Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Наталья МЕЛЬНИКОВА

Кировская область

в январе 1998 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.    Основные итоги 1997 года

По оценкам областного госкомитета статистики, экономика области в 1997 году функционировала в сложных условиях, поэтому итоги ее развития выглядят противоречиво [[1]].

1.1.1.    Производство

Спад в промышленности приостановлен, хотя крупным и средним предприятиям достичь этого не удалось. Индекс физического объема произведенной продукции по сравнению с предыдущим годом составил 100,1%, причем по крупным и средним предприятиям — 99,1%. В декабре объем производства по сравнению с декабрем 1996 года увеличился на 3,8%. Рост наблюдался с июля, и был значительным в июле, августе и ноябре (на 11-20%).

Производство потребительских товаров (по полному кругу предприятий) за истекший год увеличилось на 9,1%, в том числе непродовольственных (без товаров легкой промышленности) — на 24,8%, вино-водочных изделий и пива — на 3,5%, товаров легкой промышленности — на 0,7%, а выпуск пищевых продуктов (без алкогольных напитков и пива) снизился на 4,8%. В пищевой промышленности отмечен рост объемов производства в кондитерской, макаронной, спиртовой, ликероводочной, пивоваренной, маслосыродельной и молочной промышленности, но произошло снижение выпуска безалкогольных напитков и минеральной воды, колбасных изделий, мяса и мясных полуфабрикатов, хлеба и хлебобулочных изделий, маргариновой продукции и майонеза [1].

1.1.2.    Капитальное строительство

В 1997 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 1458,2 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в 1996 году. На долю бюджетных источников финансирования пришлось около 19% всех инвестиций, собственных средств предприятий и организаций — 56%.

При этом на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов использовано 792,4 млрд. рублей, или 54% всех инвестиций по области. Из них на развитие транспорта направлено 26%, электроэнергетики и топливной промышленности — 18%, химической и нефтехимической отраслей — 15%, связи — 9%, лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности — 6%.

На социальное строительство направлено 665,8 млрд. рублей, из них на жилищное строительство — 350,4 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в 1996 году. На территории области предприятиями и организациями всех форм собственности и населением построены жилые дома общей площадью 248,9 тыс. кв. метров (то есть 3,8 тыс. квартир), или 67% и 29% соответственно к уровням 1996 и 1990 годов. Для жителей областного центра сдано более 2 тысяч квартир (124,6 тыс. кв. метров общей площади). Индивидуальными застройщиками за свой счет и с помощью государственных кредитов построено 692 дома (732 квартиры) общей площадью 56,8 тыс. кв. метров (23% всего ввода жилья по области), на 66% больше, чем в 1996 году. Для военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку, и членов их семей выделено 88 квартир при очередности на 1 января 1998 года 1638 семей [1].

1.1.3.    Сельское хозяйство

Производством продукции сельского хозяйства в области в истекшем году занимались 286 кооперативов, 66 товариществ различных типов, 35 акционерных обществ, 254 колхоза и совхоза, 1381 крестьянское (фермерское) хозяйство. Кроме того, значительная часть продукции получена на личных подворьях, в садах и огородах граждан, в аграрных цехах предприятий и организаций.

Продолжался спад сельхозпроизводства, хотя темпы его замедлились. В 1997 году объем продукции в действующих ценах составил 5,4 трлн. рублей. Если в 1992-1994 годах он (в сопоставимой оценке) ежегодно снижался в среднем на 10%, в 1996 — на 9%, то в 1997 году — на 1%.

Доля продукции животноводства за год уменьшилась на 3,5 пункта, а по сравнению с 1990 годом — на 23,6 пункта. Крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий к уровню 1990 года стало меньше на 36%, коров — на 26%, свиней — на 41%, овец и коз — в 2,1 раза. Причем сброс поголовья отмечен не только в коллективных хозяйствах, но и на личных подворьях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Производство мяса в расчете на душу населения снизилось с 88 кг в 1990 году до 56 — в 1997, молока — с 549 до 448 кг, яиц — с 304 до 224 штук. При этом удельный вес личных подворий населения в производстве мяса вырос за период с 1990 года с 28 до 54%, яиц — с 10 до 25%, в валовом надое молока — с 22 до 38%.

В структуре произведенного зерна 36% приходилось на озимую рожь и 27% — на пшеницу. В составе зерновых по отношению к уровню 1990 года овса собрано меньше на 34%, озимой ржи — на 32%, ячменя — на 25%, производство пшеницы возросло вдвое. Увеличение валового сбора зерновых культур по сравнению с 1996 годом произошло в основном за счет повышения урожайности (на 10%), площадь зернового клина за этот период уменьшилась на 6%.

По мнению специалистов, главную задачу реформирования — достижение эффективности сельхозпроизводства — решить пока так и не удалось. Удельный вес убыточных сельхозпредприятий в минувшем году превысил 95% против 2% в 1990 году. Выросло число предприятий-должников. Из каждых 100 предприятий к началу 1998 года имели задолженность по зарплате 99, а по итогам 11 месяцев — просроченную кредиторскую задолженность — 94, дебиторскую — 84, задолженность по платежам в бюджет — 89, по кредитам банков и займам — 20 хозяйств [1].

1.1.4.    Цены

Динамика цен складывается под влиянием наметившегося в минувшем году роста объема производства потребительских товаров, снижения темпов роста цен в производственном секторе экономики, повышения уровня насыщенности товарного рынка, разнообразия ассортимента предлагаемых товаров. Свою роль сыграло также снижение потребительского спроса, связанное со значительными задержками по выплате заработной платы.

За год цены на потребительские товары и услуги по области выросли на 12,8%. Уровень их ежемесячного прироста составил в среднем 1,1% (в 1992 году — 34%). Продовольственные и непродовольственные товары стали дороже на 9%, платные услуги — 32,6%.

Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в среднем по области в конце декабря составила 196 тысяч рублей в расчете на одного человека в месяц и возросла по отношению к декабрю 1996 года на 7%.

Услуги пассажирского транспорта за год подорожали на 49,9%, в том числе стоимость проезда в пригородных поездах поднялась в 2 раза, в междугородных, городских автобусах и троллейбусах, поездах дальнего следования — на 28-57% [1].

1.1.5.    Финансы

Инвестиционный и финансовый кризис преодолеть не удалось. Инвестиционный спад продолжался в течение всего года, не удалось даже замедлить его темпы.

Ужесточение требований к налогоплательщикам позволило повысить собираемость налогов на территории области относительно уровня 1996 года, но план сбора не был обеспечен. Это отрицательно сказалось как на доходах, так и на расходах бюджета.

По данным областной налоговой инспекции, общее поступление налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней составило 3196,5 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет перечислено 35%, или 83,8% к плану минувшего года и 122,9% к уровню 1996 года. Задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней с учетом штрафных санкций сократилась за декабрь истекшего года на 168 млрд. рублей и составила 1437,1 млрд. рублей, из них 51,9% — долги федеральному бюджету. Вместе с тем по сравнению с 1996 годом задолженность по налогам возросла почти на две трети. Основными должниками перед бюджетом являются предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения и металлообработки, электроэнергетики.

По данным областного финансового управления, консолидированный бюджет области исполнен за 1997 год с дефицитом 153,9 млрд. рублей. Доходная часть бюджета выполнена на 2140,8 млрд. рублей (127,1% к уровню 1996 года), расходная — на 2898,4 млрд. рублей (127,6% к уровню 1996 года). По-прежнему основная доля доходов приходится на подоходный налог с физических лиц (20,9%), налог на прибыль (16,3%), налог на добавленную стоимость (14,9%).

Отмечен рост неплатежей. К началу декабря 1997 года просроченные собственные долги предприятий и организаций промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства, включая долги по кредитам и займам, достигли почти 7 трлн. рублей, увеличившись за 11 месяцев 1997 года на 60,2%. Просроченные долги дебиторов возросли за этот же период на 44,8% и составили 3,3 трлн. рублей. Продолжается процесс старения долгов. Так, в общем объеме просроченной задолженности 74% кредиторской и 82% дебиторской приходится на задолженность со сроком неоплаты более трех месяцев против 69 и 70% в начале истекшего года.

В целом предприятиями области получено 505 млрд. рублей прибыли. Сальдированный финансовый результат сформировался следующим образом: 306 предприятий получили 859,7 млрд. рублей прибыли, 369 предприятий допустили убытки на сумму 354,7 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 1996 года прибыль предприятий указанных отраслей возросла на 9,9%, убытки — 18,3%. Удельный вес убыточных предприятий в общем числе возрос на 5,5 процентных пункта и достиг 54,7% [1].

1.2.    Попытка монополизации производства хлеба

Губернатор Владимир Сергеенков подписал распоряжение, которым продлил на 1998 год срок действия предельных торговых надбавок на хлеб и хлебобулочные изделия (согласно этому документу, юридические лица независимо от организационно-правовых форм собственности не могут установить надбавки на хлеб и хлебобулочные изделия свыше 20%, а на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта — свыше 25% [[2]]).

Чуть позднее губернатор утвердил состав Координационного совета по регулированию взаимоотношений между производителями зерна, переработчиками и предприятиями хлебопекарной промышленности. Председателем совета, в который вошли представители всех заинтересованных сторон, стал заместитель губернатора, председатель комитета сельского хозяйства, продовольствия и торговли А.Логинов [[3]].

А во второй половине января вышло распоряжение губернатора, усиливающее контроль за ввозом в область “чужого” зерна и муки. По сообщению пресс-секретаря губернатора, директорам хлебокомбинатов, АО “Кировхлеб”, ГУП “Кировхлебопродукт” рекомендовано при заключении договоров на поставку муки из других регионов России согласовывать объемы и условия поставок с комитетом сельского хозяйства областной администрации, а также с облпотребсоюзом. А главная рекомендация — “обеспечить при производстве хлеба и хлебобулочных изделий максимальное использование муки из местного зерна и перейти на прямые договорные связи с мукомольными предприятиями Кировской области, исключив посредников” [[4]].

По оценкам экспертов, идея выпекать хлеб только из вятской муки обречена на провал. Во-первых, “мучным” и “хлебным” бизнесом в области занимаются достаточно влиятельные предприниматели, которые, не в пример “водочным королям”, смогут договориться с властями, чтобы распоряжение действительно имело рекомендательный, то есть необязательный характер. Во-вторых, если даже губернатор Владимир Сергеенков проявит твердость характера и распорядится применять против ввозимого зерна такие же меры, как в свое время против ввозимой водки, то исполнить его волю будет чрезвычайно сложно, скорее всего невозможно, поскольку зерно и мука перевозится по железной дороге в вагонах. Следовательно, расставить милицейские патрули на железной дороге и приказать им просто не пускать составы с мукой и зерном, на наш взгляд, не представляется возможным. В-третьих, один из районов области решил подчиниться губернаторской воле и выпекать хлеб исключительно из местной муки. Результат — население перестало покупать хлеб местного хлебокомбината и привозит его из соседних районов.

1.3.    Банки

Администрация области и банк “Империал” подготовили проект соглашения о сотрудничестве. Проект предусматривает участие банка в обслуживании инвестиционных проектов на территории области по приоритетным отраслям экономики в реализации региональных и федеральных программ. Речь идет о конкретных объемах инвестиций и их адресной направленности: военно-промышленный, лесопромышленный, агропромышленный комплексы и газификация области [[5]].

В январе Кировский региональный филиал СБС-АГРО приступил к заключению кредитных договоров с сельскими товаропроизводителями за счет средств спецфонда льготного кредитования. По словам директора филиала Валерия Елькина, из фонда льготного кредитования Минсельхозпродом РФ выделено для селян области 128,6 млн. деноминированных рублей, в том числе на I квартал — 30,8 млн. рублей. В настоящее время от сельских ссудозаемщиков области в банк поступило 42 заявки на сумму 28,5 млн. рублей.

Сельские товаропроизводители через филиал Агропромбанка на проведение посевных и уборочных работ из Фонда льготного кредитования получили в прошлом году кредитов на сумму 63,4 млн. рублей.

По сообщению пресс-службы Кировского филиала СБС-АГРО, используя механизм конкурсного отбора, кредитный рейтинг предприятий, у банка появилась возможность открывать предприятиям АПК кредитную линию на целый год, обговорив с заемщиком лишь целевое использование средств, сроки выдачи и возврата денег [[6]].

1.4.    Фондовый рынок

29 декабря 1997 года состоялось заседание областной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ОКЦБ) совместно с аккредитованными профессиональными участниками фондового рынка — частными фирмами. Было принято решение о предоставлении аккредитации в том числе иногородним компаниям. По мнению председателя комиссии Валентина Первакова, если брокеры решили аккредитоваться и приняли условия ОКЦБ, значит, они намерены работать законно [[7]].

1.5.    Кирово-Чепецкий химкомбинат

В конце декабря 1997 года губернатор подписал распоряжение о создании полномочной комиссии по комплексной проверке финансово-коммерческой деятельности КЧХК. Комиссию возглавил зам. губернатора, глава департамента экономики Владимир Бакин. В состав комиссии вошли руководитель УФСБ по Кировской области Виктор Федосеев, руководитель областной налоговой инспекции Валерий Саблин [[8]]. В комиссию входит около 50 человек, среди них работники прокуратуры, ОЭП, УФСБ, налоговой инспекции, КРУ.

В середине января 1998 года, по сообщению пресс-секретаря губернатора, в дополнение к вышеуказанному распоряжению, губернатор утвердил рабочие группы по проверке отдельных направлений деятельности предприятия и план проведения комплексной проверки.

Газета “Наш вариант” так прокомментировала факт создания полномочной комиссии по комплексной проверке финансово-коммерческой деятельности КЧХК: “Видимо, руководство КЧХК во главе с Денисовым уж вовсе достало областную администрацию. И, вероятно, вся деятельность начальства химкомбината будет разложена по полочкам. Судя же по названию некоторых рабочих групп, можно догадываться о том, что особенно волнует губернатора. По слухам, КЧХК еще в начале девяностых годов заключил немало договоров с иностранными партнерами, а отдача от них невелика... А коль комиссии чаще всего создаются с целью поиска недостатков, то результаты областной проверки скорее всего будут не в пользу Денисова” [[9]].

В газете “Вятский край” опубликовано интервью с генеральным директором КЧХК Анатолием Денисовым. На вопрос о проведении аукциона по продаже акций комбината Денисов сказал следующее: “Российское правительство, чтобы гасить свои всевозможные долги, может взять деньги только от распродажи предприятий, еще держащихся на плаву. Эта участь, очевидно, ждет и химкомбинат. Было бы неплохо, если бы мы достались рачительному хозяину — отечественному, а не зарубежному. Когда приходит конкурент, он останавливает предприятие или поручает ему самую грязную работу... Борьба не закончена. У нас есть за что бороться и чем гордиться. Последняя выставка в Бахрейне, в которой принимали участие, еще раз показала, что нашими технологиями очень интересуются, с нами хотят сотрудничать” [[10]].

Долг по зарплате на комбинате составляет 30 млрд. рублей. Если химкомбинат сможет передать жилищный фонд в муниципальную собственность, то в срок до июня есть реальная возможность ликвидировать задолженность. В противном случае проблема выплаты по-прежнему будет сложной. Совет директоров принял решение с 1 января повысить тарифные ставки в полтора раза.

Денисов заявил: “В 1996 году у нас было 187 комиссий, в минувшем — и того больше. В поисках преступлений перевернули все наши бумаги. Считают, что генеральный директор — преступник, что у него счет за границей. Так пусть мне откроют эту страшную тайну, за какой он границей. Ведь каких только комиссий не было, а приезжают одни и те же лица. И если они просмотрели все документы 100 раз, неужели на 101-й что-то увидят? Нет тут никакого здравого смысла. Проверяющие постоянно отвлекают от работы наших специалистов, которые и так перегружены. Я уже передавал просьбу губернатору: пусть он все выяснит со мной. Но, видимо, на меня не хватает времени, хотя химкомбинат — единственное крупное работающее предприятие в области” [10].

В январе состоялось заседание арбитражного суда по рассмотрению апелляционной жалобы прокурора области Николая Ефремова, поскольку его требования были удовлетворены частично. Рассмотрения дела перенесено на 26 февраля 1998 года.

Ответчики по делу считают, что явных причин для переноса рассмотрения дела не имеется. Такое затягивание процесса возможно только с целью оттянуть время проведения аукциона по продаже 38% акций химкомбината, поскольку губернатор Владимир Сергеенков надеется на подписание указа о передаче 19% акций КЧХК в областную собственность. Газета “Вятский наблюдатель-2”, ссылаясь на источник в Министерстве государственного имущества, отмечает, что проект такого указа уже готов, но подписан не будет [[11]].

1.6.    Проблемы организации муниципальной торговли в Кирове

1.6.1.    МУП “Торг “Кировский”

Тема организации торговли по-прежнему остается самой злободневной в городе Кирове. Идея главы городской администрации Василия Киселева подвергнуть все муниципальные предприятия, и в первую очередь муниципальные магазины, аттестации, начала реализовываться еще в конце 1997 года. Аттестация на практике означает заключение контракта администрации с директором муниципального унитарного предприятия, а также регистрацию нового Устава предприятия. Депутаты городской Думы хотели вмешаться в этот процесс: требовали предоставить им типовой Устав муниципального унитарного предприятия для того, чтобы одобрить его на своем заседании. Однако сотрудники администрации, прежде всего управления (комитета) по делам муниципальной собственности, правового управления и отдела потребительского рынка и услуг, внесли на рассмотрение комиссии по собственности городской Думы проекты о внесении изменений и дополнений в положения о реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий. При этом в ходе рассмотрения данных проектов сотрудники администрации и депутаты городской Думы пришли к выводу, что данные изменения не нужны в принципе, поскольку администрацией осуществляется аттестация предприятий. В результате проекты так и не были рассмотрены, как, впрочем, и типовой Устав муниципального унитарного предприятия.

Ранее нами отмечалось, что перечень муниципальным магазинов, которые должны быть присоединены к Торгу “Кировский” по решению городской Думы, не совпадает с перечнем городской администрации, в соответствии с которым оно реально происходит. На очередном февральском заседании городской Думы планируется рассмотреть итоги работы Торга “Кировский” и внести изменения в ранее принятое решение Думы.

В последних числах января заговорили о скорой отставке генерального директора Торга “Кировский” Сергея Булычева, а в первых числах февраля пронесся слух о получении им взятки в размере 30 млн. рублей за передачу одного из зданий магазинов в аренду. В конце января было подписано распоряжение о предоставлении Булычеву очередного отпуска, а исполнение обязанностей генерального директора возложены на Владимира Кондакова — заместителя генерального директора Торга “Кировский”, который был переведен на эту должность 25 декабря 1997 года с должности директора муниципального магазина № 50. Из нескольких информированных источников нам стало известно: во-первых, правоохранительные органы никаких претензий лично к Булычеву не имеют, данными о факте получения им взятки не располагают; во-вторых, Булычев — достаточно сильная фигура, а самое главное — нужная главе городской администрации Василию Киселеву, поэтому пока Булычеву абсолютно ничего не угрожает. Поэтому факт его ухода в отпуск можно рассматривать только с одной стороны — желание администрации спасти Булычева от депутатского гнева.

На состоявшейся комиссии по собственности исполняющий обязанности генерального директора Торга “Кировский” В.Кондаков поразил депутатов уверенным выступлением, ясным выражением своих мыслей. Грамотно оперируя цифрами, Кондаков доказал членам депутатской комиссии, что Торг “Кировский” фактически кредитует бюджет. После убедительного доклада и ответов на вопросы народные избранники уже не обсуждали вопрос о целесообразности создания Торга “Кировский”, напротив, с готовностью выслушали предложение Кондакова рассмотреть вопрос о проведении взаимозачета между Торгом и бюджетом по аренде помещений, занимаемых магазинами. Стоит заметить, что арендная плата — значительный источник дохода местного бюджета, который удается получать реальными “живыми” деньгами. По нашим оценкам, такая лояльность к отдельно взятому предприятию нанесет существенный ущерб бюджету города Кирова.

Идея Кондакова менять вятский картофель, заблаговременно закупленный Торгом, на каменный уголь в Воркуте и на свежемороженую рыбу в Мурманске также была всецело одобрена депутатами городской Думы. Однако, по мнению наших экспертов, эту затею вряд ли можно назвать выгодной для города, поскольку себестоимость бартерных сделок значительно выше.

1.6.2.    Уличная торговля

Глава горадминистрации Василий Киселев перешел от слов к делу: на основании распоряжения от 23.01.98 за №144 “Об организации рынков на территории муниципального образования “город Киров” начался процесс ликвидации мини-рынков. Этим распоряжением Киселев утвердил Программу развития рынков в городе Кирове, которая по объему занимает чуть больше половины одной печатной странички, а по содержанию напоминает “черновой” неотредактированный вариант сообщения пресс-службы на тему уличной торговли. Владельцам мини-рынков предписывается в соответствии с Программой принять меры к своевременному освобождению земельных участков, а в случае неисполнения этого распоряжения владельцами мини-рынков главы районных администраций должны, во-первых, организовать вывоз оборудования с территории мини-рынков с последующим возмещением затрат на транспортировку и хранение с владельцев торгового оборудования; во-вторых, к владельцам мини-рынков за неисполнение решения применить статью 193-3 КоАП, согласно которой наступает административная ответственность — наложение штрафа в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Три владельца мини-рынков, которые были подвергнуты ликвидации в числе первых, направили письмо на имя председателя городской Думы. В нем, в частности, говорится: “... На основании данного распоряжения, которое выходит за пределы должностных полномочий главы администрации Кирова, была введена программа организации рынков. В этой программе ничего не сказано куда и когда мы должны были переместиться. О перемещении упомянуто лишь в схемах, которые составной частью программы не являются и подписаны не главой администрации, а начальником отдела потребительского рынка и услуг”. Далее в письме сообщается, что, не согласившись с распоряжением, владельцы мини-рынков обратились в Арбитражный суд. Однако администрация города, не дожидаясь решения суда, форсировала события и в ночь с 30 на 31 января торговые палатки были вывезены работниками Центрального рынка, хотя согласно тому же распоряжению, вывоз должен был производится силами администраций районов города.

2 февраля ликвидация четырех мини-рынков вызвала неожиданно большой резонанс в коридорах обладминистрации и силовых структурах. Насколько нам известно, губернатор Владимир Сергеенков одобрял идею главы администрации города Василия Киселева навести порядок на улицах города путем ликвидации мини-рынков. Не исключено, что на мнение губернатора повлияла личная встреча с владельцами разогнанных мини-рынков.

Неожиданно для Киселева прозвучало и выступление начальника УВД Алексея Розувана, который, по всей видимости, в жесткой форме потребовал восстановления ликвидированных мини-рынков. Более того, в официальном сообщении пресс-секретаря губернатора приводится цитата начальника УВД Алексея Розувана по данному поводу: “Мини-рынки образовались в местах традиционной стихийной торговли. Павильоны убрали, а торговля продолжается на земле. Надо вернуть мини-рынки, но ужесточить контроль за ними” [[12]]. Кстати, торговцы, выкупившие палатки и утром 31 января не обнаружившие их на своем месте, обратились в районный отдел внутренних дел с заявлением о краже личного имущества. Милиция заявления приняла и затребовала соответствующие объяснения.

Глава городской администрации Василий Киселев на оперативном совещании в городской администрации не скрывал своего возмущения по поводу такого резонанса. Более всего его возмутила позиция начальника УВД. Киселев сказал буквально следующее: “Если Алексей Михайлович сделает третье заявление, то мы им организуем мини-рынок вдоль забора УВД”. Впрочем, по мнению наблюдателей, если Киселев и в самом деле задумает так отомстить генералу, то у него ничего не получится, поскольку вдоль забора Кировского УВД ходит очень мало народу, следовательно, торговать там не выгодно.

2.    Социальные проблемы

2.1.    Демографическая обстановка

Несколько улучшилась общая демографическая ситуация: сохранилась на прошлогоднем уровне рождаемость, снизилась смертность населения, увеличилось число браков при уменьшении количества разводов.

По предварительным данным, численность населения области на 1 января 1998 года составила 1612,5 тыс. человек. Сокращение ее за год более чем на 11 тысяч человек (на 0,7%) обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся. Процесс снижения уровня смертности несколько уменьшил масштабы естественной убыли населения области, однако ее показатель остается высоким — 7 человек на 1000 населения, что выше среднероссийского на 40%. Превышение числа умерших над числом родившихся характерно для всех районов области.

В большей части положительная динамика смертности связана со снижением числа погибших от несчастных случаев, отравлений и травм. Самый высокий уровень смертности по-прежнему в Санчурском и Шабалинском районах.

Негативные изменения имели место по младенческой смертности: число умерших в возрасте до 1 года достигло 18 случаев на 1000 родившихся. Такого высокого показателя в области не было с 1987 года.

Впервые за 9 лет в области практически отсутствует миграционный прирост (в 1996 году он равнялся 1,8 тыс. человек). Миграционная активность к уровню 1996 года составила 89% [1].

2.2.    Занятость населения

Сохраняется тенденция сокращения числа граждан, занятых в промышленности, строительстве, на транспорте, в науке и научном обслуживании. В то же время численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к началу января нынешнего года снизилась по отношению к январю 1997 года на 13% и составила 49,8 тыс. человек. Это снижение в определенной степени связано с отказом по ряду причин части нуждающихся в трудоустройстве от поиска работы через центры занятости. По данным проведенного в октябре 1997 года обследования, только около половины ищущих работу обращается в государственную службу занятости.

Из общего числа зарегистрированных безработных 58,6% составляют женщины, 37,5% — молодежь в возрасте 16-29 лет. В сельской местности проживают около 29% зарегистрированных безработных, более года не могут трудоустроиться — 36,6%. Удельный вес официально зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения в целом по области на 1 января 1998 года был равен 6,3%, в г. Кирове — 2,9%. Сохраняется значительная дифференциация безработицы по районам области: наиболее высокий — в Афанасьевском районе (19,7%), а наименьший — в Подосиновском районе (3,0%) [1].

2.3.    Денежные доходы

Денежные доходы и начисленная заработная плата в реальном исчислении по сравнению с 1996 годом снизились. Меры, предпринятые в истекшем году органами власти и управления по погашению задолженности по выплате пенсий пенсионерам и заработной платы бюджетникам, значительно ослабили социальную напряженность, однако до конца проблема не была решена. В производственном секторе экономики области задолженность по заработной плате на 1 января 1998 года по сравнению с ее размером на 23 декабря 1996 года возросла более чем на 40% и составила 464 млрд. рублей [1].

3.    Протестная активность и погашение задолженности

5 января состоялась очередная конференция работников образования. Проблема — задержка заработной платы. Известно, что федеральные власти сдержали свое слово: по легендарному “Соглашению 50х50” последние деньги пришли еще 24 декабря 1997 года. Кстати, из всей суммы по этому соглашению (123 млрд. рублей) — город Киров не получил ни копейки. 30 декабря в область поступила дополнительная ссуда из федерального бюджета в размере 173 млрд. рублей — в соответствии с указаниями Президента России о том, что вне зависимости от наполняемости бюджетов субъектов Федерации все работники бюджетной сферы должны получить заработную плату. Из этой ссуды Кирову досталось чуть более 42 млрд. рублей.

По информации пресс-секретаря губернатора, в некоторых районах области выдача средств в погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы началось с опозданием по вине Кировского регионального филиала “Агропромбанка”, затянувшего переоформление расчетных счетов, а также из-за нерасторопности отдельных руководителей на местах. 8 января в адрес зампреда Правительства РФ Олега Сысуева и министра финансов Михаила Задорнова за подписью губернатора Сергеенкова были направлены телеграммы следующего содержания: “Задолженность по выплате заработной платы наличными деньгами работникам бюджетной сферы области полностью погашена” [[13]].

 

По данным заместителя председателя обкома профсоюза работников народного образования и высших учебных заведений Таисии Макеевой, на 8 января из 40 районов в 22 полностью погашены долги за 1997 год. В остальных 18-ти декабрьская зарплата выплачена не полностью. Например, в Омутнинском районе не погашено 45% месячного фонда, в Зуевском районе и городе Кирове — 30% [[14]]. В целом долг составляет 4 млрд. рублей. Учителя шести районов области — Вятско-Полянского, Кильмезского, Нолинского, Омутнинского, Орловского и Яранского заявили, что, если до 12 января долги не будут погашены, то они намерены объявить забастовку [[15]].

 

В середине января глава администрации города Василий Киселев и начальник управления образования В.Рычков встретились с забастовочным комитетом педагогических работников. По информации пресс-службы городской администрации, обе стороны отметили, что обещания погасить долг по заработной плате выполнены. Пособия на детей выплачены многодетным семьям. Глава администрации заявил, что, несмотря на сложности с бюджетом, в 1988 году 12 зарплат педагоги получат, постепенно будет гаситься долг по пособиям на детей и за книгоиздательскую продукцию. Обсуждались также вопросы финансирования системы образования и формы дальнейшего взаимодействия между забастовочным комитетом и администрацией города [[16]].

 

19 января облфинуправление направило в города и районы области 13 млн. 374 тыс. деноминированных рублей, предназначенных для погашения задолженности по выплате детских пособий неработающим родителям за октябрь‑ноябрь 1997 года [[17]].

 

На 20 января обкомом профсоюза работников народного образования было запланировано пикетирование здания областной администрации в поддержку Всероссийской акции протеста. Однако эту форму протеста в Кирове заменили встречей с представителями областной администрации — с заместителем губернатора Геннадием Пентеговым и главой департамента образования Анатолием Чуриным. По словам заместителя председателя обкома профсоюза работников народного образования и науки Таисии Макеевой, 16 января в районы области ушло еще 8 миллионов деноминированных рублей, а значит, задолженность за декабрь по зарплате будет ликвидирована [[18]].

Что же касается долга по детским пособиям, то он заложен в областной и районные бюджеты, дотации пойдут целевые, а долг по пособиям за 97-й год планируется погасить товарным покрытием. Таким же путем будет гаситься долг и по книгоиздательской продукции.

 

Работники Краснополянского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства в Вятских Полянах направили письмо в районную администрацию с предупреждением, что если им не погасят полугодовую задолженность по заработной плате до 1 апреля 1998 года, то они объявят голодовку [[19]].

 

В 20-х числах января в областных газетах появилась официальная информация пресс-секретаря губернатора области Валерия Фокина о том, как производилось погашение задолженности по выплате зарплаты бюджетникам. (В последнем обзоре за 1997 год мы сравнивали реальный процесс погашения долгов и комментарии представителей власти [[20]].)

В пресс-сообщении говорится, что после селекторного совещания, проведенного вице-премьером Олегом Сысуевым, с 9 по 11 декабря в Кировском областном финансовом управлении специалистом Минфина России была проведена проверка. Трудно судить о содержании акта проверки по нескольким цитатам, изложенным в пресс-сообщении, однако следует отметить, что, пользуясь тем, что проверка была проведена в первой половине декабря, а реальный денежный поток из федерального бюджета имел место во второй половине декабря, пресс-секретарь явно лукавит, когда пишет, ссылаясь на данный акт: “За период с 1 июля 1997 года направлено на погашение задолженности по заработной плате работников бюджетной сферы вместе с перечислениями в фонды всего 356 млрд. 322 млн. рублей, в том числе за счет собственных доходных источников бюджета области — 208 млрд. 648 млн. рублей, что составляет 58,5% от общей суммы погашенной задолженности” [[21]]. Кстати, согласно официальным данным казначейства, следует, что на момент окончания указанной проверки в область поступило почти 61 млрд. рублей в соответствии с “Соглашением 50х50”.

 

Таким образом, даже поверхностный анализ вышеизложенной хроники позволяет сделать предположение о том, что областные власти ведут “двойную бухгалтерию”. Федеральное правительство получило 8 января телеграмму за подписью губернатора о том, что задолженность по заработной плате погашена, а на самом деле только в 22 из 40 районов области к этому дню учителя получили декабрьскую зарплату.

4.    силовые структуры

4.1.    Пресс-конференция начальника УВД Алексея Розувана

Очередная пресс-конференция начальника УВД генерал-лейтенанта Алексея Розувана состоялась 21 января 1998 года. Основным итогом работы органов внутренних дел области в 1997 году является стабилизация криминогенной обстановки.

Произошло сокращение преступности с 13,8% (с 27723 до 23891). Уровень преступности на 10 тысяч населения сократился со 170 преступлений в 1996 году до 147 в прошлом. Снижение преступности отмечается в 37 районах области.

Сократилось число преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Меньше зарегистрировано умышленных убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, краж, поджогов.

Большинство результатов оперативно-служебной деятельности кировской милиции выше среднероссийских. Общая раскрываемость преступлений повысилась с 68,5 до 72,7% (по России — 72,2%).

Согласно данным опросов общественного мнения, проведенных как в Кирове, так и в районах области, в 1997 году укрепился авторитет милиции, доверие к ней со стороны граждан. По словам генерала, почти 50% респондентов в 1997 году выставили милиции положительную оценку, в то время как в 1996 году такого мнения придерживались только 36% респондентов.

Однако, по мнению Алексея Розувана, уровень преступности в области остается еще высоким. Ежесуточно в области регистрируется порядка 60 преступлений (половина — кражи). Каждые 6 часов происходит грабеж или разбой. Ежедневно милиция выявляет в среднем по 5 экономических преступлений и по 3 связанных с наркотиками.

4.1.1.    Организованная преступность

В 1997 году милиция выявила и раскрыла 198 преступлений, совершенных организованными преступными группами. В их числе 7 умышленных убийств, 6 похищений людей, 11 разбоев, 8 вымогательств, 6 грабежей, 117 краж, 15 преступлений в сфере экономики, 8 мошенничеств.

Пресечена деятельность 29 ОПГ общей численностью 189 человек, абсолютное большинство из них арестованы и привлекаются к уголовной ответственности, в том числе и 27 организаторов и подстрекателей.

У преступников изъяты оружие и боеприпасы, деньги и ценности на сумму около 1 миллиона деноминированных рублей, наложен арест на 11 автомашин.

По имеющимся данным, происходят изменения и в характере преступной деятельности группировок. Большая часть ОПГ переключилась на совершение преступлений в сфере экономики. 2 наиболее крупные ОПГ активно занимаются бизнесом в "теневой" экономике, вкладывая большие суммы "грязных" денег.

4.1.2.    Экономическая преступность

В истекшем году в условиях действия нового уголовного кодекса милиции удалось выявить 1663 преступления экономической направленности. Больше, чем в 1996 году, выявили преступлений, относящихся к категории тяжких, фактов взяточничества, хищений путем присвоения или растраты. Пресечено 106 преступных деяний против государственной власти, интересов государственной службы.

Проверено 18782 предприятия, осуществляющих производство, оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции. Выявлено более пяти с половиной тысяч административных правонарушений, изъято из оборота 314 тонн алкоголя. Сумма наложенных штрафов составила 1 миллион 240 тысяч деноминированных рублей, которые пошли в областной бюджет.

В ходе милицейских мероприятий выявлено 12 подпольных цехов по производству фальсифицированной водки. Приостановлено 316 лицензий на право торговли винно-водочными изделиями. Возбуждено 34 уголовных дела, связанных с незаконным оборотом алкоголя.

Возбуждено 211 уголовных дел по преступлениям, связанным с лесом. Только возмещенный по ним ущерб превысил полтора миллиона рублей в масштабе новых цен. Наиболее распространенным видом является незаконная порубка — 54 факта. Установлено и 45 хищений.

Сотрудники УЭП раскрыли 43 преступления в сфере приватизации и 333 факта криминала в финансово-кредитной системе.

Возбуждено уголовное дело против руководителей "Вятского народного банка", которые, злоупотребляя служебным положением, открыли депозитный счет на имя председателя правления с процентной ставкой в размере 1000% годовых, чем причинили значительный ущерб другим акционерам банка. Следствие продолжает работу.

4.1.3.    Преступления, связанные с наркотиками

В последнее время ситуация с наркобизнесом как по России, так и в Кировской области имеет тенденцию к резкому обострению. За 10 лет число преступлений, связанных с наркотиками, возросло в 12 раз, объем изъятого дурмана — в 810 раз. В 1997 году нами выявлено 1096 преступлений, связанных с наркотиками (это на одну треть больше, чем в предыдущем году).

Главные усилия направлены на своевременное выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в область, изобличение торговцев наркотиками, ликвидацию подпольных лабораторий.

Сотрудниками ОБНОНа и другими милицейскими службами выявлено 529 преступлений, связанных с изготовлением, хранением дурмана с целью сбыта (это в 2 раза больше, чем в 1996 году). Ликвидировано 15 подпольных лабораторий (в 1996 г. — 6).

У торговцев наркотиками и наркоманов изъято почти 3 тонны наркотических и сильнодействующих веществ, цена которых на "черном рынке" составляет более полутора миллионов деноминированных рублей. В 33 случаях наркотики изымались в особо крупных размерах.

Кстати, в сфере медицинского обслуживания выявлено два десятка таких преступлений, к уголовной ответственности привлечено 3 медработника.

4.1.4.    Прогноз развития преступности на 1998 год

На динамику преступности будут продолжать оказывать определяющее воздействие такие негативные социально-экономические факторы как сокращение производства, безработица, низкий уровень жизни значительной части населения. Возрастающее имущественное расслоение граждан может повлечь рост общеуголовной преступности (разбоев, грабежей, краж).

Распространенными останутся кражи цветных металлов, хищения из дачных и садовых домов. Серьезными факторами останутся наркомания и пьянство. Увеличится число экономических преступлений. В сфере организованной преступности продолжится процесс консолидации и в то же время устранения конкурентов.

Отсюда вытекают главные задачи милиции:

— во-первых, активная разработка и ликвидация организованных преступных группировок: необходимо подавить деятельность лидеров преступной среды, вокруг которых группируется криминальный элемент. Здесь будут использоваться все законные формы воздействия — от привлечения к уголовной ответственности за конкретные преступления до ликвидации финансовых корней, подпитывающих криминальные структуры;

— во-вторых, максимально полное раскрытие и выявление преступлений. Особое значение будет придаваться раскрытию особо тяжких преступлений, таких, как убийства и разбойные нападения. Для работы по убийствам уже сейчас совместно с прокуратурой созданы специализированные постоянно действующие оперативно-следственные группы. Для более эффективного раскрытия разбоев укреплены оперативные позиции в соответствующей криминальной среде, используется целый комплекс оперативно-поисковых мер: засады, ловушки и иные методы, положительно зарекомендовавшие себя на практике;

— в-третьих, предупреждение преступлений. Будут использоваться все законные меры воздействия от административных — для обеспечения общественной безопасности, до уголовно-правовых — для предупреждения тяжких бытовых преступлений. В частности, будет продолжена практику активного привлечения к уголовной ответственности семейных дебоширов за малозначительные преступления: побои, истязания, угрозу убийством.

В целях предупреждения заказных убийств отлаживается система наблюдения за взаиморасчетами юридических лиц. Это вызвано тем, что большинство заказных убийств является следствием невыполнения партнерских обязательств;

— в-четвертых, активное противодействие криминализации экономики. Основное внимание здесь будет уделяться борьбе с коррупцией, экономическим подкупом, хищениями государственной собственности. Наиболее жесткий контроль установлен за финансово-банковской сферой, внешнеэкономической деятельностью, приватизацией и расходованием бюджетных средств. Приняты дополнительные меры для наведения порядка на потребительском рынке. Ужесточен контроль за оборотом алкогольной и лесопродукции;

— в-пятых, повышение боеготовности подразделений, скорости реагирования милиции на преступления и происшествия;

— в-шестых, укрепление дисциплины и законности в рядах милиции. Активизируется работа по выявлению в рядах органов правопорядка коррумпированных лиц, сотрудников, связанных с криминальными структурами. При достоверно установленных фактах подобного рода эти лица немедленно увольняются из органов внутренних дел. Беспощадно увольняются из органов внутренних дел пьяницы, злостные нарушители дисциплины и законности. До каждого сотрудника доведено, что обеспечивать правопорядок способен только тот человек, для которого следование правовым и морально-этическим нормам — закон его жизни.

4.2.    Налоговая полиция

За 1997 год Управление федеральной службы налоговой полиции в ходе документальных проверок выявило 206 нарушений налогового законодательства, в том числе крупных и особо крупных — 57; доначислено в бюджет 208,6 млн. рублей; возбуждено 22 уголовных дела, осуждено судами 10 лиц; выявлено 6 фактов нецелевого использования бюджетных средств на сумму 63,2 млн. рублей.

С целью погашения недоимки наложено 368 административных арестов на имущество налогоплательщиков на сумму около 216,4 млн. рублей, реализовано на 65,9 млн. рублей. Совместно с ГНИ изъято наличных денежных средств в счет погашения недоимок на сумму 52,8 млн. рублей (суммы приведены в деноминированных рублях) [[22]].

4.3.    Кировская таможня

По данным пресс-службы Кировской таможни, увеличилось количество участников внешнеэкономической деятельности. Если в 1996 году их было 476, то в 1997 стало 771. Кстати, право на внешнеэкономическую деятельность имеют около 1,5 тысячи хозяйствующих субъектов, причем их количество возросло за счет оформления товаров частными предпринимателями (то есть без образования юридического лица), ввозившими автотранспортные средства.

Торговыми партнерами области в течение 1997 года являлись 69 стран. Основными странами-контрагентами по экспорту товаров были Китай, Италия, Венгрия, Франция. Ввозился товар с Украины, из Словакии, Германии, Финляндии. Как положительный признак отмечается то, что произошло сокращение объема бартерных операций.

По оценкам начальника Кировской таможни Михаила Лазарева, им удалось выполнить поставленные задачи по формированию доходной части федерального бюджета и фонда развития таможенной системы. В доход федерального бюджета направлено более 52 млрд. рублей и около 50 млрд. рублей — в фонд развития таможенной системы.

Обращено в федеральную собственность продовольственных товаров, транспортных средств, текстильных и других изделий на сумму около 800 млн. рублей. В связи с невозможностью реализации из-за отсутствия сертификатов безопасности, потери качества и других причин уничтожено товаров на сумму около 41 млн. рублей. Городскому центру социальной помощи семье, городскому совету ветеранов войны и труда, школам-интернатам области безвозмездно передано продуктов почти на 26 млн. рублей.

Эффективность работы таможни подтверждается цифрами: доход в расчете на одного работающего составил 450,4 млн. рублей, а расход — 21 млн. рублей. Среди таможенных постов наиболее рентабельно сработал Кирово-Чепецкий, коэффициент доходности составил 9,6.

Начальник Кировской таможни Михаил Лазарев отметил в своем докладе во время подведения итогов работы за 1997 год, что, несмотря на достигнутые результаты, есть негативные факторы, препятствующие повышению результативности работы таможни по пополнению федерального бюджета. Среди них — отсутствие необходимого количества средств вычислительной техники. Для повышения уровня и качества работы по взысканию штрафов, связанных с нарушением таможенных правил, необходимы дополнительные штатные единицы.

В августе 1997 года в Кировской таможне была проведена комплексная инспекторская проверка Поволжским таможенным управлением. Комиссия отметила, что в таможне создан здоровый работоспособный коллектив. Деятельность всех структурных подразделений таможни по выполнению задач и функций признана удовлетворительной [[23]].



Источники

[1]. Кировский областной комитет государственной статистики. Противоречивые результаты // Вятский край. — Киров, 1998. — №17. — 28 января. — С. 5-6.

[2]. Пресс-секретарь губернатора Фокин В. // Вятский край. — Киров, 1998. — №3. — 7 января. — С. 1.

[3]. Совет по хлебу // Вятский край. — Киров, 1998. — №8. — 15 января. — С. 1.

[4]. Свой хлеб вкуснее // Вятский край. — Киров, 1998. — №12. — 21 января. — С. 1.

[5]. Королева Н. Союз банкира и администрации // Кировская правда. — Киров, 1998. — №16. — 27 января. — С. 2.

[6]. Пресс-служба Кировского филиала СБС-АГРО. Вятские аграрии получат льготные кредиты // Вятский наблюдатель-2. — Киров, 1998. — №7. — 28 января. — С. 4.

[7]. Бахтина М. Фондовиков к новому году аккредитовали // Вятский наблюдатель-2. — Киров, 1998. — №1. — 7 января. — С. 3.

[8]. КЧХК под колпаком полномочной комиссии // Наш вариант. — Киров, 1998. — №1. — 1 января. — С. 2.

[9]. Андреев В. Над Денисовым сгущаются тучи? // Наш вариант. — Киров, 1998. — №4. — 22 января. — С. 2.

[10]. Бажина Л. “Пусть откроют мне страшную тайну...” // Вятский край. — Киров, 1998. — №16. — 27 января. — С. 2.

[11]. Бахтина М. Прокурор требует от КЧХК экологическую программу // Вятский наблюдатель-2. — Киров, 1998. — №7. — 28 января. — С. 4.

[12]. Пресс-секретарь губернатора Фокин В. Разные мнения по поводу мини-рынков // Вятский край. — Киров, 1998. — №23. — 5 февраля. — С. 3.

[13]. Пресс-секретарь губернатора Фокин В. Задолженность погашена // Вятский край. — Киров, 1998. — №5. — 10 января. — С. 1.

[14]. Королева Н. Долги выплачены — должок остался // Кировская правда. — Киров, 1998. — №6. — 10 января. — С. 1.

[15]. Якубович В. Долги заплатили. Но не все и не всем // Вятский наблюдатель-2. — Киров, 1998. — №3. — 14 января. — С. 2.

[16]. Пресс-служба городской администрации. Мэр и забастком // Вятский край. — Киров, 1998. — №11. — 20 января. — С. 1.

[17]. Пресс-секретарь губернатора Фокин В. Пришло время детских пособий // Вятский край. — Киров, 1998. — №12. — 21 января. — С. 1.

[18]. Шаг навстречу // Вятский край. — Киров, 1998. — №12. — 21 января. — С. 1.

[19]. На грани голодовки // Вятский край. — Киров, 1998. — №16. — 27 января. — С. 1.

[20]. Мельникова Н. Кировская область в декабре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №12 (71).

[21]. Пресс-секретарь губернатора области Фокин В. Что установила проверка // Кировская правда. — Киров, 1998. — №11. — 20 января. — С. 2.

[22]. Пресс-группа УФСНП по Кировской области. УФСНП: итоги 1997-го // Вятский край. — Киров, 1998. — №19. — 30 января. — С. 2.

[23]. Пресс-служба Кировской таможни. За цифрами — весомый вклад // Кировская правда. — Киров, 1998. — №16. — 27 января. — С. 1.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)