Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Политический мониторинг:: Сборник статей:: РОССИЯ И МИР: БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ И РУССКОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

ОЧЕРКИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

Илья КУДРЯВЦЕВ

РОССИЯ И МИР: БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ И РУССКОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

1. ОТ СССР К РОССИИ: СМЕНА СПОСОБА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Каждая ситуация имеет свои плюсы. Их следует использовать себе во благо.
СССР был государством с жесткими непроницаемыми границами. Советский Союз придерживался "собственнического" взгляда на геополитические территории: все территории резко делились на "наши" (которыми мы полностью обладаем, "утаптываем", на которые практически перекрыт доступ другим) и "не наши" (на которые наш доступ минимален). Такой подход отчасти диктовался системой прямого политического противостояния, сложившейся в международной политике.
России осталось от СССР крупнейшее геополитическое наследство. Однако пользоваться им так, как это делал СССР, она не может. Россия не может и не сможет бить повторением СССР. Для такого возврата существует целый ряд категорических препятствий: экономических, политических, правовых, международных. Пути назад, к СССР, для России не существует. Для того чтобы остаться великой державой, для того, чтобы "запустить в дело" наследство СССР (действительно богатое), России сегодня придется искать новые пути и новые способы существования в мире.
В частности, сама ситуация требует от России отказа от собственнического способа геополитического существования. Если Россия будет ориентирована на увеличение своего влияния путем "присоединения" территорий, путем получения в них полного политического контроля, тогда круг влияния России неминуемо окажется очень узким.
Реальной альтернативой доктрине "присоединения и полного контроля" является путь "проникновения и гибкого влияния". Россия будет стремиться проникать в другие геополитические регионы, распространять там элементы своего влияния, отказываясь от стремления однажды увидеть все эти регионы частью своей территории. При этом, как само собой разумеющееся, влияние России в этих регионах будет сосуществовать с влиянием других стран и блоков.
Возможность доктрины "проникновения" для России обусловлена распространившимся после перестройки представлением о взаимной политической "нейтральности" большинства мировых держав (по крайней мере декларируемым на официальном уровне).
В случае принятия такой доктрины, с одной стороны, геополитический радиус влияния России может оказаться гораздо большим, чем это было у СССР. С другой стороны, это будет именно "радиус влияния", а не "радиус контроля". Доктрина будет стимулировать "вживание" России в окружающие геополитические регионы и мир в целом, развитие взаимовлияния и взаимозависимости.
В случае сохранения в рамках международного сообщества нынешней ситуации "всеобщей нейтральности" хотя бы на формальном уровне, эта стратегия может (при активном исполнении) дать России значительное влияние. Однако подобная доктрина будет крайне малоэффективна в случае возникновения жесткого и глобального международного противостояния. Именно поэтому России необходимо всячески избегать такой ситуации.

2. КОНЦЕПЦИЯ РОССИИ ПО ПЕРЕУСТРОЙСТВУ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Россия уже столкнулась с ситуацией постепенного разрушения жестких границ СССР. Что возникнет на их месте? Этого пока никто не знает; разные силы пытаются предложить свои способы "обустройства" бывшей линии границ СССР и бывшего "Советского блока". Так, изоляционистски настроенные политики стран бывшего советского блока, сделавшие карьеру на противостоянии с СССР, предлагают превратить свои государства в "санитарный кордон", которым Запад отгородится от России. Некоторые западные политики, мыслящие в координатах умеренного противостояния, рассматривают тривиальную идею простого перенесения границы Запад -Восток (границы НАТО) на 15 градусов долготы к востоку.
А какой способ переустройства был бы выгоден России? Если ориентироваться на стратегическую задачу расширения геополитического проникновения России, вырисовывается концепция использования стран ближнего зарубежья как зоны наиболее интенсивного взаимодействия с окружающими геополитическими регионами.
Можно приблизительно выделить четыре направления, четыре наиболее важные геополитических зоны, которые раньше соприкасались с СССР. Это:
- Западная Европа - страны развитого постиндустриального общества;
- Центральная и Восточная Европа - прежде всего Польша, Чехия, Словакия, Венгрия;
- отдельно Юго-Восточная Европа - Югославия и нарождающаяся вокруг нее зона военных конфликтов);
- Ближний Восток - прежде всего Турция, Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Индия;
- Дальний Восток - Китай, Япония и новые экономические державы Азии.
Если России удастся наладить интенсивное взаимодействие по всем этим направлениям, она, несомненно, станет великим геополитическим узлом мира.
Сегодня дело обстоит отнюдь не так. Создание культуры контактов сразу с несколькими, к тому же столь разными в культурном плане регионами будет для России чрезвычайно сложной задачей. В этой ситуации представляется достаточно естественным стремиться использовать бившие республики СССР как своеобразные "буферные открытие экономико-политические зоны", "окна" для взаимодействия с соседними геополитическими регионами.
Группы новых независимых государств, таким образом, должны стать для России выходами к соседним геополитическим регионам. Вместо характерной для СССР системы жестких границ, разрывающих естественные геополитические зоны, Россия может создать по своим границам линию переходной зоны, в пределах которой российские структуры будут переплетаться со структурами соседних регионов.
Такая система могла бы оказаться весьма выгодной для России. Прежде всего, поддержание таких "мягких" многоступенчатых границ может потребовать меньшего напряжения, нежели поддержание "жесткой стены", как это было в СССР. Кроме того, буферные зоны, перекрытые двумя государственными границами, создадут систему своеобразных "шлюзов", позволяющую, с одной стороны - сохранять тесные связи и взаимодействие с окружающими регионами, а с другой - избегать проникновения из этих регионов опасных и несущих нестабильность потоков непосредственно на территорию России. Наличие "шлюзовой системы" позволит России гибко регулировать степень своей открытости.
Подобные подходы, правда, потребуют от новых независимых государств значительной открытости. Однако такая политика России может и для них оказаться чрезвычайно выгодной.
Чрезвычайно важно то, что бывшие республики СССР, расположенные по периметру России, имеют как определенное культурное сродство к прилегающим регионам, так и сложившиеся связи с СССР, на основе которых сегодня Россия может (если приложит некоторые усилия) создать свою инфраструктуру в этих республиках. Культура самой России существенно отличается от культур соседних регионов (особенно это касается Ближнего и Дальнего Востока), поэтому для хорошего диалога потребуются посредники. Таким образом, новые независимые государства могут быть не только "территорией для контактов", но и выполнять собственную активную роль посредника в контактах, что могло бы оказаться весьма полезным как для культурного, так и для чисто материального развития этих государств.
В соответствии с выделенными выше направлениями можно приблизительно поделить новые независимые государства по геополитическим направлениям, на которые они выходят:
- Западная, Северная. Восточная и Средняя Европа: страны Балтии, Беларусь, Украина.
- Южная Европа: Украина, Молдова.
- Ближний Восток: республики Закавказья, республики Средней Азии.
- Для контактов с Японией и новыми экономическими странами Юго-Восточной Азии на Дальнем Востоке вырисовывается автономная область, самостоятельная хотя бы уже в силу тощих коммуникационных связей с Центром.
- Буфером в отношениях с Китаем будут как республики Средней Азии, так и зона российского Дальнего Востока.
Не всякое государство, находящееся между двумя другими, может служить для них зоной контактов, тем более активным посредником в их контактах. Для того чтобы новые независимые государства стали такой зоной и в особенности для того чтобы Россия смогла через эту зону вести активную, выгодную для себя политику, ей необходимо вложить определенные усилия в создание в этих странах определенной инфраструктуры. России также следует сделать так, чтобы страны этих "буферных зон" могли бы играть связующую роль.
Главные направления действий России по обустройству шлюзовых свободных зон представляются следующими:
- создание там инфраструктур1 России;
- поощрение проникновения инфраструктур соседних регионов;
- помощь независимому государству в создании четкой системы границ.
При этом существенно, что Россия не должна стремиться стать хозяином, "присоединять" к себе независимое государство либо полностью управлять его экономикой. По возможности должна создаваться система симбиоза России с независимыми государствами, сохраняющими свою самостоятельность - и самостоятельно себя обеспечивающими. Такая система не будет требовать от России вложения больших ресурсов (они потребовались бы для создания собственной структуры управления), а ее поведение будет весьма гибким и приспособленным к ситуации (чем если бы оно задавалось из Москвы).
Таким образом, генеральной внешнеполитической линией России по отношению к странам - должна стать помощь в обмен на открытость для контактов с Россией и соседями. Возможно целевое создание (Россией или при участии России) точечных свободных контактных зон в этих странах либо развитие уже существующих зон.
Необходимо понимать, что "буферные зоны" для разных геополитических направлений должны строиться на совершенно разных основаниях. Зона взаимодействия с Европой, например, должна непременно иметь развитую систему правового регулирования (чтобы быть комфортной для европейской культуры). Однако комфортность для азиатских культур определяется совершенно другими принципами, и для создания соответствующей зоны контактов понадобится создание совершенно других условий (здесь, вероятно, потребуется индивидуальный подход в отношениях с каждой страной).
Чтобы "успеть" во всех направлениях, России придется развивать большую гибкость, способность к адекватному диалогу с разными культурами. Но развитие таких способностей (если оно удастся), несомненно, будет обогащать собственную русскую культуру. Двигаясь (и изменяясь) в этом направлении, культура России, возможно, преодолеет переживаемый ею ныне кризис.
Предполагается, что значительную нагрузку в осуществлении политических связей и контактов России сможет нести российская диаспора в новых независимых государствах - так называемое "русскоязычное население".

3. ПРЕВРАЩЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ДИАСПОРЫ В СВЯЗУЮЩУЮ СТРУКТУРУ РОССИИ В ЗОНАХ ЗАРУБЕЖЬЯ

Передовым отрядом России в контактах с соседними регионами может стать проживающее в них так называемое русскоязычное население, то есть люди, воспитанные советской культурой (однородной с тем, что сейчас называется "русской культурой"). Фактически - то, что теперь называется "россияне", а до распада СССР называлось советской общностью. "Россиянин" - не более чем эвфемизм для термина "советский человек" после распада СССР. Следует подчеркнуть, что многие из потенциальной российской диаспоры не являются русскими по записи в паспорте в графе "национальность".
Эти люди в настоящее время проживают в инокультурных странах, и в определенной мере они уже адаптировались к их культуре. Россия может сознательно форсировать этот процесс, поощряя одновременно и сохранение в среде этого населения русской культуры, и освоение этими людьми культурной среды, в которой они проживают. Таким образом, России было бы выгодно поставить не на процесс унификации и собирания "русскоязычного населения" из этих стран к себе, но, наоборот, на дифференциацию, создание специфических отростков русской культуры в разных направлениях. А также - на закрепление представителей русскоязычной диаспоры в тех странах, где они сегодня проживают.
"Русскоязычное население" - это настоящий "кусок готовой технологии, лежащий на дороге" (такая ситуация часто встречается в бывшем СССР). Если Россия сможет сегодня вложить в его развитие относительно небольшие средства, завтра она получит "золотое дно". Превратив диаспору СССР в диаспору России, последняя получит весьма мощные каналы связи с важнейшими геополитическими регионами. Для этого сегодня Россия должна поддерживать на территориях "ближнего зарубежья":
- образовательные и культурные программы для русскоязычного населения (сохранение русской культуры + адаптация к оригинальной местной культуре);
- гибко отстаивать правовой статус русскоязычного населения. При этом возможно введение специальных (помимо гражданства) статусов, например облегчающих возможность перемещения в других странах и т.д;
- всячески поощрять, а также участвовать в создании культурных и экономических связей диаспоры с Россией.

3.1. Специальный статус русскоязычного населения


Специальный статус для разных республик может означать совершенно разные вещи. В целом он должен помогать российской диаспоре в ведении экономической деятельности, возможности перемещения. В некоторых республиках борьба за введение такого статуса, вероятно, не нужна.
Наибольшие проблемы возникли в Латвии и Эстонии. Там большинство русскоязычного населения не получило гражданства. Наиболее реалистичная программа борьбы такова:
1) добиваться закрепления за бывшими гражданами СССР, не получившими в Латвии и Эстонии гражданства, специального статуса, который бы четко отличался от статуса иностранца;
2) если удастся добиться введения такого статуса, то далее можно добиваться уже для лиц с таким статусом определенных экономических и политических прав, в том числе, например, специальной, облегченной процедуры получения гражданства;
3) кроме того, для лиц с таким статусом можно добиваться определенных льгот вне Латвии и Эстонии. Например, можно просить для них (через ООН, европейские и другие организации) облегченной процедуры передвижения, получения вида на жительство в других странах и т.д. Можно также ввести для них специальные возможности от России.
Как известно, в большинстве бывших республик СССР не существует права двойного гражданства. Однако следовало бы поискать возможность присвоения некоторым гражданам этих государств со стороны России специального статуса, важного в практических отношениях, но отличного от статуса гражданина. Можно, например, ограничить в рамках этого статуса право участия в выборах в российские органы власти, однако оставить право свободного въезда в Россию и т.п.

3.2. Культурные и образовательные программы для русскоязычного населения. Культурный и интеллектуальный обмен

Предполагается, что для связывания диаспоры с Россией в единую культурную сеть необходимо:
- создание для диаспоры возможности получения русского образования - на территории государств проживания и в России;
- поддержка интенсивного интеллектуального и культурного взаимодействия с Россией, способного взаимно обогащать как диаспору, так и российское общество;
- по возможности инициировать интеллектуальный и культурный обмен диаспоры с культурами на территории проживания и в соседних геополитических регионах.
Русскоязычное население - среда, которая гибко усваивает местные обычаи и создает структуры для взаимодействия с местными (например, казачество - как структура симметричная вооруженным горским обществам Кавказа). Следует в основном поощрять такие тенденции; способствовать распространению позитивных моментов усваиваемых культур в Россию.
Если России удастся поддержать культурно-интеллектуальное единство своей диаспоры, она сможет на этой базе создавать мощные каналы экономического обмена. Возможно будет также и оказание некоторого косвенного политического влияния.

Февраль 1994 года

("Политический мониторинг", N 2, часть 1, 1994, сс. 15-19; также публикации: "Общая газета", 1 апреля 1994, с.7, "Авторское право", N 15, 1994, сс. 8-9).


Примечания:

1. В данном контексте под инфраструктурой понимается система экономических и социально-культурных структур, представительств, институтов России в других странах.
Вернуться

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель