Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Информация об ИГПИ :: Сотрудники :: Юрий Кульчик :: Публикации :: О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ССР МОЛДОВА

 

 

 Ю.Г.Кульчик, С.И.Румянцев

   

О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В ССР МОЛДОВА

   

    Республика  находится  в состоянии перманентной гражданской войны.

Более того, едва ли в сложившейся ситуации можно избежать  кровопроли-

тия.  Это  отнюдь не эмоции, а анализ положения, результаты которого в

развернутом виде мы представим в самое ближайшее время.

    Нет сомнений в том, что все усложняющаяся и  быстро  обостряющаяся

общественно-политическая обстановка в Молдове будет развиваться в бли-

жайшие  месяцы на фоне все ухудшающегося положения в экономике. И дело

не только в снижении уровня практических всех экономических  показате-

лей. Разбалансировался механизм материально-технического снабжения. Не

подготовленный и в этом смысле преждевременный отход экономики от пла-

нового  начала привел к значительным сбоям промышленного производства,

оставшегося без достаточного количества  сырья.  В  тяжелом  положении

оказались  города,  лишившиеся  регулярных поставок основных продуктов

питания. Все это создает и будет создавать социальную напряженность  в

обществе  (в  Молдове, как и повсюду в Союзе). Однако, острый кризис в

республике, граничащий с возможным взрывом гражданской войны  в  форме

межнационального противоборства, определяется не этими, а прежде всего

надстроечными  императивами, сложившимся в республике политическим ре-

жимом.

    Рассмотрим основные политические силы, определяющие течения общес-

твенной жизни республики.

                                  I.

    Летом 1990 года в результате парламентских выборов демократическим

путем к власти пришел Народный Фронт Молдовы (НМФ). Никакие ссылки  на

то, что большинство депутатов нового парламента являются коммунистами,

на  то,  что президентом Молдовы является человек, невышедший из рядов

КПМ, и т.д. - не должно вводить в заблуждение: коммунистическая партия

в республике утратила политическую власть. Об этом свидетельствует хо-

тя бы тот факт, что  созданы  практически  мононациональные  структуры

власти:  правительство сформировано по национальному признаку; руково-

дители всех 17 постоянных комиссий Верховного Совета республики - мол-

даване. Но дело не только в том, что нарушена пропорциональное  нацио-

нальному  составу  республики представительство различных национальных

общин.

    Главное заключается в самой природе сложившегося режима.

    НМФ: возникший в середине 1989 года, в настоящее время насчитывает

40 тысяч активистов и около двухсот тысяч сочувствующих. Его вдохнови-

телем и руководителем является творческая молдавская интеллигенция. Ей

удалось, опираясь на студенчество, мобилизовать широкие массы молдаван

под лозунгами национального возрождения. В течение нескольких  месяцев

сформировалось национальное движение, имеющее ярко выраженную популис-

тскую идеологическую концепцию.

    Мы  определили  движение как популистское. Разумеется, популизм не

является универсальным средством, полностью объясняющим  феномен  НФМ.

Это один из возможных подходов объяснения мощнейшего гражданского дви-

жения, которое, как кажется многим, имеет "общенациональный" характер.

Популизм  -  это своеобразная методологическая модель, позволяющая по-

нять сущность движения, его внутреннюю противоречивость, широкую идей-

ную и политическую амплитудность, "разнофланговость" - как имманентные

самой природе данного явления.

    Популизм не представляет собой какую-либо целостную систему  идей.

Он  является  результатом определенной сложившейся ситуации. Появление

популизма обычно является ответом на проблемы модернизации,  радикаль-

ных  социальных применений и их последствий, как экономического, так и

политического характера, хотя эти мотивы как бы скрываются, им  преда-

ется косвенное значение.

    Одна из важнейших черт популизма - абсолютная вера во всемогущест-

во идеи, которой должно подчиняться все в обществе и политической жиз-

ни.  Таковой  в  Молдове  является идея Родины, подкрепленная синтезом

двух понятий - "народа" и "нации". Лишь вера в идею обеспечивает  при-

частность  индивидуума  к  группе или культуре, а в конечном счете - к

нации.

    Популизм примитивен, но эта примитивность особого рода.  Популизму

свойственна  "ассиметрия гражданских принципов" одни принципы возвели-

чиваются, гиперболизируются, другие - просто предаются забвению. В ос-

нове модели лежит сознательное преувеличение  значимости  национальных

интересов в системе человеческих ценностей. Интерес нации искусственно

ставится  выше общечеловеческих интересов, выше интересов государства,

класса, социального слоя или группы,  выше  интересов  семьи,  дружбы,

любви, выше родительского, профессионального долга. Смещение подлинных

интересов  человека достигается посредством массированного воздействия

на людей средств массовой информации, проведения непрерывной цепи  ми-

тингов,  демонстраций,  манифестаций. Упор делается главным образом на

взвинчивание  эмоций,  сознательно  муссируются  наиболее  болезненные

проблемы  и не дается программа их позитивного решения. Популизм апел-

лирует к простому народу,  традициям.  Популистская  мобилизация  масс

представляет  собой попытку осуществить интеграцию на базе "традицион-

ных" ценностей; он представляет собой  способ,  "технику  национальной

интеграции".

    Именно посредством популистской идеологии и социальной методологии

НФМ  удалось  победить  на выборах и взять власть. При прогнозировании

поведения данной власти необходимо постоянно учитывать эту особенность

ее генезиса.

    После победы на выборах НФМ в июле 1989 года проводит свой  П  съ-

езд. Знакомство с программными документами и периодической печатью да-

ет  основание заключить, что никакой достаточно разработанной экономи-

ческой концепции фронт не имеет: ссылки на "два приоритетных направле-

ния" развития национальной экономики - сельское хозяйство и радиоэлек-

тронику - не подкрепленные расчетами, не могут быть  приняты  всерьез.

Отсутствие  же  республиканских  законов  о  собственности, о земле, о

предприятии, об аренде, о налогообложении и др. еще более создает  не-

определенность  в экономике. В итоге получается, что новые возглавляе-

мые  НФМ органы оказываются властью без реальной власти,  выраженной  в

экономических полномочиях.

    Отсюда  и  чрезмерная  "заидеологизированность" режима: объявление

себя "антитоталитарной и антикоммунистической силой", борющейся против

"советской империи"; поток лозунгово-пропагандистской информации о на-

именовании республики, о восстановлении этнонима "румынский  народ"  и

названия языка Молдовы "румынский язык", об отмене культа личности Ле-

нина,  о  переименовании  площади  Победы, о статусе Советской Армии и

т.д. Такая идеологическая платформа предполагает повышенную  агрессив-

ность режима, поиск "внешних" и "внутренних" врагов.

    Стремление  НФМ  в  программных документах отождествить молдавский

этнос с румынским, осуществить не только языковую, но  и  политическую

их идентификацию привело к возникновению внутриэтнической, "внутримол-

давского" противоречий.

    Подобные прорумынские установки в НФМ неслучайны. Они имеют доста-

точно глубокие корни: в 20-30-е годы Румыния проводила аграрную рефор-

му, сопровождавшуюся приглашением румынского населения на льготных ус-

ловиях  в Бессарабии заниматься сельским хозяйством. Не менее 80 тысяч

человек переехало сюда на местожительство. Эти люди в подавляющем сво-

ем большинстве остались здесь после 1945 года, и именно с этой  частью

наиболее  зажиточного  крестьянства была совершена сталинская кампания

раскулачивания 1949 года. В отличие от российского  крестьянства,  по-

гибшего  в 30-50-е годы, эти люди вернулись в 1953-1956 годах, еще от-

носительно здоровыми и возможно сохранившими некоторые ценности. Землю

им не вернули, и они стали вкладывать усилия своего труда и сбережений

в подрастающее поколение, стремясь дать ему образование. Если  посмот-

реть  генезис  людей,  возглавляющий НФМ, то мы обнаружим значительную

часть граждан - молдавских румын во втором поколении. Отсюда и  прору-

мынские ярковыраженные ориентации Фронта.

    До  поры за этими установками шла основная масса молдавского насе-

ления. На это "работали" и общность  исторических  судеб,  и  близость

языков  (одна из грубых политических ошибок гражданских движений русс-

коязычного населения состояла  в  непризнании  необходимости  перехода

письменности  Молдовы  на  латинскую  графику: кириллица действительно

препятствовала знакомству населения с научным и  духовным  потенциалом

соседнего государства), и общий подъем национального самосознания мол-

даван,  когда люди начинают не только видеть острее различия между на-

циями, но и роднящие их черты. Наконец, эти  устремления  поддерживали

также  и  партийные  и  государственные  работники. Это объясняется не

только тем, что КПМ пыталась идти навстречу интересам  народа,  но  и,

вероятно, тем что подобные установки идеологически освящали происходя-

щую  смену"поколений" в структуре власти, особенно в ее верхнем эшело-

не: старые партийные и государственные кадры, начинавшие свою  карьеру

в  конце  40-х  - в 50-х годах, были выходцами с Левобережья, и теперь

они оттеснялись молдаванами собственно Бессарабии. После прихода НФМ к

власти прорумынские лозунги зазвучали резче. Это оттолкнуло от  Фронта

значительную  часть  крестьянства,  историческая память которых хранит

много негативного из прошлого 20-30-х годов (если в Литве национальное

крестьянство в указанный исторический период в ходе проводимой  буржу-

азной  аграрной  реформы  извлекло для себя громадные выгоды - здесь к

40-м годам основной костяк составляли крестьяне-середняки, то  кресть-

янство Молдовы не приобрело больших дивидендов от аналогичной реформы,

проводимой  Румынией, в общем-то не избавившейся от пут феодальных пе-

режитков "боярской" страны).

    Эти лозунги отвратили от Фронта также значительную часть  служащих

государственного  аппарата.  Их  отношение  к позиции НФМ ужесточилось

после предпринятых последним мер по "открытию дверей" с Румынией:

    - организованный свободный переход границы в ряде мест в  один  из

дней, обставленный с большим пропагандистским размахом, вскрыл то обс-

тоятельство, что общий уровень жизни населения в Молдове несколько вы-

ше,  чем  у соседей, и потому форсированное слияние с Румынией рядовым

молдаванам не несет сиюминутных выгод;

    - либерализация режима поездок  государственных  служащих  вызвала

эффект,  который  явно не ожидали в НФМ: люди поняли, что в случае ин-

теграции двух государственных аппаратов распределение  мест  во  вновь

создаваемом будет отнюдь не в пользу Молдовы.

    Наконец,  прорумынские  установки  НФМ, его чрезмерно выраженные в

"национальном" духе устремления в подборе кадров, в языковой  политике

сделали  враждебными по отношению к нему значительную часть молдавских

городских слоев, особенно Кишинева. Эти люди в условиях диспропорции в

нашей национальной политике действительно значительно ассимилировались

в языковом плане. Многие состоят в смешанных  браках,  число  которых,

кстати продолжает увеличиваться. Многие работают в смешанных по своему

национальному составу коллективах (на крупных предприятиях Кишинева до

40 проц. персонала составляют молдаване). Возрастает количество людей,

втянутых  в кооперативную и другую хозяйственную деятельность, которые

мыслят исключительно экономическими и "союзными" категориями. Всех  их

отталкивает жесткость НФМ, а адаптироваться под него в устанавливаемые

им сжатые сроки они не хотят.

    Налицо внутриэтнический конфликт, который НФМ едва ли сможет сгла-

дить  декларируемыми ныне с трибун различного государственного уровня

"разъяснений", что никакого слияния с Румынией в  ближайшее  время  не

предвидится.  Чтобы его избежать, объединить нацию, режиму следует не-

избежно искать внешние, сильно воздействующие факторы.

    Популистское движение, завоевавшее политическую власть, стремится,

чтобы сохранить себя, к двум по существу взаимоисключающим друг  друга

целям:  с одной стороны, предпринимается попытка создать "многоклассо-

вую интегративную партию", учитывающую интересы, якобы, всех слоев об-

щества, но все более четче формулирующую программу, отражающую интере-

сы каких-то одних сил - идеология режима именно тогда и превращается в

популистский национализм, стремящийся подчинить массовое движение пос-

редством каких-то уставных положений  и  возложенных  обязанностей;  с

другой  стороны,  предпринимается  попытка  любой ценой сохранить само

движение, его стихийность и массовость, эмоциональный порыв.

    Популизм не имеет на индивидуума никакого экономического,  полити-

ческого,  правового воздействия. Он морально давит на него. И если мо-

ральные каноны начинают безраздельно господствовать, оно  превращается

в "фарисействующую моральную тиранию".

    В Молдове сказанное о популистском движении в общей форме проявля-

ется в следующем:

    В Молдове сказанное о популистском движении в общей форме проявля-

ется в следующем:

    - из НФМ вышли люди, бывшие у истоков возникновения Фронта. Звучат

обвинения в адрес Председателя НФМ и его "команды" в стремлении к "ав-

торитаризму".  Однако, дело не в личностях, а в логике развития самого

популистского движения, нетерпящего многообразия  в  трактовке  Нацио-

нальной Идеи;

    -  на съезде НФМ развернулась борьба руководства Фронта против по-

пыток преобразовать Фронт в политическую  партию.  Мотивировалось  это

тем,  что "Молдова является колонией советской империи, это привело бы

к расколу сил". Нам неизвестны доводы новых властей, но возникшая  Со-

циал-демократическая партия Молдовы не была официально зарегистрирова-

на. Причины такой линии НФМ отнюдь не в противостоянии "советскому им-

периализму".  Популизм  стремится  интегрировать  целое и потому будет

препятствовать дальнейшему развитию процесса становления  гражданского

общества,  предполагающего  многообразие социальных интересов и, соот-

ветственно, плюрализм форм политической жизни (многопартийность).

    Мы показали, что популистский режим даже для самих  молдаван,  при

условии существования некоего мононационального государства, представ-

ляет  собой  тупиковый  путь общественного развития. Без вмешательства

извне такой режим может просуществовать длительный  период,  способный

обернуться  для  народа временем национального "застоя". В этом случае

он будет уничтожен политическим формированием,  возникшим  в  условиях

мононационального  авторитаризма, к примеру, социал-демократами, хрис-

тианскими демократами (в Молдове  существует  инициативная  группа  по

созданию такой партии), коммунистами либо вариантом коалиции различных

социальных  сил. Такой вариант развития общества возможен, вероятно, в

Литве. В Молдове же он маловероятен, поскольку  здешний  популистский

режим  не только не обладает тем экономическим потенциалом, какой есть

у литовцев, но и подвержен воздействию двух мощнейших "внешних" факто-

ров, какими являются проблемы юга Молдовы (гагаузов) и Приднестровья.

    

                                  II.

   

    Процесс формирования наций и национальных государств в юго-восточ-

ном регионе Европы сопровождался на протяжении веков интенсивной  миг-

рацией,  перемещениями  громадных  масс  народа.  В результате Молдова

превращается постепенно в многонациональную страну, в которой вместе с

молдаванами жили, живут, будут жить украинцы, русские, болгары, гагау-

зы, цыгане, греки, армяне, румыны, поляки, евреи, чехи, немцы, францу-

зы, итальянцы, турки и многие другие. В течение веков менялся удельный

вес этнических групп в общем составе населения,  но  многонациональный

характер  сохранился,  придавая краю специфический облик. Бессарабия -

это прежде всего ценный (уникальный)  опыт  совместного  проживания  и

творчества этносов.

    Молдова - исторически многонациональное образование. Это необходи-

мо подчеркнуть, чтобы отмести появившиеся ныне идеологические постула-

ты о "коренной" нации, о имевшем я якобы "облагодетельствовании" одной

нацией других, "пришлых" народов, "мигрантов" и т.д. Нам представляет-

ся  ошибочными,  а может быть, в свете сложившейся обстановки, и прес-

тупными, попытки доказывать "права нации на территории" (нацию понима-

ют, как национальность, этнос). Вся история человечества -  беспрерыв-

ная  череда  захватов, переселений, слияний, разделений народов. Нет в

мире этноса, образование которого не было  бы  результатом  различного

рода массовых миграций и ассимиляций. Территория, занимаемая каким-ли-

бо этносом, никогда не совпадали с государственными. Исторические про-

цессы объективны, и крайне наивно полагать, что именно сейчас, в конце

ХХ века, кому-то удастся их остановить или повернуть назад. Если исто-

рическая справедливость в настоящее время нарушена или стоит перед та-

кой угрозой, то в какой исторической эпохе надо искать эталон, в соот-

ветствии  с  которым  она должна быть восстановлена? В ХIХ веке? Или в

ХYIII, в ХIY, в Ш веке до н.э.? Признать ныне приоритет молдавской на-

ции над другими жителями края, пойти за лозунгом "Молдова  -  молдава-

нам", пытаться очертить племенные "швы" данного региона - означает ра-

зорвать  естественно сложившуюся историческую ткань, нарушить многона-

циональный характер общества, расчленить, вольно или невольно, но  не-

избежно, единую Молдову, ликвидировать молдавскую государственность, а

с ней и самобытную духовную культуру края.

    Чем  больше  движение  НФМ становилось популистским, строящим свою

деятельность на мобилизации нации под лозунгами, нарушающими  многове-

ковое  равноправное  сосуществование  различных этносов на этой земле,

тем быстрее происходил процесс нарастания социальной активность гагау-

зов и жителей Приднестровья, осмысления там  собственных  региональных

интересов,  формирования  гражданских движений - "Гагауз Халкы" и Союз

Трудящихся Молдавии (СТМ).

    Данные гражданские формирования возникли не по подсказке извне, не

по прихоти какой-то горстки директоров-бюрократов,  как  пытаются  это

представить в Кишиневе лидеры НФМ. Они возникли по целому ряду сложных

и взаимосвязанных причин:

    - указанные регионы давно страдают от ошибок и просчетов в полити-

ке  централизованного  планирования  и  перераспределения  ресурсов  и

сырья. Достаточно вспомнить, какой урок нанесли гагаузскому крестьянс-

тву (впрочем как и молдавскому) кампания  по  борьбе  с  алкоголизмом,

когда  было уничтожено значительно количество виноградников (а лозу за

один год не вырастишь!). Спускаемая "сверху" цена на табак -  всего  4

р. 80 коп. за один килограмм при трудоемких затратах - привела к свер-

тыванию площадей традиционных табачных плантаций и т.д. и т.П7 Регионы

отчисляли республиканскому центру в несколько раз большем6 чем получа-

ли  в  форме ведомственной дотации (для промышленного Приднестровья это

выражалось в соотношении почти 10:1, для земледельческого юга -  2:1).

С провозглашенной с трибун съездов союзного и республиканского уровней

политики  демократизации, в указанных регионах зародилось естественное

стремление добиться действительного хозрасчета и самостоятельности;

    - с принятием Закона о языках и, главное, стремлением НФМ формиро-

вать "языковую" проблему (что выразилось в  принятии  государственного

постановления  об  аттестации руководящих кадров на знание молдавского

языка уже сейчас и практическому допущению смещения немолдаван с долж-

ностей любого уровня) всколыхнулось и мобилизовалось немолдавское  на-

селение  повсюду  в  республике,  но прежде всего на юге и в Приднест-

ровье, где гагаузы и русские, украинцы составляют большинство;

    - наконец, массовые митинги в Кишиневе сторонников Народного Фрон-

та, нападение на здание МВД, срыв демонстрации 7 ноября,  многочислен-

ные случаи избиений "русскоязычных" граждан и даже депутатов парламен-

та,  убийство  юноши  и  т.д. - все это не могло не поставить проблемы

обеспечения защиты личной безопасности людей и, как следствие,  поиска

форм политической самоорганизации.

    Если  в Кишиневе возникло Интердвижение, которое составило преиму-

щественно творческая  и  научно-техническая  интеллигенция,  движение,

имеющее,  вероятно, недостаточно мощную поддержку в трудовых коллекти-

вах крупных промышленных предприятий (вследствие смешанного националь-

ного состава), - то на юге Молдовы и в Приднестровье появились мощные

гражданские формирования.

    НФМ, руководство республики поначалу объявили их "антинациональны-

ми", "антиконституционными". Позднее, сев с ними за стол  переговоров,

они  заняли "жесткую", "бескомпромиссную" позицию; было упущено время,

когда для восстановления хотя бы относительного межнационального  сог-

ласия  достаточно было уступок по "языковым" проблемам; был не исполь-

зован момент, когда требование гагаузов предоставить им автономию, хо-

тя бы на областном уровне, а также просьба  предприятий  Приднестровья

предоставить им большую экономическую самостоятельность могли привести

к  совершенствованию хозяйственных связей и, опять-таки, к относитель-

ному успокоению *немолдавского населения; теперь,  когда  провозглашена

Гагаузская  и  Приднестровская  республики "вне рамок" Молдовы, вместо

того, чтобы упорно искать компромисс,  НФМ  и  руководство  республики

продолжают курс отстаивания "национальных" интересов.

    Подобный  политический  курс  окончательно  вскрывает популистскую

сущность политического режима в республике. Всякий компромисс  означал

бы  для  популистского руководства отказ от "Национальной Идеи", отказ

от мобилизации нации посредством популистских лозунгов, потерю широкой

социальной базы, утраты самого себя.

    Политическая ситуация в республике зашла в тупик: с одной стороны,

популистское движение, популистская власть, с другой, - возникшие  го-

сударственные  структуры  власти  в Комрате и Тирасполе (хочет или нет

это признавать  народнофронтовский  Кишинев).  Следует  отметить  одно

очень  важное  обстоятельство: в результате выборов в местные Советы в

Тирасполе и других городах Приднестровья, а также в Комрате  пришли  к

власти гражданские движения СТМ, Гагауз Халкы в Комрате. В первом слу-

чае  основу составляют представители научно-технической интеллигенции;

во-втором, преимущественно представители  немногочисленной  творческой

интеллигенции. Но в том и в другом случае - это движения, идущие "сни-

зу",  имеющие также элементы популизма (достаточно напомнить 70-тысяч-

ный митинг рабочих в Тирасполе, когда в сумерках со  свечами  в  руках

громадная масса людей пела Интернационал!). Эти движения возглавляются

людьми, также несклонными идти быстро на компромиссы и уступки. И здесь

в  высшей  степени  ошибочно  представление руководителей республики и

КПМ, что достаточно кого-то арестовать или припугнуть,  или...  исклю-

чить  из  членов  КПСС, чтобы порядок был наведен. Если главные фигуры

Тирасполя, Комрата и других "бунтующих" городов и сел будут  устранены

внешними  силами, то обстановка может стать взрывной, поскольку придут

на их место более молодые и, главное, более радикально настроенные лю-

ди. Стремление к еще большему диктату по отношению к  Приднестровью  и

Комрату приведет только к еще большему неповиновению последних.

   

                                 III.

   

    Итак, возникает тупиковая ситуация. Вопрос сейчас стоит о сохране-

нии территориальной целостности молдавского государства, причем отнюдь

не  в форме "единой и неделимой", "от гор и до моря" Молдовы, где мол-

даванин будет благодетельствовать "пришлым", "мигрантам" и  т.д.6  как

представляется это популистским лидерам НФМ.

    Целостность  государства может быть обеспечена лишь в случае приз-

нания всеми сторонами - молдаванами,  гагаузами,  болгарами,  жителями

Приднестровья - что Молдова представляет собой многонациональное госу-

дарственное образование, и поэтому юридически и фактически должен быть

признан этнический плюрализм - исторический, культурный, политический,

экономический  - без стремления к унификации, ибо единство многонацио-

нального организма немыслимо без признания его  этнического  многообра-

зия. Политическая структура Молдовы не должна представлять собой некое

застывшее унифицированное целое. Она может и должна развиваться в пла-

не удовлетворения интересов различных этносоюзов при сохранении целос-

тности республики. Сегодня возможна только федеративная Молдова, веро-

ятно  с двухпалатным парламентом, с предоставлением автономным образо-

ваниям широчайших полномочий в принятии решений по экономическим и со-

циальным вопросам.

    В Молдове позиции сторон все более  расходятся,  каждая  стремится

любой ценой достичь своего, для каждой цель, идея превыше всего. Между

тем многим эта эмоциональность мешает адекватно анализировать действи-

тельную ткань настоящего, для них разрыв между представлением и реаль-

ностью трудно преодолим. Конечно, история есть деятельность преследую-

щего  свои  цели  человека. Но это совсем не означает, что ход истории

строго идет по "вехам" человеческих целей. Действительное историческое

движение чаще не совпадает с теми целями, которые ставит человек. Раз-

витие целей (идеалов) дает картину истории идей. А реальные  процессы,

катаклизмы,  страсти, борения воль составляют ткань действительной ис-

тории. Между целью и результатом обычно всегда существует расхождение.

    Давайте задумаемся, действительно ли национальные идеи, за которые

так яростно борется Народный Фронт Молдовы, с одной стороны, или отча-

янная решимость гагаузов и жителей Приднестровья создать свои  респуб-

лики, с другой, ведут к истине? Может быть за этим борением и страстя-

ми скрывается нечто третье: страна переходит к новому типу руководства

делами  общества,  к динамическому руководству, в отличие от статисти-

ческого, характерного для строго унифицированного мира; от  сверхцент-

рализации  и  регламентации - к многообразию форм общественной жизни и

саморегулированию общества.

    Для реализации этого пути необходимо не только желание руководства

НФМ и Верховного Совета республики, для  этого  безусловно  необходимо

также  соблюдение ими временного фактора: в Комрате и Тирасполе форми-

руются новые структуры власти. Пока люди, занимающие руководящие  пос-

ты,  чувствуют себя недостаточно уверенно, с ними еще пока можно дого-

вориться. Компромисс еще возможен! Через  шесть-восемь  месяцев  может

вступить закон самовоспроизводства системы - люди поверят в себя, сис-

тема  докажет способность к жизни самостоятельной. Тогда вопрос о сох-

ранении целостности молдавского государства будет лишь гипотетическим.

    Сам популистский режим, конечно, может попытаться и, на  наш  взг-

ляд,  обязательно  попытается силой подчинить себе "неконституционной"

действующих "сепаратистов". В этом случае от Левобережья  оно  получит

отпор  открыто,  что  касается Комрата, то, по-видимому, население там

воспримет формы партизанского сопротивления. Не исключен и такой вари-

ант: возбужденный популистскими призывами, будучи  на  подъеме  своего

национального  духа, народ через некоторое время обнаружит, что решаю-

щего прорыва в экономике и социальной сфере не произошло, а весь  под-

нятый  шум оканчивается утратой территориальной целостности государст-

ва. Тогда у определенных слоев  населения  может  возникнуть  душевный

надлом,  который  проявится  в актах насилия и вандализма. Вся энергия

социального негодования тогда может обернуться как против самого попу-

листского правительства, так и против "подставленного" им  в  качестве

козла отпущения русско-язычного населения Кишинева.

    Что  делать  Москве,  "центру", в этом случае? Пока вероятно одно:

дать в средствах массовой информации объективной расклад  политических

сил в Молдове, сделать этот анализ достоянием международной обществен-

ности.  Если  это не сделать сейчас, то в случае развертывания экстре-

мальной ситуации (вероятнее всего сначала на юге Молдовы) любое вмеша-

тельство Москвы без предварительного уведомления мирового сообщества и

страны будет рассматриваться ими как акты вмешательства и агрессии.

                  Отдел межнациональных отношений и

                  региональных проблем молодежи

              ЦК ВЛКСМ, Центр по изучению межнациональных

                отношений Института этнографии АН СССР

   

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель