные были времена…Острые политические ситуации…


Но московский журналист оказался настырным, перебил:


-В Татарстане возможна революция?


Шаймиев почему-то усмехнулся:


- Я считаю, что нет. Времена не простые. Надо проводить реформы. Их нельзя откладывать…


Опытный физиономист, увидев телевизионную версию программы, по интонации, по мимике, по неуверенному взгляду татарстанского лидера мог сделать вывод, что Шаймиев и сам не верит, в то, что говорит. Но должность обязывает его быть оптимистом. Аскар Акаев тоже старался не выглядеть пессимистом. В январе, на встрече с активом Ошской области он констатировал: "Пора революций прошла, нынче время созидания". А 5 февраля, на курултае народов Киргизии заверил: "Никакой революции или потрясений не будет, для этого в республике нет никаких условий и причин". Во что вылилось отсутствие "условий и причин" в Киргизии, хорошо известно. Возможно ли подобное в Татарстане? Надеюсь, что нет. Несмотря на то, что складывается впечатление, что окружение Шаймиева само подталкивает население к революционному взрыву. Вместо того, чтобы провести серьезный сравнительный анализ ситуаций в Татарстане и предреволюционной Киргизии, выявить сходные болевые точки и предпринять не ритуальные, а серьезные меры к их устранению. Тем более, что недостатка в первичной информации нет.


Вот что писали и говорили российские СМИ накануне киргизских событий о политической ситуации в этой центрально-азиатской республике.


"На Украине одной из причин недовольства политикой Леонида Кучмы и его окружения стали клановость и семейственность, невозможность получения доступа к прибыльным сферам экономической деятельности, коррумпированность. Здесь ситуация ничуть не лучше, если не хуже". "Народ устал от многочисленных родственников президента". "Главная беда власти - отсутствие эффективных механизмов обратной связи со своим народом". "Клановая система правления напрочь исключила "мнение народное". "Социальное расслоение - это пороховая бочка, которая может взорваться в любой момент". "В обществе зреет… нет, еще не протест, а смутное недовольство режимом". "Растет пессимизм населения. Несколько лет назад взгляд на будущее был куда радужнее". "Растет число недовольных именно из числа трудоспособного, активного населения, которое не видит реальной возможности для приложения своих сил". "Выросло новое поколение, не страдающее ностальгическими воспоминаниями об СССР". "Молодежь, не знавшая застоя, может выйти на улицу, лишенная возможности чего-то добиться".


Ну и как не вспомнить вице-спикера российской Госдумы Любовь Слиску: "Главная причина всех революций на постсоветском пространстве - это то, что лидеры всеми силами цепляются за власть" (НТВ, "Воскресный вечер" с Владимиром Соловьевым 27.03 2005).


Похоже на Татарстан? Очень. Хотя и предвижу возражения, что экономическая ситуация и уровень жизни татарстанцев несравненно выше. Но достаточно вспомнить, что над Украиной тоже буревестники не летали и "оранжевая" революция вспыхнула на фоне роста экономических показателей. К тому же достоверность татарстанских показателей уровня жизни населения вызывает сильные сомнения. IKEA в этом убедилась, что называется, на своей шкуре.


В марте исполнился ровно год со дня открытия в Казани магазина этой всемирно известной торговой сети. Местные газеты злорадствовали, мол "шведы переоценили казанских покупателей". Рассчитывали на годовой товарооборот в 45 миллионов евро, наторговали только на 17 миллионов. И это при том, что магазин посетило 1,3 миллиона человек. Даже больше расчетного. Почему же ожидания шведов не оправдались? Может, дело в том, что аналитики компании, вырабатывая решение об открытии в Казани магазина, оперировали, скажем так, не совсем достоверными статистическими данными об уровне жизни, реальных доходах и покупательной способности казанцев? Может, в столице республики просто еще не сформировался средний класс, которому были бы по карману товары, предлагаемые IKEA?



Миф о максимальной приближенности уровня жизни татарстанцев к европейским стандартам не выдерживает критики. О каком благополучии населения республики можно говорить, когда Татарстан - один из лидеров Поволжья по количеству зарегистрированных безработных (137 тысяч человек), по темпам прироста задолженности по заработной плате (57% только за январь 2005 года, и задолженность уже превышает 100 миллионов рублей), а на каждые 1000 человек населения в 2004 году пришлось 14 умерших и лишь 10 новорожденных ("Российская газета" 31.03.2005). Индекс промышленного производства Татарстана (105,5%) уступает не только Москве (109%) или Санкт-Петербургу (114%), но даже соседям, на которых республика традиционно посматривала свысока, - Чувашии (111%), Самарской области (108%), Марий Эл (111%). Ну а то, что по данным социологических исследований (МК-Регион 9.02.2005) 42% татарстанцев позиционируют себя людьми, живущими за чертой фактической бедности, и вовсе никак не стыкуется с утверждениями татарстанских властей о неуклонном росте благосостояния граждан.


Средние показатели на самом деле растут, но то, что этот рост не приводит к сокращению количества бедных, говорит только о том, что рост средних показателей обеспечивается в первую очередь за счет роста доходов наиболее состоятельных жителей республики. То есть богатые богатеют, а бедные становятся еще беднее. И число "новых" бедных пополняется работниками социальной сферы, учителями, медицинскими работниками и даже добропорядочными сотрудниками правоохранительных органов. Рост их зарплат не поспевает за ростом цен, а монетизация льгот и реформа ЖКХ по "модели Татарстана" отбросила этих людей за черту "фактической бедности".


О клановости можно вообще не говорить. Достаточно раскрыть "Вечернюю Казань" (1.04.2005). "В том, что сыновья Минтимера Шариповича его "не подводят, любят людей, эффективно работают" нет ничего плохого. Дай бог всем иметь таких же умных, энергичных, целеустремленных отпрысков. Но есть ли у других возможность так же эффективно работать на благо республики? Клановость в том и заключается, что тот же Радик Минтимерович в считанные минуты может решить вопросы, на решение которых другие - не менее талантливые и энергичные - могут потратить годы и все равно ничего не решить".


Аскар Акаев тоже не видел ничего предосудительного в том, что его сын Айдар не покладая рук работал на благо Киргизии. Как утверждает "Комсомольская правда", он собственник крупнейшего в республике сотового оператора "Bitel", десятка заводов, крупнейшего издательского дома "Вечерний Бишкек", рекламного агентства "Айрек" и санатория на озере Иссык-Куль. Айдар вместе со своей сестрой Бермет были избраны в парламент республики, собирались и дальше служить киргизскому народу. А что вышло? Экс-президент Киргизии, столкнувшись с реальностью, оказался в состоянии политического нокаута и очень удивился, что народ-то его оказывается не очень-то и любит. А ведь ему докладывали, что это любовь безгранична, что на парламентских выборах люди дружно проголосовали за его людей.


По мнению одного из самых известных киргизов Чингиза Айтматова, главными катализаторами киргизской революции стали клановость, нищета и "все охватывающая коррупция, начиная с каких-то мелочей - от милиционера, который останавливает автомашину, - и до самых-самых верхов" ("Вести недели" 27.03.2005).


Татарстан тоже не может похвастаться отсутствием коррупции, с которой в республике провозглашена беспощадная борьба. Республиканские СМИ не скупятся на дифирамбы по поводу разработанной "Стратегии антикоррупционной политики РТ". Но простые татарстанцы, не скрывая иронии, называют этот документ "байкой о том, как волки решили стать вегетарианцами". По идее, для того чтобы в Татарстане покончить с коррупцией, достаточно собрать вместе всех глав администраций и министров и сказать: "Ребята, если кто не брал взяток, - молодец. Тем, кто брал, - индульгенция. Но с сегодняшнего дня - ни-ни, не брать". Ну а дальше по всей вертикали республиканской власти провести подобные же совещания. И все. Коррупция будет изничтожена. Но в реальности все обстоит намного сложнее. С коррупцией невозможно бороться в условиях всеобщего правового нигилизма, отношения к закону, что к дышлу. Тем более, когда сама власть на каждом шагу демонстрирует пренебрежение к Закону. Если уж святая святых - Конституция Татарстана - переписывается под ситуации, то что говорить о других нормативных актах?


С развитием общества в Конституцию, конечно, могут вноситься изменения. В основной закон тех же США за 200 лет тоже вносились поправки. Но в подлинно демократических странах изменения Конституции вступают в действие только после окончания полномочий главы государства. Никому и в голову не приходит мысль принять поправку немедленного действия, фактически заставив руководителя отречься от присяги, которую он принимает, положив руку на Конституцию. "Старую", без правок.


Но Татарстану западные демократии не указ. Республика живет по своим правилам. Потому и не знает, с какого боку подступиться, к примеру, к той же коррупции. Вообще удивительно, что татарстанская власть решилась признать, что коррупция в республике расцвела буйным цветом. Это что за приступ мазохизма? Что за самобичевание похлеще сумасбродства унтер-офицерской вдовы, которая, как известно, сама себя высекла? По большому счету, сам факт разработки в республике "Стратегии антикоррупционной политики РТ" - это признание неэффективности хваленой татарстанской вертикали власти. Как при хорошо налаженной системе подбора кадров на "взяткоемких" должностях могли оказаться не чистые на руку чиновники?


Вспоминается одно примечательное уголовное дело. В конце 2001 года правоохранительные органы республики разоблачили группу авантюристов, которые обзванивали глав администраций районов и предлагали по очень выгодной цене сельскохозяйственную технику. Но за наличные. Многие на наживку клюнули. Да и как не клюнуть, если договора предлагал не кто-нибудь, а человек, представлявшийся "сыном" президента Шаймиева. Правоохранительными органами было доказано, что как минимум пять глав администраций передали аферистам деньги (самая большая сумма, фигурировавшая в деле, - 500 тысяч рублей). Мошенников разоблачили и осудили. Но никому и в голову не пришла мысль "дожать" дело и поинтересоваться: откуда у глав администраций оказались заначки, превышающие их официальную зарплату за несколько лет работы (доподлинно известно, что из районных касс денег никто не брал). А следователи убеждены, что обманутых чиновников было намного больше, но заявлений они писать не стали, опасаясь именно вопросов о природе происхождения денег.


Скорей всего, никакой реальной антикоррупционной деятельности в Татарстане не предвидится. Власть ограничится имитацией борьбы, выставив напоказ чиновников третьего-пятого эшелонов, погоревших на копеечных взятках. Крупная рыба, как плавала, так и будет преспокойно плавать в мутных коррупционных водах. Надо же продемонстрировать Москве, что отсутствием флюгеризма сегодня Казань не страдает. Ветры, доносящиеся из федерального центра, улавливает более чем чутко. И задачи, которые ставит президент России, в Татарстане выполняются с не меньшим рвением, чем задачи, в свое время оглашаемые Политбюро ЦК КПСС. Именно продемонстрировать. И не более. Потому что реальная борьба с таким явлением, как коррупция, означала бы борьбу власти с самой собой. Если уж не с собой, то хотя бы со "своими". А "своих" в республике не сдают (если, конечно, они "не лезут в политику"). Потому что, когда сдают "своих", они становятся не просто чужими, а чужими в квадрате. Своих они знают, как облупленных, и это именно тот случай, когда один битый стоит дюжины небитых. Татарстанское чиновничество на всех этажах власти прекрасно знает эту железобетонную статью "аппаратной Конституции" и не сомневается, что даже за самые большие прегрешения максимум, что их ждет, - это трогательно-заботливое перемещение в другое руководящее кресло.


Антикоррупционная деятельность выглядят, как минимум, беспомощно, как максимум, карикатурно. Как и многие другие последние инициативы татарстанской власти. К примеру, не менее беспощадная война, объявленная в республике "серому" рынку труда, объем которого оценивается в 300 тысяч человек. Государственная пропагандистская машина не жалеет черных красок, клеймя позором несознательных граждан, занятых в "сером" секторе и получающих зарплату "в конвертах", без отчисления подоходного налога и выплат в фонды социального страхования и пенсионный. Это, мол, "разъедает экономику, криминализирует общество, снижает доходную часть бюджета, лишает людей социальных гарантий". Но у татарстанских идеологов крестового похода на "серый" рынок труда не хватает духу признаться, что "серость" - это индикатор доверия трудоспособного населения к экономической политике республиканской власти. Люди предпочитают сами заботиться о своей старости, откладывая "серые" деньги на "черный" день. Представители малого и среднего бизнеса не спешат легализоваться, потому что это не дает никаких правовых гарантий защиты от бюрократического произвола и поборов.


Кроме того, огромная доля "серой" экономики занята легализацией коррупционных доходов. Это и строительство коттеджей, и фешенебельные ремонты огромных квартир, и организация досуга (рыбалка, охота, застолья, вечеринки с участием звезд эстрады) легиона чиновников, не гнушающихся получать взятки. А легализация коррупционных доходов происходит в силу того, что в массе своей доходы, полученные на "сером" рынке труда людьми, обслуживающими потребности коррупционеров, тратятся непосредственно в республике.


Судя по тому, что борьба с "серым" рынком в республике началась с настырной пропагандистской кампании, у власти нет серьезных намерений покончить с этим сектором экономики. Можно привести не один пример, когда власть принимала решения (или способствовала их принятию) без особой шумихи, но реализовывала их неукоснительно. Будь то строительство Нижнекамского НПЗ, Буинского спиртзавода или Казанского метро. Или решения, связанные с обеспечением информационной безопасности Татарстана. О создании агентства "Татмедиа", телерадиокомпании "Новый век", выпуске газеты "Восточный экспресс".


Один мой знакомый, собравший бригаду высококлассных специалистов-отделочников и занимающийся ремонтом элитных квартир, узнав о начале борьбы с "серым" рынком, сказал, что готов пойти на потерю немалой доли клиентуры и легализоваться при условии, что будут опубликованы данные о налогах, которые платят игроки хоккейного "Ак Барса", баскетбольного УНИКСА, футбольного "Рубина" и заезжие звезды эстрады со своих гонораров за концерты в Казани. "Пусть начнут борьбу с "серым" рынком у себя под носом. Только не верю я, что они пойдут на это. Кто же тогда будет развлекать их?" В чем-чем, а в житейской мудрости моему знакомому не откажешь.


Реформа ЖКХ и монетизация льгот по "модели Татарстана" оголили очевидный для многих жителей республики процесс отчуждения власти от народа, зашедший уже слишком далеко. Власть просто не знает реальной ситуации, не знает, как живет население, не знает настроения людей. А незнание оборачивается невозможностью прогнозирования реакции населения на решения власти.


С монетизацией Москва, конечно, тоже напортачила. Но как бы не пытались в республике переложить вину исключительно на федеральный центр, но гора дров, наломанных уже в Казани, несоизмеримо внушительнее. Почему-то в Казани умалчивали, что Москва не форсировала монетизацию. Для обеспечения "мягкого вхождения" в монетизацию был установлен переходный период в три года. Но непонятно чем руководствовался Татарстан, решив быть в авангарде и став одним из всего лишь четырех российских регионов, отменивших льготы одним махом.


Переборщили в республике и с "реформами" ЖКХ. "Модель Татарстана" удивила даже Москву. Наша республика вместе с Калининградской областью и Алтайским краем оказалась в числе лидеров по росту тарифов на коммунальные услуги. На всероссийском селекторном совещании, где были озвучены эти данные, министр регионального развития РФ Владимир Яковлев даже не пытался скрыть свое недоумение ("Российская газета" 12.02.2005).


Косвенно согласился с тем, что аппетиты коммунальщиков надо умерить, и Минтимер Шаймиев. Его заявление, сделанное на коллегии республиканского министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, прозвучало многообещающе: "Надо избавляться от этого кошмара, который называется ЖКХ" (АиФ-Регион №9, 2005). Позже в интервью "Интерфаксу" Минтимер Шарипович заверил, что тарифы на коммунальные услуги будут снижены. Но через два-три года. После внедрения энергосберегающих технологий на ряде предприятий. Но ведь о реформе ЖКХ в Татарстане говорят уже с 1997 года. Именно тогда, будучи собкором "Вестей" (РТР), я подготовил целую серию репортажей о планах и о той работе, которая "уже делается" в республике в сфере ЖКХ. Видимо, дальше разговоров и имитации работы дело не пошло. Кто мешал снизить тарифы не через два-три года, а два-три года назад? Кто мешал раньше "внедрить эффективные и экономичные для населения энергоустановки" - не дожидаясь социального напряжения?


Критическая масса ошибок власти вылилась в то, во что вылилась. Не выдержал даже наш долготерпимый народ, инфантильный и привычно отстраненный от политики, от возможности хоть как-то влиять на принятие решений. Люди вышли на улицу.


Реакция Минтимера Шаймиева на стихийные акции протеста против монетизации льгот и реформы ЖКХ по "модели Татарстана" мало чем отличалась от реакции Аскара Акаева на первые публичные выступления киргизкой оппозиции. "Некоторые политические партии попытались нажить политический капиталец". "Играть на чувствах людей в такой ситуации мы не позволим". Это Минтимер Шаймиев. А вот что о протестных настроениях говорил Аскар Акаев: "Некоторые ретивые политики кинулись собирать голоса, ездят по регионам, будоражат людей, нагнетают обстановку. Скажу прямо, это мешает всем нам. Нам не до этого. Лучше всем нам надо поработать засучив рукава и сделать свою жизнь лучше" (из выступления на встрече с жителями Чуйской области 30.01.2004). "Мы должны дать отпор тем политическим силам, которые готовят сценарии, апробированные в Грузии и на Украине" (на телемосте с населением Киргизии 25.12.2004).


Причитания власти, что киргизской, что татарстанской, будто бы кто-то раскачивает "лодку стабильности", манипулирует сознанием людей, выглядят полной нелепостью. У самой власти для этой самой манипуляции куда более широкие возможности - подконтрольные СМИ, бюджетные миллионы, в конце концов, у власти - власть. Кто же виноват, что люди не верят республиканским СМИ и власти, а верят своим глазам и пустым кошелькам? Высказывания лидера сегодняшнего Татарстана и предреволюционного Киргизстана - лакмусовая бумага, по которой можно сделать вывод, что и для Шаймиева, и для Акаева акции протеста стали полной неожиданностью. Они искренне верили, что реформы "с человеческим лицом", декларируемые в республиках, принесут людям счастье: огромное, настоящее. В каждую семью, в каждый дом. Но их убедили, что нашлись враги, которые хотят лишить население уже совсем близкого счастья, процветания и благоденствия. Эти подлые люди в своих корыстных целях ложью и угрозами выводят людей на улицу.


Хотя выводить-то вроде бы и некому. "Партии как таковые… отсутствуют, существуют только в столице и больше для политической элиты". "Оппозиция здесь немногочисленна и ленива". "У оппозиции нет единого лидера". "Оппозиция атомизирована, расколота и органически не способна к консолидированным действиям". Все эти цитаты из материалов российских СМИ… о предреволюционном Киргизстане. Но как похоже на Татарстан! Если уж и не как близнецы, то как младший брат на старшего.


В Татарстане оппозиция до последнего времени тоже была раздроблена. На акциях протеста в январе-феврале не было единодушия. В Казани, к примеру, одни выступали против мэра татарстанской столицы - кричали "Долой Исхакова!", другие - "Долой Шаймиева!", третьи - "Долой Путина!", четвертые были вообще далеки от политики - выдвигали исключительно экономические требования: вернуть льготы и не обрекать народ на вымирание, спустив с цепи тарифы ЖКХ. И это было на руку… власть имущим, которые прекрасно понимают, что даже просто объединение недовольных для них не очень опасно. Чревато только фокусирование недовольства на конкретных властных институтах или персонах.


Но сегодня ситуация изменилась. Переназначение Шаймиева на четвертый срок по рекомендации Путина сузило до предела пространство для маневров, лишило татарстанскую власть возможности переводить стрелки протестных настроений населения на Москву. Как бывало раньше, уже не объявишь Москву эдаким врагом, которая мешает татарстанским властям улучшать жизнь населения республики. Что-то списывать на Москву уже не удастся. А это более чем реальный фундамент для объединения протестных настроений под единым и примитивно простым лозунгом "Татарстан без Шаймиева".


Сегодня в оппозиционных кругах Казани усиленно муссируются разговоры о создании именно такого общественно-политического объединения, которое займется мониторингом злоупотреблений власти против интересов простого населения и будет предавать их гласности. Это для начала. В последующем татарстанская оппозиция будет вынуждена использовать любое стихийное недовольство, любое социальное напряжение для радикализации своих позиций. Будь то закрытие очередного рынка, одновременное перекрытие на ремонт казанских улиц или, упаси Боже, повторение казанского позорища 2001 года - вспышки холеры. Если оппозиция не сделает этого, то будет обречена оказаться на обочине татарстанских политических процессов, куда ее бесцеремонно выталкивает власть. Выталкивает, не понимая, что политика, как и природа, не терпит пустоты. Появятся другие лидеры. Более радикальные. Более непримиримые. Готовые не разговоры разговаривать, а бузу бузить и совершать реальные поступки. Такие, как казанская девушка Лира Гуськова, которая вместе со своими соратниками из партии Эдуарда Лимонова пошла на захват чиновничьих кабинетов. Конечно, это произошло в Москве, но и в Татарстане растут последователи Лиры. Нескольких из них задержали во время митинга протеста 10 апреля. Всего лишь за выступление в защиту Гуськовой. Но это уже не аномалия. Выросло новое поколение - романтичное, не ностальгирующее по социалистическому прошлому и готовое на действия ради реальных перемен. В нефтяной столице республики - Альметьевске - они даже газету свою издают. "Крамола" называется. В лучших традициях самиздата - найти авторов и издателей газеты практически невозможно, но ее экземпляры ходят по рукам уже не только среди альметьевской молодежи. Мне эту газету показали в одном из казанских студенческих общежитий.


Опыт Киргизии показывает, что для революционного всплеска населения многочисленная оппозиция и не нужна. Достаточно нескольких тысяч человек, готовых идти до конца, убежденных, что власть коррумпирована и оторвана от проблем простых людей. Накануне волнений в Бишкеке российская пресса писала: "Революции - не самый лучший способ решения социальных проблем". "Да, правильней было бы двигаться поступательно; да, вернее было бы иметь нормальную системную оппозицию, способную противостоять власти; Да, разумнее было бы постепенно преодолевать злоупотребления… Но в истории случаются моменты, когда правители заболевают манией величия и теряют всякий контроль… над ситуацией, нарушения переходят в стадию беспредела и обстановка вплотную приближается к реальной угрозе революции". "Социальный взрыв в республике если и произойдет, то произойдет не на межнациональной почве". Так и получилось.


В Татарстане межнациональные трения - тоже миф, искусственно подогреваемый с начала девяностых самой властью. Один из самых радикальных националов Рафис Кашапов в 1997-м, когда я работал еще собкором "Вестей" (РТР), в пылу откровенности посетовал мне, что "Алтын (тогдашний мэр Набережных Челнов Алтынбаев) житья не дает, несмотря на то, что получил указание казанского Кремля всячески содействовать мне". На мое недоумение Рафис деловито объяснил: "Мы нужны власти. Иначе некем будет пугать Москву". Допугались. Сегодня правоохранительные органы республики едва поспевают разоблачать приверженцев ваххабизма.


Политический климат республики - не здоровый, а обстановка - нервозная. Власть прекрасно понимает, что прилив либерализма, произошедший после августа 1991 года, вряд ли остановить. И берлинская стена нерешительности и страха, выстроенная в общественном сознании за десятилетия тоталитаризма, обречена рухнуть. Но понимание очевидных вещей не привело к принятию мер по либерализации общественной жизни, по созданию системы сдержек и противовесов, системы баланса властных институтов, хотя бы относительного разделения властей, по формированию жизни, по созданию системы сдержек и противовесов, системы баланса властных институтов, хотя бы относительного разделения властей, по формированию жизнеспособных институтов гражданского общества. В республике так и не созданы условия для развития реальной многопартийности, не проведено разгосударствление СМИ, телевидение - даже частное - по форме мало чем отличается от государственного. Адекватного отражения событий, происходящих в республике, на экране не увидишь. Телерепортажи, как правило, либо поверхностно-односторонние, либо искаженные.


В этих условиях власти ничего не остается, как приспособиться и демонстрировать свою сплоченность. Хотя бы самим себе. Но принудительно-насильственная консолидация под знаменами "Единой России" татарстанского чиновничества не имеет ничего общего с реальной консолидацией общества. А неуклюжие попытки "Единой России" играть роль влиятельной силы в республике порой выглядят очень комично. Митинг в защиту монетизации льгот, шумно объявленный, но так и не проведенный татарстанским отделением "Единой России", позабавил многих. Объявить-то объявили, но ограничились посиделками в штабе. И даже приняли резолюцию, о которой прошумели по всем информационным каналам республики и даже по федеральным СМИ. Почему же не состоялся тот митинг? Нежели партбоссы не могли спустить на предприятия разнарядки и собрать людей? Могли. Но испугались, что в 10 часов утра люди "по зову партии" постоят, поддержат монетизацию, а в 11 уже "по зову сердца" присоединятся к митингу протеста коммунистов. Как это не прискорбно для власти, но татарстанская "Единая Россия" сегодня напоминает политическую гориллу с огромным туловищем и крохотной черепной коробкой.


Сегодня главная задача татарстанской власти - обеспечить видимость стабильности и не допустить проведения акций протеста в дни празднования 1000-летия Казани. Можно не сомневаться, что меры будут приняты самые жесткие, вплоть до закрытия города и выдворения всех неблагонадежных за городские окраины, как в олимпийской Москве 1980-го. Но ведь всех горожан не выселишь, а всех непонятливых не припугнешь. Что если социальное напряжение, накапливающееся в обществе, именно в эти дни вырвется наружу? Что если появится повод, который переполнит чашу терпения людей? Что тогда предпримет власть? Будет распылять над городом аэрозоль брома? Чтобы казанский воздух напоминал усмиряющий активность армейский компот? Думаю, что до этого дело не дойдет. Скорей всего обещанное в течение трех лет снижение тарифов на услуги ЖКХ будет произведено накануне празднования. Административными мерами. В крайнем случае, после отъезда гостей, тарифы можно будет снова вернуть к "предпраздничному" уровню.


Но это будет означать не что иное, как прививку "синдрома капюшона". Это болезнь такая, психическая. Когда человек отгораживается от реальности, отбрасывая, приходящую извне информацию, не отвечающую его представлениям о мире.


Если ближайшее окружение Шаймиева еще может находиться во власти иллюзий, то сам Минтимер Шарипович слишком давно в большой политике, чтобы не понимать, что карт-бланш, когда-то полученный им, почти исчерпан. В начале девяностых плохо было всем, но люди верили, что надо чуть-чуть потерпеть, и все изменится к лучшему. Изменилось. Но не для всех. Те, кто в 91-м, в 96-м и в 2001-м голосовали за Шаймиева, верили, что Минтимер Шарипович победит бедность, наведет порядок, и не допускали и мысли, что к 2005 году появятся два Татарстана, два образа жизни, две системы ценностей. Одна - для голытьбы, еле-еле сводящей концы с концами, вторая - для тех, кому глубоко плевать на первых, потому что, отгородившись от реальности тонированными стеклами лимузинов и высоченными заборами коттеджей, они не знают и не хотят знать реалий тех, кто обречен на выживание, потеряв цель жизни, не зная, ради чего и жить.


Какова реальная цена стабильности, во имя сохранения которой Шаймиев, совершив мировоззренческий кульбит, пошел на поклон к Путину? Что это за стабильность, которая всецело зависит всего лишь от одного человека? Значит, ее просто нет! Значит, это всего лишь очередной миф! Если бы республика была оазисом благополучия, регионом, где людям комфортно жить, а население уважает власть, то Минтимер Шарипович преспокойно ушел бы на давно заслуженный отдых, став наднациональным лидером Татарстана, моральным авторитетом, с которым считался и советовался бы любой, кто бы ни оказался у руля республики. Но Шаймиев остался. А это значит, что выстроенная в республике система власти напоминает пирамиду, построенную из костяшек домино, только перевернутую вершиной вниз. Убери верхнюю (оказавшуюся на самом дне), все рухнет.


Минтимер Шаймиев, скорее всего, это прекрасно понимает. Отсюда и его нервозность в оценке стихийных акций протеста. Отсюда и суетливо-торопливое переназначение на новый президентский срок. Не улыбчивость. Растерянность.


12 июня 1991 года, в тот самый день, когда вся Россия в первый раз избирала своего президента, Татарстан тоже впервые избирал Минтимера Шаймиева. Накануне выборов в республику прилетел Владимир Лопатин, в то время народный депутат СССР, первый зампред Госкомитета РФ по обороне и безопасности (а я тогда работал помощником Лопатина). У эмиссара Ельцина состоялись встречи с председателем Верховного Совета Татарстана Минтимером Шаймиевым, депутатами парламента, с жителями республики. В день голосования Лопатин успел побывать не только в Казани, но и в Бугульме. Несколько дней, проведенных в республике накануне и в день исторического голосования, настолько шокировали Лопатина, что он не ограничился докладом Борису Ельцину об итогах поездки. Через какое-то время в газете "Аргументы и Факты" была опубликована его статья "Остров коммунизма".


Прошло полтора десятилетия. Коммунизм в Татарстане окончательно выветрился, но республика так и осталась островом. Островом мифов. Тем не менее в ближайшее время дестабилизация обстановки в Татарстане произойти не должна. И не потому, что это невозможно в принципе. И не благодаря неусыпной заботе власти о населении. Пока власть денно и нощно думает о том, как сделать жизнь населения еще лучше, еще сытнее и богаче, люди эту самую жизнь живут. Гарантом татарстанской стабильности сегодня стал Владимир Путин. И не только потому, что федеральный центр заваливает Казань бюджетными трансфертами. Только на 2005 год предусмотрено 9,9 млрд. рублей на программу "Социально-экономического развития РТ". Это больше, чем выделено на восстановление экономики Чечни, - 5,8 млрд. рублей. И не потому, что все больше и больше людей, не найдя правды в республике, ищут ее в Москве.


Дело в том, что, внеся в республиканский парламент кандидатуру Шаймиева на утверждение в должности президента, Путин не только встроил республиканскую власть в общероссийскую вертикаль, но и перевернул "доминошную пирамиду" татарстанской системы управления регионом. Осталось только укрепить ее. А для этого недостаточно, чтобы находящиеся на вершине пирамиды стояли в угодливом поклоне (тем более, держа фигу за спиной). В какой-то момент федеральный центр может не захотеть и дальше мириться с консервацией ситуации, не обеспечивающей общественного развития, при которой основание пирамиды - зыбко и ненадежно. Оно ведь и рухнуть может. И аукнуться не только в Татарстане.

REGIONS.RU


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель