Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

Елена Ознобкина.

Рецензия на книгу Владимира Малахова "Скромное обаяние расизма и другие статьи".


Размышления об особенностях правозащитной борьбы с расизмом...

Владимир Малахов Скромное обаяние расизма и другие статьи. М., Дом Интеллектуальной Книги & Модест Колеров, серия Тетради по философской эссеистике., 2001. 172 с.


Эта книга - из тех немногих работ профессиональных философов молодого поколения, которые решаются выйти в открытое пространство общественной (а не узко-профессиональной) дискуссии. Она написана эмоционально и с желанием ввязаться в спор, а не бубнить свою умную истину в своем углу... Думаю, не зря Владимир Малахов опасается навлечь на себя гнев отечественных правозащитников, - ибо пытается (впрочем, без высокомерия "теоретика") показать последним, что попали они - в неприятную ловушку. Что хорошо бы более последовательно продумывать предпосылки и последствия своих заявлений и стратегии действий...

Последний текст этой книги (самый поздний - декабрь 2000 г.) написан по свежим следам конференции российских неправительственных организаций по проблемам национализма и расовой дискриминации, расизма, ксенофобии и нетерпимости. Похоже, событие это подтвердило более ранние предположения автора: "Как только антирасизм превращается в институт, он начинает жить по своим собственным законам". И законы эти - зеркально отражают те силы, против которых, казалось бы, и развертывается правозащитное действие. Защиту групп, подвергающихся дискриминации, сегодняшние правозащитники выстраивают как защиту "этнических меньшинств". Этот подход имеет свою редко кем из правозащитников отслеживаемую логику: это путь к сегментированию общества, фактической сегрегации его по этническому признаку. Иначе говоря, правозащитники - сознательно ли, неосознанно ли - отказываются от концепции права как права индивида в пользу понятия коллективных прав. Язык гражданских прав вытесняется в ре зультате языком этнических прав, происходит отказ от принципа равных прав в пользу особых прав... В ажиотаже благородного дела защиты прав человека и отстаивания гуманных и моральных общественных ценностей - благополучно воспроизводятся старые советские шаблоны социальной политики. Только ставка на господствующую монокультуру (русскую) заменяется ориентацией на множество малых монокультур. "На общество начинают смотреть не как на культурное единство, а как на совокупность равноправных этнокультурных и этнорелигиозных сообществ". Однако взгляд этот - каким бы естественным он ни казался - создается искусственно. Вслед за известным этнологом В. Тишковым, Владимир Малахов обращает внимание правозащитников, заявляющих о своем противостоянии власти, что "этнические общности" не просто "продукты этногенеза", но политически конструируемая реальность...

Владимир Малахов убежден: "Именно широкой публике нужно в первую очередь разъяснять несостоятельность веры в субстанциальность наций-этносов и вредоносность этно-центристского мышления. Это мышление, подобно болезни, проникло в сознание россиян столь глубоко, что отдельные фрагменты этой книги, распечатав в виде брошюр, впору продавать в аптеках".

По некотором размышлении я не склонна видеть в сказанном преувеличение.


Источник: www.index.org.ru

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель