Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

В.Брутер. 24 мая 2007 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РУМЫНИИ ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА 19 МАЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

Отстранение президента Бэсеску от власти и референдум

Изначально идея импичмента Бэсеску принадлежала СДП (социал-демократическая партия), ПРМ (Романия Маре) и ПК (Консервативной партии).  Главной «движущей силой» импичмента был председатель СДП Мирча Джоанэ. Джоанэ рассчитывал, что импульсивный Бэсеску после объявления в Парламенте импичмента подаст в отставку (вначале Бэсеску так и планировал поступить), и будут объявлены новые президентские выборы. Джоанэ планировал принять участие в этих выборах, заручившись поддержкой НЛП (национал-либеральной партии), составляющей основу правительства. В обмен СДП обещала НЛП продолжить поддержку правительства меньшинства.

Однако Бэсеску в последний момент изменил свое мнение и принял прагматичное решение согласиться на референдум об отставке, предусмотренный конституцией в случае отстранения президента от власти парламентом.

Джоанэ совершил ряд ошибок, предопределивших исход референдума.

- сравнивая харизматического Бэсеску и лишенного харизмы Джоанэ, румынский избиратель выбирал не из политических платформ партий и политиков, а исходя из личных качеств. При этом преимущество (на сегодняшний момент) очевидно на стороне Бэсеску.

- Джоанэ недооценил возможность привлечения Бэсеску огромных по меркам Румынии финансовых ресурсов на короткую кампанию. Менее чем за месяц, по имеющимся оценкам, было израсходовано не менее 12 млн. евро.

- Джоанэ непредусмотрительно инициировал решение КС, изменившее порядок подсчета голосов при референдуме. Вначале (в соответствии с действовавшим законом о референдуме) для импичмента необходимо было получить более половины голосов от всех избирателей (9 млн.). После решения КС, инициированного СДП, количество голосов было уменьшено до половины от пришедших (примерно 5-6 млн.).

Возможность поражения подхлестнула Бэсеску, который задействовал все возможности для проведения агрессивной кампании. Очень важно, например, что Бэсеску смог добиться положительного для себя решения от ПНГ (Партия новой генерации) и ее лидера Джиджи Бекали по поводу референдума.

Существенные просчеты Джоанэ привели к резкому снижению доверия по отношению к нему внутри СДП еще на стадии избирательной кампании.

Джоанэ ни в коем случае не должен был допускать выхода Бэсеску на улицу, где он чувствует себя как рыба в воде. После того, как Бэсеску «завелся» сам и смог «завести» своих сторонников, у авторов идеи импичмента уже не было ни единого шанса.

Основные итоги референдума

Траян Бэсеску получил чуть более 5,7 млн. голосов, что составляет чуть менее 75% принявших  участие в референдуме. Чуть менее 2-х миллионов проголосовали за отставку. Всего в референдуме приняли участие 44% избирателей, это самая низкая цифра избирательной активности, начиная с 1990 года.

- относительно высокой была активность в последние 3 часа голосования. За это время проголосовало более 15% избирателей, примерно 35% принявших участие в голосовании. Причем явка в городах оказалась заметно выше, чем в селах. Это объясняется тем, что среди сторонников Бэсеску достаточно много представителей среднего класса, который отдыхали за городом в жаркий день и начали возвращаться во второй половине дня.

- противники Бэсеску просто не пришли на голосование. По мнению большей части румынских аналитиков, они так и не увидели реальной альтернативы, которые им предлагают инициаторы импичмента. Против Бэсеску не было адекватной по рейтингу политической фигуры.

- Бэсеску получил примерно на 500 тысяч голосов больше, чем в 2004 году на президентских выборах.  С одной стороны это хороший результат, с другой недостаточный. Среди проголосовавших за Бэсеску не менее 1,5 миллионов сторонников Джиджи Бекали (скорее всего даже несколько больше, часть голосовавших не могла так точно определить первый приоритет), значительная часть сторонников других партий.

Ситуация после референдума

Активно продолжится выяснение отношений внутри СДП.

- Клужская группа в СДП (неформальные лидеры Василе Дынку  и Иоан Рус) довольна близкая к ДП Бэсеску (в первую очередь к председателю партии Эмилю Боку – мэру Клужа) активно обсуждает возможность вынесения вотума недоверия правительству и создание коалиции ДП – Либерально-демократическая партия (ЛДП, фактически младший партнер ДП) – часть депутатов СДП.

Сейчас возможны 2 варианта:

- Дынку и Джоанэ договариваются о том, что «виноватыми объявляются» ветераны партии, которых отстраняют от любых решений в СДП. Дынку и Джоанэ объявляют о начале консультаций с целью создания правительства большинства, в рамках которого создается коалиция ДП – СДП (очевидно часть СДП). Правительству Тэричану выражается вотум недоверия.

Джоанэ, по имеющейся информации, согласен на проработку варианта коалиции с ДП. У коалиции СДП – ДП будет устойчивое большинство в Парламенте.

Однако, подобная конфигурация крайне опасна для СДП с точки зрения политической перспективы. В качестве сателлита и младшего (по рейтингу) партнера ДП, СДП полностью утрачивает политическую позицию, что приведет к окончательному обвалу рейтинга партии.

- в случае неудачи с коалицией ДП - СДП возможна ситуационная коалиция противников Джоанэ в партии. Целью коалиции может стать смещение Джоанэ с поста председателя партии как ответственного за провал референдума и не имеющего высокой популярности в стране. В этом случае партию может возглавить тот, кто сможет обеспечить относительно благополучный результат на предстоящих выборах.

Правительство (Национал-либералы и венгры (ДСВР)) хочет продолжить умеренный курс, в рамках которого премьер Тэричану будет стремиться сохранить поддержку со стороны СДП. Однако сейчас это возможно только при участии самих социал-демократов.  Тэричану готов пойти на любые уступки СДП с тем, чтобы сохранить правительство до очередных выборов в ноябре 2008 года.

Влиятельная группа (Людовик Орбан, руководитель городской организации НЛП Бухареста) предложила переход НЛП в оппозицию, но поддержки не получила. Можно предположить, что в  ближайшее время в НЛП, также как и в СДП, будут происходить внутренние процессы, однако принципиальная позиция руководства партии не изменится:

- национал-либералы будут пытаться собрать вокруг себя всех правоцентристов.

- национал-либералы предложат СДП войти в коалицию на правах равноправного члена.

Окончательных ответов на оба вопроса пока нет.

Одновременно продолжится противоборство правительства НЛП с президентом Бэсеску и ДП по всей линии фронта. Инициатива принадлежит президенту, но оборонительные возможности правительства еще не исчерпаны.

Бэсеску продолжит оказывать давление на парламент и правительство с целью смещения премьера Тэричану, роспуска парламента и проведения досрочных выборов еще до середины осени (чтобы успеть провести выборы в Европарламент до конца 2007 года).

В качестве возможных мер будут использованы:

- массовые манифестации населения (прежде всего в основных городах) с требованием отставки правительства.

- давление на правительственные партии (НЛП и ДСВР) через силовые структуры. Уголовные дела, возбужденные против высокопоставленных деятелей ДСВР на прошлой неделе должны будут показать недееспособность партий, входящих в правительство, коррупцию  и привести к «волне», которая «сметет антинародную власть».

- Бэсеску будет стремиться развалить все парламентские партии, оттянуть из них ряд депутатов. В зависимости от ситуации это может привести к размыванию анти-Бэсесковского большинства в парламенте. Одновременно Бэсеску продолжает поиски новых союзников.

При этом.

- Шансы Бэсеску на блицкриг, в результате которого он сосредоточит в своих руках всю реальную власть, остаются неясными. Референдум сплотил не только сторонников, но и значительную часть противников Бэсеску. Сейчас противники Бэсеску понимают, насколько он для них опасен, и неудача на референдуме их не остановит.

- У Бэсеску нет конституционных путей для установления режима личной власти, а на прямое нарушение конституции он не пойдет. В результате может возникнуть ситуация взаимного пата, которая может просуществовать до начала избирательной комиссии по выборам в Европарламент.

- Одним из главных средств воздействия на ситуацию для Бэсеску остается переход к выборам в парламент по мажоритарным округам. Несколько вариантов закона находятся в парламенте. Бэсеску уже заявил о том, что в ультимативной форме потребует изменения выборного законодательства, а в противном случае проведет референдум (как показывают результаты референдума 19 мая, шансов выиграть конституционный референдум, для чего необходимо 50%+1 голос от всех избирателей у него нет).

Основная борьба развернется за то, какой именно вариант перехода к мажоритарной избирательной системе будет принят.

Изменение избирательной системы.

Все основные политические силы (СДП, ДП, НЛП, против только Романия Маре) формально выступают за переход к мажоритарной избирательной системе. При этом каждая из политических сил выступает со своим вариантом закона. Никакого «компромиссного» варианта не существует, существующие предложения отражают позицию руководства партии в соответствии с тем, «какой вариант более выгоден». Крупнейшие партии выступают за изменение избирательной системы по двум основным причинам:

- на их взгляд это позволит ограничить участие в политике других политических сил, прежде всего ПРМ и ПНГ (в определенной степени ДСВР). Для ПНГ и особенно ПРМ победа в округе представляет серьезную проблему, учитывая сверхцентрализованную структуру каждой из партий и отсутствие достаточно количества реально функционирующих региональных организаций.

- все основные партии рассчитывают, что изменение избирательной системы приведет к неконтролируемым изменениям (в их пользу) в раскладе основных политических сил. Это, своего рода «шальная пуля», которая полетит по неизвестной траектории и может попасть в кого угодно.

Партии предлагают следующие варианты.

- НЛП предлагает «английскую» систему – мажоритарную систему в 1 тур, голосование проводится только по округам, национальных и региональных списков нет вообще. Поскольку проект НЛП является правительственным, сейчас это обеспечивает ему некоторое преимущество в прохождении в сравнении с альтернативными.

- СДП предлагает бывшую «российскую» смешанную систему. Половина избирается в мажоритарных округах (в один тур, но согласны и на два), половина по пропорциональной системе. СДП рассчитывает на свою популярность в сельских районах. В результате высокий рейтинг партии должен послужить локомотивом для партийных активистов в регионах.

- ДП предлагает «французскую» систему с голосованием в мажоритарных округах в 2 тура. ДП при этом рассчитывает на амбивалентность своей идеологии и на то, что Бэсеску станет во втором туре действующим участником выборов.

Основные возможные последствия могут быть следующими:

- резкое увеличение независимых депутатов, особенно в «бедных» округах.

- как следствие, структуризация парламента не возрастет.

Феномен Бэсеску

А сейчас о главном. О том, как человек, который на следующий день после своего успеха на референдуме, оскорбляет журналистку и отнимает у нее мобильный телефон со своей фотографией, набрал 75% голосов в ходе народного голосования.

История прихода Бэсеску во власть и неоригинальна, и очень длинна. Бэсеску успел поработать в Министерстве транспорта еще при Чаушеску, сразу же перешел на сторону новой власти. Уже в начале 90-х становится министром, но ненадолго, затем оказывается в оппозиции, в 96-ом опять становится министром. Когда в 1996 Бэсеску стал министром по квоте демпартии в коалиционном правительстве демократов: Демконвенция – Демпартия – ДСВР, то ничего еще не предвещало столь бурной карьеры. Бэсеску действительно был испытанным партийным бойцом и жестким администратором (это проявилось в 1997-1998 годах во время очередной «минериады»), но в родной партии его считали излишне грубым и неумеющим ладить даже с партнерами и коллегами. У него бы не было практически никаких шансов возглавить партию, если бы не полный коллапс коалиции  к 2000 году.

Бэсеску это чувствует, и вместо того, чтобы поучаствовать в избирательной компании партии, он выдвигает себя в мэры Бухареста. Кажется, что шансов практически нет, Демпартия вообще не проходит в Парламент, но случается чудо – совершенно неожиданно во втором туре Бэсеску побеждает с минимальным перевесом кандидата от социал-демократов.

Лидер ДП Петре Роман после провала партии на выборах фактически уходит из политики, и Бэсеску остается фактически единственным из демократов, кто «пережил» 2000 год. Бэсеску становится председателем партии.

На мой взгляд, в этот момент психология и без того не лишенного харизмы Бэсеску окончательно формируется. Он уверен в своем предназначении, и главное, он понял, что от него ждут. За 4 года пребывания Бэсеску в должности примара Бухареста, его не очень интересовала хозяйственная деятельность. Он занимался политикой. Самое главное в политике состояло в постоянном конфликте с СДП (следует отметить, сто социал-демократы полностью контролировали городской совет, и поводов для конфликтов было предостаточно). При этом Бэсеску все конфликты сводил к самой элементарной формуле – «социал-демократы это партия отжившего времени, партия бездельников и коррупционеров, они просто мешают вам (избирателям) жить достойно, к чему я стремился, стремлюсь и буду стремиться всегда».

Это было именно то, что и требовалось. Несмотря на отсутствие всяческих хозяйственных успехов, рейтинг Бэсеску постоянно рос. Следует также отметить, что Бэсеску очень точно попадал в самое слабое место СДП – недостаточную поворотливость «политчасти» и нелюбовь его главного к тому времени оппонента премьер-министра Адриана Нэстасе к публичной политике.

К этому добавляется еще один, и, на мой взгляд, крайне значительный фактор. Румыны устали. Несмотря на то, что с 1996 по 2000 год экономика страны устойчиво росла на 5% в год, это прямо не сказалось на уровне жизни граждан. Граждане продолжали считать, что виноватыми в этом во всем, являются морально устаревшие политики и все (в том числе совесть политиков) скупившие олигархи. К этому можно добавить более полумиллиона граждан, выехавших на заработки, и то, что все это казалось наиболее активной части населения.

В 2000 году чудо повторилось во второй раз. У Бэсеску, казалось, снова нет никаких шансов выиграть, но он выиграл с минимальным преимуществом во втором туре у Нэстасе.  Забавной представляется следующая история, то ли правда, то ли анекдот. На какой-то встрече перед первым туром между Нэстасе и Бэсеску Нэстасе сказал: «Зачем ты так кипятишься, ведь я буду для тебя очень хорошим президентом». «А я для тебя нет», - немедленно ответил Бэсеску. Собственно, поэтому он и победил. Наличие спортивной злости у одного из соперников, и отсутствие, доходящее порой до полной апатии у другого, это почти все.

Все, что сказал Бэсеску, оказалось правдой, и главное в том, что именно это и было правдой для тех, кто за него голосовал. Правдой персонифицированной. Да, наверное, избирателям Бэсеску не очень нравятся его грубоватые манеры и постоянное провоцирование политических конфликтов даже внутри своего близкого окружения (достаточно сказать, что до нынешнего момента не доработал ни один из его советников, назначенных после победы на выборах в 2004 году). Как сказал один румынский аналитик, «Бэсеску, по крайней мере, пытается обещать то, что другие политики даже не считают нужным обсуждать», Для полудемократического (неимеющего устойчивых демократических традиций) общества, которым является Румыния, это более чем важно.

Бэсеску обещает людям прорыв в будущее (остальное неважно), обещает рабочие места и свободу от коррупции. И самое главное, у него нет реального оппонента, которому верили бы, когда он говорит «нет».

В этом, собственно, и проблема румынской демократии, которая, как это ни странно, не нужна, прежде всего, социально активному и достаточно вестернизированному классу. За 15 лет после революции эти люди почти убедились в том, что демократическим путем они свои проблемы решить не могут, и Бэсеску, в определенной мере, это и последний шанс, и болезнь роста.

Успех на референдуме не обещает Бэсеску простой и легкой жизни. Все самое сложное для страны только начинается.

См. также: ТРАЯН БЭСЕСКУ - НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ РУМЫНИИ. Владимир Брутер. 16 декабря 2004 г.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель