Черновик
АНАЛИЗ
общественно-политической ситуации в Эстонской республике
В Эстонии, как и во всей стране, падают темпы промышленного произ-
водства, прежде всего вследствие разрыва многих налаженных хозяйствен-
ных связей, срыва поставок сырья и т.д. Однако, общий экономический
спад не влияет прямо на развитие политических процессов. Это объясня-
ется спецификой сложившейся социальной структуры общества.
В 60-80-х годах эстонцы практически заняли всю сферу государствен-
ного управления, научные, академические сферы. Большая часть немного-
численного эстонского рабочего класса (около 35 проц. всех рабочих
республики) разместилась преимущественно на малых предприятиях обраба-
тывающей промышленности, целиком находящейся в республиканском подчи-
нении. На крупных промышленных объектах Таллинна, Нарвы, других предп-
риятий, главным образом размещенных в северо-восточном регионе, от 90
до 95 проц. персонала составляет русскоязычное население. Данные пред-
приятия находятся в союзном подчинении.
Руководство Эстонии ввело более гибкое налогообложение для респуб-
ликанских предприятий, предоставив им также большую самостоятельность
по всем вопросам, включая оплату труда. В результате при той же, а ча-
ще и более низкой производительности труда на многих предприятиях зар-
плата в среднем составляет 900 рублей, в то время как на объектах со-
юзного подчинения с высококвалифицированной рабочей силой, даже при
выполнении плановых заданий зарплата составляет 350-400 рублей. При
многократном повышении цен (кг масла сливочного стоит 27 руб., мяса -
23 руб. и т.д.) русскоязычное население, промышленные рабочие оказа-
лись в наиболее трудном положении. Что касается служащих, интеллиген-
ции, то этим слоям заработки были подняты также очень значительно. Ес-
ли учесть, что после повышения цен на рынке возникло некоторое оживле-
ние, в магазинах появились различные, пусть и дорогие товары, то можно
понять, что эстонское население, особенно городское, не будет менять
своих политических установок на обретение независимости республики еще
долго, даже если экономический спад будет продолжаться.
Вместе с тем, на наш взгляд, в ближайшее время в Эстонии произой-
дет определенная перегруппировка сил на политической сцене. Народный
Фронт Эстонии (НФЭ), вероятно, существует последние месяцы. Период
развития гражданского общества в форме национального движения заверша-
ется (в Эстонии это видно более ярко, чем по всей стране). Сформирова-
лись многочисленные политические партии. Наступает момент, когда НФЭ
будет заменен коалиционным правительством.
Первый блок эстонских политических партий группируется на базе На-
ционального Конгресса Эстонии. В него входят Партия национальной неза-
висимости Эстонии, Объединенная республиканская партия, партия предп-
ринимателей Эстонии, Христианско-демократическая партия и Эстонский
христианский союз, а также ряд менее значительных формирований. Эти
силы твердо стоят на позициях отделения Эстонии от Союза в полном объ-
еме. Хотя у этого блока сил есть значительные шансы взять политическую
власть (поскольку общие настроения эстонского населения продолжают
смещаться вправо), он не будет стремиться особенно ею овладеть: пони-
мая, что положение в экономике будет ухудшаться, представители этих
сил не хотят рисковать своим престижем.
Второй блок составляют "центристы" - Социал-демократическая пар-
тия, Движение "Ваба Эсти" ("Свободная Эстония"), "зеленые", к ним мо-
жет примкнуть стоящая чуть правее Либерально-демократическая партия.
Безусловно, по своему интеллектуальному потенциалу этот блок очень
перспективен. Однако, наиболее сильной "Ваба Эсти" мешает одно обстоя-
тельство: участники движения имеют очень значительное "коммунистичес-
кое прошлое", они занимали в предшествующее десятилетие виднейшие пос-
ты в партии и государстве, а также в системе Академии наук, что в гла-
зах значительной части эстонцев, пропитанных антикоммунистической и
антисоветской идеологией последних лет, имеет весьма отрицательное
значение. Эти силы, несомненно, в той или иной степени будут опреде-
лять политический курс республики. Здесь много реалистично мыслящих
людей, способные идти на компромиссы.
При этом необходимо учитывать важную деталь: эстонские "средние
слои" являются преемниками того поколения, которое испытало в наиболь-
шей степени благотворное влияние периода эстонской государственной не-
зависимости, первой Эстонской республики 1920-1940 гг. "Лобовая" атака
на создание этих людей в пользу союзного договора здесь не пройдет.
Требовать этого от них, все равно, что оговаривать верующего от рели-
гии. Здесь возможны лишь переговоры, основанные на чисто экономическом
прагматизме, анализе реалий.
Третий блок политических сил, еще может быть неосознавший самого
себя, составляет Самостоятельная Коммунистическая партия Эстонии и
формирующаяся аграрная партия (в настоящее время существуют три
крестьянских организаций). Коммунисты не имеют никаких шансов обрести
политическую власть. Их всего около 5 тыс.человек, подвергающихся
ожесточенной критике как справа, так и слева. Но у них есть еще интел-
лектуальные силы и организационный опыт. Именно к ним, отчасти в силу
традиции, обращаются многочисленные аграрии, руководители крупных
сельских коллективных хозяйств.
Последние оказались в тяжелейшем положении: с одной стороны, пе-
рестали поступать необходимая техника, сельхозоборудование, и, глав-
ное, корма, обеспечивающие животноводство республики, с другой, - уси-
лился нажим правительства, волюнтаристски подстегивающий процесс соз-
дания хуторов, что приводит к деформации, а то и к разрушению устойчи-
вых рентабельных структур. Ни в Союзе, ни в самой Эстонии население
городов не информировано о грозящей катастрофе сельского хозяйства.
Аграрии ее возможность чувствуют, понимают внутренние причины происхо-
дящего. В печати появились статьи в пользу заключения с Союзом хотя бы
"экономического договора", о чем еще полгода назад среди эстонцев поч-
ти никто не заикался.
Безусловно, этот блок сил не может рассчитывать на получение влас-
ти. Однако, он, а также все более нарастающие экономические потребнос-
ти могут подталкивать правящие круги на заключение Союзного договора.
Если политические партии двух первых блоков опираются на городские
слои эстонского населения, которые и подвергаются наиболее интенсивной
идеологической обработке и страдают в наименьшей степени от происходя-
щего экономического спада, то аграрники, а с ними и самостоятельная
КПЭ могут воздействовать все больше на эстонскую деревню, которая те-
перь не столь однозначно и слепо будет следовать за правящими кругами.
Нужно отметить, что возможности маневра правительства все более сужа-
ются. Если, к примеру, в Молдове положение с продовольствием более или
менее благополучно, то в Эстонии (когда животноводство сокращено чуть
ли не на 50 проц., когда племенной скот идет уже на бартерный обмен на
сырье и запчасти в Россию и Среднюю Азию) перспектив оставаться долгое
время вне Союзного договора мало.
У русскоязычного населения Таллинна четко сформировалась многоз-
веньевая политическая структура: КПЭ (на платформе КПСС) - ОСТК - за-
бастовочный комитет. В эти организации входят люди в различной степени
радикально настроенные. Различаясь во взглядах и методах деятельности,
они сходятся в одном - в сознании необходимости сохранения Эстонии в
составе СССР. Следует отметить, что данные силы меняют существенно
тактику своих действий: от митингов и петиций к правительству они пе-
реходят к созданию собственной экономической программы. В планах дан-
ного блока проведение приватизации собственности крупных промышленных
предприятий их трудовыми коллективами, ориентация деятельности этих
предприятий исключительно во благо некоренного населения: "русскоязыч-
ная община не будет падчерицей республики". Такой поворот в значитель-
ной степени ослабляет накал политического противостояния внешне, одна-
ко, будет иметь в будущем большие последствия для развития обществен-
ных процессов.
Здесь надо выделить также деятельность русских культурных центров
Таллинна. Их сейчас не менее четырех: Русский культурный центр, общес-
тво Ойкумена, "Надежда", "Светоч". Они, особенно опирающийся на мате-
риальную поддержку ОСТК "Светоч", дали толчок культурно-просветитель-
ской работе среди русскоязычного населения. Изменилось самочувствие
той немногочисленной русской интеллигенции, которая стояла на умерен-
ных позициях: если прежде она ориентировалась исключительно на Народ-
ный фронт, то теперь как бы отошла "от политики" в ожидании прихода в
Эстонию русского капитала в самых различных формах.
Особое место в политической жизни республики будет играть проблема
северо-восточного региона, где в городах более 90 проц. населения сос-
тавляют русские. Находящиеся там крупные промышленные предприятия ока-
зались по указанными выше причинам в трудном экономическом положении.
Ситуация усугубляется тем, что города как бы являются островками, вок-
руг которых располагаются многочисленные села с эстонским населением,
слушающиеся директив Таллинна по вопросу цен на поставки сельхозпро-
дукции. Крупные предприятия прежде всего Нарвы нашли выход в заключе-
нии бартерных сделок с близлежащими хозяйствами Ленинградской, Новго-
родской, Псковской областей. Когда возведенные эстонским правительст-
вом таможенные посты стали этому мешать, они были сметены нарвитянами,
что, естественно, накалило политическую обстановку.
Если переговоры о предоставлении Нарве и всему Северо-Востоку ста-
туса свободной экономической зоны не приведут к положительному резуль-
тату, образование "Принаровской республики" будет делом нескольких ме-
сяцев. Никакие мелкие уступки Таллинна, например, по языковой проблеме
и т.д. теперь, в связи с обострившимся экономическим положением, Эс-
тонии не помогут. Судя по всему, раскол неизбежен по крайней мере при
существующем руководстве, возникшем на популистской волне национально-
го движения и потому не способном отказаться от национальных лозунгов,
действовать так, чтобы это хоть как-то внешне противоречило "нацио-
нальной идее".
Данный материал завершен накануне событий, произошедших 19-21 ав-
густа 1991 года. Они, несомненно, продлят существование правительства
Э.Сависаара, власть НФЭ. Однако, провозглашение независимости, дипло-
матическое признание многих стран мира, возможная финансовая помощь со
стороны прежде всего Дании, Исландии, возможно, Швеции и т.д. не мо-
гут, на наш взгляд, переломить полностью обозначенные нами процессы:
неизбежность замены правительства новым коалиционными кабинетом право-
центристского толка; вынужденности идти на интенсивное сотрудничество
в области экономики с Союзом, на подписание, пусть и с различными ого-
ворками и не сразу Союзного договора; провозглашение в какой-либо фор-
ме автономии Северо-Востока, и даже сейчас вероятнее всего, отделение
"Принаровской республики".