Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Публикации :: Справочник по Украине :: Политическая система и структура власти Украины

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И СТРУКТУРА ВЛАСТИ УКРАИНЫ


     

        Нынешние структуры власти Украины носят сугубо переходный

      характер. В период до 1985 года, а также в последующие 3-4 го-

      ды вся власть находилась и в Украине, и в СССР в руках струк-

      тур КПСС. Реальным хозяином страны был генсек ЦК КПСС, глав-

      ной фигурой в Украине - первый секретарь ЦК КПУ, в городе -

      первый секретарь горкома и т.д. При хозяине был орган, номи-

      нально его избиравший /ЦК, горкомы и т.д./, а также орган "пэ-

      ров": Политбюро ЦК, бюро горкома, на которых решались все основ-

      ные вопросы. Эти органы, кроме того, являлись по сути представи-

      тельными /в Политбюро ЦК, например, входили представители армии,

      КГБ, первые секретари крупнейших республик/, что позволяло согла-

      совывать интересы разных группировок.

         Наряду с этим существовал формально стандартный аппарат власти:

      Совет депутатов. Номинально высшей властью в Украине был ВС Украи-

      ны. Но он собирался лишь 2,3 раза в год на сессии по 2-3 дня. Не-

      которую власть имел лишь постоянно действующий Президиум ВС. Фор-

      мально именно ВС назначал Совет Министров и его Председателя. Хотя

      указания высших партийных органов всегда были обязательны к выпол-

      нению, все же Предсовмина был одним из важнейших постов во властной

      иерархии /зачастую именно с этого поста  подымались в кресло первого

      секретаря Украины, и СМ пользовался хотя и ограниченной, но вполне

      реальной властью. Однако высшая власть находилась в руках не изби-

      раемого народом и не ответственного перед ним первого секретаря.

         В ходе горбачевских реформ делались попытки уменьшить разницу

      между реальным и номинальным положением дел. На ХIХ партконферен-

      ции было предложено совмещать посты первого секретаря и председателя

      Совета соответствующего ранга /на уровне СССР это практиковалось

      еще при Брежневе/. Эта идея фактически не прошла. После выборов

      1989 и 1990 гг. Советы предпринимали попытки отбирать власть у

      парторганов /номинально Советы до того были всевластны - "Вся

      власть Советам!", фактически же безвластны/. При этом быстро вы-

      яснилось, что Советы неспособны реально осуществлять власть как

      из-за органических пороков своей структуры /например, соединение

      законодательных и исполнительных полномочий: исполнительная

      власть в руках исполкомов тех же Советов/, так и непрофессиональ-

      ности новоизбранных депутатов. Сверх того, в Советах сохранилось

      компартийное большинство,неспособное управлять по-новому, но бло-

      кирующее реформы, однако  большинство партноменклатуры нашли себе

      работу в органах государственной или местной власти и управления.

      Типичной стала метаморфоза: бывший 1-ый секретарь райкома партии

      становится вначале председателем райсовета, а, затем, после введе-

      ния института Представителей Президента, занимает этот пост.

         Переходный характер институциональной структуры власти в Украи-

      не выражается в перманентной политической борьбе между Президентом

      и Верховным Советом - на государственном уровне и между местными

      советами и администрацией Президента - на локальном уровне.

         Очередной правительственный кризис /октябрь 1992 г./ стал

      пробой сил противостоящих сторон. На этот раз Верховному Совету

      удалось, отправив в отставку Кабинет Министров во главе с В.Фо-

      киным, до самого последнего времени пользовавшегося поддержкой

      Президента, и, фактически, навязать Л.Кравчуку кандидатуру но-

      вого Премьера - Л.Кучмы - депутата Верховного Совета, лидера

      военно-промышленного  лобби в парламенте. Тем самым де-факто

      утверждается "более парламентский", чем "президентский" харак-

      тер власти в Украине.

         Можно ожидать, что противостояние "Президент - Верховный Со-

      вет" найдет свое продолжение при принятии нового законв о Каби-

      нете Министров и, разумеется, при рассмотрении в Верховном Сове-

      те вынесенного на "всенародное обсуждение" проекта новой Консти-

      туции Украины. Не исключено также, что новый Премьер-Министр Ук-

      раины Л.Кучма сделает попытку подчинить себе по административной

      линии Представителей Президента на местах.

         Формально: действующая сегодня структура власти в Украине оп-

      ределена Конституцией 1978 года с поправками, внесенными в нее

      в 1989, 1990 и 1992 гг. В соответствии с этой "лоскутной" Конс-

      титуцией высшим органом законодательной власти в Украине является

      Верховный Совет Украины, который состоит из 450 депутатов, изби-

      раемых путем "свободных, приемлемых, равных выборов при тайном

      голосовании на основе пропорциональной выборной системы по од-

      номандатным или многомандатным округам".

         Работу Верховного Совета организует его Президиум, в состав

      которого входят Председатель Совета, Первый заместитель и за-

      меститель Председателя Верховного Совета Украины, Председате-

      ли постоянных комиссий Верховного Совета Украины.

         Президиум Верховного Совета возглавляет его Председатель,

      который избирается Верховным Советом из числа народных депута-

      тов Украины тайным голосованием сроком на 5 лет и не более

      чем на два срока подряд. Путем тайного голосования он может быть

      отозван Верховным Советом Украины в любой момент.

         Верховный Совет осуществляет, кроме своей основной, - зако-

      нодательной функции, также и контроль за деятельностью всех

      подотчетных ей государственных органов. К числу важнейших из

      них относятся Национальный банк Украины, Фонд государствен-

      ного имущества Украины и Антимонопольный комитет Украины.

         Важной прерогативой Верховного Совета Украины является

      утверждение персоналий на ключевые посты в Кабинете Минист-

      ров Украины.

         Кабинет Министров Украины возглавляет Премьер-Министр,

      кандидатуру которого предлагает Президент и утверждает

      тайным голосованием Верховный Совет Украины. Вице-премьеров

      Президент вправе назначать по предложению Премьера -

      самостоятельно.

         Министры /за исключением Премьер-Министра/ не могут быть

      депутатами Верховного Совета Украины.Аппарат Кабинета Минист-

      ров, министерств и ведомств Украины мало изменился за послед-

      ние 7 лет. Многие тысячи чиновников все еще пытаются действо-

      вать так, как их учили в доперестроечные времена.

         Формирование новой инфраструктуры судебной власти только

      начинается. Летом 1992 года учрежден Конституционный суд Ук-

      раины и избран его Председатель. До настоящего времени в сущ-

      ности даже не предпринимались попытки  утвердить независимый

      характер судебной власти.

         Разгул коррупции в органах исполнительной и судебной влас-

      ти как в центре, так и на местах в 1991-1992 гг. по мнению

      экспертов оставил далеко позади соответствующие показатели

      "времен застоя". Причины - не только ухудшающееся экономичес-

      кое положение, неэффективность властных структур, но и, в

      значительной степени, неразвитость средств массовой инфор-

      мации, их зависимость от власть имущих. Хотя во втором полу-

      годии 1992 года начали появляться остро критические публикации

      и отдельные органы печати /газеты/, занимающие независимую

      от правительства и местных органов власти позицию.

         Законодательную власть на местах осуществляют областные

      /городские, районные/ Советы народных депутатов. Исполнитель-

      ная власть после введения института Представителей Президен-

      та /апрель 1992 г./сосредоточена в их руках, в том числе,

      например, управление комунальной собственностью.

         В президентской администрации за координацией исполни-

      тельной власти  по вертикали "Президент - органы местной

      власти" отвечает уполномоченный Президентом чиновник.Каби-

      нет Министров не может давать прямые указания Главам мест-

      ной администрации, что, по мнению экспертов, является одной

      из причин кризиса "неуправляемости экономики".

     

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель