Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Кишиневский обозреватель, №23, 23 июня 2005 г.

Свобода выбора между жесткой и умеренной позицией

Подходящий к концу месяц ознаменовался не только началом избирательной кампании по выборам в местные органы власти, но и рядом событий, связанных со всё ухудшающимися отношениями между Молдовой и Россией. В начале месяца молдавские политики были приглашены в Москву на конференцию, в минувшие выходные страну посетил начальник Управления Администрации президента РФ по международным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров. В Кишиневе он встретился с некоторыми местными политиками, представителями русской общины и журналистами. Говорят, что он обращался к молдавским официальным лицам и даже договорился о встрече с Василием Тарлевым, но в последний момент встреча была отменена по инициативе премьера.

Побывал Колеров и в Тирасполе, где заявил, что «Россия несет ответственность за судьбу своих соотечественников в Приднестровье и готова защищать их интересы». Как себя вел в Тирасполе российский чиновник – доподлинно неизвестно, но в Кишиневе он, вопреки своему имени, в переводе с латыни означающем «скромный», держался очень уверенно, разговоры вел достаточно жестко, чтобы не сказать - грубо. Встречу с журналистами он начал с вопроса: «Ну и почему мы оккупанты?». Стало ясно, что приехал он не только знакомиться с ситуацией, но и представить российскую позицию в отношении молдавской внешней политики. И это уже не позиция Думы, а позиция Кремля, Владимира Путина, консолидированная и структурированная позиция России. Очевидно, что, не имея до сих пор четкой стратегии в отношениях с ближайшими соседями, Кремлю в свете последних событий (бархатные революции, бунты, европейская направленность ряда стран СНГ) пришлось её срочно разрабатывать. «Россия не отворачивалась от стран СНГ, - комментирует ситуацию политилог Владимир Брутер. - Реально она по полной программе присутствовала и присутствует в экономике этих государств. Однако мы не можем отрицать того, что бархатные революции привели к концу российской идиллии о том, что она это пространство в какой-то степени контролирует. И второе – это тот факт, что в России присутствует феномен изоляционизма. Там не рассматривают страны СНГ, кроме Украины, Белоруссии и Казахстана, как своих стратегических партнеров. В значительной мере Россия в качестве стратегических партнеров видит Германию и Францию, а не Туркмению, Таджикистан и Грузию. Произошедшие там события очень мало интересуют российское общественное мнение.

Поэтому очевидно, что только теперь перед новой администрацией возникла проблема определения своего отношения к развитию ситуации. Собственно говоря, эта активность Колерова и заседание, прошедшее 9 июня в Москве, приглашение многих молдавских политиков на европейский форум, который пройдет в российской столице в конце месяца, означает, что Кремлю важно узнать, что по этому поводу думают здесь. Но это не означает, что любая точка зрения, которая есть здесь, будет принята в Москве «на ура». Это значит, что в России ждут от молдавской элиты продуманной и непротиворечивой позиции». О перспективах введения определенных мер по отношению к Молдове говорят уже давно. Молдавские эксперты, рассуждая на эту тему, заявляют, что здесь много российского бизнеса, и введение каких-либо санкций будет невыгодно самой России. Владимир Брутер придерживается иного мнения, считая, что Россия при необходимости предпримет все обещанные уже Думой, но пока не реализованные меры.

«Молдова занимает в товарообороте России меньше 1%, и эта цифра не увеличивается. Потому торговля с Молдовой не есть приоритет России. И введение указанных мер нельзя понимать как санкции, потому что нынешняя ситуация – есть ситуация наибольшего благоприятствования. Если Молдова хочет в ней оставаться, ей необходимо предпринимать соответствующие политические шаги. Предусматривающие, по крайней мере, проведение не обязательно дружественной, но, во всяком случае, лояльной политики в отношении России. Колеров по этому поводу сказал в Кишиневе, что Дума приняла постановление, но Москва не стала вводить никаких санкций, и эти решения остались отлагательными. Но если ситуация не изменится, Кремль не видит причин, по которым решения Думы могут не войти в действие».

МИД РМ требует разъяснения от российских коллег

Министерство иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова вызвало посла Российской Федерации в РМ Николая Рябова для разъяснений относительно недавнего визита в Тирасполь главы управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Администрации президента РФ Модеста Колерова.

Замминистра Еуджения Киструга выразила сожаление по поводу того, что данный визит - не единичный случай посещения высокопоставленными российскими чиновниками приднестровского региона без согласования с конституционными властями РМ, что не соответствует требованиям дипломатических отношений.

Замминистра подчеркнула, что в условиях, когда международное сообщество прилагает значительные усилия для урегулирования приднестровского конфликта, вызывающее поведение представителей РФ порождает недоумение и ставит под сомнение желание Москвы способствовать мирному и долгосрочному разрешению приднестровского конфликта.

В связи с этим было отмечено, что Российская Федерация в качестве посредника в процессе урегулирования приднестровского конфликта должна проявлять беспристрастность, искренность и конструктивный подход.

Заявляя о желании Кишинева развивать в дальнейшем молдавско-российские отношения, МИД Молдовы выражает надежду, что власти РФ дадут соответствующую оценку поведению чиновника Администрации российского президента.

Киструга призвала посла Николая Рябова принять на будущее необходимые меры во избежание подобной практики, наносящей вред отношениям между двумя странами, также отмечается в сообщении пресс-службы МИД.

Модест Колеров во время своего неофициального визита в Молдову сделал несколько скандальных заявлений, которые были расценены в Кишиневе, как косвенное признание Москвой государственности самопровозглашенной ПМР. В частности, он заявил о начале нового этапа в российско-приднестровских отношениях. По мнению экспертов, в самой этой формулировке содержится элемент международно-правового признания Москвой приднестровского региона РМ.

Россия не может запретить Молдове идти куда ей угодно, продолжает политолог. И никто в России не будет держать её на каком-нибудь поводке. Это тоже часть нынешней позиции. Молдова вольна интегрироваться во все международный организации, какие хочет. Она свободная страна и это её выбор. Но есть выбор России, который заключается в визовом режиме, депортации гастарбайтеров, введение международного тарифа на газ, пошлин на торговлю алкоголем, ограничения в торговле фруктами. «Нет оснований полагать, что приезд Колерова развернет политическую жизнь в Молдове на 180 градусов. Молдавская власть, что называется, «глубоко закусила удила», и не собирается так просто корректировать свой курс. Более того, даже если нынешняя молдавская власть резко развернет свой курс, она всё равно уже не станет более популярной в России. Отношения нынешнего руководства России и Молдова сложились и они вряд ли уже станут хорошими. В принципе, все, что может молдавская сторона – это несколько снизить свою риторику и развивать далее отношения по умеренно плохому сценарию. Когда угроза есть, а действия откладываются с тем, чтобы через какое-то время ситуация стала менее насыщенной эмоциями и перешла в более плавное русло», - считает Владимир Брутер. По его словам, Россию не интересует Приднестровье как таковое – важны дружественные отношения с Молдовой, которые такими сейчас никак не назовешь. Впрочем, так или иначе, но вся ссора Кишинева с Москвой возникла именно из-за этого клочка земли. На протяжении долгих лет Россия считалась ключевым переговорщиком в приднестровском урегулировании. После провала «плана Козака» эта идиллия канула в лета. «План» стал ключевым в современной истории молдо-российских отношений. До сих пор эксперты на различных конференциях и простые граждане у себя на кухнях спорят: чего хотела Россия – подчинить себе Молдову или помочь наладить отношения Кишинева и Тирасполя?

«Неправильно обвинять Россию в том, что она не хотела содействовать приднестровскому урегулированию. «Меморандум Козака» на сегодняшний день - наиболее продвинутый в плане интересов обеих сторон документ. При всех его недостатках и при том, что к нему вряд ли можно вернуться. Его подготовила Россия, и она готова была закрыть приднестровскую тему. В процессе его продвижения Россия допустила очень много ошибок, но неправильно обвинять её в плохих намерениях. Меморандум не был подписан по инициативе молдавского руководства, которое свои действия не аргументировало в достаточной степени. Потом было приведено много причин, но ни одна из них не была актуальной в процессе продвижения документа. Поэтому, Россия может снять с себя ответственность за то, что приднестровская проблема по сегодняшний день не решена. Тем не менее, она готова вернуться и предложить более приемлемый для Молдовы вариант, но это уже вопрос двустороннего движения», - говорит политолог.

Прямо сейчас, конечно, к нему явно никто возвращаться не будет. Сейчас на горизонте выборы в Верховный совет непризнанной приднестровской республики. Молдова и Украина, как это обозначено в «плане Ющенко» по приднестровскому урегулированию, хотят, чтобы эти выборы были демократическими. На официальном уровне никто не говорит, что это впоследствии может привести только к ухудшению ситуации: какие силы придут к власти по воле народа, который, в общем-то, не очень рвется к объединению с Молдовой?

«Выборы в Приднестровье, скорее всего, будут многопартийными и достаточно драматическими. Они во многом решат, кто дальше будет вести диалог с Молдовой. Если там победят сторонники более жесткой линии и прямого российского вмешательства – это, безусловно, осложнит для Кишинева задачу. Произойдет смена позиций в ведении диалога. В этом контексте, Смирнов для Молдовы – более приемлемый вариант. Потому что есть человек, с которым можно договариваться и который тоже хотел бы положить конец этой ситуации хотя бы на каких-нибудь принципах. Возможно, принципы пока несовместимы, но есть сама позиция о необходимости договариваться.

Теоретически возможно, что в Приднестровье придут к власти силы европейской направленности, но думаю, что это вряд ли произойдет. Они там не очень популярны и многочисленны. Идеи объединения любой ценой там нет и всем это хорошо известно. Ситуация скорее всего будет развиваться между жесткой и умеренной позицией. При этом, жесткая позиция означает полный уход Приднестровья под российский зонтик. Есть, правда, вариант ухода под украинский зонтик. В принципе, для Молдовы было бы хорошо, чтобы в Приднестровье в целом сохранился «статус-кво». Изменения на левом берегу не сделают переговорный процесс более легким», - говорит Владимир Брутер.

«Мы должны помочь Росcии сохранить лицо»

Директор института общественных политик Аркадие Барбарошие

- Визит в Молдову высокопоставленного представителя Кремля только доказал, что приднестровский конфликт – это конфликт между Кишиневом и Москвой. Устремление России – влиять на Молдову посредством этого сепаратистского региона. А ответных мер, которые Москва может принять в отношении нас, бояться не стоит. Возьмем, к примеру, перспективу повышения цен на газ. Сейчас мы закупаем его у России по $80, которые при сборе двойного НДС (в России и в Молдове) превращаются в итоге в $96. Румыния покупает газ у России по 120 долларов. Такая же цена, скорее всего, будет установлена и для нас. Как это на нас отразится? Негативно, но не столь драматично, как полагают некоторые. Разница в 24 доллара – не такая уж великая. К тому же НДС мы после повышения цены будем платить только один раз. Практика Балтийских стран, в отношении которых РФ предприняла данную меру уже давно, показывает, что повышение цены на газ только дисциплинирует. Касательно мер по ограничению торговли винодельческой продукцией озвучу уже известное мнение: российские инвесторы занимают огромную часть молдавского винодельческого рынка и любые ограничения не выгодны России. Да, после введения определенных пошлин цены на наше вино в РФ повысятся, и оно станет менее конкурентоспособным. Но ничего от этого не выиграют и российские потребители. Да, по молдавским гастарбайтерам больно ударит введение визового режима. Россия в данном случае может применить схему, отработанную в отношении Грузии: визовый режим будет введен только для правобережной Молдовы. Но не забывайте – России не выгодно вводить эти меры. Ей нужно иметь в этом регионе друга, а не обиженного соседа. Да, Россия хочет, чтобы приднестровский вопрос решался так, как это выгодно ей, но этого не хочет Кишинев и Киев. Молдове и Украине в данном случае крайне важна международная поддержка. А вообще, мне кажется, что Россия готова пойти на попятную и «отдать» Приднестровье. А мы просто должны сделать всё, чтобы помочь ей сохранить при этом лицо. И тогда проблема решится.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель