Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

 

Новое на сайте

Виталий Андриевский

Владимир Путин – президент Молдовы?

 

Недаром, видно, говорят, что «пути Господни неисповедимы». Вспоминается это древнее как мир изречение всякий раз, когда начинаешь размышлять над тем, как же это так получилось, что наша Молдова попала вдруг в число тех государств-изгоев, за которыми прочно закрепился ярлык законченных неудачников?

Последнее место в Европе по уровню жизни народа, неистребимая коррупция, проникшая, словно раковая опухоль, во все сферы государственного управления, в суды и правоохранительные органы, массовая безработица и повальный исход населения из страны в чужие края в поисках хлеба насущного – всё это характеризует современную Молдову. Самая же главная беда состоит сегодня в том, что её граждане поголовно утратили веру в лучшее будущее, в то, что на этой земле вообще могут произойти какие-либо добрые перемены, которые сделают их жизнь достойной человека.

Всё это происходит в стране, имеющей лучшие в Европе черноземы, располагающей населением с достаточно высоким уровнем образования и профессиональной квалификации, которое издавна славится своим трудолюбием. В стране с достаточно хорошо развитой инфраструктурой – дорогами, газопроводами, водными ресурсами, транзитными линиями электропередач.

Если в советские времена МССР по уровню жизни своих граждан далеко опережала соседнюю Румынию, то сейчас, по подсчетам экономистов, Республика Молдова отстает от этой страны по этому показателю в несколько раз.

Непосвященному в «национальные особенности» молдавской политической и экономической жизни человеку понять причины этого удивительного феномена очень сложно. Ведь в стране, слава Богу, до последнего времени не было никаких страшных политических или природных катаклизмов. Да, был кровопролитный конфликт на Днестре в 1992 году, но, к счастью, его быстро удалось погасить, а потому он не привел к непоправимым экономическим потерям и иным катастрофическим последствиям. Да, летом 2007 года страну поразила засуха, но ведь не меньшая засуха была и в соседней Румынии, но её правительство, тем не менее, в отличие от молдавского, не пошло по свету с протянутой рукой и паническими просьбами о срочной помощи. Более того, даже выделило Кишинёву продовольственную «гуманитарку» на сумму в 2 миллиона евро! Так в чем же всё-таки кроется тогда истинная причина наших молдавских бед и несчастий, которые обходят стороной другие, благополучные страны?

По зрелому размышлению, ответ напрашивается только один: молдавский политический класс не был готов к обретению Молдовой независимости в 1991 году, которая свалилась ему, как снег на голову, нежданно-негаданно без особых усилий к этому с его стороны. Он не был готов тогда и не готов также и сегодня грамотно, ответственно и эффективно управлять страной.

Совершенно не согласен с теми, кто утверждают, что коммунисты-воронинцы, которые уже 7 лет бессменно находятся у власти в Молдове, не хотели перемен к лучшему. Безусловно, они хотели их тогда и хотят также и сегодня. Но, как поется в известной песне, хотеть-то они хотят, но вот беда - «что они ни делают, не идут дела». Впрочем, так же было и у «старых демократов», которых коммунисты сменили в феврале 2001 года во власти. Очень много признаков того, что так же всё может сложиться и у «новых демократов», которые намерены сменить коммунистов в 2009 году.

Уже по одному тому, что происходит сегодня в столице Молдовы, постепенно превращающейся в «заброшенный город» после того, как её новым мэром стал молодой либеральный политик Дорин Киртоакэ, можно представить себе, что будет и со всей остальной Молдовой в том случае, если она перейдёт под управление всей этой молодой «либеральной политической поросли».

Мне хочется, чтобы коммунисты поскорее ушли. Но уж очень боязно, что те политики, которые придут на место коммунистов, окажутся ещё хуже, хотя сегодня и кажется, что хуже, чем сейчас, просто не может быть.

Так что же делать Молдове в этой ужасной ситуации, учитывая, что к социальным и экономическим проблемам добавляется еще и территориальный раскол страны? Причём этот раскол, несмотря на все усилия официального Кишинева, с каждым годом всё углубляется и расширяется. Может быть, настало, наконец, время обратиться за помощью к международному сообществу? В частности, к странам «большой восьмерки»? Речь при этом должна идти не столько о финансовой помощи (её и до этого было дано немало, да ведь всю почти разворовали!), сколько о том, чтобы совместными усилиями подготовить специальный план для Молдовы, по аналогии с известным планом Маршалла, и затем помочь его реализовать.

При подготовке этого плана надо будет непременно учесть два очень важных момента.

Во-первых, он должен готовиться в расчёте на объеденную Молдову, тем самым, объективно содействуя стремлению и Кишинева, и Тирасполя к решению проблемы «замороженного» Приднестровского конфликта.

Во-вторых, этот план должен быть реализован под эгидой конкретных, очень влиятельных людей, известных мировых политиков. Такими кураторами могли бы стать, например, Владимир Путин, естественно, лишь после ухода его с поста президента России, или же Герхард Шредер, бывший канцлер Германии, либо Тони Блэр, экс- премьер-министр Великобритании.

В мире есть и другие опытные, общепризнанные политики, которые, в силу различных причин, были вынуждены уйти со своих постов в расцвете своих физических и интеллектуальных сил. Конечно, не так уж и много в мире политиков такого масштаба, но они всё же есть. Поэтому мировое сообщество должно быть озабочено тем, как лучше и полезнее использовать их потенциал для решения важнейших глобальных проблем, к числу которых вполне может быть причислен и вывод отдельных стран, в том числе Молдовы, из состояния перманентного кризиса, грозящего обернуться политической и гуманитарной катастрофой. Ведь куда легче эту катастрофу вовремя предотвратить, чем потом долго и мучительно заниматься ликвидацией её разнообразных последствий!

Если это всё-таки случится, то уже в самом скором времени, в ходе созидательных процессов, в Молдове появятся и собственные сильные управленцы, возрастет профессионалам и ответственность всего её политического класса.

Но для этого нужны будут соответствующие условия и активная помощь тех стран, которые называют себя сегодня друзьями Молдовы. В результате выиграет не только Молдова, но и всё мировое сообщество, а бесценный опыт, наработанный в Молдове, можно будет затем успешно применить и в других странах.

 


Другие статьи этого автора:

Проблема Приднестровья и позиция Украины
Становление оппозиции – путь к развитию демократии в Приднестровье.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель