Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Воронежская область

Дмитрий ОСОКИН

Воронежская область

в январе 1999 года

1.    политика

1.1.       Вопрос о правительстве области

1.1.1.      Предыстория

Идея губернатора Шабанова сформировать областное правительство — для лучшей управляемости региона — вынашивалась и рекламировалась исполнительной властью так долго, что к моменту своей реализации успела стать «анекдотом с бородой». Согласно опросу воронежского института общественного мнения «Qualitas» (руководитель — канд. социол. наук Нелли Романович) в ноябре 1998 г. затею создания правительства поддерживали лишь 9,2% жителей областного центра (метод — личное интервью, объем репрезентативной выборки — по полу, возрасту и образованию — 600 чел.), не поддерживали 36%, выразили безразличие — 17,3%, затруднились ответить 8% и ничего не слышали о создании 29,5% опрошенных [[1]]. К осени прошлого года обладминистрация наконец определилась с концепцией правительства.

Руководитель аппарата Владимир Корнеев потратил много сил, чтобы объяснить представителям СМИ, что Воронеж, учреждая правительство, идет вслед за Белгородом (в сознании воронежцев соседняя Белгородская область представляется островком экономического благополучия. — Д.О.). Логика проста: в Белгородской области правительство находится в структуре обладминистрации, — и у нас будет также. При этом Корнеев ни словом не обмолвился, что в Белгородской области функции главы правительства выполняет губернатор. Другой вариант концепции областного правительства — «екатеринбургский» — с самостоятельным институтом правительства (не под губернатором) был в Воронеже отвергнут на корню, — дескать, «по климату не подходит», хотя аналогичная структура власти сложилась совсем недавно в соседней Курской области.

1.1.2.      Прохождение вопроса в легислатуре

В декабре 98-го депутаты вплотную приступили к обсуждению вопроса о правительстве. Политики, журналисты и аналитики предсказывали, что, поторговавшись, в конце концов, «народные избранники» согласятся с инициативой губернатора и правительство будет учреждено. В пользу такого сценария указывали и действия губернатора, запросившего у легислатуры самую высокую цену: двухпалатный парламент с правительством. При этом губернатор Шабанов заранее не давал никакой информации по кандидатуре(ам) премьера. На страницы СМИ выплеснулось великое множество догадок, — как вполне правдоподобных, так и совсем уж завиральных, типа той, что Шабанов предложит или уже предлагает премьерское кресло экс-губернатору Ковалеву. В свою очередь, легислатура не выдвинула никаких встречных предложений относительно структуры правительства, приготовившись обсуждать лишь кандидатуру премьера, — какую предложит губернатор, — не имея документа, регламентирующего порядок формирования правительства и обсуждения кандидатуры премьера. В ходе дебатов обозначились 2 ключевых проблемы — функциональная (степень свободы оперативного маневра главы правительства) и институциональная (сохранение в неприкосновенном виде модели парламентско-президентской республики, прописанной в областном Уставе образца 1995 г.) [1]. Представление о характере дискуссии легко составить по отдельным репликам, ставшим достоянием воронежской прессы.

Губернатор Шабанов: «... самостоятельность? Да он, премьер, в ней просто захлебнется» [[2]]. Но тут же выяснилось, — концепция, разработанная в губернаторстве предполагает, что «над премьером» будет стоит «не только губернатор, но и вице-губернатор по кадрам и представитель области в Москве» [2]. Председатель областного союза промышленников и предпринимателей Анатолий Часовских весьма метко охарактеризовал положение будущего 2-го лица области: «премьер под Анищевым (представителем в Москве — Д.О.) и Корнеевым?!» [2].

1.1.3.      Окончательный вариант концепции правительства

12 декабря совет облдумы предложил для депутатского утверждения выверенную в ходе «веселых» дебатов[2] [[3]] концепцию распределения функциональных обязанностей в структуре областной исполнительной власти с учетом новой величины — правительства. Итак, губернатору напрямую подчиняются аппарат обладминистрации и военно-мобилизационный отдел, постоянный представитель области при правительстве России и еще один первый вице-губернатор, курирующий ГОЧС, управделами и административно-правовое управление. Должность второго «первого» вице-губернатора переходит премьеру. Премьер лишь во время отсутствия губернатора в Воронеже может решать текущие вопросы, относящиеся к компетенции губернатора. У премьера 7 замов, включая главу Региональной энергетической комиссии — все в должностях вице-премьеров: по экономике и инвестиционной политике; по финансам и бюджету; по социальной политике; по промышленности, ТЭК, транспорту, связи, строительству, архитектуре и ЖКХ; по АПК; ресурсам, потребительскому рынку и услугам. Кроме того, до министров подымятся еще 5 чиновников — глава областного управления госимуществом, руководители комитетов обладминистрации по здравоохранению, по образованию, по культуре, по труду и социальной политике. Итого, 12 (13 — с премьером). Легислатура утверждает лишь кандидатуру премьера. Назначение вице-премьеров и министров является прерогативой губернатора. Таким образом, должностной обязанностью премьера является «оперативное управление экономикой».

1.1.4.      Утверждение премьера

Первоначально предполагалось, что область вступит в Новый год с правительством, то есть премьером. Шабанов будто бы вел переговоры с кандидатами на роль «оперативного управляющего областью» из числа крепких районных хозяйственников — глав администраций Аннинского и Лискинского районов, — соответственно, Василием Авдеевым и Виктором Шевцовым. Ходили слухи, что Шевцов, якобы даже давал согласие попробываться в должности «стрелочника», но,... неожиданно занемог: лег в больницу на плановую операцию. Шабанова же в тот момент не меньше областного правительства интересовали некие дела в столице, как утверждалось в прессе, связанные с судьбой своих вице-губернаторов, которые оказались за решеткой. А поскольку обсуждать на Думе тему правительства без конкретной кандидатуры не имело никакого смысла, вопрос все время откладывался.

В результате, вместо 24-25 декабря премьер был утвержден лишь 16 января (в субботу!) на внеочередном заседании. На этом заседании прокуратурой все-таки была предпринята попытка вразумления инициаторов административных реформ. Но прокурорское вразумление получилось не простое — «таранное», а с «засветкой» единственного законника в рядах легислатуры. С подачи депутата Наквасина (председателя областной телерадиокомпании и вечного претендента на спикерство) роль «рояля в кустах» исполнил областной прокурор Александр Фролов, принявшийся стыдить две другие ветви региональной власти. Фролов наполнил, что перемены в структуре власти и впрямь — дело только губернатора, но «хорошо бы под эти новации загодя подвести законодательную базу... прокуратура» уже опротестовала в прошлом году 21 постановление администрации и 13 решений Думы» [[4]]. Но тут же на выручку начальства бросилась сотрудница государственно-правового отдела облдумы С.Бекетова, которая построила защиту инициатив губернатора «со товарищи» по легислатуре, исходя из трактовки самостоятельности института управления в связке с правом образовывать юридическое лицо. У областного правительства его нет, следовательно, оно не издает нормативные акты, не формирует кадровую политику, — выходит, вполне можно обойтись без специального закона. Это не какой-то новый орган, а простое «переименование». Небольшие изменения придется внести лишь в реестр госслужащих.

Когда большинство легислатуры сошлось на формулировке «вольем старое вино в старые же мехи», очнулись еще несколько депутатов, потребовавшие поставить под контроль Думы назначение вице-премьеров.

Затея «четверки», как и следовало ожидать, с треском провалилась.

Безальтернативно премьером был утвержден первый вице-спикер облдумы Александр Сысоев, место которого в руководстве легислатуры занял депутат Николай Покидько — председатель постоянной комиссии Думы по землепользованию.

1.1.5.      Биографические сведения о премьере и вице-спикере

Сысоев Александр Митрофанович родился в 1951 г. в г.Лиски Воронежской области, русский. Окончил Воронежский сельскохозяйственный институт по специальности «экономист-организатор сельхозпроизводства». В послужном списке Сысоева служба в армии, слесарничество на Луховицком машиностроительном заводе Московской области и в Лискинском локомотивном депо, работа в должности мастера производственного обучения ПТУ, начальные партийные должности инструктора Лискинских РК и ГК КПСС, после которых начался административный взлет премьера. С должности замдиректора межхозяйственного предприятия Сысоев вновь уходит на партийную должность — заворга Лискинского ГК КПСС (1982-86), после чего партия вновь «бросает» своего функционера «на хозяйство» — директором совхоза. В разгар перестройки (дек 1989) Сысоев снова востребуется аппаратом, на сей раз в качестве 1-го секретаря Лискинского РК КПСС. С октября 91 по март 93-го Сысоев опять в хозяйственном тылу, осваивает опыт управления ТОО. В 93-м избран председателем Лискинского райгорсовета, в декабре того же года становится заместителем главы районной администрации. Депутат облдумы 2-х созывов (от одного округа), с конца 1995-го — вице-спикер, в Думе второго созыва один из 2-х замов председателя. После избрания в декабре 1996 г. б. спикера облдумы И.Шабанова губернатором Сысоев вплоть до новых выборов в марте 1997 был и.о. председателя облдумы (без сенаторского статуса).

 

Покидько Николай Петрович родился в 1938 г. в с.Подгорное Подгоренского района Воронежской области, украинец (из воронежских украинцев). В 1961 г. окончил Воронежский сельхозинститут по специальности «землеустройство», кандидат экономических наук. Работал инженером-землеустроителем, начальником отдела воронежской экспедиции «Росгипрозема», ст. инженером областного сельхозуправления. С 1972 г. — директор Центрально-Черноземного института землеустройства «ЦЧОГипрозем». Депутат облдумы 2-х созывов от одного округа. Член КПРФ [[5]].

1.1.6.      Комментарий

Часть представителей легислатуры успела «окрестить» происшедшее — при деятельном участии облдумы — учреждение областного правительства началом формирования в области режима президентской республики.

Скорее, в этом политическом эпизоде наглядно проявился характер компромисса между ветвями региональной власти, который прошел, что называется, на грани юридического фола (несмотря на всю фантасмагоричность истории с областным правительством, формально-правовые моменты все же были соблюдены). Легислатура не дала возможности губернатору изменить конституционный статус исполнительной власти (к чему тот, впрочем, не особо стремился, однако если бы получилось, наверняка, не отказался), но одновременно дистанцировалась от дальнейших промахов губернатора, что выразилось в отказе Думы осуществлять контроль за кадровыми назначениями вице-премьеров и министров. Поэтому развитие политических событий в регионе до очередных губернаторских выборов должно идти по линии укрепления законодательной власти, что будет означать сохранение конституционной модели парламентско-президентской республики.

В назначении премьером А.Сысоева многие в Воронеже склонны видеть стремление Шабанова бесконфликтно завершить начатую губернатором «правительственную эпопею». Дескать, депутаты не стали бы голосовать против «своего» коллеги, когда все другие более сильные кандидатуры отказались от чести возглавить кабинет. В этой связи представляется, что переговоры с «сильными» главами сельских районов, были продуманным ходом Шабанова с заранее известным результатом. Сысоев же, не способный выставить никаких предварительных условий, был поистине незаменимой кандидатурой. Вместе с тем, в назначении А.Сысоева кое-кто пытается усмотреть усиление представительства и влияния лискинского клана во властных структурах. Это явное преувеличение, — клан не слишком оформлен. Действительно, спикер Голиусов — долгое время руководил Лискинским отделением железной дороги, а нынешний глава Лискинского района Виктор Шевцов имеет неплохие шансы выиграть очередные губернаторские выборы, но это лишь в теории. Другое дело, что усиливающему политическое влияние спикеру необходим медиатор в отношениях с исполнительной властью. А вот под такую роль идти Сысоеву было не страшно. Выходит, что именно для него одного премьерская должность отнюдь не провальная. Не зря новоиспеченный премьер в своем заявлении для прессы произнес с оптимизмом: «мальчиком для битья не буду!»

1.2.       Политические партии

1.2.1.      КПРФ

На протяжении второй половины 1997 — первой 1998 гг. лидер воронежской областной организации КПРФ, Руслан Гостев, пользуясь свободой, предоставляемой политическим статусом депутата ГД, пытался дистанцироваться от действий, проводимых администрацией своего коллеги по КПРФ Ивана Шабанова. Губернатор стремительно терял поддержку населения, Гостев пытался по-дружески (слегка) критиковать действия воронежского губернатора. Однако, «рехтовка» думца не нашла поддержки ни самого губернатора, ни других коммунистов, «поставленных «на хозяйство» — в областную исполнительную власть, — ни соратников Гостева в легислатуре. Секретари ОК КПРФ Сергей Рудаков и Валерий Соляник (первый представляет руководство облдумы в должности одного из двух вице-спикеров) в разгар арестов вице-губернаторов в конце сентября 98-го заявили о безоговорочной поддержке Шабанова и коммунистов в исполнительной власти — руководителя аппарата администрации Владимира Корнеева и 1-го вице-губернатора Александра Меркулова. В итоге, кампания демонстрации «хороших коммунистов» на фоне «плохих «стрелочников» заглохла, так, по существу, и не начавшись. Воронежская КПРФ не раскололась, а предпочла решать свои проблемы «по старой дружбе». Чем ближе к выборам, тем острее для Гостева становиться проблема гарантий результатов голосования. Без них провести на 2-х сельских округах Воронежской области (74-ом и 76-ом) КПРФ никого не удастся. При внешнем политическом нейтралитете, который во время выборов предпочтет демонстрировать Шабанов (в 99-ом и сельская глубинка будет котироваться у заезжих столичных толстосумов — зачем же отпугивать спонсоров), воронежский губернатор — останется единственной ключевой фигурой в регионе, способной, используя неформальные каналы и процедуры, оказывать реальное влияние на исход голосования.

1.2.2.      «Отечество»

Руководитель регионального гостелерадио в Воронеже и депутат облдумы Алексей Наквасин, — человек с номенклатурным прошлым, давно (и пока безрезультатно) претендующий на пост спикера региональной легислатуры, частый визитер по кабинетам столичных чиновников, 3 месяца готовил почву для регионального отделения лужковской партии. Из бывших номенклатурщиков низового звена крайне осторожный Наквасин подобрал никому доселе неизвестного руководителя оргкомитета, дал информацию без особого афиширования координат и начал проводить закулисные согласования.

В это же время столичный житель, но при этом депутат Госдумы от Воронежской области Дмитрий Рогозин, недвусмысленно заявляющий о своем стремлении бороться за пост губернатора Воронежской области, сначала дает информацию, что именно он, Рогозин, — соучредитель лужковского движения-партии на федеральном уровне — является координатором «Отечества» по всем областям Черноземья. Несколько дней спустя доверенные люди Д.Рогозина в Воронеже проводят региональную конференцию, на которой присутствуют лишь 10 человек (по законодательству, впрочем, достаточно 3-х). Как и положено, учредительная конференция избирает руководство областной организации «Отечества» и 10 делегатов на учредительный съезд. Воронежскую региональную организацию, чего и следовало ожидать при подобном развитии событий, возглавил самолично Дмитрий Рогозин. А вот 10-и делегатских мест оказалось явно недостаточно, чтобы удовлетворить амбиции местных администраторов, находившихся в контакте с депутатом в период подготовки учредительного мероприятия областного уровня. Так, хорошо информированные источники утверждают, что мэр Воронежа Александр Цапин, первоначально обговоривший с Рогозиным резервирование 2-х делегатских мест для своих замов, не обнаружил в заветном списке нужных ему фамилий. Мэр был явно удивлен и раздосадован. Рогозин обещал, используя свои возможности, увеличить квоту и слово сдержал. В итоге воронежскую делегацию представляли 13 человек (включая Рогозина).

Вместе с тем, интерес воронежской власти к «Отечеству растет не по дням, а по часам. По слухам, активно обсуждаемым в местной прессе, сам воронежский губернатор Иван Шабанов, который оставался до последнего верным сделанному им когда-то, но раз и навсегда, политическому выбору в пользу компартии, готов «ставить» «на Лужка». Так что, прошедшее в Воронеже накануне федерального учредительного съезда «Отечества» политсостязание по перетягиванию каната на приз столичного мэра — весьма показательная разминка перед будущей схваткой. В списке воронежских политиков большого и малого калибра, основавших здешнее «Отечество», без преувеличения, «всякой твари по паре». Одних претендентов в воронежские губернаторы в отеческом «Ковчеге» столичного градоначальника сразу несколько. Помимо вождя всех воронежских лужковцев Дмитрия Рогозина, это и экс-губернатор Александр Ковалев, в конце января получивший назначение торгпредом России в Киев[3], и бывший начальник облсельхозуправления депутат облдумы с пристрелом на губернаторство Юрий Титов[4]. Кроме переизбытка персон первой величины, в одной лодке «нос к носу» оказались конкуренты с аппетитами мэра, депутата Госдумы, легислатуры. С «Отечеством» связывают надежды вице-спикер муниципального Совета Воронежа Сергей Колиух, первый вице-мэр областной столицы Дмитрий Жуков, пенсионер ФСБ — бывший начальник УКГБ Чечено-Ингушетии времен прихода Д.Дудаева к власти — Станислав Крайнов (председатель ревизионной комиссии здешнего «Отечества» и член ревкомиссии общефедеральной структуры), уверовавшая в свое политическое будущее, после политдебюта в марте 97 года, зам. начальника областного отделения Федеральной почтовой службы Юлия Плетнева. Титов, округ которого является частью госдумского округа Рогозина, получил поддержку от депутата ГД.

1.2.3.      «Партия Лебедя»

Консультант муниципального Совета Воронежа, руководитель регионального отделения Российской народно-республиканской партии («партии Лебедя») Александр Васильевич Клепов назначен временно исполняющим обязанности — до утверждения соответствующими органами — председателем политсовета НРПР и председателем совета общероссийского движения «Честь и Родина». Из заслуживающих доверия источников, стало известно что стремительное возвышение А.Клепова (1957 г. р., выпускника Тихоокеанского военно-морского училища и военной академии им.Ленина, кавторанга-подводника в отставке) по партийной лестнице означает не что иное, как передачу руководителю воронежской организации «Партии Лебедя» всего блока работы по организации предвыборного штаба НРПР 1999 года.

Клепов, появившийся в родном Воронеже после своей отставки, сразу же заявил о наличии у него политических амбиций. В 1994 г. он дебютировал на выборах в облдуму, правда, неудачно. Следует отдать должное главе воронежских «лебедевцев»: на фоне бесчисленного количества «браков» с партиями и движениями (как по любви, так и по расчету), которые заключались здешними политиками, Клепова отличает приверженность политическим структурам, объединенным «общим генезисом» — КРО, «Чести и Родине», НРПР. Во властных структурах Клепов имеет устойчивую деловую репутацию «сильного орговика». Однако, сколь-нибудь значимых результатов деятельности пролебедевских сил в Воронеже (кроме участия в предвыборных кампаниях — федеральных: в ГД 95-го и президентской 96-го[5] [[6]], региональной 97-го, — каких-то — более, каких-то — менее удачных для организации) незаметно. Также вряд ли можно назвать дальновидным поведение отставного кавторанга, ввязавшегося в судебную тяжбу по разделу «политической марки» «КРО» в Воронеже, которую успели «приватизировать» здесь «люди Дмитрия Рогозина» — на тот момент уже депутата ГД от Воронежской области. Рогозин «со товарищи» воспользовались фактом юридической регистрации местного отделения КРО конкретной группой лиц, заявившей о поддержке депутата, который, в свою очередь, взял на себя бразды правления Федеральной организацией, уже «брошенной» Ю.Скоковым, но еще не «поднятой» Лебедем.

Возглавлявшимся Клеповым воронежским организациям во время местных выборов 1997 г. не удалось провести ни одного собственного кандидата в легислатуру и муниципальный Совет областной столицы. Тогда — в кулуарах — поражение пролебедевских сил объяснялось отсутствием у воронежской многонголовки — КРО — «Чести и Родины» — НРПР — средств на ведение избирательной кампании, что, судя по характеру и формам агитации, соответствовало действительности. Зато, как это часто бывает в российской политике образца 1990-х, после участия в избирательной кампании Клепов получил должность консультанта муниципального Совета Воронежа.

1.2.4.      «Правый центр»

29 декабря состоялось организационное заседание инициативной группы по созданию координационного совета правоцентристского блока в Воронеже и Воронежской области. О своем участии в воронежском «правом центре» заявили как представители местных отделений общероссийских партий и движений, так и чисто региональных структур (по большей части отстаивающих политические интересы организованного среднего и мелкого бизнеса). В списке учредителей воронежского «правого центра» «Вперед, Россия» — А.Акопян, «Демвыбор России» — А.Бырдин, «Дем. Россия» — Г.Панков, «Мемориал» — В.Битюцкий, «Новая инициатива» — А.Болдырев, республиканцы и республиканская молодежка, — соответственно, А.Гулимов и А.Васильев, «Объединение предпринимателей» — И.Ерихонов и Ю.Бездетко, «Издательский дом «Воронежские вести» — В.Попов. Несмотря на заявление пресс-службы инициативной группы относительно намерений «расширять состав участников за счет привлечения других общественных организаций и авторитетных людей региона» [[7]], за прошедший месяц движение нечем себя не проявило.



[1] Это не оттого, что Устав является «священной коровой», к которой нельзя прикасаться, а потому, что, как полагают (точнее заявляют) здешние законодатели в унисон исполнительной власти, учреждение правительстава не должно повлечь разрастания штатов и, разумеется, новых бюджетных расходов.

[2] Как явствует из отчета парламентского обозревателя еженедельника «Берег» Рауфа Ахмедова, вице-спикер А.Сысоев предложил было отдать под начало председателя правительства аппарат обладминистрации, на что губернатор ответил, «это вы у меня всю власть отберете» (смех в зале)».

[3] Год назад А.Ковалев оставил должность Полномочного представителя президента в Северной Осетии и Ингушетии. По слухам, нынешнее назначение Ковалева проталкивали лично губернатор Шабанов и лидеры воронежского номенклатурного землячества в Москве — бывшие — глава РСФСР Виталий Воротников и ее народный контролер Владимир Анищев. В Воронеже новое назначение Ковалева называют «удалением» конкурента. Сам же Ковалев, похоже, расчитывает использовать новый административный пост в качестве ресурсной площадки для губернаторских выборов 200 года.

[4] Избран депутатом облДумы в октябре 1998 г. на довыборах.

[5] В первом туре А.Лебедь получил поддержку 7% избирателей области и 9% областного центра.



Источники

[1]. Ежемесячный бюллетень социологических сообщений по Воронежу №98-11. — Воронеж, Институт общественного мнения «Qualitas».

[2]. Ахмедов Р. Губернаторское меню: сухарики по-канзасски и премьер в собственном соку // Берег. — Воронеж, 1998. — №51. — 18 декабря.

[3]. Ахмедов Р. Губернаторское меню: сухарики по-канзасски и премьер в собственном соку // Берег. — Воронеж, 1998. — №51. — 18 декабря.

[4]. Р.Ахмедов В Столыпине никто не нуждался // Берег. — Воронеж, 1999. — №4. — 22 января.

[5]. Коммуна. — Воронеж, 1999. — №10. — 20 января.

[6]. Кордов В. «Честь и Родина» будет прирастать регионами // Коммуна. — Воронеж, 1999. — №5. — 13 января.

[7]. Открытое общество — правое дело // Воронежские вести. — Воронеж, 1999. — №1. — 1 января.