Черновик
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ БАШКОРТОСТАНЕ
В Башкортостане в течение нескольких послених столетий воз-
никло полиэтническое общество. Башкирский этнос и две этнические
группы - татарская и русская - их взаимоотношения определяют се-
годня в целом ситуацию в республике. По переписи 1989 года здесь
проживает 3.943.113 человек, из них в городах - 63,8%, в сель-
ской местности - 36,2%.
| Численность | Удельный вес в национальной структуре | в городах | в сельской местности |
Башкиры | 863.808 | 21,9% | 42,3% | 57,7% |
Татары | 1.120.707 | 28,4% | 57,8% | 42,2% |
Русские | 1.548.291 | 39,3% | 83,0% | 17,0% |
Обстановка в республике с конца 80-х годов в ходе преобра-
зований и становления гражданского общества постепенно усложня-
ется и обостряется, что обусловлено целым рядом причин:
- деформирована экономическая система. Продукция, выпускае-
мая промышленностью, на 81,5% относится к средствам производст-
ва. Сельское хозяйство дает лишь 17% валового национального про-
дукта республики,и его доля имеет тенденцию к сокращению. В ре-
зультате население, имея на руках значительную денежную массу,
испытывает дефицит в товарах и услугах;
- 97% предприятий находятся в подчинении центральных, те-
перь уже российских ведомств. Башкоротостан имеет лишь 9% от
производимой ими прибыли. Аналогичное происходит и с добываем-
мыми ценными металлами, о количестве которых руководство респуб-
лики не имеет даже достаточной информации.
Немаловажным фактором, способствующим повышению социальной
активности всех слоев общества, явилось обострение экологической
обстановки. Концентрация в республике экологически вредных про-
изводств, прежде всего химического, привела к загрязнению атмос-
феры. Произошла массовая гибель пчел; зарегистрированы случаи
заболевания белокровием крупного рогатого скота. В городах нали-
цо увеличение онкологических заболеваний, числа патологии ново-
рожденных. Серия аварий на промышленных обьектах, нанесших вред
окружающей среде и приведших к человеческим жертвам ("фенольная
катастрофа" и др.), дала толчок процессу политизации общества.
В 1989-1990 гг. начал складываться достаточно широкий
спектр политических сил. В условиях полиэтнического общества
Башкортостана гражданские формирования возникали на основе наци-
онально-культурных центров, которые стали превращаться в комите-
ты защиты интересов отдельных этносов и в самостоятельных субь-
ектов новой политической системы республики.
Одной из наиболее крупных и влиятельных организаций являет-
ся Башкирский Народный Центр "Урал"(БНЦ). В руководящих органах
- Совете и Правлении - тон задает национальная интеллигенция, в
основном творческая, причем возраст лидеров достаточно высок -
около 50 лет. Будучи в большинстве своем выходцами из сельских
районов, башкирские студенты являются связующим звеном между БНЦ
и деревней, проводником там его идеологических установок.Создан-
ный печатный орган, газета "Замандаш" ("Современник"), издавае-
мая комбинировано на двух языках - русском и башкирском, - отра-
жает платформу БНЦ.
Процесс формирования башкирского народа, как этносоциальной
общности, не завершен. Число городского башкирского населения
увеличилось за 80-е годы на 107 тыс. человек или 38,7% (несмотря
на это башкиры составляют 14,5% всего городского населения рес-
публики). Продолжается рост численности башкирской интеллиген-
ции. Еще в 50-х годах научных работников из башкир были единицы.
С 1957 по 1987 гг. их число возросло в 9 раз. Ныне башкиры сос-
тавляют 17,2% всех занятых в научной сфере, причем их доля в
составе лиц, обладающих управленческими функциями еще выше -
39,9% кандидатов наук, 30,2% докторов наук. Вероятно, впервые
именно сейчас национальная интеллигенция испытывает свою коли-
чественную самодостаточность: подготовлены кадры из числа башкир
для управления во всех сферах общественной жизни.Ощущая себя ли-
дером "республикообразующего" этноса, она устремляется к пере-
распределению мест в государственно-управленческой структуре.
В своих действиях она опирается на другие слои башкирского
городского населения, которые пополняются выходцами из сел и ко-
торые, испытывая трудности в адаптации к новым, действительно
трудным жизненным условиям, ощущают себя маргиналами. Мигрирую-
щие отнюдь не пополняют сразу ряды башкирского рабочего класса.
Он составляет среди промышленных рабочих республики 12,7%, при-
чем по темпам роста их численности среди других этнических групп
занимает лишь пятое место. Положение новых городских жите-
лей-башкир усугубляется еще и тем, что в деревню им возврата
нет, ибо она продолжает находится в состоянии глубочайшего кри-
зиса (этит, в частности, обьясняется и интенсивность миграции
башкир за пределы республики, в 2,5 раза превышающей параметры
миграции из Башкирии представителей других национальностей. За
80-е годы численность башкир, проживающих за пределами республи-
ки, увеличилась на 150 тыс. человек).
При развитии БНЦ "Урал" политической идеологии, отдающей
приоритет национальному над общечеловеческим, в условиях такого
состояния башкирского этноса может возникнуть массовое движение,
поведение которого будет чревато возможными "выбросами" громад-
ной социальной энергии.
В качестве основной задачи БНЦ выдвигает решение националь-
ной проблемы башкир: она "не теряет свою остроту и остается са-
мой главной в ряду всех социально-политических проблем, потому
что нация представляет собой основную единицу деления общества и
решение ее судьбы имеет неприходящее значение".
Важное место в идеологических разработках "Урала" играет
тезис о "коренном народе". Он, по мнению членов БНЦ,"должен за-
нимать особое положение среди других национальных групп". На
сознание людей это положение может оказать сильное воздействие,
поскольку затрагивает историческую память нации: полиэтническое
общество в Башкирии складывалось в течении веков на основе ис-
пользования башкирами сохраненных родо-общинных структур соци-
альной организации и института припуска. Мигрирующие на террито-
рию Башкортостана различные этнические группы допускались на об-
щинные земли на основе договора на 30, 50 и более лет, но никог-
да земли не отдавались в вечное пользование. В сознании каждого
башкира глубоко сидит мысль о том, что его предки когда-то "при-
пускали" небашкир.Опираясь на идеологему "национального права",
БНЦ требует для башкир в республике практически монополии на ин-
ституты политической власти, на льготное и преимущественное пра-
во приобретения и распоряжения собственностью, прежде всего зе-
мельной.
По отношению к несогласным с подобными установками гражда-
нам республики члены БНЦ занимают жесткую позицию: "если люди
некоторых национальных групп не могут довольствоваться лишь пре-
доставленными им правами человека, то для получения национальных
прав они имеют полную возможность вернуться на свою изначальную
родину и сделать тем самым большое благо также для собственного
народа, ибо национальная консолидация является одним из основ-
ных условий укрепления нации и нормального ее существования".
Наряду с БНЦ действует целый ряд других национальных граж-
данких формирований: Башкирская Народная Партия (БНП), Общество
Башкирских Женщин (ОБЖ), Союз Башкирской Молодежи (СБМ), Башкир-
ское казачье культурно-историческое общество "Северные Амуры".
Они идут во многом практически в фарваторе политики формируемого
"Уралом"массового национального движения и не являются пока са-
мостоятельными субьектами на политической сцене, как это имеет
место, к примеру, в Литве, Молдове или Узбекистане.
Стремясь консолидировать национальное движение, БНЦ и его
союзники провели серию "всебашкирских" форумов. На последнем из
них в конце декабря 1991 года был создан Башкирский Национальный
Конгресс, который,вероятно, будет претендовать с течением време-
ни на роль "альтернативного правительства", пока же призван за-
ниматься вопросами законотворчества, формированием депутатского
корпуса, подбором руководящих кадров. Основными целями Конгресса
провозглашены выход Башкортостана из состава России, достижение
полной независимости.
В этих условиях "коренному" населению будет постоянно ка-
заться недостаточным имеющийся их политико-правовой статус, а
"пришлому", составляющему почти 80% населения республики, испы-
тывать потребность в защите своих гражданских прав. В резуль-
тате происходит процесс политизации практически всех основных
этнических групп населения.
Татары создали Та-
тарский Общественный Центр (ТОЦ), Татарскую Демократическую Пар-
тию "Идель-Урал"(ТДП), Союз Татарской Молодежи "Азат-
лык"(СТМ). Крупнейшим из этих гражданских формирований является
ТОЦ, который, подобно БНЦ, пытается стать стержнем набирающего
силы национального татарского движения.
Еще в 20-х годах татары,как этническая группа, начавшая
складываться еще с времен взаимодействия кочевых башкирских ро-
дов с Булгарским царством, лишилась здесь, в Башкирии, своих
книгоиздательств, театров, газет. Единственный путь, предложен-
ный советской властью национальной татарской интеллигенции после
образования АБССР, это трудиться в государственной системе, что
по существу означало работу на башкирское искусство, башкирскую
литературу и т.д. Для продвижения по службе,издания трудов,надо
было, называться башкиром. Тысячи татарских чиновников, врачей,
писателей, ученых стали записываться башкирами. Эта порочная
тенденция не только не уничтожалась, но и получила конституцион-
ное закрепление, когда из Основного Закона республики в 1978 го-
ду татарский язык был изьят как государственный.
В результате от взаимодействия татар и башкир в рамках на-
ционально-государственного строительства в условиях господства
командно-административной системы не остались удовлетворенным ни
один из этих этносов, и тем более их элиты: башкирскую интелли-
генцию всегда беспокоила мысль, что язык башкир, их искусство
рискуют потерять свое национальное своеобразие, колорит, а та-
тарскую - угнетал приспособленческий характер их творческой дея-
тельности.
Часто в институтах государственной власти Башкортостана, а
также в выступлениях лидеров БНЦ звучит утверждение, что запросы
татар республики "может и должна в полной мере удовлетворить Ка-
зань". Между тем данное положение представляется ошибочным: та-
тары здесь представляют собой специфическую сложившуюся этничес-
кую группу "башкирские татары", подобно полякам Литвы, немцам
Поволжья и т.д. Если продолжать рассматривать их в качестве
"пришельцев" или "граждан соседней республики", если не интегри-
ровать татарскую местную элиту в структуру политической власти
республики, в ее истеблишмент, если не приступить к реализации
прав башкирских татар как равноправных граждан в полном обьеме,
сепаратистские тенденции в установках ТОЦ и его союзников будут
усиливаться. Они выступают в случае игнорирования интересов эт-
носа за восстановление Уфимской губернии и вхождения ее в состав
России. Они против создания независимого Башкортостана вне Рос-
сии, опасаясь усиления дискриминации себя как национального
меньшинства.
После "Урала" ТОЦ в настоящее время является наиболее мно-
гочисленной и разветвленной организацией на политической сцене
республики. В случае выборов в государственные органы власти
ТОЦ, опираясь на большинство татарского населения республики,
станет серьезной парламентской силой. С этим нельзя не считать-
ся, тем не менее нынешний государственный аппарат и БНЦ не ведут
с татарскими гражданскими формированиями серьезного, конструк-
тивного диалога.
В Башкирии большинство русских проживает в городах.Сельское
русское население сокращается очень быстро: в результате появи-
лись в последние годы "новые" чувашские и марийские деревни. Это
произошло потому, что прежнее большинство, русские, покинуло их.
До недавнего времени большинство социально активных русских
входило в КПСС. С ее запрещением русские в известной степени
оказались дезорганизованными. Только сейчас поставлен, к приме-
ру, вопрос о создании русского культурного центра. Многие лишь
теперь стали присматриваться к небольшим имеющимся организациям,
прежде считавшимся "неформальными".
Надо отметить, что новая волна политической активности рус-
ских пока идет не в русле формирования национального движения, а
через попытки самоорганизоваться по социальным интересам. Именно
таковыми являются республиканская организация Социал-Демократи-
ческой Партии России, местная ячейка Демократической Партии Рос-
сии, Ассоциация Промышленников Башкортостана, Союз арендаторов и
предпринимателей Башкортостана, Ассоциация крестьянских хозяй-
ств, сельскохозяйственных кооперативов и арендаторов Башкортос-
тана, организация Демократического Союза, Независимый Союз Сту-
дентов. Здесь можно встретить не только русских, но и татар,
башкир, украинцев, представителей других национальностей и, хо-
телось бы обратить внимание, метисов (в республике насчитывается
1050350 семей. Каждая четвертая- национально-смешанный брак).
Русскую национальную проблематику поднимает более ярко выраженно
лишь Уфимский Историко-Патриотический Собор. Имеются также орга-
низации, стремящиеся вообще подняться над национальными и поли-
тическими проблемами. К ним прежде всего следует отнести эколо-
гический клуб "Белые Вороны", члены которого предпринимают по-
пытку наладить миграцию горожан в сельскую местность, чтобы
"вернуться к природе".
Русские пока находятся лишь на начальной стадии политиза-
ции.Их подталкивают к ней выступления отдельных деятелей БНЦ,
обьявляющих главной угрозой существованию башкир "опасность его
поглощения русским народом". "Каждый русский человек вольно или
невольно превратился в носителя имперского духа". Так или иначе,
без учета интересов русских Башкирии, предки многих из которых
переселились сюда несколько веков назад, русских, составляющих
около 37% всего населения республики, достичь какой-либо полити-
ческой стабильности не представляется возможным.
Указанные выше организации русских и русскоязычных вместе с
татарскими гражданскими формированиями осенью 1991 года провели
Конгресс демократических сил Башкирии, который по существу стал
первым шагом консолидации политической оппозиции не только БНЦ и
его союзникам, но и нынешнему руководству республики. Главную
задачу эти силы видят, согласно материалам Конгресса, в развер-
тывании парламентской борьбы вплоть до образования "правительст-
ва гражданского и национального согласия на коалиционной осно-
ве". Конгресс выступил за "прекращение национал-сепаратистских
тенденций, направленных на изоляцию от Российской Федерации,
разжигание межэтнической розни, ведущих к расколу самой Башки-
рии".
На процесс становления гражданского общества в Башкортоста-
не, на всю этнополитическую ситуацию в республике оказывает вли-
яние появившиеся также национально-культурные центры украин-
цев(74990 чел., из них 81,3% проживает в городах), чувашей
(118509 чел., из них 44% проживают в городах), марийцев (105768
чел., из них 33,2% - в городах), немцев и евреев. Чуваши, марий-
цы и украинцы видят основную свою задачу в создании национальных
сельских советов в зонах их компактного проживания. Евреи и нем-
цы пытаются создать экономическую структуру,способную предотвра-
тить миграцию граждан за рубеж.
Республика Башкортостан переживает период роста этнополити-
ческой напряженности. Выход из все более осложняющейся ситуации
видится в глубокой реформе политической системы. Необходимо зак-
репить гарантированное представительство всех основных нацио-
нальных групп в органах государственной власти и притом так,
чтобы ни меньшинство большинству (по праву "коренного"), ни
большинство меньшинству (посредством своей многочисленности) не
могли диктовать свою волю.
На основе диалога всех имеющихся уже гражданских формирова-
ний, включая национально-культурные центры, при участии руковод-
ства республики можно было бы выработать квотное представитель-
ство от каждой национальной группы в высший эшелон законодатель-
ной и исполнительной власти (Совет министров, Президиум Верхов-
ного Совета и т.д.), которое конституционно должно быть закреп-
лено на достаточно длительный исторический срок.
Звучит это, может быть, не совсем демократично. Однако, к
этому заключению мы пришли на основании следующих аргументов:
- если не допустить представителей других народов в склады-
вающийся совершенно на новых принципах истеблишмент, не интегри-
ровать в политическую элиту лидеров гражданских формирований
"некоренных" национальностей, а продолжать рассматривать небаш-
кир через призму теории "национального суверенитета" БНЦ,- зна-
чит превратить Башкортостан в зону постоянной политической нес-
табильности на долгие годы;
- квота представительства предотвратила бы превращение уже
идущей полным ходом борьбы за власть в затяжную схватку, грозя-
щую вылится в формы гражданской войны. Конституционно закреплен-
ная на длительный период квота не только снизила бы возможный
накал противоборства, но и способствовала бы формированию тради-
ций парламентаного решения вопросов с увязкой удовлетворения ин-
тересов различных этносов в условиях многонационального государ-
ства.
Иногда можно слышать утверждения, что гражданская война в
Башкортостане невозможна, слишком многое связывает живущие здесь
народы. Однако, если в силу указанных выше противоречий между
различными национальными группами обстановка в республике станет
хронически нестабильной, разве ее гражданам будет от этого легче?
Разве можно радоваться, что не будет Карабаха и Югославии, но
допускать вероятность Ольстера? Пока этнополитическая обстанов-
ка в Башкортостане развивается таким образом, что республика
постепенно вступает в состояние кризиса, в любой момент способ-
ного разразиться "взрывами" межнациональных противоречий. Нынеш-
нее спокойствие в Башкортостане призрачно.