Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Владимир Брутер. 24 сентября 2004г.

СТРАННЫЕ ВЫБОРЫ

В Сербии и Воеводине в первом туре  выборов никто не выиграл

19 сентября состоялся первый тур местных выборов в Сербии. Выбирались мэры и советы общин – впервые прямым голосованием по партийным спискам, ранее мэры избирались советами, а советы по мажоритарной системе. Одновременно прошли выборы в Парламент Воеводины, автономного края в составе Сербии.

2000-2004 ГОДЫ В ПАРЛАМЕНТЕ ВОЕВОДИНЫ
почти ничего не происходило, хотя планов и намерений было много.

Предыдущий состав парламента Воеводины был избран в октябре 2000 года, когда власть уже уходила от Слободана Милошевича и его Социалистической партии (СПС). Этим объяснялся довольно странный состав предыдущего парламента. 117 мест (из 120) получил союз либеральных, демократических, этнических и региональных партий. Сразу же после этого он фактически распался, а в Парламенте оформилось устойчивое большинство в составе (Демократической партии (ДП) Зорана Джинджича (после его гибели партию возглавил нынешний президент Борис Тадич), Лиги Социалдемократии Воеводины (ЛСВ - крупнейшая региональная партия – ее лидер Ненад Чанак стал председателем парламента) и Союза Венгров Воеводины (СВМ)). Коалиция обладала устойчивым большинством (около 75 депутатов), а в оппозиции оказались Демократическая партия Сербии Воислава Коштуницы (ДСС), Сербское Движение обновления Вука Драшковича (СПО)  и вторая по величине региональная партия – Реформаторы Воеводины (РВ).

Как ни странно, но подобный расклад в значительной мере предопределил недееспособность регионального парламента. На первых порах за большую автономию Воеводины выступали СВМ и ЛСВ, а Демпартия, входившая в правительство Сербии, осторожничала, опасаясь упреков в поддержке автономистов. С учетом роста националистических настроений в Сербии, такая осторожность имела под собой определенные основания. Поэтому принятие новой конституции Воеводины постоянно откладывалось «до разрешения политического кризиса в Сербии». Политический кризис разрешился только в минувшем декабре, когда состоялись досрочные парламентские выборы. В результате правящую коалицию возглавила ДСС и Воислав Коштуница, а ДП оказалась в оппозиции. ЛСВ, СВМ и ряд более мелких партий составили предвыборную коалицию «Вместе за толерантность», которой не хватило нескольких сот голосов, чтобы преодолеть 5% барьер.

С этого момента ситуация постоянно менялась. Популярность правящей сербской коалиции (ДСС и партнеры)  постоянно падала, а Демпартии, наоборот,  росла. В итоге именно Борис Тадич стал главным оппонентом лидера радикалов (СРС) Томислава Николича на президентских выборах, и был избран президентом во втором туре при поддержке большинства партий страны. Естественно, что во время президентской кампании всем было не до Воеводины. Заявления Чанака о необходимости принять конституцию и новый избирательный закон не воспринимались, а отношения между СВМ и ЛСВ значительно ухудшились. И только в конце июля – начале августа Парламент Воеводины и правящая коалиция вернулись собственно к делам Края. При этом позиции сторон самым решительным образом разошлись. Следует отметить, что никаких «идеологических» разногласий у партнеров не появилось. Все расхождения носили, в первую очередь, ситуативный характер и были вызваны ролью (позицией) каждой из партий в сложившейся конфигурации.

ЗАКОН О ВЫБОРАХ ПАРЛАМЕНТА ВОЕВОДИНЫ,
Отражал, в первую очередь, соотношение сил между основными действующими лицами сербской политики.

После президентских выборов Демпартия и Борис Тадич стали естественными лидерами всего политического пространства Сербии, которое осталось «свободным от  радикалов». Очевидно, что теперь от позиции ДП и нового президента зависело очень много. В Европе же вообще рассматривают Тадича как чуть ли не единственного в Сербии партнера по переговорам. СВМ, который занимает такую же проевропейскую позицию, как и ДП, решил, что именно в союзе с потенциально правящей партией (а не с региональными автономистами) находится политическое будущее воеводинских венгров. Следствием стал переход СВМ от союза с ЛСВ к союзу с ДП. ЛСВ осталась почти в  одиночестве, и, очевидно, что ни о какой новой конституции речь уже не шла. Надо было принять хотя бы избирательный закон, что уже само по себе было проблематично, учитывая множественные разногласия. Тем более что закон обязательно надо было менять. По очень странному предыдущему закону выборы проходили в два тура, но во второй выходили не два кандидата, как обычно, а три. При подобной системе победа СРС была неминуема, поэтому смену формулы поддерживали все.

ДС и СВМ предлагали оставить все так же, но поменять мажоритарную систему в три кандидата на более привычную в два. Кроме того, предлагалось переформировать избирательные округа таким образом, чтобы все основные этнические меньшинства, которых в крае более 30%, получили бы возможность избирать своих кандидатов на общих основаниях. Для этого было необходимо создавать округа вне рамок существующих административных единиц (общин), а произвольно. Это, в свою очередь, не только вызвало отрицательную реакцию у остальных партий, но и оказалось в противоречии с действующей Конституцией, где прямо указано на то, что каждая община Воеводины должна быть представлена в Парламенте по крайне мере одним депутатом. В свою очередь ДСС предлагала перейти на полностью пропорциональную систему, в этом ее неожиданно поддержала ЛСВ, которая совершенно справедливо полагала, что небогатая партия с дефицитов ресурсов не выдержит борьбу в 120 округах. В действительности это означало, что коалиция (по крайней мере, на время) закончилась, и теперь каждый за себя. ДП и СВМ сначала пробовали набрать большинство сами, за счет депутатов от маленьких партий и независимых. Руководство ДСС заявило, что в этом случае она отправит закон в Конституционный суд Сербии (ею же и  контролируемый в значительной мере), ДП и СВМ сдались и решили договориться на приемлемых условиях.

В результате была принята формула, аналогичная существующей в России. Половина (60 мест) по списку, половина (60 мест) по одномандатным округам в 2 тура, причем каждая община (всего их 45) имеет хотя бы одно место. Таким образом, округа отличаются между собой более чем в 5 раз. Для меньшинств сначала были предусмотрены только общие основания – 5% барьер и никаких округов. Подобная ситуация устраивала только венгров, все остальные могли просто остаться без представительства, и тоже угрожали обратиться в КС. В качестве шага навстречу большинство освободило партии меньшинств от 5% барьера, но оставила «естественный порог» в 1,67%, что для большинства меньшинств (кроме словацкого, хорватского и цыганского) было равносильно предыдущему варианту. В конце концов, никто кроме СВМ не рискнул идти на выборы сам. Демократический союз хорватов Воеводины (ДСХВ) и Социал-демократическая партия цыган (СДПРВ) тоже решили не рисковать и «вступили» в Демпартию, а остальным демократы предоставили вполне проходные места в списке и так. Безусловно, острота проблемы снялась, но сама проблема осталась. И сербы, и венгры оказались вполне едины в том, что никакого представительства партий и организаций меньшинств они не хотят. По мнению большинства из них (которое они высказывали неофициально) это лишь добавило бы неопределенность в без того сложную ситуацию в Сербии и в автономном крае. Собственно и СВМ поначалу не планировал участвовать в выборах самостоятельно, ДП и СВМ планировали создать коалицию «За Европейскую Воеводину». Однако пред самыми выборами между партнерами вспыхнул конфликт, и коалиция не состоялась. Суть конфликта была в том, что ДП предложила  в качестве общего кандидата в председатели общины Суботица представителя Демпартии Оливера Дулича, нынешнего вице-председателя.  СВМ решительно воспротивился, и потенциальные партнеры остались только союзниками.

СТРАННЫЕ МАНЕВРЫ, СТРАННЫЕ КОАЛИЦИИ
Стали отличительной чертой короткой избирательной компании, которая длилась меньше месяца.

Для СВМ Суботица имеет принципиальное значение. Суботица единственный относительно крупный (100 тысяч в город и 160 в общине) город, контролируемый венграми. По данным переписи 2002 года, в общине 40% вегнров, по 25% хорватов (включая буньевцев и шокцев) и сербов. Хорваты традиционно выступали в Суботице в союзе с венграми, а общину с 2000 по 2004 год  возглавлял представитель СВМ Геза Кучера. Поэтому уступить Суботицу венгры не могли даже потенциальным партнерам, даже в обмен на многочисленные ответные уступки. Таким образом, СВМ неожиданно для себя вынужден был идти на выборы самостоятельно. Чтобы подстраховать себя СВМ даже пролоббировал снятие  с выборов своего главного конкурента в борьбе за голоса венгров – Демократическое объединение Венгров Воеводины (ДЗВМ). ДЗВМ не помогло даже обращение в краевой суд. И в результате в списке осталось всего 10 партий.  Как показал ход выборов, для СВМ эта мера оказалось совсем не лишней.

У броуновского политического движение, которое происходило в Воеводине перед выборами, есть свои веские причины.

Основные  можно сформулировать следующим образом.

- Все, что происходит в большой сербской политике сегодня – рассчитано на  внешнего потребителя, главным из которых является совет Европы и другие европейские структуры. Именно за выгодную позицию (выгодную в качестве партнера Запада в Сербии) идет основная борьба между партиями, а при таком раскладе возможны любые даже самые странные комбинации. Так, например, в нынешнем сербском парламенте большинство составляют ДСС, блок СДО и НС, радикально-либеральная Группа 17+ и … Социалистическая партия Слободана Милошевича. В свое время именно Коштуница выиграл у Милошевича драматические выборы в 2000 году.

- Сербская радикальная партия (СРС) является единственной реальной политической силой в стране, имеющей массовую поддержку. В то же время (и это понимают в самой партии) приход к власти СРС практически невозможен. Это лишь будет означать продолжение международной изоляции Сербии и ухудшение отношений с соседними государствами. Эта напоминает ситуацию с КПРФ в середине 90-х. Есть  поддержка избирателей, но нет цели и нет политической воли. Скорее, лидеры партии настроены на то, что максимальным образом влиять на ситуацию в стране, а не на то, что бы прийти к власти самим.

- Внутренние противоречия между ЛСВ, СВМ и ДП определяются в первую очередь тем, на кого делает ставку Европа. После неудачных для всех трех партий парламентских выборов в декабре 2003 года и с учетом вероятной победы Николича (лидера СРС) на президентских, в Европе делали ставку на Ненада Чанака и на повышение статуса Воеводины. После победы Бориса Тадича (в определенной мере неожиданной), именно он и ДП стали основным партером Запада, а  принятие новой Конституции Воеводины более не воспринималось как ответ на рост националистических настроений в Сербии. СВМ сориентировался быстро и правильно, уловив новые тенденции в отношениях между Сербией и Европой, и от союза с региональными партиями отказался. Впрочем, все это не повышает популярность сербских партий. Реальные их рейтинги невелики, и это относится, в том числе, и к ДП.

- Иногда все это приводило просто к парадоксальным ситуациям. Так Демократический союз хорватов Воеводины (ДСХВ) выступил на выборах в трех(!) разных качествах. На выборах в краевой Парламент ДСХВ делегировал (на основе коалиционного соглашения) двух представителей в список Демпартии, на выборах в совет общины Суботица ДСХВ выступил самостоятельно, а на выборах председателя общины ДСХВ поддержал кандидата от СВМ, который выступал в качестве главного конкурента ДП. В целом, избиратели подобные маневры не оценили. ДСХВ достаточно скромно выступил на выборах (хотя и прошел в совет общины), и теперь председатель  ДСХВ Петар Кунтич имеет все шансы проиграть во втором туре независимому кандидату (в 54 избирательном округе Суботица II хорваты  составляют абсолютное большинство избирателей). Подобного не было еще ни разу за все 15 лет проведения свободных выборов в крае.

Правящая коалиция вообще  пребывает в подавленном состоянии. Под громкие требования отставки, общий рейтинг всех партий большинства не превышает 20 %. Внутри коалиции существуют самые серьезные противоречия буквально по всем основным вопросам,

А результаты выборов 19 сентября только добавляют уверенности, что очередные внеочередные выборы не за горами. Ничего худшего для правящей в Сербии коалиции нельзя было и придумать.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Никто не выиграл, никто не проиграл. Все ждут второго тура и хотя бы какой-то ясности.

Сами результаты выборов неожиданностью не стали. Главным сюрпризом можно считать рекордно низкую явку – всего 38%, что на 15% меньше, чем во время президентских выборов. Избиратели Воеводины никаких особых надежд на новую власть не возлагают, да и считают, как показывают опросы, что будущее края решается не ими, не здесь и не сейчас. Впрочем, выборы еще не завершены, ни в одном из 60 мажоритарных округов не удалось избрать депутата. Поэтому об окончательной конфигурации в краевом Парламенте можно будет говорить только после второго тура, который состоится 3 октября. Пока же определились 60 депутатов, избранных по пропорциональной системе.

СРС

Уверенную победу одержала радикальная партия, получившая более 30% действительных голосов. Возможно это несколько меньше, чем ожидалось, но сам по себе результат впечатляет. В 42 из 58 округов (в двух пройдут повторные выборы) кандидат от СРС вышел во второй тур. И, наконец, самое главное, кандидат СРС Майя Гойкович уверенно лидирует на выборах мэра столицы края Нови Сада, а  в городском совете у СРС 34 из 78 мест. Ранее такого не было. Даже когда СРС уверенно лидировала на выборах в крае в 2002-2003 году, и против радикалов голосовали в основном представители этнических меньшинств, Нови Сад голосовал за демократов. Сейчас ситуация изменилась, СРС получила больше, чем обычно во все крупных городах края. Даже в Суботице в 2-х из 4-х округов кандидат от СРС вышел во второй круг. Безусловно, СРС доминирует сейчас в сербском электорате Воеводины, который настроен решительно против автономистских настроений венгров, других меньшинств и новосадской элиты (оторвавшейся, по его мнению, от народа). По предварительным расчетам за СРС в крае проголосовали почти 50% сербов.

Итоги выборов подтверждают, что предвыборные расчеты ДС и СВМ были правильными. Если бы выборы проводились только по списку, то победа СРС была бы куда более убедительной,  Потому что главные надежды демократических партий связаны с тем, что в большинстве мажоритарных округов им удастся создать  коалиции против СРС с участием всех демократических партий. Действительно, поиск партнеров по коалиции это самое слабое место СРС. Радикалы могут, в целом, рассчитывать на голоса социалистов, хотя руководство СПС уже заявило, что в каждом округе будет реагировать по ситуации. Достаточно неожиданно главным союзником  СРС может стать …. ДСС экс-президента и нынешнего премьера Воислава Коштуницы, главная партия правящей коалиции.

Для ДСС и возглавляемой ей коалиции результаты выборов иначе как провалом назвать нельзя. Менее 20% голосов (в том числе менее 7% у самой ДСС), полная непопулярность у избирателей и усиливающаяся изоляция. В Парламент Воеводины не прошли ни Г17+, ни СПО, ни Новая Сербия. Что касается СПС, то ее трудно назвать партнером ДСС, скорее их сотрудничество в Парламенте Сербии – это ситуативная необходимость. В сложившейся ситуации сохранить власть уже практически невозможно, и для многих руководителей ДСС союз с радикалами – это последний шанс. Некоторые горячие головы в ДСС (например Деян Микавица – руководитель Новосадского отделения) уже заявили, что ни в коем случае не вступят в союз с сепаратистами из СВМ и ЛСВ и с популистами из «Сербской силы» Боголюба Карича. Впрочем, по мнению многих в партии существуют серьезные разногласия между сторонниками союза с националистами и сторонниками союза с демократами. Для Коштуницы, у которого крайне плохие отношения с Тадичем, вариант официального союза с радикалами все-таки почти неприемлем. Впрочем, окончательное решение вопроса может произойти только в конце недели, когда ожидается встреча Коштуницы и лидера радикалов Томислава Николича. Скорее, можно ожидать, что Коштуница предложит сотрудничество без официального оформления союзнических отношений. Но, пока трудно сказать, насколько такой вариант устроит радикалов.

В любом случае СРС практически не имеет шансов получить  большинство в краевом парламенте ни самостоятельно, ни в союзе с СПС и ДСС. Поэтому, вполне вероятно, что в качестве главного направления радикалы остановятся на выборах мэра Нови Сада. И в случае победы Майи Гойкович, любое антирадикальное большинство в парламенте будет неубедительным. А это, по мнению лидеров СРС, вновь приведет к тому, что демократическая коалиция окажется недееспособной, а радикалы сохранят и поддержку избирателей, и место в политической конфигурации.

Демпартия

Несмотря на явный успех Демпартии в мажоритарных округах и на выборах председателей общин, у руководства ДП есть все основания быть недовольными.

 

Демократы так и не смогли составить серьезную конкуренцию радикалам, если иметь в виду соотношение сил между самими партиями. Отрыв составил около 8 %, причем ДС удалось выиграть только в нескольких небольших общинах. Во всех городах Воеводины ДС проиграла либо радикалам (в городах с преимущественно сербским населением), либо СВМ (с преимущественно венгерским). Значительную часть голосов демократам принесли этнические меньшинства – в первую очередь словаки, венгры и румыны. При этом следует отметить, что из 15 первых мест в списке ДС (именно 15 мест получили демократы по пропорциональной системе) 10 принадлежит представителям этнических меньшинств – по 2 венграм и словакам, по одному – румынам, русинам, хорватам и цыганам (ромам). Это, безусловно, свидетельствует, что ДС действительно европейская, толерантная партия, но внутренних проблем это пока не снимает.

Сейчас руководство ДС занято поисками коалиции на второй тур, который будет решающим. Процесс идет трудно и болезненно. Привлечение к сотрудничеству «Сербской силы» Боголюба Карича потребует от демократов многих уступок. А даже  этого может оказаться недостаточно.  Поэтому ДС не отвергает идею сотрудничества с ДСС, но такой союз, учитывая принципиальные расхождения сторон по основным вопросам, скорее всего, только создаст проблемы. Поэтому, демократам придется остаться в рамках привычных коалиций (СВМ, ЛСВ, Реформаторы Воеводины (РВ), этнические партии, независимые кандидаты, Г17+ и возможно «Сербская сила»), Но, по предварительным расчетам этого будет недостаточно, чтобы обогнать СРС по числу мандатов, полученных в мажоритарных округах.

Союз Венгров Воеводины (СВМ)

Результат СВМ оценить достаточно трудно, хотя, скорее всего, его можно назвать умеренно неудачным, или, по крайней мере, проблемным.

- Венгры подтвердили свой статус крупнейшего меньшинства в Воеводине, набрав около 9% голосов, лишь немного уступив блоку «Вместе за Воеводину», в котором главная роль принадлежит ЛСВ. Более 10 кандидатов от СВМ вышли во второй круг, а во всех населенных венграми общинах кандидат от СВМ будет участвовать во втором туре выборов председателя.

С другой стороны:

- По предварительным расчетам за СВМ проголосовали не более 40-45 % венгров, принявших участие в выборах. Это наименьший результат за все 15 лет, который однозначно свидетельствует о снижении влияния СВМ среди венгерского населения края. В определенной мере в Воеводине, ситуация существенно отличается, например, от Румынии или от Словакии, где венгерские партии продолжают сохранять большое влияние. Впрочем, в Румынской части Баната (уезды Тимишоара и Караш- Северин) ситуация аналогична воеводинской.

- В 3-х из 4-ех общин, где венгры составляют  70% населения и больше, СВМ потерпело сокрушительное поражение от двух других венгерских партий (ДСВМ и ДЗВМ) или от предвыборных списков во главе с независимыми кандидатами. ДЗВМ оказало серьезную конкуренцию СВМ практически во всех общинах. И, если в этнически смешанных избирательных округах, преимущественно все-таки было на стороне СВМ, то в собственно венгерских общинах  от влияния СВМ не осталось и следа.

- Значительная часть избирателей-венгров голосовала за ДП (по предварительным расчетам не менее 30% на выборах в краевой Парламент по пропорциональной системе). Да СВМ и ДП партнеры, но руководство СВМ вполне справедливо полагает, что для того, чтобы быть партнерами в политике нужно получать свои голоса. Сейчас же ситуация для СВМ оказывается на грани, еще одна такая неудача, и Демпартия вполне сможет обойтись без достаточно неудобных попутчиков.

Руководство СВМ болезненно переживает произошедшее. Достаточно сказать, что до сих пор нет ни официального комментария, ни соглашений о блокировании на второй тур. Вероятно, что на этот раз все окончится для СВМ только локальными потрясениями, но вполне возможно, что это последнее предупреждение со стороны избирателей. По мнению многих местных аналитиков, крайне сдержанное отношение избирателей к СВМ и ЛСВ в первую очередь связано с 4-мя годами правления, которые ничем хорошим для простых жителей края не запомнились.

ЛСВ и другие

В региональный парламент также прошли коалиция уже бывшего председателя Парламента Воеводины Ненада Чанака «Вместе за Воеводину», созданная на основе ЛСВ (около 10% голосов), ДСС и «Сербская сила» по 7% и Социалистическая партия Сербии -  6%.

При этом СПС опередила коллег по количеству кандидатов, вышедших во второй круг в мажоритарных округах (семь), у ПСС – 5, у ДСС – 4, у ЛСВ всего 1.  ЛСВ подтвердила свой статус крупнейшей региональной партии, а влиятельные сербские партии ПСС, ДСС и «Сербская сила» подтвердили, что у них есть сторонники и в автономном крае. Хотя и немного. ЛСВ подтвердило свое право на коалицию с ДП и СВМ, но более не будет играть там никакой роли. ДСС и СПС пока окончательного решения не приняли. Но, и в случае коалиции с радикалами, и в случае, если он так и не состоится, они в новом краевом парламенте никаким влиянием обладать не будут. На наш взгляд ситуация, при которой всего 10 партий успели подготовить заявку на участие в выборах, и 7 из них прошли в парламент, является следствием ошибочной избирательной формулы. Разумеется, речь идет только о применимости формулы по отношению к конкретному месту. В условиях полиэтнической Воеводины, избирательная формула моментально отрезала от участия в выборах более 15 % населения. В общине Алибунар, где 40% населения составляют этнические румыны, избирательная активность не достигла даже 30%. По результатам, полученным по пропорциональной системе,  коалиция ДП-СВМ-ЛСВ имеет 27 мест, а виртуальная коалиция СРС-ДСС-СПС 29, 4  у «Сербской силы», которая, скорее всего, присоединится к первой коалиции, но это еще в процессе обсуждения. С учетом мажоритарных округов у нынешней краевой власти есть шанс удержать ситуацию, но цена за это может оказаться слишком большой.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ

Показывают, что следующий Парламент будет еще более проблемным, чем предыдущий.

Сербские аналитики сходятся на том, что очень трудно сделать какие-либо прогнозы. Результаты финалистов во всех 58 округах очень близки, а случаи, когда лидер набрал более 40%, можно пересчитать по пальцам. Поэтому, в любом прогнозе велика вероятность ошибки.

Попробуем все-таки предположить как может развиваться ситуация в нескольких основных вариантах, исходя из двух предположений.

- Основа коалиций будет сохраняться в каждом округе.

- Независимые кандидаты будут иметь некоторое преимущество в построении одноразовых блоков с расчетом на второй тур.

Если такой сценарий будет иметь место, то примерный расчет победителей на второй тур выглядит следующим образом. СРС и ДП могут рассчитывать на 15-18 округов, СВМ примерно на 8-9, еще 3-4 получат независимые венгерские кандидаты. СПС и «Сербская сила» получат по 2-3, остальные не более чем по одному.

С учетом мест, полученных по пропорциональной системе, СРС будет располагать 36-39 депутатскими местами, ДП – 30-33, СВМ 14-15, «Вместе за Воеводину», «Сербская сила» и СПС по 6-7, ДСС – 5, остальные по 1-2 мандатам.

В этом случае у национальной коалиции  оказывается 48-50 мест, у либеральной на 3-4 места больше (без «Сербской силы»). Очевидно, что при таком раскладе, «Национальная коалиция» не может рассчитывать на поддержку еще 11-13 депутатов (их просто нет). А либеральная при поддержке «Сербской силы» и  независимых может рассчитывать примерно на 65-67 мест. Однако, подобная коалиция, будет достаточно неустойчивой, не  будет иметь ясного мандата от избирателей. Возможно, впрочем, что подобный мандат сейчас и  не входит в планы ДП-СВМ-ЛСВ. Однако, окончательный ответ на этот вопрос будет получен только после того как состоится второй тур голосования, а все заинтересованные стороны окончательно определят свои позиции.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель