ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И СТРУКТУРА ВЛАСТИ УКРАИНЫ
Нынешние структуры власти Украины носят сугубо переходный
характер. В период до 1985 года, а также в последующие 3-4 го-
ды вся власть находилась и в Украине, и в СССР в руках струк-
тур КПСС. Реальным хозяином страны был генсек ЦК КПСС, глав-
ной фигурой в Украине - первый секретарь ЦК КПУ, в городе -
первый секретарь горкома и т.д. При хозяине был орган, номи-
нально его избиравший /ЦК, горкомы и т.д./, а также орган "пэ-
ров": Политбюро ЦК, бюро горкома, на которых решались все основ-
ные вопросы. Эти органы, кроме того, являлись по сути представи-
тельными /в Политбюро ЦК, например, входили представители армии,
КГБ, первые секретари крупнейших республик/, что позволяло согла-
совывать интересы разных группировок.
Наряду с этим существовал формально стандартный аппарат власти:
Совет депутатов. Номинально высшей властью в Украине был ВС Украи-
ны. Но он собирался лишь 2,3 раза в год на сессии по 2-3 дня. Не-
которую власть имел лишь постоянно действующий Президиум ВС. Фор-
мально именно ВС назначал Совет Министров и его Председателя. Хотя
указания высших партийных органов всегда были обязательны к выпол-
нению, все же Предсовмина был одним из важнейших постов во властной
иерархии /зачастую именно с этого поста подымались в кресло первого
секретаря Украины, и СМ пользовался хотя и ограниченной, но вполне
реальной властью. Однако высшая власть находилась в руках не изби-
раемого народом и не ответственного перед ним первого секретаря.
В ходе горбачевских реформ делались попытки уменьшить разницу
между реальным и номинальным положением дел. На ХIХ партконферен-
ции было предложено совмещать посты первого секретаря и председателя
Совета соответствующего ранга /на уровне СССР это практиковалось
еще при Брежневе/. Эта идея фактически не прошла. После выборов
1989 и 1990 гг. Советы предпринимали попытки отбирать власть у
парторганов /номинально Советы до того были всевластны - "Вся
власть Советам!", фактически же безвластны/. При этом быстро вы-
яснилось, что Советы неспособны реально осуществлять власть как
из-за органических пороков своей структуры /например, соединение
законодательных и исполнительных полномочий: исполнительная
власть в руках исполкомов тех же Советов/, так и непрофессиональ-
ности новоизбранных депутатов. Сверх того, в Советах сохранилось
компартийное большинство,неспособное управлять по-новому, но бло-
кирующее реформы, однако большинство партноменклатуры нашли себе
работу в органах государственной или местной власти и управления.
Типичной стала метаморфоза: бывший 1-ый секретарь райкома партии
становится вначале председателем райсовета, а, затем, после введе-
ния института Представителей Президента, занимает этот пост.
Переходный характер институциональной структуры власти в Украи-
не выражается в перманентной политической борьбе между Президентом
и Верховным Советом - на государственном уровне и между местными
советами и администрацией Президента - на локальном уровне.
Очередной правительственный кризис /октябрь 1992 г./ стал
пробой сил противостоящих сторон. На этот раз Верховному Совету
удалось, отправив в отставку Кабинет Министров во главе с В.Фо-
киным, до самого последнего времени пользовавшегося поддержкой
Президента, и, фактически, навязать Л.Кравчуку кандидатуру но-
вого Премьера - Л.Кучмы - депутата Верховного Совета, лидера
военно-промышленного лобби в парламенте. Тем самым де-факто
утверждается "более парламентский", чем "президентский" харак-
тер власти в Украине.
Можно ожидать, что противостояние "Президент - Верховный Со-
вет" найдет свое продолжение при принятии нового законв о Каби-
нете Министров и, разумеется, при рассмотрении в Верховном Сове-
те вынесенного на "всенародное обсуждение" проекта новой Консти-
туции Украины. Не исключено также, что новый Премьер-Министр Ук-
раины Л.Кучма сделает попытку подчинить себе по административной
линии Представителей Президента на местах.
Формально: действующая сегодня структура власти в Украине оп-
ределена Конституцией 1978 года с поправками, внесенными в нее
в 1989, 1990 и 1992 гг. В соответствии с этой "лоскутной" Конс-
титуцией высшим органом законодательной власти в Украине является
Верховный Совет Украины, который состоит из 450 депутатов, изби-
раемых путем "свободных, приемлемых, равных выборов при тайном
голосовании на основе пропорциональной выборной системы по од-
номандатным или многомандатным округам".
Работу Верховного Совета организует его Президиум, в состав
которого входят Председатель Совета, Первый заместитель и за-
меститель Председателя Верховного Совета Украины, Председате-
ли постоянных комиссий Верховного Совета Украины.
Президиум Верховного Совета возглавляет его Председатель,
который избирается Верховным Советом из числа народных депута-
тов Украины тайным голосованием сроком на 5 лет и не более
чем на два срока подряд. Путем тайного голосования он может быть
отозван Верховным Советом Украины в любой момент.
Верховный Совет осуществляет, кроме своей основной, - зако-
нодательной функции, также и контроль за деятельностью всех
подотчетных ей государственных органов. К числу важнейших из
них относятся Национальный банк Украины, Фонд государствен-
ного имущества Украины и Антимонопольный комитет Украины.
Важной прерогативой Верховного Совета Украины является
утверждение персоналий на ключевые посты в Кабинете Минист-
ров Украины.
Кабинет Министров Украины возглавляет Премьер-Министр,
кандидатуру которого предлагает Президент и утверждает
тайным голосованием Верховный Совет Украины. Вице-премьеров
Президент вправе назначать по предложению Премьера -
самостоятельно.
Министры /за исключением Премьер-Министра/ не могут быть
депутатами Верховного Совета Украины.Аппарат Кабинета Минист-
ров, министерств и ведомств Украины мало изменился за послед-
ние 7 лет. Многие тысячи чиновников все еще пытаются действо-
вать так, как их учили в доперестроечные времена.
Формирование новой инфраструктуры судебной власти только
начинается. Летом 1992 года учрежден Конституционный суд Ук-
раины и избран его Председатель. До настоящего времени в сущ-
ности даже не предпринимались попытки утвердить независимый
характер судебной власти.
Разгул коррупции в органах исполнительной и судебной влас-
ти как в центре, так и на местах в 1991-1992 гг. по мнению
экспертов оставил далеко позади соответствующие показатели
"времен застоя". Причины - не только ухудшающееся экономичес-
кое положение, неэффективность властных структур, но и, в
значительной степени, неразвитость средств массовой инфор-
мации, их зависимость от власть имущих. Хотя во втором полу-
годии 1992 года начали появляться остро критические публикации
и отдельные органы печати /газеты/, занимающие независимую
от правительства и местных органов власти позицию.
Законодательную власть на местах осуществляют областные
/городские, районные/ Советы народных депутатов. Исполнитель-
ная власть после введения института Представителей Президен-
та /апрель 1992 г./сосредоточена в их руках, в том числе,
например, управление комунальной собственностью.
В президентской администрации за координацией исполни-
тельной власти по вертикали "Президент - органы местной
власти" отвечает уполномоченный Президентом чиновник.Каби-
нет Министров не может давать прямые указания Главам мест-
ной администрации, что, по мнению экспертов, является одной
из причин кризиса "неуправляемости экономики".