Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Информация об ИГПИ :: Сотрудники :: Юрий Кульчик :: Черновики :: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ БАШКОРТОСТАНЕ

Черновик

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ БАШКОРТОСТАНЕ

 

В Башкортостане в течение нескольких послених столетий воз-

никло полиэтническое общество. Башкирский этнос и две этнические

группы - татарская и русская - их взаимоотношения определяют се-

годня в целом ситуацию в республике. По переписи 1989 года здесь

проживает  3.943.113  человек, из них в городах - 63,8%, в сель-

ской местности - 36,2%.

 

 

Численность Удельный вес в национальной структуре в городах в сельской местности
Башкиры 863.808 21,9% 42,3% 57,7%
Татары 1.120.707 28,4% 57,8% 42,2%
Русские 1.548.291 39,3% 83,0% 17,0%

 

Обстановка  в республике с конца 80-х годов в ходе преобра-

зований и становления гражданского общества постепенно  усложня-

ется и обостряется, что обусловлено целым рядом причин:

- деформирована экономическая система. Продукция, выпускае-

мая  промышленностью, на 81,5% относится к средствам производст-

ва. Сельское хозяйство дает лишь 17% валового национального про-

дукта республики,и его доля имеет тенденцию к сокращению. В  ре-

зультате  население,  имея на руках значительную денежную массу,

испытывает дефицит в товарах и услугах;

-  97%  предприятий находятся в подчинении центральных, те-

перь уже российских ведомств. Башкоротостан  имеет  лишь  9%  от

производимой  ими прибыли. Аналогичное  происходит  и с добываем-

мыми ценными металлами, о количестве которых руководство респуб-

лики не имеет даже достаточной информации.

Немаловажным фактором, способствующим повышению  социальной

активности всех слоев общества, явилось обострение экологической

обстановки.  Концентрация в республике экологически вредных про-

изводств, прежде всего химического, привела к загрязнению атмос-

феры. Произошла массовая гибель  пчел;  зарегистрированы  случаи

заболевания белокровием крупного рогатого скота. В городах нали-

цо  увеличение онкологических заболеваний, числа патологии ново-

рожденных. Серия аварий на промышленных обьектах, нанесших  вред

окружающей  среде и приведших к человеческим жертвам ("фенольная

катастрофа" и др.), дала толчок процессу политизации общества.

В  1989-1990  гг.  начал  складываться  достаточно  широкий

спектр  политических  сил.  В  условиях полиэтнического общества

Башкортостана гражданские формирования возникали на основе наци-

онально-культурных центров, которые стали превращаться в комите-

ты защиты интересов отдельных этносов и в самостоятельных  субь-

ектов новой политической системы  республики.

Одной из наиболее крупных и влиятельных организаций являет-

ся Башкирский Народный Центр "Урал"(БНЦ). В руководящих  органах

-  Совете и Правлении - тон задает национальная интеллигенция, в

основном творческая, причем возраст лидеров достаточно  высок  -

около  50  лет. Будучи в большинстве своем выходцами из сельских

районов, башкирские студенты являются связующим звеном между БНЦ

и деревней, проводником там его идеологических установок.Создан-

ный печатный орган, газета "Замандаш" ("Современник"),  издавае-

мая комбинировано на двух языках - русском и башкирском, - отра-

жает платформу БНЦ.

Процесс формирования башкирского народа, как этносоциальной

общности,  не  завершен.  Число городского башкирского населения

увеличилось за 80-е годы на 107 тыс. человек или 38,7% (несмотря

на это башкиры составляют 14,5% всего городского населения  рес-

публики).  Продолжается  рост численности башкирской интеллиген-

ции. Еще в 50-х годах научных работников из башкир были единицы.

С 1957 по 1987 гг. их число возросло в 9 раз. Ныне башкиры  сос-

тавляют  17,2%  всех  занятых  в научной сфере, причем их доля в

составе лиц, обладающих управленческими  функциями  еще  выше  -

39,9%  кандидатов  наук,  30,2% докторов наук. Вероятно, впервые

именно сейчас национальная интеллигенция испытывает  свою  коли-

чественную самодостаточность: подготовлены кадры из числа башкир

для управления во всех сферах общественной жизни.Ощущая себя ли-

дером  "республикообразующего"  этноса, она устремляется к пере-

распределению мест в государственно-управленческой  структуре.

В своих действиях она опирается на другие слои  башкирского

городского населения, которые пополняются выходцами из сел и ко-

торые,  испытывая  трудности  в адаптации к новым, действительно

трудным жизненным условиям, ощущают себя маргиналами.  Мигрирую-

щие  отнюдь не пополняют сразу ряды башкирского рабочего класса.

Он составляет среди промышленных рабочих республики 12,7%,  при-

чем по темпам роста их численности среди других этнических групп

занимает  лишь  пятое  место.  Положение  новых  городских жите-

лей-башкир усугубляется еще и тем, что  в  деревню  им  возврата

нет,  ибо она продолжает находится в состоянии глубочайшего кри-

зиса (этит, в частности, обьясняется  и  интенсивность  миграции

башкир  за  пределы республики, в 2,5 раза превышающей параметры

миграции из Башкирии представителей других  национальностей.  За

80-е годы численность башкир, проживающих за пределами республи-

ки, увеличилась на 150 тыс. человек).

При развитии БНЦ "Урал"  политической  идеологии,  отдающей

приоритет  национальному над общечеловеческим, в условиях такого

состояния башкирского этноса может возникнуть массовое движение,

поведение которого будет чревато возможными "выбросами"  громад-

ной социальной энергии.

В качестве основной задачи БНЦ выдвигает решение националь-

ной  проблемы башкир: она "не теряет свою остроту и остается са-

мой главной в ряду всех социально-политических  проблем,  потому

что нация представляет собой основную единицу деления общества и

решение ее судьбы имеет неприходящее значение".

Важное  место  в  идеологических разработках "Урала" играет

тезис о "коренном народе". Он, по мнению членов БНЦ,"должен  за-

нимать  особое  положение  среди  других национальных групп". На

сознание людей это положение может оказать сильное  воздействие,

поскольку  затрагивает историческую память нации: полиэтническое

общество в Башкирии складывалось в течении веков на  основе  ис-

пользования  башкирами  сохраненных родо-общинных структур соци-

альной организации и института припуска. Мигрирующие на террито-

рию Башкортостана различные этнические группы допускались на об-

щинные земли на основе договора на 30, 50 и более лет, но никог-

да земли не отдавались в вечное пользование. В сознании  каждого

башкира глубоко сидит мысль о том, что его предки когда-то "при-

пускали"  небашкир.Опираясь на идеологему "национального права",

БНЦ требует для башкир в республике практически монополии на ин-

ституты политической власти, на льготное и преимущественное пра-

во приобретения и распоряжения собственностью, прежде всего  зе-

мельной.

По  отношению к несогласным с подобными установками гражда-

нам республики члены БНЦ занимают жесткую  позицию:  "если  люди

некоторых национальных групп не могут довольствоваться лишь пре-

доставленными им правами человека, то для получения национальных

прав  они имеют полную возможность вернуться на свою изначальную

родину и сделать тем самым большое благо также для  собственного

народа, ибо национальная консолидация является одним из основ-

ных условий укрепления нации и нормального ее существования".

Наряду с БНЦ действует целый ряд других национальных  граж-

данких  формирований: Башкирская Народная Партия (БНП), Общество

Башкирских Женщин (ОБЖ), Союз Башкирской Молодежи (СБМ), Башкир-

ское казачье культурно-историческое общество  "Северные  Амуры".

Они идут во многом практически в фарваторе политики формируемого

"Уралом"массового  национального движения и не являются пока са-

мостоятельными субьектами на политической сцене, как  это  имеет

место, к примеру, в Литве, Молдове или Узбекистане.

Стремясь  консолидировать  национальное движение, БНЦ и его

союзники провели серию "всебашкирских" форумов. На последнем  из

них в конце декабря 1991 года был создан Башкирский Национальный

Конгресс, который,вероятно, будет претендовать с течением време-

ни  на роль "альтернативного правительства", пока же призван за-

ниматься вопросами законотворчества, формированием  депутатского

корпуса, подбором руководящих кадров. Основными целями Конгресса

провозглашены  выход Башкортостана из состава России, достижение

полной независимости.

В  этих  условиях "коренному" населению будет постоянно ка-

заться недостаточным имеющийся их  политико-правовой  статус, а

"пришлому",  составляющему почти 80% населения республики, испы-

тывать  потребность в  защите своих гражданских прав. В  резуль-

тате  происходит  процесс  политизации практически всех основных

этнических групп населения.

Татары  создали Та-

тарский Общественный Центр (ТОЦ), Татарскую Демократическую Пар-

тию   "Идель-Урал"(ТДП),   Союз   Татарской   Молодежи    "Азат-

лык"(СТМ).  Крупнейшим из этих гражданских формирований является

ТОЦ, который, подобно БНЦ, пытается стать  стержнем  набирающего

силы  национального татарского движения.

Еще  в  20-х  годах  татары,как этническая группа, начавшая

складываться еще с времен взаимодействия кочевых башкирских  ро-

дов  с  Булгарским  царством,  лишилась здесь, в Башкирии, своих

книгоиздательств, театров, газет. Единственный путь,  предложен-

ный советской властью национальной татарской интеллигенции после

образования  АБССР, это трудиться в государственной системе, что

по существу означало работу на башкирское искусство,  башкирскую

литературу  и т.д. Для продвижения по службе,издания трудов,надо

было, называться башкиром. Тысячи татарских чиновников, врачей,

писателей, ученых стали  записываться  башкирами.  Эта  порочная

тенденция не только не уничтожалась, но и получила конституцион-

ное закрепление, когда из Основного Закона республики в 1978 го-

ду татарский язык был изьят как государственный.

В результате от взаимодействия татар и башкир в рамках  на-

ционально-государственного  строительства  в условиях господства

командно-административной системы не остались удовлетворенным  ни

один  из этих этносов, и тем более их элиты: башкирскую интелли-

генцию всегда беспокоила мысль, что язык  башкир,  их  искусство

рискуют  потерять  свое национальное своеобразие, колорит, а та-

тарскую - угнетал приспособленческий характер их творческой дея-

тельности.

Часто  в институтах государственной власти Башкортостана, а

также в выступлениях лидеров БНЦ звучит утверждение, что запросы

татар республики "может и должна в полной мере удовлетворить Ка-

зань". Между тем данное положение представляется ошибочным:  та-

тары здесь представляют собой специфическую сложившуюся этничес-

кую  группу  "башкирские  татары", подобно полякам Литвы, немцам

Поволжья и т.д. Если  продолжать  рассматривать  их  в  качестве

"пришельцев" или "граждан соседней республики", если не интегри-

ровать  татарскую  местную элиту в структуру политической власти

республики, в ее истеблишмент, если не приступить  к  реализации

прав  башкирских татар как равноправных граждан в полном обьеме,

сепаратистские тенденции в установках ТОЦ и его союзников  будут

усиливаться.  Они выступают в случае игнорирования интересов эт-

носа за восстановление Уфимской губернии и вхождения ее в состав

России. Они против создания независимого Башкортостана вне  Рос-

сии,  опасаясь  усиления  дискриминации  себя  как национального

меньшинства.

После "Урала" ТОЦ в настоящее время является наиболее  мно-

гочисленной  и  разветвленной организацией на политической сцене

республики. В случае выборов  в  государственные  органы  власти

ТОЦ,  опираясь  на  большинство татарского населения республики,

станет серьезной парламентской силой. С этим нельзя не  считать-

ся, тем не менее нынешний государственный аппарат и БНЦ не ведут

с  татарскими  гражданскими формированиями серьезного, конструк-

тивного диалога.

В Башкирии большинство русских проживает в городах.Сельское

русское население сокращается очень быстро: в результате  появи-

лись в последние годы "новые" чувашские и марийские деревни. Это

произошло потому, что прежнее большинство, русские, покинуло их.

До недавнего времени большинство социально активных русских

входило в КПСС. С ее запрещением  русские  в  известной  степени

оказались  дезорганизованными. Только сейчас поставлен, к приме-

ру, вопрос о создании  русского культурного центра. Многие  лишь

теперь стали присматриваться к небольшим имеющимся организациям,

прежде считавшимся "неформальными".

Надо отметить, что новая волна политической активности рус-

ских пока идет не в русле формирования национального движения, а

через попытки самоорганизоваться по социальным интересам. Именно

таковыми  являются республиканская организация Социал-Демократи-

ческой Партии России, местная ячейка Демократической Партии Рос-

сии, Ассоциация Промышленников Башкортостана, Союз арендаторов и

предпринимателей Башкортостана, Ассоциация  крестьянских  хозяй-

ств,  сельскохозяйственных кооперативов и арендаторов Башкортос-

тана, организация Демократического Союза, Независимый Союз  Сту-

дентов.  Здесь  можно  встретить  не только русских, но и татар,

башкир, украинцев, представителей других национальностей и,  хо-

телось бы обратить внимание, метисов (в республике насчитывается

1050350  семей.  Каждая  четвертая- национально-смешанный брак).

Русскую национальную проблематику поднимает более ярко выраженно

лишь Уфимский Историко-Патриотический Собор. Имеются также орга-

низации, стремящиеся вообще подняться над национальными и  поли-

тическими  проблемами. К ним прежде всего следует отнести эколо-

гический клуб "Белые Вороны", члены которого  предпринимают  по-

пытку  наладить  миграцию  горожан  в  сельскую местность, чтобы

"вернуться к природе".

Русские  пока  находятся лишь на начальной стадии политиза-

ции.Их подталкивают к ней выступления  отдельных  деятелей  БНЦ,

обьявляющих  главной угрозой существованию башкир "опасность его

поглощения русским народом". "Каждый русский человек вольно  или

невольно превратился в носителя имперского духа". Так или иначе,

без  учета  интересов русских Башкирии, предки многих из которых

переселились сюда несколько веков назад,  русских,  составляющих

около 37% всего населения республики, достичь какой-либо полити-

ческой стабильности не представляется возможным.

Указанные выше организации русских и русскоязычных вместе с

татарскими гражданскими формированиями осенью 1991 года  провели

Конгресс  демократических сил Башкирии, который по существу стал

первым шагом консолидации политической оппозиции не только БНЦ и

его союзникам, но и нынешнему  руководству  республики.  Главную

задачу  эти силы видят, согласно материалам Конгресса, в развер-

тывании парламентской борьбы вплоть до образования "правительст-

ва гражданского и национального согласия на  коалиционной  осно-

ве".  Конгресс  выступил за "прекращение национал-сепаратистских

тенденций, направленных на  изоляцию  от  Российской  Федерации,

разжигание  межэтнической  розни, ведущих к расколу самой Башки-

рии".

На процесс становления гражданского общества в Башкортоста-

не, на всю этнополитическую ситуацию в республике оказывает вли-

яние появившиеся  также  национально-культурные  центры  украин-

цев(74990  чел.,  из  них  81,3%  проживает  в городах), чувашей

(118509 чел., из них 44% проживают в городах), марийцев  (105768

чел., из них 33,2% - в городах), немцев и евреев. Чуваши, марий-

цы и украинцы видят основную свою задачу в создании национальных

сельских советов в зонах их компактного проживания. Евреи и нем-

цы пытаются создать экономическую структуру,способную предотвра-

тить миграцию граждан за рубеж.

      Республика Башкортостан переживает период роста этнополити-

ческой напряженности. Выход из все более осложняющейся  ситуации

видится в глубокой реформе политической системы. Необходимо зак-

репить  гарантированное  представительство  всех основных нацио-

нальных групп в органах государственной  власти  и  притом  так,

чтобы  ни  меньшинство  большинству  (по  праву "коренного"), ни

большинство меньшинству (посредством своей многочисленности)  не

могли диктовать свою волю.

На основе диалога всех имеющихся уже гражданских формирова-

ний, включая национально-культурные центры, при участии руковод-

ства республики можно было бы выработать квотное  представитель-

ство от каждой национальной группы в высший эшелон законодатель-

ной  и исполнительной власти (Совет министров, Президиум Верхов-

ного Совета и т.д.), которое конституционно должно быть  закреп-

лено на достаточно длительный исторический срок.

Звучит  это,  может быть, не совсем демократично. Однако, к

этому заключению мы пришли на основании следующих аргументов:

- если не допустить представителей других народов в склады-

вающийся совершенно на новых принципах истеблишмент, не интегри-

ровать в политическую  элиту  лидеров  гражданских  формирований

"некоренных"  национальностей, а продолжать рассматривать небаш-

кир через призму теории "национального суверенитета" БНЦ,-  зна-

чит  превратить Башкортостан в зону постоянной политической нес-

табильности на долгие годы;

-  квота представительства предотвратила бы превращение уже

идущей полным ходом борьбы за власть в затяжную схватку,  грозя-

щую вылится в формы гражданской войны. Конституционно закреплен-

ная  на  длительный  период квота не только снизила бы возможный

накал противоборства, но и способствовала бы формированию тради-

ций парламентаного решения вопросов с увязкой удовлетворения ин-

тересов различных этносов в условиях многонационального государ-

ства.

Иногда можно слышать утверждения, что гражданская  война  в

Башкортостане невозможна, слишком многое связывает живущие здесь

народы.  Однако,  если  в силу указанных выше противоречий между

различными национальными группами обстановка в республике станет

хронически нестабильной, разве ее гражданам будет от этого легче?
Разве можно радоваться, что не будет Карабаха и Югославии,  но

допускать вероятность Ольстера? Пока этнополитическая обстанов-

ка  в  Башкортостане  развивается  таким образом, что республика

постепенно вступает в состояние кризиса, в любой момент  способ-

ного разразиться "взрывами" межнациональных противоречий. Нынеш-

нее спокойствие в Башкортостане призрачно.

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель