Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Строго конфиденциально

Министру по делам национальностей и региональной политике Шахраю С.М.


Уважаемый Сергей Михайлович !


В последние недели были предприняты российским руководством новые попытки нормализовать отношения с режимом Дж.Дудаева. В стремлении наладить переговорный процесс с Чеченской Республикой просматриваются следующие мотивы:

- после заключения договора России с Татарстаном, проведения там выборов в Федеральное Собрание РФ в определенных политических кругах возникла надежда уговорить чеченское руководство пойти по аналогичному пути.

- в сознании ряда государственных деятелей возникла "проблема Р.Хасбулатова". Существует мнение, что в случае падения режима Дж.Дудаева после проведения свободных выборов бывший спикер ВС вновь окажется в Федеральном Собрании. Некоторые эксперты даже не исключают осуществления в Чечне "гейдаралиевского" сценария. И поэтому противники Руслана Имрановича предпочитают подтолкнуть Россию на переговоры с Чечней, чтобы укрепить существующий режим.

Безусловно, дело важное, успех обернулся бы немалыми политическими дивидендами не только для России и Кавказа в целом, но и для инициаторов задуманного мероприятия. Однако, необходимо подчеркнуть, что несмотря на все это, альянс с Дж.Дудаевым — глубокая иллюзия, за которую России придется платить немалую цену.

К такому заключению нас подводит анализ природы самого режима, а также характера сил оппозиции, их потенциал.

Сегодня многие утверждают, что Дж.Дудаевым весной 1993 года был совершен государственный переворот. Это верно, но лишь отчасти. В Чечне в течение двух с лишним лет произошло как минимум два переворота, обернувшихся для чеченского народа одной большой трагедией.

I. Осенью 1991 года к власти в результате выборов пришел генерал Дудаев. За эйфорией победы чеченской революции не были заметны следующие важные детали: события активно подталкивались извне. Приезжавшие Г.Старовойтова, Г.Бурбулис, а затем и сам президент Б.Н.Ельцин были единодушны в призывах "валить красного Д.Завгаева". Все делалось тогда, причем расчетливо и умело, чтобы повернуть общественное мнение против последнего - даже объявленное Россией чрезвычайное положение, демарш А.Руцкого. Специфика чеченской революции и установившегося режима Дж.Дудаева состоит в том, что национальная интеллигенция, элита - партийная, государственно-административная, управленческая, творческая, - оказалась полностью оттесненной от властных структур.

II. Следующий переворот прошел тихо и незаметно уже весной 1992 года, когда президент создал собственную команду в органах исполнительной власти, полностью отстранив парламент, ОКЧН, другие политические партии. Власть перешла в руки узкого круга лиц - приближенных Дж.Дудаеву. Взяв штурвал управления, возглавляемые генералом, именно они организовали радикальный передел собственности в республике, причем основной приоритетной сферой деятельности стали оптово-посреднические операции. В результате в экономике произошла резкая концентрация финансовых средств в непроизводственной сфере. Большинство предприятий либо уже стоят, либо остановятся в ближайшие месяцы. Разгон законного парламента, конституционного суда, городского собрания г.Грозного, федерации профсоюзов и т.д. летом 1993 года - все это лишь дальнейшее логическое продолжение монополизации власти небольшой группой лиц вместе с Дудаевым.

Установившийся режим, узурпируя власть, устранив со своего пути многих деятелей чеченской революции, не отказался от сформированной ею достаточно определенно популистской идеологической концепции. Вообще мы определяем режим Дж.Дудаева как популистский.

Разумеется, популизм не является универсальным средством, полностью объясняющим феномен генерала Дж.Дудаева. Это один из возможных подходов объяснения формирования власти, которая, как представляется еще многим тысячам чеченцев, имеет "общенациональный" характер.

Популизм - это своеобразная методологическая модель, позволяющая понять сущность режима, его внутреннюю противоречивость, широкую идейную и политическую амплитудность, "разнофланговость" как имманентные черты самой природы данного явления. Популизм не представляет собой какую-либо целостную систему идей. Он является результатом определенной сложившейся ситуации, ответом на проблемы модернизации, радикальных социальных потрясений и изменений, экономических и политических.

Одна из важнейших черт популизма - абсолютная вера во всемогущество каккой-то одной идеи, которой должно подчиняться все в обществе и политической жизни. Такой идеей в Чечне стала идея отделения от России как единственного средства "выживания нации". Лишь вера в эту идею или по крайней мере внешняя приверженность ей обеспечивает каждому индивидууму в современном дудаевском государстве место в жизни.

Популизм примитивен, но эта примитивность особого рода. Ему свойственна "асимметрия гражданских принципов": одни принципы возвеличиваются, гиперболизируются, другие - просто предаются забвению. В основе популизма лежит сознательное преувеличение значимости национальных интересов в системе человеческих ценностей. Интерес нации искусственно ставится выше общечеловеческих интересов, выше интересов государства, класса, социального слоя или группы, выше интересов семьи, дружбы, любви, выше родительского, профессионального долга. Смещение подлинных интересов человека достигается посредством массированного воздействия на людей средств массовой информации. Упор делается главным образом на взвинчивание эмоций, сознательно муссируются наиболее болезненные проблемы, при этом дается не программа их позитивного решения, а образ "внешнего врага", только и занятого подрывом жизненных сил нации.

Популизм апеллирует к простому народу, как решающему большинству, обращается к его национальным традициям. Популистская мобилизация масс представляет собой попытку осуществить интеграцию на базе "традиционных" ценностей; он представляет собой способ, "технику национальной интеграции". Была создана целая мифология, которая основывается на мобилизации естественного для любого нормального человека чувства любви к родине, на превращении патриотизма в стержень мотивации любых действий личности. Это идеология, призывающая восстать против некоего "врага", идеология, заставляющая нацию "вспомнить" и записать на "счет" России все имеющиеся недостатки и просчеты общественного развития, обиды, нанесенные каждому представителю этноса, и разрядить всю накопившуюся энергию социального недовольства в форме межнационального противостояния.

Особенностью популисткого режима является то, что апелляция к национальной идее в той или иной форме позволяет власти держаться достаточно долго и прочно даже при кризисных показателях, серьезных просчетах и ошибках руководства. Однако, эта власть при всей кажущейся "общенародной" поддержке не способна длительное время эффективно регулировать общественные процессы, так как не готово проявлять, что здесь следует отметить особо, гибкость. Дело в том, что она не может ни при каких обстоятельствах отойти от своего первоначального идеологического кредо. В противном случае неизбежна утрата властью своей массовой социальной базы, а в конечном счете окажется неизбежным крушение режима. Отсюда проистекает неизворотливость данной власти, неспособность идти на какие-либо компромиссы, даже находясь перед лицом глобальной катастрофы нации и государства.

Анализ генезиса дудаевского режима показывает, что ни при каких обстоятельствах он не может сойти с антироссийской платформы, признать себя состоящим в каких-либо договорных отношениях с Российской Федерацией. Это означало бы почти мгновенную утрату режимом своей социальной базы. Можно только удивляться наивности нашего МИДа, пытающегося ввести нас в заблуждение, что чеченский режим уже "помягчал", что им сняты все обвинения России в "имперскости" и т.д. Такая наивность могла бы быть как-то оправданы, если бы уже не было предшествующего опыта. Ведь была же инициатива С.Шахрая - Р.Абдулатипова, которая даже завела их в сам Грозный, но ни к чему не привела. Неужели необходимо комиссии С.Филатова вновь стучаться в стену и даже не в заведомо запертую дверь? Кроме того, поскольку теперь это очевидно для многих политических сил на Кавказе, Россия подобными шагами будет содействовать лишь подрыву собственного авторитета в регионе.

Положение в Чеченской Республике становится все сложнее. В ближайшие месяцы здесь произойдет мощный социальный взрыв либо в форме спонтанного, слепого выброса энергии отаяния обнищавших и обездоленных людей, либо в виде выступлений сил оппозиции против власти Дж.Дудаева. Наступает момент, когда российское руководство должно иметь более или менее ясное представление о возможных вариантах развития событий.

Зная все ухудшающееся положение экономики республики, логично было бы предположить, что теперь следует только ждать, пока в Чечне произойдет полный паралич хозяйственной жизни, и люди все как один выступят против авторитарной власти. Однако, все складывается значительно сложнее. Экономическая дестабилизация, усиливающаяся нищета масс населения, причем даже тех групп, кто прежде имел более чем прочное материальное положение, автоматически не приведут к скорому падению популисткого режима.

Подъем национального самосознания создал генералу Дудаеву образ героя-освободителя и заступника, что обеспечивает ему поддержку у значительной части практически всех слоев населения. Кроме того, в города, прежде всего в Грозный, вместе с новыми властями прибыла масса людей из горных районов, которые в ожидании предпринимательского бума и помощи со стороны правительства готовы пока сносить материальные лишения, в любую минуту выступить в защиту "революционной власти".

Помимо этого, на сознание многих граждан действуют внешние эффекты: предприятия находятся на грани полной остановки, сельское хозяйство республики переживает кризис, вместе с тем количество автомашин иностранного производства, бегающих по Грозному, может поразить жителя любого города бывшего Союза. Еще недавно при таком состоянии экономики правительство "умудрялось" находить средства для поддержания цены хлеба в один рубль за буханку (и не важно, что выстаивать за ней гражданам приходилось по несколько часов, режим в результате все равно получал в общественном мнении высокий рейтинг).

Еще одно обстоятельство: чеченцы с давних пор, еще с эпохи Шамиля привыкли расчитывать на самих себя. Это ушлый, подвижный народ. Прежде, в советское время, личная инициатива не поощрялась, а чаще была наказуема. Теперь же государство вообще оставило своих граждан в покое. В результате на рынке Грозного появилось много различных товаров импортного производства. Разнообразие ассортимента усиливается низкой покупательной способностью населения. При бедственном положении масс все равно товарное эльдорадо "давит" на психику: ведь это все появилось "при Дудаеве" (хотя режим кроме таможенников-грабителей ничем собственно не помог народу).

Режим обеспечил себе также военную поддержку в лице национальной гвардии, разветвленной пропагандисткой системы, включающей в себя не только полностью контролируемые им радио, телевидение, прессу, наконец, многочисленную агентуру, сохраненную Дудаевым после демонстративного разгона им же КГБ республики ( эти люди проводят большую проправительственную агитационную работу, особенно в горных районах, уговаривая одних и запугивая других, выявляя неблагонадежных и т.д.).

Таким образом, едва ли можно ожидать массового стихийного сопротивления режиму. Если же взрыв негодования, локальный и неорганизованный, все-таки произойдет, он неизбежно будет использован Дж.Дудаевым для развертывания новой волны антироссийской истерии, что в конечном счете вновь продлит агонию режима.

Исходя из изложенного понимания режима и состояния постоянно и быстро нищающего чеченского общества, мы заключаем, что единственным выходом в данных условиях может быть начало систематического диалога российского руководства с силами оппозиции. Занимаясь разработкой политической линии на достижение соглашения с режимом Дж.Дудаева, по сути своей тупиковой, российское руководство упускает из виду все больше проблему работы с оппозицией.

Оппозиция в Чечне отнюдь не отказалась от борьбы. Если еще несколько месяцев назад это выражалось в противостоянии между президентом и парламентом, между президентом и правительством, в острой полемике в печати, полной сенсационных разоблачений должностных лиц в коррупции и т.д., то теперь практически установлена диктатура: парламент сначала был разогнан, а затем превращен в "карманный", полностью послушный Дж.Дудаеву; все газеты, критиковавшие власть, закрыты. Оппозиция практически ушла в подполье. Конфронтация сил приняла другую форму: появились районы, открыто отказавшиеся подчиняться правительству. Надтеречный район стал центром сосредоточения сил оппозиции. Акции устрашения, предпринятые Дудаевым, в виде посылки туда бронетехники результатов не дали. Стороны выжидают: в долгосрочном плане применение одной из них вооруженный действий может обернуться политическим фиаско.

Слабость оппозиции состоит отнюдь не в том, что Дудаеву дается уверенно вести нацию за собой, а в том, что она раздроблена. Внутренне она представляет собой "слоенный пирог", где каждая часть сложилась в свое время и по своим собственным причинам. В результате лидеры той или иной группы оппозиции имеют не только личные амбиции, но и серьезные претензии друг к другу. К примеру Д.Завгаев и Ю.Сосламбеков, они и руководители оппозиционных Дудаеву районов и т.д. Сегодня они порознь стучатся в двери верховной российской власти, прося о помощи. У чиновников это вызывает ложное представление о их слабости, отсутствии за ними широкой социальной базы. Вопрос же должен стоять по другому: необходима помощь в консолидации, а затем в свержении режима.

Только с оппозиционными силами Россия сегодня и в будущем в состоянии договориться. Теперь, игнорируя "просителей", мы осложняем отношения с этими людьми в перспективе. Надо, наконец, понять, что падение режима Дудуаева неизбежно, и работать придеться именно с сегодняшними оппозиционерами. Можно, конечно, представить, что эти люди в силу ряда причин уйдут со сцены. В Чечне кое-где растет новая поросль оппозиционеров. Но даже и в этом случае, молодые люди, совершив достаточно много своих ошибок, придут к тому же раскладу. Пройдет время, между тем народ Чечни и соседи не должны платить столь высокую цену за все новые эксперименты.

И демократическая оппозиция в лице представителей разогнанного парламента, и прокоммунистическая - в лице сторонников Д.Завгаева, и военная - в лице "полевых командиров" могут и должны быть объединены при определенных условиях в результате переговорного процесса в Москве с различными российскими структурами, объединены единым планом свержения авторитарного режима, ставшего преградой на пути развития самого чеченского народа и превратившегося в мощный источник региональной напряженности. Помощь должна быть прежде всего не военная - оружия в Чечне у всех сил вполне достаточно,- а информационно-идеологическая в форме создания радиостанции, открытия российского телевидения для оппозиционеров, наконец, финансовая в виде размораживания счетов ряда чеченских предприятий в российских банках.

Наряду с этим для государственных образований, руководство которых ведет политику, направленную на подрыв территориальной целосности федеративного государства, Россия вправе прямо и открыто установить особый порядок отношений. Последний не будет направлен на ниспровержение существующего руководства или принудительное изменение создаваемого им общественного строя (будь он социалистический, капиталистический, либеральный или какой-либо еще). Это нарушило бы право народа, избравшего данный режим, на самоопределение. Особый порядок должен представлять собой систему мероприятий, вынуждающих местную власть привести свои действия в соответствие с нормами федеративного устройства России и международного права.

Следует обратить внимание на созданную новым чеченским руководством идеологически-пропагандистскую систему. Внешне она выглядит более демократичной, чем, скажем, в республиках Балтии и даже Украины. Функционирует постоянно два канала российского телевидения; в свободной продаже российская периодическая печать и т.д. Однако, в местных средствах массовой информации развернута жесткая антироссийская кампания, в которой РФ представляется лишь как "империя зла", "враг чеченской свободы", "захватчица". В общественное сознание постоянно внедряется установка, что Чечня вот-вот окажется жертвой агрессии, что нужно готовиться к ее отражению. При развертывании истерии ежедневные заверения руководства республики о невозможности какого-либо диалога с Россией без признания ею полного суверенитета ЧР выглядят вполне логичными.

Необходимо лишить по возможности режим идеологемы о "российской агрессии", не говоря уж о возможности спровоцировать какой-либо, пусть незначительный инцидент. Постоянно следует подчеркивать понимание того, что любое военное, насильственное вмешательство в дела ЧР повлечет за собой лишь дальнейшую деформацию затянувшегося процесса крушения режима. Безусловно, идет внутренний процесс его распада, и Россия может лишь косвенным образом влиять на происходящее.

Теперь несколько слов о "хасбулатовском факторе". Необходимо отметить, что вышеизложенные опасения не лишены основания: фигура Хасбулатова неизбежно вновь появится в структурах законодательной власти России, причем и без Чечни, поскольку события 3-4 октября 1993 года, возникший образ мученика и т.д. дадут ему возможность если не сегодня попасть в парламент России, то в результате следующей избирательной кампании совершенно определенно. Есть также вариант, при котором не получившие никакой поддержки у Российского руководства оппозиционные силы сгруппируются именно вокруг Хасбулатова как символа (даже помимо его воли) и совершат переворот. В этом случае дальнейший ход чечено-российских отношений будет прогнозировать чрезвычайно трудно. В целом считаем, что "проблема Хасбулатова" не может являться каким-то серьезным аргументом в пользу начала, повторяем, абсолютно безперспективных заигрываний с режимом Дудаева. Возможная роль Хасбулатова должна безусловно просчитываться, однако, данный вопрос является при всей значимости этой личности второстепенным, поскольку события развиваются так, что до решающей схватки в борьбе за власть, до острейшего политического кризиса в ЧР и, соответственно, в регионе осталось несколько месяцев. Нельзя идти на какие-то шаги, дающие шансы диктаторскому антироссийскому и, главное, антинациональному, античеченскому режиму продлить свое существование, ради каких-то сиюминутных выгод (на время преграждая путь оппозиционеру Р.Хасбулатову).

Резюмируя, считает необходимым сформулировать следующие предложения:

1. Все мероприятия, рассчитанные на развитие переговорного процесса с Чечней по "татарскому пути", свернуть как абсолютно бесперспективные, во всяком случае свести к минимуму.

2. Содействовать диалогу и консолидации всех оппозиционных сил Чечни с целью формирования единого руководства оппозиции.

Прошу разрешить участвовать мне по мере возможности в этом процессе, опирясь на установленые связи. Мы тем самым будем способствовать формированию той основы, которая позволит стабилизировать российско-чеченские отношения исключительно в рамках Российской Федерации, добиться перелома в эскалации напряженности на Кавказе.

Прошу также разрешения на прямые контакты с различными государственными структурами России по данному вопросу для формирования более развернутой программы. Необходимы также выезды в Ставропольский край, Северную Осетию и Ингушетию для переговоров с компетентными органами, казачеством, в саму Чечню, наконец, постоянный контакт с Вами.


Главный специалист Отдела Северного Кавказа Министерства по делам национальностей и региональной политике Ю.Г.Кульчик


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель