Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Виктор Ковалев, Александр Долгов



ЯЩЕРЫ СРЕДИ НАС

(Смотрим сериал «Визитеры» - V)



Жанр - научная фантастика

Режиссёр - Ив Симоно

Сценаристы - Кеннет Джонсон

Скотт Питерс

В главных ролях:

Элизабет Митчелл - Эрика Эванс, агент ФБР

Морис Честнат - Райан Николс

Джоэль Гретч - отец Джек Ландри

Лурдес Бенедикто - Валерии Стивенс

Логан Хаффман - сын Эрики

Морена Баккарин - Анна, королева визитеров - V

Лаура Вандервурт - Лиза, дочь Анны (V)

Скотт Вулф - репортер Чед Дэккер

1 сезон – 12 серий. 2009. США.



«Принимая во внимание неожиданно сильное сопротивление людей, мы можем гордиться достигнутыми успехами»

(Из речи адмирала флота ящеров, посланного завоевывать Землю.

Гарри Тартлдав. «Флот вторжения»)

Почему именно этот сериал? А, так просто, понравился. Захотелось написать о нём. Ведь содержательных комментариев достойны не только особенно «раскрученные» мировые или отечественные премьеры типа «Аватара» или «Острова».

Выход первого сезона «Визитеров» датируется 2009 годом. На Земле кризис, а перспективы неопределенные. И тут вдруг приходят они – разумная раса пришельцев.

Вот краткое описание сериала «V»: Мир проснулся и увидел, что над крупнейшими городами Земли парят космические корабли. Прибывшие утверждают, что пришли с миром, и предлагают подарки в виде медицинских открытий и технологических усовершенствований. Они обещают, что не навредят. Они лгут. Большинство человечества верит, что чужие прибыли как раз тогда, когда мы в них нуждались. Люди с радостью принимают их помощь.

Но во время расследования террористической ячейки агент ФБР Эрика Эванс обнаруживает нечто вовсе не безобидное. Когда ее напарник пытается ее убить, Эрика обнаруживает, что пришельцы планируют внедриться в правительства и крупные корпорации, чтобы в будущем захватить все человечество. Но убедить в этом остальных практически невозможно, ведь в руках пришельцев два мощных козыря. Во-первых, они завоевали веру и любовь людей благодаря своим подаркам. Во-вторых, они взяли под контроль почти всех подростков. Эрика вынуждена вступить в движение сопротивления, где она знакомится с Райаном, пришельцем, который хочет спасти человечество. Эрике придется находить равновесие между сопротивлением, работой, и заботой о своем сыне, который принял сторону врагов…

Таким образом помимо земного Сопротивления есть диссиденты и среди пришельцев, почему-то названные «Пятой колонной».

Новый вариант «V» является как бы римейком мини-сериала 1983 года, со сходной идеей. Режиссер того фильма Кеннет Джонсон, выступает как сценарист нынешнего. Тот сериал заканчивается на том, что Визитёры практически контролируют Землю, а земляне отправляют в космос просьбу к другим инопланетным расам о помощи против Визитёров. По первоначальному замыслу сценарий должен был предупреждать об опасности прихода к власти фашистов, которых по ходу дела переделали в плотоядных ящеров, преследующих земных ученых. Они объявляют военный контроль за учёными (а так же борцами сопротивления). В том фильме аналогии были весьма прозрачными. Деятельность пришельцев сравнивалась, как водится, с преследованиями евреев нацистами. Даже форма была похожа.

Новые «Визитеры» выглядят более свежими и актуальными, хотя, на первый взгляд, это типичная телевизионная поделка на заезженную донельзя тему инопланетного вторжения. Впрочем, сценарий сделан довольно качественно, сюжет динамичный и напряженный, актеры играют неплохо, даже увлекательно. Так, к примеру, Элизабет Митчелл, запомнившаяся в роли стервозной блондиночки-биолога с загадочного острова в бесконечном «Остаться в живых» в том сериале казалась то «плохой», то «хорошей», но потом было уже и не понять, ибо «Lost» с каждым сезоном становился все мутнее и мутнее и закончился фактически ничем. Здесь же сексапильная агентша однозначно «хорошая» - зритель сопереживает героине Сопротивления и матери, борющейся за сына. Другая агентесса ФБР – шпионка-арабка, и этот агент служит королеве ящеров – она «чужая». (Можно послать привет пресловутой «Аль-Каиде»). Но главная борьба разворачивается между «агентом Эванс» и её друзьями по человеческому Сопротивлению и Анной, королевой пришельцев-ящеров, скрывающих свой истинный облик и злые намерения (в роли Анны другая сексапильная актриса, бывшая бразильянка Морена Баккарин – брюнетка). Пересказывать фильм мы не будем, лучше его посмотреть. (За демонстрацию в России взялся канал ТНТ, но серии первого сезона «V» легко найти в Сети.

В сериале, конечно, очень много глупого и смешного. Так, к примеру, члены земного Сопротивления открыто обсуждают свои планы по сотовым телефонам, не опасаясь быть обнаруженными земными спецслужбами, в которых масса внедренных агентов-ящеров, или с помощью более совершенной техники «визитеров». Но этот «косяк», как и другие, придает даже большую динамику и даже загадочность сюжету. Так, в фильме остается не совсем понятно как же все-таки пришельцы размножаются. Королева ящеров, стремясь получить побольше специализированных ящеров-воинов, откладывает тысячи яиц (готовящийся выводок удается уничтожить совместными усилиями людей и ящеров из Сопротивления и Пятой колонны). Но в то же время, у Анны есть дочь Лиза, которая начинает испытывать чувства к сыну Эрики и поэтому сочувствовать людям. Главная ящерица (а все они приняли человеческий облик) собственноручно (собственнолапно) калечит своего ребенка, с тем, чтобы возложить ответственность на экстремистов (знакомый прием, не правда ли?!), но это еще сильнее толкает Лизу в объятия Пятой колонны…

Из-за явных несуразностей, в частности, с проблемой половых отношений, получается, что со «стёбом» в «V» тоже все в порядке. Больше всего в этом плане привлекает фигуре диссидента-визитера, который на земле прикидывается брокером-афроамериканцем. («Ви» ходят среди нас, прикрывшись «клонированной человеческой плотью»). Этот визитер, после того как ликвидировал по заданию начальства изменника, сам соблазнился эмоциями, которые испытывают люди, и стал для нас «хорошим». Кроме того, он повстречал мулаточку, в которую и влюбился. Все у них шло хорошо – и в этом тоже видна очень большая ирония. Ведь на фоне кризиса современной семьи, всеобщего отчуждения в глобальном мегалополисе, которое не удается преодолеть даже с помощью интимной близости, представители нашего вида постоянно сталкиваются с ситуацией рокового непонимания даже между, казалось бы, близкими людьми. При этом оказывается, что лучший любовник – ящер! Такой он сильный, ласковый, заботливый. Идиллия продолжается до тех пор, пока мулатка не забеременела (как такое возможно?!) и не раскрыла инкогнито свого партнера, вынужденного опять стать на путь борьбы со своим видом. Рожает она все же на борту вражеского корабля. Сквозь пеленки новорожденного пробивается хвостик – на тему межрасовых браков шутили и похуже!..



Но, может быть, все наши интерпретации неверны и являются досужими домыслами. Может быть, так, но возможно и нет. Думается, что когда бывшие наши люди, пережившие крах СССР, начинают смотреть «Визитеров», то наверняка очень многие вспоминают образ американцев (шире: «западноидов», если воспользоваться кличкой, данной им А.Зиновьевым) в том виде как он подавался советскому обывателю в последние советские годы, когда на нашем дворе махровым цветом распустились perestrojka энд glasnost. Хомо советикусам, измученным продуктовым, товарным, информационным дефицитами и политической несвободой другая половина планеты за «железным занавесом» казалась почти раем; витрины Запад манили неудержимо, а подружиться с западом – это казалось решением основных проблем. Так же и в фильме «визитеры» обещают новые технологии и излечение от болезней, а взамен лишь «немного воды и минералов». Патриотически настроенные читатели сразу могут возразить, что аналогия неуместна: американцы-европейцы совсем нам ничего не дали, а только лишь захватили, /разорили наши передовые производства, разрушили нашу военную мощь и сманили на свой Запад лучших ученых и перспективную молодежь. Но – так ли уж и «ничего»? А джинсы, жвачку, ассортимент электронных игрушек, наконец? А свою массовую культуру, которой коряво подражают наши телевизионщики-кинематографисты, литераторы-шоумены? Ведь без этого масскульта многие наши соотечественники уже жизни своей представить не могут; а ну-ка отними!

Кому-то обмен с западными «визитерами» изначально казался неэквивалентным, а сейчас уж и подавно. Но ведь диссиденты всегда в меньшинстве, большинство вполне себе конформисты. Но и у самих «Ви» не все в порядке. Иначе в Америке не выходили бы фильмы, снятые Майклом Муром или Аароном Руссо, утверждающие, что американцы давно расстались со своей свободой, а ФРС и корпорации ведут дело к фашизму. И среди прилетевших ящеров не создавалась бы «пятая колонна».

Но пока «V» продолжают, в основном, пользоваться успехом

Итак, почему мы так любим визитеров? Кажется, что наш мир поглощен пороком, наша собственная страна больна. Ещё чуть-чуть и случится что-то страшное. Но приходят ОНИ, и привычный мир кардинально меняется. ОНИ говорят, что пришли с миром, что помогут людям. Взамен ОНИ просят самую малость: пробыть какое-то время с людьми, воспользоваться ресурсами планеты, для восстановления своих сил. ОНИ – пришельцы, визитеры. ОНИ высокие, красивые, их лица светлые и улыбчивые. ОНИ внушают доверие, их нельзя не любить. Но некоторые испытывают странное чувство, ведь не может же быть всё так хорошо и бесплатно. Но визитеры умеют усыпить бдительность, побороть недоверие и страх перед неопределенностью. ОНИ пришли всерьёз и надолго…

Повторим, что конечно, в фильме полно голливудской «шелухи», герои порой наивны, возникающие ситуации глупы. Но это не главное. Главное – решить для себя, кто скрывается под маской человекоподобных визитеров. Самый простой ответ – инопланетные ящеры, прибывшие захватить планету и использовать человечество в своих целях (о чём собственно и повествует фильм). Это верно, если смотреть на фильм, как на привычную фантастику, не видя «скрытого смысла», который объединяет художественный вымысел с имеющейся реальностью. Конечно, не факт, что сами авторы пытались заложить в фильм именно этот скрытый смысл. Но согласно популярному постмодернистскому тезису, человек (автор или скриптор), написавший текст (а в случае с «V», снявший художественный телесериал) не может претендовать на обладание всеми исходно присущими произведению смыслами. Поэтому, фильму может быть изначально присущи множество смыслов; собственно этот плюрализм смыслов мы и утверждаем.

Приходится осознать - визитеры не те, кем кажутся, и физическое обличие и озвученные намерения – лишь декорации, скрывающие реальные замыслы. На самом деле на Земле уже давно велась подготовительная работа к прилёту пришельцев, визитеры внедрились во власть, правоохранительные органы, науку и т.д. Ви умеют лгать, грамотно преподносить ложь, и знают, как сделать так, чтобы в неё поверили все, а те, кто не поверил, становился маргиналом, чужим среди своих. Поэтому тех, кто не верит Ви, и тем более, готовых выступить против них очень мало.

По стечению обстоятельств бороться с пришельцами в фильме будут сотрудница ФБР, священник, человек, потерявший из-за пришельцев всю семью и стремящийся отомстить, террорист-наёмник и бывший «V», очеловечившийся и перешедший на сторону людей. Им приходится вести тайную борьбу, искать новых союзников, срывать кампании Анны. При этом нельзя никому доверять, ведь под маской любого человека, даже знакомого, может находиться ящер. Кроме того, участники противоборства постоянно меняют свою позицию; их ломают, перевербовывают, соблазняют, покупают. Не верь НИКОМУ!

По ходу фильма становится понятно, что главный враг «Сопротивления» не сами визитеры, а «общественное мнение», полностью доверившееся пришельцам, увидевших в них спасителей, пришедших на землю с поистине божественной миссией. Ящеры, скрывающиеся под человеческой личиной, лишены эмоций, но их лидер Анна прекрасно понимает, как играть на публику, как манипулировать сознанием масс. Самим ящерам эмоции заменяет БЛАГО, которое дарит им их королева. БЛАГО – это своеобразное оргиастическое состояние, наркотическое опьянение, дополненное чувством единения со своей королевой и всем своим родом. Благодаря этой способности Анна установила жёстко централизованную «вертикаль власти». Лишь единицы способны избавиться от этой зависимости, но в условиях всеобщего преклонения перед королевой их действия почти не имеют смысла, и чаще всего принимают вид единичных актов сопротивления, в крайних случаях - террора.

С людьми можно поступить схожим образом. Для начала нужно стать мессией в сознании масс, что и сделали визитеры, появившись в небе одним прекрасным, ничем неприметным днём. Официальная Церковь, по своему обыкновению, поспешила объявить носителей новой силы благом, дарованным самим богом. (Пастора из Сопротивления вскоре лишают права служить в своем приходе). А между тем у человечества множество проблем – экология, войны, терроризм, болезни, стихийные бедствия. Зависшие в небе 29 городов мира космические корабли – не иначе как знак грядущего спасения. Или гибели?

Но чтобы люди могли довериться гостям из космоса, нужно сделать ещё кое-что – нужно получить право самим создавать и придавать смыслы тем или иным явлениям и событиям. У П.Бурдье такая символическая стратегия называется борьбой за право номинации, присущей любой власти. Самый эффективный способ бороться с врагом – сделать его злодеем в глазах общественности. Поэтому Пятую колонну и движение Сопротивления просто необходимо представить как противников мира, всеобщего благоденствия, развития и прогресса и главное - стабильности. Для решения такой политической задачи не помешают никакие морально-этические принципы. Хотя у ящеров и не чувств, этот момент в фильме также очень показателен. Лидер Ви Анна приказывает сломать ноги своей дочери или отправляет шаттл с людьми, уже погибшими во время изуверских опытов, под огонь ячейки сопротивления, чтобы представить всё это как нападение на визитеров каких-то маргиналов-фанатиков. Чтобы возбудить общественное мнение против экстремистов. Теперь право дать «дубинкой по башке» своим противникам вполне обосновано и оправдано. Но так ли новы технологии, которые применяют визитеры для укрепления своего господства? Нет, технологии стандартны, и примеров их применения в истории вполне достаточно. Вот некоторые из этих конкретных PR-технологий:

  • Главное – вовремя появиться, сыграть на контрасте (Визитеры появились на Земле в период кризиса. В своё время в России подобным образом появился Путин – сильный государственник по контрасту с «больным пьяницей» Ельциным. Для населения он стал тем, чего хотело большинство)

  • Нужно пообещать изменить мир, развивать технологии, которые помогут выбраться из кризиса. Визитеры пообещали людям подарить свои продвинутые технологии, решить глобальные проблемы человечества в области энергетики, здравоохранения и т.п. Так, например, пришельцы обещали отдать людям некую голубую энергию, которая, кстати, уж очень напоминает образ природного газа в социальных рекламах «Газпрома», где «мечты сбываются». К власти вообще легче всего прийти в период кризиса, если знаешь, как и что предложить населению, уставшему от старой власти. Так было с Германией в 1930-х, в Россией 1917-го, СССР в конце 1980-начале 1990-х годов и т.д. Так было и в «нулевых». А затем пришли лозунги модернизации, создания иннограда и т.п. Демагогия, популизм и обозначение процесса (право на номинацию) – главные оружия такой власти.

  • Нужно заручиться поддержкой СМИ. (В фильме королева ящеров Анна успешно использует в своих целях известного американского тележурналиста, который служит рупором только той информации, которую королева желает донести до людей. «Сегодня с вами в эфире Катя Андреева» (то есть, простите, Чед Деккер). «Четвёртая власть» в России уже давно обслуживает власть «первую» и единственную. И занимается этим не только из идейных соображений)

  • Нужно играть мнением толпы, манипулировать человеческими эмоциями (Можно заплакать на публике, а можно поцеловать ребёнка в живот)

  • Нужно уметь поворачивать все события в свою пользу, даже негативные (Имитацию нападений на визитеров Анна использует для ускорения процесса дипломатического признания визитеров и для борьбы с сопротивленцами из Пятой колонны. В России схожим образом, после страшных терактов, устроенных чечено-бандитами, были отменены выборы губернаторов; в США после драмы 9/11 была начата военная кампания против Афганистана и Ирака)

  • Нужно завоевать популярность среди молодёжи (Привлечь на свою сторону молодежь – значит сделать принадлежность к определённой социальной группе частью моды. В условиях конформистских тенденций – это значит сделать любовь к Ви почти обязательной, иначе «ты не такой». В России работа с молодёжью также ведётся очень активно, особенно через слеты на Селигере и т.п. Молодым землянам-волонтерам визитеры раздают красивую форму с встроенными камерами слежения. (А у «наших» были красные и белые майки с текстом гимна «новой России»).

В итоге всего этого – людям кажется, что без визитеров они просто не смогут жить, они единственный шанс на спасение их грешного мира. И даже, когда они собираются улететь (а это, конечно же, блеф), люди, уже повинуясь своим полубессознательным мотивам, митингуют в защиту пришельцев. Тогда правительство, реагируя на массовые выступления, вынуждено ускорить процесс установления отношений с Ви и берёт на себя обязательство уничтожать всех, кто этому мешает. Фактически, это уже шаги к самоуничтожению. Таким образом, между фильмом о визитёрах и современной Россией довольно много общего. Власть в России и власть визитеров основаны на схожих основаниях; они применяют схожие технологии.

Так начинается «бегство от свободы». Ради стабильности и видимости защиты, люди готовы отдать часть своих прав. Да – что мелочиться – свои базовые права и свободы. Но это путь к деградации и разрушению. Способны ли люди распознать истинные намерения тех, кто показывает им путь развития? Есть ли надежда на Пятую колонну, Сопротивление, способных помочь избавиться от иллюзий. Но сможет ли она сама объединить свои усилия и предложить людям альтернативу? Трудно сказать, хотя люди доброй воли есть везде. Даже, если они ящеры. Но их очень мало и силы неравны.

Другой поворот темы стоит упомянуть в связи с технологиями завоевания господства. Третья волна наступление информационной эры предоставляют в распоряжении захватчиков средства более надежные и эффективные, нежели простое завоевание. Для фантастики – это тоже избитый сюжет. Так в романе Г.Тартлдава, процитированном в эпиграфе, флот вторжения прилетает на Землю в разгар второй мировой войны. И, несмотря на тягу к взаимному истреблению, воюющие стороны объединяют свои усилия против ящеров. Кстати, во время «окончания холодный войны», когда Горби на переговорах о сокращении вооружений и т.д. сдавал Рейгану и Бушу позицию за позицией, было модно говорить о том, что случись нападение инопланетян Восток и Запад позабыли бы свои разногласия и объединились. Таким образом, не только фантастический трэш, а опыт истории СССР наглядно доказывает, что противостоять открытым военным усилиям и вооруженной агрессии можно куда успешнее, чем новому психологическому оружию, применяемому в информационных войнах.

Впрочем, пи-ар пи-аром и информация информацией, но военный бюджет и мощь США со времен краха СССР неуклонно возрастают. А в «V» флот вторжения ящеров уже вошел в пределы Солнечной системы и ждет своего часа в нескольких астрономических единицах от Земли…

Разумеется, в силу свободы интерпретаций и отсутствия монополии на изначальный смысл о «ящерах» можно написать и другое, в зависимости хотя бы от политических пристрастий. К примеру, легко можно представить бесконечную постмодернистскую эссеистику на эту тему с вкраплением антисовечины/проамериканизма в духе «вайлей-генисов».

А горизонт культурологических интерпретаций вообще можно раздвигать бесконечно. Одни только динозавры-годзиллы в американском и японском кинематографе не дадут остановиться кинокритикам. А их литературные коллеги могут разгуляться на теме ползучих гадов, тех же «крокодилов»: у Достоевского он лежит в «Пассаже», у Чуковского крокодил ест галоши и гуляет по Петрограду; примерно там же и в то же время «по улицам ходила большая крокодила» из фольклора времен Красной Смуты. Можно вместе с Проппом отправиться по тропинкам волшебных сказок вслед за неведомыми зверями, всеми этими Чудо-юдами, Горынычами и т.д. Драконы – любимые персонажи фэнтези. Вообще, образы подобных существ весьма архитепичны и очень противоречивы (См.: http://zvezda.ru/gnosis/2008/12/17/croco.htm ).

Разумеется, без темы чудовищ не обошлось и обсуждение проблем государства и права, политики. Самому известному здесь сравнению - гоббсовскому Левиафану – посвятил замечательно интересную книгу Карл Шмитт («Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. Смысл и фиаско одного политического символа». СПб, «Владимир Даль», 2006).

Но – нельзя объять необъятное. Вернемся к названию нашего эссе. Как это: «ящеры среди нас»? А вот как. Позволим себе вспомнить еще один фантастический киноужастике, ставший культовым фильм «Чужой». Помните, как там сидят люди, обедают, мирно беседуют, и вдруг один из них поперхнулся, и сквозь его человеческую плоть проклюнулась отвратительная тварь, Чужой, который начинает пожирать людей без всякой жалости. А в реальности разве так не бывает?

Вот вроде бы среди нас находились обычные младшие научные сотрудники, журналисты, управленцы или даже мелкие фарцовщики. По моральным критериям они, конечно, не первый сорт, но вдруг произошла какая-то мутация и эти, вроде бы люди, превратились в «чужих», в «хищников», готовых ради своей выгоды и удовольствия пожрать всех остальных своих бывших собратьев по виду.

Почему нас так пугают все эти монстры (мы пока о ящерах)? Наверно, из-за их холодной крови, отсутствия (или чрезмерной по людским меркам деформации) эмоциональной сферы, их бездушия («отсутствия бессмертной души», - скажут верующие люди). Монстры они и есть монстры, но этих существ также нужно изучать, и подобные попытки предпринимаются.

Так, к примеру, недавно вышла книга Валерия Соловья «Кровь и почва русской истории» (М. 2008). Сенсационной для научной монографии выглядит гипотеза о разных «породах» людей в зависимости от преобладания различных частей мозга. «Жадность и пренебрежение людьми — родовая черта отечественной элиты, её базовое ценностное основание и даже, в некотором смысле, её антропологическая специфика. Скажу без обиняков, есть серьезные основания считать, что наша элита в социальном отношении не вполне относится к человеческому роду», — так пишет В. Д. Соловей в своей книге (с. 444). Заметим сразу, что шокирующим выглядит не только это предположение, но и та реальность, что его породила. Она столь неприглядна, что поневоле наводит на воспоминания о власти «чужих», наподобие тварей из фантастических боевиков, только принявших человекообразное обличье. Но разве нет фактов, подтверждающих это, когда формально невоюющая страна за последние десятилетия понесла людской урон вполне сопоставимый с боевыми потерями широкомасштабного военного конфликта. Кто же ведет против нас эту войну? По утверждению В. Соловья, это — элита, о которой «было бы заблуждением полагать, что она асоциальная как таковая. Нет, она социальна — несоциальных животных не существует. С одним крошечным уточнением: присущий российской элите и тщательно пестуемые ею тип социальности по своей сути носит дочеловеческий характер (курсив наш), и в этом смысле он противоположен социальности человеческой» (с. 446). Отношение к «своему» народу со стороны каких-нибудь «главных реформаторов», «эффективных менеджеров-приватизаторов» или «великих олигархов-комбинаторов», «ловких провокаторов-манипуляторов» и т. д. часто не укладывается во вполне человеческую логику, даже продиктованную злыми и корыстными намерениями. Это — «чужие». По Валерию Соловью, у них просто другая структура мозга. Рептильный и лимбический элементы (сохраняющиеся от динозавров и млекопитающих) подавляют там человеческое приобретение — неокортекс. «Теперь давайте представим себе, — продолжает автор, — людей, у которых неокортекс был значительно ослаблен в пользу лимбического и рептильного мозгов. В прежнем историческом контексте их скрытые потенции подавлялись, и они вынуждены были их скрывать. Но вот открылся уникальный исторический шанс, когда “звериное” начало оказалось не недостатком, а колоссальным исходным преимуществом. Естественно, оно вылезло наружу, стало править бал и адаптировать ситуацию под себя, а не адаптироваться к ней. Говоря огрублено, строить мир для хищников и дичи.

Внешне это, безусловно, люди, причем зачастую не лишенные внешнего лоска и даже рафинированности. Но вот по своему социальному поведению, по своей глубинной (даже не осознаваемой ими самими) мотивации они уже перестали быть людьми. Мог ли старик Ницше вообразить, что его призыв “преодолеть в себе человеческое” станет игрой не на повышение, а на понижение, приведет не к человекобогу, а к зверочеловеку! Впрочем, опускаться всегда легче, чем подниматься» (c. 445).

Следствия этого очевидны. Наш автор утверждает в статье в «Литературной газете»: «Люди, сопротивляющиеся морально-культурному разложению и скотству, пытающиеся противостоять надвигающейся социальной энтропии, действительно могут быть отнесены к морально-ценностной элите общества, к тому, кого раньше называли аристократами духа. Но хотя таких людей в России немало, им, увы, закрыта дорога во власть. Закрыта именно по ценностно-моральным критериям, ведь властная элита формируется по принципу негативной селекции, отрицательного отбора — чем хуже, тем лучше». (Соловей, 2009, ЛГ, 2009. № 5. 4-10 февраля).

Мы прибегли здесь к обильному цитированию, дабы лучше сохранить мысль данного автора. Если с такой трактовкой столкнулся бы глубоко религиозный человек, ему не составило труда перевести рассуждения о «не вполне людях» в иную плоскость и легко ответить на вопрос, чьими сторонниками они являются. Конечно, именно здесь кроется ответ на вопросы, откуда берутся приспешники дьявола, где он — источник зла, кто там «правит бал» и т. п., — что для человека религиозного не является главной эпистемологической проблемой. Но для научного сознания — это проблема! Повторим, что в комбинациях социального и биологического здесь вполне можно запутаться, и мы решительно не беремся судить о генетике. Хотя само по себе предположение об обусловленности преступного поведения наследственностью, а не только социальной средой имеет весьма давнюю историю. Разве не логично допустить, что склонные к преступлению натуры стремятся в обществе к богатству и власти, чтобы иметь возможность полнее реализовать свою мерзкую сущность.

Разумеется, для того, чтобы в условиях воровской олигархической экономики или при авторитарном режиме добиться богатства-власти, надо иметь специфические качества. Нормальным людям этого не суметь. Но верно и обратное. Вот кто-то хапнул миллиарды, обрекая миллионы остальных на нищету – пожалуйста, по отношению к последним он уже «ящер», представитель иного вида. Вот кто-то добился бесконтрольной власти и ведет себя по отношению к простым людишкам-млекопитающим как злобный динозавр. Таким надо жить непременно отдельно, передвигаться особым образом, а людям (для их же блага!) лучше не приближаться к элитным дачам и кортежам. Нечего там делать людям!

В общем, есть люди, и есть не совсем люди. Если о маньяках-убийцах часто говорят «нелюдь», то почему это слово нельзя отнести к некоторым представителям элит, особенно в нашей стране и, особенно в наше время? Хотя, конечно, не только здесь и сейчас. И еще – можно ли убедить в чем либо этих тварей, используя рациональные и/или моральные аргументы. Думается, что нет. У «ящеров» своя логика и своя мораль.

Так, что же делать с подобным положением вещей? Конечно, бороться, - отвечают создатели «Визитеров». На наш взгляд, пафос Сопротивления – это наиболее сильная составляющая «V», несмотря на все несуразности сценария и режиссуры. В сериале немало эпизодов. Над условностью которых можно посмеяться, но которые, при «наивном» восприятии заставят сжаться сердце. Эти эпизоды связаны с моментами, когда отдельные Люди решаются на борьбу, на противодействие превосходящей силе, в обстоятельствах неблагоприятных и прямо безнадежных. Они теряют друзей и надежду, их предают окружающие и высмеивают СМИ и «моральные авторитеты», кажется, у них вообще нет шансов. Но – они борются за себя и за остальных и стремятся победить хотя бы на отдельных участках. Они – герои.

Конечно, найдутся подкованные в культурологии и искусствоведении люди, которые резонно заметят, что такая модель поведения характерна для западной культуры и т.д. Разве подвиги героя-одиночки – это не сюжет любого приличного вестерна и т.п.? Все так, конечно, но ведь и для отечественной традиции героизм – это не редкость. У нас тоже были и есть свои герои, сопротивляющиеся несправедливой силе, а не только «соборная» масса, перед этой силой преклонившаяся. Да и любой героизм индивидуален, даже если этот героизм массовый.

Подчас речь идет даже не о каком-то запредельном самопожертвовании, а просто о смелости думать и говорить иначе. В этом смысле, в американских «Визитерах» мы увидели изрядный вызов конформистскому «мейстриму», господствующим «шкурным» тенденциям обретения собственного благополучия и безопасности, готовности, пусть даже вынужденной, рискнуть и победить более сильного врага. Конечно, пока в массовой культуре отечественно разлива преобладают настроения противоположные, направленные на то, чтобы людей успокоить, отвлечь внимание или сублимировать протестные настроения, но кое-что есть и у нас. Чисто субъективно, мы бы поставили американских «Визитеров» в один ряд с российским 25-серийным «Мечом» или, скажем, циклом романов покойного Олега Маркеева о Страннике. Не все готовы смириться с господством мерзкой несправедливости; некоторые будут бороться, даже если это похоже на гарантированное самоубийство.

Завершая наше небольшое эссе, остается высказать сожаление, что нет времени и сил для того, чтобы раскрыть тему «Визитеров» более подробно и обстоятельно. Ей-ей, вышла бы монография не меньше, чем книга о «Матрице» или не скучнее, чем размышления типа «Сверххоббиты: Толкин, Ницше и воля к власти» (См. сборник: «Властелин колец» как философия». М. 2005) или «Философия Гарри Поттера». «Ящеры» как философия – это не менее интересно и актуально.

Но, понятно, дело не в ящерах.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель