Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми
Электоральная география . com - политика на карте ИГ МО РАПН Политическая регионалистика

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

ТАРАСОВА Н.П. 23 февраля, 2002 год.

«Человек в меняющемся мире»

Я директор Института проблем устойчивого развития, Российского химико-технологического Университета имени Менделеева. И одновременно я возглавляю секцию взаимодействия с неправительственными организациями в научном совете Российской Академии наук по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям.

Я не говорю о всяких остальных нагрузках. Пожалуй, одно можно упомянуть. Есть такая профессиональная международная ассоциация, называется Международный Союз чистых и прикладных химиков. Те из вас, кто сохранили воспоминания о школьном курсе органической химии, помнят, что все названия в соединениях строятся в соответствии с терминологией, которую предлагают органы ЮПАК. Есть комитет по образованию, и я член этого комитета и представляю там Российскую Федерацию.

Cегодняшняя лекция будет называться «Человек в меняющемся мире». И уже из названия следует, что проблема будет сконцентрирована на двух позициях: меняющий мир – неизменный человек или меняющийся мир и меняющийся человек.

Начну я с некоторых, достаточно простых вещей, они, возможно, вам всем известны. Я бы хотела напомнить характеристику, которая биологам хорошо знакома – ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Все представляют, что такое ожидаемая продолжительность жизни при рождении, и в России сейчас, как вы помните, для мужчин эта цифра меньше 60 лет, где-то 57-58 лет, то есть потенциально рождающийся мужчина до пенсии не доживает, у женщин побольше.

А вот интересно вспомнить, что было в Англии в начале промышленной революции. Потому что тот этап развития человеческой цивилизации, который мы сейчас переживаем, в общем-то, начался в тот момент, когда в Англии началась промышленная революция. В городе того времени средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении была 18 лет. В деревне – 31 год. Естественно, возникает вопрос, откуда такие данные. Англия - консервативная страна, есть церковные книги, где рождение и смерть фиксируются достаточно давно, поэтому это достоверная информация.

И современное состояние, 20 век. Страны развитые приближаются к 80 годам, вы знаете, что в Японии самая большая ожидаемая продолжительность жизни населения, у женщин больше, чем у мужчин – в среднем, 80 лет. Страны третьего мира, если не считать проблем, связанных со СПИДом, то ожидаемая продолжительность жизни приближается примерно к 40 годам. Однако, есть ряд стран, например, Малави, где 90 процентов населения инфицированы, поэтому там нельзя говорить о таких цифрах, там вообще ни о чем нельзя говорить. Про Россию я уже сказала.

Мир же, в котором человек живет, имеет время существования, не сравнимое с этими величинами. И хотя за 200 с чем-то лет продолжительность жизни увеличилась практически в 2,5-3 раза, в зависимости от какой цифры мы будем считать, все равно к 15-и миллиардам лет – возраст вселенной 15 миллиардов лет, сейчас общепринятая цифра - даже 80 лет не приближаются. И получается, что люди, живущие 80 лет, для того, чтобы мир продолжал существовать, должны осознать, как этот мир менялся на протяжении 15 миллиардов лет. Обычно цифру, которую прохожие с улицы воспринимают - я часто буду прохожими с улицы оперировать, потому что многое в мире зависит от того, как эти люди себя будут вести - это тысяча лет, нормальная цифра для человеческого разума. Вы сегодня попытались поделить 18 тысяч на что-то, вы видели, какие проблемы возникли. Некоторые воспринимают миллион, но если вы переходите к миллиарду, то обычные люди эту цифру просто не чувствуют. А когда цифру не чувствуют, то нельзя свое поведение как-то подстраивать под эти значения. И поэтому целый ряд ведущих ученых, в основном это были физики, астрофизики, то есть люди,которые в состоянии оперировать большими цифрами, пытались как-то приблизить время существования окружающего мира к времени жизни среднего человека, для того, чтобы те понятия, которые наука вводит, до человека с улицы довести.

Карл Саган1, ведущий американский астрофизик, к сожалению, ушедший из жизни не так давно, предложил очень простую модель. Да, миллиарды лет мы не воспринимаем, но один год, 365 дней, воспринимают практически все. Если составить календарь, который эти 365 дней будет редуцировать к 15-и миллиардам лет - пропорция обычная, пропорция средней школы – то тогда население сможет понимать, что это такое.

Смотрите, что получится. Итак, большой взрыв происходит 1-го января в 0 часов, 0 минут, 0 секунд. Тогда в этой системе координат наша Солнечная система возникает 9-го сентября, то есть примерно через 9 месяцев - эти совпадения случайные, но они всегда интересны, и если заниматься оккультными науками, можно отсюда целый ряд предположений выводить. Итак, Земля возникает примерно 14-го сентября. Простейшие живые организмы появляются где-то в октябре. Возникают сине-зеленые водоросли - на самом деле не водоросли, как биологи скажут, это другой класс организмов2. Самое интересное в этом календаре, что сине-зеленые водоросли, это организмы живые, они могут себя воспроизводить. Я, к сожалению, вынуждена обратиться к химии и написать очень простое уравнение, вы с ним тоже знакомы, что зеленые могли синтезировать живое из неживого. До них никто этого делать не мог. Так, углекислый газ и вода, неживые компоненты за счет излучения определенной длины волны синтезируются в глюкозу.

CO2 + H20 = C6H12O6

Если бы люди умели делать так, то нам не нужно было бы и коров разводить, что-то выращивать, мы просто жили бы как растения, синтезировали бы из неживого живое и хорошо себя чувствовали. Но что нас сегодня больше всего интересует в этой связи, в ходе фотосинтеза эти сине-зеленые водоросли выделяли химическое соединения, которых до них на Земле не существовало. Это общепринятая точка зрения, что кислород появился тогда, когда появилась жизнь.

Ну и что, скажете вы, зачем нам обращаться к этим октябрьским событиям, как это к нам относится. Но дело в том, что вся жизнь, которая существовала до этого периода, была приспособлена к определенным условиям окружающей среды. И вот впервые появляется возможность у живого организма, живых организмов, изменить химические условия окружающей их среды. Совершенно понятно, что живые организмы приспособлены к определенным физическим и химическим параметрам окружающей среды, и вдруг выделяется кислород. На первичной Земле его не было, был другой состав атмосферы, так называемая восстановительная среда. Американские физики-химики пытались ее воспроизвести, потом наши ученые это делали, пытались получить компоненты жизни искусственным путем, определенные успехи были достигнуты. Но сине-зеленые об этом не знали, у них разума не было, они не обладали возможностью мыслить и поэтому бездумно выделяли кислород. И всего понадобилось им 200 миллионов лет, то есть, приблизительно период до 1 декабря в нашем календаре для того, чтобы старая окружающая среда была разрушена.

Этот факт мало кем понимается, совершенно не преподается в школе, не обсуждается в университетах. Но произошло следующее. С точки зрения науки процесс очень простой. Океаны, особенно первичный океан, - это среда, достаточно богатая соединениями. Все знают, что вода богата железом. Когда вы открываете кран, оттуда течет нечто желтое, говорят, что это железо пошло. Так вот, первичный океан тоже содержал железо. Железо было в восстановленной, и океан фактически 200 миллионов лет не давал кислороду выйти в атмосферу, 200 миллионов лет понадобилось на это, потому что система поддержания жизни того периода могла осуществлять снижение этой нагрузки живых организмов. Через 200 миллионов лет все железо в океане было окислено, - если нечему реагировать, то, как вы знаете из экспериментов с домашними системами очистки воды, наблюдается проскок, все об этом слышали. Когда фильтр забит, он не очищает, либо вода совсем не течет, либо наблюдается проскок, кислород выходит в атмосферу. Океан свои косвенные функции выполнил, океан исчерпан с точки зрения буферной емкости окружающей среды, и в атмосферу выходит кислород.

Но за эти 200 миллионов лет, естественно, жизнь была изменена, потому что для старой жизни кислород это яд, она не могла существовать в таких условиях - и появляются новые живые организмы. Кислород выходит в атмосферу, создается озоновый слой, совершенно новая ситуация. Раньше океан защищал от жесткого солнечного излучения, теперь может защищать газ, озон, и жизнь выходит на сушу. И мы с вами являемся продуктом этой жизни, потому что в ходе эволюционных изменений, которые после этого на Земле произошли, появляются виды живых организмов, предшественники человека. И человек, как биологический объект, появляется всего-навсего 31 декабря в 22 часа 30 минут. Вот это ключевой момент, о котором я хотела сказать.

Человек на Земле появился полтора часа назад, а среда его обитания, то есть та среда, где мы можем существовать, формировалась 365 дней фактически, и за эту долгую историю были события, которые приводили к совершенно полному изменению окружающей среды, гибели старых форм жизни, появлению новых форм жизни. Но это требовало времен гораздо больших, чем время ожидаемой жизни человека, что самое существенное. 200 миллионов лет это время существенное большее, чем ожидаемая продолжительность жизни человека при рождении, о которой мы сейчас говорим.

Итак, полтора часа назад появляется человек. Животное, млекопитающее. Все основные инстинкты, которые классу живых организмов присущи, человеку тоже присущи. Вы все знаете об основных инстинктах, не надо их перечислять. В то же самое время у человека есть качество, которого у сине-зеленых не было - у него есть разум. Может кто-то из вас определить, что такое разум? Мы все знаем, что у нас есть разум. Определение разума - сложнейшая проблема, Никита Николаевич Моисеев много на эту тему писал и размышлял. И вот он определял разум, как способность посмотреть на себя со стороны. То есть выделить себя из окружающей среды, проанализировать последствия воздействия окружающего мира, сделать некий прогноз. Как только у человека появился разум, начались изменения в окружающей среде, и 200 миллионов лет сине-зеленых, безмозглых, это не те сроки, в которые человек мог окружающую среду изменить. Вся трагедия в том, что человек, имея разум, меняет окружающую среду очень быстро. Разум фактически позволил людям уйти из-под контроля естественного отбора. Вот достаточно хорошо известный график, авторство принадлежит Виктору Григорьевичу Горшкову из Санкт-Петербургского университета. Обычные живые организмы в достаточно хорошей корреляции укладываются на прямую, которая показывает численность, количество особей в зависимости от массы тела. Так вот, эта кривая описывает количество живых организмов на Земле в зависимости от массы их тел. Сразу можно догадаться, что будет много мышей, грызунов, очень много муравьев, простейших всяких форм жизни. Достаточно мало крупных форм жизни. Приматы находятся примерно вот здесь. Человек выпадает из этой зависимости, потому что, фактически, живет не в естественном мире, который его окружает, а он создает себе искусственную среду обитания. Вот это ключевой момент. С того момента, как люди получили огонь, они стали жить не как часть мира, окружающего и подчиняющегося законам эволюционного отбора, а сами создавать себе искусственную среду обитания. И также выпадают из этих корреляций все спутники жизни человека, источники питания и так называемые друзья – собаки, кошки и прочие организмы, которые человеку нужны, потому что у него кроме физиологических потребностей есть некие эмоциональные потребности.

Отсутствие контроля, отсутствие соответствия количества особей к устоям окружающей среды приводить к росту численности населения. Население начинает расти, все хорошо знают характер этого роста. Я еще раз напомню. Кривая называется экспонента. Это численность населения в 1820 году, данные достаточно хорошую научную базу имеют. Это прогноз на 2020-е годы – порядка 8 миллиардов человек.

Что в этой кривой является ключевым?С точки зрения ученых ключевым в этой кривой являются ее особенности как математической функции. Экспонента при маленьких значениях параметра - параметр здесь время - ведет себя как прямая линия. Итак, еще раз, это очень важно понимать. Экспонента при маленьких значениях параметра ведет себя как прямая линия. И если я не знаю, что происходит вокруг, я живу где-нибудь в 1900 году, то, как вы думаете, какой бы прогноз о численности населения я сделала бы на 2020 год? Порядка 3 миллиардов человек. Беспокоиться не о чем, ресурсов много, ниш, с которыми мы сегодня играли, достаточно, биться за ресурс пока не надо, можно жить в свое удовольствие. Вот это один параметр. Не линейный характер изменения численности населения со временем. И вообще вот этот закон, он для очень многих проблем окружающей среды характерен. И самое страшное здесь, что мы не можем сделать точный прогноз, если не понимаем, как это устроено, находясь на линейном участке. Нельзя сделать точный прогноз, если мы находимся на линейном участке и предсказываем жизнь в будущем так, как она проистекала в прошлом. Первая позиция.

Вторая позиция связана с тем, что человек сохранил некоторые особенности животных, никуда от этого не денешься. Есть сейчас целый класс работ, их ведут наши антропологи, я могу назвать фамилию академика Татьяны Ивановны Алексеевой, которая исследует, как человек меняется физиологически, идеологически при изменении ниш обитания. Совершенно четко показано, что существование человека, стремление продлить время жизни входит в противоречие с биологическим законом. Много надо жить или мало, чтобы вид приспособился к измененной среде обитания? Вот особь должна короткое время жить или нет, чтобы приспособился вид к изменяющей среде обитания. Совершенно правильно, надо жить как можно меньше, тогда те особи, которые успели приспособиться, передают свою информацию следующему поколению, а кто не приспособился, умирает.

А человек стремится жить как можно дольше, я вам приводила изменяющуюся продолжительность жизни, 80 лет, а окружающая среда меняется, и цель в жизни человека входит в противоречие с тем, что мы биологические существа. Почему проводят эксперименты на мышах, когда тестируют токсичность различных соединений? Потому что за короткий промежуток времени можно получить много, много поколений. Почему те же эксперименты не делают на слонах или на других долго живущих? Уже не говоря о том, что это не гуманнос точки зрения этики.

Следующая позиция. Человек, опять же, животное и надо с этим смириться. И как животное мы обладаем всеми теми же самыми инстинктами, которые характерны для других живых видов.

Я обращу внимание на один инстинкт, потому что он весьма существенный для понимания того, что происходит с нами, в нашей социальной жизни – это агрессия. Я допускаю, что некоторые, те, кто имеет биологическое образование, об этом знают, но я должна на разнообразную аудиторию ориентироваться, поэтому если кто-то это знает, я просто повторяю известный факт. Теория, связанная с агрессией, разработана нобелевским лауреатом Конрадом Лоренцом. Он ряд книг опубликовал на эту тему, один и в соавторстве со вторым нобелевским лауреатом. И идея Лоренца заключается в следующем. Агрессия – это инстинкт, который необходим для сохранения вида. Природа дала внешнюю агрессию. Понятно, для чего нужна внешняя агрессия, для защиты от других видов. Чтобы защищаться, надо иметь какие-то инстинктивно заложенные навыки. Внутренняя агрессия для чего нужна? Длятого, чтобы отобрать лучшего носителя информации и передать эту информацию следующим поколениям. Поэтому самый сильный самец, самый ярко окрашенный самец и так далее…Остальные ходят и ждут, пока руководитель племени, стаи отойдет в лучший мир. Идея понятна. Для чего это природе нужно, тоже понятно.

Однако возникает некая странная ситуация, потому что если бы в борьбе за это первенство внутри вида самцы друг друга все истребили, остался бы один самый большой, самый сильный, самый выдающийся, и на него упал бы кусок скалы, то вид бы исчез. Поэтому природа подстраховалась, и у видов, которые могли бы себя самоуничтожить в борьбе за наилучшую особь, появляется запрет на уровне генома на убийство членов своего генетического вида. И опять же биологи знают, что в большинстве видов это распространено. Когда за первенство борются, животные друг друга не убивают, молодые просто уходят и ждут, когда старые погибнут. Вот этот запрет действует у хищников. И Лоренц подробно рассматривает в книге различные примеры. Так, у хищников такой запрет есть.

А у слабых животных? Нужен был с точки зрения отбора такой запрет на убийство членов своего вида? Легко кролику убить другого кролика? Сложная проблема. И Лоренц совершенно четко показал, что у слабых видов, вот у всеядных в особенности, запрета такого нет. Мы делаем следующий шаг и задаемся вопросом – куда относится человек? Человек это хищник или всеядный? Он всеядное, слабое существо. Если бы кто-то поставил целью соседа убить, когда у человека есть эмоции, сосед начал бы говорить, что не надо этого делать, не нужен такой запрет на уровне эволюционного отбора, понимаете, он не нужен. И когда человек из дикости выходил, природа ему этот защитный механизм с собой не дала. У хищников есть запрет на убийство членов своего вида, у человека нет. Зато у человека есть разум. Разум дает возможность человеку создавать орудия. Для чего эти орудия использовались в начале существования нас, как вида? Сначала для добычи пищи. Потом какой-то самый умный сообразил, что можно при помощи этих же орудий получить первенство в стае. Дальше можно не рассказывать. И была такая ситуация на планете, когда люди могли себя истребить в борьбе за первенство в стае, потому что запрета на генетическом уровне нет, мы живем всего полтора часа, а чтобы запрет какой-то сформировался, нужны месяцы в нашей календарной системе. И вот это был первый случай, когда человека спасло то, что мы сейчас называем образованием, а тогда это было табу. И впервые создается на уровне сознания специальный образ, который должен популяцию защитить от вымирания. Легко сообразить, что это за образ. Это образ врага. Что говорится? Говорится, что вот, мы племя, мы люди, там есть соседи, они не люди, их можно убить, съесть, но среди себя, своего племени нельзя этого делать, потому что мы люди, а они животные.

Я не привожу параллели и аналогии, но если вы посмотрите на историю развития человечества, самый простой прием – создание образа врага для защиты себя, своего племени, своих собственных интересов. Я эту тему дальше не развиваю, я ее оставляю, вы можете на эту тему размышлять. Но я еще раз говорю, что это был первый случай в истории развития вида, когда на уровне сознательной деятельности был создан специальный механизм защиты.

Я пропускаю массу времени в истории человечества, я не говорю о том, как варвары захватили Римскую империю и разобрали Колизей, потому что варвары утеряли навыки изготовления строительных блоков. Я не говорю про темное средневековье, когда наука фактически исчезла, и тех, кто что-то знал, сразу посылали на костры. Я вам сразу показываю график распределения людей по уровням знания, потому что такое распределение возникло только у человека. Генетическая передача информации через геном – это то, что природа сделала для выживания вида. Кстати, геном, как полагают, будут расшифрован через год примерно - что тогда произойдет, никто не берется предсказывать.

А есть образование. И образование - это канал негенетической передачи наследственной информации. Все понимают, какой здесь смысл заложен? Если это геном, то мы ведем себя как обычные виды, как обычные живые организмы, показывают, что практически генетически человек не меняется за последниетысячи лет, очень слабо изменился человек. Поэтому человек меняет окружающий мир через образование, через генетический канал передачи наследственной информации.

Теперь вернемся к этому графику. И вы увидите, что если оценивать распределение людей по уровням знаний, то картина сильно изменилась за последние 40 тысяч лет. 40 тысяч лет по сравнению с 15 миллиардами – это малая величина, тоже все это прекрасно понимают. Охотники, собиратели, вот это те живые организмы, которые из дикости вышли и последователями которых мы являемся. Кто были вот эти люди, которые хоть что-то знали об окружающей их среде? Какова была их социальная функция? Шаманы, да? Вожди, жрецы, но жрецы позже чуть-чуть появились. А вот остальные все люди, которыми они руководили, они вообще ничего не знали. Представляете, как замечательно руководить стадом, которое ничего не понимает в окружающей среде. Вы говорите: завтра будет дождь, потому что вы человек пожилой, вам лет 20 уже. По той шкале это очень старые люди были, если вы почитаете романы 19 века, там есть такие замечательные цитаты: по аллее шла женщина преклонного возраста, ей было 24 года. Наши классики писали так. Вы – пожилой человек, у вас ломит в костях, вы говорите стаду, что завтра будет дождь. Дождь действительно идет.

Средние века. Ситуация начинает меняться. Во-первых, людей становится несколько больше, хотя не сильно больше, они еще не сильно окружающую среду изменили. Но если вы почитаете наши исследования, Институт Российской истории такие исследования публикует, вы увидите, что люди стали строить города после того, как они в Европе разрушили среду обитания. Все места, пригодные для жизни, были испорчены, тогда люди стали строить города. Очень похожую картину вы сегодня в игре демонстрировали, когда вы пытались захватить чужие места обитания. В общем, игры, они всегда проекция нормальной жизни.

Итак, университеты создаются. Это 13 век. Вы помните, Сорбонна, Болонский университет. В 14 веке Оксфорд уже появился. Кто обучался в университетах? Люди, которые необходимы были для поддержания системы власти. Власть готовила себе преемников, потому что те, кто что-то знал об окружающей среде, могли руководить страной. Школ, как института социального, не было. Вот если вы вспомните средние века, школ не было, университеты были, а про школы ничего не пишется. И основная масса людей, как всегда, была безграмотной.

Что делали с теми, кто вот отсюда пытался попасть по уровню знаний сюда? Я только что сказала, костры и инквизиции, это их судьба. Если вы что-то знаете, но не относитесь к элите, значит, вы работаете с нечистой силой, вас надо убрать, потому что вы представляете угрозу существующему строю. Это вот самое страшное время для науки, потому что приходилось идти на компромиссы ученым для того, чтобы знания передавать дальше. Будем надеяться, что это время больше не повторится.

И современный период, я опускаю время революции научно-технической. Посмотрите, какая сейчас интересная ситуация складывается. Здесь вот нобелевские лауреаты. Теорию <дефляционной> Вселенной в мире понимают пять человек. Пять человек могут понять, о чем идет речь на уровне понимания, не на уровне общих представлений. Университет пытается что-то дать. Школа преподает на уровне 19 века не только в развивающихся странах - в развитых та же самая проблема. И большинство населения в странах третьего мира вообще ничего не знает об окружающем их мире, который меняется гораздо быстрее, чем менялся во времена сине-зеленых. А денег нет в стране. Вот ситуация в развитых странах, тут сразу скажу, что вот эта ось немножко неудачно исполнена, но не важно, потому что университеты в развитых странах конечно дают гораздо больше, более глубокие знания, университеты в странах третьего мира, это на уровне школы в странах развитых. Поэтому в странах третьего мира, кстати, в аспирантуре никто не учится, там не выпускают своих аспирантов. Это ответственные люди, педагоги, ученые, которые понимают, чтобы готовит кадры высшей квалификации, надо посылать людей за границу. Например, я много езжу, в африканских странах практически нет аспирантских программ, всех талантливых людей посылают учиться за рубеж, потому что они просто не могут обеспечить соответствующий мировому уровень.

Вот наша страна. Университеты, школа, вот это вот люди, которые учатся сами. Здесь тоже есть группа людей, которые продолжают учиться после университета. Аспиранты и так далее. Но нобелевские лауреаты там уже находятся. Что делать, куда вкладывать деньги? А вот эти люди, это прохожие с улицы, они ничего не понимают, они ведут себя, как сине-зеленые водоросли. У нас все прохожие с улицы имеют школьное образование. Нобелевский лауреат у меня находится там. Я могу сказать, почему я могу позволить себе делать такое заключение. Мы провели недавно исследование, я знала, что вторая часть будет посвящена проблеме ввоза отработанного ядерного топлива. Проблему ядерного топлива, проблему атомной энергетики, проблему энергетического кризиса, проблему угрозы других видов энергии прохожие с улицы - порядка 700 человек - у меня в институте есть кафедра социологии, они этим занимались - воспринимают точно так же, как учителя в средних школах. Поразительное совпадение результатов. Проблематика очень сложная, люди воспринимают эту проблематику точно так же, как учителя в средних школах. Понятно, почему я говорю про прохожих с улицы - это уровень средней школы.

Куда вкладывать деньги нашему государству? Куда? Вот туда? Прибор приличный стоит миллион долларов. Поэтому, чтобы получить результаты, нужно приборы иметь стоимостью в один миллион долларов. К сожалению, времена, когда нобелевские премии мог один человек получить, прошли. Поэтому нужно вкладывать в образование, потому что, если не будет университетов, то не будет передовой науки. Или что-то надо делать с прохожими с улицы, которые не понимают, что происходит в окружающем их мире, но принимают решения, потому что это демократическое общество. Сложнейшие проблемы, как их будут решать наши законодатели и лица, принимающие решения, я не знаю. Я отношусь к несколько другому кругу людей.

Но вы видите, что происходит. Происходит явный совершенно разрыв между тем, что разум может дать человечеству и между тем, что человечеству известно. Результат заключается в следующем. Что по мере роста численности населения происходит его расслоение по уровню доступа к мировым богатствам. Если вы знаете повестку дня на 21 век, вы практически все эту картинку знаете. Знаменитая экономическая рюмка, где показано, как распределены мировые богатства, вот эти проценты – это уровень богатства, которые те или иные 20 процентов мирового населения имеют.

Еще раз. 20 процентов самых богатых людей на Земле имеют 82,7 процента совокупного мирового богатства. Другой вопрос, как его считать, но мы это не обсуждаем. Как бы мы его ни считали, картина получится такая. 20 процентов самых бедных на Земле имеют примерно 1,4 процента мирового богатства. Справедливое общество как должно быть устроено? Какую оно должно иметь форму вот на этой картинке? Наверное, форму стакана. Было бы справедливо. А тут рюмка. И рюмка ведет себя таким образом, что вот это основание все время сужается.

Сейчас я вам покажу опять же из того самого документа картинку, и вы увидите, что, начиная с 60-х годов, этот разрыв между богатыми и бедными растет экспоненциально. Получается, что мир совершенно четко делится на два полюса, они сейчас называются в политике – север и юг. И вот это соотношение населения, которое будет жит на юге к 2025 году - опять это прогнозы - 84 процента. А в 50-ом году на юге жило 67 процентов. И вот эти люди, которые здесь живут, поскольку существует глобальная информационная система - проблематика глобализации очень интересна в этом отношении - они все знают о том, как живут люди на севере. Чего можно ожидать? Можно ожидать, что люди, которые живут на юге, захотят жить точно так же, как живут люди на севере.

Я сейчас покажу картинку. Эта картинка представляет собой марку, это еще до образования Советского Союза. Это еще в Российской Федерации существовало, официальная марка. Тут написано – «Дым труб – дыхание Советской России». Совершенно четко выражается лозунг, с которым живут вот те люди на юге. Чем больше трубы дымят, тем здоровее страна, где они живут. Вот это представление о хорошем уровне жизни. А люди, которые на севере живут, они совершенно четко понимают, что если все труды будут дымить, а численность населения будет увеличиваться по экспоненте, то ни одной ниши не останется, в которой можно хотя бы одной ногой зацепиться. Потому что еще раз повторяю, человек эволюционно за такой короткий промежуток времени не может приспособиться дышать не кислородом, а углекислым газом. Не может растительный мир за 10 лет переместить границу лесов на 100 километров. Смотрите, какая погода, это февраль. Сирень распускается, как мне сказал коллега, который нас сюда вез из Москвы, живущий здесь, почки на сирени набухли, грибы в Москве выросли, вешенки, которые в мае должны появляться. Это изменение окружающей среды, очень быстрое.

И вот эти люди, которые живут на севере и которые, в принципе, в силу своего образования понимают, что происходит, они отдают себе отчет и вот в этом факте. В том, как человек, как биологический вид с остальными биологическими видами обходится. Вы люди, имеющие отношение к зеленому движению, экологическому, я думаю, вы эти цифры знаете. Это исчезнувшие виды, это виды, нуждающиеся в защиты, под угрозой вымирания и вымерли после 1600 года примерно, потому что есть целый ряд свидетелей, что видели корову Стеллера последний раз в таком-то году, после этого ее никто не видел. Есть масса примеров. Человек приводит к тому, что биоразнообразие уменьшается на Земле. Всегда задают вопрос – а зачем нам нужно биоразнообразие? Зачем нам нужна корова Стеллера, бог с ней. Какие у вас суждения, зачем нужно биоразнообразие на Земле? Почему нужно защищать природу? Не потому что мы любим жизнь в любых ее проявлениях, как разумные люди, а потому что это часть системы обеспечения устойчивости систем жизнеподдержания. На Земле, за миллиарды лет существования ее, сформировались ряд систем поддержания жизни. Вот биоразнообразие относится к одной из этих систем. Могу вам привести другие системы. Озоновый слой, другая система поддержания жизни, без нее мы жить не можем. Циркуляции атмосферные, циркуляции океанические. Как только Гольфстрим изменил на 2 градуса свою температуру, что в этом году происходит, моментально изменились циркуляции атмосферные. Почему сейчас так тепло? Потому что нормально для нашей полосы сейчас воздух должен идти от полюсов на материк. А нагретый Гольфстрим сделал так, что воздух идет с Запада на Восток, это так называемый перенос западно-восточный, и холодный воздух сюда уже не проходит. Система поддержания жизни изменилась, один год – ничего, два года – ничего, а растения не могут в таких условиях существовать, слишком быстрые перемены для них. Если бы это было миллион лет, 100 тысяч лет, еще ничего. За такой короткий промежуток времени они приспособиться не могут.

И вот понимание того, что в быстро меняющемся мире человек сам не может биологически измениться, и, кроме того, губит окружающую природную среду, которая тоже не может так быстро измениться, потому что полтора часа это не год, в 1969 году привело к созданию так называемого Римского клуба3. Кстати, замечательный год, вы видели, что тогда было 30 к одному богатых и бедных. Африка колониальное иго сбросила, то есть африканцы тоже стали людьми, а не животными, как их раньше считали. Открытие космоса, полеты за пределы Земной системы. Правда, горячее лето в Париже, студенты наступают. И создается организация, которая называется Римский клуб. Ее создал достаточно богатый человек, но его политические взгляды были «левой» ориентации. Он провел первую встречу Римского клуба в столичном университете, в Риме. По уставу там может быть 100 человек. И если один из членов Римского клуба занимает официальную позицию и в клубе не может представлять себя, потому что он имеет обязательство перед государством, он должен из клуба выйти. Я могу привести пример Евгения Максимовича Примакова, который был членом Римского клуба, и когда он стал занимать официальную позицию, он вышел из этой системы. Могу привести несколько других примеров. Но речь не об этом, речь о том, что проблематика Римского клуба, как ее отцы-основатели сформулировали - глобальная проблематика. Вот впервые термин глобальной проблематики появляется как раз примерно в это время. И задача, которую ставят члены Римского клуба перед руководством, задача построения научного прогноза развития человеческой цивилизации. В чем трудность прогноза? Нелинейность развития. При линейном развитии прогнозы делать очень просто, но как только нелинейное развитие, все сильно осложняется. Кроме того, что прогнозировать? Сколько людей будет жить? Если бы я вам привела подробную кривую численности населения, как она по годам менялась на Земле, вы бы увидели, что рост численности населения произошел на Земле в 1941 году. Вот 1941-1944, этот период, когда, казалось бы, люди исстреляли себя со страшной скоростью. Почему? Пенициллин был изобретен. Это тоже факт, который немногие знают, изобретение пенициллина в этот период резко увеличило продолжительность жизни, и резкий экспоненциальный рост начинается как раз в этот период. Научное достижение, чудо.

Что прогнозировать? Развитие науки? Исчерпание природных ресурсов? Сложные задачи, Земля – это сложная система.

И была первая модель построена, модель большого города. Город, это же тоже система с входящими потоками, выходящими. Поэтому математическая база была. Появились первые компьютеры в то время, напоминаю вам, хотя они были очень слабыми. И Печчеи4 обращается к Форрестеру5 с предложением создать модель мира. Глобальную модель. Деньги есть. Откуда они берутся? Те самые корпорации, которые сейчас транснациональными стали, которые глобализацией сильно интересуются, они же интересовались, что будет с миром через 30 лет, поэтому деньги были, достаточно большие, дело было в мозгах. И к Форрестеру обращаются с предложением эту модель сделать.

Форрестер известный ученый, ему порядка 50 лет в то время. Поставьте себя на его место, как бы вы ответили на предложение сделать некий прогноз. Прогноз Нострадамуса, гадание, отношение в научной среде к прогнозам сейчас весьма прохладное, тогда темболее было прохладным. Форстер говорит: "Нет, я этим прогнозом заниматься не могу, у меня много работы, я сейчас пишу книгу". Книга "Мировая динамика" вышла через несколько лет. "Но у меня есть ученик, его зовут Деннис Медоуз». Молодой человек, только что защитил диссертацию, базовое образование есть - химик, кстати, - занимался радиохимией. Это к завтрашнему вашему обсуждению имеет некое отношение. Собирается команда, которая к 1972 году делает этот прогноз. Он получил название "Пределы роста".

И идея, которая была заложена в этот прогноз, совершенно проста. В физически ограниченном объекте –а наша планета это физически ограниченный объект - бесконечный рост популяции никому в голову не приходил. В команде Медоуза работало порядка 30 человек, они использовали то, что сейчас называют калькуляторами фактически, и они собирали огромное количество информации. Эта книга появляется в 1972 году. И те из вас, кто историей проблемы более или менее интересовался, наверное, знают, что введение этой книги содержит этот рисунок. Я прокомментирую. Он называется "Человеческие перспективы". Эти точки, это люди, живущие на Земле. Сейчас их 6,5 миллиардов. Когда Медоуз прогноз делал, их было порядка 4 миллиардов, я думаю. Пока я на Земле живу, население уже удвоилось, что меня огорчает. Я родилась, когда людей было меньше, и проблем было меньше. Время удвоения можно легко подсчитать. Время удвоения численности населения можно посчитать следующим образом. 72 года делить на процент годового прироста. По стране годовой прирост 4 процента. И вот по этой картинке люди, все живущие, располагаются в двух измерениях. Первое измерение - это социальное измерение, люди существа социальные, это тоже, я думаю, доказывать не надо: известно, что дети, выросшие в среде животных, людьми не стали никогда. Я не буду эту тему развивать, всем понятно.

Вторая среда обычная – это среда времени, потому что мы живем в обычном времени все. Кстати, интереснейшая проблема необратимости времени, сейчас над ней ученые бьются. Если проблему Вселенной 5 человек понимают, то проблему европейского времени вообще не знаю, сколько человек будет понимать. Проблема интересная. Я, моя семья, город, страна, мир в целом – такие вот координаты по оси. По оси времени шкала: неделя, год, жизнь поколения, жизнь двух поколений. Обычно, когда мы курс начинаем читать в моем университете для всех студентов, мы задаем вопрос: куда бы вы себя поставили в этой системе координат, как вы себе мыслите жизнь? К сожалению, 99,9 процентов всех людей на Земле сидят в том, что мы называем левый нижний угол. Они думают о себе, о своей семье на неделю вперед. Это не их беда, это трагедия тех цифр, которые я показывала, трагедия доступа к нормальным условиям жизни, к образованию. И только примерно 10 тысяч человек из этих миллиардов могут мыслить хотя бы на 50 лет вперед в масштабах Земли в целом. Не надо вам объяснять, что существует закон больших чисел, и что эти 10 тысяч ничего не сделают с прохожими с улицы, которые будут жить так, как будто следующий день не наступает никогда, и основная задача их будет чисто животная: выжить и передать гены следующему поколению.

Существует очень простой механизм, почти бесплатный, по передвижению людей вот из левого нижнего угла в верхний правый – это называется образование. Наша позиция состоит в том, что самый простой механизм, который позволяет изменить ситуацию и позволяет людей с улицы передвинуть к нобелевским лауреатам – это образование. Надо людям объяснять, что происходит, потому что если они люди, они используют разум.

Теперь вернемся к Медоузу. Это картинка, мы ее показываем не первый десяток лет и все ждем, когда же этот скачок произойдет. Сейчас вы видите, что процесс идет, запаздывание просто большое. Все природные процессы связаны с запаздыванием, это трагедия природная… а может быть наоборот, слава Богу.

Я вам покажу две картинки: вот это кривая роста численности населения - это 1900-й, 2000-й и 2100-й годы. Итак, прогноз 1972 года.

Получается, что в 2050-ом году что-то происходит с населением, и за время примерно 50 лет, что меньше ожидаемой продолжительности жизни, численность популяции уменьшается в 2 раза. Это катастрофа. Этому кризису, который примерно к 2050-ому году относится, предшествует два кризиса других, это кривая два – это промышленное производство глобально, кривая три – производство продуктов питания. Причем, видно, что глобальный кризис, промышленный и производства продуктов питания, начинается в районе 2000-го года, и они связаны, потому что прокормить столько людей можно только промышленным сельским хозяйством. А как только промышленности нет, сельское хозяйство не может работать. Наша страна - совершенно блестящий тому пример.

А почему здесь начинаются такие серьезные проблемы с промышленностью и сельским хозяйством? Да потому что ресурсы невозобновимые, это тоже очень интересная проблема, что такое невозобновимые ресурсы, это просто не тема нашей лекции. Они невозобновимы в масштабах жизни человечества. Медоуз такой прогноз делал.Вот эта кривая - истощение невозобновимых ресурсов, видите,70-е годы, это процентов 10, и, может быть, вся проблема начинается как раз в 2000-м году, когда вот эта кривая из линейной переходит в экспоненциальную. Ведь экспонента не только роста, но и падения. И начинается это в связи с тем, что население растет, население хочет, чтобы трубы дымили, есть только один образ жизни - потребляй.

Еще замечательная одна кривая – по загрязнению глобальному окружающей среды. В 70-м году ничего похожего даже на 2000-ый год нет пока, здесь практически не было проблемы глобального загрязнения. Напомню просто вам, что СПИД отсутствовал, про озоновый слойзнали только человек 20-30 и военные, которые тогда делали чистое оружие уничтожения, - но это тема опять отдельной лекции. Про глобальное потепление догадывались. Еще в 1894 году предсказывали, что так будет, но никто не слушал. Короче, кризис окружающей среды, ее качества, отстает от кризиса промышленности, но опережает кризис человека. Потому что, если нет промышленности, мы можем жить как биологические существа, то есть просто выживать. А вот если нет окружающей среды, то мы так жить не можем. Идея понятна, да? Сначала люди начинают проживать как животные, потом они уже и как животные не могут выжить, потому что в атмосфере без кислорода они жить не смогут. Это все опубликовано было в 1972 году, книга называется «Пределы роста». И ключевое заключение такое. На физически ограниченном объекте есть предел роста, но нет предела для развития. Это очень важное положение.

Медоуз публикует эту книгу в 1972 году как доклад Римскому клубу. Сразу вам скажу, она не переведена была на русский язык. Когда я училась в университете, нам упоминали про Римский клуб. В этом же году еще два важнейших доклада, точнее три. Один в Вашингтоне, понятно, почему в Вашингтоне. Соединенные штаты - это страна, которая представляет идеал потребления. Другой - у нас в Академии наук, в Москве. Тоже понятно, почему. Потому что мир - это единое целое, и для того, чтобы что-то изменить, надо всем сотрудничать. И третий доклад в Латинской Америке. Реакция была ожидаемая. В Вашингтоне сказали, что рыночные механизмы все поправят. Как только ресурсов не будет хватать, либо будет найден новый ресурс, либо какие-то прорывные технологии будут найдены, которые позволят выйти из ситуации. То есть, технократическое мышление, наука все разрешит, а рыночные механизмы помогут. Потому что, как только цена растет, выгодно вкладывать деньги в исследования, а исследования дают новые технологии.

Вы север испортили, окружающую среду, теперь вы хотите нас заморозить в сегодняшнем состоянии, хотите, чтобы мы не росли. Почитайте документы, там все про рост пишут, только у нас в последнее время стали говорить о развитии. Экономический рост, рост, рост. Но в физически ограниченном мире бесконечный рост невозможен. Третий мир говорит: «Мы хотим расти», все, разбирайтесь сами со своими ресурсами.

На заседание Президиума Академии наук были крупнейшие ученые, среди них Никита Николаевич Моисеев. Интересно было сравнить, что он рассказывал и что рассказывал Медоуз. Мы сверхдержава, 1972 год, напоминаю вам, вы можете этого не знать, мы были сверхдержавой. У нас есть инструменты исследования будущего. Но это все закрытая информация. Поэтому было сказано так: да, модели хорошие, у нас примерно такого класса модели есть, но советский человек - это не биокибернетическая существо, вы не можете предсказывать поведение в социальной жизни. В то время формировалась новая общность, и был так называемый кодекс строителей коммунизма, который, в принципе, повторяет все христианские догмы. И если ему следовать, то можно ограничить потребление и такдалее. Потому что любые разумные люди понимают: количество теорий на земле очень ограничено гениальный, вопрос, как их интерпретировать, как их использовать при принятии решении. Короче – гриф и Римский клуб у нас не печатается. Впервые работа попала в широкую печать в 1992 году, Геннадий Алексеевич Ягодин был инициатором перевода.

Медоуз уходит в образование, потому что он видит, что бесполезно обсуждать проблематику с людьми, не принимающими решения. И проблема слышать и слушать это тоже серьезнейшая проблема командной работы. И есть специальные упражнения на слышать и слушать.

А между тем, в тех же «Пределах роста» было еще две модели просчитано. Кстати, скажу сразу, что у моих студентов сейчас курсовая работа. Они берут разные модели развития. По одной из них, чтобы получить высший балл, надо всех уморить, и тогда доход на душу населения будет огромный. Вот была вторая модель, так называемый стабилизированный мир. Что было бы, если они давали миру три года, до 1975 года? На три года весь мир бы понял, о чем идет речь, и изменил бы парадигму жизни. Все поняли бы ценность окружающей среды, невозможность приспособления человека как биологического вида к меняющимся условиям, необходимость сохранения ресурсов и так далее, так далее. Пожалуйста, население стабилизировалось - это кривая один, где, как вы видите, никакого коллапса, никаких ужасов не происходит. Промышленность стабилизировалась, стабилизировалось сельское хозяйство, ресурсы истощаются, но медленно. Да, кризис окружающей среды в 2000 году есть, но маленький, в общем, жить можно было очень хорошо. Кстати, средний уровень потребления по тем оценкам примерно на уровне Швеции, для всего мира, хотя есть много людей, которые их оспаривают. Естественно, за три года человечество ничего не сделало, а вот эта же самая модель, но для момента, если учесть, что в 2000 году все осознают и начнут вести себя правильно. Население стабилизируется на уровне порядка 8 миллиардов, кризис в промышленности есть, кризис в сельском хозяйстве есть, ресурсы истощаются. Вот один кризис окружающей среды в 2000 году, вот второй такой растянутый кризис, но в целом выжить можно.

Я иду дальше, рассказываю, что происходит. Итак, Медоуз уходит в образование. Система большая, надо учить людей решения принимать. А мировое сообщество потихоньку начинает или, по крайней мере, те люди, которые находятся в правом углу, проблематику начинают осмысливать. Все вы, наверное, слышали, что в том же 1972 году происходит Стокгольмская конференция по окружающей среде. Образование постулировано как одно из направлений в изменении парадигмы жизни, но термина устойчивого развития еще нет. ЮНЕСКО начинает создавать разные программы. Но все идет очень медленно, потому что, еще раз вам напоминаю, существует проблема север – юг, у нас начинается застой, в США тоже экономические проблемы начинаются. Но, тем не менее, в 1984-ом году, спустя более 10 лет, создается комиссия по окружающей среде и развитию. Обращаю ваше внимание, что я практически не употребляю термин «экология». Я это делаю сознательно. Есть окружающая среда, социум, а экология - такая же наука, как химия, математика. Она плохой быть не может, плохо может быть только с головами людей, с экологией плохо быть не может, это наука.

Комиссию возглавляет Гру Харлем Брундтланд. Это имя знакомо? Она была премьер-министром Норвегии, она ушла с этого поста, потому что предполагалось, что ее изберут генеральным секретарем ООН вместо Кофи Аннона, но она не была избрана, так как ее ориентация была не проамериканская, а проевропейская. Но это политические вещи. Но факт, что она возглавляет комиссию. И в 1987 году, кстати, от Советского Союза академик Соколов был, наш крупнейший биолог, он два года назад ушел в РАН. Так вот, эта комиссия, в которой было 100 человек, публикует документ под названием «Наше общее будущее». Это уже не Римский Клуб, который существовал как общественная организация, а это все-таки структура ООН. Много из вас этот документ читали? Он был переведен на русский язык в 1987 году. А весь смысл этого движения, как вы из той кривой видите, чтобы как можно больше людей знало о проблематике, понимало, о чем идет речь, и меняло свой образ жизни. Это все показатель. И вот в этом документе впервые появляется термин «устойчивое развитие», у Медоуза еще не было термина «устойчивое развитие». И поэтому когда с ним наши академики вступали в полемику, они говорили: вы говорите о равновесии, равновесие – это смерть, это отсутствие развития. И вот этот терминологический спор до сих пор в нашей стране продолжается. Вместо того, чтобы конкретными вещами заниматься, народ обсуждает другое.

Но что же, тем не менее, означает этот английский термин. Он происходит от слова «поддерживать» и «быть в состоянии». Перевод на русский язык был бы очень длинным – развитие, которое в состояние поддерживать… Ситуация точно такая же, как с экологией. «Проблема окружающей среды» на русском языке – это три слова, очень долго выговаривать, неудобно. Проще сказать, что у нас с экологией плохо и поэтому с ней надо бороться. МИД переводит как «устойчивое развитие», это официальный термин. И устойчивое развитие в самом общем виде формулируют в этом документе, как такое развитие, которое обеспечивает нужды существующих поколений, не лишая будущие поколения возможности обеспечивать их нужды. То есть, фактически две позиции. «А» – не надо жертвовать счастьем живущих теперь ради счастья будущих поколений, что было характерно для нашей идеологии – это вы у бабушек, у дедушек спросите, они и сейчас последний кусок хлеба вам отдают. Вот такая идеология: мы живем плохо, но наши внуки, правнуки будут жить счастливо. Поэтому нужно такое развитие, чтобы не подрывать возможность будущих поколений их нужды обеспечивать. Проблема заключается в том, что такое нужды, на каком уровне их надо обеспечивать и как нужно жить, чтобы эти нужды можно было обеспечить, а это все уже упирается в проблему качества окружающей среды, как вы поняли, это проблема социума. Когда нужды в Африке и нужды в Соединенных Штатах начинают сравнивать, то никакие сравнения здесь не работают.

И вот ООН продолжает эту работу. А вы помните, что у нас в стране в этот период начинает происходить. Леонид Ильич ушел, Михаил Сергеевич приходит, открытое общество, все замечательно. Если бы у меня была возможность вам больше лекций читать, я бы вам прочитала лекцию о том, что такое перестройка системы, как она возможна, и что чувствует тот элемент системы, который в результате этой перестройки для структуры не нужен. Есть замечательные теоретические работы, вы бы поняли, что такое быть элементом, который не нужен.

Но мы идем дальше, 1992 год. Год Рио. ООН в Рио-де-Жанейро впервые проводит конференцию, которая называется Конференция по окружающей среде и развитию. Видите, с 1972 года прошло ровно 20 лет. Окружающая среда разрушается, уже ясно, что с озоновым слоем что-то не то происходит. Глобальные изменения климата начали проявляться. Почему-то из России металлические ресурсы вывозят.

В Рио фактически весь мир представлен, на уровне президентов, глав правительств, нашу делегацию возглавляет генерал Руцкой. Я не обсуждаю роль личности в истории, ситуацию в стране в истории, но можно предположить, что устойчивое развитие не было целью жизни генерала Руцкого. Поэтому я только этим могу объяснить, что документы Рио, «Повестки дня на 21 век» фактически нет в образовательной системе нашей страны – ведь среди лиц, принимающих решения, никто ничего не знал. По-прежнему никто ничего не знал, хотя вот этот документ «Повестка дня на 21 век» там был принят. И мы благодарны Социально-экологическому союзу, который один из немногих сделал возможным этот документ на русском языке читать. Это мы получили там, официально документ распространен не был. Эта повестка дня в 38 главах, если я не ошибаюсь, 36, там расписано, что и какой сектор общества должен делать для того, чтобы это развитие стало устойчивым. Роль женщин, роль неправительственных организаций, роль промышленности, роль лиц, принимающих решения. То есть, пожалуйста, берите, читайте, смотрите, что вам подходит, что вам не подходит, создавайте свои планы. Потому что ясно, что общие рекомендации для мира дать нельзя.

У нас в стране сложная ситуация, хотя 1 апреля 1994 года президент Ельцин подписал указ о переходе страны на модель устойчивого развития, но никто не вник: 1 апреля как бы подписан. Я могу сказать, что в декабре 1997 года правительство под руководством Черномырдина обсудило документ, там примерно страниц 200, еще Минприроды было, Минэкономики, все работали. Кто-нибудь из вас этот документ видел? А это стратегия страны, вы уже взрослыми людьми были, это недавно было, три года назад. Никто ничего не видел. В школьной программе все обсуждают экологическое образование, хотя ясно, что устойчивое развитие – это несколько другой поворот темы, потому что окружающая среда – миллиарды лет, социум десятки лет, и разруха не в окружающей среде, а в головах людей. А кризис в окружающей среде – это проявление кризиса в головах людей. Это не я сказала, это сказал Альберт Гор в своей книжке «Земля на чаше весов». Это очень емкий образ, разруха не в окружающей среде, разруха в головах людей, которые не понимают, что такое окружающая среда.

Но, тем не менее, все документы у России есть, были, потому что надо же отчитываться. И вы понимаете, почему сейчас такой большой интерес к проблематике устойчивого развития появился везде. Потомучто 2002 год, все готовятся, все рапортуют. ООН разработало индексы и индикаторы устойчивого развития, надо что-то говорить, мы же все-таки великая держава, я надеюсь.

Интересно, что доклад несколько раз в Думе обсуждался. Но факт тот, что прохожие с улицы по-прежнему, к сожалению, не понимают.

А я хотела бы вам показать, что в свою очередь делает образовательное сообщество, которое отвечает за негенетическую передачу наследственной информации. Образовательное сообщество, я могу такой образ предложить, это геном человечества, не биологический, человеческий геном. И то, как устроено образовательное сообщество, как эта негенетическая схема, знания передаются от одного поколения другому, обуславливает наше развитие на ближайшее будущее. К сожалению, еще никто геном знания не выделил. Представляете, как было бы замечательно, если бы мы знали. Чему учат в средней школе? Вот пришел человек, ему заложили, а дальше он сам все учит, потому что он уже не может не учиться, в него это заложено. Ничего делать не надо. Не получается пока.

Смотрите, что делают образовательные сообщества. Если бы я вам предложила это определение грамотности, я думаю, вы на 100 процентов с ним бы согласились. Читаю. Грамотность – это способность индивидуума прочитать и написать простое утверждение на темы, связанные с повседневной жизнью.

Я хотела бы показать картинку. Вот информация научная. Вы лицо, принимающее решения в одном из регионов России. Возьмем изменение толщины озонового слоя. Сразу говорю, что никакого слоя нет, есть область в атмосфере, ее протяженность 15 километров, нет никаких пленок, никто не исследует. Вы глава автономной республики. Вот вам говорят: уровень 70-го года принимаем за природный уровень, он формировался, как вы помните, с 1 декабря, помните, мы смотрели календарь, с момента, когда сине-зеленые были. Вот 100 процентов – 1970-ый год. Если разрушится 10 процентов озонового слоя, последует ослабление иммунной системы, увеличение числа раковых заболеваний, гибель мхов и лишайников и так далее. Почему так? А потому что мы месяц приспосабливались к этому уровню озоновому, мы при других жить не можем. При разрушении слоя на 20 процентов увеличится урожайность бобовых, но уменьшится урожайность зерновых. Возрастет частота катаракт.

Я сейчас отвлекусь на то, почему сначала человек начинает реагировать, а потом уже зерновые и бобовые. Как вы думаете? Объясняю. Все было исследовано, когда готовили чистое оружие уничтожения: разрушается озоновый слой над отдельно взятым государством процентов на 80. А через 5 лет вы получаете (пропуск), никто не знает, что, почему и как. Но почему-то люди плохо себя чувствуют, а растения хорошо. Важно бы узнать, как растения себя чувствуют. Территория была с растениями, а люди другие придут и животных могут с собой привести, а растения не могут уйти, они должны здесь расти. Потому что растения живут где-то полмесяца на Земле, по тому календарю, о котором я говорила, а люди всего-навсего полтора часа. У растений есть механизм защиты от изменений концентрации озона. Один из совершенно блестящих механизмов фармацевты украли у растений. Когда меняется уровень озона, меняется уровень ультрафиолета в воздухе, и растения начинают синтезировать специальные химические соединения – ведь жизнь – это физико-химический процесс – соединения, способные эти изменения компенсировать. Например, воск, воскоподобные вещества. Просто возьмите состав крема от загара, номер 7, 10, 15, там как раз концентрация этих соединений меняется, которые растения сами для себя делают. Природа замечательно устроена.

Но вернемся к нашему лицу, принимающему решения. Ему обещают, что в 2005 году у него уже все ослепнут, генетический код нарушится, в 2015 году изменения климата начнутся. И предложение – вы нам даете некую сумму денег, а мы вам дыру над автономным образованиемзашиваем за 2 месяца. И я возвращаюсь к определению грамотности: человек умеет читать и писать. Принимается решение дать людям деньги. Через неделю людей нет, организации нет, потому что любой нормальный человек понимает, что ничего с озоновой дырой за 2 месяца сделать нельзя, а деньги взять и исчезнуть в другое государство можно. Это история из жизни, она произошла три года назад в одном из регионов России, где озоновые аномалии – это природные явления, они происходили всегда и происходят сейчас, просто изменилась интенсивность.

Поэтому появляется совершенно новое определение, что такое грамотность. Вот я к нему перехожу. Способность понимать, что прочитано и написано в степени, достаточной для адекватной деятельности в обществе, для общения с другими людьми, для реализации своих экономических интересов, интересов других членов общества, для участия в функционировании демократического общества. Вот что такое грамотность.

Если человек этого не умеет, значит, он не грамотный. Потому что в меняющемся мире человек жить не может, если он этого не умеет делать. Что делает мировое сообщество? А вы помните этот графикраспределения по уровню знаний. Куда деньги вкладывают? В университеты, в нобелевских лауреатов. Или берут готовые университетские кадры, перетаскивают их к себе, дают им базу и они получат нобелевских лауреатов - многие так делают. Вы знаете, что индусы, русские, китайцы, они все работают здесь… Или в школы. А завтра вы выводите народ голосовать на референдум по поводу отработанного ядерного топлива. И народ не знает, что такое ядерный распад. Народ вообще не понимает, о чем речь идет. Народ не знает, что если взять кучу золы около ТЭЦ, то количество излучений, которая эта куча дает, сопоставима с тем, о чем вы собираетесь с ним беседовать на референдуме. Они этого не знают, потому что ядерная проблематика, ее в школе не преподают. И что школьные учителя, что прохожие с улицы, они все дружно говорят, что ТЭЦ не представляет опасности для окружающей среды. Некоторые слышали про кислотные дожди, про то, что золы содержат радионуклиды, а вы из них делаете строительные материалы, строите дома, куда людей поселяете, которые живут в фоне, не свойственном для окружающей среды – но они об этом не знают. Меня лично пугает ситуация, когда надо жить в стране, где людей, которые не владеют знаниями, которые неграмотны функционально, призывают принимать важные решения. Меня это пугает. Я-то понимаю, в чем дело, что происходит.

Но вернемся к школе. Начиная где-то с 1984 года, во многих школьных системах начинаются изменения, связанные с попытками вот в эту идеологию устойчивого развития как-то народ внедрять. А вот эта проблематика, она же междисциплинарная. Видите, я сегодня лекцию читаю. Что здесь? История, география, биология, химия, все, что в школе проходят, это должен кто-то преподавать. Школьный учитель привык себя видеть лидером, он не привык, чтобы ему вопросы задавали, он привык отдавать указания. И школьные учителя боятся, они боятся потерять лицо. И вот проблема подготовки учителей для такого типа образования – это ключевая проблема во всех странах мира. Мы с нашими учителями работали, я в Южной Африке была, я много образовательных систем наблюдала, везде все упирается в учителя. В учителя, который боится перестать быть лидером в том смысле, в каком лидеры в стране воспринимаются.

И я хотела в этой связи привести цитату из «Пределов роста», она достаточно длинная. Это тоже очень важная цитата.

«Мировые лидеры утратили, как привычку учиться, так и свободу учиться. Эволюция системы культуры протекала таким образом, что большинству людей была отведена роль исполнителей, верящих, что у лидеров есть ответы на все вопросы. Я думаю, что трудно с этим не согласится. Те немногие, что исполняли роль лидеров, претендовали на знание этих ответов. Такая извращенная система исключает как развитие способности к лидерству среди других людей, так и способность самих лидеров к обучению…» Зачем учиться, когда итак все идут за мной дружными рядами. Я говорю, что дыру в Якутии можно заштопать за три месяца, значит, пусть мне верят. Это было в Якутии, кстати.

«…Теперь настало время сказать правду. Как и все люди, мировые лидеры не знают, какие пути ведут к устойчивому обществу. Большинство из них даже не подозревают о такой необходимости. Эволюция перехода к устойчивому развитию требует, чтобы каждый человек действовал как обучающийся лидер на своем уровне: от семьи до общины, государства и человечества в целом. От нас…» имеется в виду, членов общества, «…в свою очередь требуется поддерживать лидеров всех уровней в их обучении, создавая условия, позволяющие им учитывать неопределенности, проводить эксперименты и признавать ошибки…» Вот эта проблема неопределенности, я вам показала, вы думаете, что это прямая, а эта экспонента, неопределенность. Вы должны иметь право на ошибку, потому что мы не знаем, как мир устроен, мы не знаем, как устроен окружающий нас мир, мы не знаем, как сознание работает, мы не знаем, что такое разум. Значит, надо давать лидерам право на ошибку. У них нет этого права, так система сложилась на планете.

«…Никто не может научиться чему-нибудь, не обладая терпением и снисходительностью. Но в условиях выхода за пределы, когда ощущается приближение катастрофы, нетерпению и снисходительности остается немного места…» Я вам показала все эти прогнозы. «…Нужны решительные действия, смелость и ответственность, чтобы найти правильные соотношения между такими разными вещами, как безотлагательность и терпение, ответственность и снисходительность, требуется сострадание, скромность, трезвость мысли и честность…» Это написано 30 лет назад.

«…В поисках устойчивого мира пройдет совсем немного времени до того момента, когда даже самые жесткие, рациональные и практичные люди, даже те, кого не воспитывали в духе гуманизма, заговорят о добродетели, морали, мудрости и любви, заговорят, поначалу с трудом подбирая слова».

Для меня эта фраза, то, что сейчас в мире происходит, блестящее подтверждение того, что научный прогноз имеет право на существование. И образовательное сообщество мира пытается приучить таким образом, чтобы дети понимали, что их учителя знают не всё. Учителя знают только то, что пришло из предыдущих поколений. Но учителя учатся учиться. И вот задача учить учиться – это ключевая задача современного образования.

Когда я училась, в программе школы ничего не было про ДНК, я уж не говорю про остальные вещи, про радиоактивные отходы, ничего не было. Если бы нас не научили учиться, может быть, я бы осталась на уровне средней школы, и заслуга нашей школы, где я училась, то, что учили учиться. То есть, в нас закладывают желание понять, как мир устроен, это же крайне интересно. Поэтому школы должны давать не модели слепые, есть же опять в … системной динамики разные образы, вот школа может двумя путями идти. Она может давать модели готовые. Как говорится, pre deporteы. Мир меняется, представляете, сколько моделей надо заложить в голову, чтобы можно было в меняющемся мире жить. Невозможно, нужна система образования 12, там 13 лет, не знаю сколько лет надо учить, чтобы на все случаи жизни модели заложить. И того не заложишь, потому что те, кто готовит программу, не знает, что будет завтра. Можно научить учиться. Вот эта идея, что школа должна учить учиться, сейчас доминирует в мировом образовательном сообществе. Это требует совершенно другой постановки образовательной системы. Это очень сложная задача. Нужны другие учебники, нужны другие учителя. Ситуация, когда дети знают больше родителей, мы с такой ситуацией в Красноярском крае столкнулись, очень сложная ситуация, потому что родители тоже лидеры, они не привыкли слушать детей. Когда дети знают больше родителей, в некоторых семьях создаются просто конфликты. Конфликтология, построение консенсуса, как работать в команде, потому что все эти проблемы глобальные, проблемы всего земного шара. Но, однако, можно сказать, что мировая образовательная система в этом направлении движется. Одна страна ничего сделать не сможет, тем более Россия, когда у нас денег на образование нет фактически. Бюджет содержит крохи, когда профессор получает меньше, чем дворник, я этого не понимаю, но мы живем в таком мире, к сожалению. Поэтому мы принимаем помощь от всех других стран, например, учебники, которые пишут в Англии. Кстати, с точки зрения образования химического, Южно-Африканская Республика очень сильно продвинулась. Понимаете, что такое ЮАР до недавнего времени? Там 90 % народа вообще читать не умело, и элита английская. ЮАР очень хорошо продвигается в области массового образования. В США трагедия, у них школа никуда не годится, у них сейчас очень сильный кризис. Российская школа находится на перепутье, вы знаете о реформах, которые предполагается сделать. К сожалению, не всегда реформы обоснованы, потому что люди не читают, что там за границей происходит. Когда им говорят, что в Америке отменили естественнонаучное образование, преподают только специальные науки в школах – это неправда. Америка наоборот сейчас 5 миллиардов долларов дала на образование в школе. Так что очень сложная проблема стоит. И от лиц, кто принимает решения и от вас, как от молодых лидеров очень много зависит на самом деле. Сложный мир, человек создает соединения, которых раньше не было, мир не готов к ним, проблема озонового слоя с этим связана. Человек меняет фон, в котором он живет, биологически человек не готов к этому. Я, предвидя завтрашнюю дискуссию, покажу картиночку. Крайне интересная проблема, мы сейчас сучителями работаем в этой области. Доза, поглощенная доза от разных источников, людьми в мире. Вот это доза, которая связана с наручными часами, это тоже источник излучений. Тут разные дозы.

Если бы у меня было время, я бы рассказала, как красиво все устроила природа, которая нашпигована вся источниками ионизирующего излучения, но сделала так, что человек в этом фоне живет и не страдает. Природа все сделала замечательно красиво. Так же как она создала течения океанические. Вы знаете, что 300 лет примерно циркулирует вода, которая от Флориды идет в Гольфстрим, потом уходит ко дну океана. Вы знаете, что 300 лет примерно цикл. Вы знаете, что этот цикл в океане существует? Вода на поверхность не выйдет… Все устроено, все течения, смена времен года… Если бы вода не была водой, нас бы затапливало каждый год. Вода медленно тает, потому что очень большая теплоемкость. Это замечательно красивая система, которая нам в наследство досталась за предыдущие 365 дней. За 1,5 часа ее сломать очень просто, если есть разум, но можно ее не ломать. Показываю последнюю картиночку: вот это средняя удельная активность различных строительных материалов. Из общих соображений должно быть понятно, что чем больше удельная активность, тем большую дозу получает человек, тем большая вероятность возникновения там всего на свете. Дерево - 1… Подчеркиваю, что каждый из вас тоже источник ионизирующего излучения. Мои студенты считают легко все – это все можно преподавать. Кирпич – 126… по сравнению с деревом. Давайте возьмем фосфогипс. Фосфогипс – это проблема. Это было в Казахстане – нам рассказали про Каратаусское месторождение – как хорошо взять фосфогипсы, чтобы они не пылились, делать из них строительные материалы, и туда поселить всех сразу. Фон фосфогипса примерно в 600 раз выше, чем у дерева. Так природа устроила. Золы ТЭЦ – 341 по сравнению с деревом. Там есть уран и торий… Когда вы сжигаете весь углерод, остается уран и торий в концентрированном виде. И вы понимаете, что это источник излучения.

Были такие любители борьбы – называется безотходная технология… Неважно – куда, главное, чтобы ничего нигде не лежало. Эти любители шлаки обогатительных урановых предприятий Соединенных Штатов в каминные доски запаковывали и делали из них товар широкого потребления. Шлак-то бесплатный на урановых предприятий… Вот у них в романе «Малый не промах» описывается случай, в 60-е годы, как теща главного героя получила в подарок каминную доску и скончалась благополучно через 5 лет от рака. А когда в литературе появляется пример – значит, это уже типичное явление в обществе. Значит, коллеги, прежде, чем браться за какую-то сложную проблему, я всегда стараюсь почитать литературу и поговорить со специалистами. И поэтому для лидера современного, как мне кажется, команда решает все… Лидер должен только примерно ориентироваться в проблематике, у него должна быть команда профессионалов, которые не позволили бы генералу Руцкому, вместо того, чтобы участвовать в обсуждениях, путешествовать по Латинской Америке, о чем мои коллеги мне до сих пор с ужасом рассказывают… И так далее. На этом я заканчиваю. Я надеюсь, вы люди, которым интересно учиться. Потому что обучающийся лидер – это самое большое достижение человечества, лидер, который учится, который передает свои знания следующим поколениям. Только на это надежда. Если этого не будет, тогда вообще не знаю, что будет – средневековье, Колизей разбирают на кирпичики, все зарастает, люди в дикости, уходят в леса, и киборги приходят им на смену. Но если сине-зеленым понадобилось 200 миллионов лет на то, чтобы отравить окружающую среду, то у нас есть разум. Если есть какие-нибудь вопросы…

Шаромов: Вот… про схему с облучением – там все-таки большая часть от медицины, а от атомной энергетики – самый маленький процент, что ли?

Тарасова: Ну не маленький – средний.

Шаромов: И эта схема максимально корректна?

Тарасова: Да. Понимаете, в чем дело… Многие считают… Это сложная такая научная проблематика… Так вот, многие считают, что малые дозы облучения не приводят ни к каким последствиям. Речь идет о так называемой системе предельно допустимых концентраций. Если меньше ПДК, то ничего не происходит, если больше, то человек постепенно вымирает – чем больше повышение, тем хуже. Вы слышали об этом. Но проблема заключается в том что вот эти малые дозы, они, по-видимому, тоже оказывают эффект. Но если ПДК превышена – это эффект детерминированный. То есть, любой человек, который живет в среде, где превышен ПДК, заболеет – с вероятность 1, а когда вы живете в области, где малые воздействия, это теория вероятности. Это фактор риска. Вы, наверное, слышали о такой терминологии – оценка риска, разные источники риска. То есть, здесь сидит, допустим, миллион человек, из них тысяча заболеет. Много это или не много, если тысяча заболеет, если они все пройдут рентгеновское обследование? Смотря кто в эту тысячу попал. Если это творец следующего чуда… Понятно, да. То есть, это совсем разные оценки. А теория риска – это теория вероятности, это одна из сложнейших областей старой науки. Нигде ее не преподают. Ну как объяснять – очень сложно. А медицина – это малые дозы. И когда государство всех загоняет на рентгеновское обследование, то, люди, которые не понимают, что происходит, идут на риск. Из собственной жизни случай… Допустим, зубная боль острая, все там в порядке, врач ничего не видит, предлагает пройти рентгеновское обследование. А это близко к мозгу… Так что я должна выбрать: либо я жду, когда у меня начнется там воспаление и неизвестно, чем кончится, либо я иду на рентген, вижу картину… Понятно, что я рискую. Рентгенологи сейчас хоть дозу пишут, вы сейчас приходите в поликлинику, там всем дозу стали писать – прогресс. Это риск, это я выбираю, меня никто не заставляет. Это когда люди живут рядом с атомной станцией, они имеют право выбрать: либо им платят, либо еще что-то, либо они могут уехать. Вот что такое демократическое государство – свобода выбора. Либо государство за все отвечает, либо личность настолько информирована, что она может делать выбор.

Монин: Вы сказали, что одно из свойств человека как биологического существа является как внешняя, так и внутренняя агрессия. То есть, то, что заложено на уровне генома. Проблемой современного учителя является стремление к лидерству. На самом деле, стремление к лидерству и есть внутренняя агрессия. Как Вы считаете, возможно ли преодоление этой проблемы вообще принципиально, если эта проблема заложена на уровне биологическом.

Тарасова: Да, возможно. Я могла бы привести массу примеров из других областей жизни, когда разум позволяет биологические реакции преодолевать. Я думаю, Вы тоже такие примеры можете привести. Это очень интересный вопрос.Вы никогда не задавали себе вопрос – это мое частное мнение – почему ислам напитки алкогольные запрещает принимать? Я была в Ливии, жила там с делегацией ЮНЕСКО… Когда вы выходите в город вечером, и нет ни одной женщины, потому что все женщины дома сидят, и сидит улица мужчин, но они все трезвые, и вы идете спокойно. Инстинкт преодолен за счет разума. Как только алкоголь – разумное начало глушится – правда, я не пробовала такой эксперимент поставить… Короче, я могу много примеров привести, когда разум позволяет решить проблемы. И сейчас человек эволюционно меняется не за счет биологических особенностей, а за счет коллективного разума. Поэтому я говорю, что меняется не человек, который приспосабливается к окружающей среде, а человек меняет окружающую среду, приспосабливает ее к себе, и это страшно, а остальные виды не могут… Мы живем в искусственной среде, так что разум – это очень опасное оружие, и вообще это очень опасная штука, если ей распоряжаться. Мы живем в очень тяжелое время, и если не будет следующего чуда, я не знаю, что будет с человечеством. Потому что, чтобы уничтожить все живое, нужен очень короткий промежуток времени. Бактериологическое оружие, химическое оружие, ядерное оружие – никаких проблем. Я думаю, это не испортило вам аппетит. Это, безусловно, инстинкт, и все сейчас дружно пойдут…

Игрунов: Это стремление к чуду – продлить свою жизнь.

Тарасова: Да, но, видите, с точки зрения биологии это глупость получается…

Игрунов: Насчет еды?


Примечания:

1. Карл Эдуард Саган (1934 – 1996) – один из крупнейших американских астрономов. С 1968 и до конца жизни - профессор астрономии и космических исследований Корнеллского университета, а также директор лаборатории по изучению планет. Занимался физикой планет, проблемами происхождения жизни и возможностью ее внеземного существования. Один из создателей «парниковой» модели атмосферы Венеры. Участвовал в программах космических исследований Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Основал в 1979 году Планетное общество, крупнейшее объединение людей, интересующихся проблемами космоса. Автор нескольких фантастических романов («Контакт», «Космос») и множества научных книг. См. о Сагане также в энциклопедии «Кругосвет» здесь.
Вернуться

2. Сине-зеленые водоросли по современным представлениям относятся к царству прокариотов, так как не имеют, подобно бактериям, ядра. Вследствие этого более правильно их называть цианобактериями.
Вернуться

3. Римский клуб - международная организация, объединяющая около 70-ти представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. С самого начала смыслом работы Клуба было прогнозирование мирового развития на XXI век. Первая встреча Клуба прошла в 1968 в Академии Деи Линчеи в Риме – отсюда и название клуба. Президентом Клуба стал вице-президент компании "Оливетти", член административного совета компании "Фиат" Аурелио Печчеи. Римский клуб поставил перед собой несколько основных целей:

  • дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать "затруднения человечества", связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления – этими "принципиальными пределами роста";
  • донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;
  • "подсказать" обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы "разумно вести дела" и достичь "глобального равновесия".

Первый доклад, представленный "Римскому клубу", был написан Деннисом Медоузом и его супругой и назывался "Пределы роста". В книге предсказывалась неизбежность мировых катаклизмов в связи с ускоряющимся ростом населения, промышленного производства и  загрязнения среды. В дальнейшем были представлены альтернативные модели, в частности модель "Месаровича-Пестеля" - модель так называемого  "органического дифференцированного роста". Подробнее о проектах и докладах Римскому клубу см. в статье журнала "Полярная звезда" за апрель 2000 года и на сайте Римского клуба www.clubofrome.org
Вернуться

4. Аурелио Печчеи – основатель и Президент Римского клуба. Подробнее см. в статье "Римский клуб" выше.
Вернуться

5. Джей Форрестер - заслуженный профессор Слоуновской шолы менеджмента Массачусетского технологического института. В 1971 году вышла его книга "Мировая динамика", основанная на применении компьютерного метода для анализа сценариев развития планеты. Ее вывод - неизбежность наступления катастрофы в результате прогрессирующего роста населения и связанного с этим загрязенения среды. Продолжением исследования Форрестера была книга "Пределы роста", вышедшая в 1972 году и ставшая первым докладом Римскому клубу (см.)
Вернуться

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель