Люди, политика, экология, новейшая история, стихи и многое другое

 

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Структура
Персональные страницы

Новости
О Центре
Семинары
Библиотека

Хроники выборов в Восточной Европе
Украина
Северный Кавказ
Выборы в Молдове
Выпуски политического мониторинга
"Буденновск-98"
Еврейский мир

Публикации ИГПИ
Другие публикации

сайт агентства Панорама Экспертный сайт группы Панорама
сайт Института региональных социальных исследований р-ки Коми

<<< К основному разделу : Текущий раздел

IGPI.RU :: Публикации :: Дагестан: кумыкский этнос

Часть I

 

КОНЦЕПЦИЯ КУМЫКСКОЙ АВТОНОМИИ
В СОСТАВЕ ДАГЕСТАНА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Проект

Мы, кумыкский народ, со своей исторической судьбой и жизнью на этой земле, чтя память своих предков, в бедах и страданиях сохранивших и передавших нам светлую веру в добро и справедливость, исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущим поколениями наших детей, внуков, исполненный решимости утвердить свободу, права человека и достойную жизнь всем проживающим в Кумыкской Автономии, обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, возродить общество свободных защищенных законом граждан и сделать незыблемой демократическую государственность КУМЫКИИ — принимаем настоящую концепцию, определяющую национальное государственно-территориальное образование в составе Обновленного Дагестана и Российской Федерации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1. Кумыкская автономия — это национальное государственно-территориальное образование в составе Дагестана и Российской Федерации, обладающее правом на самоопределение и созданное с целью удовлетворения национальных потребностей, сохранения самобытности, обеспечения политической и экономической самостоятельности, обогащения языка и национальной культуры.

2. Кумыкская автономия имеет органы государственной власти и управления, а также экономический потенциал, позволяющий самостоятельно решать основные вопросы своей жизни.

3. Кумыкская автономия функционирует на основе:

— политического, экономического плюрализма и свободы вероисповедания — обеспечения самостоятельности народа в решении всех вопросов своего развития;

— приоритета прав и свобод человека, сочетания общечеловеческих и национальных ценностей;

— равенства всех граждан перед законом независимо от национальной и религиозной принадлежности;

— обеспечения и развития демократии;

— законности.

2.   ПРАВОВОЕ   ПОЛОЖЕНИЕ   КУМЫКСКОЙ АВТОНОМИИ      В      СОСТАВЕ      ДАГЕСТАНА      И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.   Кумыкская    автономия   является   субъектом республики Дагестан Российской Федерации. Кумыкская автономия:

— имеет свою территорию, которая не может быть изменена без ее согласия;

— определяет свое административно-территориальное устройство;

— обладает правом собственности на землю, ее недра, водные и другие природные ресурсы.

2. Компетенция Кумыкской автономии определяется ее Конституцией, Конституцией РСФСР, иными законами Дагестана и РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, а также договорами и соглашениями с другими субъектами Российской Федерации.

3.  Земля,   ее  недра,   горные  отводы,   леса,  воды, растительный   и   животный   мир,   другие   природные ресурсы, являются достоянием народа, проживающего на территории автономии.

Органы государственной власти автономии владеют, пользуются и распоряжаются указанными объектами, совершают иные действия, не противоречащие закону.

В   собственности   автономии   в   соответствии законодательством Российской Федерации находятся:

предприятия и другие хозяйственные объединения, промышленные объекты;

— учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие объекты, учреждения, созданные или приобретенные за счет средств автономии, в том числе на долевых началах или переданные ей от республиканских органов и органов местного самоуправления;

— имущество органов государственной власти и управления автономии, муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры и коммунально-бытового назначения;

— средства местного бюджета, внебюджетные и валютные средства, ценные бумаги и другие хозяйственные активы.

Предоставление   и   изъятие   земель   и   других природных    ресурсов,    находящихся   в   собственной автономии, производится по результатам референдума, среди народа, проживающего на территории автономии.

4. Финансовые ресурсы Кумыкской автономии состоят из:

— средств бюджета и внебюджетных фондов автономии;

— ассигнований из бюджета Дагестана и Российской Федерации:

— кредитных средств;

— валютных средств;

— средств органов государственной власти и управления автономии.

5. К совместному ведению Российской Федерации и Кумыкской Автономии относятся:

— определение стратегического курса экономического и социального развития автономии.

— создание условий для развития национальной культуры и родного языка народов населяющих автономию.

6. Кумыкская автономия на началах народовластия и национального самоуправления осуществляет все полномочия, вытекающие из права собственной автономии на объекты, переданные ей в результате разграничений государственной собственности или приобретенные ею в соответствии с законами Российской Федерации. Регулирует земельные отношения в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР. Принимает меры по социальной защите населения и др. Обеспечивает развитие национальной культуры и родного языка, создание школ, дошкольных учреждений, создание учреждений культуры, средств массовой информации, устанавливает международные связи с зарубежными странами в различных областях культурной жизни и др.

7.  Бюджет  автономии является  самостоятельной частью бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовая        самостоятельность        Кумыкской автономии  обеспечивается поступающим в  ее бюджет отчислениями      от      республиканских      (Российской Федерации)   и   местных   налогов,   направляемых   из федерального бюджета с субвенциями и субсидиями.

Порядок составления, рассмотрения , утверждения и   использования   бюджета   автономии   определяется МИЛЛИ  МАДЖЛИСОМ   автономии   в   соответствии   с законодательством автономии, Российской Федерации.

Автономия имеет право устанавливать:

— ставки налога на прибыль для предприятий и других объектов, находящихся в собственной автономии;

— налоги автономии, сборы и пошлины в пределах, определяемых законодательством;

—   тарифы   на   оплату   бытовых,   коммунальных, транспортных и иных услуг, за исключением тарифов, установленных    органами     власти     и    управления Российской Федерации.

8. Кумыкская автономия в пределах своей компетенции осуществляет внешнеэкономическую деятельность и содействует установлению внешнеэкономических связей, находящимися на подведомственной территории предприятиями и организациями, с зарубежными партнерами:

— выдает лицензии на экспорт и импорт товаров (работ    и    услуг)    с    ее    территории    в    пределах установленных квот;

— регистрирует предприятия и объединения, учреждения и организации независимо от их ведомственной подчиненности в качестве участников внешнеэкономической деятельности;

— выдает разрешения на создание за рубежом предприятий с участием расположенных на ее территории предприятий и организаций;

— устанавливает международные связи с зарубежными странами, заключает договоры в экономической, социально-культурной и других сферах.

9. Кумыкская автономия координирует и контролирует на своей территории деятельность предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности, по вопросам, относящимся к ведению автономии.

Промышленное использование земли, разработка и добыча природных ресурсов автономии, создание и реорганизация предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, на территории автономии могут допускаться только с согласия МИЛЛИ МАДЖЛИСА и органов государственного управления автономии и при условии осуществления мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Хозяйственные отношения МИЛЛИ МАДЖЛИСА и администрации автономии с предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в состав ее собственности, строятся на договорной основе.

10. Кумыкская автономия может вступать в непосредственные экономические, социально-культурные и научно-технические отношения с другими национальными автономиями, краями, областями и республиками Российской Федерации, заключать двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

11. Кумыкская автономия гарантирует равноправие граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования языка, отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Автономия способствует:

— удовлетворению потребностей граждан различных национальностей, проживающих на ее территории, при решении вопросов экономического и социально-культурного развития автономии;

— созданию условий для развития их национальной культуры, обучения детей на родном языке;

— сохранению сфер проживания малочисленных групп других народов в местах их проживания, развитию их промыслов и занятий.

Автономия решает и другие вопросы, связанные с реализацией прав граждан, различных национальностей.

12. На территории Кумыкской автономии официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и учреждениях наряду с государственным языком Российской Федерации (русским) ведется на кумыкском языке.

МИЛЛИ МАДЖЛИС вправе определять перечень территорий, населенных пунктов и других объектов, где географические наименования и надписи, топографические обозначения, дорожные указатели должны оформляться на государственном языке Российской Федерации и на кумыкском языке, с учетом интересов местного населения.

13. Кумыкская автономия оказывает содействие в удовлетворении национальных, культурных, духовных и языковых запросов своих граждан, проживающих в автономии и за ее пределами.

Автономия может заключать соответствующие соглашения с другими национальными автономиями, краями, областями и республиками Российской Федерации, в которых проживают эти граждане.

14. Кумыкская автономия может выйти из состава республики, в которой она находится, на основании проведенного референдума.

Решение о выходе МИЛЛИ МАДЖЛИСА автономии о выходе ее из состава республики утверждается Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

Все спорные вопросы, возникшие между Кумыкской автономией и республикой Дагестан, решаются путем переговоров заинтересованных сторон. В случае несогласия сторон окончательное решение по спорным вопросам принимает Президиум Верховного Совета Российской Федерации.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ КУМЫКСКОЙ АВТОНОМИИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

1. Система государственных органов и национального самоуправления Кумыкской автономии включает съезд кумыкского народа, представительные органы государственной власти (МИЛЛИ МАДЖЛИС), органы государственного управления (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ), органы правосудия и органы прокуратуры автономии.

Организация и деятельность государственных органов автономии основываются на Конституции и других законах РФ и Республики Дагестан.

2. Представительным органом государственной власти Кумыкской Автономии является МИЛЛИ МАДЖЛИС.

В составе органа государственной власти автономии - МИЛЛИ МАДЖЛИСЕ, обеспечивается представительство народов, проживающих на ее территории. (Представительный орган государственной власти может быть двухпалатным).

Актами МИЛЛИ МАДЖЛИСА Кумыкской Автономии являются законы автономии и решения МИЛЛИ МАДЖЛИСА.

Решения Милли Маджлиса, его Президиума и Исполнительного комитета, принятые в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения всеми органами, общественными организациями и гражданами территории национальной автономии.

3.     Органом    государственного    национального самоуправления     Кумыкской     Автономии     является ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ, состоящий из главы администрации и подчиненных ему структур.

4. Система органов правосудия Кумыкской Автономии включает суд Кумыкской Автономии, городские и районные народные суды, арбитражный суд Кумыкской Автономии.

В Кумыкской Автономии создаются органы прокуратуры, которые входят в единую систему органов прокуратуры Российской Федерации.

5. Система местного самоуправления на территории Кумыкской автономии строится и действует в соответствии с законом РФ "О местном самоуправлении в РФ".

Органы местного самоуправления на территории Кумыкской автономии образуются с учетом традиций, обычаев, образа жизни и других особенностей коренного народа и национальных групп, проживающих на территории автономии.

4.0ТНОШЕНИЯ     МИЛЛИ     МАДЖЛИСА     И ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО   КОМИТЕТА   КУМЫКСКОЙ АВТОНОМИИ        С        ВЫСШИМИ        ОРГАНАМИ ДАГЕСТАНА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ.

1. Отношения МИЛЛИ МАДЖЛИСА и ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Кумыкской Автономии с высшими органами государственной власти и государственного управления РФ определяются Конституцией РСФСР другими законами Российской Федерации и данной Декларацией.

МИЛЛИ МАДЖЛИС Кумыкской Автономии вправе вносить на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации вопросы экономического и социально-культурного развития, требующие решения высших органов государственной власти и государственного управления Российской Федерации.

2.   МИЛЛИ   МАДЖЛИС   и   ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ  Кумыкской Автономии  вправе вступать  в договорные         отношения         с         соответствующими государственными органами других национальных автономий, областей, краев и республик в составе Российской Федерации в целях объединения материально-финансовых средств для проведения мероприятий, представляющих общий интерес, создания совместных предприятий, хозяйственных организаций, служб, координации деятельности в различных отраслях и сферах управления.

МИЛЛИ МАДЖЛИС и ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ Кумыкской Автономии строят свои отношения с органами государственной власти и органами государственного управления других национальных автономий, краев, областей и республик в составе Российской Федерации на основе равенства, сотрудничества и соглашений, добросовестного выполнения взаимных обязательств.

5. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ КУМЫКСКОЙ АВТОНОМИЙ.

1. МИЛЛИ МАДЖЛИС Кумыкской Автономии вправе приостанавливать действие на своей территории актов министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации в следующих случаях:

— если они нарушают и ущемляющие права Кумыкской Автономии;

— если они нарушают и ущемляют права кумыкского народа и других национальных групп, проживающих на территории Кумыкии и предусмотренных Конституцией, другими законами Российской Федерации;

— если эти акты предусматривают меры, направленные на промышленное использование земли и природных ресурсов, находящихся в собственности автономии, которые могут причинить вред окружающей среде автономии;

— если эти акты выходят за пределы компетенции министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации.

В случае приостановления действия актов МИЛЛИ МАДЖЛИС Кумыкской Автономии обязан в десятидневный срок внести представление о его отмене в соответствующие министерства, государственный комитет, ведомство Российской Федерации и Совет Министров РСФСР. Наиболее спорные вопросы решаются в Конституционном Суде Российской Федерации, решение которого является окончательным.

2. Акты МИЛЛИ МАДЖЛИСА и ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Кумыкской Автономии, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми, находящимися на территории государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

Органы прокуратуры Автономии осуществляют надзор за соблюдением актов МИЛЛИ МАДЖЛИСА и ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Кумыкской Автономии.

3. МИЛЛИ МАДЖЛИС Кумыкской Автономии вправе обращаться с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации о конституционности приостановления изданных ими актов, международных договоров РСФСР, законов РСФСР, указов Президента РФ, актов Совета Министров РФ, затрагивающих права к интересы Кумыкской Автономии.

Порядок обращения МИЛЛИ МАДЖЛИСА Кумыкской Автономии в Конституционный Суд Российской Федерации определяется Законом РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР".

6.      ИНЫЕ      ПОЛОЖЕНИЯ      КУМЫКСКОЙ АВТОНОМИИ.

Кумыкская Автономия имеет свой герб и флаг, гимн являющиеся символами национальной автономии.

Принят за основу II Общенациональным Съездом Кумыкского народа 21 марта 1992г. г.Махачкала.

Источник:

Газета "Тенглик", Махачкала, 1992г, 8 (21), с.1-2, 6.

 

УСТАВ И ПРОГРАММА КУМЫКСКОГО НАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ (КНД)

1. Кумыкское Народное Движение ("Къмукъ Халкъ Гьаракаты") — массовая общественно-политическая организация, возникшая в результате патриотической и политической активности народа, объединяющая демократические силы Дагестана в борьбе за социальную справедливость, национальное возрождение и политическое, экономическое самоопределение Кумыкского народа и других народов республики.

2. КНД является самостоятельной организацией, действующей на принципах общественного самоуправления и самофинансирования, не подчиняющейся какой-либо политической партии. Она последовательно выступает в поддержку перестройки в республике и всей стране на принципах демократического социализма и гуманизма, активно участвует в осуществлении воли народа и создании правового государства, выступает против всех форм деформации в общественно-политической, экономической, социальной, культурной жизни и в национальных отношениях, прилагает все силы для того, чтобы осуществить стремление людей к свободе, благосостоянию, социальной справедливости, национальному равноправию.

3. Кумыкское Народное Движение действует демократическими, ненасильственными, конституционно-признанными методами при полном соблюдении принципов гласности и гуманизма.

Участие в Кумыкском Народном Движении несовместимо с признанием авторитарных взглядов, поддержкой административно-командных методов бюрократического управления, однопартийного диктата и тоталитарной власти, с признанием шовинизма и национализма, религиозной или другой ненависти и нетерпимости, отвергает любую дискриминацию.

4. Кумыкское Народное Движение поддерживает стремление всего кумыкского народа к консолидации с представителями других народов, проживающих на его исторической территории, направленное на демократизацию общества и способствующее их моральному обновлению, объединяет людей независимо от социального положения, языка, партийной, религиозной и национальной принадлежности.

5. КНД, признавая возрастающую социально-политическую активность всех слоев населения, необходимость объективного критического осмысления хода перестройки, отмечая, что сталинизм и годы застоя натворили много бед, довели наш этнос, социально-политическое состояние народа до катастрофического положения, свели на нет традиции общественного самоуправления, одной из важнейших своих задач считает пробуждение и поддержку инициативы граждан с целью превращения Советов в органы подлинного народовластия.

6. КНД заявляет о своей готовности сотрудничать со всеми государственными учреждениями и общественными организациями на паритетных началах и на правах партнерства.

7. КНД будет всеми мерами способствовать экономическому развитию, утверждению новых форм возрождению         и         внедрению методов землепользования, использованию    природных    богатств хозяйствования, прогрессивных рациональному республики.

8. В качестве своей основной цели КНД выдвигает создание национального государственного образования кумыкского  народа путем  создания демократической парламентской республики, в условиях которой можно будет   обеспечить   развитие   экономики   и   культуры, справедливое урегулирование национальных проблем.

9. Основные задачи КНД состоят в том, чтобы добиться:

— демонтажа структуры авторитарной административно-партийной власти и создания правового государства;

— гарантий соблюдения и защиты прав человека;

—    достижения      возможности     свободного     и равноправного   развития   культур  всех   национальных групп,    проживающих    на    исторической    территории кумыков, сохранение и развитие коренной нации;

— благосостояния народа, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, установления социальной справедливости во всех сферах жизни;

— радикального оздоровления окружающей среды;

— реального прекращения искусственной миграции населения из горных районов на равнинный Дагестан и нормализации демографического положения;

— нравственного возрождения общества. 10. Дальнейшее развитие КНД будет стимулировать следующими программными целями и идеями:

— возрождение и развитие древнего кумыкского этноса, обеспечение его национального будущего;

— национальное равноправие и политическое самоопределение путем утверждения этнополитической самостоятельности, экономического и социального прогресса кумыкского народа как нации;

Защита прав кумыкского народа:

— на существование и будущее развитие на основе суверенных целей и ценностей;

— на национальную самобытность и самосознание;

— на сознание своей тюркской этнической принадлежности, принадлежности к мусульманской и другим древним формам религиозного самосознания;

— на национальную школу, культуру и историю;

— на расширение сферы функционирования родного языка, народных адатов и обычаев;

— на контроль за использованием природных богатств и ресурсов экономической территории проживания;

— на национальную собственность;

— на широкий доступ к достижениям мировой цивилизации, использование и поддержание связей с другими республиками и государствами, с которыми его объединяет этническое, языковое родство или происхождение, или культурное наследие;

возрождение традиций общедагестанского содружества свободных, самоуправляющихся народов, ликвидации каких бы то ни было отношений соподчиненноети между народами, их всесторонняя демократизация, гуманизация и гармонизация.

11. Для достижения своих целей КНД использует различные формы деятельности, в том числе:

— разрабатывает проекты законов, пропагандирует их, и в порядке законодательной инициативы представляет в органы государственной власти;

— обсуждает проекты законов, разработанные органами государственной власти, высказывает свое мнение и в случае необходимости предлагает альтернативные решения;

— участвует в выборах на всех уровнях, разрабатывает и обсуждает программы своих кандидатов в депутаты, выдвигает своих представителей в избирательные комиссии;

— совместно с органами государственной власти и управления посредством депутатов и должностных лиц активно защищает интересы народа, осуществляет цели КНД;

—   оказывает   всестороннюю   помощь   депутатам, передает в их распоряжение информацию и заключения экспертов, организует встречи и иные формы обращения с избирателями;

— проводит опросы, научно-практические конференции, организует исследования общественного мнения, экспедиции для изучения того или иного вопроса;

— организует сходы, собрания (обсуждения, дискуссии, встречи), демонстрации, митинги, пикеты и другие публичные мероприятия, отмечает национальные памятные даты, праздники, события в порядке установленном законом;

— создает народные театры, агитгруппы, национальные ансамбли песни и танца;

— осуществляет культурные связи с народами СССР и зарубежных стран;

— передает в средства массовой информации материалы и заявления о своей деятельности, а также об установленных фактах нарушения законов, безхозяйственности, проявлений бюрократизма и произвола и др. отрицательных явлениях;

— сотрудничает с прогрессивными организациями как в нашей стране, так и за ее пределами;

— создает свои средства массовой информации (газеты, журналы, радио, и телепередачи);

— создает свое книжное издательство на кооперативных началах и способствует развитию и иных форм кооперативной деятельности в целях выполнения Программы и Устава КНД;

— открывает временные курсы, воскресные школы и народный университет истории и культуры кумыков, библиотеки, краеведческие музеи, национальные парки;

— организует сельские, районные и общенародные субботники в помощь народному хозяйству, возрождающимся школам, селам, колхозам и совхозам, фонду национальной культуры, в помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий, а также в целях оздоровления окружающей экологической среды;

— развивает другие демократические формы деятельности;

—  любой гражданин  республики независимо от национальной   принадлежности   может   обращаться   в органы КНД для защиты своих законных прав, КНД организует свои службы для консультации граждан по вопросам защиты прав человека.

УЧАСТНИКИ КНД.

1. Членом КНД может стать любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от национальности, гражданства, социального положения, религиозных убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным организациям, если он признает Программу КНД, обязуется соблюдать Устав и своей деятельностью способствует достижению целей КНД.

2. Прием в КНД осуществляется по письменному заявлению в местный комитет Движения. Члены КНД заполняют Типовой листок учета и получают удостоверение личности участника Народного Движения.

Участники КНД в целях претворения Программных задач КНД ведут агитационно-разъяснительную работу среди    масс,    принимают    меры    по    укреплению материально-финансовой базы Движения, привлекают в КНД новых членов.

3. Лица, признающие цели и задачи Движения, но по разным причинам не имеющие возможности стать его членами, в том числе молодежь в возрасте до 16 лет, могут участвовать в его деятельности в качестве сторонников.

4. Лица, желающие стать членами КНД (предприятие, учреждение, село, поселок, город, район) объединяются в Комитеты. Прием в КНД осуществляется простым большинством голосов. Вновь созданные Комитеты подлежат регистрации в районных и городских комитетах.

5. За нарушение Устава или в других исключительных случаях член КНД по решению местного Комитета может быть исключен из Движения. Такое решение может быть обжаловано в высшие органы КНД.

Член Совета или республиканского Комитета КНД может быть исключен из КНД либо выведен из состава высшего органа по решению Совета или конференции КНД.

6. Член КНД имеет право свободно выйти из Движения, сообщив об этом местному комитету.

7. Член КНД, не поддерживающий отдельные решения, может не участвовать в их осуществлении, однако не вправе этому препятствовать.

8.   КНД   решительно   осуждает   любые   попытки преследования членов КНД за их деятельность в рамках Программы  и  Устава  КНД,  предает  подобные  факты гласности,   принимает меры  для защиты  прав своих членов.

9. Ни один член КНД не имеет право действовать (делать заявление, подписывать письма, выступать в средствах массовой информации, подписывать договоры и согласования с другими организациями и отдельными лицами и т.д.) от имени КНД без согласования с Советом и Комитетами КНД.

10. Член КНД платит вступительный взнос в размере 3 рублей и ежемесячный взнос в размере 1 рубль. 50% суммы членских и других доходов местных комитетов КНД перечисляются на расчетный счет республиканского комитета КНД.

11. Члены КНД имеют право:

— добровольно участвовать во всех мероприятиях КНД, организовать мероприятия, отвечающие Программе и Уставу КНД;

— свободно высказывать свое мнение по любым вопросам, касающимся деятельности Движения;

— выносить предложения и делать запросы в любые органы КНД и требовать ответа по существу;

— участвовать в выборах органов КНД, выдвигать свою или другую кандидатуру, быть избранным;

— в необходимых случаях пользоваться денежными и другими средствами (транспорт, телефонная связь и т.д.) в целях выполнения поручений Комитетов КНД;

— член КНД имеет право пользоваться в необходимых случаях материальной поддержкой КНД;

— ходатайствовать перед комитетом КНД об оказании поддержки и помощи многодетным, малообеспеченным семьям, людям, оставшимся без кормильцев;

— предоставлять материалы для опубликования в изданиях КНД;

— на моральное поощрение и материальное вознаграждение за заметный вклад в развитие деятельности КНД.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО.

1. Основой КНД является первичные организации, которые могут создаваться в любом населенном пункте, предприятии, учреждении, коллективе независимо от местонахождения  при наличии не менее трех членов Народного Движения.

2. Первичные организации осуществляют прием в члены КЕД и строят свою работу в соответствии с Уставом и Программой Народного Движения.

3. Высшим органом первичной организации является общее собрание членов КНД, которое проводится не реже одного раза в два месяца.

4. В период между собраниями первичная организация осуществляет свою деятельность посредством Комитета, который избирается на собрании тайным или открытым голосованием.

5. Комитет первичной организации на альтернативной основе избирает Председателя комитета, его заместителя, казначея, избранным считается кандидат, получивший более половины голосов общего состава членов Комитета.

6. Первичные организации КНД объединяются в городские, районные.

7. Высшим органом городских и районных организаций являются городская и районная конференция, которые созываются не реже двух раз в год. Районная (городская) конференция полномочна, если на ней присутствует не менее 2/3 ее делегатов, районная (городская) конференция принимает решение простым большинством голосов.

8.   В   период   между   конференциями   районная (городская)       организация      осуществляет      свою деятельность     посредством     районного     (городского) Комитета КНД,  который избирается на конференции тайным или открытым голосованием.

9. Комитет районной (городской) организации тайным или открытым голосованием на альтернативной основе избирает Председателя, двух его заместителей и казначея. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов общего состава членов Комитета.

10. Районная (городская) конференция избирает также ревизионную комиссию, определяет ее компетенции и срок полномочий.

11. Первичные, районные и городские организации КНД включаются в осуществление общих целей КНД по месту своей деятельности, проводя в жизнь Программу КНД в случае необходимости разрабатывают и осуществляют свои программы действия, составленные с учетом местных условий. Районные городские комитеты координируют и контролируют деятельность местных комитетов.

12. Высшим решающим органом КНД является съезд КНД. Съезд созывается в два года — один раз. Чрезвычайный съезд КНД может быть созван по требованию не менее 2/3 общего состава Народного Совета КНД либо по требованию 1/3 общего числа первичных организаций КНД в лице их высших органов.

13. Съезд КНД:

— принимает решение о роспуске Движения;

— принимает Устав и Программу, вносит в них изменения и дополнения;

— обсуждает и решает важнейшие вопросы деятельности КНД;

— определяет круг вопросов, подлежащих обсуждению, проверяет полномочия делегатов, а также образует рабочие органы съезда;

— избирает на альтернативной основе Председателя КНД;

— по рекомендации Председателя КНД избирает двух заместителей Председателя;

— избирает Народный Совет КНД, контрольно-ревизионную комиссию;

— заслушивает отчеты и критически оценивает деятельность Председателя КНД и его заместителей, народного Совета, республиканского Комитета КНД, ревизионной комиссии;

— съезд считается полномочным, если на нем присутствует 2/3 делегатов. Съезд по всем вопросам принимает решения простым большинством голосов присутствующих на съезде делегатов.

14. В период между съездами высшим решающим органом КНД является народный Совет, из состава которого тайным голосованием избирается республиканский комитет КНД.

Народный Совет КНД (Милли Маджлиса);

— собирается не реже трех раз в год;

— рассматривает и решает вопросы деятельности Движения;

— утверждает бюджет Движения и отчёт о его исполнении;

— созывает съезды КНД и определяет порядок и норму представительства на съездах;

— принимает меры по претворению в жизнь Программы Движения и решений съезда;

— утверждает:

— председателей комиссий, а также выслушивает их ответы и дает оценку их деятельности;

— штатное расписание работников КНД, а также направления хозяйственной деятельности и бюджет КНД;

— редакторов газет и журналов КНД;

— выступает с заявлениями по актуальным вопросам общественной жизни;

15. Председатель КНД и его заместители:

— созывает заседание Совета, а также республиканского комитета и организует их работу;

— приостанавливает исполнение решений Комитета, если они не соответствуют Программе и Уставу КНД или решениям народного Совета;

— совместно с Комитетом и комиссиями готовят вопросы для обсуждения на заседаниях Совета и Комитета;

— постоянно контролирует ход выполнения решений съезда и Совета КНД.

16. Республиканский комитет КНД является постоянно действующим исполнительным органом Совета, который:

— организует выполнение решения съезда и Совета КНД;

— в случае необходимости выступает с заявлениями и принимает решения по неотложным вопросам;

— создает комиссии для решения актуальных вопросов;

— создает рабочие группы, экспертные комиссии по основным направлениям КНД;

— постоянно координирует и контролирует деятельность городских, районных организаций КНД;

— разрабатывает проекты законов, планы проведения мероприятий общего характера;

— обсуждает вопросы в сфере своей деятельности, разрабатывает   по   этим   вопросам   рекомендации   и заключения;

— осуществляет постоянные связи КНД с демократическим движением как в республике, так и за ее пределами;

— организует финансово-хозяйственную деятельность Движения, распоряжается средствами Движения в рамках бюджета и в соответствии с решениями Совета Движения отчитывается перед ними;

— в пределах фонда зарплаты принимает на работу штатных сотрудников и увольняет их, контролирует управление делами.

17. Контрольно-ревизионная комиссия КНД контролирует финансовую деятельность Совета, Комитета, редакций газет, журналов и других подразделений КНД. Ее представители имеют право участвовать во всех заседаниях Совета и республиканских и районных комитетов.

Члены Совета и республиканского комитета не могут быть избраны в состав контрольно-ревизионной комиссии.

18. Имущество и финансы КНД:

— КНД и все его подразделения имеют и обладают имуществом на предусмотренных законом основаниях и финансовые средства. Эти средства составляют:

— взносы членов КНД;

добровольные пожертвования частных лиц и организаций с указанием их конкретного использования или без такового;

— целевые пожертвования не могут быть использованы в других целях;

— доходы от продажи атрибутики КНД, издательской и производственной деятельности и прочих мероприятий;

— средства КНД в соответствие с бюджетом расходуются на обеспечение хозяйственной, организационной и прочей деятельности КНД;

— местные, районные, городские отделения Движения обладают финансово-хозяйственной самостоятельностью;

— Совет КНД утверждает лиц, имеющих право подписывать финансовые документы и договоры;

— Совет может определять месячный оклад Председателя КНД, его заместителей и редактора газеты и других штатных работников КНД. КНД имеет своих штатных работников, выполняющих организаторские и технические функции.

19. Правовое положение и атрибутика КНД:

— КНД и его местные, районные, городские отделения имеют права юридического лица;

— КНД, его местные, районные, городские отделения имеют свои бюджеты, балансы, текущие счета в банке, круглую печать со своим наименованием и эмблемой, служебный штамп, бланки со своими реквизитами (на кумыкском и русском языках) и другие реквизиты;

— Члены КНД имеют удостоверения личности единого образца, заверенные печатью Комитета;

— КНД имеет свой флаг и гимн, свою атрибутику, утверждаемую съездом, атрибутика КНД может быть изготовлена только с согласия республиканского комитета;

— районные, городские отделения КНД имеют право на издание своих печатных органов;

— КНД выпускает и распространяет печатную продукцию и значки с изображением своей эмблемы и символики.

20. В случае ликвидации КНД, его имущество и денежные средства переходят в собственность Кумыкского фонда культуры.

Утвержден учредительным съездом КНД 19 ноября 1989г. с.Эндирей Хасавюртовского р-на ДАССР.

Источник:

"Тенглик", Махачкала, 1992, N7 (20), с.2, 3.

 

 

ДЕКЛАРАЦИЯ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ КУМЫКСКОГО НАРОДА

(основные тезисы)

В соответствии с Декларацией народов Дагестана от 13 ноября 1920 года, Декретом ВЦИК от 20 января 1921 года была образована единая Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика. Эта республика представляет собой не национальную, а коллективную, общую государственность аварского, даргинского, кумыкского, лезгинского, лакского, табасаранского и других народов Дагестана.

Образование Дагестанской АССР сыграло определенную положительную роль в достижении и укреплении единства национальностей Дагестана. Однако данная форма государственного устройства, являющаяся унитарной, не смогла предотвратить серьезное ущемление интересов дагестанских народов, защитить их права. Строгая централизация в государственно-правовом строительстве, диктат со стороны центральных органов, отход от принципов демократии, игнорирование национального суверенитета, права нации на самоопределение привели к тому, что были допущены грубейшие нарушения прав человека, наций и народностей Республики.

Существующая форма государственного устройства Дагестана оказалась неспособной обеспечить равноправие народов, реализацию законных прав и интересов кумыкской нации. Единственной гарантией этих прав может быть национальная государственность. Ее назначение — защита территории, языка, обычаев, традиций, социально-экономических прав, национального суверенитета кумыкского народа, обеспечение его свободного развития.

Второй съезд Кумыкского Народного Движения констатирует, что наибольшая свобода национальностей — это политическая свобода, право самоопределения.

Оно неотъемлемое право кумыкского народа, как любой другой нации. Мы полностью одобряем и поддерживаем Декларацию первого Всесоюзного съезда представителей национально-государственных, национально-территориальных образований и народов, не имеющих своей национальной государственности от 22 сентября 1990 года. Согласно этой Декларации все нации имеют право на самоопределение, в силу чего самостоятельно определяют свой политический статус, свое экономическое и культурное развитие, в обновленной Федерации отношения между народами строятся на принципе равноправия всех народов, независимо от их численности.

Съезд заявляет, что создание национальной государственности кумыкского народа, как и других народов Дагестана, не означает расчленения его на обособленные части, государственные образования. Дагестанские народы веками жили дружно, совместно боролись против захватчиков, угнетателей, совершали революцию, строили социализм. Образованные в результате свободного самоопределения народов национальные республики добровольно могут объединиться в Федеративное государство в рамках Дагестана.

В этой Федерации отношения, связи между дагестанскими народами будут развиваться и укрепляться на основе равноправия. Провозглашаемая Республика (Къумукъстан) в соответствии с волеизъявлением кумыкского народа и согласия других дагестанских народов войдет в указанную Федерацию.

Съезд подтверждает, что кумыкский народ выразил свою волю по вопросу о своей государственности — желание реализовать свое право на самоопределение путем создания самостоятельной национальной республики.

Стремление кумыкского народа к политической и экономической самостоятельности в форме суверенного государства не должно быть использовано в целях дестабилизации межнациональных и социальных отношений. Оно реализуется исключительно с целью нормализации отношений между народами на основе признания неотъемлемого права каждой нации (народности) на самоопределение, т.е. свободного установления политического статуса и обеспечения своего свободного развития.

Второй съезд кумыкского движения, исходя из выражения воли кумыкского народа:

— признавая, что отсутствие национальной государственности кумыкского народа препятствует его свободному развитию;

— сознавая историческую ответственность за судьбу кумыкской нации, реализуя ее неотъемлемое право на самоопределение;

— действуя в соответствии с международными пактами об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах. Законом СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации", Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларацией первого Всесоюзного съезда представителей национально-государственных, национально-территориальных образований и народов, не имеющих своей национальной государственности;

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов Дагестана, РСФСР, СССР и мира;

— считая целесообразным преобразование Дагестанской АССР в Федерацию национальных республик, основанную на равноправных началах;

— заботясь об обеспечении наиболее благоприятных условий для всестороннего развития кумыкского народа, живущих совместно с ним национальных групп, их равноправных и дружественных отношений с другими народами Дагестана, РСФСР и Союза ССР;

— имея целью создание демократического правового государства в составе обновленных РСФСР и Союза ССР;

ПРОВОЗГЛАШАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ КУМЫКСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КУМЫКСКОГО НАРОДА.

Кумыкская Республика (КР) (Къумукъстан) охватывает историческую территорию кумыкского народа: бывших Темир-Хан-Шуринского, Хасавюртовского округов, районов Махачкалы, Каспийского побережья и другие местности, где большинство населения составляли кумыки к моменту образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Съезд устанавливает следующие основные начала формирования и деятельности Кумыкской Республики.

Статья 1. Кумыкская республика — суверенное национальное государство, образованное в результате свободного осуществления кумыкской нации своего неотъемлемого права на самоопределение, добровольно входят в состав Федераций - РСФСР и Союза ССР.

Если в результате свободного самоопределения других дагестанских наций и народностей будут образованы их национальные республики, то она по договору добровольно может объединиться с ними в Федеративное государство.

Статья 2. Суверенитет — естественное и необходимое условие существования национальной государственности кумыкского народа, имеющего свою территорию, многовековую историю, самобытную культуру и традиции.

Статья 3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в КР является ее народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через народных депутатов, избранных в Верховный и местные Советы республики;

Статья 4. Государственный суверенитет КР провозглашается во имя достижения высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, равноправие граждан, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических и правовых взглядов, вероисповедания, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Статья 5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета Республики устанавливаются:

— полнота власти Республики при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые на основе договоров добровольно передаются ею в ведение РСФСР и Союза ССР;

— верховенство Законов республики на всей территории КР. Действие актов СССР, РСФСР, противоречащих суверенным правам КР и интересам ее народа, может быть приостановлено КР на своей территории. Эти акты могут быть опротестованы высшими органами государственной власти КР. Разногласия между КР и СССР, РСФСР относительно законности общесоюзных, Федеральных актов разрешаются в порядке, установленном союзным, Федеративным договорами;

— нормативные акты СССР и РСФСР по вопросам совместного   ведения   КР,   Союза   ССР   и   Российской Федерации могут действовать на территории КР после их ратификации    высшими     органами    государственной власти и государственного управления КР;

— исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение воздушным пространством, землей, ее недрами, на территории Республики;

— исключительная компетенция КР в определении условий деятельности предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих Союзу ССР, РСФСР, другим субъектам Федерации, координации и контроле их деятельности, самостоятельном решении вопросов размещения производственных и социальных объектов. Предприятия, организации и учреждения союзного и Федеративного подчинения, за исключением оговариваемых соответствующими договорами, находятся в ведении КР. КР вступая в непосредственные экономические и иные отношения с другими субъектами Федерации (СССР, РСФСР), самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности, устанавливает прямые экономические, культурные и другие связи с зарубежными государствами и формирует собственный валютный фонд. Внешнеэкономическая деятельность всех предприятий и организаций, находящихся на территории Республики, независимо от их ведомственной подчиненности, допускается только с разрешения КР;

— полномочное представительство КР в других Советских республиках и зарубежных странах;

— право КР участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею по договорам РСФСР и Союзу ССР.

Статья 6, КР имеет право на свою долю в общественном имуществе и имуществе ДАССР и РСФСР соответственно вкладу ее народа.

Статья 7. КР сохраняет за собой право на самостоятельное решение вопроса о выходе или пребывании в составе РСФСР и Союза ССР, в порядке, установленном Союзным и Федеративным договорами и основанном на них Законе.

Статья 8. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Кумыкстана, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституциями КР, РСФСР и СССР.

Статья 9. На всей территории Кумыкстана устанавливается гражданство КР. За каждым гражданином КР сохраняется гражданство РСФСР, СССР. Граждане КР за ее пределами находятся под защитой и покровительством.

Статья 10. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования КР.

Статья 11. Государственным языком Республики является кумыкский язык. На территории КР действует в качестве официального языка СССР русский язык. КР обеспечивает функционирование кумыкского языка во всех сферах общественной и государственной жизни.

Статья 12. КР самостоятельна в решении вопросов культуры и духовного развития кумыкской нации, обеспечивает национально-культурное возрождение кумыкского народа, его национального самосознания, традиций, национально-этнографических особенностей гарантирует всем национальным общностям, группам, проживающим на территории Республики, право их свободного национально-культурного развития.

Статья 13. Вопросы размещения и функционирования Вооруженных Сил, внутренних войск, условия прохождения воинской службы гражданами Республики согласовываются с ее Верховным Советом.

Статья 14. Порядок деятельности органов внутренних дел определяется Верховным Советом КР, которому данные органы подотчетны и подконтрольны.

Статья 16. Настоящая Декларация является основой для разработки Конституции, законов КР, формирования ее государственных органов. Принципы Декларации используются при заключении союзного и федеративного договоров.

Положения Декларации реализуются после формирования государственных органов Республики, принятия ее Конституции и законов.

Стать 16. Выборы Верховного Совета Республики провести в соответствии с действующими законом на многопартийной основе.

Статья 17. Для претворения в жизнь настоящей Декларации образовать Комитет Национального Возрождения, в состав которого включить весь состав Президиума Совета Кумыкского Народного Движения.

Статья  18.  Мы  отвергаем  проект Декларации  о государственном суверенитете Дагестана, поскольку он игнорирует    право    кумыкского    и    других    народов Дагестана  на самоопределение, создание собственной национальной государственности.

Считаем, что рассмотрение вопросов и принятие Декларации следует отложить до провозглашения и образования национальных республик, иных форм национальной государственности              другими дагестанскими народами.

В случае принятия указанной Декларации, мы приступаем к реализации прав самоопределения кумыкского народа.

ПРИНЯТА НА ВТОРОМ СЪЕЗДЕ КУМЫКСКОГО НАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ 9-ГО НОЯБРЯ 1990Г. Г.МАХАЧКАЛА.

Источник:

Газета "Тенглик", Махачкала, 1992г., № 4(9), с.4-5.

 

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ ДАГЕСТАНА

 Проект конституционной реформы

Существующее унитарное устройство Республики Дагестан создает неравноправные условия народам образующим нашу республику и постоянно стимулирует межнациональную конкуренцию. Поскольку властные структуры при унитарной конституции имеют только одно звено принятия решений (одну руководящую должность), то контроль этого звена одним народом практически ставит все другие народы в зависимость, так как они лишаются доступа к власти.

Никто не может отрицать, что А.Даниялов — бывший первый секретарь обкома партии, создал преимущества аварцам, а М.С. Умаханов — даргинцам и т.д. Эта практика повторяется и в низовых звеньях в масштабе всего Дагестана. Каковы бы ни были личные качества руководителя, нельзя ставить судьбу народа в зависимость от отдельного человека, тем более другой национальности. Опыт показывает, что только национальная представительная структура на профессиональной основе в нашем случае Национальный Совет) может представлять и защищать национальные интересы.

Анализ причин неэффективной работы государственных органов учреждений, предприятий и т.д. однозначно приводит к выводу, что основная причина неэффективности и отсутствия прогресса — НЕРЕШЕННОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА. Отрицание собственных интересов народов Дагестана на официальном государственном уровне, невозможность решать их в рамках существующей государственно-правовой системы, приводит к тому, что эти интересы реализуются нелегально, отсутствие государственных структур представляющих интересы наций ведет к возникновению "теневых национальных кабинетов". Это является основной причиной коррупции и высокой преступности в Дагестане.

Исторически народы Дагестана никогда не имели общую унитарную государственность, а такое унитарное образование как просуществовавшее немногим более 70 лет ДАССР, создавалось большевиками исключительно насилием и поддерживалось страхом. В настоящее время в условиях демократизации неизбежен возврат к естественному, существовавшему на протяжении тысячелетий состоянию т.е. восстановление автономных форм государственности народов Дагестана при сохранении его целостности.

В свое время "объединение" народов Дагестана в так называемый дагестанский народ сопровождалось физическим уничтожением национальных элит, разрушением национальных культур и традиций; попыткой искусственно создать общедагестанскую культуру, которая фактически привела к всеобщему снижению уровня культуры. В настоящее время происходит процесс воспроизводства национальных культур, что естественно ведет к возрастанию национального фактора. Таким образом, прогресс и развитие республики в общественном, политическом и экономическом отношении сопряжен с ростом национального самосознания. Искусственное торможение процессов национального возрождения есть в то же время торможение общественного прогресса, политических и экономических реформ.

Понятийный аппарат и законодательная основа по вопросам национально-государственного устройства

Современная этнология и законодательство Российской Федерации по вопросу национально-государственного устройства, разрабатываемого в последнее время Верховным Советом, выделяют следующие основополагающие понятия, без уточнения сущности которых невозможно конструктивно обсуждать вопросы национально-государственного устройства:

народ,      нация,      национальное      самоопределение, малочисленный народ, национальное меньшинство.

Говоря о законодательной основе мы имеем в виду прежде всего новейшие законодательные проекты Российской Федерации, находящиеся в стадии разработки, обсуждения и принятия; и международно-правовые акты, необходимость соблюдения которых признана нынешним руководством России.

НАРОД — население того или иного географического региона взятое без учета этнического (социально-психологического и культурного) разнообразия и выражающее сходство, единство биосоциальных, экономических потребностей и интересов. Так, например, можно говорить о народе Дагестана в единственном числе, но неверно говорить о "дагестанской нации".

НАЦИЯ — наиболее интегрированная внутренне однородная в этническом отношении общность людей, объединяемая наряду с общностью территории проживания, экономических потребностей, также общностью социально-психологических, культурных особенностей и потребностей; обычаев и традиций, искусства, языка, религии, национальных интересов и национального достоинства.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - процесс интеграции и структурной самоорганизации этнически однородного сообщества. Национальное самоопределение сопровождается постановкой трех крупных задач: о национальных органах власти, о национальной собственности, о национальной культуре. Целью процесса национального самоопределения (или иначе национального движения) является переход к состоянию самоуправления т.е. формирование национальной государственности, которая может быть реализована с различной степенью свободы: от культурной автономии до полного суверенитета.

Процесс Национального самоопределения (кроме обладания необходимым минимумом людских и пространственно-природных ресурсов) предполагает наличие собственного внутреннего духовного потенциала, воли к самоорганизации и самовоспроизводству национального государственного образования и национальной культуры. Международные правовые акты предусматривают следующие основные критерии и условия способности народа к самоопределению и самоутверждению себя в качестве нации:

а) установление исторически подтверждаемого факта происхождения данного народа на данной территории т.е. является ли данный народ КОРЕННЫМ НАРОДОМ;

б) наличие ТЕРРИТОРИИ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ;

в) наличие ВОЛИ К НАЦИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ, что подтверждается референдумом.

В настоящее время ВС РФ разработал проект закона "О национальной автономии в Российской Федерации", который впервые открывает конституционный путь восстановления (создания) государственности в форме автономии в составе Российской Федерации для этносов утративших (не имевших) свою национальную государственность.

МАЛОЧИСЛЕННЫЙ НАРОД - этническая общность, проживающая на территории своего традиционного расселения и насчитывающая менее 50 тысяч человек. Понятие малочисленный народ конституируется проектом Закона Российской Федерации "Основы правового статуса малочисленных народов Российской Федерации".

НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО - часть народа, проживающая в инонациональной среде ЗА ПРЕДЕЛАМИ территории его традиционного расселения, но продолжающая сохранять самобытность, язык, культуру, традиции и другие этнические особенности этого народа.

ВС Российской Федерации разрабатывает самостоятельный закон о национальных меньшинствах.

В     соответствии     с     международно-правовыми документами НАРОД независимо от его численности обладает правом на самоопределение, а НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО такого не имеет.

Принципы федеративного устройства Дагестана

1. Дагестан уникальный регион со сложным национально-территориальным составом, поэтому государственное устройство (конституция) также должна иметь соответствующий уровень сложности и национально-государственного многообразия.

2. Решение национального вопроса в условиях современного Дагестана сводится к ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛАСТИ, к передаче значительной доли власти самим народам. До сих пор эту задачу безуспешно пытались решать при помощи подбора и расстановки кадров в соответствии с численностью наций, что естественно привело к ущемлению всех кроме наиболее многочисленного. Справедливое распределение власти между народами и сохранение целостности Дагестана возможно на основе зтно-территориального принципа формирования государственности.

3. Народы, проживающие в Дагестане, не одинаковы по своему статусу, есть НАЦИИ, т.е. потенциальные субъекты Федерации: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, азербайджанцы; ногайцы, терско-казаки, МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ: аккинцы, рутулы, агулы, цахуры; НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА: русские, таты, евреи и т.д.

4. В настоящее время уже 4 народа Дагестана заявили о желании самоопределиться путем создания национально-территориальных образований: кумыки, лезгины, ногайцы, терско-казаки.

Аварцы, даргинцы, лакцы практически имеют национально-территориальные образования, самостоятельность которых обеспечивается географическим расположением.

Однако, в силу того, что унитаристская политика максимальной централизации государственной власти, проводившаяся большевиками в Дагестане, привела к концентрации на территории Кумыкии экономических, культурных центров, а также и населения из разных регионов Дагестана, вследствие организованного переселения их, они относятся к идее федерализации с необоснованной настороженностью. Однако, именно осознание собственных НАЦИОНАЛЬНЫХ интересов приведет их в ближайщем будущем к признанию неизбежности, к пониманию полезности и для них федерализации с учетом и согласованием интересов друг друга.

5. Геополитическая карта Дагестана включает 4 региона: территория севернее реки Терек — Ногайская степь, центральная равнинная и предгорная территория — Кумыкия, центральная горная территория — собственно Дагестан, южная территория — Лезгистан.

Представление о том, что можно управлять общественно-политическими и социально-экономическими процессами в этих регионах резко отличающихся по географическим, климатическим, народно-хозяйственным, демографическим социально-психологическим и другим особенностям, исходя из единых принципов и единообразной законодательной системы — это иллюзия. По крайней мере указанные 4 геополитических региона должны получить автономию и законодательную самостоятельность.

6. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕГИТИМНОЙ ВЛАСТИ В ДАГЕСТАНЕ:

6.1. Нации (т.е. народы имевшие свою государственность на территории Дагестана в прошлом, имеющие территорию компактного проживания и заявившие о своем желании самоопределиться по итогам референдума) должны получить возможность создать национально-государственное образование — АВТОНОМИЮ в составе Дагестана и России. При этом

создаются Национальные Советы (Милли Маджлисы) и Национальные Администрации.

6.2. Малочисленные народы получают право на создание НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНОВ и законодательно закрепленное право (квоты) на представительство в Маджлисе Народов Дагестана.

6.3. Национальные меньшинства получают право на культурную автономию.

7. ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ДАГЕСТАНЕ.

Итоги последнего референдума показали, что прямая приватизация земли в наших условиях невозможна. Причина торможения земельной реформы все та же: нерешенность национального вопроса. Приватизацию следует провести в три этапа:

7.1. На первом этапе в ходе федерализации и создания национально-территориальных автономий, определяются ЭТНИЧЕСКИЕ ЗЕМЛИ т.е. определяются границы национально-территориальных автономий. Национальная собственность на этнические земли означает исключительное право данного народа на создание национальной государственности на этой территории.

7.2. На втором этапе Национальные Советы определяют принадлежность земель тем или иным населенным пунктам т.е. определяют границы ОБЩИННЫХ ЗЕМЕЛЬ (земли джамаата). При этом в ходе образования национальных районов устанавливаются и узакониваются границы ЗЕМЕЛЬ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ.

Общинная собственность на земли джамаата означает административную подчиненность данной территории местным органам власти (местной администрации) формируемым данной общиной.

7.3. На третьем этапе местная администрация осуществляет приватизацию т.е. выделение земель в собственность отдельным лицам с определением ЧАСТНЫХ ЗЕМЕЛЬ.

8. ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРНОЙ РЕФОРМЫ В ДАГЕСТАНЕ:

8. 1. Попытка искусственного создания "дагестанской культуры" не удалась, поскольку ничего кроме электического набора элементов культур народов Дагестана не породила. Если народам Дагестана и суждено когда-то интегрироваться в единую нацию с единой культурой, то это может произойти только в процессе длительного добровольного взаимодействия культур реально существующих наций.

8.2. Подавление национальных культур, вызванное стремлением создать новую интернациональную унифицированную Дагестанскую культуру, перевело их в статус этнографической экзотики. Жизнеспособные национальные культуры были вытеснены из сферы государственной жизни, а культивируемая в качестве государственной культуры "интернациональная культура" оказалась нежизнеспособной, то есть не способной выполнять основное назначение культуры окультуривать и цивилизовывать человека.

Подавление национальных культур не ведет к возникновению "интернациональной культуры" как утверждали идеологи партии, а ведет к снижению общего уровня культуры.

8.3. Национальная культура народа на территории его традиционного расселения получает конституционный статус, т.е. является государственным делом , а вне территории традиционного расселения — является частным делом граждан этой национальности, которые имеют все права на культурную автономию я могут реализовать ее на принципах общественного самоуправления.

8.4. Культурная автономия означает право народа самостоятельно определять вопросы своей жизни: обычаев и традиций, искусства, языка, религии и т.д. через свои органы самоуправления, которые могут создаваться в соответствии с Законом об общественных объединениях.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИИ ДАГЕСТАНА

Высшие органы власти.

1. Высшим представительно-распорядительным органам власти Республики Дагестан является — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, который формируется путем избрания одного члена Госсовета от каждой автономии.

Член Госсовета обладает правом вето при принятии решений Госсовета.

Для ведения заседаний Госсовета и осуществления представительско-церемониальных функций избирается председатель Госсовета сроком на год.

2. Высший орган власти - МАДЖЛИС НАРОДОВ ДАГЕСТАНА формируется путем совместного заседания Национальных Советов, депутатских групп от Национальных районов и Махачкалинского территориального района.

Спикер Маджлиса назначается Госсоветом из числа членов Госсовета.

3.    Высший    орган    исполнительной    власти    — ПРАВИТЕЛЬСТВО ДАГЕСТАНА формируется премьер-министром. Премьер-министр назначается Госсоветом из числа  членов Госсовета   и утверждается   Маджлисом Народов Дагестана.

4. Высший орган судебной власти — ВЕРХОВНЫЙ СУД формируется путем избрания судей от национально-территориальных избирательных округов. Председатель Верховного Суда назначается Госсоветом из числа членов Госсовета и утверждается Маджлисом Народов Дагестана.

Органы власти автономии.

5. Высшее должностное лицо национальной автономии - ГЛАВА НАЦИОНАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ избирается от данной автономии сроком на 3 года.

6. Законодательный орган - НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ (Милли Маджлис) формируется путем избрания депутатов от территории данной Автономии на профессиональной основе. Избрание депутатом несовместимо с занятием должности на государственной службе и с предпринимательской деятельностью. Норма представительства в Национальные Советы устанавливается единой для всего Дагестана.

7. Исполнительный орган - АДМИНИСТРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ формируется Главой Национальной Автономии.

8. Судебный орган - СУД НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ формируется путем избрания судей от территории Автономии.

Органы власти Национального Района.

9. Высшее должностное лицо - ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА избирается от территории национального района.

10. Представительный орган - СОВЕТ (Маджлис) НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА формируется путем избрания депутатов (на непрофессиональной основе) от территории Национального Района. Норма представительства утверждается единой для всех Национальных Районов на территории Дагестана.

Одновременно избираются депутаты в Маджлис Народов Дагестана в соответствии с квотой установленной для данного района.

11. Исполнительный орган - АДМИНИСТРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА формируется Главой Администрации.

12. Судебный орган - СУД НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА формируется путем избрания судей от территории района.

13. Город Махачкала образует отдельный территориальный район. Статус района и порядок формирования органов власти определяется отдельным законом.

Местные органы власти.

14. Высшее должностное лицо — ГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ избирается от населенного пункта или группы населенных пунктов.

15. Волеизъявление народа на местном уровне осуществляется прямым путем: на собраниях и сходах или конференциях от группы населенных пунктов.

16. Местная администрация формируется Главой Местной Администрации.

МЕХАНИЗМ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ

1. Федерализация государственных структур в Дагестане теоретически может осуществиться двумя вариантами: снизу и сверху.

Федерализация   снизу   предполагает  постепенное усиление влияния и авторитета народных движений с одновременным    падением    авторитета    официальных властей.  Это  может  привести  к  смене  существующей власти  и приходу  к власти  народных движений. В последнее время мы наблюдали подобный сценарий    в Чечне, Таджикистане и Азербайджане и, к сожалению, везде   такой   вариант   смены   власти   сопровождался кровопролитием.

2.     Дагестан     уникален     своей     национально-территориальной сложностью и именно в силу этой сложности   он   представляет   собой   более  устойчивую (позитивная  сторона)   и   консервативную  (негативная сторона) систему.

В нашем случае есть возможность осуществить неизбежную смену системы власти контролируемым, эволюционным путем, примерно так, как это происходит в Российской Федерации. Россия также в силу своей внутренней национально-государственной сложности является более устойчивой системой и до сего дня избегает внутренних военных конфликтов. Данный вариант предполагает, что руководство Дагестана, осознав неизбежность конституционной реформы в республике, само "сверху" осуществит ее совместно с национальными движениями, стремясь избежать революционного варианта, являющегося бедствием для народов.

3. Важнейшие этапы переходного периода:

3.1. Формирование общедагестанской оппозиции.

3.2. Волеизъявление народов Дагестана на съезде народов Дагестана:

— требование о проведении референдума о доверии Верховному Совету и досрочных выборов;

— принятие Концепции Федерализации Дагестана (Основ Конституции Дагестана);

— избрание Маджлиса Народов Дагестана и наделении его полномочиями второй палаты ВС на переходный период.

3.3. Утверждение Маджлисом Народов Дагестана Проекта Основ Конституции Дагестана.

3.4. Референдум о доверии ВС и принятии Основ Конституции Дагестана.

3.5. Роспуск ВС.

3.6. Выборы Гсссовета и Маджлиса Народов Дагестана.

Понятие "федарализация" к сожалению, ассоциируется у большинства населения с расчленением и нарушением единства Дагестана. Вызвано это как неискушенностью людей в вопросах национально-государственного устройства, так и сознательной пропагандой сторонников консервации существующего строя в Дагестане, тех кто в принципе не приемлет реформ.

Между тем истина состоит в том, что сегодня сохранение унитарного единства в Дагестане БЕЗ НАСИЛИЯ невозможно. Если мы хотим иметь духовное единство и территориальную целостность Дагестана не как результат насилия, а как естественное состояние, то к этому следует идти через федерализацию, признание прав и уважение национального достоинства народов Дагестана.

Источник:

Газета "Къумукъ иш", 1992г, N4 (11), с.2-3.

 

РЕЗЮМЕ

На Прикаспийской низменности с древних времен проживает тюркский народ — кумыки, вобравший в себя в ходе исторического развития элементы многих культур и верований, создавший свою собственную национальную литературу, искусство. С XV до середины ХIХвв. кумыки развивались как самостоятельный субъект экономической и политической жизни на Кавказе, поддерживающий региональное межэтническое разделение труда.

Утрата государственности не вызвала у кумыков волны национально-освободительного движения, поскольку население в этот период было втянуто в интенсивный процесс становления рыночных отношений. На этой почве у кумыков, раньше чем у других народов Дагестана, возникли своя национальная буржуазия (в первую очередь торговая) и интеллигенция.

Современное кризисное положение кумыкского этноса является результатом десятилетий господства тоталитарной системы: разрушены нормы, регулировавшие хозяйственные отношения на протяжении многих веков, обеспечивавшие передачу навыков земледелия и торговли последующим поколениям; ликвидирована специфическая ниша, которую занимали кумыки в региональном разделении труда; по существу "вырублена" физически и духовно (посредством ликвидации старой графики) национальная интеллигенция; отторгнуты значительные территории, что повлекло за собой не только хищническое разграбление и разбазаривание природных ресурсов, но и "размывание" естественного жизненного пространства этноса.

Крушение тоталитарного режима активизировало процесс становления гражданского общества. Переход к рыночным отношениям предполагает глубокую ломку социальной структуры, когда у каждого этноса формируется собственная национальная элита. Последняя, особенно на начальной стадии зарождения, нуждается в мобилизации всех имеющихся ресурсов: людских, земельных, сырьевых и т.д. В этих условиях возникшее национальное движение не могло не апеллировать к широким массам кумыков, подчеркивая, что "в данном случае речь идет не просто об ущемлении каких-то социально-экономических, национально-культурных прав, а об отсутствии в настоящем и будущем гарантий физической безопасности кумыкского народа".

С весны 1989 года начинает формироваться Кумыкское Народное Движение "Тенглик" (КНД). Его основу составляют городские слои населения: рабочие, занятые в промышленности и сельском хозяйстве, а также часть интеллигенции, работающая в сфере материального производства и в бюджетных учреждениях. Нарождающиеся предпринимательские круги, так сказать, "новая буржуазия", полностью поддерживают движение, рассчитывая получить от него в будущем серьезную политико-правовую защиту.

Национальное движение возглавляет творческая интеллигенция. На идеологические установки, на политическое поведение КНД большое влияние имеют идущие за интеллектуальной "элитой", мозговым центром движения, многочисленные "средние слои" кумыкских сел, небольших населенных пунктов. Сельская интеллигенция, а также врачи, юристы, служащие государственных учреждений, работники торговли таких "горячих" зон, как к примеру, Хасавюрт и ряд других, стоят на значительно более радикальных позициях, чем руководство КНД, и последнему приходится постоянно с этим считаться. Вообще, несколько упрощенно представляя общую картину, можно сказать, что основная социальная база национального движения и, следовательно, его сила находятся ке в Махачкале. Если в столице Дагестана сосредоточен интеллектуальный потенциал КНД, то в провинции — его плоть и кровь.

КНД пользуется поддержкой значительной части кумыкского населения: у движения есть и финансовые источники, и людские ресурсы, и потенциальные голоса для любых референдумов, избирательных кампаний и т.д.

Считая себя выразителем интересов этноса, проживавшего на территории современного Бабаюртовского, Хасавюртовского, Кизилюртовского, Буйнакского, Каякентского, Ленинского районов Дагестана, КНД считает:

— на своей исторической родине кумыков нельзя превращать в национальное меньшинство (отметим, что на указанной территории проживает около 880 тыс. чел., среди которых кумыки составляют 25,16%, а другие наиболее представительные нации: аврцы — 25,27%; даргинцы 12,83%; русские — 11,64%; лакцы, лезгины и чеченцы соответственно — 6,45%; 5,65%; 5,73%);

— кумыкский язык не должен быть ни в коей мере ограничен как язык общения на данной территории;

— земля не должна быть отчуждаема от народа без его согласия;

— недопустимо создание инонациональных административно-территориальных образований для вновь переселяемого населения;

— недопустима никакая хозяйственная деятельность, ущемляющая экономические интересы коренной нации и ухудшающая экологическое состояние указанных районов.

КНД взял курс на достижение национально-территориальной, а не культурной автономии, поскольку последняя лишена по существу каких-либо властных полномочий, не может решить вопросы защиты прав этноса, сохранить за ним "среду обитания".

По мнению теоретиков КНД, "кумыкская автономия — это национальное государственно-территориальное образование в составе Дагестана и Российской Федерации, обладающее правом на самоопределение и созданное с целью удовлетворения национальных потребностей, сохранения самобытности, обеспечения языка и национальной культуры".

КНД — один из влиятельных субъектов формирующейся новой политической системы Дагестана. Организация вошла в блок сил, оппозиционных Верховному Совету и правительству республики. Ее лидер С.Алиев стал председателем коордиционного комитета сил оппозиции — Конгресса Народов Дагестана.

КНД является также субъектом региональной кавказской политической системы, членом Кавказско-Черноморского Сообщества Тюркских Народов (КЧСМ).

Анализ положения кумыкского этноса, установок КНД "Тенглик" в общем контексте политической ситуации в Дагестане позволяет предсказать три возможных сценария будущего развития этой полиэтнической республики:

— если всеми субъектами политической системы Дагестана будет осознана необходимость глубокой реформы государственного устройства и власти "сверху", посредством переговоров с различными национальными общинами, начнут федерализацию Дагестана, то в этом случае по прошествии определенного периода напряженности ситуация стабилизируется;

— если власти станут препятствовать процессу реформы государственного устройства, то силы оппозиции неизбежно добьются их смещения путем демократических выборов. Тогда федерализация пойдет "снизу", посредством победы национальных движений, в первую очередь — в отдельных районах. Этот процесс будет осуществляться значительно быстрее, однако можно предположить возникновение многочисленных очагов межнациональной напряженности;

— если власти пойдут на подавление национальных движений во имя сохранения нынешней унитарной формы государственного устройства, то это будет означать консервацию всех накопившихся проблем, причем не только межнациональных. Даже достигнутая таким образом видимая стабильность будет внутренне противоречивой, сохраняющей возможности больших или малых "взрывов".

 

:: Высказаться ::

 

 

Все права принадлежат Международному институту гуманитарно-политических исследований, если не указан другой правообладаетель