Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Каким ветром?

В.Ковалев о давней книге Владимира Буковского, диссидентстве, коммунизме и посткоммунизме



В советские времена с подпольной антисовесткой литературой я знаком не был. Откуда взяться Сам- и Там-издату в маленьком городке? Единственным источником «альтернативной информации» были «радиоголоса», которые иногда слушали. Но особого впечатления они также не производили. Ну, что они оттуда могли нам сообщить? Что «мяса нет» и «дураки у власти» - так все это я знал с младых лет. И вокруг знали. Слышали еще о каких-то диссидентах, «узниках совести» и пр.- удивлялись.

Но от информационного голода я никак не страдал. Читал себе Достоевского и всякую классику. Хотелось, правда, узнать о «культе личности» и «репрессиях» побольше. Расспрашивал. В студенчестве прочел из изданного в период «оттепели». Но информации по истории советского периода явно не хватало – на этом и спекулировали известные издания, когда пришла glasnost. Ой, как хлынуло! Сколько всего выплеснули с грязной водой…

Солженицына, ИМКУ, «Антологию самиздата», многочисленные статьи и мемуары почитал изрядно, а вот до Буковского так руки и не доходили. Потом уже и не очень хотелось всего этого. Как там, в советском анекдоте про Герцена: «Какая сука его разбудила? Лучше бы он спал!». Но вот почему-то в последнее время интеллектуальный аппетит к тому, что предшествовало краху СССР, стал снова расти (в преддверии нового краха?). В русле этих настроений открыл «И возвращается ветер»…



И - просто зачитался!

Давно, но не слишком сильно, хотел прочитать эту книгу, и все откладывал, полагая, что знаю, что да как. И – напрасно! По увлекательности превосходит всякую беллетристику.

В одной книге мемуары и автобиографический роман, социологическое сочинение и политический манифест. Автор превосходно сплетает это в одно захватывающее повествование; стиль и слог превосходны. По моему, Буковский пишет куда лучше нобелевского лауреата по литературе, без солженицынских архаизмов, вычурных фраз и несуразно выстроенных предложений, – впрочем, это дело вкуса.

Чтение, конечно, не для слабонервных – одно описание гб-ских тюрем, камер, карцеров, допросов, «наседок», лагерей, психушек … чего стоит. (Я, например, несколько раз в советские времена гостил в Сычевке, но не знал, что там располагалось заведение для политически-психических «хроников», из которого никто не выходил. Правда, тогда я еще учился в школе). Сами наши 1950-70-е годы можно узнать и понять по Буковскому, но никак не по книжонкам типа «Ваш год рождения…» или гламурным парфеновским «Намедни». Здесь не просто внешняя канва, а что называется «Из глубины».

Даже тем, кто жил в советский период и/или много об этом читал, в «Ветре» откроется много нового. Главное, чтобы попало под настроение. Политико-историческое значение работ Буковского, по-моему, недооценено. Если бы российские политологи «плясали бы от печки» Буковского, Амальрика и др., а не считали бы себя наследниками цекистких приспособленцев, то «политология» у нас освободилась бы от кавычек. По контрасту с «Ветром», когда читал, попадались в руки какие-то «аналитические доклады» и камлание вокруг них еще советских идеологов-аппаратчиков и пр. - нет, это решительно невозможно воспринимать серьезно!

Но в совке таким умным и честным людям, как Буковский, Игрунов и др. даже не давали получить высшее образование, отправляли в психушки. Интеллектуальной жизнью рулили «доктора философских наук» и разнообразные «совписы», «заслуженные артисты» и пр.- с кошмарными последствиями для духовного развития нации. Я не люблю слово «ментальность», но до сих пор преобладает тип глупого и трусливого советского приспособленца, с некритическим восприятием жизни, лишенного сознания личной ответственности. Эти люди не злые сами по себе, а просто «полые», да и не вполне они люди, а просто производители продуктов жизнедеятельности. Да уж, труднейшим из подвигов Геракла были авгиевы конюшни – мечом и страстным сердцем здесь ничего не добьешься…

Конечно, советская система придала Буковскому скандальную известность «недоучившийся студент», «обменяли хулигана на Луиса Корвалана». Но сам по себе – это человек принципиальный. Четный и мужественный. Герой своего времени. И … практически никому не нужный после завершения советской эпохи. В этом плане попытка эмигранта, живущего в Англии, заявить о себе как вероятном кандидате в президенты РФ выглядела анекдотично. И грустно.

Это драма, это трагедия честных диссидентов-антикоммунистов. Они мужественно боролись, но оказались в стороне, на обочине, в кювете, а оставшиеся на дороге мешают нынешним политикам, бизнесменам, обывателям. Возможно, недавнее, вошедшее в диссонанс с празднованием 80-летия Gorby, предложение Буковского предать его суду, связано подспудно с тем, что после похабной perestroyki достойный выход из коммунизма оказался закрыт, и такие люди как Буковский оказались не у дел. А ведь так они надеялись. Примечательно, что предложением ВБ оказались раздражены как немногочисленные сторонники «минерального секретаря», так и те, кто ненавидит «предателя-комбайнера», справлявшего свой юбилей в чужой столице (об этом мерзком шоу неплохо написал Д.Галковский в своем ЖЖ – успел до атаки хакеров-«падонков»). И те, кто считают, что Майкл Gorbi «дал нам свободу», и те, кто так не считает – какая там «свобода» - с меновым эквивалентом Луиса Корвалана решительно не согласны. Для подавляющего большинства слова Буковского сейчас – это НЕ ТО. Хотя и по разным причинам.

По инерции после «ветра» прочел «Письма русского путешественника». Западные впечатления ВБ, шок от тамошнего лицемерия и изобилия витрин – это, конечно, не так драматично, как голодовка в карцере, но черно-белая картина мира «сереет», вопреки возмущению автора. И хотя мы здесь в «Рашке» (русской страной, Россией, этакую похабель как-то не хочется называть) не получили ни западных свобод, ни западного изобилия, в силу, быть может, нашей бедности и непритязательности, но и мы давно поняли, что Запад – это не идеал. И отказ от коммунизма – не панацея.

Особенно умилительными в прошлых высказываниях диссидентов-эмигранов выглядят сейчас их упреки западным лидерам по поводу недостаточной жесткости, принципиальности в отношении советского монстра. Научили? Нет, несмотря на то, что дурней и приспособленцев везде хватает, скорее всего «мирное сосуществование» было выгодно кукловодам. Потом, какая-нибудь трехсторонняя сила решили, что нет, пора кончать – самим ресурсов не хватает. Некоторые находят истоки этого разворота в 70-х (доклад «Кризис демократии»). Но ведь мировую политику так быстро не развернешь. Пока Буковский и Ко призывали Запад к решимости, шла соответствующая подготовительная работа. И вот в 80-е Р.Рейган объявил Советский Союз «империей зла», а М.Тэтчер увидела «перспективу» в Горбачеве. Разрушили СССР, при этом ограбили нас, будь здоров – радостно вам, борцы с советской властью, закостеневшим в своем антикоммунизме.

Субъективно рука не поднимется бросить камень в тех, кто выстрадал свои антисоветские убеждения, проверял их, находясь в принудительной изоляции. Со стороны того, кто такую проверку своим убеждениям не устраивал, было бы просто неприлично бросать камень в мучеников, заплативших за свои взгляды очень высокую цену. Речь не об отдельных персоналиях, а о том, что против движения к середине 80-х было слишком много «андропов» (ед. страха), оно было разгромлено и деморализовано, раскидано по тюрьмам и эмиграциям. Антисоветчики просто не могли у нас победить Советы – победили не они, хотя и считается, что диссиденты наши перестройку «подготовили». (В этом, конечно, большое отличие, например, от «Солидарности» - способ выхода из коммунизма предопределял, во-многом, последующую траекторию; РФ от худших советских практик так и не освободилась). У некоторых хватило мужества признать неудачу своей борьбы и то, что результаты её, мягко говоря, не радуют. «Россия в обвале» малотиражно прошуршал Великий Диссидент. Буковский и др., тоже, кажется, не в восторге от посткоммунистической власти. Но при этом соблазнительно все списать на «коммунистическое наследие» – коммуняки в свое время тоже объясняли нехорошее «родимыми пятнами капитализма».

Корень проблемы здесь, наверно, все-таки в том, что диссиденты долгое время представляли коммунизм как некое абсолютное и самостоятельное зло (Александр Исаевич Солженицын тоже). А это не так! Вред «марксизма-ленинизма» и его модификаций и вариаций, конечно, огромен, но едва ли не главная причина этого вреда, то, что «красное учение» превратилось в гигантский морок, захвативший сотни миллионов людей на многие десятилетия. И из-за него многого было не видно. Ослепление этим злом была так велико, что приводила к чудовищным интеллектуальным построениям. У того же Буковского утверждается, что Великая Отечественная война была борьбой «за красные или коричневые концлагеря». (И только – да, неужели?!). Исайя ХХ века с одержимостью пророка призывал на столицу своей страны атомную бомбу и в качестве положительного героя выводил представителя советской элиты, передающего врагу военные секреты. Понять их можно, но не согласиться. Власть Чужих над нашей Родиной долго и мерзко осуществлялась в форме коммунизма, но и в анти-коммунистическом обличии они чувствуют себя ничуть не хуже.

Идеологии, хозяйственной и правовой практики, лозунгов социализма уже вроде нет, а зло осталось, причем в близких по формам выражениях. Взять хотя бы массовое уничтожение полезных ресурсов без пользы для населения, воровство, несвободу – попробуйте «выйти на площадь» и почитать стихи – «свинтят», «отоварят дубинкой по башке». А почему, собственно, дорогим россиянам нельзя выйти на улицы своих городов и высказаться о том, что они хотят в стихах или прозе? Где тут «экстремизм»? Не под оккупацией живём? Ах, улицы не свои, и города тоже, и государство это…

В общем, за что боролись? На то и напоролись! Страна продолжает вымирать и спиваться, только еще быстрее. Иго не сброшено. Ярмо не снято. Коммунистический режим был лишь одной из реинкарнаций Зла, мучающего Россию и толкающего русских к уничтожению и самоуничтожению, при попутной нещадной эксплуатации.

Поэтому, идеологическое и политическое наследие «диссидентуры» (даже в самых лучших ее выражениях) – вызывает крайне неоднозначное отношение. Я не говорю здесь о профессиональных провокаторах и потомках палачей, мстящих мертвому «усатому» и разрушавших еще живую страну, Россию, которая начала как-то приходить в себя в последние советские десятилетия – это наследие - лучше поместить в архив или музей, или интереснейшие книги воспоминаний.

Но мужество и честность борцов с советским режимом могут послужить страшным, но вдохновляющим примером. Конечно, только для тех, кто выберет путь Борьбы и не согласится просто сдохнуть в чужой стране.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель