Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Владимир Брутер. 8 октября 2008 г.

СИТУАЦИЯ В ЛИТВЕ ПЕРЕД ПАРЛАМЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМОМ О ПРОДЛЕНИИ РАБОТЫ ИГНАЛИНСКОЙ АЭС (12 ОКТЯБРЯ)

 

Для предвыборной ситуации в Литве характерна очень высокая энтропия с тенденцией ее постоянного роста. Направление было задано еще на выборах 2004 года, когда победу одержала только созданная Партия Труда (ПТ, Виктор Успасских) – 28,5% (без коррекции на недействительные голоса).  Также прошли в Сейм Блок Бразаускаса (Социал-демократическая партия (СДП) и Новый Союз Альгирдаса Паулаускаса (спикер сейма  2000-2004гг.)) – 20,7%, Союз Отечества (консерваторы – Ландсбергис и Кубилюс) -14,8%. Блок Паксаса («За порядок и справедливость») – 11,4%, Союз  Либералов и Центра (тогдашнего мэра Вильнюса Артура Зуокаса) – 9,2%, блок Прунскене (Крестьянская и Новая демократическая партии) – 6,6%.

До этого на выборах 1992, 1996 и 2000 гг. в Сейм никогда не проходило так много партий. Уже в 2004 году это привело к большим сложностям при формировании большинства. Только за счет опыта и авторитета Бразаускаса удалось сформировать дееспособное правительство (Партия Труда, СДП и НС, Блок Прунскене), где Успасских занял пост министра экономики, а Прунскене - министра сельского хозяйства.

После этого в течение 2005-2006 гг. началась затяжная атака на Виктора Успасских, который (официально) обвинялся в неправильном ведении партийной бухгалтерии. Атака закончилась вынужденной временной эмиграцией Успасских в Москву, падением правительства Бразаускаса, существенным переформатированием большинства. При этом продолжало происходить дальнейшее разукрупнение политических партий и блоков.

Вначале блок Бразаускаса и Паулаускаса (несмотря на то, что партии создали отдельные фракции СДП и НС) действовал достаточно синхронно. Однако после того как правительство Бразаускаса ушло в отставку, координация нарушилась. Бразаускас рассчитывал, что новым премьером станет близкий к нему министр финансов Зигмантас Бальчитис, однако в самый последний момент в партии произошел переворот и кандидатом от СДП на должность премьера стал Гедиминас Киркилас. Киркилас сразу же посчитал, что сильный спикер – Паулаускас может создать ему ряд проблем,  и произвел виртуозную операцию по его смещению.

Фракция Партии Труда была расколота немедленно. Многолетней «правой руке» Успасских Виктору Мунтяну (Викторас Мунтянас  многолетний мэр района Кедаяйняй – центра бизнеса Успасских) было предложено «освобождающееся» место председателя Сейма в случае, если он «уведет за собой» значительную часть фракции. Мунтян объявил, что «ушедшие с ним получат должности, оставшиеся с Успасских – уголовное преследование по полной программе».  В результате к Мунтяну ушли 9 из 40 членов фракции Партии Труда,  что было расценено, как «хорошо». Впоследствии Виктор Мунтян на основе ушедших из ПТ создал Партию гражданской Демократии (ПГД). ПГД участвовала в выборах в местные органы власти в 2007 году, но хороших результатов не добилась. Затем начал раскручиваться коррупционный скандал уже вокруг Мунтянаса, и он ушел в отставку, фактически бросив партию. Спикером стал давний приятель Киркиласа  еще по ЦК КПЛ Чесловас Юршенас (70 лет). Большинство членов ПГД перешло в СДП. В партии остался только Альгимантас Матулявичус бывший председатель Комитетеа Сейма по безопасности (он сначала был в блоке Паксаса) и один из главных «преследователей» Успасских. Матулявичус «ведет» ПГД на выборы, без малейшего шанса на результат.

Одновременно, желая заместить Партию Труда и сделать большинство «менее левым», Киркилас пригласил в правительство союз Либералов и Центра (вокруг Артура Зуокаса тоже все время шли антикоррупционные разбирательства). Зуокас сразу же согласился, однако второй человек в партии Пятрас Ауштрявичус категорически отказался.  Ауштрявичус  с компанией вышли из фракции СЛЦ и через некоторое время воссоздали собственную партию (до объединения с Либеральным союзом Зуокаса она называлась Центристский союз)  Движение (по-литовски – саюдис, что должно вызвать аналогии) либералов (ДЛ) Литовской республики. ДЛ приняло участие в местных выборах, показало неплохой результат в крупных городах, однако в общенациональном пересчете не набрало 5%. Результат посчитали слабым, и Ауштрявичус был смещен, на его место пришел Элигиюс Масюлис  - руководитель Клайпедского (самого большого) отделения.

Единственной фракцией, которая (вместе с СДП) все 4 года оставалась в правительстве оказалась фракция Прунскене. За это время обе партии Крестьянская и Новая Демократическая объединились и получили название Союза крестьян и народников (СКН). Партия с почти аналогичным названием существовала в Литве в межвоенный период. Объединение блока Прунскене в партию стало единственным объединительным сюжетом на фоне продолжающейся партийной энтропии.

Показателем растущей политической энтропии в Литве стали результаты местных выборов. Впервые за всю историю -10(!) партий преодолели 5% барьер в общенациональном исчислении, а ДЛ набрал 4,6%. «Победивший» Союз Отечества набрал всего17,1% голосов (плюс ровно 5% вошедшие сейчас с ним в блок Литовские христианские демократы). Знаковой стала победа партии Паксаса (переименованной в «Порядок и Справедливость» по названию блока) в Вильнюсе. За нее проголосовала примерно треть польского и более половины русского населения города, принявшие участие в голосовании. Преследование руководителей партии, возглавивших мэрию, со стороны силовых структур не прекращается все полтора года. Члены фракции Лементаускас и Казакас арестовывались, мэра Юозаса Имбрасаса неоднократно пытались сместить.  Тем не менее, администрации города удалось «дожить» до выборов. Дальнейшая судьба зависит от результатов выборов в Сейм.

 

Последний год у правительства Киркиласа не было устойчивого большинства в Сейме. Киркилас постоянно «договаривался» то с Успасских (в обмен на снятие домашнего ареста), то с консерваторами (в обмен на антироссийскую риторику) о поддержке. Правительство стабилизировалось еще и тем, что оппозиция – СО, ПТ и ПС была полностью фрагментирована и не могла объединиться даже в простейших ситуациях.  Киркилас в первую очередь уделял внимание экономическим вопросам. Конкретно, главной темой для него было создание «национального инвестора» для строительства новой АЭС взамен Игналинской. По договору с ЕС Игналинская станция должна быть закрыта до конца года.

 

Экономическая диспозиция.

 

Экономическая диспозиция состоит из трех принципиальных элементов. Каждый сыграл свою роль в формировании политической ситуации.

1. Правительство Бразаускаса а затем Киркиласа обеспечили уверенный и стабильный подъем литовской экономики в размере примерно 5% ежегодно. Что значительно выше средней по ЕС. Однако, большинство литовцев остаются пессимистами по отношению к своему уровню жизни и перспективам страны. Сохраняется устойчивая корреляция между довольным и стабильным городом (в первую очередь речь идет о городском литовском населении, которое до недавнего времени вообще «все устраивало») и разочарованным селом, где доминируют «распределительные» настроения и где есть существенный потенциал недоверия в отношении «все захватившего» города. Это недоверие переносится на литовскую элиту в целом.

2. Значительная часть роста ВВП достигнута за счет экономических связей с Россией. В Литве стал анекдотом случай, произошедший во время визита Киркиласа в США. Там ему был задан вопрос: «почему у вас такие плохие отношения с Россией». В ответ Киркилас сказал: «Вы что-то путаете. Россия наш крупнейший экономически партнер и наш товарооборот ежегодно увеличивается». По оценкам местных экономистов, Россия уверенно удерживает первое место среди внешнеэкономических партнеров Литвы. Доля РФ во внешнеторговом обороте Литвы по итогам 2008 года может составить 25-27%. Это при неработающем нефтепроводе «Дружба».

Основные зоны роста в 2006-2007 годах – это транзит российских грузов через порт Клайпеда. Сейчас ситуация заметно меняется, транзит падает. И в связи с мировыми экономическими проблемами, и в связи с тем, что у РФ появляются альтернативные транспортные возможности. На рынке транзита наблюдается существенная нервозность. Специалисты предполагают падение рынка и трудности для операторов еще до конца текущего года.

3. Предстоящее закрытие Игналинской АЭС, которое радикально изменит энергобаланс республики. Закрытие станции повлечет за собой изменение всей структуры экономики Литвы. Из экспортера  энергии страна превратится в импортера. 

Дискуссия о том, чтобы продлить работу АЭС является одной из основных дискуссии в обществе последние 2-3 года. Вокруг идеи референдума по продлению работы станции объединились радикально оппозиционные силы. В первую очередь «Порядок и справедливость» Паксаса и вновь возникшая левая партия «Фронт», которую возглавил экс-вице-мэр Вильнюса (от СДП), сын одного из руководителей КПЛ и внук одного из основателей советской Литвы Альгирдас Палецкис.  Сторонники продолжения работы станции легко собрали подписи под референдум. Они, очевидно, предполагали, что тема Игналинской АЭС может стать главной темой предвыборной кампании.

Любопытную позицию заняли консерваторы и социал-демократы. И Киркилас, и Ландсбергис (сейчас депутат Европарламента) усиленно «делали вид», что пытаются разговаривать с руководством ЕС о том, чтобы в случае положительного исхода референдума начать переговоры о продлении работы станции. Разумеется, никаких реальных переговоров никто не вел (в Литве есть должность официального переговорщика по данному вопросу, должность занимает Александрас Абишала). Европейцы (как обычно в таких случаях) считают, что необходимость в каких-то переговорах появится после референдума, и в зависимости от результата. Киркилас ведет себя «как обычно», пытаясь не дать своим оппонентам возможность «поднять волну». В то же время Киркилас считает, что (при определенном стечении обстоятельств) положительные итоги референдума могут быть ему полезны. Однако, как только позиция Киркиласа (в пользу референдума) окончательно определилась, консерваторы заявили о том, что» договор надо выполнять, а станцию закрывать».

Для строительства новой станции в соответствии с законом Литвы был создан «национальный инвестор» LEO LT.  После длительных дебатов 62%  акций LEO остались у правительства, 38% у NDX Energija. NDX Energija – это коммерческое предприятие, специально созданное для этой цели бизнесменами группы Максима (сеть розничных магазинов в Литве и соседних странах). Группа Максима представляет собой близких «коммерческих» союзников Киркиласа. За это Киркиласа постоянно критикуют, есть даже циркуляр комиссии КС по конкуренции, где процесс создания национального инвестора назван непрозрачным. Последним событием явилось обращение «паксистов» в КС с требованием признать незаконным создание LEO LT. Суд принял вопрос к рассмотрению. В связи с этим LEO LT до сих пор не начал работу. Также существуют большие разногласия в вопросе строительства новой АЭС между Литвой и соседними странами (Польша, Латвия, Эстония), которая первоначально планировали участие в проекте, однако до сих пор не приняли окончательное решение. В связи с этим по самым оптимистическим прогнозам начало работы станции (если оно будет) может произойти не раньше 2018 года.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Виктор Успасских высказал «альтернативное» мнение, которое очевидно согласовано с российской стороной. Предполагая, что Игналинская АЭС будет закрыта, Успасских уже сейчас предлагает закупать электроэнергию у будущей калининградской АЭС. «Я думаю, что если Балтийская АЭС будет построена, то Литва может покупать электроэнергию в Калининградской области.

В бизнесе всегда присутствует прагматизм и поэтому, если будет возможность дешёвую энергию приобретать в другом месте, то так и надо делать. Потребность в энергии растет, поэтому я за атомную энергетику. Если какие- то политики хотят асинхронизировать систему с Россией, то это глупости. Этого делать не надо». Успасских (потерявший значительную часть русских голосов) вообще решил сделать отношения с РФ центром своей предвыборной кампании. Последнее его заявление: «Я участвую в политике для того, чтобы сблизить ЕС и Россию» вообще наделало много шума, но не принесло каких-либо ощутимых результатов.

 

Даже внутри «пророссийской» (в Литве ПТ и ПС любят называть пророссийскими проектами, что, конечно, неверно) оппозиции по отношению к нынешнему курсу руководства Литвы нет единого мнения о будущем Игналинской АЭС.

Это еще раз говорит о высоком уровне энтропии в литовской политике. Реально же все осознают, что, несмотря на результаты референдума, у Литвы нет возможности для оказания давления на ЕС с целью изменить договор о присоединении (где и прописано будущее станции).

 

Предвыборные расклады.

 

В Литве очень зарегулированное (в первую очередь в финансовом плане) избирательное законодательство. Несмотря на все попытки Паксас и Палецкис не могут объединить кампанию по выборам в Сейм с кампанией по проведению референдума. Само по себе это и было одной из основных целей референдума. На местных выборах 2007 года явка не избирателей не превышала 40%, что дает преимущество правым националистам (Союз отечества), у которых «стойкий и последовательный» электорат. Об этом прямо заявляет даже Киркилас. «Референдума, который мы организуем вместе с выборами, очень боятся консерваторы. Потому что исследования показывают, что чем меньше активность избирателей, тем результаты голосования для них благоприятнее. Тем временем я полагаю, что чем больше приходит избирателей, тем больше демократии».

Опросы показывают, что именно явка избирателей станет ключевым элементом окончательных результатов. Притом, что даже в наиболее благоприятном для консерваторов случае, их успех будет носить ограниченный характер.

В Литве смешанная избирательная система. 70 мест разыгрывается по пропорциональной системе (с полуоткрытыми списками) 71 в одномандатных округах (в 2 тура).

 

 

 

Партия, Блок

Прогноз

Кол-во мест по проп.сист.

Кол-во мест в одно. окр.

Мест всего

 

Союз Отечества (Кубилюс)

16-17%

13-15

13-15

27-30

 

Порядок и справедливость (Паксас)

15-16%

12-14

6-8

19-21

 

Социал-демократическая партия (Киркилас)

12-15%

10-12

13-15

24-26

 

Партия Народного возрождения (Валинскас)

12-15%

10-12

5-7(?)

16-18

 

Партия Труда (Успасских)

12-15%

10-12

6-8

17-19

 

Союз Крестьян-народников (Прунскене)

8-10%

6-7

5-6

11-12

 

Новый союз (Паулвускас)

5-6%

4-5

3-4

7-8

 

Фронт (Палецкис)

4-5%

    -

2-3

2-3

 

Союз Либералов и Центра (Зуокас)

4-5%

    -

3-4

3-4

 

Другие и независимые

 

 

8-10

8-10

 

Союз отечества – правонационалистическая, антироссийская (по программе) и наиболее проамериканская партия. Наиболее яркое заявление Кубилюса – «Российские инвестиции несут угрозу безопасности Литвы». Создана на основе наиболее радикальной части «Саюдиса», ориентируется на городских литовцев, прежде всего в Вильнюсе и Каунасе. В первую очередь на «статуснок чиновничество», востребованное во власть «Саюдисом». С 2000 года в оппозиции. Из-за очень негибкой политики СО, остальные партии крайне неохотно блокируются с консерваторами.

Порядок и справедливость (ранее либерал-демократы) организованы сторонниками Паксаса после его ухода с поста премьер-министра в 1999 году (одновременно он ушел из СО). Партию можно охарактеризовать как антизападных и в целом пророссийских литовских националистов. После импичмента Паксаса в 2004 году, партия является своего рода «изгоем» в Литве. Победа в 2007 на местных выборах в Вильнюсе, показала, что партия уверенно набирает силу.

Социал-демократическая партия. Создана Бразаускасом в результате объединения Демпартии Труда (национальная часть Компартии Литвы) и собственно социал-демократов, которые в нынешней партии никакой роли не играют. Крупнейшая партия Литвы, имеет очень сильные позиции, прежде всего, в сельских районах. Стоит на умеренно (конъюнктурно) прозападных позициях.

Партия народного возрождения. Недавно создана известным шоуменом Валинскасом. В партии много звезд ТВ и эстрады. Популистская партия без четкой программы. По мнению в Литве создание ПНВ инициировал Киркилас в качестве предвыборного спойлера для всех остальных.

Партия Труда создана в 2003 году известнм бизнесменом Виктором Успасских. Стоит на интернационалистических (выражение Успасских), умеренно пророссийских позиция. По взглядам близка к левым социал-демократам. После атаки со стороны силовых структур партия вынуждена была покинуть правительство в 2006 году. Сейчас медленно возрождается.

Союз крестьян-народников (Прунскене), Создан на основе блока Прунскене (в который входило много разных партий). Объединяет значительную часть традиционной сельской элиты. Особенно сильные позиции у партий в районах вокруг крупных городов (Шяуляй, Паневежис, отчасти Вильнюс и Каунас). Как говорят в Литве «районы с богатыми колхозами». Стоит на центристских позициях.

Новый союз – создан бывшим генпрокурором Паулаускасом после его поражения на президентских выборах от Адамкуса в 1997 году. Близка по взглядам к СДПЛ даже входила с ней в предвыборный блок. Главное противоречие – личный конфликт Паулаускаса с Киркиласом.

Союз либералов и центра – партия «успешных» литовцев (этнических). В значительной мере связана с бизнесом. Была популярна, прежде всего, в Вильнюсе и Клайпеде. Сейчас осталась у власти только в Клайпеде. В значительной мере  утратила популярность.

Фронт – леворадикальная партия, основанная Палецкисом – младшим (представитель одной из наиболее известных политических семей в Литве). Выступает за полную смену политического курса. Главная идея нынешней кампании – продолжение работы Игналинской станции. Именно Фронт инициировал референдум по данной теме.

 

Данные опросов двух ведущих литовских центров «Baltijos tyrimai» и «Vilmorus» дают несколько отличные результаты. В результате интерполяции (с учетом пересчета линеек на 100% голосов и при ожидаемой явке в 45-50%) можно представить следующую ситуацию. Союз отечества (СО) может рассчитывать на 16-17% голосов. При этом среди тех, кто пока не определился, но, скорее всего (с большей или меньшей степенью вероятности) примет участие в выборах и референдуме, сторонников СО почти нет. Каждый дополнительный процент явки «отбирает» у консерваторов примерно 0,2% голосов, и эта ситуация их тревожит. Второе место пока сохраняют «паксисты» («Порядок и Справедливость» (ПС)). По опросам ПС может рассчитывать на 15-16% голосов. Рейтинг ПС устойчив в течение полугода, и никаких тенденций к росту и к падению не демонстрирует. Скорее всего, 15-16% - это предел для ПС. На местных выборах 2007 года примерно 40% голосов (из 13% полученных партией в национальном пересчете) ПС принесли русские (прежде всего) и польские голоса. Сейчас ситуация изменилась. Во-первых, на «русские голоса» появилось много других претендентов, которые в прошлогодних выборах не принимали участие. Во-вторых, в верхней части списка ПС вообще нет представителей русского населения Литвы. Очевидно, что это существенно снизило «контакт» между партией и ее русскими избирателями. Рассчитывать на электоральный «прорыв» у ПС сейчас нет никаких оснований. По всем предположениям, результат 15-16%, это максимум.

Сейчас третье место делят «частично возродившаяся» Партия Труда (ПТ) Виктора Успасских и только созданная Партия Народного возрождения (ПНВ) известного в Литве шоумена и телеведущего Арунаса Валинскаса. В партию вошло много известных в Литве деятелей ТВ, шоубизнеса и поп-культуры. В ней практически нет никого, кто ранее участвовал в политике. Сейчас обе партии могут рассчитывать на 11-12% голосов с тенденцией к увеличению за счет неопределившихся. При этом у ПНВ тенденция к росту рейтинга выражена сильнее. По имеющейся информации, ПНВ создавалась по инициативе Киркиласа в качестве «общего спойлера». Это подтверждается, например тем, что и сам Валинскас и его жена выдвинули свои кандидатуры в сельских округах, которые традиционно голосуют за СО (в Литве таких округов очень мало, всего 4-5). Однако затем, ПНВ (под влиянием роста рейтинга, очевидно) начала «собственную жизнь», и сейчас уже готова «не обращать внимание» и на Киркиласа. ПНВ декларирует идеологию «просвещенного патриотизма», в партии много популярных людей, в том числе и нелитовцев. Пока перспективы ПНВ можно назвать неопределенными.

 

Очень сложно оценить действующий рейтинг СДП. По разным оценкам он колеблется от 10% до 17%. Подобная ошибка метода связана со следующим. СДП поддерживает высокий общенациональный рейтинг за счет нескольких сельских регионов (в городах рейтинг СДП не превышает 7-8%). Литовская выборка обычно не превышает 1000 опрашиваемых (не более 550 содержательных ответов). В такой ситуации «взвешивать» те или иные районы не представляется возможным (подобная ситуация характерна и для Избирательной акции поляков (ИАП)).  «Красные» районы иногда просто недопредставлены в опросах. Второй проблемой СДП является «смещенный образ» партии. Премьер (председатель СДП и лидер избирательного списка) Киркилас крайне непопулярен. Его личный рейтинг не превышает 2-3%. Поэтому вся кампания СДП, ассоциирующаяся с премьером, сразу же приводит к провисанию рейтинга. С другой стороны, номера 2 и 3 в избирательном списке – спикер Чесловас Юршенас и министр труда и социальной политики Вилия Блинкявичуте имеют высокий личный рейтинг (Блинкявичуте вообще может рассматриваться как один из наиболее вероятных кандидатов в президенты). Однако пока компанию СДП не удалось увязать с Юршенасом и Блинкявичуте. Более того, Блинкявичуте, которая (в отличие от Киркиласа и Юршенаса) баллотируется еще в одномандатном округе вообще не уделяет внимание общенациональной кампании. На наш взгляд, СДП может претендовать на 11-12% (возможно даже чуть-чуть больше) голосов в первую очередь за счет «конформистского» электората, который боится, чтобы «не было хуже». В самом деле. Во время правления СДП катаклизмов в Литве  не наблюдалось.

6-ое место уверенно занимает Союз крестьян – народников (СКН) Казимиры Прунскене. По всем опросам у партии примерно 7-9% голосов. Судя по данным опросов СКН последний, кто (на данный момент) точно гарантирует попадание в Сейм.

Еще 5 партий продолжают борьбу за  преодоление 5% барьера и попадание в Сейм. Новый союз (НС) экс-спикера (с 2000 по 2006 годы) Артураса Паулаускаса. По версии «Baltijos tyrimai» НС может рассчитывать до 10% голосов, по версии «Vilmorus» не более, чем на 6%. Паулаускас один из самых известных и самых стабильных политиков в Литве. Его «лучшие» годы в политике позади, но личный рейтинг продолжает оставаться неплохим (лучше, чем у Киркиласа). Поэтому шансы пройти в Сейм у НС существенно выше чем не пройти. Рейтинг союза Либералов и центра (СЛЦ) постоянно снижается, чему способствовал ряд скандалов с наиболее известными в партии людьми – экс-мэром Вильнюса Зуокасом и действующим мэром Клайпеды Тарашкявичусом. По данным «Baltijos tyrimai» рейтинг СЛЦ примерно 6%, а по данным «Vilmorus» (разница между опросами по времени 2 недели) – 4%. В предыдущем опросе  «Vilmorus» было около 5%. У Зуокаса достаточно стабильный городской электорат, состоящий в значительной мере из «успешных» литовцев. Новых избирателей у СЛЦ не будет, избирательная компания проходит на редкость пассивно. Шансы пройти в Сейм примерно 50 на 50. У Движения либералов ЛР (ДЛ) шансы утрачены по обоим опросам – не более 3%. За ДЛ (в сравнении с СЛЦ) голосуют еще более «успешные» литовцы. После смены руководства партия так и не смогла найти свою нишу. Сейчас у ДЛ минимальные шансы пройти в Сейм.

Оценить шансы Избирательной акции поляков (ИАП) очень сложно. «Vilmorus» в последнем опросе вообще не дал ИАП рейтинг (эксперт сказал источнику, что среди содержательных анкет поляков оказалось только 2%). На выборах в Сейм 2004 года ИАП получила около 4%, на местных выборах 2007 5,3%.

Сейчас в списке ИАП присутствует члены партии «Русский альянс». «Русский альянс»  - это альтернативная (Союзу русских Литвы)  русская партия, базирующаяся в Клайпеде. Для попадания в Сейм ИАП должен получить не менее 10% голосов в Вильнюсе (при 20% польского населения), и не менее 60% голосов в Вильнюсском районе (при примерно 75% поляков). В 2007 это получилось, в 2004 нет. Сейчас ИАП выглядит достаточно мобилизованной организацией, но это необходимое, а не достаточное условие.

Наиболее загадочными остаются перспективы новой радикально левой партии «Фронт». По данным «Baltijos tyrimai» и «Vilmorus» рейтинг «Фронта» растет и составляет на начало сентября около 3%. Однако у партии уже нет времени на популяризацию своих «идей». Главной «идеей» остается синхронизация выборов с референдумом плюс личная харизма лидера партии Альгирдаса Палецкиса. Шансы у «Фронта» есть, но пока их сложно оценить.

Таким образом, можно предположить по  пропорциональной системе (многомандатному округу) в Сейм пройдет 7-8 партий. При подобной конфигурации явного лидера не будет совсем, партии ожидают очень сложные коалиционные переговоры и ожидание второго тура, который пройдет 26-го октября.

Выборы (в 2 тура) по мажоритарным округам в Литве имеют некоторые существенные особенности. В том числе от выборов, проводящихся по аналогичной системе (например, полностью аналогичная избирательная система в Сербской Воеводине, очень близкая в Венгрии).

1. Фактически выборы в одномандатных округах «распадаются» на две составляющие. В городах выборы структурируются идеологически и этнически (этнически в первую очередь в Вильнюсе и Клайпеде).

2. В сельских округах выборы идеологически неструктурированны. В значительной части округов победителя определяет развитая клиентела и контроль над местной (районной) властью. Большинство клиентел «принадлежат» СДП и СКН Прунскене (партиям, составляющим основу правительства уже 6 лет).

3. В настоящий момент исторически зоны очень слабо структурированы политически. Между двумя соседними районами может быть большая разница при голосовании.

4. Во многих (до половины) округов победа одного из кандидатов прямо зависит от того, кто будет конкурентом во втором туре. Легче всего «набирают чужие голоса» максимально амбивалентные проекты. Например, кандидаты от СКН практически не проигрывают во втором туре. Социологи обращают внимание, что сейчас очень много победителей во втором туре может быть у ПНВ.

По мнению социологов даже при самом благоприятном стечении обстоятельств СДП (за счет сельских округов) и СО (прежде всего в Каунасе) не смогут выиграть более 15 одномандатных округов. Скорее всего, даже меньше. Реальные шансы выиграть округ есть у представителей 11-12 партий, плюс 1-2 округа могут выиграть независимые кандидаты. Таким образом, голосование в округах существенно повлияет, но не сможет определить ситуацию в новом Сейме. Даже в самом благоприятном для Союза Отечества варианте, фракция СО в новом сейме не превысит 28-30 депутатов (из 141).  Для создания идеологически окрашенного правительства этого принципиально недостаточно. Неслучайно, что президент Адамкус призывает «извечных противников» СО и СДП объединиться и создать «радужную коалицию».  Пока не получается.

Экспозиция нового сейма на данный момент предполагает, что в парламенте будет не менее 8 фракций, сравнимых по численности. Плюс примерно 8-10 внефракционных депутатов (представители непрошедших в сейм партий и независимые). Скорее всего, трех фракций будет недостаточно, чтобы сформировать большинство. Вполне возможно, что умение вести «неофициальные» переговоры может помочь Киркиласу сохранить должность. По информации из СДП, Киркилас предполагает, что голосов СДП, ПНВ (Валинскас), Прунскене, Нового союза (Паулаускас) и части нефракционных может хватить для большинства. В крайнем случае, можно начать договариваться с Успасских.  Очевидно, что у Успасских и Паксаса не хватит голосов для большинства. При этом большинство литовских партий не хочет брать Паксаса в коалицию, а формировать коалицию с позиции уверенного большинства (как это случилось в вильнюсском горсовете) у Паксаса не получится. Нет явных партнеров по коалиции у Союза отечества. Либерал-центристы и Движение либералов (которые часто сотрудничали с СО) не смогут обеспечить комфортное большинство для правых, а у Киркиласа нет никакого желания формировать право-левое большинство с Кубилюсом и Ландсбергисом. Сейчас есть информация о том, что «паксисты», СО и ПНВ ведут совместные переговоры с Далей Грибаускайте, еврокомиссаром от Литвы. Грибаускайте известна как один из наиболее рейтинговых и жестких литовских политиков, не признающих какие-либо авторитеты. Она не является членом партии и часто критикует всех литовских политиков, включая президента и премьера за экономическую безграмотность. По мнению многих в Литве, избрание Грибаускайте премьером один из наиболее смелых, почти революционных вариантов. У «паксистов» и ПНВ нет своего кандидата в премьеры, и «поиграть» в Грибаускайте для них и выгодно, и интересно. Возможно, что на сегодняшний день Киркилас (как вариант Блинкявичуте) и Грибаускайте  - это два наиболее реальных варианта будущего правительства.

Главным политической шуткой  последних дней сентября в Литве стали результаты опроса, проведенного обществом «Harris» и опубликованного в  FT. Гражданам западноевропейских стран был задан вопрос: «Одобрили ли бы вы или возражали бы, чтобы военные вашего государства защищали страны Прибалтики, если бы Россия предприняла против них военные действия?». Согласно данным опроса, наиболее скептически в вопросе обороны прибалтийских стран настроены немцы - всего 26% жителей Германии согласились бы, чтобы военные их страны защищали прибалтийские государства. Возражали бы 50% немцев,  у остальных нет твердого мнения. Аналогичное мнение господствует в Италии и Испании - здесь было бы больше возражающих, чем поддерживающих помощь. В Великобритании, Франции и США направление военнослужащих в Литву, Латвию и Эстонию сторонники и противники разделились примерно поровну. Это еще раз показывает, что Литве необходимо определяться «самой» и «внутри». В первую очередь.

Главный смысл предвыборного расклада в том, что нынешняя ситуация будет «принудительно» воспроизведена. Несмотря на то, что данным «Vilmorus» только за последние два месяца суммарная популярность первых пяти партий (кроме ПНВ) упала на 8-10%, альтернатива нынешнему большинству «не сформирована».

Таким образом, реальными являются два варианта коалиции – «консервация» или «революция». Консервация – это обновленный вариант нынешней коалиции (СДП, СКН, СЛЦ) с участием ПНВ и возможно Партии Труда. Именно поэтому, Киркилас (чей личный рейтинг 2%) совершенно не побоялся возглавить партию на выборах. Ему абсолютно безразлично, сколько мандатов будет у СДП 25, 22 или 20. Сильные «одномандатники» выиграют в любом случае, а все остальное значения не имеет. Главное – это после выборные переговоры, в которых Киркилас непревзойденный мастер. Он прекрасно понимает, что главное  - это не его популярность в стране, а его влияние в элите.

«Революционный» вариант предполагает союз всех, кроме СО и СДП, то есть союз нынешних аутсайдеров против действующей власти и против фактически стагнирующей элиты.

С принципиально новой программой. В частности по АЭС, что сейчас могло быть равносильно идее консолидации на принципах национального прагматизма. Создание такой коалиции – это серьезная угроза литовскому истеблишменту. Той литовской власти, которая появилась в 1991 году и сформировалась на идеологии «русофобии».

Сейчас налицо конфликт между избирателями и элитой. Верхи не могут, низы не хотят. Велика вероятность, что в условиях политической раздробленности (максимальный рейтинг партии – 15%, 4 года назад было 30%), в условиях разочарования избирателей (социологи ожидают, что максимальная явка не превысит 45-50%), элита удержится. Удержится, но проблем страны решить не сможет, а значит «революционная» ситуация сохранится. И даже будет иметь продолжение, тем более в обстановке мирового экономического кризиса.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель