Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Беседа с В.Брутером. 23 августа 2007 г.

Распад без кризиса

Шварц: Я хотела бы, чтобы Вы коротко прокомментировали распад правящей коалиции в Польше.

Брутер: Распад правящей коалиции случается в Польше не в первый раз. И не во второй. Более того, я бы сказал, что она и никогда не была сформирована. Де-факто, конечно. Де юре была. Присутствие в правящей коалиции вместе с польскими клерикальными консерваторами «Право и справедливость» братьев Качинских  левых националистов из «Самообороны» и радикал-клерикалов из «Лиги польских семей» – теперь бы это назвали политическим артефактом. Нет такой программы, которая могла бы объединить эти три партии. Их объединяли две  простые вещи: первое, численное превосходство «Права и справедливости», которым, тем не менее, нужны партнеры для большинства. И желание власти в каких-то ее кусочках. Это одна часть вопроса.

Вторая часть: это правительство не могло быть устойчивым, внутренние и внешние причины его все время выбивали из повседневного ритма. Лидер «Самообороны» Леппер уже уходил из правительства. Но сейчас он ушел оттуда не по своей инициативе, его оттуда удалили Качинские. Но хотя «Самооборона» уходит из правительства, они не собираются пока голосовать вотум недоверия (вопрос постоянно находится в стадии обсуждения и как бы подвешен), и идея досрочных выборов, которые должны были уже состояться вот-вот, благополучно отодвигается на тот момент, пока стороны не смогут решить вновь возникший политический кризис за кулисами. А на сцену они попытаются выйти с уже согласованным решением. Это говорит о том, что в Польше есть хотя бы какая-то политическая стабильность. Есть общее понимание, что политику не надо дестабилизировать. И это, кстати, большое отличие Польши от Украины.

Шварц: Все-таки, какое развитие ситуации можно прогнозировать с наибольшей вероятностью?

Брутер: Варианта три: либо правительство меньшинства, либо Качинским удастся воссоздать в каком-то виде правящую коалицию, либо досрочные выборы.

Шварц: Можно ли говорить о существовании политического кризиса в Польше?

Брутер: Поскольку правительство сформировано, то никакого политического кризиса в Польше нет.

Шварц: И все-таки вопрос о досрочных выборах стоит.

Брутер: Да, потому что это  правительство меньшинства. А большинство может в любой момент объявить ему вотум недоверия. И тогда правительство должно быть либо переформировано, либо назначены досрочные выборы. Несмотря на то, что вотум недоверия возможен, он пока даже не внесен в политическую повестку дня. Это и есть главное отличие Польши от Украины. Оппозиционные партии могут отправить в отставку правительство Качинского, но не делают этого. Не потому, что им это не выгодно – им это, скорее всего, выгодно, но потому,  что расклад сил таков, что новые выборы не решат проблемы того, кто будет руководить страной. И поэтому политические партии могут договариваться в этом Сейме, а не избирать от нечего делать следующий. Политические партии, когда это возможно, должны договариваться, не прибегая к мнению народа всуе. Мнение народа – это окончательный вердикт, и если после голосования он не получен, это означает, что вотум недоверия вынесен всем политикам.

Шварц: А мнение народа пока не изменилось? Уровень поддержки Качиньских прежний?

Брутер: Думаю, что уровень поддержки Качиньских несколько упал, а уровень поддержки «Гражданской платформы» Дональда Туска вырос, но это не позволяет говорить о принципиально новой структуре нового парламента. Структура его изменится только в том  случае, если в борьбу успешно, широким фронтом, вступит экс-президент Квасневский. Пока та конфигурация, в которую он может вступить и в каком виде, остается вопросом. Откладывание выборов на более поздний срок – в пользу Квасневского, который имеет время подготовиться к следующим выборам.

То, что у нас называют польским политическим кризисом, это пока еще не кризис – это проблема с правящей коалицией. Проблемы с правящей коалицией разрешить не удалось.  Пока  существует правительство меньшинства, и это обычное дело в политической практике. Правительство меньшинства имеет гораздо меньше полномочий, прежде всего, по прохождению законов в парламенте. Тем не менее, это полноценное правительство, сформированное в соответствии с конституцией.

Еще один важный момент: выход Леппера из коалиции и скандал совпали по времени с тем, что на саммите в Германии сторонам так и не удалось прийти к согласию по поводу будущего Европейской конституции. Очевидно, что европейцы очень заинтересованы в том, чтобы слишком проамериканское и не очень конструктивное правительство Качинских ушло в отставку. Совершенно понятно, что с Туском и Квасневским европейцам работать проще и, несомненно, наличие такого хардлайнера как польский премьер не идет на пользу объединению Европы. Можно видеть в скором уходе Леппера из правительства случайность, можно видеть заговоры. Тем не менее, видно, кому это выгодно. И из этого понятно, что Европа в данной ситуации играет против Качинских. И она будет играть дальше и сделает все возможное, чтобы власть в Польше поменялась. А США попытается сделать все, чтобы это правительство в том или ином виде сохранилось. США уже убедились в том, что приход к власти недостаточно проамериканских и, скорее, проевропейских политиков в Европе приводит для Америки к определенным проблемам. Это видно и по Латвии, и по Румынии, и по многим другим странам. Следовательно, мы сталкиваемся уже не в первый раз с тем, что США и ЕС играют на разных досках. И с разными партнерами. Пока это не привело к серьезным последствиям просто потому, что администрация Буша не имеет сейчас долговременной стратегии в Европе.

Однако если к власти в США придут демократы с идеей демократизировать Восточную Европу, это может создать принципиально новую ситуацию.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель